Меню

А ведь вскачь землю не пашут

Вскачь землю не пашут значение пословицы. Лекант П.А

Труд. Лень. Старание.
ЗЕМЛЮ СОЛНЦЕ КРАСИТ, А ЧЕЛОВЕКА — ТРУД
Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат. *** Не рынок кормит человека, а труд. *** Пироги на кустах не растут. *** Без труда и палку не выстругаешь. *** Дела сами не ходят — водить их надо. *** Пчела мала, а и та работает. *** Кто в небо глядит, тот без хлеба сидит. *** От лежи не будет одежи. *** Не натрешь работой холку, так положишь зубы на полку. *** В лес не съездишь, так и на печи замерзнешь. *** Шевелись, чтобы денежки велись.

РАБОТА ВЕСЕЛИТ СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА
Кто на все руки, у того нет скуки. *** Без волненья, без заботы не жди радости от работы. *** Была бы охота, заладится всякая работа. *** К чему душа лежит, к тому и руки приложатся. *** Если идет работа — спать не охота. *** Кто труд любит, долго спать не будет. *** Лучше понедельничай, да не бездельничай. *** Работаешь добросовестно, в глаза людям глядеть не совестно.

ТРУД ЧЕЛОВЕКА КОРМИТ, А ЛЕНЬ — ПОРТИТ
Труд всегда дает, а лень только берет. *** Где работают, там и густо, а в ленивом доме пусто. *** У ленивого что на дворе, то и на столе. *** Кто ленится, тот не ценится. *** У лодыря что ни день, то лень. *** Земля дармоедов не кормит. *** С лодырем поведешься — горя наберешься. *** Видел лодырь во сне кисель, да ложки не было, лег спать с ложкой, да киселя не увидал. *** Под лежачий камень и вода не течет.

ЛЕНИВОМУ ВСЕГДА ПРАЗДНИК
У лодыря закон простой: работай час, полсмены стой. *** Хоть пень колотить, лишь бы день проводить. *** Глядел бы в окно да ел толокно. *** Умного учи, больного лечи, а ленивого не подпускай к печи. *** Ленивого только за смертью посылать.

ЛЕНЬ ЛЕНИ ЗА ЛОЖКУ ВЗЯТЬСЯ, А НЕ ЛЕНЬ ЛЕНИ ОБЕДАТЬ
Лентяй ест руками, а работает брюхом. *** То завтракаю, то обедаю, а погулять когда — не ведаю. *** Работать не горазд, а поесть — как раз. *** Здоров в еде, да хил в труде. *** Ест за вола, а работает за комара.

ЛЕНИВЫЙ И В СВОЕЙ ИЗБЕ ПРОМОКНЕТ
У ленивого и крыша течет, и печь не печет. *** Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. *** «Лень, открой дверь, дом горит!» — «Хоть сгорю, да не отворю». *** И рад бы нос высморкать, да вот беда: руку протянуть надо. *** Дело — не медведь, можно издали поглядеть. *** Или ты, батя, в лес иди, а я дома побуду, или я дома побуду, а ты в лес иди.

ЛЕНИВОМУ И ЛЕНИТЬСЯ ЛЕНЬ
Ты меня, работушка, не бойся: я тебя не трону. *** Были бы хлеб да одежа, так и ел бы лежа. *** Емеля и по дрова на печи ездил. *** Сидит, надувается, по три для в лапти обувается. *** Лентяй и сидеть устает. *** И камень облежится, так мохом обрастет.

СОНЛИВЫЙ ДА ЛЕНИВЫЙ — ДВА РОДНЫЕ БРАТА
Спал без задних ног, а встать никак не мог. *** Вставай, Архип, петух охрип. *** Проснулась Ульяна ни поздно, ни рано: все с работы идут, а она тут как тут. *** Кто пораньше встает, тот грибки берет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой. *** Из сна мешков не сошьешь.

ГДЕ ЛОДЫРЬ ХОДИТ, ТАМ ЗЕМЛЯ НЕ РОДИТ
Лодырю в колхозе, что волку на морозе. *** Где он? — «Собакам сена пошел давать». *** От работы похудеешь, от безделья обеднеешь. *** Люди пахать, а он руками махать. *** Люди на поле жать, а ему бы на меже лежать. *** Он бьет баклуши, а ты развесил уши.

ДЕРЕВО УЗНАЕТСЯ ПО ПЛОДУ, А ЧЕЛОВЕК — ПО ДЕЛУ
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот, кто на дело гож. *** По одежке не суди, по делам гляди. *** Парень игроват, да на деле плоховат. *** На словах Волгу переплывет, а на деле — ни через лужу. *** На словах, как на гуслях, а на деле, как на балалайке.

ДЕЛА СЛОВОМ НЕ ЗАМЕНИШЬ
От слова до дела сто прегонов. *** Языком-то легче шевелить, чем руками. *** На предложения мастак, а на дело никак. *** Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. *** Языком и лаптя не сплетешь. *** Города строят не языком, а рублем да топором. *** Кто языком штурмует, тот немного навоюет. *** Языком не спеши, а делами не смеши.

НЕ БЕРИ НАСКОКОМ — ПОПЛАТИШЬСЯ БОКОМ
С плеча да сгоряча не добудешь калача. *** Лучше идти да присаживаться в пути, чем бежать да лежать. *** Вскачь землю не пашут. *** И Москва не вдруг строилась. *** На всякое хотенье имей терпенье. *** С одного удара дуб не свалишь. *** Лучше в малом, да удача, чем в большом, да провал. *** У ретивого с ленивым с испокон века вражда.

ДЕЛО ВЕРШИ, ДА НЕ СПЕШИ
Скорость нужна, а поспешка вредна. *** От спеху наделаешь смеху. *** Кто не спешит, от того ничто не убежит. *** Долго рассуждай, да скоро делай. *** С одного раза не выйдет, с двух получится.

И ГОТОВО, ДА БЕСТОЛКОВО
Как-нибудь делаешь, как-нибудь и выйдет. *** Лучше сидеть сожа руки, чем делать спустя рукова. *** Не за свое дело не берись, а за своим не ленись. *** Всякий труд ценен, да не всякий полезен. *** Это все дело в комок свести да в навоз снести. *** Годное идет на сварку, негодное на свалку. *** Как ни замазывай лаком, брак останется браком.

