Меню

Алиса моя земля мой дом

Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве

Кур.С.Ив. ом

Сайт Курия Сергея Ивановича

АЛИСА — «Земля» (К. Кинчев)

Входит в альбом «Блок Ада» (1987)

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

***
К. Кинчев (из книги А. Чернина «Другая история») , 2007:

«Земля» важная песня, потому что она написана по мотивам сна, который мне пришел. Сон был на самом деле такой очень странный, и удивительно, я его запомнил весь. Пересказывать не буду, не хочу. Ну, этот сон, в общем, как бы мне приоткрыл дверку моей дальнейшей судьбы, то есть будущее я так, чуть-чуть увидел, и по этому поводу была написана песня «Земля». То есть она абсолютно личностная и в тоже время как бы относящаяся ко всем, кто жив живым духом. Это уже поиски. То есть это еще один сигнал, что уже пора прибиваться к берегу.

***
Интервью с К. Кинчевым, 2002?:

КК: Понимаешь, проживая этот отрезок на Земле, важно ощущать, что ты странник и потом уходишь дальше, и когда откроются ворота следующей жизни, ты предстанешь перед престолом, где на тебя посмотрят глаза Всемирной Совести. И если ты сможешь поднять глаза и посмотреть впрямую в очи Господу — как на Солнце — а потом зажмуриться, значит, ты все правильно делал по жизни и кой-чего понял и прошел… Земля — это Чистилище, а дальше дорога ведет то ли наверх, то ли вниз. Вот и все.

— Но подожди: если есть пропорции добрых и злых людей, и они неизменны, то ничто не в силах сделать из плохого человека хорошего, потому что подонков должно быть столько, сколько их и есть.

КК: Земля — это Чистилище, а дальше дорога ведет то ли наверх, то ли вниз. Вот и все.

***
Быть может, я много беру на себя, / Быть может, я картонный герой, / Но я принимаю бой… — см.:

А. Кушнир «100 Магнитоальбомов Советского Рока»:

Говорят, примерно в это же время Гребенщиков сочинил хуковый электрический номер со словами «картонный герой» , на который, по слухам, впоследствии обиделся Кинчев. Позднее эта безымянная композиция АКВАРИУМОМ не исполнялась — не по дипломатическим соображениям, а вследствие некоторой плакатности текста и стилистической близости данного опуса к манере игры группы АЛИСА.

К. Кинчев, «Наше радио», программа «Летопись»:

Да ну! Там одна фраза просто по поводу картонного героя. Это никакой не ответ. Просто я как бы соглашаюсь с тем, что, возможно, я картонный герой. Я же не знаю, я верую в это. И герой ли я вообще? Чьего — то романа, безусловно, я герой, но не вообще… У нас очень, у нас практически и не было никогда отношений, мы пару раз выпивали в одной компании, один или два раза я был у него в гостях, все. То есть мы, в общем — то, мало знакомы друг с другом. То есть я творчество люблю Бориса Борисовича, и как бы здесь я ориентируюсь…

Реплика на акустическом концерте, декабрь 1986:

К. Кинчев: Я тут из Новосибирска приехал и в журнале «Советский воин» новосибирском прочел, что АЛИСА поёт патриотические песни «Я принимаю бой» Про «КИНО» было, где они требуют перемен, а тут про «АЛИСУ» — журнал «Советский воин»

***
Смирное время, смирные дни… — см.:

«Прекрасная вещь — довольство, безболезненность, эти сносные, смирные дни, когда ни боль, ни радость не осмеливаются вскрикнуть, когда они говорят шёпотом и ходят на цыпочках».

***
Песня «Земля» прозвучала в художественном фильме «Взломщик» (1986), где Кинчев сыграл одну из главных ролей.

_______________________________________________________________________

Я начинаю путь,
Возможно, в их котлах уже кипит смола,
Возможно, в их вареве ртуть,
Но я начинаю путь.
Я принимаю бой,
Быть может, я много беру на себя,
Быть может, я картонный герой,
Но я принимаю бой.
Я говорю:

Живым — это лишь остановка в пути,
Мертвым — дом.

