Меню

Биосфера живая оболочка земли 5 класс конспект

Биосфера
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
biosfera.docx 24.36 КБ
biosfera.docx 24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 5 классе

Тема: «Биосфера – оболочка жизни на земле»

— организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению информации о биосфере;

— содействовать осознанию обучающимися ценности совместной деятельности;

— создать условия для развития у обучающихся умений анализировать познавательный объект;

— содействовать развитию умений использовать научные методы познания.

Формы работы, средства обучения, приемы обучения

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Что нужно для успешной работы на уроке?

Девиз урока: «С малой удачи начинается большой успех»

Личностные : действие смыслообразования

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие

У каждой группы на столе карточки с буквами, соберите слово и объясните, что оно значит.

Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Коммуникативные: умение работать в группах, формирование умения отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

Выявление места и причины затруднения.

Какой из этих терминов мы не изучали?

Что мы должны узнать об этой оболочке на первом уроке изучения?

Давайте определим тему урока из вышесказанного:

Биосфера – оболочка жизни на земле

Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Личностные : формирование интереса к окружающему миру.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Цель: Определить состав, значение, границы биосферы

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Личностные: формирование желания выполнять учебные действия.

Реализация построенного проекта

Работа в группах по технологическим картам

  1. Состав биосферы
  2. Значение биосфера
  3. Секрет (Палеонтология)

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Личностные: эмоциональное осознание себя и окружающего мира.

Первичное закрепление с комментированием

Ответы обучающихся по карточкам

Сообщение (опережающие задание)

(Записи в тетрадях определений, имен, основных положений).

Регулятивные: коррекция, оценка

Личностные: формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Этап применения знания и способов действий

Практическая работа по определению типов находок из рубрики «Школа географа — следопыта»

Соотнесите изображения окаменелостей или отливок и их описания.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция, оценка – оценивание качества и уровня усвоения.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Включение в систему знаний и повторение

Тест с самопроверкой (Приложение 3)

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

п. 20 вопросы страница 120, проектное задание на странице 120.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Достигнута ли цель нашего урока?

Удалось ли решить поставленные задачи?

Какие получили результаты?

Где можно применить новое знание?

Познавательные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, то уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Тема: «Биосфера – оболочка жизни на Земле»

  1. Что отличает Землю от других планет Солнечной системы?
  2. Что такое биосфера?
  3. Кто является создателем учения о биосфере?
  4. Что такое живое вещество биосферы?
  5. Определите роль живых организмов?
  6. Состав биосферы.

Тема: «Биосфера – оболочка жизни на Земле»

2 группа Границы биосферы

  1. Где расположена верхняя граница биосферы?
  2. Кто является основным обитателем у верхней границы биосферы?
  3. Обитают ли живые организмы выше озонового слоя?
  4. Как заселена гидросфера?
  5. На какую глубину распространяется жизнь в литосфере

Тема: «Биосфера – оболочка жизни на Земле»

3группа Появление и развитие жизни на земле

  1. Когда появилась жизнь на Земле?
  2. Где зародилась жизнь?
  3. Почему виды растений и животных меняются быстрее на суше?
  4. Когда появилась современная природа?
  5. Откуда ученые узнают, как выглядели растения и животные в древности?
  6. Как называется наука, которая изучает останки древних растений и животных?

Соотнесите изображения окаменелостей или отливок и их описания.

Источник

Конспект урока географии в 5 классе (ФГОС) по теме: «Живая оболочка Земли».

Конспект урока географии в 5 классе (ФГОС) по теме:

«Живая оболочка Земли».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии в 5 классе (ФГОС) по теме: «Живая оболочка Земли».»

Конспект урока географии в 5 классе (ФГОС) по теме:

Учебник: География. Начальный курс: 5 класс / И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин /

Образовательная цель: расширить знания и представления учащихся о биосфере, ее строении и охране.

Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия «биосфера», границ биосферы, её состава и строения, значения биосферы в жизни планеты и человечества, развивать умение анализировать, выделять главное, работать самостоятельно и в малых группах , воспитывать экологическую культуру и бережное отношение к биосфере.

Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, схемами, делать обобщения и выводы.
Воспитательные: воспитание чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.

Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником, дополнительным текстом

Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.

Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом и в коллективе.

Тип урока – урок усвоения новых знаний.

Формы организации деятельности учащихся – в парах, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование для учеников: -печатные материалы и задания ; тетрадь, учебник И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин

I. Организационный этап.( 1 мин)
Цель: эмоционально – положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия.

Слайд 1 ( заставка к уроку)

— Доброе утро , ребята и наши гости! А давайте передадим частичку свое доброты свои одноклассникам. Повернитесь друг к другу лицом и улыбнитесь .

