Меню

13 рынок земли экономические проблемы использования земли

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

РЫНОК ЗЕМЛИ: ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В широком понимании этого слова фактор земля означает все используемые в производственном процессе естественные ресурсы. Значение природных ресурсов велико в отраслях экономики, так как любая отрасль использует их в качестве сырья, топлива и энергии, они же служат базой разнообразных полуфабрикатов, т.е. рукотворных ресурсов. Все это вызывает необходимость изучения природных ресурсов и их рынка.

Классифицируя природные ресурсы по одному из признаков, можно подразделить их на возобновляемые и невозобновляемые.

Возобновляемые природные ресурсы – это ресурсы, которые по мере расходования воспроизводятся под действием природных процессов или сознательных усилий человека (солнечная энергия, круговорот воды в природе, поддержание растительностью уровня кислорода в атмосфере; плодородие почвы и т.д.).

Невозобновляемые природные ресурсы – это ресурсы, которые после полного их исчерпания вернуть невозможно (в первую очередь сюда относятся полезные ископаемые).

Рынки невозобновляемых и возобновляемых ресурсов имеют значительные отличия. Если экономический механизм функционирования первых связан главным образом с ограниченностью запасов любого невозобновляемого ресурса, то для вторых центральную роль играют рентные отношения, складывающиеся в процессе долговременного использования возобновляемого ресурса.

Сердцевиной экономической теории рынка возобновляемых ресурсов является теория рынка земли в узком понимании этого слова, которая и будет рассмотрена в данной работе: под “землей” будет подразумеваться только поверхность почвы, которую можно использовать либо для земледелия, либо для строительства зданий и сооружений.

Таким образом, цель работы – изучить рынок земли РФ, его особенности и проблемы регулирования.

В данной работе необходимо будет выполнить следующие задачи:

— рассмотреть понятие рынка земли в целом;

— изучить процессы формирования спроса и предложения на рынке земли:

— изучить понятие ренты, виды ренты, выявить отличие ренты от арендной платы;

— определить, что является ценой земли и как она рассчитывается.

— рассмотреть основные документы земельного законодательства РФ;

— используя статистические данные, данные кадастровых

Одним из главных факторов производства является земля. Под землей как ресурсом понимается не только сама земля, но и все природные богатства, находящиеся на ней.Особенность рынка земли. Особенностью этого рынка является ограниченность (иногда и невозможность) воспроизводства. В силу ограниченности данного ресурса собственность на землю является самым доходным видом собственности. Экономическая реализация данного вида собственности чаще всего производится не путем ее продажи, а через сдачу в аренду и получение дохода в виде ренты. Рента – это плата за пользование землей.Проблемы рынка земли. При огромном земельном потенциале России широкомасштабная платная приватизация земли сдерживается низкой платежеспособностью российских граждан и предприятий. Попытки решить эту проблему через бесплатную передачу или через выпуск земельных приватизационных чеков тоже чреваты серьезными отрицательными последствиями. Массовых спекуляций землей и земельными чеками при этом не избежать. Имущественные права на землю через некоторое время будут сосредоточены в руках крупных банков и иностранных юридических лиц.На первом этапе как в аграрном, так и промышленном секторе в качестве основной формы землепользования может быть сохранена аренда земли с правом ее последующего выкупа, с контролем государственных органов за ее использованием.Одновременно должны целенаправленно изыскиваться земельные резервы для решения ключевых задач, таких как жилищное и дачное строительство, пригородное садоводство, фермерство, промышленное и иное строительство. Для создания таких резервов должны быть разработаны и узаконены процедуры изъятия земель у убыточных колхозов и совхозов с объявлением их банкротами,изъятия земель у тех предприятий и организаций, которые не обеспечивают нормативных сроков освоения предоставленных им ранее для строительства или иных целей площадок. Именно эти земли должны стать тем источником открытой аукционной и конкурсной продажи, которая будет реально наполнять федеральный и местный бюджет не символическими суммами или приватизационными чеками, а полновесными деньгами.Целевое назначение рынка труда Земля как непременный фактор производства имеет ряд существенных особенностей:1) ограниченность земельных участков;2) зависимость эффективности их использования от местоположения, природных свойств, рельефа местности;3) особенности и в правовом режиме использования земель, включая их назначение, обременения и ограничения в их использовании.По своему целевому назначению земли обычно делятся на семь категорий:1) земли населенных пунктов;2) сельскохозяйственные;3) промышленности;4) природоохранные;5) водного фонда;6) лесного фонда;7) запаса.Налог на землю. Чем выше стоимость земли, тем больше сумма налога на нее. Именно из этого налога, поступающего в местный бюджет, оплачивается строительство дорог, создание инфраструктур и многое другое.Если собственник не в состоянии эффективно использовать свою недвижимость, то налог оказывается чрезмерно велик. Недвижимость приходится продавать. Старый владелец получает за нее рыночную стоимость, кто-то другой будет готов к уплате высокого налога, обеспечив более эффективное использование.

