Меню

Анализ стиха прекрасны вы поля земли родной лермонтова по плану

«Прекрасны вы, поля земли родной…» М. Лермонтов

Прекрасны вы, поля земли родной,
Еще прекрасней ваши непогоды;
Зима сходна в ней с первою зимой
Как с первыми людьми ее народы.
Туман здесь одевает неба своды!
И степь раскинулась лиловой пеленой,
И так она свежа, и так родня с душой,
Как будто создана лишь для свободы…

Но эта степь любви моей чужда;
Но этот снег летучий серебристый
И для страны порочной – слишком чистый
Не веселит мне сердца никогда.
Его одеждой хладной, неизменной
Сокрыта от очей могильная гряда
И позабытый прах, но мне, но мне бесценный.

Дата создания: осень 1831 г.

Анализ стихотворения Лермонтова «Прекрасны вы, поля земли родной…»

Стихотворение «Прекрасны вы, поля земли родной…» датируется осенью 1831 года и относится к раннему творчеству Лермонтова. Его содержание характерно для патриотической лирики Михаила Юрьевича. Описание великолепных пейзажей поэт зачастую объединял с мыслями о печальном положении дел в России. В тексте видна глубочайшая любовь к родине. Тем не менее, лирический герой осознает, что «страна порочна». В финале стихотворения Лермонтов упоминает сокрытую от очей могильную гряду и «позабытый прах». Скорей всего, речь здесь идет об отце поэта, скончавшемся в 1831 году.

По мнению российского литературоведа Зырянова, в стихотворении «Прекрасны вы, поля земли родной…» имеются признаки сонетной формы. Текст, состоящий из пятнадцати строк, включает в себя две части. Разделение ознаменовано употреблением союза «но». Как говорилось выше, первое восьмистишие – размышления о земле родной с ее свежей степью, раскинувшейся лиловой пеленой. Дорогие сердцу пейзажи рождают у лирического героя мысли о свободе. Во второй части настроение меняется. Снег летучий серебристый оказывается слишком чистым для порочной страны. Герой отрекается от любви к степи. Разрешение конфликта происходит в пятнадцатой строке, так называемом сонетном замке. С нелюбимым краем лирический субъект соединяется через память об умершем отце.

Лермонтов воспитывался бабушкой в имении Тарханы, расположенном на территории нынешней Пензенской области. Именно там он научился чувствовать и передавать красоту русской природы с ее бескрайними полями и степями, густыми лесами, полноводными реками. При этом довольно рано поэт понял, что «страна» – не равно «земля». Это нашло отражение и в рассматриваемом тексте. Михаил Юрьевич не принимал существовавшего государственного строя, с презрением относился к светскому обществу.

Есть еще один важный для стихотворения «Прекрасны вы, поля земли родной…» биографический момент. Он касается отношений поэта с отцом. Юрию Петровичу после смерти супруги пришлось отдать сына на воспитание бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Когда Лермонтов был подростком, взрослые начали усиленно бороться за него, из-за чего Михаил Юрьевич получил сильнейшую психологическую травму. Кстати, отца поэт очень любил. Есть версия, что Юрий Петрович как никто другой понимал гениальность юного Лермонтова. Финал стихотворения «Прекрасны вы, поля земли родной…» – это очередное проявление скорби по отцу, практически крик души подростка, оставшегося на свете без близкого человека.

Источник

Анализ стиха прекрасны вы поля земли родной лермонтова по плану

Комплексный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Прекрасны вы, поля земли родной…» можно провести на одном из уроков по изучению лирики поэта.

Мы проследим по этапам движение от анализа поэтического текста к выразительному чтению и самостоятельному творчеству.

Проанализируем текст с точки зрения речеведения, языка, композиции для выяснения авторского замысла. Безусловно, нужно иметь в виду, что в том, как читается текст, проявляется глубина его понимания.

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: работа с текстом стихотворения М.Ю. Лермонтова «Прекрасны вы, поля земли родной…», расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к художественному стилю, о выразительных средствах языка, о видах сложноподчинённых предложений.

Читайте также:  Если бы сатурн был спутником земли

2. РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать речь учащихся, умение выразительно читать художественный текст, развивать образное мышление, воображение, творческое мышление.

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать любовь к литературной классике.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: способствовать развитию речи учащихся, овладению комплексным анализом поэтического текста, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, свободное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей обучающихся.

Личностные УУД: стремление к самостоятельному мышлению, речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, интерес к изучению поэзии М.Ю. Лермонтова.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

ХОД УРОКА

1. Целевая установка.

— Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения М.Ю. Лермонтова «Прекрасны вы, поля земли родной…».

Чтобы подготовиться к выразительному чтению, необходимо проанализировать текст с точки зрения речеведения, языка, композиции, что поможет раскрыть авторский замысел, и выбрать верную интонацию. В том, как читается текст, проявляется глубина его понимания.