ДОБРОЕ НАЧАЛО — ПОЛДЕЛА ОТКАЧАЛО
Без начала и конца не бывает. *** Лиха беда — начало. *** Каждое дело надо с утра начинать. *** Не надевай хомута с хвоста, не начинай дела с конца. *** С дела на дело скакать — с белки пример брать. *** За все браться — ничего не сделать. *** Рапортовать не спеши: дело сделал, тогда и рапорт пиши.

ПТИЦЕ — ВОЗДУХ, А ЧЕЛОВЕКУ — РОЗДЫХ
Кто с трудом в ладу, тот и с отдыхом не в споре. *** Когда в работе успех — и перекурка не грех. *** Отдыхать без работы — значит жить без заботы. *** Если весел на работе, то на отдыхе игрив. *** Делу время — потехе час. *** Шутка шуткой, а дело делом.

РАБОТАЙ ДО ПОТУ, ПОЕШЬ В ОХОТУ
За двух попотеешь — за трех поешь. *** Где уж есть, коли дело есть. *** Работает упорно и ест задорно. *** Ест тихо и работает не лихо. *** И поедим и спляшем, только пашню вспашем.

ХОРОШАЯ РАБОТА ДВА ВЕКА ЖИВЕТ
Всякое дело человеком ставится, человеком и славится. *** Не хвались хорошей работай, ее и так заметят. *** Дело гладко, так и глядеть сладко. *** Трудами не хвались, а гордись. *** По крыльям — полет, по делам — почет. *** Какие труды, такие и плоды. *** За труд не бьют, а награды дают. *** Кто в труде впереди, у того орден на груди.

ЗА ВСЯКОЕ ДЕЛО БЕРЕСЬ УМЕЛО
Мало хотеть, надо уметь. *** Машину поймешь, далеко пойдешь. *** Корявое умей сделать гладким, а горькое — сладким. *** Уменье везде найдет примененье. *** Где хотенье, там и уменье. *** Умей работать, умей и помощников подбирать.

ЛЮБИ ДЕЛО — МАСТЕРОМ БУДЕШЬ
Дело мастера боится. *** Золото — не золото, не побывав под молотом. *** По работе и мастера знать. *** С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся. *** Нужно учить не рассказом, а работай и показом. *** Из него мастер, как из пивной бутылки — кадило.

РЫБА В РЕКЕ — НЕ В РУКЕ
Есть клев, так будет и улов. *** Всякая рыба хороша, коль на удочку пошла. *** На свежий червячок и рыбка на крючок. *** Носом окуней не ловят. *** Ног не мочить, так и рыбки не ловить. *** Непойманная рыба всегда большой кажется. *** Поздно щуке на сковороде вспоминать о воде.

  • формирование навыка написания мягкого знака после шипящих на конце наречий;
  • повторение написания мягкого знака после шипящих в различных частях речи;
  • развитие устной и письменной речи;
  • воспитание интереса к русскому языку.

I. Оргмомент. (Приветствие, запись даты и темы урока в тетрадь).

Учитель: Ребята, мы продолжаем наше увлекательное путешествие по стране НАРЕЧИЙ. Сегодня мы приблизились к замку самой принцессы Наречие.

II. Повторение пройденного и актуализация нового материала.

Учитель: На стене замка кто-то оставил следующую запись (на доске записано стихотворение) :

Мелькнуло солнце из-за туч(?) ,
И был горяч(?) последний луч(?) .
Стал вечер ясен и хорош(?) .
Чуть-чуть заметна листьев дрож(?) .
Бил под горой студёный ключ(?) .
Цвёл ландыш(?) , нежен и пахуч(?) ,
Вдруг на поляну вышел ёж(?) .
Спросить его мне невтерпёж(?) :
“Кому спешишь ты, ёж(?) , помоч(?) ?”
(см.: Русский язык в школе. – 1995, №1, с.23)

Выделенные слова записаны на карточках, прикреплённых магнитами.

  • фонетический разбор слов горяч, дрожь;
  • пунктуационный разбор последнего предложения.

Учитель: Ребята, как называется орфограмма, встречающаяся в выделенных словах?

Ученики: Мягкий знак после шипящих на конце разных частей речи.

Учитель: Что необходимо помнить, чтобы не ошибиться в написании данной орфограммы?

Ученики: В первую очередь необходимо определить часть речи.

Учитель: Помогите каждой части речи найти свой дом-конверт, поставьте, где это необходимо мягкий знак, объясните написание пропущенных орфограмм. Как только задание будет выполнено, стражники откроют нам ворота.

На доске четыре конверта. Ученики по цепочке работают с выделенными словами. В тетрадь записываем слова в четыре столбика.

III. Изучение нового материала.

Учитель: Невтерпёж узнать, как пишется наречие невтерпёж ?

Учитель: Из замка нам прислали телеграмму- подсказку. Прочитаем её.

“Ребята!
Гоните прочь свои сомнения,
Учите тему с наслаждением,
Не позабудьте мягкий знак,
Где Ч и Ш в конце стоят,
И в слове НАСТЕЖЬ тоже
Нам мягкий знак поможет.
Знак мягкий в жизни нашей сплошь,
А мне УЖ ЗАМУЖ НЕВТЕРПЁЖ!”

Учитель: Попробуйте сформулировать правило, опираясь на эту подсказку.

Учитель: Нам удалось открыть ворота замка. Но прежде, чем принцесса сможет нас принять, мы должны выполнить три её задания.

Читайте также:  Прокладка оптоволоконного кабеля в земле расценка в смете

Выборочный диктант. Выписать наречия, объяснить правописание.