Смирное время,
Смирные дни,
Боль и радость почистили зубы и спят,
Звук, которым когда-то был крик,
В рот набрал воды
И прикусил язык.
Ржавчина
Выжженных звезд
Отражает промежутки сомнительных лет.
Плесень несет свой пост,
Прикрывая покрытый коростой погост.

Волчья ягода,
Черная кровь,
Немое темноводье водит тени по дну,
Языки публичных костров
Лижут лица.
Ей, начальник! Покорных — в ров!
Пот напомаженных туш,
Жирные рты плетут слюной кружева,
Зверь лакает из луж
Души тех, кто принял печать.
Маестро, туш!

Живым — это лишь остановка в пути…

_______________________________________________________________________

Источник

Разбор песни «Земля» Алисы

Как-то в беседе с одной знакомой пришлось указать, что текст песни «Земля» группы Алиса явственно попахивает фашизмом. Знакомая тут же заинтересовалась: в каком это месте там чувствуется аромат фашизма? Я дал слово, что произведу разбор песни.
Выполняю.
Вообще, на мой взгляд, все песни в мире делятся на две категории: о фашизме и не о фашизме. Причем, фашизм можно отыскать в любом тексте.

Песня «Земля» описывает десятилетие истории нацизма с 1924 по 1934 годы.

Первый куплет песни «Земля» описывает терзания Гитлера, заключенного в тюрьму после провала Пивного Путча.
В самом деле:

Я начинаю путь,
Возможно, в их котлах уже кипит смола,
Возможно, в их вареве ртуть,
Но я начинаю путь.
Я принимаю бой,
Быть может, я много беру на себя,
Быть может, я картонный герой,
Но я принимаю бой.

Читайте также:  Польские земли в начале 20 века

Здесь описаны душевные терзания Гитлера: партия разгромлена, бойцы разбежались, самому Адольфу грозит большой срок, однако, будущий фюрер не отступает и готовиться продолжать борьбу, начинать все с начала. Он готовится к пламенным речам на судебном процессе, которые прославят Гитлера на всю Германию, а в перерыве Адольф надиктовывает «Майн Кампф».
Смола, котлы и ртуть показывает нам сатанискую природу врагов Гитлера, строящих козни против божественного Адулфа.

Я говорю:
Живым — это лишь остановка в пути,
Мертвым — дом.

Эти строчки можно отнести к бойцам СА, погибших при Пивном Путче.
Действительно, для выживших в этом восстание это лишь эпизод в многолетней борьбе за немецкий народ, погибшие же навсегда остались пребывать в Доме Мертвых.

Смирное время,
Смирные дни,
Боль и радость почистили зубы и спят,
Звук, которым когда-то был крик,
В рот набрал воды
И прикусил язык.

Здесь, лирический герой описывает времена Веймарской республики, времена упадка немецкой нации, когда кричать об ужасах того времени мог только Гитлер, остальные же «набрали в рот воды» и смотрели на современность сквозь розовые очки.

Ржавчина
Выжженных звезд
Отражает промежутки сомнительных лет.

Видимо, это отсылка к наградам Первой Мировой Войны. Хотя, странно, что речь идет о звездах.
Сомнительные года, это несомненно период Веймарской республики, когда воинам Первой мировой было стыдно надеть награды и они в прямом смысле ржавели.

Плесень несет свой пост,
Прикрывая покрытый коростой погост.
Волчья ягода,
Черная кровь,
Немое темноводье водит тени по дну,

Здесь лирический герой продолжает описывать ужасы Веймарской республики, «тени по дну» отсылают нас к последним годам существования Веймара, когда Германия, из-за экономического кризиса, дошла до дна.
«Волчья ягода» отсылка к Гитлера, кличка которого была Wolf.
«Черная кровь» видимо говорит о СС, черном ордене, замешанном на чистоте крови.

