Меню

Анализ рассказа в ту же землю краткое

Краткое содержание Распутин В ту же землю

В повести речь идёт о престарелой женщине. Её зовут Пашута. Про неё говорили: — «… И сама ты баба сытная». Женщина всю жизнь работала при кухне. Прошла путь от заведующей до посудомойки. В юности Паршута была счастлива, и у неё было немало друзей. Но, под старость лет она осталась никому не нужной. С ней общался только Стас. Больше никому не могла она довериться.

Так и жила она одна, а на лето привозила свою маму. Пашуте совсем пришлось туго. Ноги отказывать стали. А работы много по хозяйству. Лишь на себя она надеялась. Аксинья Егоровна – мать женщины, дочь почти не видела. Только последнее время зимовала у неё. В последний год старушка сдавала. Кровь работала плохо. Силы покидали её. Пашута не знала, что она вот-вот умрёт. Так и вышло. Матушка умерла во сне. Пашута была в растерянности. Её пугала неизвестность. Так как денег на похороны у неё не было, она решила похоронить старушку в ближайшем лесу. Вначале сюжет кажется слишком простым. Всё как у всех. В этом вся и хитрость. Люди привыкли прятаться в своих домах и не видеть чужих проблем, а также делать вид, что не заметили.

Сюжет произведения с самого начала наталкивал на что-то не хорошее. Дверь дома Пашуты была сорвана, света не было. Но свет, мелькающий в окнах, говорил о беде.

Место захоронения Пашута выбирала с Сергеем. Осенью в дождливую и холодную погоду они отправились хоронить старушку. Могила была уже приготовлена. Женщина присела вдали и подумала: — «Как хорошо не видеть всего, что происходит на земле!» Проливным дождём природа оплакивал старушку Аксинью. Внезапно пошёл снег. На покойную падали снежинки. Бог простил Пашуту и откликнулся на её зов.

Мораль сей истории такова – бог всегда помогает тем, кто больше всего в нём нуждается. Неважно как к нему обращаться. Путём молитвы или через обыкновенное слово. Главное, чтобы это было искренне и от души. Только так он может услышать и прийти на помощь в трудный момент жизни…

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Распутин. Все произведения

В ту же землю. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Двое мужчин шли друг за другом, угрюмые и молчаливые, с тяжелыми рюкзаками за плечами. Они с приятелем уже возвращались, в их мешках было золото. Мужчина, который шел вторым, обратился к спутнику

В этом рассказе в роли главного героя – мальчик по имени Ника. Он первоклассник, недавно пошел в школу, знает все буквы. Но есть у него одна проблема – Ника не умеет одеваться.

Выдающийся мастер художественного слова Васильев Б.Л. любим читателями за повесть «А зори здесь тихие». Появился на свет драматург в 1924 году в славном городе Смоленске. Отец военный, офицер, мать – дворянка, интеллигентная. Это великий писатель.

Гоголь опубликовал свое произведение «Рим» в 1842 году. Эта повесть является частью романа «Аннунциата». В рассказе «Рим» описываются приключения юного римского князя. Он родился в столице Италии Риме

Главными персонажами сказки являются поп и его новый работник. Герои впервые встречаются на базаре, куда поп пошел поглядеть на товары, а Балда там гулял от безделья. Во время их беседы поп поведал Балде о том

Источник

В ту же землю — краткое содержание повести Распутина

Главная героиня произведения – женщина по имени Пашута. Это женщина в возрасте, всю свою жизнь проработавшая в столовой, сначала заведующей, а потом посудомойкой. Но затем ее уволили, так как столовая стала частной и им нужны были работницы моложе.

Своих детей у Пашуты не было, была приемная дочка, которую они когда-то взяли с мужем. Муж потом ее оставил, уехал, ничего не сказав. У героини была престарелая мать, ее звали Аксинья Егоровна. Она приезжала к дочери из деревни только перезимовать, но эта зима была для нее последней. Аксинье Егоровне было уже далеко за восемьдесят лет, она была больна и не вставала с кровати в последнее время.

