Меню

Анализ стихотворения путем всея земли

Анна Ахматова — Путем всея земли: Стих

Прямо под ноги пулям,
Расталкивая года,
По январям и июлям
Я проберусь туда…
Никто не увидит ранку,
Крик не услышит мой. —
Меня — китежанку,
Позвали домой.
И гнались за мною
Сто тысяч берез,
Стеклянной стеною
Струился мороз.
У давних пожарищ
Обугленный склад.
«Вот пропуск, товарищ,
Пустите назад…»
И воин спокойно
Отводит штык —
Как пышно и знойно
Тот остров возник:
И красная глина,
И яблочный сад…
О, salve, Regina!
Пылает закат.
Тропиночка круто
Взбиралась, дрожа.
Мне надо кому-то
Здесь руку пожать…
Но хриплой шарманки
Не слушаю стон.
Не тот китежанке
Послышался звон.

Окопы, окопы, —
Заблудишься тут.
От старой Европы
Остался лоскут,
Где в облаке дыма
Горят города…
И вот уже Крыма
Темнеет гряда.
Я плакальщиц стаю
Веду за собой.
О, тихого края
Плащ голубой…
Над мертвой медузой
Смущенно стою;
Здесь встретилась с Музой
Ей клятву даю,
Но громко смеется,
Не верит: «Тебе ль. »
По капелькам льется
Душистый апрель.
И вот уже славы
Высокий порог,
Но голос лукавый
Предостерег:
«Сюда ты вернешься,
Вернешься не раз,
Но снова споткнешься
О крепкий алмаз.
Ты лучше бы мимо,
Ты лучше б назад,
Хулима, хвалима,
В отеческий сад».
Черемуха мимо
Прокралась, как сон.
И кто-то: Цусима!
Сказал в телефон.
Скорее, скорее…
Кончается срок:
«Варяг» и «Кореец»
Пошли на восток…
Там ласточкой реет
Старая боль,
А дальше темнеет
Форт Шаброль, —
Как прошлого века
Разрушенный склеп,
Где старый калека
Оглох и ослеп.
Суровы и хмуры,
Его сторожат
С винтовками буры.
Назад, назад!
Великую зиму
Я долго ждала,
Как белую схиму
Ее приняла.
И в легкие сани
Спокойно сажусь…
Я к вам, китежане,
До ночи вернусь…
За древней стоянкой
Один переход.
Теперь с китежанкой
Никто не пойдет:
Ни брат, ни соседка,
Ни первый жених, —
Лишь хвойная ветка
Да солнечный стих,
Оброненный нищим
И поднятый мной…
В последнем жилище
Меня упокой.

Источник

Анализ стихотворения а ахматовой путем всея земли.

Ответы

1. Словосочетания из предл. 1 с каждым видом подчинительной связи:

сдержанным словом – согласование

выразить состояние – управление

не мог выразить – примыкание

2. Простое предл. с составным именным сказуемым:

(4) Выражение невыразимого – ЗАДАЧА, не решаемая с привычного к горю простого и сдержанного слова Ахматовой.

3. Номер простого неполного предложения:

4. Номер предложения с обособленным определением:

(4) Выражение невыразимого – задача, /не решаемая с привычного к горю простого и сдержанного слова Ахматовой/.

5. Характеристика предложения 14 исправлена:

повествовательное, невосклицательное, простое, ДВУсоставное, распространённое, ПОЛНОЕ, ОСЛОЖНЕНО однор. дополнениями. (убрать назывное!)

6. Предложение, осложнённое вводным словом:

(3) Ахматова сделала, КАЗАЛОСЬ БЫ, невозможное: выразила немоту…

7. Грамматически правильное продолжение предложения:

Читая стихотворения Анны Ахматовой,

2) поражаешься глубине её проникновения в тайная тайных души.

Восхищённая личностью и стихами Ахматовой, Марина Цветаева написала ей не одно поэтическое посвящение.

Источник

Путем всея земли

«В санех сидя, отправляясь
путем всея земли…»
Поучение Владимира
Мономаха детям

Прямо под ноги пулям,
Расталкивая года,
По январям и июлям
Я проберусь туда…
Никто не увидит ранку,
Крик не услышит мой,
Меня, китежанку,
Позвали домой.
И гнались за мною
Сто тысяч берез,
Стеклянной стеною
Струился мороз.
У давних пожарищ
Обугленный склад.
«Вот пропуск, товарищ,
Пустите назад…»
И воин спокойно
Отводит штык.
Как пышно и знойно
Тот остров возник!
И красная глина,
И яблочный сад…
О, salve, Regina! * | * Здравствуй, царица! (лат.)
Пылает закат.
Тропиночка круто
Взбиралась, дрожа.
Мне надо кому-то
Здесь руку пожать…
Но хриплой шарманки
Не слушаю стон.
Не тот китежанке
Послышался звон.