Языки публичных костров
Лижут лица.

Здесь, несомненно, говорится как о поджоге Рейхстага, так и о публичных сожжениях книг.

Эй, начальник! Покорных — в ров!
Пот напомаженных туш,
Жирные рты плетут слюной кружева,
Зверь лакает из луж
Души тех, кто принял печать.
Маэстро, туш!

В данном отрезке аллегорически описывает подавление Ремовском путча. На это указывает «жирный рот», «напомаженная туша» главы СА, известно тучность. Рем «плетет кружева» завлекая в свои сети штурмовиков, которые должны совершить вторую революцию. Отсылка к Зверю, то есть Дьяволу показывает сатанинскую сущность Рема, посмевшего восстать против богоизбранного Адулфа.
«Маэстро, туш» призыв Гитлеру покончить со смутой в собственных рядах, что Адольф и сделал.

Источник

Алиса моя земля мой дом

***
К. Кинчев (из книги А. Чернина «Другая история») , 2007:

«Земля» важная песня, потому что она написана по мотивам сна, который мне пришел. Сон был на самом деле такой очень странный, и удивительно, я его запомнил весь. Пересказывать не буду, не хочу. Ну, этот сон, в общем, как бы мне приоткрыл дверку моей дальнейшей судьбы, то есть будущее я так, чуть-чуть увидел, и по этому поводу была написана песня «Земля». То есть она абсолютно личностная и в тоже время как бы относящаяся ко всем, кто жив живым духом. Это уже поиски. То есть это еще один сигнал, что уже пора прибиваться к берегу.

***
Интервью с К. Кинчевым, 2002?:

КК: Понимаешь, проживая этот отрезок на Земле, важно ощущать, что ты странник и потом уходишь дальше, и когда откроются ворота следующей жизни, ты предстанешь перед престолом, где на тебя посмотрят глаза Всемирной Совести. И если ты сможешь поднять глаза и посмотреть впрямую в очи Господу — как на Солнце — а потом зажмуриться, значит, ты все правильно делал по жизни и кой-чего понял и прошел… Земля — это Чистилище, а дальше дорога ведет то ли наверх, то ли вниз. Вот и все.
— Но подожди: если есть пропорции добрых и злых людей, и они неизменны, то ничто не в силах сделать из плохого человека хорошего, потому что подонков должно быть столько, сколько их и есть.
КК: Земля — это Чистилище, а дальше дорога ведет то ли наверх, то ли вниз. Вот и все.

***
Быть может, я много беру на себя, / Быть может, я картонный герой, / Но я принимаю бой. — см.:

А. Кушнир «100 Магнитоальбомов Советского Рока»:

Говорят, примерно в это же время Гребенщиков сочинил хуковый электрический номер со словами «картонный герой» , на который, по слухам, впоследствии обиделся Кинчев. Позднее эта безымянная композиция АКВАРИУМОМ не исполнялась — не по дипломатическим соображениям, а вследствие некоторой плакатности текста и стилистической близости данного опуса к манере игры группы АЛИСА.

К. Кинчев, «Наше радио», программа «Летопись»:

Да ну! Там одна фраза просто по поводу картонного героя. Это никакой не ответ. Просто я как бы соглашаюсь с тем, что, возможно, я картонный герой. Я же не знаю, я верую в это. И герой ли я вообще? Чьего — то романа, безусловно, я герой, но не вообще. У нас очень, у нас практически и не было никогда отношений, мы пару раз выпивали в одной компании, один или два раза я был у него в гостях, все. То есть мы, в общем — то, мало знакомы друг с другом. То есть я творчество люблю Бориса Борисовича, и как бы здесь я ориентируюсь.