Буга А.В., Кудряшов В.С.. Основы экономической теории: учебное пособие / под. ред. А. В. Буги. -М.,2017. — 282 с.. 2017

Источник

Рынок земли в современной экономике и особенности его становления в России

Введение

Отличительной особенностью земли как экономического ресурса является ее конечность, поскольку она неподвижна, в отличие от капитала.

Именно проблема частной собственности легла в основу возникновения рынка земли, потому что с одной стороны есть владельцы земельных ресурсов, а с другой стороны люди, владеющие деньгами и желающие вложить свои деньги и труд в использование земли и стать предпринимателями. Владельцы земли предлагают свои участки в аренду и таким образом формируют предложение земли. Потенциальные пользователи сельскохозяйственных земель (арендаторы) вступают в переговоры об аренде земли и тем самым формируют спрос на землю, создавая аграрные отношения в обществе. Роль землевладельца может взять на себя частное лицо, государство или фирма. Арендатор, предприниматель, получающий обычную прибыль, является землепользователем. Иногда функции землевладельца и землепользователя совпадают, такая ситуация возникает, когда землевладелец управляет своей землей или когда землепользователь стал собственником этой земли.

Проблема совершенствования правового регулирования земельных отношений в России в последнее время стала одной из самых актуальных и широко обсуждается не только среди юристов, законодателей и политиков, но и в обществе в целом. Мнения сторон, участвующих в дискуссии, порой противоречивы, но все сходятся в одном: действующее законодательство о земле не отвечает современным потребностям регулирования земельных отношений, поскольку Россия перешла на качественно новые отношения, следовательно, изменилось отношение к земле. Существует множество нововведений, одним из которых, например, является свободная продажа и покупка земли.

Основным национальным ресурсом является земля. Земля, особенно сельскохозяйственная свободный рынок не является обязательным, во всех странах вводятся определенные ограничения, чем ценнее земля, тем больше ограничений. Практика землепользования в России показала, что отсутствие таких ограничений, особенно в природно-рекреационных зонах и населенных пунктах, привело к такому явлению, как огромный теневой рынок земли.

Россия — одна из немногих стран мира, которая обладает уникальной земельной территорией, но на сегодняшний день не имеет специализированной системы землепользования. Таким образом, вопросы, касающиеся функции и использования земли, отвечают общественным интересам.

Общие положения земельного рынка

Рынок земли — это сфера товарного оборота земли, которая может быть использована либо для сельского хозяйства, либо для строительства зданий, сооружений и инфраструктуры. Следует отметить, что под рынком земли понимается оборот земли, который включает как прямую куплю-продажу земли, так и другие операции с землей (аренда земли).

Земля как экономический ресурс имеет ряд особенностей. Во-первых, земля не имеет себестоимости производства. Земля существует как природный объект. Это бесплатный и невоспроизводимый дар природы. Во-вторых, земля ограничена. Все остальные экономические ресурсы (труд и капитал) также ограничены, но их можно сохранить или увеличить. Изменение размеров земли не под силу человечеству.

Поскольку объем совокупного предложения земли не может быть увеличен в любой момент времени, кривая не является эластичной по отношению к предложению земли. Это означает, что предложение земли не может быть увеличено даже при значительном росте цен на землю. Тем не менее, следует иметь в виду, что предложение земли может измениться в долгосрочной перспективе. Например, сельскохозяйственные земли могут быть потеряны из-за нерационального использования природных ресурсов. Из-за эрозии в сельскохозяйственном производстве ежегодно в мире теряется 6-7 млн. га в результате заболачивания и засоления.

Это означает, что на кривой краткосрочное предложение является вертикальной линией, а долгосрочное предложение — наклонной линией (слева).

Земля может использоваться как в сельскохозяйственных, так и в несельскохозяйственных целях (земля используется под жилье, инфраструктуру, промышленные здания и т.д.).

Общий спрос на землю состоит из сельскохозяйственного и несельскохозяйственного спроса: DN = D1 + D2, где DN — общий спрос на землю; D1 — сельскохозяйственный спрос; D2 — несельскохозяйственный спрос (рисунок справа).

В отличие от спроса на сельскохозяйственные земли, спрос на несельскохозяйственные земли сегодня демонстрирует устойчивую тенденцию к росту. Например, общие земельные ресурсы России составляют 1709,8 млн. га, из которых только 662,2 млн. га — сельскохозяйственные угодья.

