Меню

Бог нуми торум опоясал землю золотым поясом

Бог нуми торум опоясал землю золотым поясом

2. В январе 1988 г. в записи пластинки французского панк-рокера Бертрана принял участие человек, имеющий всемирную известность. Он не пел, а просто читал стихи Бертрана, но зато на пяти языках: английском, итальянском, испанском, польском и французском. Как зовут эту знаменитость?

3. Как известно, изделия из шерсти садятся. Австралийские ученые изобрели против этого средство. В его состав входят молибден, сульфаты и еще некоторые компоненты, хранящиеся в строгой тайне. Как пользоваться этим средством, чтобы шерстяные вещи не садились?

4. В Западной Сибири у хантов существовал миф о том, что бог Нуми-Торум опоясал землю золотым поясом. Как мы сейчас называем этот пояс?

5. Выходящая в столице Зимбабве газета подверглась насмешкам читателей за то, что поместила объявление администрации местного зоопарка: «Кормление крокодилов происходит по средам и субботам в 4.30 пополудни. Приходите сами и приводите детей». Само по себе объявление безобидно. Ответьте, о чем была статья, под которой поместили объявление?

6. Как ни странно, Китай, объявивший настоящую всенародную войну главным порокам общества, выбился в мировые лидеры по производству этих изделий. Большая часть этих изделий экспортируется в десятки стран, в том числе и в Россию. У профессиональных порочных людей эти изделия используются только одноразово. Что же это за порок?

7. После смерти богатого человека в Древнем Риме с него снимали посмертную маску, которая помещалась в доме на видное место для того, чтобы присутствующие никогда не забывали ни об усопшем, ни о его деяниях. Если умирал еще один знатный родственик, то маски выставляли в погребальном шествии, надевая их на людей, которые походили на умерших ростом и телосложением. Как же называли тех людей, которые надевали на себя посмертные маски?

8. В.Соловьев, «Три разговора»:
«- Они свое собственное африканское отечество создают.
— А что за люди там обитают?
— Там обитает помесь евреев и негров, они ни белы, ни черны, а. »
Каковы?

9. Подпись к фотографии, опубликованной в газете «Спорт-Экспресс», гласила: «Южная Корея отправляет свою заявку на проведение чемпионата мира по футболу 2002 года». На фотографии были изображены три человека, которые вместе проделывали одно и то же движение. Какое?

10. Что, по мнению известного кутюрье Ива Сен-Лорана, главное в женском платье?

Авторы: А.Друзь, И.Талалай, Л.Евдокимов, Г.Глазов, С.Хотин, И.Сафронов, С.Гаврилов, А.Либер, А.Сергеев, А.Вавилов
© «Игра»

Источник

Нум-Торум

Нум-Торум — в мифологии хантов и манси небесный бог. У него есть жена — Калтась-эква. Шесть сыновей и дочь небесного бога стали территориальными ду­хами-покровителями. Это Полум-Торум (на реке Пелым), Ас-ях Торум (в ни­зовьях Оби), Нер-Ойка (Урал), Аут-отыр (на реке Аут, его символ щука), Ай-Ас-Торум (в верховьях Оби — так называемый «Обский старик», с рогами и хоботом, притягивавшем рыбу, его идол стоял около Обдорска), Тахткотль-Торум (река Сосъва, символ лягушка) и дочь Казым-ими, непобедимая богатырша. Всеобщее значение у хантов и манси получил седьмой сын Нум-Торума — Мир-Суснэ-хум (за миром наблюдающий человек) — посред­ник на путях живых и мертвых.

Другие названия

«Белый старик», «Золотой свет», «Господь».

Положение в пантеоне богов, описание

Нум-Торум являлся создателем мира. Народная фантазия представляла его Седым старцем в сияющих золотом одеждах. Сидя на небе на золотом стуле он дер­жит в руке посох с золотым набалдашником и наблюдает в дыру за жизнью на земле. На верхнем небе выстроено жилище Нум-Торума, «с серебряным дымоходом, с золотым дымоходом». Дом полон богатства, в нём семь отделений, где хранятся книги судьбы. Перед домом — столб для привязывания верховых лошадей и лестница, соединяющая небо и землю. На священном лугу с золотой травой пасутся лошади, коровы и олени. Крылатая Калм — вестница богов обеспечивает передачу приказов и но­востей.

