Меню

Анализ стихотворения фета земля прощается с зарею

К уроку литературы

Анализ стихотворения А.А.Фета «Заря прощается с землёю. «

Заря прощается с землею

Анализ стихотворения

А в следующих стихах первой строфы антитеза получает свое развитие:

Лучи зари на лесных деревьях «потухают» и «гаснут под конец», но устремленный в небеса «пыш­ный венец» деревьев все еще купаются в их золо­том сиянии. И хотя «все таинственней, безмерней их тень растет, растет, как сон», «легкий очерк» вершин «вознесен» на ярком вечернем небе. Небо и земля оказываются открытыми друг другу, а весь мир раздвигает свои границы «по верти­кали». Создается грандиозная картина мирозданья. Вверху ее — деревья, купающие свои кроны в лу­чах уходящей зари, внизу — наступающая мгла, окутанная паром земля.
Эмоциональное впечатление передается восклицательной интонацией предложений, а также исполь­зованием усилительных конструкций в их начале.
Природа у Фета «одушевлена», но правильнее говорить о ее одухотворенности. Она живет своей особой жизнью, не каждый способен проникнуть в ее тайну, познать ее великий смысл. Лишь на высшей ступени духовного подъема человек может быть к этой жизни причастен.
Стихотворение заканчивается строчками, полными глубокого смысла:

Образ этот можно воспринимать и в его параллелизме с внутренним миром человека. Стихия природы оказывается слитой с мельчайшими подробностями душевного состояния: любовью, желаниями, стремлениями и ощущениями. Любовь к родной земле и постоянное стремление оторваться от нее, жажда полета — вот что символизирует этот образ.
Как и в других стихах А. Фета здесь мы не найдем связи с какими-либо национальными, местными или историческими особенности картины природы. Перед нами вообще лес и вообще земля (хотя и имеющая определение «родная»). И основным мотивом является стремление лирического героя передать свои впечатления от подмеченного момента перехода природы из одного состояния в другое.

Стихотворение состоит из четырех строф — четверостиший, каждое из которых объединено перекрестной рифмовкой: АБАБ. Первая строфа – упоминание о вечерней заре — еще без выделения деталей и без эмоционального отношения к закату землей.Первая строка – изображение пространственного «верха» – неба, на котором горит прощальная заря. Вторая строка, по контрасту, изображает пространственный «низ» – землю, ее низменные места: «Ложится пар на дне долин». Не названному, но подразумеваемому яркому закатному свету противопоставлен блеклый, стирающий все контуры предметов пар – туман.
Во второй половине строфы обнаруживается присутствие созерцателя – лирического героя и указаны предметы, на которые направлено его внимание: лес и его вершины. В первой из двух строк представлен лес, световая и цветовая характеристика которого – темная («покрытый мглою»), а во второй, замыкающей строфу, — вершины деревьев, чей свето-цветовой признак противоположен «мгле» леса: это «огонь». Происходит разрыв единого образа и одного цельного предмета: лес, деревья погружены в «мглу», а их вершины объяты ярким светом.
Во второй строфе описание вершин деревьев в лучах заката уже детализировано: изображено постепенное угасание лучей в макушках кроны. Нейтральность тона отброшена и забыта: созерцатель любуется закатом как чудом (строфа состоит из двух восклицательных предложений: «Как !», «С какою !»).Во второй строфе содержится развернутое олицетворение (деревья с негою купают свой венец), построенное на двух метафорах: «купают» и «венец» Четвертый стих первой строфы и четвертый стих второй говорят об одном и том же, но совсем по-разному: вначале было именование предмета, теперь это «пышная», «роскошная» сцена торжества вечерней природы. Метафора «купают» в применении к иносказательному «огню» лучей создает выразительный эффект противоречия, оксюморона (купают в огне). Слово «венец» благодаря своему первичному значению (‘корона’, ‘регалия царской власти’) придает деревьям, вечерней природе царственность.
В третьей строфе преображение деревьев на вечерней заре непосредственно названо таинственным, чудесным, нереальным, показательна лексика строфы: «таинственней», «безмерней», «как сон». Парадоксальное сочетание – сращение образов тьмы и света развернуто «по направлению» к темноте: уже не лучи заходящего солнца, а тень от деревьев оказывается в поле зрения созерцателя. Темные деревья теперь противопоставлены закату как ярчайшему фону, на котором особенно ощутима их живая графика, «легкий очерк».
Но темные деревья не только противопоставлены в этой строфе яркому закату. Они также наделены признаками стремления вверх, легкости, полета: «их легкий очерк» вознесен». Они словно улетают ввысь.
Четвертая строфа придает стихотворению новый смысл, превращая его из пейзажной зарисовки, из картины вечерней зари в философскую миниатюру, в символическую сцену. Деревья предстают подобием живых существ, причастных двум противоположным планам – земле и небу.