Рынок земли подчиняется тому же механизму спроса и предложения, что и все остальные рынки. Однако прежде чем думать об этом, необходимо определить некоторые экономические категории, без понимания которых было бы трудно изучать этот факторный рынок.

Необходимо четко различать понятия аренды и лизинга, землевладения и землепользования. Субъектами экономических отношений на рынке земли являются два типа собственников: полный собственник и собственник по пользованию. Полный владелец (землевладелец) обладает всеми правами собственности на землю и определяет ее дальнейшее использование. После заключения договора аренды определяется точный пользователь земли — землепользователь. Землевладение — это собственность на землю с правом владения и ее выделение в пользование предпринимателям. Землепользование — использование земли в соответствии с законом. Собственник земли может сам осуществлять производственное использование земли, и в этом случае собственник земли и пользователь земли являются одним и тем же лицом. Пользователь земли не обязательно является ее владельцем.

Читайте также:  Высота над поверхностью земли тропосфера

Особенностью механизма ценообразования на рынке земли является необходимость различать землю как таковую и производственную функцию земли. У землевладельца есть три способа использования своей собственности: Земля может быть продана по разумной цене; земля может быть использована для хозяйственной деятельности и получать регулярный доход в виде прибыли; земля может быть сдана в аренду, что приносит ее владельцу регулярный доход в виде арендной платы.

Система земельного рынка

При рассмотрении системы земельного рынка следует учитывать его особенности. Во-первых, только небольшая часть земельного фонда проходит через рыночную систему в любой момент времени. Во-вторых, земля закладывается, арендуется и продается на определенных условиях. В-третьих, большинство земельных владений периодически переходят из рук в руки. Рынок земли играет двоякую роль в рыночной системе: с одной стороны, он формирует и поддерживает отношение к земле как к особой ценности, способствует ее продуктивному использованию, формирует механизмы передачи земли в руки того, кто может лучше всего ею распорядиться.

С другой стороны, это не формирует запрет на бесхозяйственное обращение с землей, поскольку в погоне за прибыльностью сделок с землей не учитываются интересы сохранения земельного потенциала общины.

Земля как специфическое средство производства функционирует одновременно как средство труда и предмет труда. Как народнохозяйственный ресурс, земля не имеет трудового происхождения, количественно ограничена, не может быть заменена другими средствами производства, обладает постоянством местоположения, не изнашивается при правильном использовании, имеет различные характеристики по плодородию и местоположению. Ограниченность земли означает, что ее предпочтение неэластично, то есть не может быть увеличено даже при критерии значительного роста цен на землю. Чтобы выяснить, какая величина действительно определена, необходимо проанализировать спрос, который в данном случае играет функциональную роль.

Важнейшим компонентом механизма земельного рынка является спрос на землю. Спрос на землю неоднороден. Он включает два основных элемента — сельскохозяйственный и несельскохозяйственный спрос:

Dсh — сельскохозяйственный спрос;

Dnesex — несельскохозяйственный спрос.

Спрос на сельскохозяйственные земли в развитой рыночной экономике является производным от спроса на продовольствие. Он состоит из спроса на продукцию растениеводства, животноводства и т.д.

Спрос на сельскохозяйственные земли учитывает степень плодородия почвы и возможности ее улучшения, а также местоположение — степень удаленности от центров потребления продовольствия и сырья. Спрос на сельскохозяйственные земли определяется особенностями спроса на продовольствие. Для продуктов питания типична ситуация, близкая к совершенной конкуренции, как в случае с властью семейных ферм. В развитых странах, как правило, государство не ограничивает право граждан на продажу земли и мало влияет на ее цену. Единственным исключением являются некоторые страны (с высокой долей аренды, например, Бельгия), когда они предоставляют постоянным арендаторам право преимущественной покупки земли. Тем не менее, в этом случае земля продается по рыночным ценам.

На спрос на сельскохозяйственные земли серьезно влияет важный фактор, а именно постепенное снижение доли продуктов питания в бюджетах потребителей — явление, характерное для подавляющего большинства населения стран. Это долгосрочная тенденция. Таким образом, доля сельского хозяйства в национальном доходе снижается.

Конечно, это в конечном итоге повлияет на спрос на сельскохозяйственные земли и их предложение. В отличие от сельскохозяйственного спроса на несельскохозяйственные земли, спрос на несельскохозяйственные земли неуклонно растет. Несельскохозяйственный спрос на землю также объединяет различные виды спроса. Это спрос на землю для жилищного строительства, инфраструктурный и промышленный спрос, даже инфляционный спрос на землю. Когда инфляция высока, борьба за обесценивание денежных активов стимулирует спрос на недвижимость. Земля служит одной из гарантий сохранения и приумножения богатства. Несельскохозяйственный спрос, как правило, безразличен к степени плодородия земли. Для них расположение земли имеет решающее значение. Это особенно важно в крупных городах. Цены на землю варьируются в разных частях города и обычно достигают максимума в центре города. Не случайно во многих американских городах небоскребы находятся в центре. Они позволяют разместить значительные продуктивные (или непродуктивные) площади на ограниченном участке земли.

