Меню

Анализ поэмы трагедия сынов земли

Анализ поэмы трагедия сынов земли

Адам. Хава (Ева).
Кабиль (Каин) — их первый сын.
Абиль (Авель) — их второй сын.
Аклима — сестра-близнец Кабиля.
Газазил — вестник Идеи.
Джабраил — вестник Закена.
Микаил — вестник Власти.
Азраил (Газраил) — вестник Смерти.
Другие дети Адама, ангелы, скелеты.

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Темный лес, темная ночь. В глубине сцены видны причудливые очертания вздыбленных к небесам горных вершин, вулканов. Когда открывается занавес, на сцене нет никого. Вокруг — зловещая тишина.

Хор-пролог

(наполняет мощным звучанием всю природу)

Ночь. Небеса высоки и темны.
Уснул весь мир, тишиной объят,
Уснули люди, уснул их разум,
Уснула любовь, и надежды спят.
Уснул аллах, спят горы и небо,
Над всей природою — сон и мгла.
Уснула луна — этой темной ночью
Над Каф-горой она не взошла,
Она не взошла.
Только вулканы всю ночь напролет
К небу взметают огонь и дым —
Огонь и дым взлетают столбами,
Потом тяжелеют седыми клубами,
Ложатся на землю туманом густым.

Хор постепенно затихает. Изредка доносится рычание тигров. Вдруг невдалеке — громкий, учительный выкрик. И снова тишина. Появляется могучий вестник Идеи — сверкающий лучами Газазил.

Газазил

Чей голос.
Чу! Надрывающий душу
Чей горестный зов донесся сейчас?
Кто плачет этой зловещей ночью?
Чей это стонет тоскливый саз?!

Пауза.

Кто там, в угрюмой тьме заблудившись,
Путник иль джинн, рыдает в ночи?
Кто молит о чем-то владыку неба
И плачет — кровавые льет ручьи?

Душа горемычная, эй.
К властелину
Руки за помощью не простирай!
Пред этим обманщиком не унижайся,
Кровью не плачь, себя не терзай!
Он — беспощадный враг милосердья,
Он горд и жесток, он предать огню
Весь мир готов.
Его рай небесный
С потоком багряной крови сравню.

Читайте также:  У ирисов корни сверху земли нужно ли присыпать перед зимой

Быстрыми шагами покидает сцену. Кругом слышится устрашающее рычание тигров и медведей, завывают волки. На сцене появляется Кабиль. Он измучен. Медленно выходит на середину сцены. Долгое молчание.

Кабиль

Во тьме этой мрачной я заблудился,
Всю ночь среди гор и лесов брожу.
Чтоб отдохнуть, чтобы сном забыться,
Нигде приюта не нахожу.
Повсюду, в душу вселяя ужас,
Тигры рычат, глазами блестят.
Страшны их следы.
Шипящие змеи
Острыми стрелами впиться хотят.

В последний раз простираю руки,
Тебе, о владыка, себя отдаю!
Спаси, защити от жестоких тигров,
Не дай погибнуть в диком краю.
Взмахни рукой!
Пусть ночь разорвется,
А в небе рассветные вспыхнут огни!
Лучами встающего яркого солнца
Полночный мрак скорей разгони.

Тишина.

Как он жесток. Кровавые слезы
С лица моего не стирает он,
Лишь мстит, меня презирает он, —
Мне подарив только горе злое,
Вечно с моею несчастной судьбою
Зачем-то жестоко играет он.
Тишина.
Я родился. Родился — и с рожденья
Всем был чужой.
Даже добрая мать
Не целовала меня — не желала
«Малюткой», «птенчиком» называть.
Не целовала, прочь отгоняла,
Когда я, маленький, был в слезах,
И жгучие слезы, кровавые слезы
Так и не сохнут в моих глазах.

Подходит к скале, молча прислоняется к ее крутому краю. Молчание. Озарив сцену яркой полосой света, на одной из горных вершин снова появляется Газазил — могучий, лучезарный вестник Идеи.

Источник

Анализ поэмы трагедия сынов земли

(протянув руки в сторону Кабиля)
О жалкий, измученный сын земли!
Руки с мольбой ты к аллаху простер,
Не зная, какой для тебя разжигает
Он пламень жестокий — адский костер.
Судьбу твою видя, духи рыдают,
Стонет земля, дрожит небосвод,
Не чуешь ты, сколько тебе навстречу
Черных, мучительных дней идет.

Кабиль

Мучась от голода и от стужи,
Сейчас Аклима моя дорогая
В тесной холодной пещере лежит,
Во тьме с ледяными ветрами споря,
Бедняжка, от холода, страха, горя
Всю ночь, наверно, плачет, дрожит.
И тот же холод, и тот же голод
Терпит сейчас вся моя родня,
Друг к другу жмутся братья и сестры,
Но помощи тщетно ждут от меня.
Давно я брожу — расставляю капканы
Средь этих гор, лесов и долин,
Хотел накормить я родное племя,
Но не поймался зверь ни один.
Нет сил глядеть, как вечно страдает
Наш род — людская наша семья.
Умчаться бы вдаль, — да пути не знает,
Лишь горько тоскует душа моя.
Куда б ни протягивал я свои руки,
Ища милосердья и доброты,
Гибли надежды, гасли желанья,
По-прежнему руки мои пусты.
Всюду — куда ни направлю шаги —
Одни враги!

Газазил

Нет! Ты не прав!
В этом мрачном мире
Ты окружен не одной лишь враждой!
Есть у тебя и друг — вот увидишь,
И он могуч, он светел душой.

Кабиль

Коль так, пускай он протянет руку,
По-дружески душу откроет мне.
Я — не злодей, не дикарь. Зачем же
Ему от меня скрываться во тьме.
Газазил (внезапно встав перед ним)
Твой друг — это Я!
Кабиль в смятении отступает, испуганно падает на колени.
Дай руку! Не бойся, не унижайся,
Беги отсюда — скорей беги!
Здесь правит аллах да его посланцы —
Твои мучители и враги.
Беги же из этого мрачного края,
Навстречу лучам зари и весны,
В тот светлый, прекрасный край, где долины
Просторны, солнечны и вольны.

Кабиль

Хоть и не знаю, ты кто и откуда,
Но отблеск твой я не раз видал,
Не раз твой свет, будто луч далекий,
Вершину мечты моей озарял.
Не раз в сокровенных моих сновиденьях,
Радостный, ты приходил ко мне,
Не раз, окруженный весной цветущей,
Ты грезился мне в чудесной стране.
Кто ты, о дух могучий? Похож ты
На жгучий цветок, озаряющий мрак
И всю мою душу к себе влекущий.
Кем послан ты.

Газазил

Кабиль

Таясь ото всех, ты черною ночью
Не раз посещал мой сон.
«На вечные муки, — так повторял ты, —
Весь род людской осужден!»
Ты мне говорил непонятные речи,
Протягивал руку вдаль,
Лучистый путь в тот край указуя,
Где кончатся мрак и печаль.
«Пойдем, —повторял ты, — если желаешь
Бесчисленных радостных лет,
Покинь это царство тьмы и несчастий,
А там —свобода и свет!
Там нет аллаха, нет его власти,
Нет зла и страданий.
Смелее шагай
Путем моим светлым!» — так говорил ты.
Где ж этот край?

