Меню

А мы землю наняли

А мы землю наняли

А МЫ ПРОСО СЕЯЛИ

Два хора — мужской и женский

1. А мы просо сеяли, сеяли;
Ой дид, ладо, сеяли, сеяли!
2. А мы просо вытопчем, вытопчем;
Ой дид, ладо, вытопчем, вытопчем!
1. А чем же вам вытоптать, вытоптать?
Ой дид, ладо, вытоптать, вытоптать?
2. А мы коней выпустим, выпустим;
Ой дид, ладо, выпустим, выпустим!
1. А мы коней переймем, переймем;
Ой дид, ладо, переймем, переймем!
2. А чем же вам перенять, перенять?
Ой дид, ладо, перенять, перенять!
1. А шелковым поводом, поводом;
Ой дид, ладо, поводом, поводом!
2. А мы коней выкупим, выкупим;
Ой дид, ладо, выкупим, выкупим!
1. А чем же вам выкупить, выкупить?
Ой дид, ладо, выкупить, выкупить!
2. А мы дадим сто рублей, сто рублей;
Ой дид, ладо, сто рублей, сто рублей!
1. Не надо нам тысячи, тысячи;
Ой дид, ладо, тысячи, тысячи!
2. А что же вам надобно, надобно?
Ой дид, ладо, надобно, надобно!
1. Надобно нам девицу, девицу;
Ой дид, ладо, девицу, девицу!
1. В нашем полке убыло, убыло;
Ой дид, ладо, убыло, убыло!
2. В нашем полке прибыло, прибыло;
Ой дид, ладо, прибыло, прибыло!

«Подарок любителям пения». Собрание песен народных, малороссийских, цыганских, святочных и свадебных, художественных романсов и т. д. Составлено Обществом любителей пения и музыки, М. 1877.

Русские песни / Сост. проф. Ив. Н. Розанов. М., Гослитиздат, 1952

А мы землю наняли, наняли,
Ой, дид ладо! Наняли, наняли.
А мы землю парили, парили.*
А мы просо сеяли, сеяли.
А мы просо пололи, пололи.
А мы просо валили, валили.
А мы просо вытравим, вытравим.
А чем-то вам вытравить, вытравить?
А мы коней запустим, запустим.
А мы коней выловим, выловим.
А мы коней выкупим, выкупим.
А чем-то вам выкупить, выкупить?
А мы дадим сто рублей, сто рублей.
Не надо нам сто рублей, сто рублей.
А мы дадим тысячу, тысячу.
Не надо нам тысячи, тысячи.
А мы дадим девицу, девицу.

*После каждой строки исполняется припев: возглас «Ой, дид ладо» и два последних слова строки.

Балакирев М. А. Русские народные песни. М., 1957, с. 31. Приводится по: Соболева Г. Г. Россия в песне. Музыкальные страницы. 2-е изд., М., Музыка, 1980.

Источник

А мы землю наняли, наняли

А мы землю наняли, наняли,
Ой, дид ладо! наняли, наняли.

А мы землю парили, парили,
Ой, дид ладо! парили, парили.

А мы просо сеяли, сеяли,
Ой, дид ладо! сеяли, сеяли.

А мы просо пололи, пололи,
Ой, дид ладо! пололи, пололи.

А мы просо валили, валили,
Ой, дид ладо! валили, валили.

А мы просо вытравим, вытравим,
Ой, дид ладо! вытравим, вытравим.

А чем то вам вытравить, вытравить?
Ой, дид ладо! вытравить, вытравить?

А мы коней запустим, запустим,
Ой, дид ладо, запустим, запустим.

А мы коней выловим, выловим,
Ой, дид ладо! выловим, выловим.

А чем-то вам выловить, выловить?
Ой, дид ладо! выловить, выловить?

А мы уздом шелковым, шелковым,
Ой, дид ладо! шелковым, шелковым.

А мы коней выкупим, выкупим,
Ой, дид ладо! выкупим, выкупим.