Читайте также:  Борис моисеев если бы парни всей земли

Реплика на акустическом концерте, декабрь 1986:

К. Кинчев: Я тут из Новосибирска приехал и в журнале «Советский воин» новосибирском прочел, что АЛИСА поёт патриотические песни «Я принимаю бой» Про «КИНО» было, где они требуют перемен, а тут про «АЛИСУ» — журнал «Советский воин»

***
Смирное время, смирные дни. — см.:

«Прекрасная вещь — довольство, безболезненность, эти сносные, смирные дни, когда ни боль, ни радость не осмеливаются вскрикнуть, когда они говорят шёпотом и ходят на цыпочках».

Я начинаю путь,
Возможно, в их котлах уже кипит смола,
Возможно, в их вареве ртуть,
Но я начинаю путь.
Я принимаю бой,
Быть может, я много беру на себя,
Быть может, я картонный герой,
Но я принимаю бой.
Я говорю:

Живым — это лишь остановка в пути,
Мертвым — дом.

Смирное время,
Смирные дни,
Боль и радость почистили зубы и спят,
Звук, которым когда-то был крик,
В рот набрал воды
И прикусил язык.
Ржавчина
Выжженных звезд
Отражает промежутки сомнительных лет.
Плесень несет свой пост,
Прикрывая покрытый коростой погост.

Волчья ягода,
Черная кровь,
Немое темноводье водит тени по дну,
Языки публичных костров
Лижут лица.
Ей, начальник! Покорных — в ров!
Пот напомаженных туш,
Жирные рты плетут слюной кружева,
Зверь лакает из луж
Души тех, кто принял печать.
Маестро, туш!

Живым — это лишь остановка в пути.

Скачать программу-сборник аккордов группы
АЛИСА можно здесь >>>

Источник

Мой дом — моя Россия: по страницам моей земли

  • Записи сообщества
  • Поиск

Мой дом — моя Россия: по страницам моей земли запись закреплена

С Бежецком связано имя великой поэтессы Анны Ахматовой. Сюда, в бежецкие края ,она приезжала со своим супругом Николаем гумилевым. Посещали они Слепнево- родовое гнездо Николая Степановича. Ахматова не особо любила Бежецк. Она писала, что здесь «тверская скудная земля». Но позднее она написала стихотворение » Бежецк», в котором мы видим колорит малого провинциального города и чувствуем любовь поэтессы к этим краям.
Показать полностью.

«Бежецк»
Там белые церкви и звонкий, светящийся лед,
Там милого сына цветут васильковые очи.
Над городом древним алмазные русские ночи
И серп поднебесный желтее, чем липовый мед.
Там вьюги сухие взлетают с заречных полей,
И люди, как ангелы. Божьему Празднику рады,
Прибрали светлицу, зажгли у киота лампады,
И Книга Благая лежит на дубовом столе.
Там строгая память, такая скупая теперь,
Свои терема мне открыла с глубоким поклоном;
Но я не вошла, я захлопнула страшную дверь;
И город был полон веселым рождественским звоном.

Мой дом — моя Россия: по страницам моей земли запись закреплена

Бежецк — город музыкальный. Он связан с именем великого музыканта Василия Андреева. Именно он создал великорусский оркестр и возродил интерес к такому народному инструменту как балалайка. Бежечане чтят имя В. В Андреева. Балалайка стала символом нашего города. Этому инструменту на липовой аллее установлен памятник .

Мой дом — моя Россия: по страницам моей земли запись закреплена
Бежецк

Старинный купеческий городок богатый историческими культурными ценностями и памятниками архитектуры. Способен удивить даже искушённого туриста, здесь действительно есть на что посмотреть.
В этом небольшом провинциальном городе тихо и размеренно идёт спокойная жизнь своим чередом. Если у вас есть возможность и желание побывать в Бежецке, непременно отправляйтесь в путешествие. Здесь вы получите много положительных эмоций и проникнитесь атмосферой былых времён.

