Меню

Баку это армянская земля или нет

Древняя история города Баку

Ранняя история Баку схожа с ранней историей Еревана. Оба города имеют названия, чья древность может уходить вглубь тысячелетий. При этом основаны оба эти города относительно поздно. Баку по свидетельствам письменных источников появился примерно в 9-10 веках, а Ереван только в 15-16 вв. Последний компенсирует свое более позднее появление расположением в очень древнем центре цивилизаций сложившихся еще за тысячи лет до н.э. Столица Азербайджана такого пласта истории под собой не имеет, но при этом гордо носит имя, этимология которого изобличает его чрезвычайную древность.

Название «Баку» несомненно связанно с иранским понятием «бага» — бог (русское «бог» происходит отсюда же ), др.-перс. baga-, авест. baɣa «господь». Персидская форма названия города — «Бадкубе» от «бад кубе» (Обдуваемый ветром) несомненно поздняя, она появляется не ранее 16 века.
Ключом к пониманию этимологии древнего наименования Баку может служить текст грузинской хроники «Картлис Цховреба», где столица Ширвана 12 века Баку обозначена в форме «Багаван» (иран. Город Бога, Место Бога).

Картлис Цховреба
В Ширван отправили эристава Картли, а сам царь Георгий прибыл в Багаван (Баку), чтобы подготовить свадьбу сестры своей. Пробыл там десять дней и решил уже возвращаться, но воздал Господь за грехи наши: скончался царь Георгий в Багаване 18 января, в среду, в хроникон 442.

Топоним Багаван многократно упоминался в источниках связанных с территорией древнего Азербайджана . Например, это название области Багаван или Атли-Багаван в регионе Пайтакаран. У армянского летописца Гевонда в 8 веке упоминался некий Атши-Багуан южнее Аракса. С.Ашурбейли связывала его с самим городом Баку, где иран. Атши — Ātash»(огонь), тогда Атши-Багуан — «Место огней бога».

Здесь же можно вспомнить армянский культовый центр Багаван на Евфрате (вернее, его притоке — реке Арацани), а также схожий по семантике священный город Багаран (Место алтарей, Город богов), основанный царем Армении Ервандом — ныне это восток Турции. Все эти топонимы возникли в иранском культурном поле. Ведь весь этот обширный регион от Евфрата до Каспийского моря входил в состав Северной Мидии — древней «страны огней» — Азербайджана (греч. Атропотена, иран. Атурпатакан).

И видимо с огнями Апшеронского полуострова (естественными выходами газа и нефти на поверхность) и нужно связывать появление ойконима Баку (Багаван). Ибо для местных огнепоклонников огонь несомненно был выражением божественной сущности.
Все это хорошо известные и понятные вещи, но есть в ранней истории Баку и значительная доля загадочности. Связана она с тем, что ни во одном письменном источнике нет упоминаний о каких-либо храмах огнепоклонников в районе Баку до 17-18 веков. Более того, нет вообще каких-либо упоминаний населенных пунктов связанных с этой областью до 9 века.

Первые письменные источники повествующие о Баку — это арабские хроники. Которые совершенно прозаично описывают становление города как побочный эффект от разработки нефтяных месторождений Апшерона. Видимо, морская гавань в районе Баку понадобилась арабам, чтобы наладить траспортные пути по Каспийскому морю. И прежде всего с регионом недавно захваченного Дербента (в 9 веке). Население которого должно было снабжаться из региона Баку, как об этом написано в хронике Дербент-наме.

Дербент-наме
Когда дата Пророка дошла до двухсот семидесятого (883-84) года, халиф Багдада отделил половину нефтяных скважин и соляных копей от владений Ширвана и сделал их вакуфом в пользу населения Дербенда. Он приказал: «Сделайте хранилище в Бадку (Баку) (Каз: здесь и далее: Бадкубэ) на берегу моря. Нефтяные скважины и соляные копи являются вакуфом для жителей Дербенда».
Итак, нефтяные и соляные промыслы Бадку всецело отделили от владения Ширвана и передали их населению Дербенда.

Арабский автор ал-Масуди описывал эпические картины огненных извержений в районе Апшеронского п-ва. При этом ни о какой культовой деятельности в данном регионе он не упоминал. Хотя ведь несомненно, что огонь вырывающийся из земли или моря на десятки (а может и больше) метров должен был сильно воздействовать на психику людей. Тем более людей огню поклоняющихся.

Но по факту никакой информации о культовом центре в районе Баку-Апшерона средневековые авторы так и не оставили. Можно предположить, что такое состояние дел было связано с табуированностью данного региона. Т.е. Апшерон был настолько «страшно» священен, что ни писать, ни думать о нем было нельзя. И первое описание области Баку оставили лишь пришедшие сюда мусульмане спокойно относящиеся к огненным стихиям.