А чем-то вам выкупить, выкупить?
Ой, дид ладо, выкупить, выкупить?

А мы дадим сто рублей, сто рублей,
Ой, дид ладо!
сто рублей, сто рублей.

Не надо нам сто рублей, сто рублей,
Ой, дид ладо! сто рублей.

А мы дадим тысячу, тысячу,
Ой, дид ладо! тысячу, тысячу.

Не надо нам тысячи, тысячи,
Ой, дид ладо! тысячи, тысячи.

А мы дадим вдовицу, вдовицу,
Ой, дид ладо! вдовицу, вдовицу.

Не надо нам вдовицы, вдовицы,
Ой, дид ладо! вдовицы, вдовицы.

А мы дадим девицу, девицу,
Ой, дид ладо! девицу, девицу.

И надо нам девицу, девицу,
Ой, дид ладо! девицу, девицу.

Источник

А мы землю наняли

Пётр Ильич Чайковский запись закреплена

50 РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН, АРАНЖИРОВКА ДЛЯ ФОРТЕПИАННОГО ДУЭТА (1868-69) TH 176

Читайте также:  Если клеклая земля в огороде

1. Исходила младенька
2. Голова ль ты моя, головушка
3. Вспомни, вспомни, моя любезная
4. Вьюн на воде извивается
5. Не разливайся, мой тихой Дунай
6. Пряди, моя пряха
7. Не тесам терен
8. У ворот сосна раскачалася
9. Поблекнут все цветики
10. Плывет, восплывает
11. Зеленое мое, ты виноградье
12. Не бушуйте, ветры буйные
13. Как на зорке, на заре
14. Не хмель мою головушку клонит
15. Взойди, взойди, солнце
16. Не пой, не пой, соловушко
17. Гулял Андрей господин
18. Ах, утушка луговая
19. Я вечор млада во пиру была
20. Пойду, подступлю под ваш город
21. Не шум шумит
22. Как со горки, со горы
23. На море утушка купалася
24. Коса ль моя косынька
25. За двором лужок, зеленешенек
26. А мы землю наняли
27. Как по морю, как по синему
28. А как по лугу
29. Винный наш колоде
30. Пойду, пойду, во Царь-город
31. Не спасибо те, игумну тебе
32. На Иванушке чапан
33. По лузах
34. Катенька веселая
35. Эко сердце, эко бедное мое
36. Ой, утушка моя луговая
37. Молодка-молоденькая
38. Заиграй, моя волынка
39. Уж ты, поле мое поле
40. Стой, мой милый хоровод
41. Уж ты, сизенький петух
42. Под яблонью
43. Уж ты, поле мое, поле чистой
44. Как во городе царевна
45. Калинушка с малинушкой
46. Как по лугу, по лужечку
47. Сидел Ваня
48. У ворот, ворот
49. Эй, ухнем: Бурлацкая
50. Не было ветру

Источник

«А мы просо сеяли»

— А мы просо вытопчем, вытопчем.

Ой дил-ладо, вытопчем, вытопчем.

— А чем же вам вытоптать, вытоптать?

Ой дил-ладо, вытоптать, вытоптать?

— А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем,

Ой дил-ладо, в плен возьмем, в плен возьмем.

— А мы коней выкупим, выкупим,

Ой дил-ладо Ходим ладом, выкупим, выкупим.

— А чем же вам выкупить, выкупить,

Ой дил-ладо, выкупим, выкупим?

— А мы дадим сто рублей, сто рублей,

Ой дил-ладо, сто рублей, сто рублей.

— Нам не надо тысячу, тысячу,

— А чего ж вам надобно, надобно,

Ой дил-ладо, надобно, надобно?

— А каку ж вам девицу, девицу,

Ой дил-ладо девицу, де вицу?

— А нам надо Валечку, Валечку,

Ой дил-ладо, Валечку, Валечку.

Ой дил-ладо, вычешем, вычешем.