Читайте также:  Гугл земля со спутника для андроид

Окопы, окопы —
Заблудишься тут!
От старой Европы
Остался лоскут,
Где в облаке дыма
Горят города…
И вот уже Крыма
Темнеет гряда.
Я плакальщиц стаю
Веду за собой.
О, тихого края
Плащ голубой.
Над мертвой медузой
Смущенно стою;
Здесь встретилась с Музой
Ей клятву даю.
Но громко смеется,
Не верит: «Тебе ль? »
По капелькам льется
Душистый апрель.
И вот уже славы
Высокий порог,
Но голос лукавый
Предостерег:
«Сюда ты вернешься,
Вернешься не раз,
Но снова споткнешься
О крепкий алмаз.
Ты лучше бы мимо,
Ты лучше б назад,
Хулима, хвалима,
В отеческий сад».

Вечерней порою
Сгущается мгла.
Пусть Гофман со мною
Дойдет до угла.
Он знает, как гулок
Задушенный крик
И чей в переулок
Забрался двойник.
Ведь это не шутки,
Что двадцать пять лет
Мне видится жуткий
Один силуэт.
«Так, значит, направо?
Вот здесь, за углом?
Спасибо!»- Канава
И маленький дом.
Не знала, что месяц
Во все посвящен.
С веревочных лестниц
Срывается он,
Спокойно обходит
Покинутый дом,
Где ночь на исходе
За круглым столом
Гляделась в обломок
Разбитых зеркал
И в груде потемок
Зарезанный спал.

Чистейшего звука
Высокая власть,
Как будто разлука
Натешилась всласть.
Знакомые зданья
Из смерти глядят —
И будет свиданье
Печальней стократ
Всего, что когда-то
Случилось со мной…
Столицей распятой
Иду я домой.

Черемуха мимо
Прокралась, как сон.
И кто-то «Цусима!»
Сказал в телефон.
Скорее, скорее —
Кончается срок:
«Варяг» и «Кореец»
Пошли на восток…
Там ласточкой реет
Старая боль…
А дальше темнеет
Форт Шаброль,
Как прошлого века
Разрушенный склеп,
Где старый калека
Оглох и ослеп.
Суровы и хмуры,
Его сторожат
С винтовками буры.
«Назад, назад!»

Великую зиму
Я долго ждала,
Как белую схиму
Ее приняла.
И в легкие сани
Спокойно сажусь…
Я к вам, китежане,
До ночи вернусь.
За древней стоянкой
Один переход…
Тeпepь с китежанкои
Никто не пойдет,
Ни брат, ни соседка,
Ни первый жених, —
Лишь хвойная ветка
Да солнечный стих,
Оброненный нищим
И поднятый мной…
В последнем жилище
Меня упокой.

Источник

Анализ стихотворного произведения с использованием модальностей (из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Ключевые слова: ЕГЭ , анализ стихотворения , А.А.Ахматова «Родная земля»

На уроках литература. Как ни на каком другом уроке оправдывает себя работа с произведениями с использованием модальностей. Модальность – это способ восприятия мира, относящийся к ведущей сенсорной системе (ощущения, слух, вид). В зависимости от ведущего способа восприятия окружающей действительности модальности делят на кинестетическую (чувства) – кинео, аудиальную (слух) – аудио, визуальную (вид) – видео, дигитальную (размышление, внутренний диалог) – дигио.

Художественные произведения анализируются по следующему плану:

  1. История создания произведения
  2. Место в творчестве и/или в культуре
  3. Род произведения
  4. Жанр произведения
  5. Проблематика
  6. Тема
  7. Образный строй
  8. Композиция
  9. Основная мысль (идея)
  10. Художественные особенности
  11. Результат исследования
Читайте также:  Карта голден планета земля

Рассмотрим анализ лирического произведения на уроках литературы на примере стихотворения А.А.Ахматовой «Родная земля»

И в мире нет людей бесслёзней,
Надменнее и проще нас.

В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно — своею.

I. История создания произведения

Стихотворение написано Анной Андреевной на склоне лет, в 1961 году (в 72 года), во время пребывания в больнице.

II. Место в творчестве автора и/или в культуре

Произведение относится к завершающему периоду в творчестве Ахматовой, времени размышлений, воспоминаний и подведения итогов. Оно вошло в сборник под названием «Венок мертвым».

III. Род произведения

Лирический род – есть рифма, нет реплик действующих лиц; воспроизводится субъективное личное чувство поэтессы к Родине.

IV. Жанр произведения

Стихотворение «Родная земля» написано в жанре патриотической лирики. Сама поэтесса определила используемый ею жанр как «гражданская лирика».

V. Проблематика

VI. Тема

Поэтессу печалит, что к земле стали относиться лишь как к природному ресурсу, но не как самой большой ценности, которая есть у человека.

VII. Образный строй

VIII. Композиция

Особенность композиционной структуры стихотворения заключается в условном разделении его на две части.

