Меню

Белорусские земли в своих

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

Откуда «есть пошла белорусская земля»: Еще 100 лет назад в Минске и не знали, что они белорусы

Откуда «есть пошла белорусская земля»: Еще 100 лет назад в Минске и не знали, что они белорусы

«Новая Беларусь», за которую сейчас выступают протестующие на улицах Минска и других городов, появилась не на ровном месте. Как и красивая символика белорусских протестов возникла не из ниоткуда.

О корнях белорусской самостийности и её символах «КП» поговорила с историком и писателем Александром Мясниковым.

— Александр Леонидович, так откуда «есть пошла белорусская земля»?

— Национальная академия наук Республики Беларусь выпустила в продажу очередной том монографии «История белорусской государственности». Именно в этом труде белорусские историки отсчитывают государственность Белоруссии от Полоцкого княжества, которое они считают отдельным государством, а не частью Древней Руси.

— А когда, кстати, появилось самоназвание «белорусы»?

— Официально территорию современной Белоруссии к Российской империи присоединила Екатерина II. Это произошло после очередного раздела Польши. Но вот что интересно, те, кто проживал на этой самой территории, называли себя русскими! Центром Белорусской губернии, образованной указом Павла I в 1796 году, был Витебск. В то время это была и узловая станция почтового пути Москва — Смоленск — Витебск — Минск — Варшава.

БНР создали немцы, а бело-красно-белый флаг — питерский студент

— А что же было до Белорусской губернии?

— Территория входила в состав Великого княжества Литовского, а затем Речи Посполитой.

— Это с тех времен пришел бело-красно-белый флаг?

— Первое документальное упоминание о появлении этого флага относится к весне 1917 года. Изобретатель этого символа — Клавдий Дуж-Душевский, в то время питерский студент. Этот флаг — только с мусульманским полумесяцем и звездой на красной полосе — был этническим флагом польско-литовских татар (липков). 9 марта 1918 года в Минске исполком Рады Всебелорусского съезда заявил о создании Белорусской народной республики (БНР) во главе с Верховной радой. Вот этот бело-красно-белый флаг, но только без исламского полумесяца, и был принят как государственный флаг БНР. Однако никакой реальной власти на тот момент самопровозглашенная Белорусская народная республика не имела. Потому что Минск за полтора месяца до этого, с 21 февраля 1918 года, уже контролировали немецкие войска. Так что БНР была полностью под крылом Германии. Но её независимость была лишь на бумаге. Все властные функции выполняла немецкая оккупационная администрация.

Открытка БНР с флагом республики, 1918-19 г. Фото: Википедия

— А флаг был принят и развешан по городу?

— Когда в августе-2020 в репортажах из Минска я увидел огромное полотнище, то невольно вспомнил историю с этим флагом, случившуюся 20 февраля 1918 года. В тот день в город вошли поляки. Минск был занят 1-м Польским корпусом генерала Иосифа

Довбор-Мусницкого лишь один день. Именно с появлением поляков на стенах домов появились бело-красно-белые флаги. Они провисели тоже ровно один день. Пришедшие немцы этой вольности не позволяли.

В апреле 1918-го несколько представителей Рады БНР отправили телеграмму германскому кайзеру Вильгельму II, что видят будущее Белоруссии лишь под немецкой опекой. В 1919 году руководители БНР вместе с выводимыми немецкими войсками отправились в эмиграцию. В Минске вся власть перешла к правительству образованной ранее Социалистической Советской Республики Белоруссия.

— А теперь, как оказалось, эта скоротечная история БНР имеет большое значение для современной белорусской оппозиции.

— Все несколько сложнее. БНР была возрождена в 1947 году. Она была создана на средства ЦРУ США из числа эмигрантов, которые сотрудничали с нацистами в 1941 — 1945 годах. Она использовалась как инструмент борьбы с СССР во время холодной войны. Но не исчезла и после распада СССР.

Мало того, в марте 2018 года, в год столетия провозглашения БНР, власти Минска разрешили проведение митинга и концерта. Тогда же было принято решение, что на здании, где в 1918 году заседал исполком Рады Всебелорусского съезда и была провозглашена БНР, поместят мемориальную доску.

Историк, писатель Александр Мясников. / Фото: Youtube

— Сегодня в руках демонстрантов можно увидеть не только флаг, но и герб, который не похож на официальный герб Белоруссии. Откуда он появился?

