Меню

108 минут над землей полет в космос

108 минут над землей полет в космос

59 лет назад весь мир облетело сообщение ТАСС, начинающееся словами: «12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник „Восток“ с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника „Восток“ является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич».

Космический полет Гагарина длился 108 минут. В наши дни, когда совершаются многомесячные космические экспедиции, такое время полета кажется незначительным. Но в 1961 году каждая из этих минут была открытием неизвестного. Полет Юрия Гагарина доказал, что человек может жить и работать в космосе.

От первых пилотируемых кораблей и орбитальных станций к многоцелевым пилотируемым орбитальным комплексам — такой сложнейший путь прошла российская пилотируемая космонавтика за 59 лет. Нам действительно есть чем гордиться, во многом благодаря космосу наша страна заняла лидирующие позиции в мире по ряду высокотехнологичных направлений.

9 апреля 1962 года в ознаменование первого в мире полёта человека в космос был подписан Указ Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик о праздновании Дня космонавтики. Позднее согласно протоколу 61-й Генеральной конференции Международной авиационной федерации, состоявшейся в ноябре 1968 года, и решению Совета Международной авиационной федерации, принятому 30 апреля 1969 года, по представлению Федерации авиационного спорта СССР праздник приобрел международное значение и получил название Всемирный день авиации и космонавтики.

Источник

108 минут над Землей, открывшие двери в новую эпоху: как Юрий Гагарин космос покорил

Почти 60 лет назад человечество вступило в новую космическую эру. В этот день советский космонавт Юрий Гагарин совершил первый полет в космос.

12 апреля 1961 года навсегда войдет в историю как день, когда человечество шагнуло в новую эпоху – космическую эру. В этот день советский летчик-космонавт Юрий Гагарин на корабле «Восток – 1» совершил первый полет в космос, длившийся 108 минут.

Космический корабль стартовал с космодрома «Байконур» в 9 часов 07 минут по московскому времени. Широко известно, что во время старта Гагарин воскликнул: «Поехали!». Однако мало кому известен возглас главного конструктора ракеты Сергея Королева. «Только бы слетал и вернулся живым!» – сказал он, провожая глазами ракету-носитель.

© Sputnik / А. Свердлов Последние напутствия главного конструктора Сергея Павловича Королева (справа) Юрию Гагарину перед стартом

Но вот Гагарин достиг земной орбиты, став первым человеком, увидевшим Землю из космоса. «Наблюдаю облака над землей, мелкие, кучевые. И тени от них. Красиво, красота», – сообщил космонавт. Гагарин к тому моменту уже пролетел над Южной Америкой и Африкой и постепенно готовился к приземлению.

Особой программы у него было – его задача была просто облететь вокруг планет и успешно приземлиться. Но Гагарин экспериментировал: он пробовал есть и пить, делать записки карандашом, находясь в состоянии невесомости.

Последний раз Юрий Гагарин вышел на связь в 10 часов 23 минуты. Он сообщил, что полет проходит успешно, его самочувствие отличное, а все системы работают хорошо. На этом запись оборвалась. Через 22 минуты космонавт приземлился вблизи деревни Смеловка Терновского района Саратовской области.

Вот как вспоминал тот день, 12 апреля, летчик-космонавт, дважды герой СССР Алексей Елисеев:

«О полете Гагарина я услышал по радио. Несмотря на то, что о подготовке полета мне было давно известно, сообщение произвело на меня впечатление взорвавшейся бомбы. Я не знал заранее ни даты старта, ни фамилии космонавта. И вот свершилось! Человек в космосе! Летит над Землей! Один в этом бескрайнем безжизненном пространстве! Какая фантастика!»

«Едва ли кто-нибудь может представить себе, что у него сейчас в душе. Восторг от того, что он ощущает и видит? Торжество сбывшейся мечты? Радость личного подвига? Или что-то еще? Наверное, последнее время он жил мыслями об этом полете. И не изучение корабля или парашютные прыжки заполняли его внутренний мир, а что-то более сильное. То самое, что подвигло его на полет. Ведь он, будучи совсем молодым, понимал, что реально рискует своей жизнью, но тем не менее решился и достиг цели!» – поделился Елисеев.

Американский астронавт Нил Армстронг, ступивший первым на Луну, как-то заявил, что земляне будут в космосе, входя через ту дверь, которую открыл Гагарин.