Однажды ночью старушка умерла. Пашута понимала, что родственников у нее нет, а чтобы похоронить мать, нужно было много денег, которых у нее не было. Для того чтобы взять похоронку и похоронить мать на кладбище в городе, нужна была ее прописка. Но прописана мать была в деревне. Для Пашуты образовался замкнутый круг, из которого она не могла выйти. Тогда она придумала похоронить мать сама, тайком, без документов.

Единственный человек, которому Пашута доверяла, был мужчина по имени Стас. С ним она была давно знакома, именно он дал ей это имя – Пашута, вместо – Паша. Они некоторое время встречались, ездили в гости, но потом стали видеться реже. Именно его она хотела попросить сделать гроб для матери и помочь ее тайком похоронить. Сначала он отговаривал Пашуту от ее затеи, но потом согласился.

Пашута привела мать в порядок, как полагается – обмыла, причесала, надела одежду. Ночью она вместе с Сергеем, которого послал к ней Стас, поехали выбирать место за городом для могилы матери. А ночью третьего дня после смерти привезли ее хоронить. Когда крышку гроба открыли, чтобы попрощаться, на лицо Аксиньи Егоровны вдруг стали падать снежинки, говорят, что это бог простил Пашуту. Сергей, помянув Аксинью Егоровну, сказал, что нет разницы, куда хоронить, ведь все в ту же землю.

Читайте также:  Галлей эдмунд как описывал землю

Весной Пашута пришла к матери на могилу и увидела рядом еще две. Но потом Пашута узнала от Стаса, что он похоронил там Сергея, который зимой погиб на службе. А другую – он приготовил для себя.

Также читают:

Рассказ В ту же землю (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

В основу сюжета легла любовь молодой женщины Анны. Она замужем, но муж пропал без вести. Председатель колхоза Арсений, молодой мужчина влюблён в Анну и он ей не безразличен. Анна понимает, что поступает не правильно, но любовь берёт верх.

Поэма «Черный человек» написана С.Есениным от первого лица. Рассказчик говорит, что он болен. Причина его болезни до конца неизвестна.

История разворачивается во Франции в Лангедоке и Бретани в 8 веке, в самый разгар альбигойевского восстания и во время сбора крестового похода. То войско, что призвали на помощь движется со стороны Севера.

Стояло знойное лето. Вечером, когда становилось прохладно, на берег реки Катуни приходил старик. Он садился на одно и то же место и любовался закатом. Огромное солнце медленно заходило за горы. Старик неподвижно сидел и наблюдал за ним.

Источник

Творческая работа: Рецензия на прочитанное произведение. Повесть В. Распутина «В ту же землю…»

Название работы: Рецензия на прочитанное произведение.

Повесть В. Распутина «В ту же землю…»

Сведения об авторе: Панченко Кирилл Евгеньевич, учащийся 9 а класса МБОУ СОШ №1

Сведения о консультанте: Малько Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1

Рецензия на прочитанное произведение.

Книги, любимые наши книги. Как прекрасен и загадочен их особый мир, как влечет он к себе нас, читателей, заставляя переживать, радоваться и мучиться вместе с литературными героями. Книги дают человеку успокоение, помогают уйти от повседневной суеты, они вызывают в читателях самые светлые чувства, заставляют рассуждать о добром, вечном.

Каждый настоящий писатель вкладывает в свое произведение частицу души, он дарит через книгу людям своё тепло, любовь, делится собственными впечатлениями, переживаниями, наблюдения.

Моим любимым современным писателем является Валентин Распутин. Большое впечатление произвели на меня такие его произведения, как «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Деньги для Марии».

Недавно мне довелось прочитать одну из последних повестей В. Распутина «В ту же землю…». Как и всё творчество писателя, повесть содержит в основе своей мысль тревожную о земле, мире, эпохе непременно в том состоянии, в котором существует в настоящее время. В своих произведениях Распутин всегда поднимал актуальнейшие проблемы современности, его книги полны размышлений об окружающем мире, о роли людей в нём. Большое внимание писатель уделяет и внутреннему, духовному миру человека, взаимоотношению друг с другом.

Повесть «В ту же землю…» рассказывает о пожилой женщине Пашуте, у которой умерла мать. Денег для похорон у героини не было, и она решает «закопать» старушку в ближнем лесу «наособицу». При первом знакомстве сюжет произведения кажется читателю слишком простым, в некотором роде, даже обыденным. В этом-то и заключается жестокость нашего времени-мы привыкли не обращать внимание на происходящее вокруг, закрывать глаза на чужое горе, смирились и затихли, спрятались в своих квартирах.