  1. Но прочь от городов, где крик и шум ленивцев мучит вечно. (В.Брюсов)
  2. И шум дубрав в ответ лишь я внимаю. (В. Брюсов)
  3. Матушка рожь кормит всех сплошь. (Посл.)
  4. Землю вскачь не пашут. (Посл.)
  5. Для дорогого гостя и ворота настежь. (Посл.)
  6. Как долга эта зимняя ночь, ждать урочного часа невмочь. (А. Сурков)
  7. Последний поход напрочь отбил у всех желание экспериментировать.(Газ.)
  8. От удара человек упал навзничь и уж никак не мог подняться и оказать сопротивление. (Газ.)
  9. За высокий сугроб закатилась звезда, / блещет месяц – глазам невтерпёж. (Н. Заболоцкий)

Синтаксический разбор предложения:

Пробилась зелень полевая навстречу солнцу и теплу, и, настежь окна раскрывая, весна проходит по селу. (М. Исаковский)

Творческая работа. Составьте текст из 8-10 предложений, используя как можно больше наречий, включая и слова на изученную сегодня орфограмму.

Учитель: Мы прошли все испытания, с лёгкостью решили предложенные нам задания. Как известно, все испытания должны вести к какому-то результату. Как вы считаете, к какому результату пришли мы?

Учитель: Всё верно. Чтобы получить от принцессы Наречие награду- оценки, покажем, каковы ваши знания.

  • строительство овощехранилищ_;
  • нужно береч_;
  • установившаяся тиш_;
  • взять реванш_;
  • воздух свеж_;
  • радость встреч_;
  • проголодаеш_ся;
  • открыть настеж_;
  • голос чарующ_;
  • ждать невтерпёж_.
  • овлеч_ внимание;
  • множество неудач_;
  • военная мощ_;
  • удачный розыгрыш_;
  • кактус колюч_;
  • зарево пожарищ_;
  • мчался вскач_;
  • выйти замуж_;
  • ничего не помниш_;
  • зелёная гуаш_.

Принцесса Наречие благодарит вас за работу на уроке и одаривает монетками – оценками из казны.

  • Геркан И.К. Русский язык в картинках (Документ)
  • Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс (Документ)
  • ГИА — 2011. Русский язык. Демонстрационный вариант. 9 класс (Документ)
  • ЕГЭ 2010. Демонстрационные варианты (Документ)
  • Аникина М.Н. Лестница. Книга — практикум. Начинаем изучать русский язык (Документ)
  • ЕГЭ 2011. Демонстрационные варианты от 20.08.2010 (Документ)

    n1.doc

    например: Смертью праведной и честной пали многие из них (Тв.);

    1. метафорическое значение выражает словосо­четание, в котором главное слово — имя существительное в именительном падеже — является метафорой, а зависимое в родительном падеже называет предмет — производитель действия или носитель признака (серп месяца, шапка волоси т.п.); например: Всаду гориткостер рябиныкрасной. (Ее);
    2. значение совместности имеет словосочетание существительного в именительном падеже и существительного в творительном падеже с предлогом с, оба они называют пред­меты, которые являются совместными производителями дей- 1 ствия или носителями признака; например: Художник с Ва­сей едвадобралисьдо дому (Пауст.); цельность подле­жащего-словосочетания подчеркивается формой множествен­ного числа в сказуемом.

    Все разновидности подлежащего имеют общие черты — предметное значение и форму именительного падежа.

    Совершенно иными свойствами обладает инфинитив­ное подлежащее. Оно называет не предмет, а действие^, но действие не совершающееся, а потенциальное; в сказуемом выражается характеристика этого действия; например: Ехать верхом в это время настоящее наслаждение (М.-С). Если вместо инфинитива можно употребить образованное от глагола

    Существительное, то это подлежащее имеет предметное значе­ние; ср.: Обмер оврагов оказался делом трудным (Пауст.). — Обмеривать овраги оказалось делом трудным.

    Особую форму представляет составное подлежащее. Оно образуется сочетанием связки глагола в форме инфинити­ва с именными формами творительного падежа; например: Быть влюбленным славно! (М. Г.).

    Сказуемое имеет следующие признаки:

    1. называет действие или признак предмета, обозначенного подлежащим;
    2. формально подчинено подлежащему (обычно согласова­но с ним);
    1. выражает грамматические значения предложения — мо­дальность, время;
    2. образует парадигму форм двусоставного предложения.

    Эти признаки опираются на спрягаемые формы глаго­ла или связки или на их значимое отсутствие, т. е. нулевые формы.

    Название действия, признака и грамматические значения могут быть выражены совместно, в одной словоформе, или раз­дельно, в двух частях. На этом основании в русском языке вы­деляются два типа сказуемого — простое и составное.

    Простое сказуемое может быть только глаголь­ным, так как спрягаемые формы глагола имеют показатели наклонения и времени, поэтому в грамматике этот тип ска­зуемого обозначается термином простое глагольное сказуемое.

    Основной формой простого сказуемого является полнознач-ный спрягаемый глагол. Он называет действие и выражает грамматические значения, образует парадигму форм предло­жения; например: Утихло все. Татьяна спит (П.).

    Простое сказуемое может быть выражено спрягаемой гла­гольной формой в относительном употреблении, т. е. формой одного наклонения или времени в значении другого, которая имеет дополнительный оттенок; например: Тебе нет дела! Стало быть, я один за всех отвечай (Остр.) — форма повели­тельного наклонения в значении изъявительного с дополни­тельным оттенком долженствования (ср.: должен отвечать).

    Простое глагольное сказуемое выражается также спрягае­мыми формами устойчивых сочетаний глагольного типа, обо­значающих действие; например: С Грябова подняла она глаза на Отцова и его облила презрением (Ч.).

    В качестве простого глагольного сказуемого может быть употреблен инфинитив в значении изъявительного наклоне­ния; например: Так ты кусаться, окаянная? (Ч.).

    Простое глагольное сказуемое может быть осложнено час­тицами или повторами, с помощью которых выражаются доба­вочные оттенки интенсивности, полноты действия, длитель­ности и т. п.; например: Все эти неизбежные сцены будущего так и метались перед глазами Арины Петровны (С.-Щ.); Сама дрожмя дрожит старуха (Леек.).

