Меню

Афанасий фет заря прощается с землею стих

Заря прощается с землёю

Описание

Читать стих “Заря прощается с землёю” Фета Афанасия Афанасьевича нужно с пониманием того, что написан он в сложный для поэта период – время после потери любимой девушки. Поэтому и это произведение, и многие другие, датированные 50-ми годами 19 века, посвящены теме смерти. Читать его на уроке литературы просто как образец пейзажной лирики было бы в корне неверно – здесь имеет место олицетворение. Если учить произведение в классе внимательно, легко заметить, что оно явно делится на две части: в первой автор настроен романтически и как будто предвкушает чудо, но вскоре он становится мрачен и уныл.

В тексте стихотворения Фета “Заря прощается с землёю” видится метафора жизни самого поэта: первую ее часть Мария Лазич освещала своими чувствами, наполняла надеждой и нежностью. Но после ее гибели наступило время непроглядной печали. Если прочесть произведение онлайн полностью, то становится очевидно, что эта печаль поглощает душу автора. Он хоть и надеется на то, что сможет соединиться с той, что отвечала ему взаимностью в материальном мире, по ту сторону, но глубоко в душе осознает – эта надежда напрасна. Свое горе он не может поверить миру иначе, чем в стихотворной форме.

Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.

Как незаметно потухают
Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!

И все таинственней, безмерней
Их тень растет, растет, как сон;
Как тонко по заре вечерней
Их легкий очерк вознесен!

Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, –
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.

Источник

Афанасий Фет — Заря прощается с землею: Стих

Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.

Как незаметно потухают
Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!

И все таинственней, безмерней
Их тень растет, растет, как сон;
Как тонко по заре вечерней
Их легкий очерк вознесен!

Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, —
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.

Анализ стихотворения «Заря прощается с землею» Фета

Фета всегда связывал жизнь человека с окружающей природой, умел найти в ней удивительно точные аналогии. Очень часто его произведения в жанре чистой пейзажной лирики содержали скрытые намеки на личную жизнь поэта, которые были понятны далеко не всем. Одним из примеров является стихотворение «Заря прощается с землею…» (1858 г.). В нем в образной форме описана личная трагедия Фета, связанная с потерей любимой девушки. Мучительная смерть М. Лазич тяготила поэта на протяжении всей жизни. Осознание собственной непоправимой ошибки обострилось после женитьбы Фета на М. Боткиной (1857 г.).

Автор предается размышлениям, наблюдая за угасающим днем. Картина погружающейся в темноту природы сначала вызывает лишь чувство умиротворения. Постепенно возникает ощущение непоправимой утраты. Последние лучи солнца «незаметно потухают», но даже этими остатками света стремятся в полной мере насладиться деревья. «Их легкий очерк» представляет собой прекрасную, но очень печальную картину на фоне прощальной зари.

В последней строфе появляется мысль автора о «жизни двойной», прямо указывающей на положение самого поэта. Деревья чувствуют свою связь с земным миром, но в мечтах хотят унестись в небеса вместе с солнечными лучами. Несбыточность такого желания очевидна. Прощание с земной жизнью означает только смерть, а загробное существование под большим вопросом.

После свадьбы с М. Боткиной Фет с горечью понял, что его стремление к обеспеченной жизни ставит крест на личном счастье. Отныне ему придется самому вести «жизнь двойную». В реальном мире он должен быть любящим и преданным жене семьянином, а в мечтах постоянно возвращаться к единственной девушке, которую он любил. Свое настоящее и будущее поэт представлял в образе погруженного во мрак леса. Скорее всего, жена догадывалась, что брак был заключен отнюдь не по любви. К тому же она видела, что в творчестве мужа появляются какие-то туманные намеки о несбывшихся надеждах и мечтах.

Читайте также:  Из земель находящихся в неразграниченной государственной собственности

Впоследствии Фет неоднократно обращался к этой теме и развивал ее дальше. К старости он все чаще будет думать о своей смерти, как о возможном переходе в другой мир, в котором наконец-то сможет встретиться с возлюбленной. Вера в бессмертие души помогала ему справиться с ощущением вины. Фет надеялся, что у него еще будет возможность раскаяться в совершенной ошибке и заслужить прощение.

Источник

Заря прощается с землёю (Фет)

Точность Выборочно проверено
Из цикла « Вечера и ночи », сб. « Вечерние огни — выпуск шестой (1901) ». Дата создания: 1858. Источник: А. А. Фет . Стихотворения. — Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1956. — С. 127.

Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.

Как незаметно потухают
Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!

И все таинственней, безмерней
Их тень растет, растет как сон;
Как тонко по заре вечерней
Их легкий очерк вознесен!

Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, —
И землю чувствуют родную
И в небо просятся оне.

Это произведение перешло в общественное достояние в России согласно ст. 1281 ГК РФ, и в странах, где срок охраны авторского права действует на протяжении жизни автора плюс 70 лет или менее.

Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.

Общественное достояние Общественное достояние false false

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Авиация (149)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (13)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2342)
  • Габсбурги (16)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (112)
  • Дальние страны (1231)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (536)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (860)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (264)
  • Земля (142)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (684)
  • Истории любви (186)
  • ИСТОРИЯ (2384)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1121)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (30)
  • КУЛЬТУРА (248)
  • Легенды и мифы (183)
  • ЛИТЕРАТУРА (279)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (202)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (542)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (30)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (53)
  • Москва (75)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (615)
  • Облака (14)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (197)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (752)
  • Праздники (52)
  • Притчи (34)
  • Проза (475)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (203)
  • Психология (80)
  • Птицы (214)
  • Растения (120)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (105)
  • Россия (1220)
  • Сады и парки (36)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (112)
  • Символы (164)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (76)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1599)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (368)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (213)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (192)
  • Фотографии (521)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (786)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
  • ЭПОХА СССР (425)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Афанасий Афанасьевич Фет. «Заря прощается с землёю…»

Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.

Как незаметно потухают
Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!

И все таинственней, безмерней
Их тень растет, растет, как сон;
Как тонко по заре вечерней
Их легкий очерк вознесен!

Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, —
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.

Тема смерти все чаще и чаще присутствует в творчестве Афанасия Фета, начиная со второй половины 50-х годов 19 века. Причиной столь пессимистических настроений является личная трагедия, которую пережил поэт, связанная с потерей любимой девушки. Тем не менее, некогда светлая и радостная пейзажная лирика Фета приобретает оттенок грусти, в нее вплетаются философские размышления, в которых автор все чаще и чаще затрагивает тему жизни после смерти. И в этом нет ничего удивительного, так как в потустороннем мире поэт надеется воссоединиться с возлюбленной, чего ему так и не удалось сделать на земле.

Подобные настроения характерны и для стихотворения «Заря прощается с землею…», которое было написано в 1858 году. В нем автор в присущей для себя лирической манере описывает закат, используя множество метафор, которые придают повествованию особое очарование. Восторгаясь увиденным, поэт не может сдержать своего удивления и восклицает: «Как незаметно потухают лучи и гаснут под конец!». Первая часть стихотворения, наполненная романтизмом и неким предвкушением чуда, плавно сменяется мрачной и унылой картиной погруженного во тьму леса, тень которого «растет, как сон».

Такой контраст не случаен, так как жизнь поэта фактически можно разделить на две части. В первой из них, до гибели Марии Лазич, много света, надежд и искренних чувств. В этот период Фет, уже успевший познать вкус несправедливости и лишившийся наследства, все же не падает духом и продолжает верить в то, что жизнь действительно может быть прекрасной. Тем более, если она наполнена взаимной любовью, которая дает поэту силы с честью преодолеть многие жизненные трудности. Однако отец Марии Лазич вынуждает поэта сделать непростой выбор, который заключается в том, чтобы жениться на избраннице или же оставить ее в покое. В итоге поэт, не имеющий средств на то, чтобы содержать семью, оставляет свою возлюбленную, которая через несколько месяцев трагически погибает. С этого момента начинается темная полоса в жизни автора, резко контрастирующая с относительно безмятежной и счастливой юностью.

В стихотворении «Заря прощается с землею…» Фет выражает надежду, на то, что заря прощается с землей не навсегда и, «словно чуя жизнь двойную», обещает вернуться. Нечто подобное испытывает и сам поэт, рассчитывая на встречу с любимой уже в другой жизни, хотя и понимает, что подобные надежды лишены всякого смысла.

Источник

Стихотворение и анализ «Заря прощается с землею»

Смотрю на лес, покрытый мглою,

С какою негой в них купают

Деревья пышный свой венец!

И всё таинственней, безмерней

Их тень растет, растет, как сон;

Как тонко по заре вечерней

Как будто, чуя жизнь двойную

Краткое содержание

Читатели, глазами лирического героя, наблюдают за тем, как «Заря прощается с землёю, ложится пар на дне долины…». Мы смотрим, на «лес, покрытый мглою, и на огни его вершин». Поэт повествует о том, «как незаметно потухают лучи, и гаснут под конец…». Фет так ярко описывает всё увиденное, что нам кажется, будто мы смотрим на картину, а не читаем стихи. Поэт потрясён окружающими его видами. Он испытывает то же, что и деревья, которые «…и землю чувствуют родную, и в небо просятся оне».

