Меню

Базовые платежи за землю

Понятие и виды платы за землю

Ст. 39.1 ЗК РФ устанавливает, что п редоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

Глава X ЗК РФ «Плата за землю и оценка земли» устанавливает общие положения, связанные с порядком и формой оплаты использования земли. Согласно ст. 65 ЗК РФ и спользование земли в Российской Федерации является платным.

Плата за землю — общее название для всех видов обязательных платежей, уплачиваемых в связи с правом частной собственности и иных вещных прав на землю.

Анализ законодательства позволяет выделить следующие виды платы за землю :

    1. плата за предоставление ( приобретение ) земельных участков в собственность ( при купле-продаже );
    2. плата за использование земли.

Формы платы за использование земли:

Земельный налог уплачивается собственниками земли, землевладельцами и землепользователями, кроме арендаторов. Последние вносят арендную плату.

Земельный налог

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (гл. 31 НК РФ).

Земельный налог устанавливается и вводится в действие НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков , признаваемых объектом налогообложения.

С 01.01.2017 г . отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков — организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

Налогоплательщики земельного налога (ст. 388 НК РФ):

    • организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков,

    1. находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или
    2. переданных им по договору аренды.

Объект налогообложения (ст. 389 НК РФ):

    • земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения :

    1. земельные участки, изъятые из оборота ;
    2. земельные участки, ограниченные в обороте, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
    3. земельные участки из состава земель лесного фонда;
    4. земельные участки, ограниченные в обороте, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;
    5. земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
Читайте также:  Звездное небо с планетой земля

Арендная плата за землю

Согласно ст. 65 ЗК РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно

    • Правительством Российской Федерации,
    • органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
    • органами местного самоуправления.

Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка .

В случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается в размере не менее двукратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством.

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

Для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может применяться кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена для вышеуказанных целей, применяется нормативная цена земли.

Ст. 25 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 «О плате за землю» определяет, что нормативная цена земли — показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации.

Оценка земли производится согласно ст. 66 ЗК РФ:

    1. рыночная стоимость земельного участка — в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности;
    2. кадастровая стоимость земельных участков — через государственную кадастровую оценку земель (в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности).

С 01.01.2017 г . отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

См. также Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденные распоряжением Минимущества РФ от 6 марта 2002 г. N 568-р

См. Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Источник

Платность использования земли

Пользование любым видом недвижимости, в том числе и земельными территориями, предусматривает внесение определенной платы.

Земельные активы – природный ресурс федерального значения, которым имеют право пользоваться и владеть все жители страны. Участки предоставляются гражданам на различной основе: для оформления в личную собственность, для временного или постоянного использования на бесплатной или платной основе, в качестве наследства или подарка, для эксплуатации на арендной основе и др.

Читайте также:  От уровня земли должны располагаться приемные устройства наружного воздуха

Пользование любым видом недвижимости, в том числе и земельными территориями, предусматривает внесение определенной платы и налоговых взносов.

Несмотря на существенную разницу между всеми формами владения и эксплуатации территориями, непосредственный процесс распоряжения влечет за собой определенные финансовые затраты. Поэтому каждый гражданин, который имеет возможность распоряжаться земельными участками, должен знать, в чем заключается смысл понятия платы за пользование землями, а также какими являются основные этапы внесения финансовых взносов.

Понятие платы за использование земли. Платность использования земли как принцип земельного права

Одним из базовых принципов государственного земельного права является платность использования земли. Согласно действующей законодательной базе финансовая плата за эксплуатацию территории – это обобщенное правовое наименование, которое используется для названия всех разновидностей обязательных денежных платежей.

Соответственные взносы должны уплачиваться на основе права частной собственности или же любых других материальных прав на земельные территории. В соответствии с законодательными актами существуют следующие виды земельных взносов:

  • платежи, которые должны вноситься владельцами за предоставление или приобретение земельных участков в частную собственность. Такие выплаты начисляются при заключении сделки купли-продажи;
  • плата непосредственно за реализацию своих эксплуатационных прав и использование территорий.

