Меню

Анализ стихотворения тютчева еще земли печальный вид тютчева

Федор Тютчев — Еще земли печален вид: Стих

Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит —
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась…

Душа, душа, спала и ты…
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты.
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь…
Или весенняя то нега.
Или то женская любовь.

Анализ стихотворения «Еще земли печален вид» Тютчева

Федор Иванович Тютчев (5 декабря 1803 – 27 июля 1873) – известный отечественный поэт и публицист. У него можно найти произведения на пейзажную, любовную, философскую лирику, а также стихи о Родине и Европе.

История произведения

Стихотворение «Еще земли печален вид» опубликовали только после его смерти. Дата написания неизвестна, однако мнения литературоведов сошлись на том, что оно было написано в ранние годы творчества. Опубликовали его лишь после смерти Федора Тютчева.

Главная тема произведения – природа и человек. Стих делится на две части: первая часть, где творец рисует пейзаж весны – это самое начало марта, когда «воздух уж весною дышит», природа только-только начинает просыпаться. Во второй части автор плавно переходит к описанию душевного состояния человека. В это время года, как пишет публицист, душа и чувства человека оживают, просыпаются вместе с миром.

В произведении, как и во многих других стихотворениях поэта, прослеживается идея о том, что натура и человек должны существовать в гармонии. Данная тематика прослеживается и во многих других стихотворениях автора.

Жанр стихотворения

Произведение Тютчева литератураведы относят к двум жанрам: пейзажная лирика, потому что в нем описывается приход весны, и философская, так как это событие меняет душевное состояние личности.

Читайте также:  Чем обработать землю после собаки

Размер

Четырехстопный ямб помогает мастеру слова передать всю чувственность и сложную философскую мысль произведения, а кольцевая рифмовка способствует легкости восприятия читателями стихотворения. С помощью этого приема Федор Иванович завершает мысль внутри каждой строфы, делая его необычным и уникальным.

Средства выразительности

У Тютчева в стихотворениях много средств выразительности. В данном стихе присутствуют олицетворения, которые используются в описании природы, а также эпитеты и метафоры.

  1. Олицетворения: «Природа улыбнулась», «Природа не проснулась».
  2. Эпитеты: «Мертвый стебель», «Редеющий сон».
  3. Метафоры: «Золотит твои мечты», «Душа спала».

Федор Тютчев один из самых известных российских поэтов. Он не только мастерски описывает гармонию между человеком и природой, но и также умеет передавать чувства и переживания читателю. Стихотворений поэта насчитывается более 400, ими зачитываются и их любят по всему миру. В школьной программе Федора Тютчева до сих пор изучают вместе с другими известными российскими поэтами и писателями.

Источник

Анализ стихотворения «Ещё земли печален вид» Тютчева

Стихотворение “Ещё земли печален вид” относят к раннему периоду творчества Тютчева, хотя точная дата его написания неизвестна. Краткий анализ “Ещё земли печален вид” по плану откроет ученикам 6 класса дверь в прекрасный мир природы, описанный настоящим мастером слова. Его можно использовать на уроке литературы для объяснения темы и как дополнительный, и как основной материал.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Еще земли печален вид.

История создания – точная дата его написания неизвестна, но литературоведы склоняются ко мнению, что стихотворение написано не позже 1836 года. При этом напечатали его уже после кончины Тютчева – в 1876 году.

Тема стихотворения – параллелизм существования человека и природы.

Композиция – двухчастная, сам автор явно разделяет произведение на две равные части, каждая из которых состоит из двух строф. Он рисует две разные картины, показывая родство человека с окружающим миром.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – ямб.

Эпитеты“мёртвый стебль”, “редеющий сон”, “весенняя нега”.

Метафоры“воздух дышит весною”, “душа спала”, “золотит твои мечты”.

Олицетворение“земли печален вид”, “природа не проснулась”, “природа улыбнулась”.

История создания

Относительно даты написания этого стихотворения есть только предположения, поскольку точно она неизвестна. Большинство литературоведов сходятся во мнении, что оно не могло быть написано позже, чем в апреле 1836 года, то есть в ранний период его творчества. Эту гипотезу также косвенно подтверждает то, что в произведении видны черты, характерные именно для его ранней лирики.

Интересно, что при этом напечатано оно было только в 1876 году, то есть уже после смерти Тютчева.

История создания этого произведения тесно связана с философскими взглядами Тютчева. В период написания стихотворения Федор Иванович находился под влиянием немецкого мыслителя Фридриха Шеллинга с его восприятием природы как живого организма.

Основная тема стихотворения – это сосуществование природы и человека. Поэт всегда одушевлял природные явления, они были для него одухотворены. И эта идея явно прослеживается в стихотворении “Ещё земли печален вид”. Сопоставляя человеческую душу с природой, Тютчев создают удивительную в своей точности картину.