Читайте также:  Стена под водой вдоль земли

— Этот герб именуют «Погоня». На нем в червленом поле изображен серебряный всадник на серебряном коне, в правой руке всадника воздетый меч, в левой — щит с шестиконечным крестом. Шестиконечный крест называется Лотарингским. К гербу «Погоня» в нынешнее время отношение среди белорусского населения неоднозначное. Одни считают этот герб исконно белорусским, чуть ли не 700-летним, другие, наоборот, ассоциируют этот символ с коллаборационистами и оппозицией.

Давайте обратимся к фактам: «Погоня» — это герб Великого княжества Литовского и его земельных гербов, а также правящей династии Гедиминовичей с конца XIV века. Кстати, название «Погоня» закрепилось за гербом лишь в конце XV — начале XVI века. «Погоня» был государственным гербом Литвы с 1918 по 1940 год. И был восстановлен в 1991-м. В гербе же Белорусской губернии, которая затем в 1802 году, при Александре I, была разделена на две губернии — Могилевскую и Витебскую, доминировал двуглавый орел.

Герб БНР образца 1918 года.

— А гимн, который сейчас часто поют, кто придумал?

— Текст гимна белорусских националистов «Магутны Божа» написан нацистской поэтессой в 1943 году для поднятия духа белорусских коллаборационистов, которые под бело-красно-белым флагом вместе с украинскими карательными батальонами убили и замучили до смерти сотни тысяч мирных жителей Белоруссии.

Стала страной благодаря советской власти

— Сегодня принято ругать период CCCР в истории любой бывшей советской республики. Но ведь именно СССР дал Белоруссии абсолютно все?

— Возглавляют этот процесс республики, где активно действуют националисты. Ведь если не ругать, то придется признать, что именно советский период стал самым важным в становлении их государственности. Такая же история была и с Белоруссией. В 1919 году сразу после ухода немцев и бегства в эмиграцию руководителей БНР была образована Советская Социалистическая Республика Белоруссия. Затем название ССРБ было изменено на Белорусскую Социалистическую Советскую Республику.

— И начались подарки советской власти.

— Белоруссия стала одной из первых четырех советских республик, подписавших 30 декабря 1922 года Договор об образовании СССР. И именно после этого произошло первое укрупнение территории БССР. РСФСР добровольно передавала Белорусской ССР большую часть Витебской и Могилевской, часть Смоленской и Гомельской губерний, ранее принадлежавших РСФСР. В состав Белоруссии дополнительно вошла территория в 58 тысяч квадратных километров с населением 2,7 миллиона человек и такими городами, как Витебск, Полоцк, Могилев, Орша. В результате второго укрупнения в 1926 году население республики увеличилось ещё на 800 тысяч человек. Восточная граница БССР стала соответствовать восточной границе Великого княжества Литовского перед первым разделом Речи Посполитой.

— А ведь потом был ещё один подарок Сталина — он прирезал к Белоруссии ещё и западные земли, забранные Польшей в 1920-м?

— Да, эти земли были возвращены осенью 1939 года. Но давайте посмотрим, как жилось там до присоединения к СССР. На территории Западной Белоруссии к марту 1923 года из 400 существовавших белорусских школ осталось 37, к марту 1938 года — только 5. Одновременно в Западной Белоруссии было открыто 3380 польских школ. 1300 православных церквей были превращены в католические, нередко с применением насилия. В Западную Белоруссию было переселено 300 тысяч польских колонистов, не считая польских чиновников разных категорий. А в городе Береза-Картузская (ныне город Береза, Брестская область) действовал польский концлагерь для внесудебных расправ с противниками польского режима. Неудивительно, что местное население с радостью встречало возвращение в Русский мир. СССР сделал Белоруссию не только полноценной, развитой, промышленной, по европейским меркам крупной республикой, но и поднял до членства в ООН — наряду с Россией и Украиной.

Обложка: Эмоционально такое фото сильно действует на восприятие: красивые девушки с флагом, но давайте вспомним историю этого флага. / Фото: REUTERS

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Белорусские земли в удельный период русской истории

EADaily продолжает цикл публикаций, посвящённых истории Белоруссии, а также территорий, входящих в состав современного белорусского государства.

Читайте также:

Удельный период русской истории, или, как его называли в советское время, период феодальной раздробленности служит для белорусских самостийников одним из оснований отрицания единства Древней Руси и поиска «белорусской государственности» в глубокой древности. Рассмотрим, насколько точка зрения местечковых националистов соответствует действительности.