ал-Масуди
На этом же море лежит место Баку; в нем находятся нефтяные источники в царстве Шарвана по соседству с Баб-уль-Абвабом (Дербентом). Там добывают белую нефть. Там же находятся вулканы, т. е. источники огня, бьющие из земли. Против источников нефтяных лежат острова, на которых бьют сильные фонтаны огня, видимые ночью на очень далекое пространство.

В этих нефтеносных землях находится вулкан, или источник огня, беспрерывно извергающий из себя все время пламя вверх. Против этого берега в море лежат острова; на одном из них на расстоянии трех дней пути от материка находится огромный вулкан. В определенное время года он ревет, огни его увеличиваются, поднимаясь к небу, как самые высокие горы, и он выбрасывает огня больше, чем это море, так что его видно на расстоянии почти ста фарсахов от берега. Этот вулкан можно сравнить с вулканом Буркан, находящимся в Сицилии (вулкан Этна) в земле франков и лежащим не далеко от Африки, что в Магрибе.

Но возможно и другое объяснение. Как хорошо известно, уровень воды в Каспийском море крайне непостоянен. Только за одно столетие вода в Каспии может подниматься или опускаться на десяток метров. В связи с этим чрезвычайно затруднительно делать выводы о береговой линии в районе Апшеронского п-ва тысячи лет назад. Вполне возможно, что в течении первого тысячелетия н.э. (времени появления первых письменных источников об Азербайджане) многие древние поселения могли уйти под воду. В связи с этим, мы имеем лишь смутные упоминания каких-то прибрежных городов у античных авторов — Гайтара, Гелда, Албана. Где находились эти города никто не знает.

Читайте также:  Защита земель от воздействия отходов

Источник

Бакинские армяне: как они появились и какой вклад внесли в Баку?

Где бакинские армяне живут сегодня?

Бакинские армяне — одна из старейших армянских общин за пределами собственно Армении. Когда именно армяне впервые пришли в Баку — по сей день доподлинно неизвестно. Так как неизвестна сама точная дата основания города, сразу после которой тут поселились армяне.

История бакинских армян

Скорее всего, история армянской общины Баку начинается еще две тысячи лет назад, когда сам этот город и был основан персами либо лезгиноязычными кавказскими албанами.

Доподлинно известно, что уже к X веку под Баку стояли селения с армянскими жителями. Близ города раскопаны руины древнего христианского храма той далекой эпохи, построенного в армянском стиле.

Уже русский царь Петр I в дни своей Каспийской кампании (начало 1720-х годов), временно присоединив Баку к Российской империи, пишет армянскому духовному лидеру Исайю о разрешении армянам и впредь жить в городе.

Немало армян прибыло на бакинскую землю в середине конце XIX-го столетия, когда этот прежде тихое местечко переживало невиданный доселе нефтяной и промышленный бум. Здесь селились армяне из Ирана, Арцаха, восточной Грузии и других областей. Много армян перебралось в Баку из Шемахи после страшных подземных толчков в 1859 году.

В итоге к 1920-му Баку уже располагал 100-тысячной армянской общиной. А к 1980-м году общее бакинских армян превышало 200 тысяч человек из общих двух миллионов горожан.

Бакинские армяне: какие они

В Баку армяне мирно жили рядом с другими народами. Но в силу многочисленности создавали целые свои районы — например, знаменитый Арменикенд (Армянский город).

Бакинские армяне слыли довольно космополитичными: хорошо говорили по-русски, чаще хуже зная родной язык. Заняты были как в «народных» профессиях — от сапожников до продавцов, так и на более «престижных» специальностях — трудились врачами, учителями, учеными.

Что армяне дали Баку?

Армянские горожане вносили титаническую лепту в становление Баку.

Открыли тут самую первую нефтяную скважину, запустили первый трубопровод, и даже основали первую общественную библиотеку. Армянский зодчий Никогайос Баев построил здание знаменитого Азербайджанского театра оперы и балета. Зодчий Гавриил Тер-Микелов воздвиг так называемый «Летний дом Общественного собрания».

Дело дошло до того, что в общественном сознании большинства жителей Российской империи начала XX-го столетия Баку прочно ассоциировался именно с армянским народом.

Бакинские армяне внесли просто огромный вклад в родной город уже и во времена СССР. Так, одним из главных форвардов бакинского клуба “Нефтяник” в 1960-е годы был знаменитый Эдуард Маркаров.