    Составное сказуемое имеет две части — основную и вспомогательную. Основная часть обозначает действие или

    признак, а вспомогательная выражает грамматические значе­ния времени, наклонения, а также оформляет связь с подле­жащим; в состав вспомогательной части обязательно входит спрягаемая глагольная форма; например: Голова его уже на­чала седеть (Ч.); По истечении года картина была готова

    Основная часть составного сказуемого выражается глаго­лом в инфинитиве или формами имени. В соответствии с этим различаются составное глагольное сказуемое и составное именное сказуемое.

    Составное глагольное сказуемое обозначает действие. Основная часть — это инфинитив полнозначного глагола или устойчивого глагольного сочетания; например: 1 Музыканты готовились играть (А. Т.); Я могу от любви свихнуть с ума (Г.).

    Вспомогательная часть, во-первых, выражает значение на­клонения и времени с помощью спрягаемых форм, во-вторых, обозначает этапы действия или отношение к нему.

    Этапы действия — начало, продолжение, конец — обозна­чаются глаголами начать, продолжать, кончить и др.; их на­зывают фазисными; например: Солнце только что начи­нало подниматься (Л. Т.); Между тем небо продолжало расчищаться (Т.); Вскоре я бросил писать стихи (Пауст.).

    Отношение к действию со стороны его производителя (субъ­екта) выражается в виде различных модальных значе-н и й вспомогательной части — возможности, желательности, долженствования, привычности, склонности; например: Мы долго не могли сказать ни слова (Б.); Я не хочу печалить вас ничем (П.); Народ гуляет, а я принужден маяться (А. Т.); В свободные вечера Евгений Петрович имел обыкно­вение рассказывать Сереже сказки (Ч.); Она любила на бал­коне предупреждать зари восход (П.).

    Модальные значения вспомогательной части выражаются спрягаемыми формами глаголов (мочь, хотеть, желать, ре­шиться, согласиться, привыкнуть, любить, предпочитать и т. п.), устойчивых сочетаний глагольного типа (задаться целью, иметь намерение, гореть желанием, дать согласие, иметь обыкновение и т. п.), а также сочетаниями спрягаемых форм связок с именами, причастиями и наречиями (былрад, готов, должен, склонен, вынужден; мастер, любитель.

    охотник; в силах, не прочь и т. п.); например: Музыканты готовились играть (А. Т.); Офицеры изъявили согласие делать все, что угодно будет любезным хозяевам (Л. Т.); Не в силах Ленский снесть удара (П.).

    Составное именное сказуемое обозначает при­знак (качество, свойство, состояние и пр.). Название этого признака заключено в основной части — именной. Вспомога­тельная часть выполняет только грамматические функции. Она называется связкой.

    Связка выражает грамматические значения наклонения и времени, оформляет грамматическую зависимость сказуемого от подлежащего. Эти функции связки опираются на формы спряжения: наклонения, времени, лица и числа; кроме того, в оформлении грамматической зависимости участвуют родовые окончания — в формах прошедшего времени и сослагатель­ного наклонения.

    В качестве связки употребляются неполнозначные глаголы или устойчивые сочетания глагольного типа — быть, являть­ся, делаться, становиться, казаться, считаться, оказать­ся, представлять собой, иметь вид и др. Кроме того, исполь­зуется нулевая форма связки быть со значением настоящего времени, которая противопоставлена формам была, будет, бы­ла бы, будь, пусть будет.

    Связочные глаголы и устойчивые сочетания не называют действия, процесса, они имеют отвлеченное значение. Это зна­чение тоже входит в грамматическое содержание вспомога­тельной части.

    Связки по-разному характеризуют отношения предмета и признака. Это хорошо видно при сравнении именного сказу­емого с различными связками. Например, предложения Дни были теплыеДни стали теплыми различаются значени­ем наличия признака и приобретения признака; Дорога бы­ла хорошаяДорога оказалась хорошей значением наличия признака и обнаружения признака; Книга была интерес­наяКнига казалась интересной значением достоверного признака и мнимого признака и т. д.

    Именная часть сказуемого в выражении грамматических значений не участвует, она обозначает признак — качествен­ный, количественный, а также состояние и пр. Они зависят от употребления различных именных частей речи и их форм.

    Самыми употребительными формами именной части явля­ются:

    1. краткое прилагательное: Печален будетмой рассказ(П.); Давноль мы были неразлучны?(П.);
    2. краткое страдательное причастие: Маниловбылсовер­шеннорастроган(Г.);
    3. полное прилагательное, а также причастие, порядковое числительное, местоимение в именительном или творительном падеже: Озеробыло таинственным(Пауст.); Вершины дале­кого хребтакажутся точно выкованнымииз серебра(А. Т.);Тогда вкусы ведьбыли иные(Бальм.);
    4. прилагательное в сравнительной степени: Всё ширесвет.Все ярчегорный храм (Бальм.); i
    5. существительное в именительном или творительном па­деже: Дворецказался островомпечальным(П.);Отец мойбыл слесарь(М. Г.);
    6. предложно-падежные формы существительных (чаще предложный падеж с предлогом в со значением состояния): Небобыло в тучах(В.); Старый князьбыл в беспамятстве(Л. Т.);Низкая и узкая комнатабыла без окон(М.-С).

    Малоупотребительны в качестве именной части устойчи­вые предложно-падежные формы, наречия со значением со­стояния; например: Весь городбыл на ногах(Пауст.); С тех пор при встречах с Федей ябыл настороже(Пауст.).

    Именная часть может быть выражена словосочетанием, если главное его слово не называет конкретный признак (для этого используется зависимое слово); например: Отец был беззаботный человек (Б.); Я тогда, сами представляете, был в трудном состоянии (Пауст.).