— А чем же вам вычесать, вычесать,

Ой дил-ладо, вычесать, вычесать?

А мы ее гребешком, гребешком,

Ой дил-ладо, гребешком, гребешком.

— Она у нас дурочка, дурочка,

Ой дил-ладо, дурочка, дурочка.

— А чем же вам выучить, выучить,

Ой дил-ладо, выучить, выучить?

— А мы ее плеточкой, плеточкой,

Ой дил-ладо, плеточкой, плеточкой.

— Открывайте ворота, принимайте девицу!

— В нашем полку прибыло, прибыло,

Ой дил-ладо, прибыло, прибыло.

-В нашем полку убыло, убыло,

— В нашем полку пиво пьют, пиво пьют,

Ой дил-ладо, пиво пьют, пиво пьют.

— В нашем полку слезы льют, слезы льют,

Ой дил-ладо, слезы льют, слезы льют.

1.Жанр – трудовая, хороводная, плясовая.

Игра «А мы просо сеяли» относится к репертуару весенне-летних игр семейских, которые проходили с Пасхи до Петрова дня. В этой игре прослеживаются различные мотивы от темы труда и любви до символики переходного обряда. Трудовой процесс ясно читается в тексте песни: здесь представлено подсечное земледелие с его росчистью леса или кустарника.

Игра исполнялась на Духов день, который по народному календарю входил в цикл троицко-семицких праздников, и являлся его завершающим этапом. В этот день наибольшей ритуальной активностью обладали девушки, они были главными, а иногда и единственными участницами хороводов и обрядовых игр. Существует тесная связь весеннего цикла с женским началом (женщина — начинательница земледелия, обладающая ведущей ролью в стимуляции удачной весны — призывы, кормления, очищения и т.д.), вследствие чего «разыгрывание» пробуждения и расцвета растительности происходило в девичьем хороводе. Так, согласно многим традициям проводят параллель между природой и людьми: рост = достижение зрелости; плодоношение = вступление в брак. Картина «сеяния-роста», символизирует пору совершеннолетия девушки, правила поведения в этом возрасте, требуемые для нормального созревания и благополучного выхода замуж . Поэтому в данной игре участвовали девушки брачного возраста. Отличительной особенностью данной игры является форма построения и движения: двухрядное или двух линейное. Такое построение, как и круговое, восходит к глубокой древности, оно отображает принадлежность участников игры к двум общественным объединениям: двум родам, двум селам, двум улицам.

Читайте также:  Оценка земли для нотариуса по наследству

Девушка в течение всей игры подвергается различным испытаниям и обучению, так меняется ее статус. В начале игры испытанием девушки является противостояние попытке порчи конями посеянного проса.

Образ коня связывают с символикой преждевременной любовной связи, что было опасным. Так, «нечистую» невесту подвергали ритуальному наказанию, считали ее причиной бед в семье и в селе: мора скота, засухи. Появление коней можно интерпретировать и как показатель выдачи девушек замуж. Например, коня давали в качестве выкупа за невесту. Поэтому строчку « А мы коней в плен возьмем» возможно, истолковать как свадебный обряд.

Затем происходит преобразование девушки, удаляют ее нечистоту: «вычесывают ее вшей» гребешком.

Гребешок выступает как оберег от нечистой силы, порчи и как символ женской доли. Расчесывание волос и заплетение косы символизирует переход невесты в группу женщин и подчинение жениху. Распускание волос в фольклоре обычно предшествует свадьбе. По волосам определяют, выйдет ли девушка замуж — волосы у девушки раздваиваются перед замужеством. Также волосы свидетельствуют о достижении зрелости. Девушку учат плеточкой. Удар невесты плеткой был частью свадебной обрядности. С одной стороны, это напоминало невесте о ее полной подчиненности молодому, с другой стороны, существовала вера, что удары обладают оздоровляющими и чадо-родящими свойствами. Кроме выше сказанного, бичевание имеет значение обряда изгнания демона зла, нечистоты. Поэтому удар плеткой можно объяснить и как специальное действия для удаления «нечистоты» невесты (чуждого и опасного существа). Семантика присоединения также звучит в тексте: «Открывайте ворота, принимайте девицу! / В нашем полку прибыло, прибыло.»

