Меню

Берегите землю дудин смысл стихотворения

Методический банк

2.2. Методический банк

Творческий вечер с играми стихами историей и просмотр видео сделанное в честь Дня Земли

22 апреля – отмечается День рождения Земли — нашего общего дома.

День Земли – это напоминание о страшных экологических катастрофах и о необходимости предотвращения необратимых последствий деятельности человека, угрожающей самому факту существования Земли.

День Земли – призван побудить людей быть внимательнее к хрупкой и уязвимой природе на планете Земля, объединить людей планеты в деле защиты окружающей среды.

Михаил Дудин — Берегите землю: Стих

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!

Ознакомить детей с Праздником Земли.

История праздника.

Впервые акция празднования Дня Земли прошла в 1970 году в США. Основателем этого дня считается Джон Стерлинг Мортон. В 1872 г. на заседании Управления сельского хозяйства штата Небраска (США) Джон Мортон внес предложение назначить ежегодный день, посвященный озеленению окружающей территории.

В первый День дерева, так назвали праздник, было высажено около 1 млн. деревьев. Спустя почти 100 лет (в 1970 г.) День дерева был переименован в День Земли. Впервые как международное событие День Земли отмечается с 1990 года.

День Земли ООН (Организация Объединенных Наций) празднует обычно 20-21 марта, в день весеннего равноденствия. Всемирный День Земли во многих странах мира по инициативе всемирного движения «День Земли» отмечается 22 апреля.

Этот день, в отличие от Дня Земли, проводимого в марте, призван объединять людей планеты в деле защиты окружающей среды. Его можно назвать праздником чистой воды, земли и воздуха – всего, что необходимо для жизни.

На сегодняшний день 147 стран мира зарегистрировано во Всемирном движении «День Земли». В этот день все желающие принимают участие в благоустройстве и озеленении своих дворов и улиц, в различных экологических мероприятиях, фестивалях и акциях.

В России проводится экологический фестиваль «День Земли». Под девизом «Цветущая Земля – процветающая Россия»

В Венгрии проходит экологический велопробег.

В Северной Корее на улицах Сеула акция «Без автомобилей».

В Индонезии, на территории американского посольства, спортивные состязания в Джакарте.

В Маниле на Филлипинах – движение по защите животных РЕТА. Участники пропагандируют вегетарианство ради спасения планеты. А также ежегодный «зеленый» велосипедный забег.

Символом Дня Земли считается зелёная греческая буква Θ (тета) на белом фоне. Флаг Земли не является официальным символом. Он представляет собой фотографию планеты из космоса на тёмно-синем фоне, сделанную астронавтами Аполлона-17 по дороге к Луне.

По традиции в этот день в течение минуты раздается звон Колокола Мира. Люди в эту минуту должны задуматься над тем, как сохранить планету и улучшить жизнь всего живого на Земле. Колокол Мира — символ спокойствия, мирной жизни и дружбы, вечного братства и солидарности народов.

В нашей стране акция «Колокол Мира в День Земли» проводится с 1998 года по инициативе летчика-космонавта Анатолия Николаевича Березового. На торжественном открытии первого Дня Земли в Москве ученый Сергей Петрович Капица сказал: «… День Земли — это день ответственности перед нашей планетой, ответственности перед людьми, которые ее населяют, перед самой природой, частью которой мы являемся».

Во все времена колокола были вестниками тревоги. По ком звонят колокола сегодня? Они звонят по каждому из нас, живущему на планете Земля. Они возвещают о приблизившейся вплотную ко всем нам экологической катастрофе.

Каждый день фауна земного шара становится беднее на один вид животных. Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений.

В минуту вырубаются 20 гектаров лесов. 5 миллионов тонн вредных веществ ежегодно выбрасываются в атмосферу земли.

В воды мирового океана ежегодно попадает около 10 миллиардов тонн нефти. Экологическая катастрофа нависла над каждым человеком!

Безрассудная деятельность человека по отношению к природе поставила на грань вымирания 1000 видов позвоночных. В Красную книгу включено: 115 видов животных, находящихся на грани исчезновения, с лица Земли исчезли 118 видов млекопитающих, 127 видов птиц.

В зоне экологического бедствия в России проживает 35 млн. человек. Огромный ущерб природе приносят аварии, природные катастрофы (засуха, наводнения, землетрясения).

  1. Что конкретно для сохранения родной природы может сделать каждый школьник?

Не мусорить! Участвовать в переработке отходов — сортировать свой мусор!

Посадить дерево, цветы! Участвовать в уборке парков и лесов!

Соблюдать правила поведения в природе!