Бакинские армяне дали миру Боку, Гарри Каспарова, Евгения Петросяна, Арсена Авакова и многих других известных людей.

Источник

Бакуракерт — Древний город Армении

Баку — Древний город Армении который назывался Бакуракерт. 80 лет назад, лишь каждый 5-ый житель Баку был азербайджанцем. До середины ХХ века христиане составляли большинство населения Баку. Мало кому известно, но современная столица Азербайджана, никогда не была азербайджанским городом.

Город носит название армянского царя Бакура, который правил Великой Арменией в 160-164 годах нашей эры. Баку — Древний исторический город Армении который назывался Бакуракерт.

Бакуракерт (арм. Բակուրակերտ) — город в области Маранд исторической области Васпуракан Армении к северо-востоку от озера Урмия.

По мнению ряда международных исследователей, Бакуракерт построил царь Великой Армении Трдат I в честь своего брата Бакура I.

Город Бакуракерт назван в честь царя Армении Бакура I. После поражения в войне с парфянами в 161 году, царь Армении Сохемос бежал в Рим, где стал сенатором. На армянский трон сел Бакур I,получивший корону царя Великой Армении из рук парфянского царя Вологеза III.

Сохемос сделал всё, что бы натолкнуть Рим на войну против Армении, для возврата себе царского трона . Война оказалась катастрофичной для Армении,была разрушена её столица Арташат.

Бакур продержался на троне до 163 года, после чего был захвачен в плен римлянами и вместе со своим братом Мирдатом увезен в Рим, где до конца жизни сохранил формально титул «царя Армении».

Изначально это было небольшое поселение и оставалось таким до присоединения к России в начала 19 века. На момент присоединения к России там проживало всего 2 тысячи человек. Бурное строительство города начинается с середины 19 века. Город целиком строится и осваивается представителями двух народов: русскими и армянами.

Сами же азербайджанцы, которые на тот момент назывались «кавказскими татарами» составляли лишь чёрную рабочую силу, которая практически не участвовала ни в создании архитектурного облика города, ни в развитии нефтяной промышленности ,ни в жизни культуры и просвещения города.

Читайте также:  Как вносить известь в почву для раскисления земли весной

По данным царской переписи начала ХХ века, в городе был следующий религиозный состав населения: христиане — 60.1%, мусульмане — 35.4%, иудеи — 4,5 % из них, по национальному признаку : русских-35,5 %, азербайджанцев — 21,4 %, армян — 20,1 %

В 1918 году в город врываются турецкие войска, которые учреждают первую в истории азербайджанскую государтсвенность со столицей в городе Баку.

Это вторжение сопровождалось геноцидом 30 тысяч армян и геноцидом 10 тысяч русских. В 1921 году происходит советизация новосозданного Азербайджана со столицей в городе Баку. Но в Баку по прежнему большинство населения продолжают составлять христиане .

И лишь после Великой Отечественной войны, впервые в истории, число мусульман превышает число христиан . Начинается процесс оттеснения христианского населения, главным образом армян.

Завершается всё в январе 1990 года, когда в ходе массового погрома и резни ,последние 200 тысяч армян покинули город. 20 января 1990 года в город вошли советские войска, но в городе уже не было ни одного армянина, а число русских сократилось в 7 раз.

После обретения независимости в 1991 году, В Баку были уничтожены все упоминания об истинной истории города. Лишь восточно-христианская архитектура напоминает знатокам архитектуры о былой славе этого христианского города, носящего имя царя Древней Армении Бакура Первого.

Да к сожалению кавказские варвары все, что можно было уничтожили, чтобы не дай Бог ничего не осталось ни от армян, ни русских и евреев и представителей других национальностей,» толерантный Азербайджан»

Источник

Баку это армянская земля или нет

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

АРМЯНСКОЕ ПРОШЛОЕ БАКУ

В предыдущей публикации, – «Ложь как средство информационной борьбы, или Как Азербайджан «подарил» Эриванскую губернию Армении» – я остановился на некоторых аспектах грубейшей фальсификации новейшей истории со стороны Азербайджана. Кроме того, я в ней рассказал, что азербайджанские историки по указанию Ильхама Алиева создают новую историю Южного Кавказа.

Мои слова ещё раз получили своё подтверждение: 21 сентября 2012 г. Ильхам Алиев, выступая на четвертом совещании руководителей органов дипломатических служб Азербайджана в очередной раз, заявил, что исторический вопрос – самый важный в Нагорно-Карабахском вопросе, и что азербайджанские ученные в очередной раз получили указания Главы государства о том, что надо опубликовать новые книги с весомыми аргументами относительно исторического аспекта вопроса. Заявляя об истории Армении и Нагорного Карабаха, он сказал: «Это абсолютно лживые, искаженные сведения. В настоящее время мы, разоблачая эту ложь и преподнося истину, в то же время укрепляем историческую базу для урегулирования конфликта».

