Меню

Блаженны кроткие ибо они наследуют землю что это значит

Что означает заповедь «кроткие наследуют землю»?

«…ибо они наследуют землю»

Бог Есть‎ для С Богом по жизни

Вы нетерпеливы, властны, вспыльчивы? Тогда послушайте Иисуса: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5:5).

Мир мало ценит мягкость и кротость. Мирские заповеди блаженства ближе к таким формулировкам: «Блаженны самоутверждающиеся, ибо они добьются своего»; «Блаженны рекламирующие себя, ибо они будут замечены»; «Блаженны напористые, ибо они преуспеют». И всё же Иисус сказал: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

Последняя часть этого обещания — «они наследуют землю» — разжигает воображение и производит немалые споры. Что имел в виду Иисус, сказав, что кроткие наследуют землю? И как кротость и счастье связаны между собой?

Иисус сказал, что имеющие это качество «блаженны». Как кротость связана со счастьем? Как и в случае с предыдущими блаженствами, кротость уже сама по себе способствует истинному счастью — потому что мягкий, кроткий человек больше думает о нуждах других людей, чем о своих собственных. Поэтому, в отличие от большинства людей в мире, он не исполнен досады по поводу того, что другие не удовлетворяют его нужды. Однако главный акцент в нашем тексте опять делается на том, что счастье это — в обещании.

Обещание в Мф. 5:5 поразительно: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Что это значит? В каком смысле кроткие «наследуют землю»?

Что это обещание не означает

Это обетование не означает, что кроткие наследуют землю в юридическом смысле. Вспомните два примера кротости, которые мы обсудили: Моисея и Иисуса. Маккорд пишет: «Если кто-то думает, что Иисус имел в виду эту землю в буквальном смысле, тогда самый кроткий человек из всех не получил обещанного. Моисей не имел дома и сорок лет скитался в надежде наследовать землю обетованную, но только взглянул на неё издали (Втор. 34:1–5). Библия также говорит нам о кротости Иисуса, но Он был далёк от того, чтобы буквальным образом наследовать землю. Иисус сказал: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнёзда, а Сын Человеческий не имеет где приклонить голову» (см. Лк. 9:58).

Тем не менее, в моих папках есть письма и статьи, в которых люди утверждают, что в одно прекрасное время христиане будут иметь юридические права на физическую землю. Их любимый текст — Мф. 5:5: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Например, есть премилленарии, которые вписывают это обещание в свой сценарий конца света. Они говорят, что Иисус вернётся на землю и будет в буквальном физическом смысле царствовать тысячу лет. И в течение этого времени, утверждают они, дети Божьи получат в наследство землю.

А ещё есть такие, которые учат, что на небеса отправятся только 144 000, а остальной Божий народ будет вечно жить на земле. Двое приверженцев этой теории однажды постучались ко мне в дверь. Они стали рассказывать, что земля очистится от греха и зла, на ней исчезнут болезни и смерть и будет сплошное счастье. «Ну разве не замечательно?» — спросили они. «Да вообще-то нет, — ответил я. — Ведь я ожидал нового неба и новой земли (2 Пет. 3:13; см. Отк. 21:1), а всё, что вы обещаете мне, это подлатанная, подремонтированная земля. Даже ребёнок знает разницу между новой и залатанной одеждой».

Библия не учит, что кроткие наследуют землю, получив её в законную собственность сейчас, как и тому, что они получат её в этом смысле позже. Пётр писал: «Придёт же день Господень, как вор ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3:10).

Что это обещание означает

Что же тогда это обещание означает? В каком смысле кроткие наследуют землю? Как и в случае с уже рассмотренными обещаниями, это обещание по своей природе не физическое, а духовное. Ученики Иисуса надеялись, что Мессия будет военачальником, который завоюет землю и затем передаст её им, чтобы они правили на ней. Иисус развеял эти надежды, сказав: «Царство Моё не от мира сего» (Ин. 18:36).