  1. Сегодня мы поговорим с вами о том, как нужно заботиться о нашей планете, что нужно сделать, чтобы красота её не угасла.

А начнём мы его с загадки:

  1. Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу.

Для этого поиграем с вами в игру как обязан вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек, и научите этому своих друзей. (4 человека)

Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвет лесных цветов. Травяной покров сохраняет влагу и дает приют огромному количеству полезных насекомых и мелких зверьков.

1-й ребёнок: Не сбивай незнакомые тебе или даже известные ядовитые грибы. Многие из них — лекарство для лесных обитателей.

2-й ребёнок: Не следует ловить и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц, для них наше «развлечение» часто заканчивается болезнью, мучением и смертью. Это не игрушки.

3-й ребёнок: Не разрушай нечаянно или нарочно муравейников! Иначе муравьи не успеют отремонтировать свой теремок до морозов. И погибнут!

Читайте также:  Сущность земля вода огонь воздух

4-й ребёнок: И, конечно же, вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес или на луг, не оставит после себя мусор.

  1. Игра №2 Попытайтесь отгадать, Кого мы будем изображать.

Выстраивает команды в две шеренги. Обозначает старт и финиш.

Ведущая: У болотной мягкой кочки,

Дети прыжками на двух ногах преодолевают полосу препятствий из обручей.

Ведущая. Какие свечи не горят на ели? (Шишки).

Соревнование в быстроте и ловкости: двое зажимают шишку плечами и продвигаются змейкой между кеглей к финишу.

Ведущая: Под землею он живет,

Червяков, жучков жует. (Крот.)

Построение команд то же, но ноги — на ширине плеч. Каждый ребенок, начиная с последнего, преодолевает «подземный ход» под ногами товарищей и становится вперед. Побеждает команда, выполнившая задание быстрее.

Бегать все равно не может. (Гусеница.)

Построение: в затылок друг другу, стоя на одной ноге. Другую, согнутую в колене, держать рукой; свободной рукой все держатся за длинную веревку. По сигналу две «гусеницы» прыжками двигаются, кто быстрее, к финишу.

Ведущая: Молодцы, вы все дружно добрались до финиша и очутились на сказочной лесной поляне (приглашает детей присесть на ковер). Отдохните, послушайте песни птиц, и попробуйте отгадать их голоса (звучит фонограмма «Лесные птицы» с аудиокассеты «Театральные шумы», дети стараются определить, какая птица поёт, и называют её).

  1. Что на свете важнее всего?

Раздает детям нагрудные знаки с изображением солнца, воды, воздуха, (ветра), почвы, растения, насекомого, травоядного животного (зайца), хищного животного (волка), человека, микроба. Каждый ребенок говорит, что он самый важный в природе, и поясняет почему.

Я — солнышко, самое главное. Всем нужно тепло.

Я — вода, главнее. Без меня вы погибнете от жажды.

Я — воздух. Все живое дышит. Без меня не было бы жизни. Я — самый важный.

Я — почва, я — самая важная. Пусть будут солнце, воздух и вода, но без меня ничего не вырастет.

Я — растение — земли украшение. Я тебя главнее, я на тебе расту.

Я — насекомое, я тебя опыляю. Без меня у тебя не будет семян!

Я — заяц, травоядное животное, тебя, растение, съем. Значит, я важнее.

Я — хищник, волк. Я на тебя охочусь. Я сильнее и важнее тебя.

Я — человек. Могу управлять водой и вечером, распахать землю, посадить растение, разводить животных. А на тебя, волк, могу охотиться.

Я — микроб. Если ты, человек, не вымоешь руки, то заболеешь. Значит, я главный!

Ведущая: Не хвались, микроб. Солнце, свежий воздух и чистая вода тебя победят!

Дети с каждой фразой берут друг друга за руки, образуя круг.

Дети (хором). Все связано со всем! (Поднимают руки вверх.)

Ведущая: Это один из главных законов экологии — науки, которая изучает, как человек и природа влияют друг на друга и что нужно делать, чтобы сохранить природу.

5-й ребёнок. Давайте будем дружить друг с другом,

Как птица с небом, как поле с лугом,

Как ветер с морем, трава с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

6-й ребёнок. Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица,

Как самым верным своим друзьям!

7-й ребёнок. Давайте будем беречь планету!

Во всей вселенной похожей нету.

Во всей вселенной только одна,

Для жизни и дружбы она нам дана!

Ведущая: Мы должны заботиться о своем доме – планете Земля, о своей Родине. И где бы мы ни были, мы должны помнить, что мы – граждане очень сильной, могучей страны, имя которой — Россия. И каждый россиянин должен любить природу своей страны и охранять её.