Ильхам Алиев и его историки очень любят по каждому случаю говорить об историческом – «азербайджанском» прошлом Армении, а также Еревана. Историческую память и наследие не возможно искоренить, или тем более их фальсифицировать. В данной публикации я решил остановиться на историческом экономическом наследии армян в Азербайджане, и особенно в Баку.

Полагаю, что небольшой исторический экскурс ещё раз подтвердит важную и самую особую роль армян в строительстве, развитии и процветании города Баку.

БАКУ – АРМЯНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ГОРОД

По официальным данным 1846 года вся торговля Закавказья с Россией находилась в руках у армян и составляла 5 534 600 рублей. Представителей армянского капитала постоянно привлекали новые сферы предпринимательства.

В конце XIX века за короткий период времени в Баку образовался ряд новых армянских компаний. Благодаря своим знаниям и энергии армянские предприниматели приобрели большое влияние, играя важную роль в деле экономического развития всей Бакинской губернии. Это «Мирзоян и братья», «Манташян и товарищи», «Арагац», «Аракс», «Братья Гукасовы», «Лианозов и товарищи», «Арамазд», «Арарат», «Масис», «Астхик», «Сюник», «Арало-Каспийское» и десятки других компаний, принадлежащих армянам, занимались нефтепромышленностью и имели собственные средства транспортировки, в том числе морские. В общей сложности в 1912 году в Баку было 66 судовладельцев, среди них компании и частные владельцы, 14 из которых были армянами и имели 24 корабля. Акоп и Ованнес Аветяны («Менастан»), О.Адамян («Ваган»), «Армянская пароходная компания» («Ашот Еркат», «Амасия»), «Компания Волга» («Арцив Васпуракани»), «Прикаспийская торгово-промышленная компания» («Васпуракан») и др. Даже кавказские турки (далее потом – азербайджанцы) называли свои корабли армянскими названиями, к примеру, корабль Ашурбекова и Джафарова назывался «Аветик», Бабашиева − «Масис», Кулиева − «Аршак», Мамедова − «Арарат».

Армяне развернули в Баку широкую хозяйственную, торговую и строительную деятельность. В деле добычи нефти в Баку большую роль и значительный вес имели армянские нефтепромышленники.

Первая промышленная нефтескважина Баку, которая заработала в 1869 году, принадлежала О.Мирзояну. Выдающимся представителем армянских предпринимателей Баку был Александр Манташян, который в нефтепромышленности пользовался большим авторитетом. В феврале 1894 года между армянской группой А. Манташяна и «Объединением бакинских владельцев керосиновых заводов» было подписано соглашение, по которому армянские предприниматели получили возможность беспрепятственно выходить на международный рынок.

В 1897-1907 годах армянскими промышленниками (А. Манташян, Тер-Акопов, Тер-Маргарян и др.) был построен первый в мире нефтепровод Баку-Батуми. По положению на 1907 год из 448 млн. пудов нефти, производимых в Баку, 54,4%, а в 1917 году из 168 млн. пудов нефти 53% общего объёма добывались армянскими компаниями.

Читайте также:  Когда пашут землю перед посадкой картошки

Именно армянские нефтепромышленники способствовали превращению Баку в крупный промышленный центр. Армянский бизнесмен Г. Лианозян считался самым крупным предпринимателем, занимающимся рыболовством и морепродуктами. Перед началом первой мировой войны его рыболовные суда были оснащены лучшей техникой.

Следует отметить, что армяне были не только вовлечены в экономическую деятельность, но и сами создавали техническую базу, способствующую развитию бизнеса. Производством бурильных установок и труб занимался 41 завод, 19 из них были армянскими. В нефтепроизводстве были задействованы 194 механических мастерских, собственниками 95 из них были армяне.

В 1904 году в Баку было два табачных завода: один из них принадлежал братьям Мирзабекян, другой – Саргису Карагозяну и Авету Аракелянцу. В 1914 году на территории современного Азербайджана было семь табачных заводов, и все они принадлежали армянам.

В 1891 году братья Пилипосянц открыли первую и единственную на Кавказе шоколадную фабрику. В том же году А.Хараджян открыл первую фабрику зеркал. Единственным в Закавказье был также завод натуральных фруктовых соков и минеральных вод Мелик-Гуламбаряна.