Могучий Газазил — лучезарный вестник Идеи — простирает руку и указывает вдаль: становятся видны прекрасные, сверкающие дворцы, яркая луна озаряет светло-синее небо, движутся неясные толпы бесчисленных людей.

Газазил

Что видишь там?
Как огромен и горд
Построенный из бриллиантов дворец!
Как ярко над ним в голубых небесах
Блистает луны лучистый венец!
С луны на высокую кровлю дворца
Льется и льется поток лучей,
И с каждым лучом, светозарным лучом
Гордое пламя горит горячей.
Пламя пылает. Счастье и свет
Щедрые дарят его огни,
И сколько людей вкруг него, взгляни:
В радости вечной живут они!

Источник

Анализ поэмы трагедия сынов земли

В татарском народе есть такое крылатое выражение, что татарская поэзия ХХ века стоит на трёх буквах «Т», где первая из них Габдулла Тукай, вторая – Хади Такташ, третья – Хасан Туфан. Все они – корифеи нашей литературы, показывающие её истинное лицо – и глубину мысли, и искренность чувств и побуждений, и национальную принадлежность, имеющую крепкие, сильные корни… Ведь поэзия – это не только собрание стихотворений, являющихся произведениями высокого искусства, но и, в первую очередь, свод мыслей и слов, которые властитель пера посылает будущим поколениям. Там таится национальная особенность, передающийся из века в век, из поэта к поэту национальный код: родной язык, обычаи, культура, история…

Хади Такташ является очень значимой фигурой татарской поэзии 20 – начала 30-х годов прошлого столетия, где он сформировался сначала как поэт-бунтарь, восставший против политики Страны Советов, вскоре в какой-то степени уступивший своим идеалам, но не изменившийся внутри. Наверное, поэтому его жизнь оборвалась на склоне лет, когда ему было всего лишь тридцать. Он смог высказать всё то, что давало росток в его душе к этому времени. Такташ раскрылся и вырос как поэт-трибун, поэт-лирик, а также как ярый и пламенный публицист, прозаик и драматург.

Самым весомым и важным, сложным и глубоко продуманным произведением поэта является драматическая поэма «Трагедия сынов земли». Он начал писать её в виде фрагментов, всё более оттачивая и совершенствуя, довёл до уровня трагедии в шести действиях. По утверждению литературоведа Хатипа Гусмана, среди первых пробных стихотворений Хади Такташа, написанных в 1915 году, было стихотворение о Кабиле-Абиле[1] (о Каине и Авеле). Известно также, что «Трагедию сынов земли» поэт продолжил в 1918 году в Бухаре и в 1920 году в Оренбурге. Произведение было завершено в 1921 году в Ташкенте, в 1923 году оно было издано отдельной книгой[2] и в том же году 12 апреля поставлено на сцене Татарского государственного театра. Постановку осуществил знаменитый режиссер, артист, драматург Карим Тинчурин. В премьере роль Идеи исполнил сам Такташ.

В «Трагедии сынов земли» поэт по-своему пытался понять и объяснить глобальные изменения и невыносимые трудности, которые принесла Октябрьская революция. Своё отношение к происходящим в стране событиям он передал через религиозные мифологические сюжеты, проблему свободы личности рассматривал в нравственно-философском плане.

К произведениям, написанным в годы сотрясений, относятся стихотворения «Газраилы» (1916), «В тёмные ночи» (1916), «Изгнанники неба» (1918), «Казнённый пророк» (1918), «Голод-патша» (1920), «Тени» (1922), «Такташ умер» (1923) и другие. Они мрачны, темны, но в то же время достоверны. Поэт же воспевает свой век, в котором живёт, таким, какой он есть.

Поэзия Хади Такташа напоминает длинный путь, выходящий из темноты и уходящий в солнечную даль. Ведь произведения, которые пробуждают в душе светлые, красивые, тёплые чувства, приятно читать, так как душа человека просит именно таких стихотворений. Среди них «Маленький разбойник» (1926), «Сегодняшняя красота» (1927), «Исповедь любви» (1927), «Мукамай» (1929), «Алсу» (1929) и другие.

Написав поэму «Письма в грядущее» (1931), поэт предсказал жизнь себе и своим стихам в будущих веках. Как говорят в народе, татарин приносит себе предвещанное.

Источник

Анализ поэмы трагедия сынов земли

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Шаехов Ленар Миннемохимович

Трагедия в стихах в татарской драматургии:

зарождение и развитие

10.01.02 – Литература народов Российской Федерации

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Работа выполнена на кафедре истории татарской литературы ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Министерства образования и науки Российской Федерации

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

Ахмадуллин Азат Гилмуллович

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Миннуллин Ким Мугаллимович

кандидат филологических наук, доцент

Шарипов Марат Сабитович

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Казанский государственный

университет культуры и искусств»

Защита состоится 31 мая 2012 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.081.12 в ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» по адресу: 420021, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Татарстан, д. 2, Институт филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. Н.И.Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета по адресу: г. Казань, ул. Кремлевская, 35.

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Казанского (Приволжского) федерального университета: www.kpfu.ru и на сайте ВАК РФ: vak.ed.gov.ru

Автореферат разослан «____» апреля 2012 г.

доктор филологических наук,

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Общественно-политические преобразования, начавшиеся в конце XIX – начале XX века в России (отмена крепостного права в 1861 году, первая русская революция в 1905–1907 годах и т.д.), широкое распространение среди татарского народа просветительского движения, связанного с именами прогрессивно мыслящей передовой интеллигенции: Ш.Марджани, К.Насыри, Х.Фаизханова, Р.Фахретдинова и других, привели к консолидации и формированию единой татарской нации и изменению текущего культурного и литературного процесса. Именно в этот период происходят прогрессивные изменения в национальном самосознании татарского народа и его интенсивное развитие.

Татарская интеллигенция горит желанием вывести татарскую культуру и литературу на мировой уровень. В связи с этим усиливается интерес к изучению, наряду с восточной литературой, и литератур других народов, в частности, русской и европейской. Татарские писатели осваивают новые жанры, бывшие до сих пор не характерными для татарской литературы. Новая ступень просветительского движения – джадидизм также способствует серьезным преобразованиям в татарской общественной жизни, которые происходят в условиях жесткой борьбы таких противостояний, как застой и прогресс, старое и новое. Именно в этот кризисный период возникает новая самостоятельная отрасль литературы – татарская драматургия, театральное искусство1.