С самого начала повести у меня появилось ощущение, предчувствие чего- то плохого, сама природа предвещала это. Вспомним описание оврага: как зловещий шрам расположился он перед микрорайоном. Обращает на себя внимание и дом, в котором жила Пашута: “дверь в подъезд была сорвана, свет внутри не горел…”. Одиноко светящиеся окна открыто говорили о случившийся беде, вызывали тревогу. Так подготовив, настроив читателей, писатель представляет нам главную героиню повести Пашуту: “Это сытно звучит. И сама ты баба сытная”, — говорили ей.

Всю жизнь женщина проработала в столовых, она совершила «путь в обратном направлении» «от заведующей до посудомойки». В молодости много было у Пашуты друзей, её жизнь была сплошным праздником. На старости лет осталась она одна: «Кроме Стаса не осталось у Пашуты ни одного человека, кому бы она могла довериться». Да, другие настали времена, многое изменилось: «Время настало такое провальное, всё сквозь землю провалилось, чем жили… Ничего не стало». Так и жила Пашута одна в своей квартире, на зиму привозила из деревни мать, да вот недавно Танька приехала учиться в педагогическое училище. Трудно было Пашуте: ноги совсем не хотели ходить, а хозяйство тянуть надо было, на себя только и надеялась женщина. Аксинья Егоровна, мать Пашуты, все время жила в деревне, дочь видела редко, и только в последние годы стала приезжать к ней перезимовать. В этот год совсем плохо стало старушке, покидали её силы, холодела кровь. Не думала Пашута, что доживёт мать до весны, так оно и случилось. «Аксинья Егоровна скончалась тихо, во сне. Не пришлось и глаза закрывать». Произошло то, что и должно было произойти, но Пашута не была подготовлена к этому: «Не врасплох и всё равно врасплох». Не смерть матери её ужасала, а «то тяжкое и властное, что надвигалось теперь со смертью, то, как обладить двухдневные проводы до окончательного прощания». Не было у Пашуты денег на похороны матери, просить она не хотела, да и не у кого было просить. Решила тогда женщина нарушить не ею придуманные правила. «Против чего – то слишком серьёзного и святого выступила Пашута». Осознание этого приносит женщине великие страдания, она мучается от задуманного ею, ищет выхода, но его нет.

Читайте также:  Борьба белорусских земель с иноземными захватчиками в 13 веке

Не случайным в повести я считаю образ Таньки, пятнадцатилетнего подростка. Вспомним фразу в начале повести: «С нею как-никак просветлела жизнь. Вот почему в семье нужны дети». Танька помогла увидеть Пашуте доброту, нежность, именно она вызвала в женщине самые светлые чувства. Запомнилась мне и сцена объяснения Пашуты с девочкой: «Бабушку я буду хоронить наособицу… Ни матери, ни кому другому я не дала знать… И ты покуда молчи». Не понятна мне строгость, холодность женщины в ответ на отчаянный порыв девочки. Зачем она скрыла свои чувства, старалась быть сильной, зачем обманывала себя? Мало было в жизни Пашуты ласки и тепла, рано покинула она родительский дом, потом полностью ушла в работу, некогда было думать о чувствах. Вот и не научилась женщина выражать своей любви, как что-то слабое и позорное прятала она её в глубине себя.

После встречи со Стасом Пашута поняла, что к «ним» не пробиться, да и не с чем ей туда идти, где придётся унижаться и просить. Другое дело в деревне: «Снесли бы Аксинью Егоровну на руках, положили просторно среди своих… и весь обряд был бы дорогой к родителям, а не хождениям по мукам, по хищникам-разбойникам, наживающихся на смерти». Пашута решает своими, доступными ей способами противостоять сложившейся системе, и вместо «хождений по мукам», она выбирает преступление перед Богом, который, по её словам, простит: «Ему ещё многое предстоит прощать…».