    Составное сказуемое, глагольное и именное, может быть осложнено (сложные формы сказуемого) путем включе­ния дополнительных словоформ во вспомогательную часть: это глаголы, или устойчивые сочетания спрягаемого глаголь­ного типа, или именные формы со связкой. Они имеют фазис-ное или модальное значение; например: Шубин хотел на­чать работать, но глина крошилась (Т.) — вспомогательная часть составного глагольного сказуемого выражает модальное и фазисное значение; например: Я не должна сметь гово­рить вам об этом (Т.) — вспомогательная часть выражает два модальных значения. При осложнении сказуемого — как гла­гольного, так и именного — вспомогательная часть имеет фор-

    Читайте также:  Когда произошла секуляризация церковных земель при екатерине 2

    Му составного глагольного сказуемого (хотел начать, не должна сметь и т. п.), но она выражает только грамматиче­ские значения, а действие или признак обозначены в основной части <работать, говорить). Осложнение сказуемого не затра­гивает основную часть. При осложнении только один глагол имеет спрягаемую форму, все другие, в том числе связочный глагол, — форму инфинитива; например: Остановка эта мог­ла оказаться роковой (А. Т.).

    В сложных формах сказуемого имеются две части — основ­ная (полнозначный инфинитив, имя) и вспомогательная, как в составном сказуемом.

    Грамматическая связь главных членов предложения

    Подлежащее и сказуемое грамматически связаны. Зависи­мость сказуемого от подлежащего, как правило, формально выражена. Выбор формы сказуемого мотивируется подлежа­щим; например: Солнце взошло; Луна взошла. Поэтому связь главных членов называют согласованием. Однако упо­добление формы сказуемого форме подлежащего — это только один вид согласования — грамматическое согласо­вание. Прежде всего, оно проявляется в формах числа; на­пример: Толпы кипят. Сердца трепещут (П.). Если сущест­вительное в подлежащем имеет форму единственного числа, а глагол в сказуемом — форму прошедшего времени или услов­ного наклонения, то проявляется согласование в роде; напри­мер: Дождь монотонно шумел за окном (Тел.). Согласуется в числе, в роде не только простое глагольное сказуемое, но и вспомогательная часть составного глагольного и составного именного сказуемого; например: Саша стал ходить в гимна­зию (Ч.); Бульба был страшно упрям (Г.); Ветер между тем час от часу становился сильнее (П.). Кроме того, в именном сказуемом согласуется с подлежащим в числе и в роде именная часть, выраженная прилагательным и т. п.; например: Горо­док казался вымершим, заброшенным (Б.); Князь Иван Иваныч был хорошо образован и начитан (Л. Т.).

    Условное согласование — это выбор форм сказу­емого при подлежащем, выраженном словом неизменяемым или не имеющим числа, рода. При подлежащем-местоимении кто, кто-то и т. д. сказуемое употребляется в форме единст-

    венного числа, а в прошедшем времени или условном накло­нении — в форме мужского рода: Кто-то пришел?; при под­лежащем-местоимении что, что-то и т. д. — в единствен­ном числе, в среднем роде: Что случилось?; Что-то упало; ср. также: Послышалось ау!

    Согласование семантическое («согласование по смыслу») — это выбор формы сказуемого по особенности со­держания подлежащего. Например, форма рода сказуемого при подлежащем я, ты определяется с учетом пола лица, на которое указывает местоимение: Ты пришла; Я пришел; Вре­менами я был один (Булг.).

    В некоторых предложениях согласование имеет варианты: прежде всего, это употребление единственного или множест­венного числа сказуемого при подлежащем, которое выражено словосочетанием с количественным значением; например: На станции служило одиннадцать человек (М. Г.); Две девоч­ки шли домой с грибами (Л. Т.). В первом примере — условное согласование сказуемого в числе, в роде с числительным один­надцать (не имеющим грамматического числа и рода); во вто­ром — семантическое согласование в числе с количественным словосочетанием две девочки (имеет значение «не один»).

    В одном предложении могут совмещаться разные виды согласования; например: И я забыл твой голос нежный. (П.) — согласование в числе грамматическое, согласование в роде семантическое.

    Различные виды согласования проявляются при подлежа­щем — «вежливом Вы». Эти правила согласования — важная часть речевого этикета.

    Глагол, включая вспомогательный, грамматически согла­суется в числе, т. е. имеет форму множественного числа; на­пример: Любимая! Меня вы не любили (Ее); во множествен­ном числе употребляется и краткое прилагательное, причас­тие; например: Вы были правы предо мной (П.). Полное прилагательное, причастие, местоимение, числительное один, порядковое числительное имеют с «Вы» семантическое согла­сование в числе (единственное число!), в роде (мужской или женский пол); например: Вы такая умная; Вы были первым; Вы одна?; Вы один мне можете помочь; Вы казались утом­ленной; Я знаю: Вы не та (Ее).

    Связь главных членов формально не выражена, если сказу­емое представлено инфинитивом или усеченной формой глаго-

    Ла; например: Татьяна ах, а онреветь (П.) — ср.: ахнула; Жизнь прожитьне поле перейти (Поел.). В таких двусо­ставных предложениях подлежащее и сказуемое соединяются с помощью интонации и порядка слов.

    406. Выделите главные члены предложения — подлежащее и
    сказуемое. Где они представлены словом, а где — сочетанием слов?

    1. На стоянке дремало десятка полтора машин с шашеч­ками (Сол.). 2. — Прощай. Тяжелый, скверный я человек, — сказал он (Ч.). 3. Выход в озеро был назначен ночью 3 (Па-уст.). 4. Но приятная дама ничего не нашлась сказать (Г.).

    407. Выделите главные члены предложения. Какая часть речи
    выполняет функцию подлежащего? »

    1. Земля — место тесное (М. Г.). 2. Приближалась осень (Пауст.). 3. Приезжий был невысок ростом и неказист с виду (Ш.). 4. Великое свершилось в душе (В.). 5. Всё живое спряталось от зноя (Ґ.). 6. Слепой и глухой пошли в чужое 1 по­ле за горохом (Л. Т.).

    408. Укажите, чем выражены в предложениях подлежащее и
    сказуемое. Какое место относительно друг друга они занимают?

    1.Спросидъ дорогу для Андроныча было обидой (М.-С). 2. Жить в старинных особняках с прабабушкиной мебелью ми­ло, но неуютно (А. Т.). 3. Вообще изучат ь краски и свет, милый вы мой, — наслаждение (Пауст.). 4. Находить приметы или самим создавать их — очень увлекательное 2 занятие (Пауст.).

    409. Укажите, в каких предложениях сказуемое является прос­
    тым, а в каких — составным.

