Меню

А под землей трамвайчик

Волгоград. Скоростной подземный трамвай.

1. Поговорим о подземном скоростном трамвае (а всем известные памятные комплексы на Мамаевом Кургане и у Панорамы оставим на потом).

Электротрамвай в Царицыне появился не рано и не поздно по меркам нашей страны, в 1913 году. Открытие движения 9 апреля (причем строительство выполнено без иностранного участия, что для того времени было очень и очень смело).

2. Через 100 лет и 10 дней, к юбилею события, в Городском саду установили вот такой вот симпатичный вагон. Он хоть и не вековой давности, но возраст имеет все равно почтенный. Подобные вагоны серии Х возили пассажиров тут с 1929 по 1967 годы.

3. Движение прерывалось и на Гражданскую (1920-1922 гг.) и на Великую Отечественную войны (1942 -1943 гг.), причем во втором случае, несмотря на колоссальные городские разрушения, движение было полностью остановлено 23 августа 1942 года (в день знаменитой бомбардировки, когда ТОТ Сталинград в общем-то и сгорел) и открыто заново уже 26 декабря 1943 года.

4. С того времени работает без перерыва.

Необходимо сказать, что помимо существующей городской сети своей отдельной (то есть не связанной с общей) сетью располагает Красноармейский район. Дальняя, южная часть Волгограда, бывшая когда-то отдельным городом Сарепта. Кроме того, совсем недалеко есть и город Волжский (и там тоже есть свои трамваи).

Но это все была присказка.

В семидесятые годы оказалось, что в результате уборки нескольких наземных линий связь заводов на севере города и центра Волгограда ухудшилась. Решено было идти по нестандартному пути — продлить линию трамвая от улицы 7-й гвардейской дивизии ПОД всем центром города (под землей).

5. Работы начались в 1976 году и основным проектировщиком и строителем выступили организации из города Харькова, который тогда уже имел полноценный метрополитен.

6. Строят станцию «Площадь Ленина», одну из трех запланированных подземных.

5 ноября 1984 года началась эксплуатация совершенно нового для СССР транспортного предприятия — скоростного (и частью подземного) трамвая. Открыли движение вагоны Татра Т3 №5779-5780 (причем 5780 работает на линии до сих пор!).

7. Открытие движения. Станция «Площадь Ленина».

Итак, с 5 ноября 1984 года работала следующая система: от конечной «Тракторный завод», по выделенной полосе, практически без пересечения перекрестков со светофорами, трамвай проходил 14 остановок по земле.

8. Остановки там не очень видные. Вот, например, «Водоотстой» (крайне смешное, по мне, название).

Читайте также:  Установление контроля москвы над югорской землей произошло в

9. Станция «Площадь Возрождения».

10. «Мамаев Курган». Здесь туристы бывают чаще чем где бы то ни было.

Следующей после «Мамаева Кургана» при движении в центр была остановка «Центральный стадион», но сейчас (пока стадион к ЧМ-2018 только строится) остановок на ней не делается.

12. Фото 1989 года, платформа «ЦПКиО».

13. После остановки «ТРК «Европа»» трамвай уходит под землю и почти весь оставшийся путь проделывает под землей (исключение — мост-эстакада через реку Царица и станция «Площадь Чекистов»).

14. Итак, первая подземная станция — «Площадь Ленина» (1984). Павильона нет, спуск в переход.

15. Старый логотип системы, сейчас и написание другое и сам щит круглый.

16. Написание название над входом аналогично метрополитеновскому в других городах.

17. Кассовый зал. О системе продаж и контроля билетов я расскажу подробно позже ибо это чистая и беспримесная шизофрения.

18. Станция. От метро отличается подвижным составом, низкими платоформами и контактной сетью сверху (а не под платформой).

19. В эти дни на станциях много туристов.

20. Обратите внимание, что из правостороннего на открытом участке движение под землей стало левосторонним. Почему так? А потому что у «Татр» двери-то с одной стороны, а строить под них станции с двумя платформами дороже. Пришлось дважды(!) под землей делать пересечения.

21. Из первой двери выходит афрочеловек (на улице -17С). На следующий день мы ехали в вагоне с индусами.

22. Не, ну чем не станция метрополитена? Даже металлические буквы-названия станций есть. Причем несколько из них уже не совпадают с реальностью (была 31-я школа, ныне 14-я гимназия).

23. Изменений с 1989 года мало.

24. Реклама появилась разве что.

25. Осторожно, двери закрываются, следующая станция «Комсомольская».

26. Тут ромбовидные указатели с 1989 года не сохранились.

27. Внутренне убранство похоже на любую станцию отечественного метро начала восьмидесятых.

28. Над эскалаторами висит ответ на вопрос, почему станция именуется именно так, а не иначе.

30. Барельеф в торце. У всех подземных станций выход только один, кстати.

31. Интервалы движения очень приличные, от 3 до 8 минут.

32. Зеркало, часы, все прямо как у больших.

33. В московском метрополитене еще такие табло помню.

34. МЧС столбов безопасности везде наставило.

35. Далее — «Пионерская». Находится на мосте-эстакаде над руслом реки Царица.

36. И, в отличии от почти всех остальных подземных станций (кроме «Ельшанки»), у нее есть внушительный такой наземный павильон.