Место для могилы Пашута выбирала вместе с Сергеем. И вот пришла ночь, на улице моросил осенний холодный дождь. Маленькая «похоронная процессия» двинулась в путь, предстояло ехать в ближайший к микрорайону лес. Могила была заготовлена заранее. Пашута села поодаль. Она перестала чувствовать, мысли ползли, словно сонные мухи, одно заботило её: «Господи, как хорошо не видеть того, что делается на этой земле!»
А природа плакала, прощаясь с Аксиньей Егоровной, совсем незаметно пошёл снег: «Её открытое, успокоенное, сухое лицо было подставлено небу. На лицо падали снежинки». Господь простил Пашуту, откликнулся на её неумелые молитвы.

На протяжении повести природа очень остро реагирует на все происходящее с героями. Вместе с ними она плачет дождем, «от фтора на десятки и сотни вёрст вокруг чахли леса», «никак не могла затянувшаяся осень проломиться в зиму».

Именно в этом заключается, на мой взгляд, художественная своеобразие повести. Распутин, умело описывая картины печальной, уставшей природы, показывает и то духовное состояние, в котором находится наше общество. Люди, словно в тумане, живут в наши дни, делая все по привычке, по инерции, они идут, как по заколдованному кругу, и нет просвета впереди. Писатель очень точно и ярко отразил тяжёлое состояние, нечеловеческие усилия, в которых приходится жить многим из нас.

Но над всей природой и миром стоит Бог, только ему дано право прощать, и только он может помочь нуждающемуся обрести душевный покой. И неслучайно в конце повести Пашута входит в храм, в первый раз в своей жизни.

Повесть оставляет тяжёлое впечатление. Слишком долго замалчивалось то состояние, в котором находится современная нравственность. Стремление к накопительству лишила многих духовности. Почему это произошло? Кто ответит на вопросы, поставленные Распутиным в повести? И когда это произойдет?

Источник

Образы в рассказе В. Распутина «В ту же землю»

Образы в рассказе В. Распутина «В ту же землю»

Скачать:

Предварительный просмотр:

1. Авторская позиция в современном литературоведении

Авторская субъективность организует произведение и порождает его художественную целостность. Она составляет неотъемлемую, универсальную, важнейшую грань искусства (наряду с его собственно эстетическими и познавательными началами).

«Дух авторства» не просто присутствует, но доминирует в любых формах художественной деятельности: и при наличии у произведения индивидуального создателя, и в ситуациях группового, коллективного творчества, и в тех случаях (ныне преобладающих), когда автор назван и когда его имя утаено (анонимность, псевдоним, мистификация).

На разных стадиях культуры художническая субъективность предстает в различных обликах. В фольклоре и исторически ранней письменности (как и в иных формах искусства) авторство было по преимуществу коллективным, а его «индивидуальный компонент» оставался, как правило, анонимным.

На протяжении же двух последних столетий характер авторства заметно изменился. Решающую роль в этом сдвиге сыграла эстетика сентиментализма и в особенности романтизма, которая сильно потеснила и, можно сказать, отодвинула в прошлое принцип традиционализма: Центральным «персонажем» литературного процесса стало не произведение, подчиненное канону, а его создатель, центральной категорией поэтики — не стиль или жанр, а автор.

Читайте также:  Если есть земля могут дать еще многодетной семье

Если раньше (до XIX века) автор более представительствовал от лица авторитетной традиции (жанровой и стилевой), то теперь он настойчиво и смело демонстрирует свою творческую свободу. Авторская субъективность при этом активизируется и получает новое качество. Она становится индивидуально-инициативной, личностной и, как никогда ранее, богатой и многоплановой. Художественное творчество сегодня осознается прежде всего как воплощение «духа авторства» (весьма характерное для романтической эстетики словосочетание).

2. Общая характеристика творчества В. Распутина

Стержневую линию творчества одного из признанных мастеров «деревенской прозы» Валентина Распутина (р. 1937) составляет исследование конфликта между мудрым мироотношением и немудрым — суетливым ли, внешним, бездумным ли – существованием.