Композиция

Стихотворение чётко разделено на две равные части – композиционно и тематически.

Первая часть – первые два четверостишия, описание природы, которая только-только просыпается от зимнего сна. Ориентировочно можно предположить, что Тютчев описывает начало марта. Весна ещё только намекает на свой приход: везде лежит снег и кажется, что зима в разгаре, но поэт показывает, что это ненадолго, используя анафору – повторение наречия “ещё”. Земля ещё печальна, но она уже готова к тому, чтобы пробудиться.

Вторая часть – это две последние строфы. В них автор описывает уже человеческую душу, которая точно так же просыпается. Таким образом автор показывает родство окружающего мира и человеческой души, их поразительное сходство.

В стихотворении есть также второй план – поэт сравнивает пробуждение весны с зарождением любви. Делается это неявно, но последние две строки явно указывают на то, что эта параллель волнует его воображение. Он показывает, что любовь, пришедшая в душу человека, подобна весне, пробудившей землю от зимней спячки, в которой та пробыла так долго. Эту же мысль поддерживают и подчеркивают употребленные автором глаголы – все они прямо или косвенно связаны с любовью и нежностью.

Стихотворение написано одним из любимых тютчевских стихотворных размеров – ямбом. С его помощью поэт передаёт сложную философскую мысль в простой форме. Легкости восприятия стиха также способствует кольцевая рифмовка, которая как бы завершает мысль внутри каждой строфы, и чередование мужской и женской рифмы.

Это лирическое стихотворение, в котором звучат мысли и чувства лирического героя, навеянные приходом весны. Как известно, поэт искренне считал природу одушевлённой, поэтому простое на первый взгляд описание пейзажа во второй части стихотворения связывается с его философскими размышлениями. Интересно, что поэт считал, что постичь природу – задача для человека непосильная, но при этом он обязательно должен стараться это сделать. Эти его воззрения отразились и в стихотворении “Ещё земли печален вид”.

Средства выразительности

Для лирики Тютчева характерны олицетворения, которые используются для описания природы, и другие классические тропы. Они же использованы и в “Ещё земли печален вид”:

  • Эпитеты – “мёртвый стебль”, “редеющий сон”, “весенняя нега” .
  • Метафоры – “воздух дышит весною”, “душа спала”, “золотит твои мечты” .
  • Олицетворение – “земли печален вид”, “природа не проснулась”, “природа улыбнулась” .

Все они работают на то, чтобы выразить философские идеи автора о любви, одушевлённости природы и её непознаваемости и донести их до читателя.

Источник

Анализ стихотворения Федора Тютчева «Ещё земли печален вид»

«Мы решительно относим талант Фёдора Тютчева к русским первостепенным поэтическим талантам», — написал Н. Некрасов в 1849 году. В тот период в России ещё не было издано ни одного сборника стихов этого замечательного поэта, большая часть его творчества оставалась незнакомой для читателей. Оценить справедливость такого мнения можно на примере анализа стихотворения Тютчева «Ещё земли печален вид…», ставшего шедевром пейзажно-философской лирики XIX века.

История написания и публикации

Выпускник факультета словесности Московского университета Фёдор Иванович Тютчев (1803—1873) никогда не был литератором по профессии, не считал поэзию своим основным призванием и почти не издавал собственных сочинений при жизни. Более того, поскольку он служил в Коллегии иностранных дел, то наиболее плодотворный период жизни, свои молодые годы, провёл в Германии и Италии, в чужой языковой среде. Он был дважды женат на девушках немецкой национальности.

Достойно удивления, что в этой жизненной ситуации человек сумел упорным трудом развить и воплотить в стихах редкое поэтическое дарование, которым наделила его божественная судьба. Лирика молодого Тютчева отличается мастерством передачи тончайших оттенков различных состояний природы, а также искренностью описания душевных переживаний автора. Для неё характерно утверждение неразрывного единства человеческого духа с миром Вселенной, ощущение некой таинственной связи между раздумьями героя и настроениями пейзажа, в котором он в этот момент находится.

К работам этого периода относится стихотворение «Ещё земли печален вид…», которое теперь включено в программу по литературе для 4 класса. Рукопись не была датирована, но по стилю, почерку и воспоминаниям близких поэта специалисты установили, что произведение создано в первой половине 1830-х годов.

К сожалению, оно не вошло в перечень из двадцати четырёх стихов, которые были опубликованы в пушкинском журнале «Современник» в 1836 году, и впервые увидело свет уже в посмертном сборнике Тютчева, подготовленном к печати в 1879 году его вдовой Эрнестиной Тютчевой.