Читайте также:  Реестр земель 7 букв сканворд

Подписывайтесь на Baltnews в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нам в Facebook

Источник

108 минут Юрия Гагарина! В 1961 г. сбылась самая фантастическая и дерзкая мечта человечества — полет в космос! Как это было…

12 апреля 1961 сбылась самая фантастическая и дерзкая мечта человечества — полет в космос. Старший лейтенант Юрий Гагарин на корабле «Восток-1» облетел Землю на высоте 302 километра со скоростью около 28 тысяч километров в час.

Полет Гагарина длился всего 108 минут. Но эти минуты перевернули весь мир, все представления о возможном невозможном. Далекий и неведомый космос заговорил! Заговорил по-русски. Планета рукоплескала Гагарину, советским ученым и конструкторам, триумфу великой страны. «Всем показана цель. Не придется ли теперь начать летоисчисление с того дня, когда человек одним прыжком поднялся выше пределов воображения?» — сказал тогда французский писатель Луи Арагон.

Всего за 108 минут жизнь Юрия Гагарина перестала ему принадлежать. Буквально каждая минута — от рождения и до самой смерти — стала частью легенды о великом советском человеке, который первым полетел в космос.

За девять месяцев до легендарного полета отборная шестерка летчиков встретилась с академиком Королевым. Он показал первый космический корабль. Все сгрудились у серебристо-белого шара диаметром около двух с половиной метров. Королев спросил: «Есть желающие познакомиться с кабиной?»

«Разрешите?» — сделал шаг вперед Юрий Гагарин. Снял ботинки и в носках поднялся по стремянке к люку… Сергей Павлович подтолкнул локтем своего заместителя: «Этот, пожалуй, и полетит первым».

Юрий Гагарин прекрасно понимал, что вернуться из полета к звездам можно на колеснице славы, но так же легко превратиться и в летающий саркофаг. Поэтому он оставил письмо жене Валентине: «В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться». Вот так просто. Это письмо Валентине Ивановне передали семь лет спустя. Уже после трагической гибели мужа в 1968 году.

На первой гагаринской фотографии после приземления — осунувшееся лицо, усталые глаза. 108 минут — не один миг.

Почему первый полет человека в космос состоялся именно 12 апреля? Во многом потому, что старт американца Шепарда был назначен на конец апреля. Соревнование между Советским Союзом и США было очень жестким. И Главный конструктор спешил: он не имел права отдавать первенство в космосе заокеанским коллегам…

«Спешить» — не значит быть первыми «любой ценой». Хотя риск, действительно, был огромный. Из семи полетов кораблей «Восток» до Гагарина лишь три были успешные. А на Землю вернулись — два. «Но по уровню наших знаний и наших возможностей для безопасности полета было сделано все. Больше просто придумать уже не могли, — говорит ведущий конструктор космических кораблей «Восток» Олег Ивановский (кстати, во время Великой Отечественной войны он служил в одном из подразделений СМЕРШа — ред.). Последний, кто закрывал крышку люка за Гагариным.

Сейчас это трудно понять, но тогда все были озабочены одной проблемой: что будет? Вынесет ли человек невесомость? Не пострадает ли его психика? И ответов на большинство вопросов не знали даже ведущие специалисты.

Трудно сказать, узнаем ли мы когда-нибудь абсолютно все детали того полета. Оказывается, первый старт едва не сорвался из-за технической неполадки. Пока спецы разбирались, Юрий тихонько насвистывал: «Родина слышит, Родина знает…»

А из рассекреченного не так давно доклада первого космонавта на заседании Государственной комиссии стало известно: десять из 108 минут Юрий Гагарин находился на краю гибели. Спускаемый аппарат не отделялся от космического корабля.

Народу твердили, что «программа полета выполнена полностью, все системы корабля работали нормально”. А на деле, как теперь выясняется, возвращение Гагарина с орбиты происходило на грани его человеческих возможностей.

В нужный момент не произошло разделения корабля и спускаемой капсулы. Более десяти минут космонавта мотало в разных плоскостях, а он не докладывал на Землю о таком, по его выражению «кардибалете». Но в уме прикидывал, чем это может обернуться, хватит ли территории СССР на случай неуправляемого снижения и аварийной посадки — чтобы не в океан или, того хуже, в Японию… Могла не сработать катапульта, и удар о землю в металлическом шаре неминуемо грозил Гагарину гибелью.