    1. Туман начинает клубиться над водой (Пауст.). 2. В Моск­ве Кипренский продолжал писать с прежней горячностью 2 и мастерством (Пауст.). 3. Брат становился непонятней (М. Г.).

    1. Солнце представлялось большим багровым шаром (Л. Т.).
    2. На столике горели две восковые свечи (Пауст.).

    410. В данных предложениях сказуемое выражено неделимым
    сочетанием слов. Выделите простое глагольное сказуемое.

    1. Шеглов окинул глазами двор (Ч.). 2. За чаем дед завел трудный разговор о витаминах (Пауст.). 3. По-видимому, я сейчас должна упасть и потерять сознание (Ч.). 4. Что произо-

    411. В данных предложениях представлены сочетания спрягае­
    мых глагольных форм с инфинитивом. Выделите составное глаголь­
    ное сказуемое. Если инфинитив не входит в состав сказуемого, опре­
    делите его функцию. Укажите форму подлежащего.

    1. Николай Иванович принялся читать газету (А. Т.). 2. А охотиться мы стали не только ради удовольствия, но и по нужде (Купр.). 3. Я вышел на платформу отдышаться от вагон­ной духоты (Пауст.). 4. После чая 1 я упросил Веру петь (В.).

    5. Я уже научился мечтать о необыкновенных приключениях
    и великих подвигах (М. Г.). 6. Григорий с женой выехали па­
    хать за три дня до Покрова (Ш.).

    412. Выделите в предложениях составное глагольное сказуемое и
    проанализируйте значение вспомогательной части — модальное или
    фазисное (начала, продолжения, конца действия).

    1. Давыдов начал не на шутку сердиться (Ш.). 2. Зинаида Федоровна все еще продолжала в волнении ходить по гостиной (Ч,). 3. У Коврина стали слипаться глаза (Ч.). 4. Девушки ско­ро перестали стесняться (Пауст.). 5. И одним слова свои за­ключить хочу я: что великие бои, как погоду, чую (Те.). 6. Пе­ред грозой рыба переставала клевать (Пауст.). 7. Мы продол­жали жить в той 3 же квартире с дедом и отцом (Гил.). 8. Я еще продолжаю не понимать вас, барон! (Ч.). 9. Встрепенулся яс­ный сокол, бросил думать, начал петь (Те.). 10. Виктор Нико­лаевич и не желал вмешиваться в дела своей жены (М.-С).

    413. Выделите в предложениях подлежащее и сказуемое. Где гла­
    гол выполняет функцию связки в составном именном сказуемом,
    а где является простым сказуемым?

    1. Дни становились длинными (Шишк.). 2. Явилась круг­ленькая хозяйка с подносом в руках (М. Г.). 3. Славяне отли­чались высоким ростом, русыми волосами, храбростью, госте­приимством (Б.). 4. Команда стала к аппаратам, нагнетающим воду (А. Т.). 5. Ночи давно уже стали прохладными (Сер.).

    6. Все предметы стали отчетливыми (А. Т.). 7. Места станови­
    лись все беднее и глуше (Б.).

    414. Выделите в предложениях составное именное сказуемое.
    Что представляет собой вспомогательная часть — связка? Каково ее

    Значение? Укажите, где имеется нулевая форма связки быть, а так­же связочные частицы.

    1. Мечты о садах оказались очень глупы (Б.). 2. Лозинский становился все задумчивее и печальнее (В.). 3. Западные скло­ны хребта казались крутыми и обрывистыми, восточные — более пологими (Аре). 4. Вопрос оказался достаточно разъяс­ненным 2 (Кор.). 5. Мой дом над рекой Московой — это чудо (Пришв.).

    415. Выделите в предложениях составное именное сказуемое и
    укажите связку и именную часть. Какой частью речи она представле­
    на? Отметьте случаи согласования ее с подлежащим.

    1. Дуб этот считался священным (А. Т.). 2. Аннушка пред­ставилась ему взрослой (А. Т.). 3. Здесь все из дерева (Пауст.).

    4. Черное озеро было налито 3 вровень с берегами (Пауст.).

    5. Дверь из кабинета в маленькую комнату была широко рас­
    пахнута (Ш.).

    416. Выделите в предложениях составное именное сказуемое и
    укажите связку и именную часть. В каких случаях это отдельное сло­
    во, а в каких — словосочетание? Укажите причину синтаксической
    неделимости словосочетания.

    1. Но удивительнее всего были хозяева (Б.). 2. Бахарев сегодня был в самом хорошем расположении духа (М.-С). 3. Вьюга 1 в сумерках была еще страшнее (Б.). 4. Некоторые де­ревья были в два обхвата (М.-С). 5. Отец его был уездным предводителем (Ч.). 6. Арефьев — старый газетный волк (Купр.). 7. Пароход небось машина государственная (Пауст.). 8. Для нас Суходол был только поэтическим памятником бы­лого (Б.).

    417. Выделите главные члены предложения и проанализируйте
    их форму.

    1. Стены вековых облетевших тополей опускались по скло­нам холмов (Пауст.). 2. Все-таки какая чудесная вещь быть одетым! (Сер.). 3. Штатские осмеливались даже навалиться сзади на спины (А. Т.). 4. Вы — не отец. Родить ребенка — это еще не значит быть его отцом. Отец — это человек, но разве человек — вы? (М. Г.).

    418. Выделите главные члены предложения и определите их мор­
    фологическое выражение. В каких случаях сказуемое согласовано
    с подлежащим? В каких формах?

    1. Вдвоем с шофером мы не без опасения сели в ветхую лодчонку. Товарищ с вещами остался на берегу (Ш.). 2. О не­решенном говорить — только людей пугать (М. Г.). 3. Выстро­ить дом или мост или написать роман — это одно и то же (А. Т.). 4. Закисшая лиственница — любимое кушанье глухаря (М.-С). 5. Все-таки 3 это приятно — глупости говорить! (М. Г.).

    419. Выделите главные члены предложения и охарактеризуйте их морфологическое выражение. В каких случаях выбор формы ска­зуемого обусловлен уподоблением ее форме подлежащего (граммати­ческое согласование), а в каких зависит от других факторов? Допус­кается ли варьирование?

