Меню

Архитектура русских земель 13 14 века

Архитектура Руси 13-15 веков.

Презентация посвящена развитию архитектуры в 13-15 веках.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Архитектура Руси после монгольского нашествия переживала период упадка – деревянные строения сожжены, каменные – разрушены, опытные мастера убиты или уведены в плен. Традиции каменного строительства были утрачены. Однако постепенное восстановление хозяйства привело к их возрождению.

Первое после монгольского нашествия сооружение из камня – храм Спасо – Преображения в Твери (конец 12 в.). Однако разгром Твери при подавлении восстания 1327 г. экономически ослабил ее, и пальма первенства в каменном строительстве перешла к менее пострадавшим землям.

Сложились три архитектурные школы: Для новгородской характерно одноглавие церквей и пышный декор. В начале 14 в. в Новгороде заложили каменный Кремль, который впоследствии неоднократно перестраивали.

В 1433 г. новгородские и немецкие мастера построили Грановитую палату для торжественных приемов и заседаний Совета господ.

Во второй половине 14 в. на средства новгородских бояр и купцов возводились небольшие одноглавые церкви – Федора Стратилата и Спаса на Ильине улице. Обилие декоративных украшений придавали им праздничность и нарядность.

Псковская архитектура композиционно (одноглавие церквей) была близка к новгородской, но отличалась более скромным декором.Каменный Кремль в Пскове возник в 15 в. Культовые сооружения (одно из ранних – церковь Василия на Горке 1410 г.) выполнены в суровом, лаконичном стиле и почти лишены внешних украшений. Архитектурный облик Пскова, стоявшего на западных рубежах русской земли, долго сохранял вид крепости.

Для московской, сложившейся в 14 – 15 вв., были характерны многоглавие церквей, нарядный декор и использование белого камня в качестве строительного материала. При Дмитрии Донском в 1367 г. дубовые стены Московского Кремля, построенные Иваном Калитой, заменили белокаменными. Однако они были сильно повреждены в 1382 г. во время нападения Тохтамыша. В конце 15 – 16 в. завершилось создание грандиозного ансамбля Московского Кремля. Его стены из красного кирпича включали 18 башен. Возведенный по всем правилам тогдашней фортификационной науки, Кремль стал одной из крупнейших в мире крепостей.

В Кремле сохранились: Пятиглавый Успенский собор(1475 – 1479 – архитектор Аристотель Фиорованти);

Благовещенский собор – домовая церковь московских государей (1489 г. – псковские мастера);

Пятиглавый Архангельский собор – усыпальница московских великих князей (1505 1508 гг. – архитектор Алевиз Новый);

В центре Соборной площади 81 – метровая колокольня Ивана Великого, достроенная при Борисе Годунове.

Величественный ансамбль Московского Кремля стал символом могущества и достоинства столицы России. В окрестностях Москвы возводились одноглавые храмы в традициях Владимиро – суздальского зодчества: Успенский(1400 г.) и Рождественский соборы(1405 – 1429 гг.) Саввино Сторожевского монастыря в Звенигороде; Троицкий собор(1422 г.) Троице – Сергиева монастыря;Спасский собор(1427 г.) Андронникова монастыря в Москве.

. Размах каменного строительства в 15 в. свидетельствовал об экономическом подъеме и культурном возрождении, обусловленном объединением русских земель и их освобождением от золотоордынского ига.

Источник

Архитектура Руси XIII – XV вв.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Развитие зодчества на Руси в $XIII$ – $XV$ веках

Развитие зодчества в Русских княжествах было приостановлено татаро-монгольским нашествием. Разоренные монголами города в течение длительного времени не восстанавливались, что было обусловлено тяжелым экономическим положением и отсутствием опытных архитекторов. Однако древние традиции градостроительства были сохранены, вследствие этого в конце $XIV$ — начале $XV$ вв. начался новый расцвет русской архитектуры.

Читайте также:  Обручев земля санникова читать краткое содержание

Среди городов Северо-востока Руси раньше всех каменное строительство возродилось в Твери. Уже в $1285$-$1290$ годах был построен храм Спаса-Преображения. Тверские зодчие сохранили архитектурные традиции, сложившиеся во владимиро-суздальской земле. Однако разорение города после антимонгольского восстания $1327$ году на долгое время прервало развитие в этом городе каменного строительства.