Читайте также:  Девочка земли это сказка или пересказ

Но в конце концов спускаемый аппарат отделился. И катапульта сработала как надо. Однако о том, что приземлился первый космонавт отдельно от спускаемого аппарата, было решено умолчать. И эта маленькая неправда, которую раз за разом вынужден был повторять Юрий Алексеевич, независимо от его желания и воли, обрастала другими небылицами и пропагандистскими мифами, что сочиняли во славу побед исключительно советской космонавтики рулевые со Старой площади. Видя, понимая, но не желая признавать очевидных достижений США в области пилотируемой космонавтики.

Первому космонавту пришлось пережить и еще одно испытание — после полета его тяготила жесткая опека «сверху». Чтобы заночевать у родственников, он должен был брать разрешение у Каманина. Иногда все это чертовски надоедало, и он позволял себе озорные мальчишеские выходки. Его любили таким, каким он был, видели в нем «своего»…

Мало кто знает, что еще в 1964 году Юрий Гагарин одним из первых предложил восстановить разрушенный большевиками храм Христа Спасителя. И прозвучало это не где-нибудь — на заседании пленума ЦК. Мотив у Гагарина был очень простой: нельзя поднимать патриотизм, не зная своих корней. Рассказывают, реакция была потрясающая, раздались бурные аплодисменты. Президиум, конечно, был серьезно напуган, но ничего сделать против Юрия Алексеевича они, разумеется, не могли.

Полет Гагарина в космос предопределил будущее не одного поколения землян. Перед людьми открылась дорога за пределы того, что принадлежит Земле. Дорога в новый мир. И теперь это — уже навсегда. Как сказал американский астронавт Нейл Армстронг, земляне будут в космосе, входя через ту дверь, которую открыл Гагарин.

Позже Гагарин рассказал нам следующую историю. Как деревенский паренек, о королях и королевах он знал только по сказкам. А тут королева после официального приема пригласила его на ланч. Юра рассказывал: ему настолько хотелось убедиться, что это живая королева, что под столом он потрогал королеву чуть выше колена. Та улыбнулась и продолжала пить кофе. Леша Леонов тогда изрек: «Юра, ты травишь!». Гагарин не стал ничего доказывать.

Когда я стал писать мемуары, то вспомнил об этом рассказе и мне захотелось проверить, шутил ли Юра. В английских газетах, освещающих его визит, сообщалось, что королева высказала восхищение героизмом Гагарина и даже нарушила протокольную часть. Она восторженно подошла к космонавту и стала его тискать руками. Кроме того, королева сфотографировалась с Гагариным, чего ей по статусу не положено было делать, поскольку тот был из простолюдинов. Но королева вышла из этого положения, сказав, что Гагарин, слетав в космос, стал небесным человеком.

руководитель медико-психологической подготовки космонавтов в Звездном

Источник

Космический урок русского, или 108 минут, открывшие дорогу в космос

В «космической истории» земной цивилизации наша страна занимает достойное место. В 1957 г. мы запустили на орбиту первый искусственный спутник Земли, спустя четыре года наш соотечественник Юрий Гагарин совершил первый в истории космический полет. Этот день, 12 апреля 1961 г., стал настоящим праздником для всего человечества. С него, собственно, и началось освоение космического пространства

Конечно, сам полет был лишь вершиной айсберга – за ним стояли огромные материальные вложения и колоссальный труд сотен талантливых ученых, инженеров и конструкторов, имена которых десятилетиями были засекречены. Вклад Сибирского отделения Академии наук, образованного всего за полгода до запуска первого спутника, в организацию космических полетов был еще невелик. Тем не менее одну необычную задачу, вставшую перед конструкторами первого пилотируемого корабля, сибирские исследователи помогли решить. Чтобы первый путешественник в космосе смог произнести свое знаменитое «Вижу Землю!», в конструкции корабля нужно было предусмотреть «окно» – стеклянный иллюминатор. Но каким должно было быть это стекло, какой толщины, чтобы выдержать возможное попадание метеоритных частиц?

Главный конструктор С. П. Королев обратился за помощью к академику М. А. Лаврентьеву, одному из вдохновителей и организаторов СО АН СССР. Для проверки прочности стекло нужно было «обстрелять» мелкими частицами с весом около одного грамма и скоростью 10—12 км/с. К тому времени Лаврентьев уже выдвинул и обосновал гидродинамическую теорию кумуляции, согласно которой при кумулятивном взрыве частицы металла ведут себя как жидкость. Сформированная им команда из молодых ученых под руководством будущего академика В. М. Титова предложила использовать для испытания кумулятивные струи, в результате чего удалость достигнуть рекорда скорости частиц – 15 км/с!