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Викифицировать статью.
  • Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Нум-Торум» в других словарях:

НУМИ-ТОРУМ — (букв. «верхний бог»), Нум Торум, Торум, в мифологии обских угров верховное божество, бог неба, демиург. Среди большого числа параллельных имён и постоянных эпитетов Н. Т.: «большой (великий) бог», «белый бог», «золотой свет», «верхний мир» и др … Энциклопедия мифологии

Читайте также:  Ноль берем не из счетчика а из земли

КОРС-ТОРУМ — Кворыс Торум (у манси), Нум Курыс (у ханты), в обско угорской мифологии родоначальник божеств и создатель мира. После потопа роль верховного небесного божества перешла к его сыну Нуми Торуму, сам К. Т. полностью отошёл от земных дел. Существует… … Энциклопедия мифологии

Калтась-эква — Алексей Фанталов «Мать Калтась» Калтась эква (манс. Калтась женщина) Калтась, Йоли торум сянь (манс. Нижнего мира мать), Калтась сянь торум (манс. Калтась мать небо) верховная богиня мать в мансийской мифологии. В этом образе реа … Википедия

Вогулы — Манси Общая численность: 11 432 (2002) Расселение: Россия Язык: русский, мансийский Религия … Википедия

Вогуличи — Манси Общая численность: 11 432 (2002) Расселение: Россия Язык: русский, мансийский Религия … Википедия

Ханты-мансийская мифология — Традиционные религии Ключевые понятия Бог · … Википедия

ФИННО-УГОРСКАЯ МИФОЛОГИЯ — угро финская мифология, мифологические представления финно угорских народов, восходящие к эпохе их общности (примерно 3 2 е тыс. до н. э.). Древние финно угры расселились к 1 му тыс. н. э. из Приуралья и Поволжья до Прибалтики (современные финны … Энциклопедия мифологии

КЕТСКАЯ МИФОЛОГИЯ — мифология кетов (енисейских остяков), представителей некогда многочисленной енисейской языковой семьи, куда входили помимо кетов и сымцев (югов) котты, аринцы, ассаны, пумпокольцы и некоторые другие народы, утратившие в течение 18 19 вв. свой… … Энциклопедия мифологии

МЕДВЕДЬ — В мифологических представлениях и ритуале М. может выступать как божество (в частности, умирающее и возрождающееся), культурный герой, основатель традиции, предок, родоначальник, тотем, дух охранитель, дух целитель, хозяин нижнего мира, священное … Энциклопедия мифологии

Народов Сибири религиозные верования — В Сибири проживает более 30 аборигенных народов, относящихся к 9 языковым группам: 1) самодийская (ненцы, энцы, нганасаны, селькупы); 2) угорская (ханты, манси), угры и самоДийцы нередко включаются в одну, уральскую, семью языков; 3) стоящая… … Религии народов современной России

Источник

Как Нуми-Торум сотворил мир

Как Нуми-Торум сотворил мир

Верховным богом ханты и манси считали Нуми-Торума (Нум-Торума, Торума, т. е. «Верхнего бога»), «Большого старика» (Алле-ики), Сорни-Торума («Золотого Торума»), обитавшего на небе: слово торум имело много значений — «небо», «Вселенная», «погода», «бог» (как и финское слово юмала). Нуми-Торум (в других мифах — его отец Корс-Торум) велел гагаре, плававшей в водах Мирового океана, трижды нырять на дно, пока она не вынесла в клюве ил, из которого Нуми-Торум стал творить землю. В облике гагары, согласно мифам манси, скрывался бог преисподней Куль-отыр, богатырский повелитель злых духов (кулей). Он оставил часть земли в клюве, но когда земля, по повелению Нуми-торума, стала разрастаться, утаенная часть тоже принялась расти, и гагара выплюнула ее из клюва, создав горы (Урал) на ровной поверхности. Чтобы земля не разрасталась до бесконечности и не утонула от собственной тяжести, Нуми-Торум велел Вит-кулю — водяному — пожирать ее. Лесные пожары также делают землю легче и позволяют ей держаться на поверхности океана.

Гагара в мифах разных финно-угорских народов оказывается воплощением злого творца: Омоля у коми, Куль-отыра у манси; даже у саамов она считается женой черта. К «добрым» водоплавающим птицам с древних времен относились лебедь, гусь и утка.

У хантов противником Нуми-Торума был злой дух Кынь-Лунг. Они были братьями, рожденными богиней-матерью Анки-Пугос. Когда уставший от творения бог уснул на созданной им земле, Кынь-Лунг попытался сбросить его в океан. От этого возникли неровности почвы, а земля стала разрастаться. Нуми-Торум не смог жить на земле со злым братом: по Млечному пути он удалился на небо.

Чтобы земля была устойчивой на водах океана, Нуми-Торум, по совету своей сестры, богини земли Йоли-Торум-шань, или Калтащ-эквы, бросил на нее свой пояс, украшенный тяжелыми пуговицами, и тогда он превратился в Уральский хребет, опоясавший середину земли.