Таким образом, возникновение в татарской литературе драматургии обусловлено коренными преобразованиями, происходившими в стране, в жизни народа, связано с изменениями в мировоззрении интеллигенции, которая хотела видеть свою нацию передовой среди других народов. Конечно, национальная драматургия возникла не на пустом месте. Для этого были все предпосылки. Татарская литература, сформировавшаяся на базе устного народного творчества, обрядах и фольклорных играх, на эпической поэзии (кыйсса, эпос, дастан, роман в стихах), была уже готова в своем развитии к принятию такой сложной формы, как драматургия, и к созданию произведений этого жанра в своей тюрко-татарской мусульманской среде.

На татарском литературном поприще один за другим появились такие драматургические жанры, как драма, комедия, трагедия. По мнению В.Белинского, «драматическая поэзия является у народа уже с созревшею цивилизациею, в эпоху пышного цвета его исторического развития»2, что и происходит с татарской нацией.

В литературе усиливается стремление с помощью новых жанровых форм противостоять укоренившимся в течение веков консервативным порядкам, воспитывать его и просвещать. В первых сценических произведениях поднимаются проблемы свободы личности, особенно положение женщины в обществе, проблема создания семьи, основанной на добровольном взаимном согласии, любви и уважении.

Правда, из всех литературных жанров к трагедии татарская драматургия обращается в последнюю очередь. Это связано со сложностью формы и содержания этого жанра, сюжета, строящегося на непримиримом конфликте, а также с такими специфическими особенностями, как трагический герой, трагическая ошибка, трагический пафос.

Возникшая в начале XX века татарская трагедия развивается в двух формах – стихотворной и прозаической. Так, первые произведения в жанре трагедии – пьеса Г.Исхаки «Зулейха» (1912) написана прозой, а пьеса Ф.Бурнаша «Тагир и Зухра» (1917–1918) имеет стихотворную форму.

Представленная работа – первое монографическое исследование, посвященное целостному и комплексному исследованию татарской трагедии в стихах. В этом заключается актуальность работы.

Работ, посвященных исследованию путей развития и современного состояния жанра трагедии в стихотворной форме, практически не существует, если не учитывать упоминания об этом в трудах, посвященных изучению творчества отдельных писателей. Это является недостающим звеном в исследовании татарской драматургии, которую необходимо воссоздать.

Степень разработанности темы. Жанр трагедии в мировой литературе имеет древнюю историю. Изначально он возник в стихотворной форме и «до XIX столетия трагедия – это по преимуществу высокий поэтический жанр»3. Правда, как правило, жанр трагедии писатели использовали намного реже, чем драму или комедию. Так как трагедия строится на сложном сюжете, и в ней поднимаются общечеловеческие проблемы глобального масштаба, национальные проблемы, основанные на глубоко трагических, философских, политических, общественных и исторических противоречиях.

Жанр трагедии в мировом и русском литературоведении изучен довольно основательно. Первые научные исследования в этой области начались еще в Древней Греции. Например, хорошо известен трактат Аристотеля «Поэтика», в котором одна из двух глав посвящена жанру трагедии и произведениям древнегреческих трагиков. Жанр трагедии рассматривается также в работах многих зарубежных ученых и в XX веке – Х.К.Балдри, Дж.Р.Грина, О.Теплина, Д.Уайлза, П.Пави и других, российских ученых – И.Ф.Анненского, Н.Г.Бояджиева, В.Волькенштейна, М.Ю.Давыдовой, И.А.Елисеева, Д.В.Михалевского, С.А.Ошерова, Ф.А.Петровского, Л.Г.Поляковой, С.И.Радцига, Ю.В.Стенника, Н.Д.Тамарченко, В.Е.Хализева и других.

В татарском литературоведении эта проблема изучена слабо. Долгое время единственной работой, посвященной жанру трагедии, оставалась монография театроведа Х.Махмутова «Жанр трагедии в татарской драматургии»4. Этот труд нуждается в обновлении и переосмыслении с точки зрения современного литературоведения, так как создан в соответствии с требованиями социалистического реализма, и в нем освещен в основном только начальный этап развития жанра трагедии в татарской литературе. В последние годы жанр трагедии в татарской драматургии рассматривается в научных исследованиях литературоведа А.Закирзянова (статьи «Татарская трагедия»5 и «Жанр трагедии в современной татарской драматургии»6, а также статья о жанре трагедии в «Словаре литературоведческих терминов и понятий»7). Все другие опубликованные на сегодняшний день работы татарских литературоведов: М.Арсланова, А.Ахмадуллина, М.Гайнутдинова, Ф.Галимуллина, Т.Галиуллина, Б.Гиззата, Х.Госмана, А.Даутова, Д.Загидуллиной, Р.Зариповой, Р.Игламова, Р.Мустафина, Г.Рахима, Х.Хайри, Н.Ханзафарова, Р.Харрасовой, Ф.Хатипова, Н.Юзиева, А.Яхина и других – рассматривают отдельные произведения, написанные в жанре трагедии или содержат лишь упоминания о некоторых проблемах жанра в творчестве конкретных писателей. Обобщающих работ, посвященных изучению трагедии именно в стихах, в татарском литературоведении на данный момент нет.

Цель данной работы: восполнить одно из недостающих звеньев в исследовании развития татарской литературы и определить условия возникновения, пути развития и современное состояние жанра трагедии в стихотворной форме в татарской драматургии как составной части мирового и национального литературного процесса.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

– выявить характерные особенности жанра трагедии, изложенные в научных трудах на татарском, русском и иностранных языках, и выделить существенные отличительные признаки жанра трагедии в стихах;

– рассмотреть историю возникновения и развития жанра трагедии в стихотворной форме в мировой литературе (творчество античных трагиков);

– изучить историю развития жанра трагедии в европейской, русской литературе и выявить предпосылки для возникновения этого жанра в татарской литературе;

– провести всесторонний комплексный анализ всех созданных в татарской драматургии до настоящего времени произведений в жанре трагедии в стихах с учетом достижений современного литературоведения;

– определить состояние развития в татарской драматургии жанра трагедии в стихах, его основные особенности и наметить перспективы дальнейших исследований в этой области.

Объектом изучения являются двенадцать трагедий в стихах татарских писателей, написанных в промежутке 1917–2003 годов: Ф.Бурнаш «Тагир и Зухра» (1917–1918), Х.Такташ «Трагедия сыновей земли» (1921), К.Тинчурин «Ропот» (1922–1923), С.Шакуров «Зухра-звезда» (1968), А.Баян «Золотой кашбау» (1980–1986) и «Черная птица» (1989–1991), Г.Рахим «Молния среди ясного дня» (1983–1985), И.Юзеев «Последняя ночь» (1968–1972), «Улетела из клетки мироздания» (1980–1991), «Встреча с вечностью» (1982), «Душа» (1995–2001) и «Влюбленные конца света» (2003).

Предмет исследования составляют установленные в результате анализа перечисленных произведений пути развития и особенности жанра трагедии в стихах в татарской драматургии.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предпринято комплексное всестороннее исследование становления и путей развития одного из древнейших жанров мировой литературы – трагедии в стихах в татарской драматургии. Кроме того, впервые в работе по-новому, исходя из достижений современной литературоведческой науки проанализированы абсолютно все существующие в татарской драматургии произведения, написанные в жанре трагедии в стихах.