Взаимосвязь идеи и композиции

Тютчев, будучи восхищённым и влюблённым в природу романтиком, многократно обращался к поэтическим картинкам, к зарисовкам того или иного времени года. Стихотворение «Ещё земли печален вид» о ранней весне, о предчувствии, предвкушении грядущего расцвета всей земли, о пробуждении человеческой души от печального уединения в преддверии новых чувств и отношений.

Пейзажная лирика мастера всегда неотделима от философской. Раскрывая важную тему любви и одиночества через параллели с описанием переходного состояния природы, автор подталкивает мысль читателя к следующим выводам:

  • человек — это божественное творение, человеческая жизнь неразрывно связана с окружающим миром, а потому циклична, как и многое вокруг нас в живой природе;
  • никогда не следует терять надежду на лучшее, поскольку любая долгая холодная зима неизбежно заканчивается и сменяется прекрасной весной, прошлое уходит, и ситуация меняется, открывая новые возможности для счастья и развития.

Этот лирический стих разделён на два восьмистишия. Первое написано от третьего лица и начинается с описания пейзажа конца зимы. Всего четыре строки рисуют в воображении внимательного читателя поле, укрытое снегом, огромные тёмные ели вдоль дороги и свежий сырой ветер на широком просторе.

В такой краткости и точности передачи самых ярких деталей, создающих картину, есть что-то от японской поэзии хокку, когда всего несколько слов вызывают удивительную гамму эмоций и порождённых ими мыслеобразов. Только в отличие от японцев, которые умалчивают о собственных сокровенных ассоциациях, Тютчев показывает нам развитие своих мыслей. Вторая половина первой строфы посвящена олицетворению образа спящей природы, улыбающейся во сне перед пробуждением.

Во второй части стиха лирический герой как будто вступает в диалог со своей душой. Напряжение нарастает и постепенно становится ясно, что он отчаянно страдает от одиночества и мечтает встретить любовь. Заключительные строчки более эмоциональны, в них возникает зрительный образ ослепительного солнечного света, который словно проникает внутрь и «золотит мечты» надеждой, заставляя сердце биться сильнее.

Стилистика и выразительные средства

Проведя синтаксический анализ «Ещё земли печален вид» Тютчева, легко определить, что написаны строки чудесным литературным языком, насыщенным художественными приёмами, которые используются автором с изящной непринуждённостью и легко выстраиваются в плавный и мелодичный текст. В анализируемом произведении Тютчева выделяются следующие особенности стилистики:

  1. Плавный ритм четырёхстопного ямба.
  2. Кольцевые рифмы (А-Б-Б-А), которыми окольцованы каждые четыре строчки стиха.
  3. Инверсия — нарушение прямого порядка слов в предложениях.
  4. Олицетворения неодушевлённых предметов, например, «воздух дышит», «природа улыбнулась».
  5. Эпитеты — образные определения.
  6. Метафоры, в которых слова употребляются в переносном значении, например, «играет кровь» или «золотит твои мечты».
  7. Риторические вопросы, обращения и восклицания.
  8. Одинаковое начало строк с глагола «блестеть» — анафора.
  9. Многосоюзие — намеренное повторение одинакового союза «или».
  10. Выразительная пунктуация во второй строфе — многоточия, авторские знаки препинания в виде вопросительного знака с многоточием.

Перечисленные в конспекте приёмы играют важную роль в создании зрительного и чувственного образа. Происходит волшебное изменение настроения от печали и усталости от зимних дней в первых строках до восторга от наступившего светлого весеннего времени.

Иллюстрацию грустного вида спящей зимним сном земли рисуют эпитеты «печален» и «мёртвый», но в том же первом предложении возникает лёгкое движение воздуха, переданное через ряд глаголов с согласным звуком «ш» (дышит, колышет, шевелит).

В следующих строках плавный рисунок стиха ещё не меняется, однако одушевление природы, которая «послышала весну» и «улыбнулась», уже приводит читателя к иному ощущению — к предчувствию перемены. Той же цели служит здесь словосочетание «редеющий сон» — это метафора, описывающая некрепкий, чуткий сон перед пробуждением.

С первых слов второго четверостишия через риторическое обращение к душе выразительность текста усиливается, ритм ускоряется, а нарастающее количество многоточий, то есть пауз, создаёт эффект прерывистого взволнованного дыхания и учащенного сердцебиения.

Метафоры второй строфы становятся более чувственными и радостными, появляется зрительный образ яркого света, от которого всё блестит вокруг, а также интенсивного цвета, белого и голубого. Эти строки перенасыщены художественными средствами: здесь и инверсия, и метафора, и анафора, и повторение союза «или», и оригинальные знаки препинания.

Таким образом, анализ «Ещё земли печален…» Тютчева демонстрирует, что это произведение может служить своеобразной презентацией главных достоинств поэзии русского классика — лирической утончённости эмоций, философской тонкости мысли и мощной выразительности литературного языка.

Источник