Земля, как и другие экономические преимущества, имеет свою цену. Цена земли определяется капитализацией ренты.

Следовательно, цена земли представляет собой текущую стоимость будущей земельной ренты. На практике цена земли зависит от многих факторов. Например, цены на землю могут быть связаны с растущим спросом на землю для несельскохозяйственных целей. В условиях инфляции и особенно гиперинфляции спрос на землю резко возрастает, что, соответственно, приводит к росту цен на землю. В целом, динамика цен на землю в странах с рыночной экономикой неуклонно растет с начала двадцатого века.

В развитой рыночной экономике земля становится предметом купли-продажи. Что лежит в основе цены на землю в данном случае?

При продаже земли владелец стремится не потерять получаемый им доход от аренды. Очевидно, что он хочет получить за землю по крайней мере такую сумму, которая, будучи положенной в банк, принесла бы ему годовой процент, равный арендной плате. С другой стороны, покупатель земли, прежде чем стать ее владельцем, сравнивает ренту, которую приносит земля, с процентами, которые он может получить, если положит свои деньги в банк. Таким образом, цена земли — это капитализированная рента (преобразованная в денежный капитал).

Если доход от аренды остается неизменным, цены на землю могут вырасти, если процентная ставка снизится. На рыночную цену земли в определенной степени влияет соотношение между спросом и предложением на конкретный товар. Важно отметить, что количество предлагаемой земли может вообще не измениться из-за увеличения или уменьшения цены: Общее количество застроенных земель не может быть увеличено. Только при очень высоких ценах на землю становится выгодным включать в продажу болотистые, заброшенные и подобные территории, но даже их количество имеет непреодолимые пределы. Текущие условия характеризуются тенденцией к снижению предложения земли в силу ряда обстоятельств. Например, наблюдается постоянный рост урбанизации (рост городов) и использование земли для других несельскохозяйственных целей (добыча полезных ископаемых, строительство аэродромов и т.д.). В связи с этим в некоторых странах государство национализирует часть земли (выкупая ее у владельцев) и создает национальные парки и заповедники, которые сохраняют природную среду в экологических целях. Это улучшает использование земли для городской застройки и рационального развития отдельных регионов страны. Все это, конечно, ограничивает предложение на рынке земли.

В то же время спрос на землю растет. Он представлен крупными сельскохозяйственными предприятиями, которые хотят расширить свою деятельность. Активные покупатели — это те, кто строит дома за пределами городов и использует землю для других несельскохозяйственных нужд.

Не случайно во второй половине XX века наблюдается устойчивая тенденция к росту цен на землю в западных странах. Показательно, что, например, в некоторых регионах США цены на землю выросли более чем в 3-5 раз по сравнению с 1940 годом. Следствием этого стал еще более быстрый рост цен на жилье. Например, цена традиционного односемейного дома в США в начале 1950-х годов составляла 8 000 долларов, а к середине 1980-х годов она выросла более чем в 10 раз. Для покупки дома американская семья могла получить кредит в размере 70 процентов от рыночной цены с рассрочкой платежа на 25-40 лет. При этом сумма, выплачиваемая в виде процентов, в 2 и более раз превышает первоначальный кредит.

Текущие тенденции на рынке земли

Определение цен на землю играет важную роль. Спрос и предложение, естественно, имеют последнее слово в определении цен на землю. Те, кто все еще хочет купить землю, думают об альтернативах. На самом деле, цена земли — это не цена покупки земли, а арендная плата за землю и то, что она приносит.

Земля так и не смогла стать полноценным продуктом в России. Во-первых, это цена земли, а во-вторых, существует только рента. Например, землю вокруг города вы можете легко купить или продать. Любая сделка с сельскохозяйственными землями включает в себя большое количество юридических «если» и «но», разбросанных по нескольким документам.

По данным Института сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук, в собственности граждан сегодня находится более 60% сельскохозяйственных земель в России.

Цена формируется на рынке. «Открытие» цены происходит, когда покупатель и продавец договариваются о спросе и предложении. В России этот процесс идет, но очень неравномерно. Уже давно существует торговля, и цена определяется рынком. В основном это земля, земля под жилье, некоторые виды земель в городских районах (например, земли приватизированных предприятий).