Однако даже если мы согласимся, что данное обещание духовное, это всё равно не проясняет вопрос, имеет «земля» в нашем тексте отношение к этой жизни или к грядущей. Некоторые настаивают, что обещание относится только к этой жизни. Другие так же упрямо утверждают, что оно не может относиться к этой жизни, а значит, должно говорить о жизни грядущей. Позвольте мне ещё раз высказать ту мысль, что это обещание имеет двоякое исполнение: частичное в этой жизни и полное в грядущей.

Читайте также:  Оболочки земли по порядку 6 класс география

В этой жизни. В Ветхом Завете Давид говорит практически теми же словами, что и Иисус в Мф. 5:5: «А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира» (Пс. 36:11). В Пс. 36 кроткие — это те, кто уповает на Господа (ст. 3) и кто терпеливо ждёт, что Он накажет делающих зло (ст. 7–9). Однако для нас самый большой интерес представляет слово «земля». «Земля» в псалме — это географическая местность, известная как земля Ханаанская. Только смиренные и кроткие, утверждал Давид, насладятся благословениями в этой земле. Я считаю, что точно так же только кроткие могут в полной мере наслаждаться благословениями этой земли, на которой они живут сейчас.

Только кроткий христианин наследует землю, «в смысле наследования самой богатой, самой полной и самой насыщенной жизни, какую только может дать эта земля» (Шуберт). Павел говорил как раз о такой жизни, когда писал о себе: «…мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор. 6:10). Он заверил коринфян: «…ибо всё ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее — всё ваше; вы же — Христовы, а Христос — Божий» (1 Кор. 3:21–23). «Всё ценное в этом мире принадлежит кротким. Юридически они могут не иметь в личной собственности ни пяди земли, но они понимают, что вся земля принадлежит Яхве и они могут наслаждаться всей её красотой и великолепием» (Толл).

Незадолго до моей первой проповеди по заповедям блаженства я присутствовал на похоронах члена церкви в Команчи, штат Оклахома, Джуела Томаса. Он был скромным человеком, фермером. Прощание с ним проходило в большом актовом зале средней школы. Все стулья были заняты, и люди стояли вдоль стен. Одним из текстов, прочитанных во время службы, был Мф. 5:5: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Тогда впервые этот текст приобрёл для меня особый смысл. Брат Томас не был богатым, но он унаследовал истинные благословения этой жизни, включая уважение всей округи. Джордж Макдональд писал: «Кто больший собственник в мире — тот, у кого тысяча домов, или у кого нет ни одного дома в собственном владении, но есть десять домов, постучавшись в двери которых, он будет встречен бурной радостью? Кто богаче — тот, кто, исчезни его огромные деньги, не найдёт себе пристанища, или тот, ради удовлетворения нужд которого сотни пожертвуют своим комфортом?»

Многие из нас, наверное, знают очень богатых, но несчастных людей, а также людей небогатых, но счастливых. Не большое состояние делает нас счастливыми, а отношение к жизни. Дон Хамфри отмечает, что «по-настоящему наслаждаться благословениями могут лишь те, кто не держится за земные вещи, кто считает их ниже духовных благословений». И что кроткий человек не обременён собственностью и не боится утратить её.

В жизни грядущей. Многое ещё можно сказать о кротких, наследующих самое лучшее, что есть в этой жизни, но давайте обратимся к жизни грядущей. Как и в случае со всеми заповедями блаженства, полное исполнение этого обещания будет на небесах. В Евр. 11 мы читаем о героях веры: «Все они умерли в вере, не получив исполнения обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному. Поэтому и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город» (ст. 13–16).

Через две главы автор скажет: «Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего [то есть на небесах]» (13:14; см. Отк. 21:2, 10).