Мой дом — моя Россия: по страницам моей земли запись закреплена

Бежецк в годы Великой Отечественной войны был прифронтовым городком. Здесь были госпиталя, неоднократного Бежецк бомбили. Много земляков ушло на фронт, многие из них не вернулись. Мы, бежечане, чтим память о героях-фронтовиках. В 2020 году по инициативе МОУ СОШ №3 им.А.П.Иванова была организована конференция «Мы этой памяти верны». По итогам был выпущен сборник. Представляем вашему вниманию книгу, которая вышла в 2020 году и посвящена 75-лети Великой Победы. На страницах книги настоящие истории о судьбах бежечан в годы войны.

Мой дом — моя Россия: по страницам моей земли запись закреплена

В Бежецке есть удивительная школа №3. Почему она особенная? Да просто потому, что расположена в уникальном месте — в храме Иоанна Богослова. В школе №3 им.А.П.Иванова действует музей. Представляем вашему вниманию видеоэкскурсию по школьному музею «Тверская земля -Родина героев»

Мой дом — моя Россия: по страницам моей земли запись закреплена

Поэт. Воин. Путешественник.
(Николай Степанович Гумилёв)

Иду с работы по улице Большой города Бежецка. Уже смеркается. Ночные тени мелькают по улицам, растворяясь в ночной мгле. В отблесках фонарей танцуют ночные образы. И вот снова передо мной памятник знаменитой семье Ахматовой – Гумилевых. Бронзовые изваяния светятся в ночном сумраке.
Показать полностью. Вся семья собралась вместе. Грациозная Анна Андреевна Ахматова гордо сидит и смотрит вдаль. Лев Николаевич Гумилев – ученый, историк, стоит с книгой. Отец семейства – Николай Степанович Гумилев внимательно смотрит на нас, прохожих. Остановилась. Смотрю на людей, которые оставили свой след на древней бежецкой земле.
Родился Николай Степанович Гумилев в Кронштате в 1886 году, но здесь, в Бежецком краю, на старинной русской земле, находится его родовое гнездо — село Слепнево. Оно принадлежало матери Н.С. Гумилева – Анне Ивановне Гумилевой, в девичестве Львовой. Два брата Дмитрий и Николай приезжали в Слепнево, навещали мать и все свое семейство.
Сейчас уже нет этой деревни, стерла история Слепнево с карты, но есть старый вековой дуб, который помнит все. Он свидетель приезда Гумилева со своей супругой А.А.Ахматовой в барскую усадьбу; помнит, как местные жители удивленно смотрели на не похожую на поместных дам Ахматову; помнит, как дали ей прозвище – француженка; помнит строки Ахматовой о тверском крае: «тверская скудная земля»; помнит, как Гумилевы сидели в саду и пили чай; помнит, как Н.С.Гумилев собирался в путешествия и возвращался из дальних странствий; помнит, как радостная весть о рождении сына Льва разнеслась по округе; помнит детский смех Левушки, его взросление и мужание; помнит уход Н.С.Гумлиева на фронт и возвращение его домой героем – много помнит вековой дуб. Он хранит это в своей памяти, которую нельзя уничтожить. Дом Гумилевых сохранился, его перевезли в деревню Градницы. Именно здесь сейчас находится дом-поэтов, сюда приезжают туристические группы и поэты-почитатели творчества Ахматовой и Гумилева.
Мы знаем Николая Степановича Гумилева, как поэта серебряного века, как основателя Цеха поэтов. Поэты –акмеисты стремились к прекрасному. Противопоставляя себя символистам, акмеисты провозглашали точность слова и образов. Действительно, образы в стихах Н.С.Гумилева чисты и прозрачны. Они легки и воздушны. Например, вспомним стихотворение «Старые усадьбы»:
Дома косые, двухэтажные,
И тут же рига, скотный двор,
Где у корыта гуси важные
Ведут немолчный разговор.
Сразу представляешь образ старинной барской усадьбы: господский дом, хозяйственные постройки, живность во дворе. Все живет, дышит, шумит и гудит. Образы здесь настоящие, живые.