Но большая часть потенциала рынка земли, который мы имеем, — это сельскохозяйственные земли, общая стоимость которых составляет 5 триллионов долларов, по словам Роя Простермана, директора Американского института сельского развития. И эта земля практически отсутствует на рынке и поэтому не имеет рыночной цены.

Читайте также:  Дворцовые земли в россии

Земельный кодекс в статье 25 гласит, что нормативная цена земли — это мера стоимости земли и местоположения определенного качества, основанная на потенциальном доходе за расчетный срок окупаемости.

Земельные участки согласно Земельному кодексу, которые используются только по назначению, его нельзя продать никакому бизнесу, скажем, построить завод. В свою очередь, сделок с акциями пока нет, обычно между родственниками в деревне, и это связано с тем, что продажа с целью организации более выгодна с налоговой точки зрения, чем дарение.

Особенности рынка земли в России

Рынок земли в России формировался постепенно, чему способствовали многочисленные законы и нормативные акты. Прежде всего, следует помнить о самых важных законах и правилах. Первая — Конституция Российской Федерации, которая предоставляет собственнику земельного участка право свободно распоряжаться им, если это не наносит ущерба окружающей среде и не ущемляет интересы других лиц. Под этим понимается возможность заключения сделок, предусмотренных законодательством государства.

Земельная реформа занимает центральное место в трансформации аграрных отношений. Его внедрение в России до недавнего времени осуществлялось без четкой научной концепции и связано с неоправданными экономическими затратами, социальной напряженностью, формальными изменениями во владении, пользовании и распоряжении землей. Правовая основа земельной реформы, адекватная рыночным принципам, отраженная в длительной работе над Земельным кодексом, еще не полностью сформирована.

С самого начала развития аграрной реформы концепция земельной реформы вызывала некоторые разногласия. Различия сводились к земельному вопросу, особенно к частному обороту рынка недвижимости, структуре землепользования и, соответственно, общей аграрной структуре, роли и месту в ее функционировании и других форм частной собственности на землю. В то же время на втором плане оставалась необходимость последовательного формирования новой системы земельных отношений с региональной точки зрения переходного периода. Проведению целенаправленной реформы земельных отношений препятствует теоретическая путаница в вопросах собственности на землю, которая до сих пор скрыта завершенной аграрной реформой.

Таким образом, в 1990 году началось формирование частной собственности, которая стала основой российской аграрной политики в последующие несколько лет. В начале реформы наблюдалось сильное давление на существующую систему колхозно-совхозных земельных отношений. Система выдержала этот натиск и начала адаптироваться, изменив внешнюю оболочку, но сохранив внутреннее устройство. Это было особенно характерно для периода 1992-1994 гг. В последующие годы сельское хозяйство и его компонент земельной реформы стали заложниками общего экономического кризиса, который стал препятствием для проведения аграрной реформы в стране.

Можно выделить пять переходных целевых приоритетов в реформировании системы земельных отношений в аграрном секторе России:

  • Переход от монополии государственной собственности на сельскохозяйственные земли к сочетанию с частной и общинной собственностью, что открывает возможности для развития различных форм сельскохозяйственного производства.
  • Социально ориентированное первичное распределение земли в ходе приватизации государственной земли путем установления норм бесплатной передачи земли работникам сельского хозяйства, пенсионерам и работникам социальной сферы села
  • Введение платного землепользования, связанного с экономической эксплуатацией функции земли как неотъемлемой части национального богатства страны
  • Развитие рыночного и нерыночного оборота земли, что должно способствовать достаточной концентрации сельскохозяйственных земель в руках эффективных собственников и повышению эффективности их использования в сельском хозяйстве.
  • Ужесточение экологических требований к использованию сельскохозяйственных земель и государственного контроля за соблюдением земельного законодательства.
  • Для реализации этих задач необходимо было создать правовые, организационные и экономические механизмы и определить переходный период для проведения реформ в России в целом и в ее регионах. Однако в стране, которая 70 лет жила только в государственной форме, существовало неоднозначное ускоренное решение вопроса собственности на землю.

Переходное состояние объективно предполагало, что земельная реформа должна основываться на постепенном и последовательном изменении сложившейся системы землевладения, исключая социальную напряженность или риск экологических катастроф. Несмотря на непоследовательность и дороговизну земельных реформ в процессе их реализации, были достигнуты некоторые положительные результаты. Наиболее важным из них является формирование новой, достаточно устойчивой рыночной структуры землевладения и землепользования в аграрном секторе экономики и в сельской местности страны.

Таким образом, несмотря на все препятствия и трудности, аграрная реформа в России была проведена, и основной формой собственности на землю стала частная собственность, о чем свидетельствуют приведенные выше статистические данные. И это стало основой для дальнейшего развития земельного рынка в России.