Теоретико-методологическую основу работы составляют труды зарубежных, российских и татарских ученых, посвященные исследованию древнегреческой и римской, европейской и русской трагедии, отдельным татарским образцам жанра. Она складывается как из общего диалектического метода, так и специальных – логического, исторического, системно-структурного, сравнительного и других методов познания. В диссертации применялись также социологические методы анализа эмпирических данных, в частности, функционально-типологический анализ жанра трагедии.

Научно-практическая значимость данной работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в изысканиях в области татарской драматургии, в частности, трагедии, а также в качестве специального курса по драматургии, преподаваемого в высших учебных заведениях.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Предпосылками для возникновения жанра трагедии являются: достаточно высокий уровень национальной культуры, наличие крупного культурного центра, находящегося на вершине своего исторического развития, подъем национального самосознания, общественно-политические преобразования, направленные на обновление жизни общества, наличие подготовленных писательских кадров.

2. Возникновение и развитие жанра трагедии в стихах в татарской драматургии является неотъемлемой частью мирового и национального литературного процесса.

3. Татарские трагедии в стихах условно делятся на две группы: 1) произведения, основанные на религиозных сюжетах, мифах и легендах; 2) произведения, отображающие историю татарского народа и образы его исторических личностей;

4. Произведения первой группы были написаны после Октябрьской революции 1917 года до установления в стране сталинского режима, а создание трагедий второй группы обусловливается повышенным вниманием к истории татарского народа и его историческим личностям в годы демократических преобразований в конце прошлого века.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в докладах на научных конференциях: 1) «Новый взгляд из XXI века: трагедия «Тагир и Зухра» Ф.Бурнаша» (научно-итоговая конференция факультета татарской филологии и истории Казанского государственного университета, 2008); 2) «Трагедия «Душа» И.Юзеева: художественное оформление произведения» (международная научная конференция «Татарская культура в контексте европейской цивилизации», Казань, 2009); 3) «Скрытое содержание в трагедии «Ропот» К.Тинчурина» (научно-итоговая конференция факультета татарской филологии и истории Казанского государственного университета, 2009); 4) «Художественное оформление трагедий И.Юзеева «Последняя ночь» и «Улетела из клетки мироздания» (Всероссийская научно-практическая конференция «Особенности реализации стандартов второго поколения в системе начального и среднего общего образования», Стерлитамак, 2010); 5) «Образ Тукая в татарских трагедиях в стихах» (международная научно-практическая конференция «Наследие Габдуллы Тукая и национально-культурные взаимосвязи», посвященная 125-летию со дня рождения Г.Тукая, Казань, 2011); 6) «Если сумеешь услышать, и камень сможет рассказать» (региональная научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Хаковские чтения – 2011»).

Основное содержание диссертационной работы изложено в 13 статьях (в том числе 1 статья в издании, утвержденном ВАК Министерства образования и науки РФ).

Структура работы определяется целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Основное содержание работы

Во введении определяются актуальность, степень разработанности темы и научная новизна исследования, формулируется его цель, задачи, объект, предмет, теоретико-методологическая основа, основные положения, выносимые на защиту, а также указываются формы апробации полученных результатов, структура работы.

Первая глава диссертации «Татарская трагедия в стихах в контексте жанра в мировой литературе» посвящена исследованию становления и развития жанра трагедии в мировой, русской литературе, а также условий возникновения и развития жанра трагедии в татарской драматургии.

Для наиболее полного определения жанра трагедии, его характерных особенностей взяты за основу научные труды В.Волькенштейна, А.Николюкина, П.Пави, Н.Тамарченко, В.Хализева, А.Ахмадуллина, Д.Загидуллиной, А.Закирзянова, Ф.Хатипова. Как указывает В.Волькенштейн, анализ специфических признаков трагедии – задача довольно трудная, так как в течение веков трагедия модифицируется и дифференцируется. Зародившись в V веке до н. э. в Древней Греции и имея изначально стихотворную форму, в течение 2500 лет структура жанра (количество действующих лиц, сюжет и т.д.) постоянно развивается и совершенствуется. Но суть жанра – трагический конфликт персонажей между собой или с высшими силами, приводящий к гибели героя (или героев), – остается, так как именно это является основной особенностью жанра. В.Волькенштейн и П.Пави каждый по-своему выделяют наиболее характерные качества жанра трагедии. Выявляются виды трагедии: домашняя (буржуазная), политическая (по П.Пави); трагедия мести, трагедия рока (по А.Николюкину); ученая, героическая, тираноборческая, общественно-политическая, философская и т.д.

Жанр трагедии в мировой литературе до конца XIX века является в основном высоким поэтическим жанром, и ее обращение к прозаической форме приводит в какой-то мере к ослаблению ее высокого поэтического духа и пафоса, к снижению трагичности характера героя, сказочной и мифической таинственности произведения. В «Словаре театра» П.Пави также подчеркивается, что трагизм раскрывается только через поэзию. Главный признак трагедии – это изображение конфликтов, имеющих максимальное общественное и общечеловеческое значение. Данное качество сохранилось и в прозаической форме.

В данной главе дается наиболее полное определение трагедии в стихах, прослеживается история зарождения жанра (первый трагик Феспид), основанного на хоровой лирике, эпической поэзии и мифологии, его развитие (на примере творчества античных трагиков Эсхила, Софокла, Еврипида) в Древней Греции и формирование теории трагедии. В своем трактате «Поэтика» древнегреческий философ и ученый Аристотель определяет главные особенности и признаки трагедии. Развитие жанра продолжается в Древнем Риме, где оно связано, прежде всего, с именем государственного деятеля, поэта, философа-стоика Луция Аннея Сенеки. Но постепенно из-за роста популярности гладиаторских игр трагедия теряет свои былые позиции, и в течение целых десяти веков про нее вообще не вспоминают. По мнению Д.Уайлза, в древнем мире были такие крупные культурные центры, как Афины, Рим, Константинополь, представители которых могли влиять на весь европейский театр, а в Средневековой Европе подобных политических и культурных центров не было, поэтому ни одно из произведений новых драматургов не могло подняться до классического уровня.

Дальнейшее развитие трагедии продолжается в эпоху Возрождения (XIV – конец XVI в.) в Италии, Испании и Англии. В этот период жанр трагедии развивается на примере античных трагиков и за короткое время достигает расцвета, особенно за счет произведений великого английского драматурга У.Шекспира.

В эпоху Классицизма (XVII – начало XIX в.) формируется французская трагедия, которая в эпоху Просвещения (конец XVII – начало XIX в.) характеризуется творчеством Вольтера. Эпоха Просвещения влияет и на немецкую драматургию, представленную знаменитыми трагедиями И.В.Гёте и Ф.Шиллера.

В результате глобальных реформ, проводимых Петром I в начале XVIII века, возникают русский театр, русская драматургия, и зарождается жанр трагедии. Он формируется под влиянием французского классицизма, но в плане сюжетных линий опирается на прошлое русского народа, особенно на историю Древней Руси. Возникновение русской трагедии связано с именем А.Сумарокова и его последователей.