Эпиграфом в «Род­ной земле» являются строки известного ахматовского стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю» (1922). В нем также звучит тема Родины, и очерчиваются основные черты русского национального характера

  • В первой части говорится об обесценивании людьми понятия Родины, земли на которой они живут.
  • Во второй части А.А.Ахматова дает обозначение тому, что для нее означает Родина.

IХ. Основная мысль (идея)

Человек может назвать край своим, только если он намерен прожить в нем до конца своих дней, невзирая на трудности и препоны. Отчизна — истинная ценность человечества, вечная, верная, непреходящая, даже если она неласковая или некрасивая.

Х. Художественные особенности

Размер: первые 8 стихов написаны ямбом, а последние 6 – анапестом.

Рифмовка: нестрогая перекрестная рифма (АВАВ) создает впечатление вольной композиции.

Стихотворение состоит из 14 строк, 5 предложений

заветных ладанках не носим на груди,)

(О ней стихи навзрыд не сочиняем,)

(Наш горький сон она не бередит,)

(Не кажется обетованным раем.)

(Не делаем ее в душе своей)

(Предметом купли и продажи,)

(Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,)

(Да, для нас это грязь на калошах,)

(Да, для нас это хруст на зубах.)

(И мы мелем, и месим, и крошим)

(Тот ни в чем не замешанный прах.)

(Но ложимся в нее и становимся ею,)

(Оттого и зовем так свободно — своею.)

_________________________
В – 2; А – 2; К – 2; Д – 8.

Читайте также:  Как найти изоленту под землей

Примечание: А.А.Ахматова написала стихотворение «Родная земля» используя дигитальную модальность (логическое осмысление), минимум художественно-изобразительных средств. Анна Андреевна хотела этим лирическим произведением лаконично и просто показать, как и за что можно любить Родину. Она будто доказывает, что Отчизну любят не внешне, не на публику, а сокровенно и интимно, каждый по-своему. Чтобы донести это максимально легко и непринуждённо, поэтесса намеренно не нагружает текст развёрнутыми метафорами, гиперболами и градациями, над которыми каждый читатель должен задуматься, прежде чем всецело осмыслить.

ХI. Результат исследования

Результат исследования пишется как вывод из всего вышенаписанного, информация берётся из I по Х пунктов анализа в виде текста. Этот текста становится частью сочинения. Такая работа над произведением позволяет всесторонне изучить произведение, научить анализировать, писать тексты, подготовиться к выполнению заданий 8, 9, 15, 16, 17 ЕГЭ по литературе.

Источник

Сравнение поэм Ахматовой «Путем всея земли» и «Реквием»

Если вспомнить, что в древнерусской письменности образ саней связывался с похоронным обрядом (в «Поучении» Владимира Мономаха: «Сидя на санях, помыслил в душе своей и, похвалил бога…»), а Китеж является символом города, ушедшего под воды забвения, равно как и «хвойная ветка» — принадлежность погребения, то нельзя не увидеть в поэме «Путем всея земли» элементов панихиды, во всяком случае прощального оплакивания.

  • Меня упокой.
  • И поднятый мной…
  • Подымались, как к обедне ранней,
  • Перед этим горем гнутся горы,
  • Я к вам, китежане,
  • Ни брат, ни соседка,
  • Спокойно сажусь…
  • Приговор… И сразу слезы хлынут,
  • По столице одичалой шли,
  • Словно грубо навзничь опрокинут,

    Если положить рядом оба текста — поэмы «Путем всея земли» и «Реквиема», нельзя не увидеть их глубокой родственности. В теперешних изданиях они, словно повинуясь закону внутреннего сцепления, печатаются рядом; к этому понуждает и хронология, так что читатель, перевернув страницу со словами о «белой схиме», сразу же встречается с начальными стихами «Реквиема». Но есть и разница — в «Реквиеме» сразу же поражает более широкий регистр голоса и то самое «мы», что предопределяет его эпическую основу:

    Поэма «Путем всея земли» — с образом похоронных саней в центре, с ожиданием смерти, с колокольным звоном Китежа — является как бы панихидой по собственной загубленной жизни. Это поэма-плач, то есть тоже своего рода реквием:

  • А надежда все поет вдали.
  • Я долго ждала,
  • Путем всея земли
  • Двух моих осатанелых лет?
  • O Под «кровавой куклой палача» возможно, подразумевать Л. Берию.
  • Великую зиму
  • Ото всех уже отделена,

    Моменты периодических возвращений к «Реквиему», который создавался постепенно, иногда через достаточно продолжительные перерывы, каждый раз обусловливались своими причинами, но по сути он никогда — как замысел, долг и цель — никогда не уходил из сознания. Если, например, учесть, что процитированная строфа из поэмы «Путем всея земли», такая родственная «Реквиему», была создана, по словам Ахматовой, «в ночь штурма Выборга и объявления перемирия», то, надо думать, это обстоятельство по-своему отозвалось и в «Реквиеме», который, судя по дате, ожил в то же время, одновременно и едва ли не одномоментно с этой поэмой: кровь войны вызвала память о крови репрессий.

    Источник

  • Adblock
    detector