Актуальные проблемы современного рынка земли в России

В результате аграрных реформ, проводимых в стране с 1990 года, в России зародился рынок земли. Гражданский кодекс, Земельный кодекс, ряд федеральных нормативных законов и аналогичных законов Федерации устанавливают имущественные права физических и юридических лиц на основе, дающей возможность покупать и продавать земельные участки, сдавать их в аренду, дарить, закладывать и т.д.

Но проблема в том, что российский рынок земли все еще очень слаб. Есть два аспекта: Во-первых, общие земельные ресурсы России не безграничны, а во-вторых, и это самое главное, главным распорядителем земли в России также является государство. Цены на аренду земли, находящейся в государственной собственности, постепенно появлялись по мере того, как земля вводилась в рыночный оборот. Факторы, от которых зависят эти цены, трудно определить, особенно в случае с землей, предназначенной для сельскохозяйственного производства. На формирование цены по-прежнему оказывают сильное влияние субъективные причины, которые невозможно проанализировать и обобщить. В целом, большинство федеральных администраций основывают формирование цен на аренду на действующих ставках земельного налога и соответствующих коэффициентах, величина которых зависит от размера участка, целевой категории использования земли и арендаторов.

Конечно, Россия является крупнейшим владельцем земли в мире. Российская Федерация располагает земельным фондом в 1 709 800 000 га, в котором содержатся почти все природные полезные ископаемые планеты; около 45% пресной воды и около 20% морской воды; около 70% территории расположено в сейсмических районах. Тем не менее, эффективность самой богатой страны России остается низкой.

В течение двадцатого века цены на землю дважды радикально менялись: в 1917 году земля была национализирована и полностью исключена из рынка; в 1993 году Конституция Российской Федерации определила различные виды собственности на землю, включая частную собственность.

Только в 2001 году, после долгих споров, Государственная Дума приняла новую редакцию Земельного кодекса, которая соответствовала новым конституционным положениям. В то же время споры вокруг Земельного кодекса не утихают и по сей день.

Тем не менее, формирование института частной собственности на землю в России активно развивается. Показатели государственной отчетности свидетельствуют о том, что земля поступает в рыночный оборот, то есть совершаются сделки с землей, предусмотренные гражданским законодательством. В то же время земля как пространственная основа существования государства и его граждан, как звено экосистемы, требует большого внимания со стороны государства для обеспечения политической, экономической, экологической, безопасности, социальной, исторической и культурной основы существования страны и ее граждан.

Одним из основных факторов социально-экономического развития России является более эффективное использование земли и структур имущественного комплекса, а также управление национальным богатством через развитие различных форм собственности. Высокий эффект может быть достигнут, прежде всего, за счет городского землепользования, потому что, во-первых, городские рыночные отношения хорошо развиваются по отношению к сельским. Во-вторых, позиция науки и общества по включению городских земель в рыночный оборот вполне определенна, чего нельзя сказать о сельскохозяйственных землях. В-третьих, хотя доля городских земель незначительна, на них направлено жизненно важное производство, они концентрируют в своих границах до 75% социально-демографического и производственно-экономического потенциала России. Таким образом, социально-экономическая значимость городских земель в последние годы значительно возросла, возникла острая необходимость в формировании цивилизованного рынка городских земель.

Важной областью государственного регулирования собственности (и особенно для стран с переходной экономикой) является процесс формирования и воспроизводства эффективной собственности. В условиях рыночной экономики городская земля рассматривается не только как пространство для экономической деятельности и жизни населения, но и как важный источник прибыли для предпринимателей и регулярный приток денег в региональные и муниципальные бюджеты.

Земельная реформа проводится в России с начала 1990-х годов, но ни правовой базы, ни общей концепции этой реформы до сих пор не создано. Земельно-имущественные отношения, как правило, несовместимы с целями экономической реструктуризации. Многие проблемы в этой сфере были оставлены в руках местных властей, что привело к концу 1990-х годов. По мнению большинства экспертов, информированность населения и его «правовая грамотность» по вопросам владения, управления и пользования землей находится на низком уровне, что, несомненно, окажет негативное влияние на развитие земельного рынка.

По мнению экспертов, развитие рынка земли может привести к ряду негативных и позитивных воздействий на природу. Большинство экспертов ссылаются на деградацию земель и рост социальной напряженности в результате перераспределения земельной собственности. Кроме того, вероятно, что в результате рыночных отношений увеличится количество земельных платежей и число собственников земли. Отчуждение больших участков земли иностранцами у России не является серьезным. В вопросе о том, распределяет ли рынок землю в руки наиболее эффективных собственников, эксперты далеко не однозначны.