Читайте также:  Владение пользование распоряжение землей это

Вечер, закат – излюбленный романтический пейзаж. «Вечернее освещение» – почти обязательный признак варианта русской элегии, созданного прежде всего В.А. Жуковским. Однако в произведениях В.А. Жуковского мир небесный, чьим невесомым и неуловимым знаком оказываются закатные облака, обычно безусловно противопоставлен миру земному, в то время как у Фета в образе деревьев самым неожиданным образом соединено небесное и земное.

Семантика (смысловое наполнение) образов неба и земли в стихотворении сложнее, чем в поэтической традиции, именуемой романтической. У В.А. Жуковского небо в ценностном отношении безусловно и безмерно превосходит землю (и, как частное выражение земного начала, море, тянущееся к «высокому небу» как к вечному идеалу – элегия «Море»). «Скучные песни земли» противопоставляет «миру печали и слез» М.Ю. Лермонтов (стихотворение «Ангел»). А в лермонтовской поэме «Мцыри» показано трагическое разрушение гармонии неба и земли. Однако в пределах мира природного земля, растения, птицы, животные могли и не противопоставляться небу, как в «Пророке» и в «Выхожу один я на дорогу…» М.Ю. Лермонтова: «звезды» слушают пророка, которому покорны существа пустыни, «тварь земная»; земля «спит в сияньи голубом» и «пустыня внемлет богу». Но такой «союз» неба и земли исключает мотивы стремления вверх, прочь от земли.
В фетовском стихотворении одновременно работают «механизмы» разделения и слияния: свет контрастирует с мраком, деревьям противопоставлены их вершины, но сливаются, посредством поэтических метафор в образе заката примиряются «огонь» и водная стихия (ассоциации с водой заре придает метафора «купают»). Деревья с их «венцом» уподоблены не только царям, но и прекрасным купальщицам.
Строки «Как будто, чуя жизнь двойную / И ей овеяны вдвойне» напоминают тютчевский мотив двойной жизни. Так, у Ф.И. Тютчева в стихотворении «Лебедь» «двойною бездной» верхнего мира (неба) и нижнего (воды) окружен лебедь. Однако в тютчевской поэзии мотив двойной жизни представлен, как правило, в виде антитезы гармонии и хаоса, олицетворенной в образах дня и ночи (стихотворение «День и ночь» и другие).

Стихотворение написано четырехстопным ямбом – самым распространенным размером русской поэзии, в смысловом отношении нейтральным (четырехстопный ямб не был закреплен за каким-то определенным кругом тем). Чередуются строки с женскими (нечетные) и мужскими (четные) окончаниями. Перекрестная рифма с женскими нечетными и мужскими четными стихами вообще характерна для фетовской поэзии. Однако в анализируемом тексте, она словно получает дополнительную смысловую мотивировку, чередования рифм как бы отражают сам принцип двойственности, «двойной жизни», лежащий в основе бытия. Для ритмики стихотворения показательно отсутствие ударения на первой стопе в четвертом стихе: «И на огни его вершин» (метрическое ударение должно падать на звук «а» в предлоге «на»). Благодаря этому создается интонационное ускорение в строке, выражающее мотив полета, устремленности «огней вершин» в небо.
В стихотворении есть два сильных переноса – несовпадения границ строки и межстиховых пауз с границами синтаксическими и паузами, диктуемыми ими: «Как незаметно потухают / Лучи и гаснут под конец» и «С какою негой в них купают / Деревья пышный свой венец». Посредством первого переноса выделено слово «лучи» – одно из ключевых слов текста, с которым связаны такие значения, как ‘свет’ и ‘небесный мир’. Логическое ударение, особенно заметно благодаря инверсии; должно быть: «Как незаметно потухают и гаснут под конец лучи» или «Как незаметно лучи потухают и гаснут под конец». Одновременно ритмико-синтаксический перенос служит выражению мотива угасания лучей, интонационно «предвещая» наступление темноты, о котором сообщается во второй из двух строк.
Эффект второго переноса – иной. В строках «С какою негой в них купают / Деревья пышный свой венец» нет нарушения правильного порядка слов (последовательность слов купают деревья менее привычна, чем деревья купают, но вполне допустима нормами языка). Акцент делается на глаголе «купают». Таким образом усиливается мотив упоения деревьев воздушной стихией.
Завершается текст синтаксическим параллелизмом строк, воплощающих мотив двойной жизни: «И землю чувствуют родную / И в небо просятся оне». Обе строки открываются союзом «и», за которым следуют существительные в винительном падеже, а потом – глаголы-сказуемые.