Крупным успехом Распутина, принесшим ему литературную славу, стала повесть «Деньги для Марии» (1967), в которой выразилась основная идея писателя — торжество добра и справедливости над миром корысти и своеволия. Распутин тогда же был причислен столичными оценщиками к числу писателей «деревенской прозы», хотя даже сюжетно никогда не ограничивался описаниями сельской жизни. Развивали литературный успех Распутина последовавшие затем повести и рассказы («Последний срок», 1970, «Живи и помни», 1974, «Прощание с Матёрой», 1976, и др.). В образах его героев выражается огромное душевное богатство русского человека — доброта, совестливость, любовь к Родине, отзывчивость, сострадание, взаимопомощь, сердечность, душевная щедрость, нестяжательство.

Событием в идейной жизни общества стала повесть Распутина «Пожар» (1985). Это суровое художественное предостережение о грядущей народной беде: духовном упадке, следом за которым идет упадок социальный .

В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Лене-реке»; в 1996 рассказы «Поминный день»; в 1997 «Нежданно-негаданно».

3. Образы в рассказе В. Распутина «В ту же землю»

«В ту же землю» В. Распутина – рассказ в котором центральное место занимают искания человека, ощутившего на себе беду потери света «матери-природы», «Матёры». Волею этого «беспросветного» времени героиня рассказа обречёна на отступление от вековых православных устоев, касающихся ухода человека из земной жизни. Истоки этого отступления в том, что смерть стала ещё одним источником наживы. Образ «обманутого мира» – один из центральных образов рассказа. Именно он связывает воедино судьбы всех героев нитью безграничного одиночества, стыда и раскаяния. Главная героиня, Пашута, – это новое поколение, устремившееся на «стройку века», оторвавшееся от родных корней. Подобно Пашуте, трагически одинок в мире и Стас. Именно ему принадлежат слова, обличающие новую жизнь и тех, чьими руками она создана, тех, что во главе всего поставили не духовные ценности, но материальные и подчинили себе людей. Образ Серёги – друга Стаса – образ погибшего от жестокости новой жизни человека, жизни, где предательство и «каинство», то есть убийство брата своего, стали нормой.

Среди трагически обречённых героев рассказа выделяются образы Аксиньи Егоровны и Таньки. Аксинья Егоровна, мать Пашуты, возвращает к образам матёринских старух, против воли лишённых родной земли.

Завершая путь на земле, она готовилась к смерти по-христиански, как к празднику, потому что для православного христианина умереть – значит родиться для новой, вечной жизни. Но кончина её пришлась на то время, когда человека лишили возможности проводить близкого в последний путь согласно вековым традициям.

Особое место в рассказе занимает образ Таньки – неродной внучки героини. Именно ей открывается нездешний свет, озаривший лицо уходящей Аксиньи Егоровны. Ей даровано увидеть величие прощания с земным миром и перехода к новой жизни, потому что в таких юных, как она, душах, сохранивших ещё свою чистоту, – надежда на спасение.

На протяжении почти всего повествования в рассказе преобладают тёмные тона. В финале же вдруг пробивается свет яркого солнца, лучи которого освещают храм, и горящих свечей, согревающих людские сердца. Свет в православии – это символ веры во Христа как воплощённого Слова и Света: «Бог есть Свет, и нет в нём никакой тьмы» (1 Ин. 1, 5). Свет открывает героине новый путь – путь обретения веры, путь исцеления. Не смерть стоит в центре проблематики данного рассказа, но жизнь, обретённая другими героями после того, как они увидели и прочувствовали духовную высоту великого таинства. В «обманутом» бездуховном мире герои рассказа всё-таки обретают надежду и утраченную способность верить.

Заключение

Герои рассказа Распутина, в душах которых сильны голоса совести, герои, хранящие их свет наперекор всему, что творится вокруг, несут в себе веру в исцеление всего народа. В свете, хранимом их душами, таится надежда всех задыхающихся в безверии людей, что, подобно Пашуте, героине рассказа «В ту же землю», ищут выход из того духовного тупика, которым обернулось обещаемое народу «светлое будущее».

Литература

  1. Хализев, В. Е. Теория литературы. – М.: Академия. 2009.
  2. Перевалова, С.В. «Особая география памяти» (Образ автора в русской прозе 1970-1980-х годов – В.П. Астафьев, В.Г. Распутин, В.С. Маканин): Монография. – Волгоград: Перемена, 1997.

Источник

Adblock
detector