История создания

В 1850 г. Фет тяжело пережил смерть любимой девушки Марии Лазич. Они очень любили друг друга, но, отсутствие у поэта средств существования стало причиной для расставания. Спустя некоторое время девушка погибла: от свечи загорелось платье. Поэт всю жизнь винил себя, что так и не сделал её счастливой. Он посвящал Марии стихи на протяжении сорока лет, до самой смерти. Это стихотворение, написанное в 1858 г., спустя восемь лет с момента гибели Марии, также посвящено ей. Оно вошло в сборник стихов «Вечера и ночи».

Жанр, направление, размер

Стихотворение сочетает в себе элементы пейзажной и философской лирики: Фет описывает окружающую природу, посредством чего излагает мысли о жизни и смерти. Он рассуждает о собственной судьбе, которая оказалась слишком уж несчастливой.

Произведение написано ямбом. Автор использует чередование женской и мужской рифмовки – это позволяет выразительнее передать представление о двойственности человеческой жизни. Стихотворение имеет ярко выраженные черты импрессионизма.

Композиция

Произведение состоит из двух частей: первая часть передает состояние предчувствия чуда, вторая часть представляет собой унылую картинку ночного леса. В конце Фет сообщает об ощущении надежды: она обязательно придёт с новым восходом солнца.

Последняя строфа в завуалированной форме рассказывает о заветной мечте поэта, который в смерти видел лишь полное забвение, но хотел бы надеяться на существование загробной жизни и встречу с любимой.

Образы и символы

В стихотворении представлены яркие образы, с помощью которых автор доносит до нас содержание произведения:

  • образ лирического героя – им является сам поэт. Лирический герой надеется: скоро наступит новый день, а значит, жизнь продолжается, позволяя идти вперёд;
  • образы деревьев – они выступают в противопоставление земле и небу. Кроны деревьев тянутся в небосвод, туда, где тают лучи заходящего солнца, чтобы уйти вместе с ними. В небо устремлён и лирический герой, желая встретить там свою любовь. На земле ему пусто, он мечтает о новой жизни, как о чуде;
  • образ возлюбленной – в стихотворении немало символов утраты: в первой строфе герой наблюдает за огнями на лесных вершинах, как они меркнут от надвигающегося мрака. В последнем четверостишии герой размышляет о двойной жизни. Это указывает на самого Фета, жизнь которого была разделена на две части: в одной он был предан жене, а в другой – мечтал об утраченной любви.

Темы и настроение

Автор рассуждает о жизни, о смерти, о красоте и загадочности природы. Тематика данного произведения:

  • ключевая тема – таинственность, величие природы. Лирический герой восхищается изяществом окружающего мира, любуясь плавностью смены дня и ночи. Он ощущает в закате дня яркие эмоции печали;
  • тема природы – её корни в философских размышлениях о бытие/небытие. В произведении чётко прослеживается вторая тема – зарождение/окончание жизни;
  • тема смерти находит выражение в темноте мира, окружающего лирического героя. Она является одной их главных тем стихотворения;
  • тема безысходности особенно заметна в произведении, являясь в мрачных тонах лесных деревьев;
  • тема загробной жизни – лирический герой пытается улететь вместе с лучами света, которые покидают кроны деревьев, чтобы вновь увидеть любимую, попросить у неё прощение.

Основная идея

Основная идея в том, чтобы продемонстрировать читателям вращение жизни в привычных для всех фазах света и тьмы. Ключевая мысль – стремление героя к свету, неизвестность будущего, на которое он надеется, но ждать его мучительно. Особая смысловая нагрузка ложится на природу – она представляется «зеркалом» человеческой души. Поэт демонстрирует, что состояние природы связано с эмоциональным состоянием лирического героя.

Средства выразительности

Поэт использует не много выразительных средств, но все они работают на художественный замысел. Это делает произведение предельно ёмким:

  • эпитеты – «пышный венец», «родная земля», «двойная жизнь»;
  • олицетворение – «купают деревья пышный свой венец», «заря прощается с землёю»;
  • антитеза – «и землю чувствуют родную, и в небо просятся оне»;
  • метафора – «потухают лучи»;
  • возвышенная лирика – с её помощью поэт демонстрирует, насколько торжественным ему представляется момент перехода дня в ночь;
  • риторические восклицания – с их помощью выражается восторг перед природой: «как незаметно потухают лучи и гаснут под конец!», «с какою негой в них купают деревья пышный свой венец!»

Источник

Adblock
detector