Архитектура Новгорода и Пскова

Из русских городов Великий Новгород и Псков менее всего подверглись разорению в ходе татаро-монгольского завоевания, поэтому эти города в числе первых возродили в масштабное строительство. Основываясь на архитектурных традициях домонгольской Руси, мастера Новгорода и Пскова построили на деньги бояр и купцов множество небольших храмов и церквей. Однако прежние традиции в этот период сочетались с новыми творческими исканиями. Зарождающийся новый стиль, отличался множеством декоративных украшений, его отражение можно найти в самых известных храмах, построенных в этот период. Например, церковь Федора Стратилата и церковь Спаса на Ильине возведенные в Новгороде в конце $XIV$. В псковском градостроительстве тех лет, однако, новый стиль не получил значительного распространения, а, в целом, архитектура этого города имела облик крепости. Храмы, построенные в Пскове в данный период, отличаются суровым и лаконичным стилем, различные украшения встречаются довольно редко. Типичным образцом псковского стиля служит, например, церковь Василия на Горке построенная в начале $XV$ в.

Готовые работы на аналогичную тему

Несмотря на то, что многие исследователи считают псковскую архитектуру очень близкой к архитектуре Новгорода, тем не менее, в зданиях, построенных в Пскове можно встретить много специфических черт. Наиболее известными храмами Пскова, в которых проявились особенности архитектуры этого города, стали церкви Николы со Усохи ($1371$), Василия на Горке ($1413$), Успенья на Пароменье со звонницей ($1521$), Кузьмы и Демьяна с Примостья ($1463$).

Вместе с церковным в Новгороде и Пскове существовало и значительное гражданское строительство. В $1302$ году в Новгороде было начато строительство каменного Кремля, который затем не раз перестраивался. Для проведения заседаний Совета господ и торжественных приемов новгородские архитекторы, при участии немецких мастеров возвели в $1433$ году Грановитую палату. А в $XV$ веке постройку каменного Кремля осуществили и в Пскове.

Московская архитектурная школа

Во второй четверти $XIV$ века каменное строительство было начато и в Москве. Архитектурная школа здесь формировалась под влиянием владимиро-суздальской градостроительной традиции, хотя в дальнейшем на нее оказали влияние и другие архитектурные школы: псковская, черниговская и новгородская. Как и ранее, главным направлением в зодчестве было церковное строительство. Самыми ранними сохранившимися до наших дней памятниками архитектуры Москвы являются: Успенский собор в Звенигороде ($1400$), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода ($1405$), Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры ($1422$), Спасский собор Андроникова монастыря ($1410$-$1427$).

Например, звенигородский Успенский собор на Городке — единственный из полностью сохранившихся московских белокаменных храмов этого периода. Он представляет собой небольшой крестово-купольный храм, с одним куполом. Восточная сторона храма украшена тремя алтарными апсидами, западная, южная и северная стороны традиционно делятся на три вертикальных прясла, украшенных закомарами. Изящные пропорции и богатство декоративного убранства отличают храм от остальных соборов данного периода.

Читайте также:  Тайны нашей земли игорь прокопенко

Грандиозной работой того времени стало возведение Московского Кремля. Его история началась еще в $XII$ веке, когда первые деревянные кремлевские стены были построены на Боровицком холме, но в $1237$ году они были разрушены татаро-монголами. В годы правления в Москве князя Ивана Калиты территория Кремля расширилась, были построены новые дубовые стены, каменные храмы на Соборной площади положили начало формированию архитектурного ансамбля Московского Кремля. В $1367$ году были построены стены из белого камня. Позднее когда Москва становиться центром объединенного Русского государства, в середине XV века, Кремль был перестроен при участии мастеров из Италии. Окончательное оформление архитектурного ансамбля Московского Кремля, сохранившегося до нашего времени, закончилось начале $XVI$ века и послужило символом величия и могущества столицы централизованного Российского государства.

Расцвет московского зодчества большинство ученых связывают с политическими и экономическими достижениями княжества в конце $XV$ века, в годы правления Ивана $III$. В $1475$ — $1479$ годах итальянским мастером Аристотелем Фиораванти возведен Московский Успенский собор. В $1484$ — $1490$ годах псковские зодчие построили Благовещенский собор. Кроме этого подъем переживает и гражданское строительство, в Кремле строится ряд зданий — палат, наиболее известной из них является Грановитая палата ($1487$ — $1496$).

Завершение объединения вокруг Москвы всех русских княжеств способствовало взаимопроникновению и взаимообогащению архитектурных традиций русских земель. Начался процесс слияния местных архитектурно-художественных школ в единую общерусскую архитектурную школу.

Источник

Шедевры русской архитектуры 12-14 вв.

Сегодня мы начнем разговор о культуре 12-14 веков , на которые пришлись период раздробленности и татаро-монгольское нашествие , оставившие свой неизгладимый след в русском искусстве. Удельный период породил разнообразие иконописных и архитектурных школ , каждая из которых развивалась в отдельном княжестве, а ордынское иго разрушило многие памятники культуры и уничтожило многие ремесла , существовавшие до этого времени, но также повлияло на развитие искусства.

В этой публикации мы расскажем об архитектуре того периода, но сделаем это не посредством текста, а с помощью фотографий произведений искусства, сопроводив их краткими пояснениями. Итак, поехали!