В стихотворении выделены парные (звонкий – глухой) звуки «з» и «с». Звуков «з» — девять, а «с» — тринадцать, в сумме больше, чем каких-либо других отдельных согласных. Эти звуки ассоциируются и со значением ‘свет’ (заря, вознесен), и со значениями ‘земля’ и ‘темнота’ (земля, гаснут). Заря и земля – два главных поэтических понятия в этом тексте, названные уже в первой строке.
Происходит своеобразное соотнесение противоположных сфер .В слове «лес» также присутствует звук «с»; в стихотворении лес – соединительное звено, средостение между миром горним и дольним.
С устремлением к небу, с мотивом полета ассоциируется прежде всего гласный звук /э/ в сочетании с «легким», «полувоздушным» согласным /в/: «И ей овеяны вдвойне». Фонетически в этой строке все три буквы «е» обозначают звук /э/, в первом случае (в слове «ей» )– сочетание j + «э». Этот же мотив полета, расширения и преодоления границ закреплен за звуком «а». Ассоциации звука «а» с миром небесным устанавливаются прежде всего благодаря тому, что этот звук и близкий к нему ослабленный /а/(Λ) присутствуют в ключевом слове стихотворения «заря» [зΛр’å].
В программном стихотворении «Как беден наш язык», написанном за пять лет до смерти, поэт дал достаточно точное определение своего творческого метода:

Читайте также:  Если продаешь землю нужно ли платить налог

Источник

Афанасий Фет — Заря прощается с землею: Стих

Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.

Как незаметно потухают
Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!

И все таинственней, безмерней
Их тень растет, растет, как сон;
Как тонко по заре вечерней
Их легкий очерк вознесен!

Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, —
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.

Анализ стихотворения «Заря прощается с землею» Фета

Фета всегда связывал жизнь человека с окружающей природой, умел найти в ней удивительно точные аналогии. Очень часто его произведения в жанре чистой пейзажной лирики содержали скрытые намеки на личную жизнь поэта, которые были понятны далеко не всем. Одним из примеров является стихотворение «Заря прощается с землею…» (1858 г.). В нем в образной форме описана личная трагедия Фета, связанная с потерей любимой девушки. Мучительная смерть М. Лазич тяготила поэта на протяжении всей жизни. Осознание собственной непоправимой ошибки обострилось после женитьбы Фета на М. Боткиной (1857 г.).

Автор предается размышлениям, наблюдая за угасающим днем. Картина погружающейся в темноту природы сначала вызывает лишь чувство умиротворения. Постепенно возникает ощущение непоправимой утраты. Последние лучи солнца «незаметно потухают», но даже этими остатками света стремятся в полной мере насладиться деревья. «Их легкий очерк» представляет собой прекрасную, но очень печальную картину на фоне прощальной зари.

В последней строфе появляется мысль автора о «жизни двойной», прямо указывающей на положение самого поэта. Деревья чувствуют свою связь с земным миром, но в мечтах хотят унестись в небеса вместе с солнечными лучами. Несбыточность такого желания очевидна. Прощание с земной жизнью означает только смерть, а загробное существование под большим вопросом.

После свадьбы с М. Боткиной Фет с горечью понял, что его стремление к обеспеченной жизни ставит крест на личном счастье. Отныне ему придется самому вести «жизнь двойную». В реальном мире он должен быть любящим и преданным жене семьянином, а в мечтах постоянно возвращаться к единственной девушке, которую он любил. Свое настоящее и будущее поэт представлял в образе погруженного во мрак леса. Скорее всего, жена догадывалась, что брак был заключен отнюдь не по любви. К тому же она видела, что в творчестве мужа появляются какие-то туманные намеки о несбывшихся надеждах и мечтах.

Впоследствии Фет неоднократно обращался к этой теме и развивал ее дальше. К старости он все чаще будет думать о своей смерти, как о возможном переходе в другой мир, в котором наконец-то сможет встретиться с возлюбленной. Вера в бессмертие души помогала ему справиться с ощущением вины. Фет надеялся, что у него еще будет возможность раскаяться в совершенной ошибке и заслужить прощение.

Источник

Краткий анализ стихотворения «Заря прощается с землей…» (А.А. Фет)

Одним из самых лирических русских поэтов, непревзойденным мастером стихов о российском пейзаже, является Афанасий Афанасьевич Фет (1820 — 1892 гг.). Он принадлежит к числу поэтов так называемого “чистого искусства”. Основа этого направления — описание обыденных для всех природных явлений, любви, творчества, двойственности всего сущего. Фет в своих стихах говорил о возвышенных темах, которые вечны, описывал природу, переживания, настроение, чувства. Причем делал это намеками и часто использовал недосказанность, что очень нравилось его современникам. Да и сейчас такие приемы автора не оставляют равнодушными большинство читателей.