А как Николай Степанович с нежностью вспоминает детские годы: он вспоминал русские поля, сенокос, детские мальчишечьи забавы. В стихотворении «Детство» он пишет:
Я ребенком любил большие,
Медом пахнущие луга,
Перелески, травы сухие
И меж трав бычачьи рога.
Все в стихах поэта напоминает Слепнево –родную барскую усадьбу. Именно оно стало для Николая Степановича второй родиной, обителью, куда он приезжал, гостил, отдыхал. Именно, здесь в имении, у него рождались стихи, именно здесь, он мечтал о путешествиях, дальних странствиях. Он действительно много путешествовал. Африка- загадочная необычная страна манила его. В 1910 году он приехал туда как турист, а в 1911 году — уже как журналист журнала «Аполлон», а 1 913 году уже как член экспедиции от Академии наук. Из-под пера Николая Степановича выходит изящный образ жирафа, такой необычный и настоящий.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Образ прекрасного жирафа стал символом Гумилева –путешественника. Николай Степанович –открыватель прекрасного, нового, необычного для нас, его потомков.
1914 год. Война. Страшная весть разнеслась по всей округе. Николай Степанович никогда не был равнодушен к тому, что происходит вокруг. Он был предан идеалам Родины. В августе 1914 года он добровольцем уходит на фронт, после двухмесячной подготовки, Н.С.Гумилев отправлен в южную Польшу. В ноябре 1914 года он принял боевое крещение. Он воин, защитник интересов России. За смелость и отвагу удостоен Георгиевского креста четвертой степени. 1915 год Николай Гумилёв встретил на Западной Украине, под Волынью. Его подразделению была поставлена задача удержать позицию до подхода пехоты. Операция удалась: было спасено несколько пулемётов, один из которых вытащил на себе Гумилёв. За это Приказом по Гвардейскому кавалерийскому корпусу от 5 декабря 1915 года он награждён знаком отличия военного ордена Георгиевского креста третьей степени. Этой наградой Николай Степанович очень гордился.
Жизнь Николая Степановича Гумилева была полна тревог, волнений, потерь. В 1918 году он расстается с А.А.Ахматовой. Сама Анна Андреевна просила его о разводе. Это был удар. Настоящая трагедия для поэта, воина, путешественника. Но он, сжав волю в кулак, не дал волю чувствам. Он мужественно принял этот роковой удар судьбы. Н.С.Гумилев погрузился в работу, в творчество. В Петербурге в доме литераторов он встретил ее, которая стала второй спутницей Николая Степановича — Анна Николаевна Энгельгардт. Современники Н.С.Гумилева в шутку называли ее «Анной Второй», показывая превосходство А.А.Ахматовой во всех смыслах слова. Анна Энгельгардт, дочь петербургского литератора, была счастлива, когда Гумилев сделал ей предложение. Был ли счастлив он? Это риторический вопрос. Наверное, он не мог забыть свою «Первую Анну».
Жизнь поэта, воина, путешественника оборвалась трагически 26 августа 1921 года. Он обвинен в антисоветском заговоре и расстрелян. Он, человек, который всегда был предан Отечеству. Он, который посвятил много строк своей Родине. Он, который проникся теплотой и любовью к родной земле. Жизнь отмеряла ему всего лишь 35 лет. Так мало. Но прожил он их достойно. До сих пор непонятно, почему так была несправедлива судьба. Но факт остается фактом.
Снег играет в бликах фонарей. Он кружится и нежно ложится на землю. Белые снежинки укрывают тропинки в сквере, где стоит памятник Гумилевым-Ахматовой. Снежинки, прикасаясь к еще теплой земле, быстро тают. Жизнь красивых снежинок быстротечна! Также быстротечна была жизнь воина, путешественника, поэта Николая Степановича Гумилева. Быстротечна жизнь Гумилева, но она была полна впечатлений, открытий, новизны. Быстротечна, но она была прямолинейна и честна. А это вызывает гордость и уважение к поэту, воину, путешественнику Николаю Степановичу Гумилеву!

Источник

Adblock
detector