Прекрасны вы, поля земли родной,
Ещё прекрасней ваши непогоды;
Зима сходна в ней с первою зимой,
Как с первыми людьми её народы.
Туман здесь одевает неба своды!
И степь раскинулась лиловой пеленой,
И так она свежа, и так родня с душой,
Как будто создана лишь для свободы…

Но эта степь любви моей чужда,
Но этот снег, летучий, серебристый
И для страны порочной — слишком чистый,
Не веселит мне сердца никогда.
Его одеждой хладной, неизменной
Сокрыта от очей могильная гряда
И позабытый прах, но мне, но мне бесценный.

2. Работа с текстом стихотворения М.Ю. Лермонтова «Прекрасны вы, поля земли родной…» .

— Как бы вы определили тему этого стихотворения?

— Как бы вы озаглавили стихотворение? Объясните свой выбор названия.

— С помощью каких художественных средств выражено отношение поэта к родной земле в первой строфе? Объясните роль обращения, эпитетов, олицетворения, оксюморона, лексических повторов.

— К какой части речи относится слово «сходна»? Подберите синонимы к этой части речи. Объясните значение словосочетаний «первая зима», «первые люди». Как вы понимаете смысл строк:

Зима сходна в ней с первою зимой,
Как с первыми людьми её народы?

— В толковом словаре найдите значение слова «родня». Объясните смысл сопоставления «раскинувшейся лиловой пеленой степи» и состояния души лирического героя.

— В своём творчестве Лермонтов постоянно использует такие приёмы, как анафора, многосоюзие. Найдите эти приёмы в тексте стихотворения и объясните смысл их употребления.

3. Групповая работа.

1 группа. Найдите в тексте сложноподчинённые предложения, определите вид придаточных предложений. Какую литературоведческую роль эти придаточные выполняют и что дают для понимания содержания стихотворения?

2 группа. Объясните значение восклицательных предложений и многоточия в конце первой строфы. Назовите способ соединения первой и второй строф. Какова роль противительного союза «но», указательного местоимения «эта» и лексического повтора «степь» в данном контексте? Какая степь «чужда любви» лирического героя?

3 группа. Понаблюдайте за употреблением в тексте антонимов, одного из излюбленных приёмов поэта. Найдите во второй строфе образы, чувства лирического героя, антонимичные образам и поэтическим переживаниям в первой строфе («земля родная» — «страна порочная», степь «родня с душой» — степь «любви моей чужда»). Как вы думаете, в чём смысл противопоставления?

(Двухстрофная миниатюра выступает в смысловом отношении в виде антонимической пары пейзажного и психологического планов).

4 группа. С помощью каких художественных средств создаётся образ снега во второй строфе?

(Обратите внимание и на употребление авторского знака – тире – в третьем стихе этой строфы. С его помощью, может быть, обозначен резкий контраст между «страной порочной» и чистотой серебристого снега?) Какую роль играет этот образ для понимания состояния души лирического героя?

Читайте также:  Земля в окском береге

5 группа. Найдите антитезу в последнем предложении (антонимичные имена прилагательные в роли эпитетов: прах «позабытый» — «бесценный»). Как вы понимаете смысл этого предложения?

(Для справки: отец Лермонтова умер 1 октября 1831 года. В этом же году написано стихотворение).

4. Подведение итогов. Рефлексия.

— Какие цели ставили на уроке?

— Где можно применить полученные знания?

5. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.

1. Напишите сочинение-рассуждение, опираясь на текст стихотворения М.Ю. Лермонтова и слова Л. Гинзбург: «Поэтическое слово… оценивает всё, к чему прикасается». Как вы понимаете это высказывание?

2. Напишите сочинение «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Прекрасны вы, поля земли родной…»

Литература

1. Лермонтов М.Ю. Полное собрание стихотворений в 2 томах. – Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1989. – Т. 1. Стихотворения и драмы. 1828–1836. – С. 215–216.

2. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. – М.: Вербум-М, 2002.

3. Елагина Н.И. Комплексный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Прекрасны вы, поля земли родной…» / Сборник материалов, посвящённых 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. — Курск, издательство «Учитель», 2015.

4. Тимофеев Л.В., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. Москва, «Просвещение», 1974.

5. Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста. – М.: «Просвещение», 2002.

Источник

Анализ стиха прекрасны вы поля земли родной лермонтова по плану

Комплексный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Прекрасны вы, поля земли родной…» можно провести на одном из уроков по изучению лирики поэта.

Мы проследим по этапам движение от анализа поэтического текста к выразительному чтению и самостоятельному творчеству.

Проанализируем текст с точки зрения речеведения, языка, композиции для выяснения авторского замысла. Безусловно, нужно иметь в виду, что в том, как читается текст, проявляется глубина его понимания.

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: работа с текстом стихотворения М.Ю. Лермонтова «Прекрасны вы, поля земли родной…», расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к художественному стилю, о выразительных средствах языка, о видах сложноподчинённых предложений.

2. РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать речь учащихся, умение выразительно читать художественный текст, развивать образное мышление, воображение, творческое мышление.