II. Этап совместного открытия и усвоения новых знаний.( 3 мин)
Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской и проблемно – поисковой работы с разнообразием живой природы, границами и структурой биосферы, значением живой оболочки для жизни на Земле.

Вступительное слово учителя:

Добрый день, ребята. Я приветствую вас на уроке географии, который предлагаю организовать следующим образом: в классе – ___ учащихся. Все, что потребуется каждому ученику для урока (бланками заданиями на столе , учебники, тетради), находится у вас на столах

-Мы с вами продолжаем знакомство с геосферами Земли.
-Какие оболочки Вы знаете? (литосфера, атмосфера, гидросфера)

-Что они собой представляют? (Литосфера – верхняя твердая оболочка Земли, а самая верхняя часть литосферы – земная кора. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Гидросфера – водная оболочка нашей планеты.)

— У вас на столах конвертики со словами из прошлой темы. Попробуйте угадать, что за понятие изображено на экране.

Слайд_______ ( атмосфера, ветер, гроза, кучевые облака, перистые облака, твёрдые осадки(снег), ураган (тайфун), смерч )

Слайд ______ Дополните предложение:

Атмосфера — _________(воздушная) оболочка Земли.

Атмосфера представляет собой смесь _______(газов).

Движение воздуха вдоль поверхности Земли -_______(ветер).

______(погода)-состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте и в данный момент.

______(климат)-многолетний режим погоды, характерный для данной местности.

Молодцы! Я уверена, что тема «Воздушная одежда Земли» вами усвоена.

-Послушайте, о какой оболочке идет речь в этом стихотворении?

Слайд _______. (Стихи «иллюстрирующие» название темы) (2 мин)

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам,
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

— Какая тема следует дальше?

Слайд _____ с названием темы: «Живая оболочка Земли»

(Открывают тетради, записывают число и тему урока из учебника). (4 мая 2017 года, Тема: Живая оболочка Земли.).

III. Актуализация знаний. Целеполагание. (3 мин)
Цель: основываясь на опорных знаниях учащихся по указанной теме, сформулировать цели на данный урок.

-Давайте вместе поставим цели урока.

Записаны вопросы формулирующие основные моменты урока, учитель обращает на них внимание, просит прочитать. (Приложение к уроку)

1.Что называется биосферой?

3.Что вам известно о структуре биосферы?

4. А знаете ли вы о границах биосферы?

5.Можете ли вы назвать условия для существования живых организмов биосферы?

— На эти вопросы мы сможем ответить, изучив новую тему.

Цель – узнать о биосфере, ее границах и значения в жизни планеты и человечества

IV. Изучение нового материала.

У каждого из вас есть Логическая опорная схема по теме. Сегодня в результате изучения нового материала мы должны заполнить эту схему и использовать её для построения своего ответа.( Дети достают из конвертов Логические опорные схемы)

— Сегодня на уроке мы познакомимся со сферой живых организмов.

— Чем живые организмы отличаются от неживых? (ответы детей: питание, дыхание, размножение и др.)

1. Заполнение ЛОС (10 мин) Задания классу:

Обратитесь к учебнику стр 125-127. Заполните опорную схему .

В ходе самостоятельной работы в группах вы должны ответить на вопросы:

Где и когда возникла жизнь на нашей планете?

Условия , необходимые для существования живых организмов?

Кто разработал учение о биосфере?

ФИЗМИНУТКА (географическая-называются объекты гидросферы (дети приседают и делают движения похожие на плавание); литосферы (садятся на стул); атмосферы (встать на носочки потянуться вверх) (1 мин)

2. Выступление участников групп по защите своих логических опорных схем. (5 мин)

(Дети отвечают на вопросы ЛОС)

-Появление жизни на суше произошло 3,5 млрд. лет назад. Живые организмы, возникнув, стали быстро заселять Землю. Благодаря этому появилась четвертая сфера – биосфера Земли.

Слайд ____. Внешняя оболочка Земли, населенная живыми организмами и преобразованная ими. От греческого «биос» – жизнь, «сфера» — шар

-Какие организмы составляют живое вещество Земли?
Вывод: Все живые организмы составляют живое вещество Земли – биосферу.

Слайд ____. Биосфера — это область активной жизни, включающая в себя атмосферу, гидросферу и литосферу.

Слайд ___. Термин биосфера (греч. bios «жизнь»).первым ввёл в 1875 году австрийский ученый Эдуард Зюсс. (учащиеся записывают в тетрадь) Информация о биосфере накапливалась постепенно, с развитием таких наук, как ботаника, почвоведение, география растений

Слайд ____. В 20-е годы ХХ века выдающийся русский ученый академик Владимир Иванович Вернадский (1853-1945) разработал «Учение о биосфере» – оболочке Земли, населенной живыми организмами. ( учащиеся записывают в тетрадь). «На земной поверхности нет силы, более могущественной, чем живые организмы».