Читайте также:  Чем обрабатывать доски чтобы не гнили в земле

После смерти в 1132 году киевского князя Мстислава политическое единство Руси ослабело, наступил удельный период русской истории, во время которого княжества приобрели существенную самостоятельность в политической и экономической сферах. При этом Киев продолжал считаться старшим столом Руси и оставался объектом притязаний наиболее могущественных русских князей.

Удельный период был естественным этапом развития Древнерусского государства, и он вовсе не предполагал распада Руси на отдельные государственные образования. Белорусский историк Яков Трещенок отмечает: «Никакого „распада“ Руси не было, как не было единого централизованного государства, невозможного в ту эпоху. В IX—XIII вв.еках у восточных славян была своеобразная архаичная федерация, иерархическая структура из отельных земель. Роль великого княжения то вырастала, то умалялась в зависимости от исторической ситуации. Она имела тенденцию к ослаблению по мере укрепления феодальных порядков и возвышения местных центров, к переходу верховного контроля над страной от великого князя к коалициям сильнейших князей. Но на Руси, постоянно сталкивавшейся с внешними угрозами, этот процесс до конца не доходил. Наряду с центробежными всегда существовали центростремительные силы».

Полоцкие князья были самым непосредственным образом вовлечены в общерусскую жизнь. Так, в 1203 году киевский князь Роман Мстиславич составил проект государственного устройства, по которому в случае смерти киевского князя его преемник должен был выбираться шестью крупнейшими русскими князьями, в числе которых назывался и полоцкий.

В «Житии и хождении игумена Даниила из Русской земли» (XII век) автор рассказывает о том, что, будучи в святых местах, он молился обо всех русских князьях из рода Рюриковичей: «И о сем похвалю благаго бога, яко сподоби мя худаго имена князей рускых написати в лаврЂ у святаго Савы; и нынЂ поминаются имена их во октении, с женами и с дЂтьми их. Се же имена их: Михаил Святополкъ, Василие Владимеръ, Давидь Святославич, Михаилъ Олегъ, Панъкратие Святославич, ГлЂбъ Менский». Как видим, минский князь Глеб назван игуменом Даниилом в числе прочих русских князей.

Иностранные авторы также считали полоцкого князя одним из русских правителей. В «Хронике Ливонии», составленной немецким летописцем Генрихом Латвийским в XIII веке, дано такое описание битвы русско-половецких войск с монголо-татарами на реке Калке: «И прошёл по всей Руссии призыв биться с татарами, и выступили короли со всей Руссии против татар, но не хватило у них сил для битвы и бежали они пред врагами. И пал великий король Мстислав из Киева с сорока тысячами воинов, что были при нём. Другой же король, Мстислав Галицкий, спасся бегством. Из остальных королей пало в этой битве около пятидесяти. И гнались за ними татары шесть дней и перебили у них более ста тысяч человек (а точное число их знает один Бог), прочие же бежали. Тогда король смоленский, король полоцкий и некоторые другие русские короли отправили послов в Ригу просить о мире. И возобновлён был мир, во всём такой же, какой заключён был уже ранее». То есть поражение коалиции русских князей от татар настолько ослабило Русь, что «русской король» из Полоцка вынужден был заключить мир со своим западным врагом — Орденом меченосцев.

Местечковые националисты часто спекулируют на том, что русские князья вели войны не только с внешними врагами, но и между собой. Междоусобицы русских князей трактуются самостийными историками Белоруссии как межгосударственные конфликты. Примерно то же самое делают украинские самостийники, которые обычно в качестве примера межнациональных конфликтов «украинцев» и «москалей» приводят взятие Киева ростово-суздальским князем Юрием Долгоруким, а затем его сыном Андреем Боголюбским. При этом «свидомых» украинцев не смущает даже тот факт, что главным союзником Юрия Долгорукого в борьбе за Киев был галицкий князь Владимирко, а под знамёнами Андрея Боголюбского против киевского князя Мстислава сражались волынские, переяславские и новгород-северские полки, то есть дружины из тех княжеств, которые находились на территории современной Украины. Белорусские самостийные историки при всём желании не могут в полной мере перенять парадигму своих коллег с Украины: полоцкие князья чаще всего конфликтовали с южнорусскими правителями (как бы «украинцами»), а задача историков-националистов состоит в том, чтобы вбить клин между белорусами и великорусами, изобразить «извечную вражду» именно этих частей русского народа. Как же «свядомые» интеллектуалы вышли из столь затруднительного положения? Они объявили, что во время межкняжеских вооружённых конфликтов независимая полоцкая (белорусская) держава отбивалась от имперских притязаний «империи Рюриковичей» (данный термин ассоциируется скорее с Россией, нежели с Украиной).