    Читайте также:  Судебные споры по арендной плате за землю

    1. Что-то заворочалось в потемках (Ч.). 2. Половина неба
    затянулась красным дымом (Пауст.). 3. Стаи белых птиц ме­
    тались перед ней, как хлопья одуванчика (Пауст.). 4. Я про­
    должал переписываться с отцом (Гил.). 5. На ступеньках си­
    дело двое незнакомых людей (Пауст.). 6. Несколько человек
    сошло с поезда, несколько человек вошло в вагоны (Сим.).
    7. В колеях неезженой 2 дороги росло много грибов (Пауст.).

    Главный член односоставного предложения по-разному выражает грамматические значения: это зависит от употреб­ления в качестве главного члена форм глагола или форм имени существительного. Соответственно различаются два типа одно­составных предложений — глагольные и именные (субстан­тивные).

    Глагольные односоставные предложения

    Глагольные формы употребляются как независимые, не подчиненные. Их грамматические значения отличаются от грамматических значений зависимых глагольных форм, упо­требляемых в сказуемом двусоставного предложения. Это ка­сается лица, наклонения и времени. По особенностям грамма­тических значений и по набору глагольных форм различаются 5 видов глагольных односоставных предло­жений: определенно-личные, неопределенно-личные, обоб­щенно-личные, безличные, инфинитивные.

    Глагольные формы выражают действие самого говорящего (1-е лицо) или собеседника (2-е лицо). На определенное лицо указывают личные окончания глагола, поэтому при них лич­ные местоимения я, ты, мы, вы в качестве подлежащего мо­гут не употребляться; например: Пойду ль вперед? Пройду ль назад. Его здесь нет. Меня не знают. Взгляну на дом, на этот сад (П.); Так забудь же про свою тревогу, не грусти так шибко обо мне (Ее). Форму определенно-личных предло­жений создают только 1-2-е лицо изъявительного и 2-е лицо повелительного наклонения. Все другие спрягаемые формы глагола не могут указывать своими окончаниями на опреде­ленное лицо — производителя действия; ср.: пойдет, пойдут, пошел, пошли, пусть пойдет, пусть пойдут, пошел бы, по­шли бы должны употребляться с подлежащим. Отсутствие подлежащего при этих глагольных формах — это его пропуск, показатель грамматической неполноты предложения; напри­мер: Из-под дивана, из-под бахромы вылезает кот. Потя­нулся, прыгнул на диван и пошел, черный и длинный. Идет, опустил хвост (А. Т.) — во втором и в третьем предложениях пропущено подлежащее кот, с которым согласованы в числе все глаголы (потянулся, прыгнул, пошел, опустил согласова­ны в числе и в роде); эти предложения двусоставные неполные.

    Глагольные формы выражают действие неопределенного лица, не обозначенного отдельным словом; например: На ули­цах где-то далеко стреляют (Булг.); В селе зазвонили к ве­черне (Т.). Значение неопределенного лица создается особым строением предложения. Перед глаголом на «месте подле­жащего» ставится второстепенный член (обстоятельство или дополнение), а глагольные формы 3-го лица множественно­го числа и прошедшего времени множественного числа упо­требляются как независимые, не согласуемые. Значение их окончаний изменяется: они не выражают «множественности», а вместо 3-го лица обозначают «неопределенное лицо»; ср., на­пример: В доме дети не спят. В доме не спят; В доме дети не спали. В доме не спали. Неопределенное лицо (де-

    ятель) фактически может быть одно или не одно, но граммати­чески (в глагольной форме) это не выражается; например: Уже второй раз на колокольне били в колокол (М. Г.); За перего­родкой в конторе тихонько разговаривали (Т.).

    В неопределенно-личных предложениях главный член име­ет все формы наклонения и времени; повелительное наклоне­ние употребляется в виде 3-го лица множественного числа с частицей пусть; например: Я уже решила, что не пойду. Пусть лучше меня прогонят (А. Гр.).

    Глагольные формы выражают действие обобщенного лица (деятеля), т. е. действие представлено обобщенно, оно может быть отнесено к любому лицу — 1, 2, 3-му; например: «От та­кого забора убежишь», думал Гуров, поглядывая то на ок­на, то на забор (Ч.); Добра на худо не меняют (Поел.).

    Обобщенным является значение не только лица, но и вре­мени. В предложениях этого вида употребляются следующие глагольные формы: 2-е лицо единственного числа настояще­го-будущего времени, 2-е лицо повелительного наклонения, 3-е лицо множественного числа настоящего-будущего вре­мени. Все они выражают не определенное значение времени, а отнесение действия к любому времени. Обобщенно-лич­ные предложения не имеют форм времени. Вместе с обоб­щенным временем выражаются модальные значения: 1) не­возможности действия; например: Уехали. Профессор рад, небось! Его теперь сюда и калачом не заманишь (Ч.); 2) долженствования; например: Ешь с голоду, а люби смоло­ду (Поел.); 3) нецелесообразности; например: А ведь вскачь землю не пашут (М. Г.); На братских могилах не ставят крестов (Вые).

    Благодаря обобщенно-личной форме в предложениях выра­жается афористическое содержание, т. е. нравственные прави­ла, советы, выводы и т. п. Эта форма очень часто используется в пословицах. Но и предложения, построенные по этой модели в речи, тоже содержат обобщение, вывод, правило и т. п.; на­пример: За оскорбление деньгами не платят (Ч.); В ежеднев­ные слезы не веришь (Рожд.); Колокольным звоном болезни не лечат (М. Г.).

    Главный член выражает действие или состояние, не отне­сенное к деятелю, к субъекту (лицу или предмету); например: Между тем на дворе совсем стемнело (Т.); Ах, как легко и беззаботно жилось тогда (Ник.); В номере было тоже теп­ло, приятно (Б.). Формы глагола являются независимыми, несогласуемыми; на «месте подлежащего» обычно употреб­ляется второстепенный член (на дворе, в номере). Безличное значение предложения выражается глагольной безличной формой. Ее окончания совпадают с 3-м лицом единственного числа, а в прошедшем времени и в условном наклонении — с единственным числом, средним родом. Эти формы обязательно употребляются при любом строении главного члена.