Читайте также:  От клочка земли под клеткой для пленников sea of thieves

37. Спустимся на платформу.

38. Что-то похожее есть в Казани («Аметьево»).

39. Климат тут южный и сухой, поэтому вагоны с 1984 года не менялись.

40. Автомобильный мост повыше, из станции реально можно глазеть в обе стороны.

41. Обратите внимание на деревянную дорожку на рельсах, тут с платформы на платформу можно перейти по путям.

42. Дальше начинается небольшой открытый участок со съездом на станцию «Площадь Чекистов».

43. Тут заканчивается старая линия (та, что 1984 года).

44. До 1 декабря 2011 года все вагоны заворачивали на круг «Площадь Чекистов». Вот как этот вагон делает.

45. Станция там совсем скромная, отдельно доставляют пластиковые пальмы в снегу в таком странном месте.

46. Фото 1989 года, которое наглядно поясняет структуру места.

47. У вагоновожатой — перерыв.

48. По лестнице можно подняться на одноименную площадь.

А теперь расскажу вам об одной особенности, которая стоила нам лишние 40 рублей. Вы обратили внимание, что на фото два типа вагонов? Это совсем неспроста.

Дело в том, что у Татр двери только с одной стороны, а на новом участке есть станции как островные, так и с двумя платформами. Поэтому сейчас скоростной трамвай разбит на два маршрута.

СТ («Скоростной трамвай», эксплуатируются только Татры и ходит часто). От «Тракторного завода», через центр, поворот на конечную «Площадь Чекистов».

СТ-2 («Скоростной трамвай 2», эксплуатируются только диковинные вагоны ЛВС-2009 (или 71-154) и ходит сильно реже). Так вот у него конечная на севере — «стадион «Монолит»», но зато ходит он до самой «Ельшанки», по новому участку. Теоретически, этот вагон может выполнить и полный маршрут от юга до севера, но таких составов в Волгограде всего десять. Не хватает.

49. Расписание таково. Позднее 23.00 уехать на юг нельзя.

50. Вот этот самый ЛВС-2009. Такие, между прочим, есть только в Волгограде (примеривались еще Казань и Киев).

51. Салон низкопольный не полностью.

52. Теперь нам надо дальше, снова под землю.

53. Первая из новых станций — «Профсоюзная». Жители Харькова тут особенно хорошо чувствуют строительную преемственность (станция «Университет»).

54. Обратите внимание, на втором этаже технические помещения. На википедии их метко назвали антресолями.

55. «ТЮЗ» даже можно назвать красивой, с какими-то претензиями на большой стиль.

57. Для меня только загадка — зачем строить красивые станции, а половину источников света на них выключать.

Читайте также:  Рельеф земли карта майнкрафт

58. Поезд прибыл на конечную станцию «Ельшанка».

59. Тоже неплоха в смысле архитектуры.

60. Разорились на металлические указатели и правильно. Не так уж много в Волгограде станций, чтоб экономить на них.

61. Второй и последний (еще у «Пионерской») наземный павильон системы.

62. Новый, круглый логотип скоростного трамвая. Старый, ромбовидный лучше, как по мне.

63. Сквер перед станцией. Хотя тут есть и железнодорожная платформа и остановки ОТ и дома, все равно сперва кажется, что выход почему-то сделали в голом поле.

64. Историческое фото двух символических ключей (1984 и 2011 годы, первая и вторая очереди).

Теперь можно рассказать и о системе оплаты и контроля проезда. Она потрясающе нелепа, потому как раздута для увеличения числа рабочих мест.

65. В каждом вагоне есть кондуктор, который продаст вам билеты за 20 рублей (таков единый и неизменный тариф). Вот он на работе, стоит спиной в синей форменной жилетке.

66. Но! На подземных станциях с открытия движения и до 20.00 сидят еще и кассиры + женщина, стерегущая железный компостер. Тут вы покупаете талон и его вам при входе компостируют. Почему-то на «Площади Ленина» только этого нет и там в кассах торгуют только(!) проездными билетами.

Только зачем это, если кондукторы все равно в каждом вагоне есть?

67. Образцы билетов и талонов.

Плюс к этой странной ярмарке вагон могут при движении проверить бригады контролеров-ревизоров (4 человека), который существуют, вероятно, для устрашения кондукторов.

68. А вообще вывод с моей точки зрения таков. Волгоградский скоростной трамвай уже давно считает себя метрополитеном.

69. И именует себя именно «Метроэлектротранс» (в отличии от троллейбусников с «Горэлектротранса»).

70. И перспективы, как мне кажется, у них есть. В таком длинном и плохо связанном городе как Волгоград без устойчивого и предсказуемого внутригородского транспорта жить нельзя, а внутригородская электричка все же не проходит по самому-самому центру.

Ведется строительство и третьей очереди (между прочим 6 станций) и первые две даже обещали открыть в 2015 году. Но теперь уж не знаю, как все сложится.

В заключении хочу добавить, что снимать на станциях и в вагонах ВСТ можно невозбранно. Работники полиции и трамвайные служащие не высказали мне ни единого слова протеста, хотя я был заметен и даже назойлив.

Источник

Adblock
detector