Читайте также:  Площадь поверхности земли составляет 310 млн км2

История создания стихотворения

Стихотворение написано было в 1858 году. Произведение стало самым ярким в сборнике “Вечера и ночи”, посвященных любимой автора. История этой любви вообще очень трагична и заслуживает отдельного, хотя бы краткого, рассказа.
Поэт был безнадежно влюблен в Марию Лазич, которая отвечала ему полной взаимностью. Но из-за бедственного финансового положения Афанасия Афанасьевича влюбленные не могли быть вместе и вынуждены были расстаться. Спустя некоторое время после расставания, в 1850 году, девушка погибла. Погибла случайно и нелепо: ее платье вспыхнуло от лампады. Мотивы огня и свечей, ярких вспышек, начали прослеживаться в творчестве поэта именно с этого момента.
А. Фет до конца жизни винил в ее смерти себя и на протяжении 40 лет посвящал Марии стихи.
Афанасий Афанасьевич — сын представителя русского дворянского рода. Но, к несчастью, фамилию отца носить он не мог. Случилось это потому, что мать его была в разводе. Данное обстоятельство помешало поэту жениться на девушке благородного происхождения и ложилось темным пятном на всю его жизнь, накладывая целый ряд ограничений. Некоторые исследователи литературы считают, что именно благодаря этому трагическому обстоятельству поэт писал только о возвышенном и духовном, не затрагивая быт и злободневные темы.

Размер, жанр и направление

В стихотворении “Заря прощается с землею…” А. А. Фет использовал четырехстопный ямб с перекрестной рифмой. Такая конструкция позволила чередовать мужские и женские рифмы, которые очень органично легли на так характерные для творчества Фета певучесть и растянутость стиха, музыкальность рифмы.
Это стихотворение с философским подтекстом — яркий пример пейзажной лирики. В нем автору особенно хорошо удалось передать глубину содержания, натолкнуть читателя на размышления о жизни.

Композиция стиха

Стихотворение состоит их 4-х строф, каждая из которых является законченной мыслью поэта. Смысловая же составляющая стиха условно делится на 2 части:

  • 1-е четверостишие описывает уходящий день, свет последних лучей солнца на вершинах леса, ожидание героем какого-то необъяснимого чуда;
  • 2-е и 4-е четверостишия рассказывают об исчезновении зари, погружении мира в темноту. Перед героем предстает безрадостная картина окружающего мира, но в душе его живет вера в то, что тьма не будет долгой и скоро вновь солнце вспыхнет утренней зарей.

Символы и образы в стихотворении

Афанасий Афанасьевич сам предстает в образе лирического героя. Ночь являет собой символ смерти, которая поглощает увядающий день. Но надежды героя на зарю описывают веру в возрождение, в вечность жизни, в то, что грядущий рассвет развеет мрак и победит смерть.
Противопоставляет друг другу автор и небо с землей. Деревья словно говорят о том, что тоже хотят уйти в небо вслед за последними лучами. С ними рвется и герой произведения, чтобы найти новую жизнь. На земле он томится, тут ему тяжело.

Помимо этого, вечное противопоставление дня и ночи можно рассматривать и как чередование хороших и плохих периодов в жизни каждого из нас. “Заря прощается с землею…”, если читать вдумчиво, натолкнет на мысль о том, что не стоит терять надежду, нужно все же надеяться на чудо, даже если надежда на то, что все будет хорошо, очень и очень призрачна.
Естественно, А. Фет отразил в этом стихотворении и ушедшую любовь. Первая смысловая часть посвящена именно этому: герой смотрит на то, как на вершинах деревьев таят последние лучи света, навевая на мысли о трагическом уходе Марии Лазич.
Прослеживается и линия двойственности самой жизни героя. А. Фет был преданным и хорошим супругом, но на всю жизнь сохранил любовь к покинувшей мир Марии. Это можно увидеть в описании заката, в темных ночных оттенках леса.

Основная идея стихотворения

Никаких особенно новых идей автор в произведении не выразил. Он лишь описал вечный круговорот тьмы и света так, что позволил читателю по-новому взглянуть на это. Фету удалось настолько освежить данную проблему, что внимательный читатель поневоле начинает верить в то, что вслед за темнотой и кажущейся безысходностью вновь наступят хорошие времена, что в жизни каждого наступит новый рассвет.

Очень хорошо поэт передал и взаимосвязь состояния человеческой души и окружающей его природы, то, что все в жизни, как и в природе, завязано на циклах вечного противостояния тьмы и света.

Источник

Adblock
detector