Для создания благоприятных условий более эффективного использования земельных ресурсов необходимо продолжить приватизацию землеустройства, упростив процедуру выделения земли и значительно увеличив долю частной собственности (50-70%) на данную категорию земель. А оборот землеустройства должен в значительной степени регулироваться рыночными механизмами. В отношении приватизации сельскохозяйственных земель эксперты были более осторожны, заявив, что доля частной собственности на сельскохозяйственные земли не должна превышать 25%. Правительство должно внимательно следить за оборотом сельскохозяйственных земель. По мнению большинства экспертов, деятельность федеральных и региональных властей оказала положительное влияние на развитие земельного рынка. В то же время деятельность муниципальных властей рассматривалась земельными реформаторами менее позитивно.

Читайте также:  Какая была земля до появления человека

Пути совершенствования российского рынка земли

В процессе формирования земельного рынка в России накопились определенные проблемы. С принятием Земельного кодекса было решено большинство накопившихся проблем, в частности, законодательные акты Советского Союза, содержащие нормы земельного законодательства, перестали применяться с момента вступления в силу нового Земельного кодекса.

Иные нормативные акты земельного законодательства, как федерального, так и субъектов Российской Федерации, а также нормативные акты органов местного самоуправления, подлежат приведению в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации. Согласованию с Земельным кодексом Российской Федерации подлежат также нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также договоры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере регулирования земельных отношений.

Итак, обратимся к современному законодательству, регулирующему земельные правоотношения.

Современная правовая теория позволяет трактовать термин «законодательство» в широком смысле — как совокупность всех нормативных правовых актов, регулирующих ту или иную сферу общественных отношений, и в узком смысле — когда речь идет только и непосредственно о законах как актах высшей юридической силы. Земельный кодекс, вслед за Гражданским кодексом (статья 3 ГК РФ), исходит из понятия законодательства в узком смысле и определяет в пункте 1 статьи 3, что земельное законодательство — это совокупность Земельного кодекса, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации в статье 72 устанавливает, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится земельное законодательство (пункт «к»), а также вопросы владения, пользования и распоряжения землей (пункт «в»).

Земельный кодекс в статьях 9 и 10 разграничивает полномочия Российской Федерации и полномочия ее субъектов в сфере земельных отношений. Однако следует отметить, что отношения собственности по владению, пользованию и отчуждению земельных участков, а также по совершению сделок с ними носят по существу гражданско-правовой характер и регулируются гражданским законодательством (ст. 3 Земельного кодекса РФ).

А гражданское законодательство относится к исключительной компетенции Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации. Поэтому субъекты Федерации не могут принимать акты, регулирующие указанные отношения .

Таким образом, правовое регулирование рынка земли является прерогативой Российской Федерации. Статья 3 Земельного кодекса РФ формирует четкую иерархию земельных нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы. На вершине, как и во многих других областях права, находится Кодекс.

Нормы Земельного кодекса должны соответствовать не только нормам законов, входящих в систему земельного законодательства, но и нормам земельного законодательства, включенным в законы других отраслей (например, лесного, водного и сельскохозяйственного законодательства). Во многих статьях Земельный кодекс ссылается на различные федеральные законы или указывает, не называя конкретного закона, что тот или иной вопрос регулируется федеральным законом. В иных случаях Кодекс указывает, что данный вопрос регулируется совместно законодательством Российской Федерации и ее субъектов.

Субъекты Российской Федерации могут принимать законы, регулирующие земельные отношения, за исключением вопросов оборота земель и иных местных имущественных отношений. Ряд вопросов, которые регулируются законодательством РФ, указан непосредственно в Земельном кодексе — например, установление предельных размеров земельного участка, предоставляемого гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения крестьянского хозяйства, садоводства, животноводства, дачного строительства (п. 1 ст. 33).

Глубокие преобразования, происходящие в настоящее время с земельными отношениями, включая возникновение официального рынка земли, и ее перераспределение все еще имеют множество нерешенных научных и практических проблем в этой области, требуют серьезного и всестороннего исследования в области земельных отношений и рынка земли в России, основанного на анализе следующего предложения:

Необходимо дать новую трактовку понятия абсолютной земельной ренты с объяснением этого явления с учетом современных теоретических положений, исходя из ограниченности земельных ресурсов и низкой эластичности предложения земли как фактора производства.

Вопреки традиционным взглядам на необходимость существования механизма дифференциальной ренты и создания равных условий производства, можно сформулировать принцип концентрации факторов искусственного плодородия в районах с высоким естественным плодородием для оптимизации использования ресурсов и лучшей реализации преимуществ дифференциальной ренты в лучших районах.