  1. Создаём видео уже из найденных воспитанниками картинок на заданную тему День Земли,
  2. Рисуем рисунки.

Источник

«Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря!»

Презентация к уроку

  • Изучить основные понятия, касающиеся охраны природы.
  • Развивать у детей навыки общения с природой, ориентируясь на ненасильственную модель поведения.
  • Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
  • Ознакомить учащихся с редкими и исчезающими видами растений, птиц, рыб и животных ЯНАО, раскрыть роль охраны природы.
  • Выполнить рисунок по охране природы ЯНАО.
  • Закрепить правила поведения людей на природе.
  • Выставка рисунков учащихся, выполненных по теме.
  • Карта Ямало-Ненецкого автономного округа.
  • Художественные материалы: листы ватмана А3, простые карандаши, ластики, акварель, гуашь, кисти № 2,4,6.
  • Рабочие тетради, ручки.
  • Экран, мультимедиа проектор, презентация урока.
  • Ход урока

    I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

    Входит ученик, одетый в костюм “Жалобная книга”:

    – Жалуются птицы, рыбы, животные, растения. Послушайте, какую жалобу оставила птица: краснозобая казарка “Множество опасностей подстерегают нас на пути. В том числе и браконьерские выстрелы”.

    В жалобной книге хотят оставить свои сообщения и другие животные, рыбы, растения и птицы.

    1 ученик – читает стихотворение Р.П.Ругина “Лебединая быль

    Белые лебеди.
    Белая пара влюбленная.
    В озеро синее с неба спустились весной.
    Меж берегов, где трава серебристо-зеленая,
    Песня взвилась лебединая феей лесной.
    Песня взвилась – полутемная ночь стала белою,
    Из-за угора откликнулся вмиг соловей.
    Песня лилась над лесами под облачной пеною
    И постепенно в душе растворялось моей.
    Так бы они и летали, гонимы морозами,
    И возвращались на милую родину вновь,
    Так бы они и скользили по синему озеру,
    Если бы выстрел ночной не разбил их любовь.
    …Лебедь лежала в воде неподвижной пушинкою.
    Друг ее верный над ней суматошно кружил.
    Молния в небе плеснула озерною синькою,
    И браконьер, испугавшись, домой заспешил.

    SOS – международный радиосигнал. Его подают с тонущего корабля.

    Теперь мольба о спасении раздается не только с корабля, мы слышим от природы – SOS! SOS! Природа, которая дает нам все для жизни, требует от нас бережного отношения. Все мы ныне живущие, в ответе за нашу природу перед потомками. В ЯНАО создана общественная организация “Ямал – потомкам!”, которая функционирует вот уже более 20 лет, основной целью которой является сохранение культуры и традиций коренных жителей Севера и в том числе защита окружающей среды.

    Человек он ведь тоже природа,
    Он ведь тоже закат и восход.
    И четыре в нем времени года,
    И особый в нем времени ход.
    И так друзья, начнем программу!
    Проблем у вас большой запас.

    – Какие проблемы охраны природы существуют в ЯНАО? (Разливают нефть. Газ горит без пользы. С рек песок берут, рыбе негде нереститься).

    II. Сообщение нового материала.

    1. История создания Красной книги.

    – Почему нужно охранять природу ( Высказывают свои предположения)

    – Почему, если исчезнет несколько видов животных и растений, человеку станет жить хуже? (Каждый год с лица земли исчезает около 3 видов животных и 4 видов растений)

    Что значит человек без трав и птиц
    И без любви к пчеле жужжащей?
    Без журавля над хвойной чащей?
    Без миловидных лисьих лиц?
    Когда поймет он, наконец,
    Врубаясь в мертвые породы,
    Что человек – венец природы
    И без природы нам конец?

    – Международные усилия по охране и сохранению флоры и фауны длятся около 100 лет. (Записи на доске)

    1902 год-в Париже во Франции была подписана Международная конвенция по охране птиц.

    1948 год – был создан Международный союз охраны природы (МСОП) – международная неправительственная организация при ЮНЕСКО. Уже в 1949 году МСОП начал сообщать информации о редких животных и растениях.

    1963 год – появилась первая Красная книга. Название предложил Питер Скотт, английский профессор. Хранится это книга в швейцарском городе Морже.

    1980 год – Красная книга РФ – является документом, содержащим свод сведений о редких и исчезающих видах животных и растений, а также меры по их охране и восстановлению. В ней перечисляются животные и растения, которые могут исчезнуть. Спасение их невозможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповеднике, заботы об их размножении.