Побежденный противник бога-творца проник в преисподнюю, вонзив в землю посох и проделав в ней отверстие (в других вариантах отверстие своим посохом проделывает Нуми-Торум). С тех пор через это отверстие на землю из преисподней проникают вредоносные твари — насекомые. Прежде всего это комары-кровопийцы, мучающие жителей тайги, а также болезни. Богиня — покровительница людей, Мых-ими, в мифах хантов тождественная Анки-Пугос и мансийской Калтащ-экве, загораживает это отверстие своими котлами.

Читайте также:  Индийский океан самый молодой океан земли

Обско-угорский фольклор сохранил фрагменты самого архаичного мифа о творении, когда за землей ныряют (без божественного повеления) две птицы — большая гагара и малая гагарка. Лишь на третий раз птицам удалось достать крупицу земли со дна океана. Они так долго были под водой, что у гагары кровь пошла горлом и окрасила ей грудь. У гагарки кровь потекла из затылка, с тех пор у гагарок красный затылок (этиологический миф об окраске птиц подтверждал истинность мифа о творении). Земля, вынесенная на поверхность океана, стала сама разрастаться и растет все больше и больше.

Другой миф причудливо соединяет библейскую легенду о потопе с древним космогоническим мифом. Безымянные старик и старуха живут в доме на кочке посреди вод океана. С неба прилетают две железные гагары, которые по очереди выносят по кусочку земли и прилепляют их к бревнам избы. У старика есть белый ворон, которого он время от времени выпускает проверить, не выросла ли земля. Первый раз ворон летает недолго, на второй раз исчезает на полдня. В третий раз он возвращается лишь на третий год — но уже черным. Старик спрашивает ворона, почему тот почернел, и тот признается, что нашел на краю земли труп человека и поклевал падали. Тогда старик заклял его: ворон не будет сам добывать зверя и рыбу — он всегда будет питаться падалью. Сходный апокрифический миф рассказывается о Ное, который выпустил ворона из ковчега, чтобы он узнал, отступили ли воды всемирного потопа: такой миф был известен также саамам.

Еще один миф о сотворении мира содержит малоаппетитную на современный взгляд подробность. «Светлый муж-отец», как именуется Нуми-Торум уже под влиянием христианства, создал этот мир, который отождествляется с Сибирью. У него уже есть сын, который спрашивает у отца, не может ли он создать посреди океана холм, на котором он мог бы уместиться? Сын сам высмаркивает из глотки сопли, которые и становятся основой земли. Но тут творец видит нечто, всплывающее и вновь тонущее. Это оказался черт — куль, несомый ветром. Тогда мальчик выпускает своих помощниц — двух гагар, которые и разрывают черта.

Затем мальчик решается отправить птиц на поиски настоящей земли: одна из них скрывается под водой почти семь лет (без семи месяцев) и не достает земли, другая выныривает через семь лет и стряхивает со своих крыльев каменистую землю.

Читайте также

Нуми-Торум — «Верхний бог»

Нуми-Торум — «Верхний бог» Небесный бог ниспосылает на землю свет, недаром он именуется также Сорни-пос («Золотой свет»). Он стал верховным богом после всемирного потопа, когда искупался в огненных водах, обрел чудесную силу и воссоздал землю. Нуми-Торум живет в своем

Братья и сестры Нуми-Торума

Братья и сестры Нуми-Торума У верховного бога есть и другие братья и сестры. Его сестра Хотал-эква — богиня солнца; днем она проезжает по небу на крылатом олене, пылающем золотым огнем, вечером опускается в озеро с живой водой. Вечерняя заря — волосы Хотал-эквы, солнечный

Семь сыновей Нуми-Торума

Семь сыновей Нуми-Торума Всеми земными делами занимаются семь сыновей Нуми-Торума, которых он послал на землю. Они стали покровителями всех групп обских угров. Старший сын Полум-Торум (или Топал-ойка) — бог реки Пелым — был участником творения мира и человека. Он владеет