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать любовь к литературной классике.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: способствовать развитию речи учащихся, овладению комплексным анализом поэтического текста, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, свободное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей обучающихся.

Личностные УУД: стремление к самостоятельному мышлению, речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, интерес к изучению поэзии М.Ю. Лермонтова.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

ХОД УРОКА

1. Целевая установка.

— Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения М.Ю. Лермонтова «Прекрасны вы, поля земли родной…».

Чтобы подготовиться к выразительному чтению, необходимо проанализировать текст с точки зрения речеведения, языка, композиции, что поможет раскрыть авторский замысел, и выбрать верную интонацию. В том, как читается текст, проявляется глубина его понимания.

Прекрасны вы, поля земли родной,
Ещё прекрасней ваши непогоды;
Зима сходна в ней с первою зимой,
Как с первыми людьми её народы.
Туман здесь одевает неба своды!
И степь раскинулась лиловой пеленой,
И так она свежа, и так родня с душой,
Как будто создана лишь для свободы…

Читайте также:  Доклад по географии 6 класс население земли

Но эта степь любви моей чужда,
Но этот снег, летучий, серебристый
И для страны порочной — слишком чистый,
Не веселит мне сердца никогда.
Его одеждой хладной, неизменной
Сокрыта от очей могильная гряда
И позабытый прах, но мне, но мне бесценный.

2. Работа с текстом стихотворения М.Ю. Лермонтова «Прекрасны вы, поля земли родной…» .

— Как бы вы определили тему этого стихотворения?

— Как бы вы озаглавили стихотворение? Объясните свой выбор названия.

— С помощью каких художественных средств выражено отношение поэта к родной земле в первой строфе? Объясните роль обращения, эпитетов, олицетворения, оксюморона, лексических повторов.

— К какой части речи относится слово «сходна»? Подберите синонимы к этой части речи. Объясните значение словосочетаний «первая зима», «первые люди». Как вы понимаете смысл строк:

Зима сходна в ней с первою зимой,
Как с первыми людьми её народы?

— В толковом словаре найдите значение слова «родня». Объясните смысл сопоставления «раскинувшейся лиловой пеленой степи» и состояния души лирического героя.

— В своём творчестве Лермонтов постоянно использует такие приёмы, как анафора, многосоюзие. Найдите эти приёмы в тексте стихотворения и объясните смысл их употребления.

3. Групповая работа.

1 группа. Найдите в тексте сложноподчинённые предложения, определите вид придаточных предложений. Какую литературоведческую роль эти придаточные выполняют и что дают для понимания содержания стихотворения?

2 группа. Объясните значение восклицательных предложений и многоточия в конце первой строфы. Назовите способ соединения первой и второй строф. Какова роль противительного союза «но», указательного местоимения «эта» и лексического повтора «степь» в данном контексте? Какая степь «чужда любви» лирического героя?

3 группа. Понаблюдайте за употреблением в тексте антонимов, одного из излюбленных приёмов поэта. Найдите во второй строфе образы, чувства лирического героя, антонимичные образам и поэтическим переживаниям в первой строфе («земля родная» — «страна порочная», степь «родня с душой» — степь «любви моей чужда»). Как вы думаете, в чём смысл противопоставления?

(Двухстрофная миниатюра выступает в смысловом отношении в виде антонимической пары пейзажного и психологического планов).

4 группа. С помощью каких художественных средств создаётся образ снега во второй строфе?

(Обратите внимание и на употребление авторского знака – тире – в третьем стихе этой строфы. С его помощью, может быть, обозначен резкий контраст между «страной порочной» и чистотой серебристого снега?) Какую роль играет этот образ для понимания состояния души лирического героя?

5 группа. Найдите антитезу в последнем предложении (антонимичные имена прилагательные в роли эпитетов: прах «позабытый» — «бесценный»). Как вы понимаете смысл этого предложения?

(Для справки: отец Лермонтова умер 1 октября 1831 года. В этом же году написано стихотворение).

4. Подведение итогов. Рефлексия.

— Какие цели ставили на уроке?

— Где можно применить полученные знания?

5. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.

1. Напишите сочинение-рассуждение, опираясь на текст стихотворения М.Ю. Лермонтова и слова Л. Гинзбург: «Поэтическое слово… оценивает всё, к чему прикасается». Как вы понимаете это высказывание?

2. Напишите сочинение «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Прекрасны вы, поля земли родной…»

Литература

1. Лермонтов М.Ю. Полное собрание стихотворений в 2 томах. – Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1989. – Т. 1. Стихотворения и драмы. 1828–1836. – С. 215–216.

2. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. – М.: Вербум-М, 2002.

3. Елагина Н.И. Комплексный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Прекрасны вы, поля земли родной…» / Сборник материалов, посвящённых 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. — Курск, издательство «Учитель», 2015.

4. Тимофеев Л.В., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. Москва, «Просвещение», 1974.

5. Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста. – М.: «Просвещение», 2002.

Источник

Adblock
detector