    – Что символизирует красный цвет? (Сигнал тревоги, опасности). Страницы в Красной книге разноцветные: черные, красные, желтые, белые, зеленые. Цвета указывают, в каком положении находятся животное или растение:

    черные страницы-животные, которые исчезли;
    красные страницы —
    те, которые могут исчезнуть;
    серые –
    находящиеся под угрозой, но недостаточно изученные;
    белые –
    о видах редких на Земле, живущих на ограниченной территории;
    зеленые – о видах, которые человеку удалось спасти;
    желтые –
    численность которых пока не критична, но сокращается.

    Дерево, цветок, трава и птица
    Не всегда умеют защититься.
    Если будут уничтожены они,
    На планете мы останемся одни.

    2. Особо охраняемые объекты территории Красноселькупского района.

    На территории Красноселькупского района функционируют две природо-охранные организации: Верхне – Тазовский государственный природный заповедник и Пякольский заказник (показ на карте).

    – Заповедник-участок земли либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства. Заповедником называются такие учреждения, за которыми закреплены указанные территории. На территории РФ более 100 заповедников общей площадью более 33 млн.га (на 1998 год).

    – В нашем округе 2 заповедника, 8 заказников регионального значения, 3-федерального значения, общей площадью 5,6 млн.га, особо охраняемые территории составляют 7,4 %, это в 4,9 раза больше всероссийских показателей.

    Просмотр презентации проекта: “Верхне-Тазовский государственный заповедник-краса и гордость Ямала”

    Заказник – территория, на которой при ограниченном использовании природных ресурсов охраняются отдельные виды животных, растений, водные, лесные, земные объекты. Существуют охотничьи, рыбохозяйственные и другие заказники.

    Сообщение о “Пякольском заказнике”.

    3. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения.

    – Многие растения занесены в Красную книгу. Если собрать все подснежники, уцелевшие в лесу, и поделить их между жителями нашего села – на всех не хватит даже по цветку. Значит тот, кто тащит из лесу целую охапку цветов, загубил и ваш цветок, и мой, и цветы, предназначенные вашим детям.

    – Как же спасти цветы от полного уничтожения? (Способ один – любоваться ими на родной поляне, где они так хороши).

    На земле исчезают цветы,
    С каждым годом заметнее это.
    Меньше радости и красоты.
    Оставляет нам каждое лето.

    – Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений.

    6 ученик – читает стихотворение А.К.Толстого “Колокольчики мои”

    Колокольчики мои,
    Цветики степные!
    Что глядите на меня,
    Темно-голубые?
    И о чем звените вы
    В день последний мая,
    Средь некошеной травы
    Головой качая?
    Конь несет меня стрелой
    На поле открытом;
    Он вас топчет под собой,
    Бьет своим копытом.
    Колокольчики мои,
    Цветики степные!
    Не кляните вы меня,
    Темно-голубые!

    Нас много ребята,
    Пусть каждый из нас
    Хоть кустик для сада
    Посадит сейчас!

    4. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения животные.

    – Гибнут не только растения, но и животные.

    – Сколько видов животных занесено в Красную книгу ЯНАО?

    – Какие животные из списка вам знакомы, какие из них вы видели сами?

    – Жизнь человека на Земле прочно связана с животными. Они давали людям пищу, одежду, внушали страх и приносили радость, они порождали обычаи, влияли на весь уклад жизни, как, например, олень у коренных народов Ямала. Это транспорт и постель, одежда и обувь, пропитание и лекарство, которое готовят с пантов оленя, используют для жертвоприношения. Поэтому очень важно знать, любить и беречь животных. Ямал – самый крупный центр оленеводства в России, в округе принят единый закон об оленеводстве, сохранением поголовья оленей занимаются все районы округа, оленей насчитывается около 520 тысяч голов, примерно столько же население округа, т.е. на 1 человека приходится 1 олень, кочует вместе с ними около 13 тысяч человек.изнь человека на Земле прочно связана с животными. пят печь. емле)приход весны? Люди думают, что природа неисчерпаема, сколько ни бери, все снова само с собой восстановится. Но они ошибаются: некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения. Это значит, что они тоже могут погибнуть. Хозяйственная деятельность людей является жизненной необходимостью, целенаправленное и бессмысленное истребление животных оправдания не имеет. К охоте человек пристрастился с древних времен, добывая пропитание. Но когда человек начал заниматься земледелием, научился разводить домашний скот, охота начала терять свой первоначальный смысл. Она становилась развлечением, спортом, отдыхом. И вот такая охота приводит к полному исчезновению животных. 8 ученик: читает стихотворение.