Татарская драматургия, в частности, и татарская трагедия, возникают довольно поздно (конец XIX – начало XX в.), и происходит это под влиянием русского и европейского театра и драматургии. Но несмотря на это, в татарской литературе Средних веков уже можно найти некоторые отголоски драматических, трагических сюжетов и элементов. К таким произведениям относятся романы в стихах «Хосров и Ширин» (1342) Кутба, «Сухайль и Гульдурсун» (1394) Саифа Сараи, «Тагир и Зухра» (или «Дастан Бабахана», XVI век) Сайяди, дастан «Идегей» (40-е годы XV века) из народного эпоса и т.д. По мнению Х.Миннегулова, привлекает внимание то, что выбранные этими авторами сюжеты, как правило, отличаются накалом драматизма, часто трагизма, изображением страстной любви.

Распад Золотой Орды в XV веке, прекращение существования в 1552 году Казанского ханства – все эти исторические катаклизмы приводят к «духовному тормозу» в развитии татарской литературы, уже не появляются новые произведения на уровне дастанов. Но в конце XIX – начале XX века татарская литература, с самого зарождения (почти тысяча лет) жившая большой поэзией и малым рассказом, заново переживает свой подъем. Появляются первые пробы романа, повести и драматургии.

Возникновение татарской сценической литературы связано со многими предпосылками. Наиболее значимыми из них являются: татарское просветительское движение, начавшееся во второй половине XIX века, которое привело к выходу на общественную арену джадидизма как его продолжения; пробуждение национального самосознания, формирование образованного, просвещенного слоя общества; русский театр, активно работающий в Казани, знакомство просвещенной татарской молодежи с пьесами русских, турецких писателей, а благодаря им и европейских, освоение ими законов сцены, театрального искусства, в результате этого, возникновение идеи создания татарской драматургии и театра и т.д.

Жанры драмы, комедии и трагедии приходят на литературную арену один за другим. В татарской литературе в период подъема национального самосознания сначала возникают образцы жанра драмы или мелодрамы (Г.Ильяси, Ф.Халиди, М.эль-Казани, Я.Вали, Г.Камал, Г.Исхаки), которые проповедуют идеи просвещения, поднимают тему свободы личности, проблему положения женщины в обществе и вопросы создания семьи, основанной на добровольных отношениях – взаимной любви и согласии. Активизируется и жанр комедии (Г.Камал, Г.Исхаки, И.Богданов), в основе которой лежит борьба между старым и новым мышлением, разоблачение застоя, отсталости, неграмотности, безнравственности, духовной бедности, высмеивание явных недостатков, существовавших в обществе того времени.

Жанр трагедии рождается в период пика национального подъема в общественной жизни, возрождения татарского народа, когда смело поднимаются национальные проблемы, вопросы социального равенства и свободы. Как уже сказано выше, первым произведением, написанным в жанре трагедии, является пьеса Г.Исхаки «Зулейха» (1912). Хотя автор назвал ее драмой, по жанру она является трагедией, так как в ней имеются все шесть признаков трагедии, отмеченных Аристотелем. Сама судьба татарского народа изначально была исторически трагичной, о чем нам повествует произведение Г.Исхаки. В пьесе трагедия личности и семьи рассматривается как трагедия самого народа, представителем которого является Зулейха – татарская женщина, преданная жена, любящая мать, отзывчивая сноха, искренняя мусульманка.

История жанра трагедии, определение ее теории говорят о том, что возникновение этого жанра в татарской драматургии было естественным процессом. Во-первых, активно формируется национальное самосознание татарского народа; во-вторых, повышается уровень его культуры; в-третьих, город Казань становится ключевым центром этой культуры (культурными центрами также были Уфа и Оренбург).

Кроме того, татарская драматургия, особенно жанр трагедии, развивается и за счет переводов. Пьесы восточных, русских и европейских драматургов переводятся на татарский язык и ставятся на сцене («Коварство и любовь» Ф.Шиллера, «Отелло» и «Гамлет» У.Шекспира и т.д.). Появляются первые артисты-трагики. Бесспорно, самым талантливым из них был Мухтар Мутин, которого называли татарским Качаловым. Он сам переводил, сам ставил пьесы и сам играл в главных ролях.

Во второй главе «Татарские трагедии в стихах, основанные на религиозных сюжетах, мифах и легендах» анализируются пять произведений.

Первая татарская трагедия в стихах «Тагир и Зухра» Ф.Бурнаша основана на популярной легенде тюрко-татарского мира, которая ранее была изложена в «Дастане Бабахана» Сайяди (XVI век) и в «Сказании о Тагире и Зухре» А.Уразаева-Курмаши (XIX век). Пьеса Ф.Бурнаша не просто подражание предшествующим произведениям, а самостоятельное, оригинальное произведение, так как автор совершенствует, дополняет и воссоздает сюжет Средневековья на новом, высоком драматическом уровне. Пьеса «Тагир и Зухра» для нас важна как трагедия, а произведения Сайяди и А.Уразаева-Курмаши, хотя в них и присутствуют трагические мотивы, не соответствуют канонам сцены.

В основе произведения лежит история большой любви между дочерью хана Зухрой и сыном визиря Тагиром, выходцем из простого народа. На протяжении трагедии Тагир раскрывается как смелый воин, военачальник с львиным сердцем, как опора страны в трудные для нее моменты, искренне любящий и достойный счастья джигит. Социальное неравенство и личные амбиции хана, поощряемые его женой и рабом Арабом, встают на пути молодых. Это показывает, что власть может вытоптать и уничтожить в человеке все добрые чувства, любовь, стремление к духовной свободе, противоречащие ее амбициям.

Гибель Тагира не последняя точка в сюжетной линии произведения. Трагизм произведения усиливается еще и смертью Зухры и раба Араба, как это происходит в классических трагедиях древнеримского автора Сенеки, английского драматурга У.Шекспира.

«Тагир и Зухра» Ф.Бурнаша стала прекрасным образцом для поэтов, работавших в этом жанре позднее.

Х.Такташ взял за основу своего произведения «Трагедия сыновей земли» религиозный сюжет о Каине и Авеле. Наиболее полный анализ этого произведения в сопоставительном плане сделан Гали Рахимом. Он рассмотрел библейскую и еврейскую легенду о Каине и Авеле, поэмы «Потерянный рай», «Возвращенный рай» Мильтона, мистерию «Каин» Байрона и проследил, какое отражение получил этот сюжет в мусульманской религии. Главной идеей трагедии Х.Такташа является восстание человека против схоластических канонов и духовного рабства, его стремление к свободе, равенству и счастью. На передний план выдвигаются эти желания главного героя – Кабиля, мысли которого находят одобрение только у одного Азазила (он же Идея). Остальные живут по непререкаемым законам, установленным сверху. В этом и трагедия сыновей земли.