Слайд ____. Таким образом – Каковы границы распространения живых организмов?

После просмотра обращается внимание учащихся на рисунки в учебнике – рис.146, стр. 125, рис.147, стр.126.

Слайд ____. Какова структура распространения живых организмов? Или границы биосферы?

1.Атмосфера. Принято считать, что верхняя граница жизни находится в атмосфере на высоте примерно 25–30 км .Самый нижний слой, прилегающий к земной поверхности, имеет толщину 10-18 км – тропосфера. За пределы этого слоя не залетают птицы, да и облака редко поднимаются выше. В этом слое атмосферы протекает жизнь всех живых организмов. Следующий слой достигает 50-60 км. В этом слое атмосферы находится слой озона, так называемый защитный экран, который поглощает часть ультрафиолетовой радиации Солнца.

2.Вся толща гидросферы богатая живыми организмами, занимает слой воды до 200 м, но некоторые организмы обнаружены и на максимальной глубине глубоководных океанских впадин – до 11 км.

3.Литосфера. Нижняя граница жизни располагается в земной коре на глубине приблизительно 10 м, хотя отдельные виды микроорганизмов встречаются в нефтеносных слоях на глубине до 3 км.

4. Биосфера — оболочка Земли, в пределах которой существует жизнь. Биосфера включает нижнюю часть атмосферы (15-20 км), верхнюю часть литосферы и всю гидросферу. Нижняя граница опускается в среднем на 2-3 км на суше и на 1-2 км ниже дна океана. В местах с наиболее благоприятными условиями существования отмечается наибольший расцвет жизни.

-Какие условия необходимы для существования живых организмов в биосфере?

3. Постановка проблемного вопроса.

От кого совершенно не защищены живые организмы, и к чему это приводит? (Живые организмы не защищены от воздействия человека, и его деятельности. Это приводит к изменению условий жизни живых организмов, а порой к их исчезновению.)

Картинки, иллюстрирующие хозяйственную деятельность людей (антропогенное воздействие на природу).

4. «Мозговой штурм» (работа в парах). В тропосфере образовалась озоновая дыра. Что необходимо срочно предпринять для защиты живых организмов? Предложите свое решение, найдите ответ в тексте учебника.

(Люди должны бережно относиться к природе, охранять и разумно вести свою деятельность).

-Вернёмся к целям урока. На все ли вопросы мы ответили?

-Поднимите руки, кому было интересно. О чем бы вы хотели рассказать родителям из того, что узнали на уроке?

— Что нового для себя вы сегодня узнали?
-Поднимите руки, кто понял сегодняшний материал. Что для вас сегодня было самым сложным?
-Есть в классе такие, кто не понял материал?

Ребятам предлагается поработать с индивидуальной карточкой.

Письменная работа: допишите недостающие слова: в тексте которого нужно заполнить пробелы, воспользовавшись учебниками, записями в тетради и активной работой на уроке.

Учащиеся записывают ответы в тетрадях и проводят самопроверку.

Учащиеся проверяют свои работы и оценивают себя ( ставят себе + за каждый правильный ответ).
— Ребята, есть среди вас те, кто правильно подобрал 5 ответов? Вы отлично справились с заданием.

— А есть у нас такие, кто подобрал 5 правильных ответа? Вы хорошо поработали!
— Поднимите руки те, у кого 3 найденных ответа. Вы справились с заданием удовлетворительно!

— Сейчас я предлагаю оценить работы всей группы У вас на столах есть Карта оценивания участия в группе.
6. Домашнее задание.

Слайд _____. Домашнее задание.
Параграф 25, пересказывать, знать определение и основные термины, учить вывод.
Желающим: составить кроссворд «Биосфера» с использованием основных понятий.

( 11-12 слов – на «5», 9-10 слов – на «4»).

У вас на столах лежат цветные фигурки . Каждому предлагается выбрать соответствующую фигуру. Если человеку было интересно, он работал и разобрался с материалом, то он может выбрать цветочек и прикрепить к своей тетрадке; а если человеку было скучно, безразлично и он на уроке отдыхал, то квадратик.

Вложите квадратики в тетрадь. По выбранным квадратикам я сделаю вывод о состоянии «биосферы» в 5Г классе к концу урока.

А мне бы хотелось закончить урок на лирической нотке

Слайд ___ «Берегите природу и планету Земля!»

Слайд _____Благодарю за работу! Всего вам доброго!

Источник

Читайте также:  Сколько стоит пай земли в волгоградской области кумылженский район
Adblock
detector