Источник

Прочитайте онлайн Мифы финно-угров | Как Нуми-Торум сотворил мир

Как Нуми-Торум сотворил мир

Верховным богом ханты и манси считали Нуми-Торума (Нум-Торума, Торума, т. е. «Верхнего бога»), «Большого старика» (Алле-ики), Сорни-Торума («Золотого Торума»), обитавшего на небе: слово торум имело много значений — «небо», «Вселенная», «погода», «бог» (как и финское слово юмала ). Нуми-Торум (в других мифах — его отец Корс-Торум) велел гагаре, плававшей в водах Мирового океана, трижды нырять на дно, пока она не вынесла в клюве ил, из которого Нуми-Торум стал творить землю. В облике гагары, согласно мифам манси, скрывался бог преисподней Куль-отыр, богатырский повелитель злых духов (кулей). Он оставил часть земли в клюве, но когда земля, по повелению Нуми-торума, стала разрастаться, утаенная часть тоже принялась расти, и гагара выплюнула ее из клюва, создав горы (Урал) на ровной поверхности. Чтобы земля не разрасталась до бесконечности и не утонула от собственной тяжести, Нуми-Торум велел Вит-кулю — водяному — пожирать ее. Лесные пожары также делают землю легче и позволяют ей держаться на поверхности океана.

Читайте также:  Как перебраться через ущелье в пепельных землях

Гагара в мифах разных финно-угорских народов оказывается воплощением злого творца: Омоля у коми, Куль-отыра у манси; даже у саамов она считается женой черта. К «добрым» водоплавающим птицам с древних времен относились лебедь, гусь и утка.

У хантов противником Нуми-Торума был злой дух Кынь-Лунг. Они были братьями, рожденными богиней-матерью Анки-Пугос. Когда уставший от творения бог уснул на созданной им земле, Кынь-Лунг попытался сбросить его в океан. От этого возникли неровности почвы, а земля стала разрастаться. Нуми-Торум не смог жить на земле со злым братом: по Млечному пути он удалился на небо.

Чтобы земля была устойчивой на водах океана, Нуми-Торум, по совету своей сестры, богини земли Йоли-Торум-шань, или Калтащ-эквы, бросил на нее свой пояс, украшенный тяжелыми пуговицами, и тогда он превратился в Уральский хребет, опоясавший середину земли.

Побежденный противник бога-творца проник в преисподнюю, вонзив в землю посох и проделав в ней отверстие (в других вариантах отверстие своим посохом проделывает Нуми-Торум). С тех пор через это отверстие на землю из преисподней проникают вредоносные твари — насекомые. Прежде всего это комары-кровопийцы, мучающие жителей тайги, а также болезни. Богиня — покровительница людей, Мых-ими, в мифах хантов тождественная Анки-Пугос и мансийской Калтащ-экве, загораживает это отверстие своими котлами.

Обско-угорский фольклор сохранил фрагменты самого архаичного мифа о творении, когда за землей ныряют (без божественного повеления) две птицы — большая гагара и малая гагарка. Лишь на третий раз птицам удалось достать крупицу земли со дна океана. Они так долго были под водой, что у гагары кровь пошла горлом и окрасила ей грудь. У гагарки кровь потекла из затылка, с тех пор у гагарок красный затылок (этиологический миф об окраске птиц подтверждал истинность мифа о творении). Земля, вынесенная на поверхность океана, стала сама разрастаться и растет все больше и больше.

Другой миф причудливо соединяет библейскую легенду о потопе с древним космогоническим мифом. Безымянные старик и старуха живут в доме на кочке посреди вод океана. С неба прилетают две железные гагары, которые по очереди выносят по кусочку земли и прилепляют их к бревнам избы. У старика есть белый ворон, которого он время от времени выпускает проверить, не выросла ли земля. Первый раз ворон летает недолго, на второй раз исчезает на полдня. В третий раз он возвращается лишь на третий год — но уже черным. Старик спрашивает ворона, почему тот почернел, и тот признается, что нашел на краю земли труп человека и поклевал падали. Тогда старик заклял его: ворон не будет сам добывать зверя и рыбу — он всегда будет питаться падалью. Сходный апокрифический миф рассказывается о Ное, который выпустил ворона из ковчега, чтобы он узнал, отступили ли воды всемирного потопа: такой миф был известен также саамам.

Еще один миф о сотворении мира содержит малоаппетитную на современный взгляд подробность. «Светлый муж-отец», как именуется Нуми-Торум уже под влиянием христианства, создал этот мир, который отождествляется с Сибирью. У него уже есть сын, который спрашивает у отца, не может ли он создать посреди океана холм, на котором он мог бы уместиться? Сын сам высмаркивает из глотки сопли, которые и становятся основой земли. Но тут творец видит нечто, всплывающее и вновь тонущее. Это оказался черт — куль, несомый ветром. Тогда мальчик выпускает своих помощниц — двух гагар, которые и разрывают черта.

Затем мальчик решается отправить птиц на поиски настоящей земли: одна из них скрывается под водой почти семь лет (без семи месяцев) и не достает земли, другая выныривает через семь лет и стряхивает со своих крыльев каменистую землю.

Источник