Кабиль предстает перед нами как герой-гисьянист, у которого борьба за личное счастье сливается со счастьем общества. Естественно, он делает трагическую ошибку – из-за возлюбленной Аклимы убивает родного брата Хабиля. Этим бы все могло и закончиться, но нет. Аклима умирает, а Кабиль по собственному желанию уходит из жизни, так как у него не остается другого пути; он одинок, нет никого, кто бы поддерживал его идеи. Но несмотря на это, идея продолжает жить. По мнению А.Ахмадуллина, причина самоубийства Кабиля – его несогласие с господствовавшими порядками и стремление освободиться от духовного рабства.

Трагедия в стихах К.Тинчурина «Ропот» является самым насыщенным и объемным произведением и по содержанию, и по количеству действующих лиц (более семидесяти). Отталкиваясь от разных религиозных учений, автор дает собирательный образ Азазила, но в основном он опирается на священную книгу мусульман «Коран». Идея произведения – необходимость борьбы против рабства и ее выражение в разных формах. Главное действующее лицо – Азазил предстает как бунтарь и гисьянист, который никому и ничему не подчиняется, кроме самого себя. Через него читатель узнает позицию автора, который поддерживает идею равенства и идеального общества, где нет хозяев и рабов.

По жанру «Ропот» – трагедия, но ему, как указывает А.Ахмадуллин, не хватает композиционной целостности, поэтому произведение можно разделить на две самостоятельные части.

В качестве героев своей трагедии «Встреча с вечностью» И.Юзеев использовал персонажей древнегреческой мифологии, конкретнее, хозяев горы Олимп – Зевса, Арея, Афину, Ананку, Аида, но перенес их в наши дни. Вернее, действие в произведении происходит в трех временных плоскостях: в подземелье – прошедшее, на поверхности земли – настоящее, на небе – будущее время.

Устами главного героя Атланта автор призывает человечество хотя бы на секунду остановиться, подумать и проанализировать прошлое, настоящее, будущее. Если человек не изменит свой путь, то его ждет катастрофа, так как, хотя мы и живем в цивилизованном мире, но на земле все еще продолжаются войны, с каждым годом растет число стран, у которых есть самое опасное оружие – атомная бомба. Природа загрязняется, экологическая ситуация ухудшается. В результате этого гибнут люди. А ведь жизнь человека – это неоценимое сокровище. Только в том случае, если все люди извлекут урок из прошлого, построят справедливое общество без войн и ссор, в котором все народы будут равны, человечество сможет рассчитывать на существование на земном шаре в будущем.

Произведение «Встреча с вечностью» имеет также и национальный колорит.

Трагедия в стихах «Влюбленные конца света» И.Юзеева является последним серьезным произведением автора, написанным в этом жанре. На примере любви Назлыгуль и Тайфуна раскрываются причины, ведущие нынешнее поколение человечества, в том числе и татарский народ, к пропасти, так как люди сегодняшнего мира не умеют выражать свои искренние чувства, не верят в сказочность и таинственность, не ценят свои традиции и свое историческое прошлое. Человека волнует только материальная сторона жизни и научно-технические проблемы, которые не всегда становятся полезными.

В трагедии «Влюбленные конца света» представлены религиозные, мифологические образы и собирательные образы, отражающие прошлое и настоящее татарского народа.

Обобщая выше сказанное, можно прийти к следующим выводам:

– татарские трагедии в стихах, основанные на религиозных сюжетах, мифах и легендах, соответствуют главным требованиям древнегреческих трагедий (стихотворная форма, опора на мифы, участие хора и т.д.);

– во всех произведениях поднимается идея воображаемой идеальной страны и государства, о которых мечтают главные герои;

– в трагедиях «Тагир и Зухра», «Трагедия сыновей земли» действие происходит на земле, в произведении «Ропот» оно поднимается на небо, а в «Встрече с вечностью» выходит в космическое пространство;

– произведения Ф.Бурнаша, Х.Такташа, К.Тинчурина написаны в романтическом духе, И.Юзеева – выдержаны в реалистическом.

В третьей главе, которая называется «Татарские трагедии в стихах, отображающие историю татарского народа и образы его исторических личностей» анализируются семь произведений.

Имена главных героев трагедии «Зухра-звезда» драматург С.Шакуров взял из произведений Сайяди, А.Уразаева-Курмаша и Ф.Бурнаша, сюжет которых, как сказано выше, имел широкое распространение в тюрко-татарской литературе Средневековья. Но история любви Тагира и Зухры перенесена им в годы Отечественной войны. Тяжелое испытание, которое легло в то время на плечи страны и живущих в ней народов (в том числе и татар), помогает показать истинное лицо героев, искренность их чувств и преданность отчизне. Одни, не щадя самих себя, борются против врага и ради родины жертвуют жизнью (Тагир, Зухра), а другие при первой же возможности предают ее (Салим).

«Зухра-звезда» – произведение, которое написано в рамках социалистического реализма. Через речь и поведение героев показана их преданность партии. Символ СССР – звезда стоит в центре трагедии, автор вывел ее даже в название пьесы. Зухра – небесное тело, то есть звезда; Зухра – имя девушки. Ее героизм сияет звездой на небе страны

Трагедии Г.Рахима «Молния среди ясного дня» и А.Баяна «Золотой кашбау» освещают события, связанные с разрушением Волжской Булгарии, и раскрывают причины, приведшие к ее гибели.

В первом произведении изображены последние дни государства Волжской Булгарии. Г.Рахим берет за основу древний, национальный праздник татарского народа Сабантуй, в ходе которого Абдулла хан прощает в лице шпиона Карахана даже самых корыстных врагов, так как в праздничный день не должна проливаться кровь. Название произведения имеет несколько значений. Среди ясного дня молния отсекает верхушку одинокого высокого дерева, что предвещает смерть Абдуллы хана и официальное прекращение существования руководимого им государства. Но благодаря усилиям Алтын туташ, дочери хана и военачальника Ильбакты государство начинает жить под другим названием – Казанское ханство.

В «Молнии среди ясного дня» автор раскрывает трагедию целого государства, его народа не только через один образ (Абдулла хан), но и предлагает решение проблемы с помощью образа второго героя (Ильбакты).

Основной конфликт в трагедии А.Баяна «Золотой кашбау» возникает между теми, кто стремится сохранить государство булгар (Баян, Джику, Алсылу), и предателями, изменниками, перешедшими на сторону врага в надежде на материальное обогащение (Балтамар, Изух). Значит, внутри народа нет единства и сплоченности, в результате чего государство идет к распаду.

Благодаря песне, которую сочинил Баян – ученый-писарь, бек (в образе которого Т.Галиуллин видит великого татарского поэта Кул Гали), последние силы Булгарского государства поднимаются на борьбу. И все же идея зла оказывается сильнее, преданные сыновья и дочери погибают на пути к свободе. Но и предатели не могут получить «воздаяния», так как, встав на путь измены, нельзя завоевать настоящее счастье.