    Строение главного члена аналогично сказуемому двусо­ставного предложения — простому или составному: 1) безлич­ная форма полнозначного глагола (безличный глагол или лич­ный, спрягаемый — с безличным значением); например: Ко­му-то еще не сидится дома в такую пору (Сол.); Теперь и у нее в волосах серебрилось (Б.); К утру потеплело (Бальм.); 2) сочетание полнозначного инфинитива (основная часть) и безличной формы глагола с модальным или фазисным значе­нием; инфинитива и модального наречия с безличной формой связки (вспомогательная часть); например: Мне довелось на­писать много разных книг (Пауст.); Только ближе к родному краю мне б хотелось теперь повернуть (Ее); Начало быст­ро светать (Пауст.); Сначала нужно было идти на веслах (А. Т.); Нельзя жить вдали от молодости (Пауст.) — в по­следнем примере модальное слово категории состояния нельзя сочетается с нулевой (безличной) формой связочного глагола быть (значение настоящего времени); 3) сочетание слова кате­гории состояния или краткого страдательного причастия (ос­новная часть) с безличной формой связки (вспомогательная часть); например: На станции было безлюдно (Пауст.); К но­чи в погоду становится очень холодно и росисто (Б.); В комнатах старательно прибрано (Ч.); В комнате и так натоплено (С.-Щ.) — в двух последних примерах нулевая форма связочного глагола. .

    Простую безличную форму имеет главный член предложе­ний со значением отрицания бытия, наличия предмета; напри­мер: Моста не было (Пауст.); Только нет моей ушанки (Тв.).

    В эти предложения обязательно входит существительное в дительном падеже со значением объекта отрицания. Для вып жения отрицания бытия употребляется бытийный глагол частицей нене было, не будет, а также нет, не оказало (не окажется), не вышло и др.; например: Однако облегчены никакого не вышло (Т.); И скоро от костра не осталось ни чего, кроме теплого запаха (М. Г.).

    В безличных предложениях глагол употребляется во всех формах времени и наклонения; повелительное наклонение употребляется в виде аналитической формы с частицей пусть- например: Пусть в голове прояснится (Газ.).

    Глагол в форме инфинитива обозначает потенциальное дей­ствие, т. е. такое, которое не производится, не протекает, не совершается во времени; например: Мне бы теперь в деревню. Мне бы теперь работать (Ч.); Нам теперь стоять в ремон­те (Тв.). Инфинитив является неизменяемым, поэтому он не выражает отношение действия к лицу, к моменту речи. Инфи­нитивное предложение не имеет форм наклонения, времени, лица.

    Основу предложения составляют главный член (инфини­тив) и дополнение (имя существительное или местоимение в дательном падеже), которыми обозначается потенциальный деятель (лицо или предмет); например: Быть завтра плохой погоде (М. Г.); Не спрятаться ли нам? (Ч.). Если в предложении место этого члена не занято (т. е. его нет), то вы­ражается значение неопределенного или обобщенного потен­циального деятеля; например: В комнатах не подметено, с окон содраны ситцевые занавески. Завтра переезжать в город! (Ч.); Дважды молоду не бывать (Поел.).

    Форма инфинитивного предложения, в которую могут быть также включены некоторые частицы (бы, не, ли, хоть и др-)-передает добавочные характеристики потенциального дейст­вия: 1) долженствования; например: Дочке в город уезжать (Тв.); 2) неизбежности; например: Мне тут сидеть до моро­зов (Пауст.); 3) невозможности; например: Тебе о солнце не пропеть (Ее); 4) желательности; например: Я еду. Спать бы на здоровье, но мне покамест не до сна (Тв.); 5) опасения-

    Апример: — Как бы не опоздать! спохватилась Наташа (Пауст.).

    420. Укажите, какие предложения являются двусоставными, ка-
    односоставными. Проанализируйте выражение главных чле­
    нов предложения.

    1. Ветер шаркает по стене дома, стучат болты ставен, гу­дит в трубе (М. Г.). 2. Дует навстречу ночной полевой ветерок (Б-)- 3- Поздно ночью небо расчистило (Б.). 4. В домах не све­тилось ни одного окна (Пауст.). 5. В саду есть маленькая баня. Ее недавно протопили (Пауст.). 6. И все 3 кругом бы­ло смутно и бело (В.). 7. У Стрельцова больно защемило серд­це (Ш.).

    421. Выделите определенно-личные предложения. Проанализи­
    руйте форму главного члена предложения, обращая особое внимание
    на лицо, время, наклонение глагола.

    1. Ты дочь избаловал, ты! Вели дочери покориться (М. Г.).

    1. — Стой, ребята, не соваться, толку нет спускать понтон. — Разрешите попытаться? — Что пытаться! Братцы, он! (Те.).
    2. — Ты ворота запер? — Запер. — Пойти посмотреть 2 за тобой. — Пройдись малость, лучше тебе. (Остр.). 4. Ты ме­ня подожди около дома. Отвезешь обратно на пристань (Па­уст.).

    422. Выделите неопределенно-личные предложения. Какие гла­
    гольные формы употреблены в роли главного члена предложения?

    1. Обозы увязали в грязи. В двери дуло. С улицы наносили сапогами липкую глину. От этого в хате всегда было неуютно (Пауст.). 2. Я уже начал вставать. Но выходить мне еще не позволяли (Пауст.). 3. В это время обыкновенно загорались фонари. Но сейчас их почему-то не зажигали (Пауст.). 4. На ипподроме зазвонили. Конюхи сняли с Изумруда попону (Купр.).

    423. Выделите обобщенно-личные предложения и проанализи­
    руйте формы глаголов в роли главного члена предложения. Обратите

    Нимание на специфику времени в предложениях этого типа.

    *■ — Прежде ты об этом молчал. — Всего сразу не скажешь » ) 2. Добра на худо не меняют (Поел.). 3. О семейном в

    Источник

  • Adblock
    detector