Прохождение между частями разделенного надвое предмета — является ритуалом, который следует интерпретировать как обряд перехода. Смысл его — выход из прежнего мира и вступление в новый.

Итак, девушка благополучно проходит все испытания совершеннолетия она приобретает новый половозрастной и социальный статус и вступает в брак. В данной игре концовка текста песни символизирует свадьбу: «В нашем полку пиво пьют / В нашем полку слезы льют». Проанализировав слово пиво, выявляется его связь со свадебной обрядностью. Во-первых, пиво как хмельной напиток приготавливалось к дням, строго определенным традицией: к праздникам и к важным событиям в жизни семьи: свадьба, похороны, крестины. Также понятия поить и питье означают женить и свадебный пир. Плач невесты — необходимый элемент свадебного обряда у русских. Со слезами невеста прощалась с родителями, родным домом, со своими подругами, с девичьей волей.В результате можно сказать, что в игре «А мы просо сеяли» содержится и переплетается семантика перехода и свадебной обрядности. Вытаптывание конями проса является «завершением всего цикла — обмолотом». На Красную горку (первое воскресенье после Пасхи) во время данной игры происходил символический переход вышедших недавно замуж девушек в круг замужних женщин. Игра начиналась вечером, на лужайке или берегу реки. Девушки делятся поровну на две партии и встают в линии друг против друга. Начинается песня и первая линия двигается со слов «А мы просо сеяли», а вторая стоит на месте.

Первая линия наступает на вторую и проходит половину пути до второй линии. Заканчивает двигаться со словами «сеяли». На припев «Ходим ладом, сеяли»: двигается обратно. На вторую строфу « А мы просо вытопчем» — вторая линия идет навстречу первой и проделывает тот же путь. И так — до слов «Отворяйте воротца! Принимайте девицу!», когда одна девушка из первой линии переходит во вторую.

Читайте также:  Земли сельхозназначения для дачного хозяйства что это такое

После перехода первая линия поет «В нашем полку убыло», а вторая: «В нашем полку прибыло». Затем все повторяется до тех пор, пока все девушки с одной стороны не перейдут на другую.

Когда в игре принимают участие парни и девушки — отражается любовная тематика. В таком случае один из парней уводил девушку и ставил рядом с собой.

Таким образом, существует несколько вариантов игры «А мы просо сеяли», каждый из которых находится в зависимости от календарного времени — Пасха, Троица.

3.Тип стихосложения – силлабический.

Форма стиха: строфическая с малым рефреном внутри построения и повтором одной из слоговых групп.

4.Тональность песни –соль мажор. Лад –неполная диатоника, мажорного наклонения с седьмой низкой ступенью – гипомиксолидийский.

5.Ритмика – ровная, с распевом каждого слога.

6.Структура песни – АА. Напев состоит из многократно повторяющейся музыкальной фразы, каждый раз заканчивающейся на тонике. Мелодия состоит из тонов, опевающих основной устой, постоянно возвращаясь к тонике. Каждый слог в песне распевается, это придаёт ей игровой, плясовой характер.

8.Соотношение напева и текста: напев – цезурированный, характерен для силлабического типа стихосложения.

9.Вывод: структура песни имеет период не квадратного строения(фраза – 3такта), распевы слогов текста, неполная диатоника с устоем на доминанте –характерные черты народных плясовых песен.

Источник

Думали: нищие мы, нету у нас ничего…

Думали: нищие мы, нету у нас ничего,
А как стали одно за другим терять,
Так, что сделался каждый день
Поминальным днем, —
Начали песни слагать
О великой щедрости Божьей
Да о нашем бывшем богатстве.12 апреля 1915, Троицкий мост

Статьи раздела литература

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Источник

Adblock
detector