Мы не можем точно знать и представить события семивековой давности, но есть каменные скалы, руины города Булгар, помнящие те времена, несущие для нас информацию о далеком прошлом. А.Баян также видит память народа в таких символах вечности, как балбал (искалеченная медная статуэтка девушки) и черепа мудрецов. А золотой кашбау имеет двоякий смысл. На первый взгляд, это красивый головной убор, но внутри него находится смертельный яд. Впрочем, как и у людей. Одни действительно делают похвальные героические поступки, а у других вся душа переполнена коварством и подлостью, подчеркивает писатель.

Произведения «Улетела из клетки мироздания» И.Юзеева, «Черная птица» А.Баяна посвящены Габдулле Тукаю. В них великий татарский поэт предстает как национальный герой, вобравший в себя лучшие качества своего народа.

В трагедии И.Юзеева перед читателем предстает картина жизни Тукая от рождения до становления в качестве истинного борца за светлое будущее татарского народа и трагической смерти в молодом возрасте. Главный герой ключ к свободе видит в прогрессе, в преобразовании системы образования, изучении иностранных языков в целях взаимодействия с Востоком и Западом и т.д.

Центральный символ трагедии – клетка имеет несколько значений. Во-первых, это символ духовного консерватизма, пережитков прошлого, которые стали нормой в современном поэту обществе. Во-вторых, клетка – это намек на скрытую политику царского правительства, направленную против угнетенных наций. В-третьих, это бренный мир, который особенно бесчеловечен и жесток по отношению к таким идеалистам, как Тукай. В-четвертых, это параллель с телом человека и «заключенной» душой. Только отделившись от тела, душа приобретает полную свободу, подобно птице, покинувшей клетку (именно эта ассоциация заявлена в названии пьесы).

Конфликт между Г.Тукаем и консерваторами в конце трагедии развивается до противостояния Поэта и Царя – русского монарха. Кульминационный эпизод пьесы – смерть двадцатисемилетнего поэта от тяжелой болезни – означает не только гибель героя от непреодолимых невзгод в его трагической жизни, но и достижение бессмертия в лучшем мире. Образ солнца в финале трагедии – это торжество праведной души.

Произведение «Черная птица» А.Баяна – о последних годах жизни Габдуллы Тукая, действия в котором чередуются с воспоминаниями поэта.

На беззащитного маленького ребенка, круглого сироту, нападает черный орел (ворон), преследующий его потом до конца жизни. Поэт встает на путь борьбы за свободу мысли человека, за правовое равенство между женщиной и мужчиной. Он – приносящий перемены, пробуждение застывшему обществу, существовавшему по консервативным законам.

Из трагедии видно, что образ Черной птицы символизирует царскую охранку, шпионов и доносчиков, одним из которых оказывается знакомый Тукая Бикчура. В Петербурге Поэт встречается с главной Черной птицей, тогда как все остальные были лишь его двойниками – чучелами. Поэт умирает, точно зная, что грянут перемены и все изменится к лучшему.

Произведения И.Юзеева и А.Баяна в какой-то степени схожи. Они оба посвящены Тукаю, кульминацией в которых является встреча Поэта с Царем и Черной птицей. В трагедиях главный герой входит в непримиримый конфликт с властью и теми, кто защищает ее позиции. Оба автора в своих произведениях используют отдельные строки стихотворений Г.Тукая, в которых выражаются его мысли, что делает образ поэта более жизненным и полным.

Трагедия в стихах «Последняя ночь» И.Юзеева посвящена выдающемуся татарскому поэту Мусе Джалилю, Герою Советского Союза. В ней перед читателем проходят последние мгновения его жизни и сопоставляются два антипода – Поэт и Тиран. Под маской Тирана предстает фашист Гитлер, желающий завоевать весь земной шар, но ему даже не удалось преклонить военнопленного Поэта, который уже успел стать духовным лидером среди узников лагеря, хотя Тирану протягивает руку помощи злой демон Мефистофель.

Нелегкий выбор Поэта обусловлен его преданностью Отчизне, собственным убеждениям, а также глубокой порядочностью. Путь Поэта – это путь праведника. Не поддавшись искушениям дьявола, он умирает непобежденным. В финале звучит последняя песня его свободолюбивой души, которая зажигает в сердцах узников искры борьбы.

Название трагедии звучит символично, обозначая не только конец жизни Поэта. В нравственно-эстетическом смысле последняя ночь – это самое сложное испытание человека перед смертью, шаг праведного героя к бессмертию. В конце трагедии понятие «последняя ночь» переходит в понятие «последняя песня», и именно этот подвиг дарит Поэту вечную жизнь в истории и памяти его народа.

Трагедия в стихах «Душа» И.Юзеева посвящена выдающемуся татарскому композитору, основоположнику татарской профессиональной музыки Салиху Сайдашеву. Действие пьесы переносит нас в 30-е годы прошлого столетия.

В центре повествования – история двух талантливых людей – С.Сайдашева и К.Тинчурина, но параллельно с ними развивается сюжетная линия представителей молодого поколения – Сайяра и Гульнары. Судьбы этих двух поколений похожи. Представители старшего поколения стали маститыми деятелями искусства, они находятся на вершине творчества, у молодых служителей искусства все только начинается. Кроме того, Сайяр и Гульнара – молодая пара, которые любят друг друга и искренне верят в светлое будущее.

Завязка действия ведет к неразрешимому трагическому конфликту: после ареста Тинчурина следует арест молодого скульптура Сайяра. Образ «Нового друга» – Даджала – это метафорическое осмысление Юзеевым чудовищных репрессий, проводимых в 30–40-е годы XX века, в результате которых были уничтожены тысячи деятелей искусства, литературы, науки, религии и политики.

Тема противостояния художника и власти, заявленная в предыдущей трагедии «Улетела из клетки мироздания», получает новое звучание: истинная дружба и бескомпромиссная преданность искусству делают героев мучениками, но не предателями. Тема выбора между жизнью и смертью, идеалом и искушением совершить сделку с силами зла, центральная в трагедии «Последняя ночь», является определяющей и в рассматриваемой пьесе.

По данной главе можно прийти к таким выводам:

– в трагедиях «Молния среди ясного дня», «Золотой кашбау», «Зухра-звезда» изображается славное и трагическое историческое прошлое татарского народа в современной трактовке;

– в произведениях, посвященных историческим личностям татарского народа, противопоставляются два понятия – величие и трагедия личности;

– образы Г.Тукая, М.Джалиля, С.Сайдаша – это не только интеллигенты и великие сыны своего народа, но и национальные герои;

– в основе произведений «Зухра-звезда», «Последняя ночь», «Душа» лежит песня, символизирующая народную память и несущая информацию о своих великих личностях для будущих поколений;

– символами вечности и памяти являются также балбал и черепа мудрецов («Золотой кашбау»), памятник-бюст («Зухра-звезда»), пианино («Душа»), солнце («Улетела из клетки мироздания»);

– в некоторых произведениях выведены мифологические образы, которые символизируют зло: Даджжал из арабской и мусульманской мифологии, Бикчура (Бичура) – из татарской, Мефистофель – из немецких народных легенд и т.д.