    5. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения птицы.

    День птиц – весенний праздник, многие народы празднуют его, коренные народы Ямала отмечают прилет ворон (ханты) – 7 апреля.

    – Всего на земле около 8500 видов птиц. Существуют:

    1) лесные 2) городские 3) болотные 4) странствующие

    5) птицы открытых пространств и культурных ландшафтов. Питаясь насекомыми и грызунами, они сдерживают их численность и защищают сельскохозяйственные культуры от вредителей. Употребляя плоды, ягоды и семена растений, птицы способствуют их расселению. Птицы дороги нам, так как очень красивы. Их голоса, мелодичные песни оживляют природу, доставляя людям наслаждение (звучат голоса птиц). Птицы привлекают причудливым оперением, движениями, полетом, загадочным

    образом жизни. Птиц очень много, они отличаются по величине, окраске и повадкам. Самая крупная птица в мире – африканский страус, его рост достигает 2,75 метра, масса 90 кг. Самая маленькая птица – калибри. В нашей стране самая большая птица – дрофа.

    Журавль или стерх – очень красивая и редкая птица. Находится под охраной. Совершенно, белая, с черными концами крыльев, с красными клювом и лапами. МСОП она отнесена к вымирающим птицам. Гнездится только в России в двух местах: в Якутии и у нас, в ЯНАО, на болотах в низовьях Оби (демонстрируется иллюстрация со стерхом).

    Многие известные нам птицы исчезают с лица земли каждый год, каждый день, каждый час. И чтобы такое не случилось, мы должны помогать им.

    9 ученик-читает стихотворение М.Дудина “Берегите землю! Берегите!”

    Берегите землю! Берегите
    Жаворонка в голубом зените,
    Бабочку на листьях повилики,
    На тропинке солнечные блики.
    Ястреба, палящего над полем,
    Ясный месяц над речным покоем,
    Ласточку, мелькающую в жите,
    Берегите Землю! Берегите!

    Кто в берете ярко-красном,
    В черной курточке атласной?
    На меня он не глядит-
    Все стучит, стучит, стучит! (Дятел)

    – Все дятлы настоящие плотники, они выдалбливают свои дупла в древесных стволах. – Какую пользу приносят дятлы? (Дятлы истребляют насекомых)

    – А какую пользу приносят другие птицы? (Кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков, сова способна поедать за день до 10 мышевидных грызунов).

    – Птицы дороги из-за приносимой ими пользы, но и как украшение. Птицы – защитники лесов, полей, садов. Они охраняют урожай, уничтожают в день огромное количество насекомых. Хищные птицы ловят на полях грызунов.

    Нор звериных, птичьего гнезда
    Разорять не будем никогда,
    Пусть птенцам и маленьким зверятам
    Хорошо живется рядом.

    6. Редкие и находящиеся под исчезновением рыбы.

    – Лес помогает сохранить в почве влагу, без него пересохли бы реки и озера, следовательно, не стало бы и рыб. В ЯНАО запрещено ловить осетра, стерлядь. Под исчезновением многие породы рыб: нельма, муксун, щекур.

    – Во многих произведениях Р.П.Ругина звучит боль за родную природу.

    12 ученик-читает стихотворение Р.П.Ругина “Мольба природы”.

    Качая нефть из глубины земли,
    Опережая плановые сроки,
    Не углядели, не уберегли —
    Спустили в реку черные потоки.
    Не уж-то может впрямь прийти пора-
    И вкуса не узнают наши внуки
    Не только нельмы или осетра
    Но даже и простой зубастой щуки?

    III. Сообщение задания.

    – Все мы хотим дышать чистым воздухом, пить незагрязненную воду, употреблять в пищу экологически чистые продукты, но делать это с каждым днем, становиться сложнее, виной тому сильное загрязнение окружающей среды. Все чаще мы видим неухоженные поля, горы мусора, грязные реки, высохшие озера, вырубленные леса.

    – Что же делать? Как сберечь природу? (Это можно сделать, если усвоить несложные правила поведения на природе).

    – На листе бумаги напишите несколько правил об охране природы, начиная со слова “Нельзя…”, например, “Нельзя ломать ветки”.

    – На листе ватмана выполните рисунок об охране природы, который можно использовать при проведении акции в защиту природы “Марш парков”.

    IV. Самостоятельное выполнение творческого задания.

    V. Подведение итогов занятия.

    Занятие заканчивается песней на слова Р.Рождественского, на музыку А.Пахмутовой “Просьба”, выученной на уроке музыки.

    – Великий писатель Михаил Пришвин сказал: “Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека”. “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значить охранять родину”.

    Источник