В Рим. 8 Павел писал о нашем духовном наследии. Он сказал, что мы «наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (ст. 17). Он понимал, что наши благословения в этой жизни всегда будут смешаны со страданием, и потому с надеждой ожидал жизни грядущей. Он продолжил: «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас» (ст. 18). В конце своей жизни он написал: «И избавит меня Господь от всякого злого дела, и сохранит для Своего Небесного Царства. Ему слава во веки веков. Аминь» (2 Тим. 4:18).

Читайте также:  Как оформить захват земли в собственность в снт

Полное и окончательное исполнение обещания «они наследуют землю» произойдёт, когда мы увидим «новое небо и новую землю» (Отк. 21:1; см. 2 Пет. 3:13), — жилище Самого Бога на небесах. Нет большего стимула стремиться быть такими, какими мы должны быть.

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5:5). Вы хотите «наследовать» землю — наслаждаться самым лучшим, что может дать эта земля, и предвкушать «новую землю»? Тогда вы должны быть кроткими.

Помните, что кротость — это больше, чем просто мягкий голос и любезное отношение к другим. Некоторые эту заповедь блаженства считают самой трудной, потому что она предполагает полное подчинение Божьей воле. Гордый человек говорит Богу: «Я не нуждаюсь ни в Тебе, ни в Твоём пути». А кроткий говорит так: «Боже, я осознаю свою слабость и понимаю, что у меня нет ничего ценного, что бы я мог предложить Тебе, но я благодарен, что Ты любишь меня и сделал ясным путь к спасению. И я смиренно покоряюсь Твоей воле». Если вы не чадо Божье или неверное чадо, продемонстрируйте смирение и придите к Господу сегодня же.

Источник

Блаженны кроткие

Третья заповедь блаженства звучит так: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5, 5). Кто такие кроткие и что такое кротость?

Молчать и терпеть.

У известного духовного писателя XX века святителя Николая Сербского (1881-1956 гг.) есть замечательное высказывание: «Кротость есть дочь плача и внучка смирения». Получается, что кроткий – это тот, кто молча терпит все жизненные неурядицы и унижения, а ко всему прочему – готов безропотно подчиняться. Если предыдущие заповеди о духовной нищете и духовном плаче современному человеку еще можно как-то понять и принять – да, во всем нужно полагаться на Бога и хорошо бы оплакивать свои грехи – но вот как быть кротким? Что доброго и полезного в постоянном терпении, вплоть до «радости в унижениях»? Мир диктует совершенно другие условия, ведь как известно, «выживают сильнейшие». Для победы здесь и сейчас больше востребована дерзость – качество противоположное кротости. Почему именно я должен терпеть, подчиняться, прощать, любить? Пусть меня терпят, подчиняются, прощают и любят. А я буду только потреблять. И как это ни странно – именно такие люди благоденствуют, получая от жизни все.

Еще более интересно, что это противоречие заметили не сегодня и даже не вчера. Заповедь о блаженстве кротких – прямая цитата из Псалтири: Кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира (Пс. 36, 11). Псалом 36 – это рассуждение о праведниках и нечестивых. Псалмопевец видит, что нечестивые – преуспевают в пути своем, в их руках – мечи и луки, они обладают многими богатствами, они подобны крепкому, укоренившемуся многоветвистому дереву (см. Пс. 36, 7, 14, 16, 35). А что остается праведнику? Уповать на Господа и делать добро; жить на земле и хранить истину (Пс. 36, 3). Потому что только добро, вера, надежда и любовь – есть настоящая жизнь, настоящее существование. Успех нечестивого – иллюзия, обман. Все это есть только здесь и сейчас. У нечестивых нет и не может быть будущего: Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут (Пс. 36, 1-2) иУклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек: ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; и потомство нечестивых истребится. Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек (Пс. 36, 27-29).