В заключении изложены основные выводы исследования.

В данной работе прослежены история возникновения и развития жанра трагедии в мировой литературе, выяснены причины и условия ее зарождения в татарской драматургии. Кроме того, подробно изучен процесс развития жанра трагедии в стихах с точки зрения поднимаемых в них тем, проблем и сюжета-композиции. Всего рассмотрено двенадцать произведений, которые разделены на две группы.

Конечно, для возникновения жанра трагедии у того или иного народа необходимы определенные условия: национальный подъем; должный уровень культуры; единство темы, объединяющее людей, крушение великой целостности. И для зарождения татарской трагедии были созданы все эти условия.

Татарская трагедия в стихах возникла и начала свое развитие в 20-х годах XX века. После установления Советской власти и последствия тоталитарного режима культ личности конца 30-х годов, уничтожение религиозных деятелей, творческой интеллигенции, смерть Х.Такташа в молодом возрасте, репрессирование Ф.Бурнаша и К.Тинчурина приводят к полувековому застою в области синтетического жанра. Трагедия вновь вернулась на литературную арену лишь в 70-е годы XX столетия после «хрущевской оттепели» и пережила заметный подъем в 80–90-х годах. Если трагедии в стихах, основанные на религиозных сюжетах, мифах и легендах, были написаны на первом этапе, то во втором – преобладали произведения, отображающие историю татарского народа и образов его исторических личностей. Главная причина расцвета жанра в возвращении достоверной истории татар после Октябрьской революции 1917 года и серьезный, активный интерес татарских писателей, ученых и общественных деятелей своим историческим прошлым.

Нужно особо подчеркнуть творчество И.Юзеева, единственного автора в татарской литературе, наиболее плодотворно работавшего в области трагедии в стихах (он написал пять произведений). И несомненная заслуга его как поэта и гражданина заключается в том, что он создал бессмертные образы исторических личностей, национальных героев татарского народа с общими идеалами и трагической судьбой. Всех их объединяет то, что они верят в свой народ, чтят его традиции и ведут борьбу за его светлое будущее. Все они проходят нелегкий, но праведный путь до последнего вздоха.

Во всех рассмотренных нами произведениях преобладает национальный колорит, в них поднимаются проблемы, которые в тот или иной период волновали татарский народ, и они естественно сливаются с мировыми, общечеловеческими идеями. В процессе их анализа обращено особое внимание на раскрытие идейно-эстетического содержания и художественного своеобразия татарских трагедий в стихах.

Основные положения диссертации отражены

в следующих публикациях автора:

Публикация в издании, рекомендованном ВАК

1. Шаехов Л.М. Образы исторических личностей в трагедиях Ильдара Юзеева // Учен. зап. Казан. гос. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2010. Т. 152, кн. 2. С. 155–160.

2. Шехов Л.М. Илдар Юзеевны «Очты днья читлегеннн» трагедиясе // Фн м Тел. 2009. №3–4. 31–33 б.

3. Шехов Л.М. XXI гасырдан яа караш: Фтхи Бурнашны «Таир–Зр» трагедиясе // Фнни язмалар – 2008: фнни мкаллр ыентыгы / фнни мхр. И.А. Гыйлев, тз. .Ш. Юсупова. Казан: Ихлас, 2010. 275–281 б.

4. Шехов Л.М. Шигъри трагедия остасы // Казан утлары. 2010. №4. 123–133 б.

5. Шаехов Л.М. Образ Салиха Сайдашева в трагедии «Бгырь» (И.Юзеев) // Шамов С.Ш. Салих Сайдашев. Драма жизни. Казань: Татар. кн. изд-во, 2010. С. 232–235.

6. Шаехов Л.М. Художественное оформление трагедий Ильдара Юзеева «Последняя ночь» и «Улетела из клетки мироздания» // Особенности реализации стандартов второго поколения в системе начального и среднего общего образования: сборник материалов заочной Всерос. науч.-практ. конф., 25 мая 2010 года / отв. ред. А.В.Камалетдинова. Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия им. Зайнаб Биишевой, 2010. С. 59–65.

7. Шехов Л.М. «Шагыйрь – горур рыцарь. » (хсн Баянны «Каракош» трагедиясен сыйныфтан тыш йрн чен) // Мгариф. 2010. №6. 7–10 б.

8. Шехов Л.М. Грй Рхимне «Аяз кнне яшен» шигъри трагедиясе // Мйдан. 2010. №9. 156–160 б.

9. Шехов Л.М. Илдар Юзеевны «Бгырь» трагедиясе: срне снгатьч эшлнеше // Татарская культура в контексте европейской цивилизации: материалы Международной научной конференции. Казань: Ихлас, 2010. С. 260–262.

10. Шехов Л.М. Татар шигъри трагедиялренд Тукай образы // Габдулла Тукай мирасы м милли-мдни багланышлар: Габдулла Тукайны тууына 125 ел тулуга багышланган Халыкара фнни-гамли конференция материаллары (25 апрель, 2011 ел). Казань, 2011. 186–189 б.

11. Шехов Л.М. Крим Тинчуринны «Зар» трагедиясенд яшерен эчтлек // Фнни язмалар: фнни мкаллр ыентыгы / фнни мхр. И.А.Гыйлев; аваплы мхр. .Ш.Юсупова; тз. Ф.Р.Сибгаева. Казан, 2011. 235–237 б.

12. Шехов Л.М. Сет Шкровны «Зр йолдыз» трагедиясенд образлар бирелеше // Фн м Тел. 2011. №1. 32–34 б.

13. Шехов Л.М. «Тылый белс, сйли бел таш та. » (хсн Баянны «Алтын кашбау» шигъри трагедиясе буенча) // Хаков укулары – 2011: студент м аспирантларны Казан длт университеты атказанган профессоры Вахит Хт улы Хаков истлеген багышланган тбкара фнни-гамли конференциясе материаллары / фн. мх-р.: Ф.Ш.Нуриева; тз.: Х.Х.Кузмина, Л.Н.Закирова. Казан: Ихлас, 2011. 160–162 б.

1 Арсланов М.Г. Тылсым. Татар театры: режиссерлар м драматурглар. Казан: Мгариф, 2008. 210 б.

2 Белинский В.Г. Собрание сочинений в 3 т. М.: ОГИЗ. 1948. Т. 2. С. 57.

3 Хализев В.Е. Теория литературы: учебник. 4-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 2004. С. 84.

4 Мхмтов .К. Татар драматургиясенд трагедия жанры. Казан: Казан ун-ты ншр., 1965. 111 б.

5 Закиранов . Татар трагедиясе // Казан утлары. 2010. №3. 138–144 б.

6 Закиранов . Рухи таяныч: дби тнкыйть мкаллре. Казан: Татар. кит. ншр., 2011. 59–67 б.

7 дбият белеме: терминнар м тшенчлр сзлеге. Казан: Мгариф, 2007. 188–190 б.

| • Главная | • Контакты |
© 2011 www.dissers.ru — «Бесплатная электронная библиотека»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Источник