Читайте также:  Картинки планет без земли

Однако, как справедливо отмечает Яков Трещенок, «нелепо представлять междукняжеские вооружённые усобицы в виде межгосударственных войн Нового времени. Это типологически разные явления. Усобицы были домашней внутренней обыденностью и чётко противопоставлялись летописцами внешним столкновениям с иноплеменниками». Личные интересы князей разросшейся династии Рюриковичей нередко вступали в противоречие. Военные конфликты между русскими князьями вспыхивали из-за территориальных споров, а также из-за споров о принадлежности Киева, который даже в удельный период сохранял символический статус первого престола Руси. То есть в период междоусобиц одни русские князья во главе своих дружин воевали против других русских князей за контроль над русскими городами.

Важно отметить, что князья полоцкой ветки династии Рюриковичей воевали друг с другом значительно чаще, чем с Киевом или другими княжествами Руси, причём зачастую они привлекали к своим внутренним разборкам князей из других русских земель. Например, в 1104 году полоцкий князь Давыд Всеславич вместе с дружинами южнорусских князей осаждал в Минске своего брата Глеба, а в 1158 году Рогволод Борисович, представитель полоцкой ветви Рюриковичей, при помощи полков черниговского князя Святослава Ольговича выгнал из Друцка своего ближайшего родственника Глеба Ростиславича и забрал себе этот удел Полоцкого княжества.

Этнокультурное единство Руси в удельный период получило отражение в «Слове о погибели Русской земли», написанном в первой половине XIII века. Из содержания данного произведения следует, что отдельные русские княжества со своими столицами и князьями составляли одну страну — Русь, населённую русским народом. В «Слове» дано чёткое описание границ Русской земли: «Отселе до угоръ и до ляховъ, до чаховъ, от чахов до ятвязи и от ятвязи до литвы, до немець, от немець до корелы, от корелы до Устьюга, где тамо бяху тоймици погании, и за Дышючимъ моремъ; от моря до болгаръ, от болгарь до буртасъ, от буртасъ до чермисъ, от чермисъ до моръдви». Исходя из этого описания, Русская земля находилась в следующих пределах: на западе она соседствовала с землями венгров, поляков, чехов, ятвягов, литовцев и проживавших в Прибалтике немцев, на востоке — с землями волжских булгар, буртасов, черемисов (марийцев) и мордвы и на севере — с землями карелов и Белым (Дышащим) морем. Очевидно, что вся территория современной Белоруссии включена в эти границы.

Подводя итог рассмотрению исторического развития Древней Руси, дореволюционный русский историк Николай Петров писал: «После смутного и тревожного времени разделения Руси на уделы, княжеских междоусобий и упадка Киева на двух противоположных концах Русской земли, на юго-западе в Галицко-Волынской земле и на севере в земле Суздальско-Владимирской, образуются два ядра русской государственной жизни, которые притягивают к себе соседние мелкие уделы и земли, и, наконец, ясно обрисовывается преобладающее, господствующее значение Суздальской земли, стремившейся к объединению и сплочению уже всех русских земель в одно прочное государственное целое».

Воспринимая Владимиро-Суздальское княжество в качестве главной политической силы конца XII — начала XIII века, Полоцк стремился углубить связи с Северо-Восточной Русью. Неслучайно дочь полоцкого князя Всеслава Васильковича была выдана замуж за одного из владимирских князей — Ярополка, внука Юрия Долгорукого. Полочане участвовали в инициированных владимирским князем Андреем Боголюбским походах на Новгород и Киев. Причём то, что Андрей Боголюбский, по словам летописца, «полотьским князем пойти повеле всем», свидетельствует о зависимости Полоцка от правителя Северо-Восточной Руси.

Объединению всех русских земель под властью владимирского князя помешало обрушившееся на Русь татаро-монгольское нашествие и образование Великого княжества Литовского, которое подчинило себе земли Западной Руси.

Кирилл Аверьянов-Минский

Источник

Adblock
detector