Господь не случайно взял слова именно из этого псалма. Оккупированная римлянами Иудея видела то, о чем говорилось в приведенных только что цитатах. Нечестивые язычники, утвердившиеся в своем звании властителей мира, притесняющие бедных и попирающие святыни покорили избранный народ Божий. И уже сама надежда на обещанного Богом Спасителя превратилась в ожидание лидера, который поведет армию на освободительную войну и покорит и уничтожит врагов. Но пришедший Спаситель кротко напоминает о том, что именно кротость и терпение сделают верующих наследниками обетований Божиих. В этих словах – призыв переосмыслить весь привычный нам порядок. И не просто переосмыслить, а изменить его, начав прежде всего с самих себя. Будьте кроткими, любящими, терпеливыми, а не дерзкими, гордыми, ненавидящими и мстительными. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44).

Читайте также:  Как обеззараживать землю в парнике

Уподобиться Христу

Господь Иисус Христос говорил о Себе: Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Кроткие – уподобляются Христу. Но Христос обещал кротким – наследовать землю. Какую землю и где? И унаследовал ли Он Сам, будучи кротким? Конечно, видеть в словах Христа обещание благоустроенного земельного участка будет ошибкой. Ведь и Сам Обещавший не владел ничем в земной жизни – у него не было даже места, где Он мог быприклонить голову (Мф. 8, 20). И снова перед нами парадокс – Христос, как Бог – Владыка мира, но одновременно – он беднее всех — лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда (Мф. 8, 20), а Он – ничего. Ничего из земных благ, ничего из того, что порой превращается в идола, в жертву которому приносится все. Господь же обещает кротким землю, где живут и не умирают – землю живых (Пс. 26, 13), вечную жизнь с Богом, ту жизнь, которой живет Сам Христос. И принять это дар могут только те, кто был кроток, кто был терпелив и незлобив, кто готов был открыть свою любовь другим. По-настоящему обладать может только искренний и бескорыстный. Бог любит человека не потому, что желает что-то получить в ответ на эту любовь (да и имеет ли Бог в чем-то нужду в нашем смысле?), а потому, что Он Сам – Любовь. Поэтому признаками кротости можно назвать искренность и бескорыстие – стремление отдать самого себя, не ожидая награды. Потому что награда от Бога – превыше любых ожиданий. Эту мысль лучше всех выразил апостол Павел, когда написал христианской общине города Филиппы, что Христос уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (Фил. 2, 7-10).

В известной книге Клайва Стейплза Льюиса (1898-1963 гг.) «Письма Баламута», где старый опытный бес – Баламут — дает советы своему молодому племяннику – бесу-искусителю Гнусику, высказана простая и очень глубокая мысль о том, что когда человек искренне и бескорыстно наслаждается чем бы то ни было, он тем самым защищает себя от самых тонких бесовских искушений. Потому что соединенная с искренностью и бескорыстием кротость открывает путь Богу в сердце человека.

В этом кроется ответ на вопрос, поставленный в начале наших рассуждений – как можно быть кротким в этом мире? Подлинную кротость, кротость во всей ее полноте явил Иисус Христос. А это значит, чтобы быть кротким, нужно быть таким, как Христос. Возможно ли это для человека? Человек не может стать Христом в прямом смысле, потому что Христос – вечный Бог. Но каждый из нас – и все мы вместе в Церкви, Теле Христовом – может стать богоподобными, то есть похожими на Христа. Сила Христова явилась именно в кажущемся поражении – отвержении народом, распятии и смерти. Распятие и смерть – стали не бесславным концом, а вечной победой над грехом. Победа пришла оттуда, откуда ее сложнее всего было бы ожидать. Поэтому и наша победа связана с теми добродетелями, которые менее всего ценятся в этом мире. Наверное, это можно назвать одним из свойств Божиих – являть Себя через то, чего никто не ожидает. И одно из самых ярких явлений силы Божией – это явление пророку Илие: И сказал (Господь Илие): выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра… (3 Цар. 19, 11-12). Не в разрушительной и неуправляемой стихии видим мы Бога, а в освежающем и ласковом прикосновении тихого ветра, чуть слышно шелестящего листву. Тихо и кротко прикосновение Бога…

Газета «Саратовская панорама» № 40 (968)

Источник