Основные две архитектурные школы того времени — новгородская и владимиро-суздальская . Храмы первой отличаются строгостью , некоторой громоздкостью , отсутствием украшений и двускатными крышами . Храмы второй школы, наоборот, очень легкие , с большим применением узорочья . Но общее абсолютно для всех храмов того времени то, что они строились крестово-купольными (если посмотреть сверху, то можно увидеть в основании крест; венчались они, конечно же, куполами) , а купола были двух видов — шлемовидные и луковичной формы .

Это — примеры храмов новгородской (или северной) школы.

Источник

Архитектура Древней Руси: кратко и со вкусом

Архитектура Древней Руси кратко — это зодчество восточнославянских земель во времена Киевской Руси (9 — 12 вв.) и удельных княжеств с середины 12 века до монголо-татарского нашествия в 1242 году. В статье говориться об истории, особенностях и достижениях древнерусского каменного строительства.

Каменная древнерусская архитектура до 9 века

Самая древняя каменно-земляная постройка на территории Древней Руси — Любшанская крепость. Такое название ей дали современные археологи, потому что она находится при впадении речки Любша в Волхов. Построили её в начале 700-х годов (8 век) южно-балтийские славяне на месте деревянного финно-угорского укрепления. (Кликните для увеличения картинки)

Читайте также:  Земля в общем дворе кому принадлежит

Руины Любшанской крепости. Автор: Peterv240 — собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=52012735

Местоположение Любшанской крепости на карте. Автор: Vissarion — собственная работа, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2677088

Вид с сопки Вещего Олега через Волхов на Любшанскую крепость на картине «Заморские гости» Автор: Николай Константинович Рерих — Myseum by name of Nicolas Roerichthe last upload: Tretyakov Gallery, Moscow, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=21509654

Возникновение русского государства принято относить к 862 году, когда северные племена восточных славян и финно-угров призвали на княжение из народа варягов-русинов Рюрика. Так было, если верить летописи «Повесть временных лет», которую написали более чем на 2 века позже после событий. Но Русь существовала уже до 862 года. Доказательством этого являются:

  • упоминание о Руси, сделанное в 839 году в летописном своде Сен-Бертенского монастыря (Бертинские анналы);
  • укреплённые и торговые поселения славян начала 700-х годов на территории, обозначаемой Древней Русью.

С середины 8 века (750-е годы) на другом берегу реки Волхов находилось неукреплённое славянское поселение Ладога. По Ипатьевской летописи (дата написания: 15 век) князь Рюрик сел сначала княжить в Ладоге, и только после смерти братьев срубил Новгород и перебрался туда. Но единомыслия у историков в вопросе, где жил Рюрик до Новгорода, нет.

Главные школы древнерусской архитектуры 9 — 13 веков

В древнерусской культуре выделился ряд архитектурных школ со своими особенностями и традициями: киево-черниговская, галицкая, новгородско-псковская и владимиро-суздальская.

Архитектура киево-черниговского круга тесно связана с византийской церковью. Её памятники отвечают лишь своему функциональному назначению. «Это строгие и суховатые по своим формам церковные здания.» (Н. Н. Воронин)

Галицкая архитектура, судя по немногочисленным сохранившимся строениям, обладала теми же качествами, что и владимиро-суздальская:

  • превосходная белая кладка,
  • строгая геометричность форм,
  • творческое использование декоративных элементов романской архитектуры,
  • влияние светских вкусов на церковные здания.

Новгородско-псковская школа выражала культуру боярской республики и вкусы жителей Новгорода. Она разительно противоположна владимирской своей пластичностью, суровостью и скупостью декора. От киевской отличается влиянием романского стиля.

Владимиро-суздальская школа чрезвычайно близка только галицкому зодчеству. Для неё особенно характерна гражданственность. Внимание уделялось дворцовому и военному строительству. Союз сильной княжеской власти и горожан, объединительные тенденции и борьба за самостоятельность русской культуры определили направление развития данной школы.

Архитектура Киевской Руси — провинции Византии?

С новой религией — христианством — на Русь пришли новые мастера из греко-восточных православных стран. Они строили крестово-купольные храмы:

  • прямоугольный объём, разделённый четырьмя столбами на девять ячеек;
  • перекрытие — крестообразно расположенные цилиндрические своды;
  • над центральной ячейкой, на подпружных арках, — барабан с куполом

Стены возводили из более тонкого, чем современный, кирпича-плинфы и камня на розовом известковом растворе — цемянке. На фасаде ряд кирпича чередовался с рядом цемянки.

Такой полосатый декор оформления экстерьера часто дополнялся кладкой с утопленным рядом: на фасад выходили не все ряды кирпичей, а через один, и розовый слой цемянки получался в три раза толще слоя кирпича. Дополняли экстерьер сложно профилированные окна и ниши.

Источник

Adblock
detector