Читайте также:  Столицы земель в австрии

Испытанное таким способом стекло успешно выстояло. Конечно, два великих человека – Королев и Лаврентьев – при этом сильно рисковали, не говоря уже о самом космонавте, ведь никто не мог поручиться, что на пути корабля не попадутся метеоритные частицы с большим весом и скоростью. К счастью, все обошлось, и человек впервые в истории смог своими глазами увидеть, как прекрасна наша планета из космоса. Кстати сказать, этот способ разгона частиц с большими скоростями успешно используется и по сей день.

В дальнейшем сибирские институты активно включились и в другие исследования по космической тематике. Например, в Институте теоретической и прикладной механики занимались влиянием газовых струй реактивного двигателя на элементы стартовых устройств. Не менее важную задачу – расчет траекторий спутниковых систем – решали сначала в новосибирском Вычислительном центре, а потом и в ВЦ, специально созданном в городе Иркутске.

За прошедшие полвека ситуация с космосом значительно изменилась. Сейчас в освоении околоземного пространства можно выделить три главных направления. Первое и, к сожалению, пока неизбежное – «военное». Второе – «промышленный космос» с огромным диапазоном деятельности: от создания спутниковых систем навигации и мониторинга климата до спутникового телевидения. Бурное развитие этих направлений порождает совершенно неожиданные проблемы, например появление так называемого «космического мусора» – отслуживших свою службу космических аппаратов и их обломков. Третье, наиболее сложное и спорное направление космических исследований, – это «дальний космос». Полеты на другие планеты требуют огромных вложений, поэтому неудивительно, что США и Россия пока приостановили реализацию этих программ, хотя работы в этом направлении не прекращаются.

Каковы ближайшие перспективы в космической отрасли? В первую очередь, необходимо добиться значительного снижения расходов по доставке грузов на орбиту, сегодня составляющих около 10 тыс. дол./кг. Это слишком дорого, чтобы развернуть в космосе, к примеру, производство новых материалов. Снизить затраты можно благодаря созданию специальных возвращаемых аппаратов с самолетной или автоматической посадкой.

В свое время наша страна вывела на орбиту первую станцию, где космонавты приобрели опыт длительного существования в условиях реального космоса. Эстафету приняла МКС – международная космическая станция, где сегодня бок о бок работают исследователи разных стран. В Китае, напротив, предпочитают полагаться только на собственные силы. И все-таки стратегическая линия освоения ближнего и, особенно, дальнего космоса лежит в объединении интеллектуальных и материальных ресурсов развитых стран мира, как это было сделано при реализации такого масштабного научно-исследовательского проекта, как Большой адронный коллайдер.

…Полвека назад, после полета Юрия Гагарина, дети стали играть не в «войну», а в «космос», а молодые люди – мечтать о летном училище как первой ступеньке в команду космонавтов. Первые восторги давно поутихли, но извечная тяга к звездам продолжает волновать молодые умы. И сегодня у молодежи гораздо больше возможностей осуществить свои мечты.

Уже в конце 1960-х гг. многие технические вузы нашей страны создавали и запускали на орбиту соб­ственные малогабаритные космические аппараты. Позже эпицентр создания «студенческих спутников» переместился в США. Десять лет назад студенты и преподаватели Стэнфордского университета разработали концепцию космических модулей весом не более килограмма, которые можно собрать из стандартных электронных компонентов. Сейчас идеология «малой космонавтики» распространяется по всему миру.

Для запуска таких миниспутников не требуется отдельная ракета-носитель – они являются частью полезной нагрузки при плановых запусках ракет. Учебные космические технологии широко используются при подготовке специалистов для ракетно-космической отрасли. Такая возможность появилась и у студентов физфака Новосибирского государственного университета благодаря поддержке красноярского ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева.

Надо сказать, из желающих участвовать в запуске на орбиту собственного спутника выстроилась целая очередь. И это отрадно, поскольку, как показывает история, дерзкий ум молодых способен рождать прорывные идеи. Кто знает – может, именно из этих нынешних студентов вырастут новые Королёвы и Кондратюки?

Редакция журнала выражает благодарность сотрудникам Отдела периодики ГПНТБ СО РАН (Новосибирск) за помощь в подготовке публикации

Источник

Adblock
detector