Причина повышения рентабельности сельскохозяйственного производства, в том числе за счет государственной поддержки, создание благоприятных условий для ценообразования на землю, поскольку при низкой или убыточной земельной ренте сельское хозяйство не может служить основой для капитализации стоимости земельной собственности.

Определить, что современная частная собственность на землю не должна рассматриваться как абсолютная и безусловная и зависит от многих факторов, таких как:

  • Возможность покупки земли только настоящими сельскохозяйственными производителями;
  • Запрещение или ограничение максимального изъятия сельскохозяйственных земель из оборота или передачи для других целей;
  • Общее предотвращение иностранной собственности на сельскохозяйственные земли;
  • Запрет на приобретение сельскохозяйственных земель финансовыми учреждениями и юридическими лицами;
  • Ограничения экологического характера.

Заключение

Таким образом, в настоящее время основными и в то же время объективно непреодолимыми причинами проблемы государственного рынка земли в России являются высокая стоимость освоения земель, неразвитость производственной инфраструктуры в сельской местности, недостаток инвестиций в сельскохозяйственное производство и мелиорацию. Тем не менее, существуют причины, препятствующие формированию полноценного земельного рынка. К ним относятся: недостаточная государственная поддержка землевладельцев, отсутствие доверия к властям и их экономической политике, неразвитая система средне- и долгосрочного кредитования, коррупция в органах власти.

Для решения проблем в сфере землепользования необходимо дальнейшее совершенствование процессов регулирования землепользования.

Целесообразно также организовать институт соответствующего профиля, создать Министерство земельных и реальных экономических ресурсов. Огромное значение для развития земельного рынка в России будет иметь создание соответствующих финансовых инструментов и земельных единиц: Земельные акции, облигации, векселя, сертификаты и другие ценные бумаги, которые обеспечат реальный приток инвестиций. Создание структур, таких как земельный банк, гарантийный фонд земли, страхование рисков для земли и недвижимости.

Основной задачей при создании инфраструктуры полноценного рынка, является прогнозирование перспектив развития земельного рынка, сегментация и выявление его региональных дисбалансов, разработка и реализация мер контроля для нейтрализации негативных перекосов в его функционировании.

Анализируя рынок земли, важно отметить, что российский рынок земли все еще очень слаб, что свидетельствует о хаотичном развитии земельного рынка. В рыночной экономике это своего рода индикатор экономической системы и эффективности ее функционирования. Завершение многочисленных реформ и правил может стать необходимостью для политики обслуживания структуры земельного рынка, ее инструменты должны включать налогообложение, финансы и кредит, инвестиционную политику, гарантии предпринимательского риска, страховую поддержку, консультации и другие мероприятия в области инфраструктуры земельного рынка.

Создание земельных банков (федеральных или провинциальных) позволило бы потенциальным землепользователям получить средства на покупку техники, семян и т.д., заложив землю. Необходимо провести широкую просветительскую и рекламную кампанию, которая привлечет больше граждан к землепользованию, что, возможно, послужит формированию нового агропромышленного комплекса в России. Это, в свою очередь, стимулировало бы возрождение промышленности, ориентированной на сельское хозяйство.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации №51-ФЗ от 30.11.1994
  3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ
  4. Закон РФ №1738-1 «О плате за землю» от 11 октября 1991 г.
  5. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Экономическая теория. Учебник. — М.: Инфра — М, 2013.
  6. Журавлева, Мамедова. Актуальные проблемы земельного законодательства // «Государство и право», 2012,№ 7Ивашковский С.Н. Микроэкономика: учебник. — М.: Дело, 2012.
  7. Земля и право: сборник нормативных актов / под ред. Улюкаева И.А. М.: Былина, 2011.
  8. Иохин В.Я. Учебник экономической теории. М. Юрист. 2011 г.
  9. Курс экономической теории: учебник / М.И. Плотницкий, Е.Н. Лобкович — Минск: Интерпресвис, 2013.
  10. Мусин Б.М. Современные агроэкономические отношения в теории ренты / Экономика, 2011.
  11. Сборник «Малый бизнес в России: ретроспектива и перспектива», 2011.
  12. Слагода В.Г. Основы экономической теории. — Москва: Форум — Инфра-М, 2011.
  13. Современный российский рынок земли: практическое руководство — М.: Издательско-торговая корпорация, 2011.
  14. Вводный курс по экономической теории. Микроэкономика / под редакцией И.Е. Рудановой — М: Инфра — М — 2011.

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать курсовые работы, то на странице «что такое курсовая работа и как её сделать» я подробно написала.

Посмотрите похожие темы курсовых работ возможно они вам могут быть полезны:

Оформление курсовых работ для любых институтов и университетов:

Присылайте задания в любое время дня и ночи в whatsapp.

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Источник

Adblock
detector