Для решения проблемы питьевой воды жителей Баку купец М.Саакян в устье реки Куры построил ряд водохранилищ, провёл подземные трубы, даже снабжал город водой, которую привозил зафрахтованными кораблями.

Неоспоримым лидером в мануфактурной торговле была «Торгово-промышленная Закаспийская организация»: президент – С.Тер-Оганян, члены правления− Н.Саруханян, Ов.Туманян, Дж.Тер-Исраелян, Г.Шхянц. Армяне имели значительный вес в производстве и обработке шёлка и хлопка. В 1907 году из 154 мануфактурных предприятий Баку 89 принадлежали армянам. Крупнейший торговый дом города принадлежал братьям Туманян.

В финансовой и банковской системе Баку армяне также играли большую роль. В 1875 году директорами «Организации взаимной ссуды» были А.Тавризян, М.Мамиконян, впоследствии братья Айвазян. В 1902 году в Баку было создано ещё одно финансовое учреждение – городская кредитная организация, президентом правления которой был русский, а директорами армяне – А.Айвазян, А.Хан-Агян. Сохранились купюры бакинских властей, на которых встречались армяноязычные надписи.

Архитектурный облик Баку во многом был сформирован при активном и действенном участии получивших образование в Петербурге армянских архитекторов и строителей. В строительстве Баку особенно примечательным был вклад архитекторов Г. Тер-Микаэляна, В. Саргсяна (Саркисов), Н. Баева, Г. Тер-Ованисяна (Каджазнуни), Ф. Агаляна, А. Кандиняна, М. Тер-Григорянца. Армянские архитекторы, переосмысливая проникающий из России новый стиль, создали в Баку своеобразные архитектурно-строительные образцы. Большой вклад в архитектуру и градостроительство Баку в начале ХХ века внес также Никогайос Геворгович Баев. В 1911-1918 годах он был главным архитектором Баку. По его проекту в 1913 году были построены здание театра Маилянов (ныне здание оперы и балета), больничный комплекс (19 лазаретов с 24-мя корпусами), несколько школ, гимназия, жилые дома Салиманова, Шереметьева и др., станция железной дороги в Сапунчи (1927), хирургическая больница имени Семашко, район Арменикенд, который был назван в его честь, и др.

Таким образом, армяне Баку в конце XIX и в начале XX веков фактически занимали передовые позиции в производстве нефти, торговле, различных отраслях промышленности, а также в финансовой и банковской сферах.

Все факты, изложенные в настоящей публикации, являются объективными, правдивыми и историческими. И эти факты красноречиво доказывают, что еще менее 100 лет назад город Баку фактически был армянским промышленным центром и многие исторические и промышленные здания и сооружения там имеют армянское происхождение. Трудно переоценить роль и невозможно перечислить всех армян, внесших свою лепту во все достижения Азербайджана.

Трижды в истории города (в 1905, 1918 и в 1990) Баку превращался в арену кровавых антиармянских погромов. Начало позднесоветской волне антиармянской резни было положено 13 января 1990 г. Огромная толпа, выкрикивала такие лозунги, как «Слава героям Сумгаита!», «Да здравствует Баку без армян!» Начались двухдневные погромы. Как и в Сумгаите, действия нападавших отличались изощренной жестокостью: район вокруг армянского квартала стал ареной массовых убийств, людей выбрасывали с балконов верхних этажей, толпы нападали на армян и забивали их до смерти. Большинство погибших умерли от избиений и ножевых ранений, огнестрельных ран не было.


Сложившаяся за столетия армянская община Баку прекратила свое существование. Армяне покинули этот город, оставив в нем плоды своего труда, свои дома, имущество, могилы близких и частицу своих сердец. 400 тысяч армян, покинув Баку и другие города Азербайджана, оставили здесь не только свои очаги, но и сотворенные многими поколениями культурные и материальные ценности, которыми пользуется и гордится эта республика, цинично отрицая участие армян в их создании. Армяне влияли на культурный облик Баку, придавали своеобразный колорит его быту. Но волею судьбы они утратили этот город.

К сожалению, сейчас в Азербайджане фактически отсутствует какая-либо информация об историческом вкладе армян в развитии города Баку, наоборот, власти Азербайджана предпринимают гигантские усилия и действия для того, чтобы искоренить историческое прошлое армян в жизни Баку и предать его забвению.

Историческое прошлое любой нации или народа – это зеркало. И любое действие по распространению лжеисторических фактов, а также изменению истории, чревато необъективным развитием этого государства и будущее нации может отразиться, как в кривом зеркале.

В следующей публикации постараемся и далее освещать огромное историческое прошлое и наследие армянской культуры, искусства и печати в Баку.

Источник

Adblock
detector