Цели платности пользования природными ресурсами

Использование земель является платным и расценивается не только как мера административного наказания и юридического контроля всех пользователей земельными участками, но и способ регуляции правоотношений между государством и владельцами земель, а также стабилизации законодательной базы в земельной сфере. Таким образом, передовыми целями платности использования земельных ресурсов являются:

  • максимальное стимулирование пользователей земельных территорий к рациональному распоряжению имуществом, а также принятию мер по охране и качественному освоению земель. Такие мероприятия позволяют значительно повысить плодородные свойства почвы;
  • повышение интересов производителей и пользователей в эффективности и оптимизации использования земельных природных ресурсов;
  • в качестве регулирующего инструмента, который способствует нормализации социально-экономических условий эксплуатации на земельных территориях, качество которых существенно отличается между собой;
  • создание материального интереса пользователей и владельцев в максимальном сохранении и восстановлении земли;
  • всяческое развитие социальной и транспортной инфраструктуры в населенных пунктах;
  • в качестве финансового источника для осуществления мероприятий по восстановлению и улучшению свойств земельных ресурсов;
  • формирование финансовых фондов, которые занимаются оплатой возведения проектов инфраструктуры.

Земельный налог и арендная плата

Основными формами платы за использование земли являются следующие разновидности финансовых взносов, которые отличаются между собой кругом лиц, которые вносят взносы, и периодичностью отчисления:

  • Обязательный земельный налог – форма земельных взносов, которая вносится ежегодно всеми владельцами земельных территорий (собственниками и пользователями), за исключением арендаторов.

Сумма налога на оплату земли абсолютно не зависит от вида и результатов хозяйственной деятельности, а также особенностей эксплуатации территорий всеми владельцами – собственниками и пользователями. Налог выступает в форме стабильных взносов за определенную единицу земли за календарный год;

  • Арендная оплата взимается арендодателем за все территории, которые предоставляются в пользование арендаторам на основе условий договора об аренде;
  • Нормативные цены на земельные территории предусматриваются для использования при заключении любых сделок с земельной недвижимостью (покупки или продажи), которые предусмотрены законодательством.
Читайте также:  Ютуб земля кормилица хомов дмитрий

Помимо этого, нормативная цена используется в процессе получения финансового кредита в банковских заведениях, если залогом выступают земельные участки. Нормативная плата вычисляется с учетом качества почвы и места расположения участка, а также исходя из будущего возможного дохода в процессе использования, который может получить пользователь за определенный срок окупаемости.

Плательщики земельного налога и арендной платы за землю

Земельный налог контролируется и устанавливается согласно с действующим земельным законодательством. Право контролировать и требовать оплаты земельного налога имеют право следующие организации:

  • муниципальные субъекты государства;
  • органы государственной власти городов федеративного значения.

Стороной, которая должна уплачивать все налоговые взносы с соблюдением всех сроков и нормативов, являются следующие лица:

  • юридические лица, промышленные предприятия и организации или физические лица, которые владеют земельными территориями на праве законной собственности, бессрочного использования на постоянной основе или наследуются на пожизненной основе, которые были признаны объектом налогообложения;
  • компании и организации, которые являются владельцами паевых инвестиционных фондов, состоящих из отдельных земельных участков;

Не являются налогоплательщиками физические и юридические лица, которые используют земельные территории на основе договора аренды или же владеют участками, которые предоставляются на праве бесплатного пользования на определенный срок.

Плательщиками арендной платы являются все юридические и физические лица, которые пользуются и распоряжаются земельными территориями на основе договора об аренде в качестве арендатора. Арендная плата за использование земельных территорий устанавливается следующими учреждениями:

  • Правительством РФ;
  • органами государственной власти и федеральными субъектами;
  • муниципальными органами местного самоуправления.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога

Порядок уплаты земельного налога предусматривает не только внесение взносов, но и предоставление налоговых льгот, а также установление размера не облагаемой налогом суммы для определенного круга плательщиков.

Сроком выплаты налогов является налоговый период, который соответствует календарному году.

Для индивидуальных предпринимателей отчетным периодом является первый, второй и третий квартал календарного года. Порядок исчисления и уплаты налога на землю устанавливается законодательной базой и нормативными актами муниципальных органов самоуправления, на территории которых налог будет обязателен к оплате всеми плательщиками.

Лицами, которые обязаны регулярно вносить налоговые выплаты за земельные участки, являются все группы пользователей (собственники, владельцы, эксплуататоры), кроме арендаторов земельных участков.

Условия и сроки внесения платы за аренду земли

Согласно действующему земельному законодательству арендная плата взимается за все территории, которые предоставляются на основе договора аренды. Сроки внесения и размер арендной платы за участки, которые находятся в частной собственности физических или юридических лиц, устанавливаются в соответствии с условиями договора об аренде территорий.

Если земельные территории находятся в распоряжении государственных или муниципальных органов, то за использование таких участков арендаторы выплачивают плату в размере кадастровой стоимости конкретного отрезка. В случае если кадастровая стоимость для выплаты аренды не предусмотрена, то используется нормативная цена территорий.

Источник

Adblock
detector