Меню

Богиня земли в бурятии

Богиня Янжима показывает свой лик не всем

Поездка к лику богини Янжимы у всех в Бурятии и не только в республике вызывает первую ассоциацию: она дарует «половинку» и детей.

Трудно сказать, сколько за десять лет открытия лика Янжимы, тут побывало семейных пар и одиноких людей, которые хотят простого человеческого счастья. Говорят, очень многим Янжима помогла.

Янжима – богиня искусств, наук, ремесел, мудрости и благоденствия. Она ассоциируется с чистотой, невинностью и творением нового.

Индийское имя богини Янжимы – Сарасвати. В глубокой древности в Индии была почитаема река Сарасвати. Светлая река Сарасвати, изливавшаяся с горных вершин, долго дарила ясность чувствам и мыслям людей. И на ее берегах многие находили прибежище для спокойных раздумий и вознесения молитв. Позже она вознеслась на небо, приняв облик вечно юной богини Сарасвати. На небесах стала она дарительницей знаний.

Для бурят Янжима – одна из самых почитаемых богинь, которая также считается богиней мудрости и покровительницей материнства, детей и студентов. Она дарует человеку всевозможные эстетические знания, красноречие, тонкий ум. Богине Янжиме поклоняются артисты и музыканты, поэты и художники. К ней обращаются бездетные женщины.

Считается, что божественная Янжима спустилась с небес в Баргузинскую долину, лежащую у подножия Баргузинских гор. В монгольских летописях XIII века земля к востоку от Байкала между Баргузинским и Икатским хребтами называлась «Баргуджин Тукум» – Край света. По легенде мать Чингисхана, Оэлун была уроженкой Баргузинской долины, а сам монгольский правитель дал наставление тайно похоронить его здесь – на земле предков.

Ламы считают, что богиня проявилась в местности Ярикто Баргузинского района не случайно. Недалеко находится священная гора Бархан Уула.

По легенде, в районе Баргузинской долины, лежащей у подножия Баргузинских гор, жили две сестры. Одна из них, Янжима, обладала прекрасным голосом, пела и радовала людей. В семье, которую она навещала, рождалось много детей. Однажды сестры вознеслись в нирвану, где стали дакинями – небесными принцессами. И вот в начале третьего тысячелетия богиня Янжима спустилась на землю, чтобы помогать людям.

В одном километре от села Ярикта Баргузинского района находится каменная скала, на которой в мае 2005 г. проявилось чудесным образом изображение танцующей богини высотой около 1 м.

По словам старожилов баргузинской долины, у скалы в начале XX века медитировал настоятель первого Баргузинского дацана Содой-лама, который обладал даром предвидения. А в 30-е гг. XX столетия здесь было захоронено имущество бывшего Баргузинского дацана.

Нерукотворный лик был обнаружен ламами традиционной буддийской Сангхи во главе с Пандито хамбо‑ламой Дамбой Аюшеевым, когда они пребывали в этой местности с целью обнаружения спрятанных в годы репрессий буддийских реликвий, а также определения места для строительства будущего дацана.

Причиной поисков послужила найденная дровосеками четырьмя годами ранее в расщелине скалы ритуальная пирамидка с изображением 1000 Будд, которая указывала на особое значение этого места. Сама местность называется «Уулзатараа», что в переводе означает «До встречи» или «Встреча»: здесь находятся две скалы, которые действительно как бы «встречаются» друг с другом. Говорят, именно в этом месте высший мир встречается с миром людей.

Когда ламы приступили к осмотру окрестностей и поискам реликвий, хамбо-лама Аюшеев вошел в состояние глубокой медитации, чтобы «увидеть», где спрятаны реликвии. В этом состоянии он пребывал довольно долго, и после прочтения мантры ясно увидел на скале в 20 м от себя посреди стволов деревьев лик божества. Он был очень четким и различался невооруженным взглядом. Удивительно, но до этого момента никто на этой скале никакого изображения не замечал.

С того времени лик богини Янжимы, обнаруженный на каменных глыбах близ села Ярикта Баргузинского района, стал предметом паломничества жителей Бурятии. На священном месте побывала и группа лам Иволгинского дацана.

Читайте также:  Как сделать чтобы земля не покрывалась коркой

Прекрасный образ танцующей богини Янжимы привлекает всех, ему поклоняются, его почитают, как святыню, к нему обращаются с молитвами о покровительстве и защите, едут издалека, чтобы увидеть и поклониться божественной силе и красоте. Многие считают, что проявление образа богини – это знак особого благоволения неба к забайкальской земле. В конце 2009 г. в Баргузинском районе рядом с местом проявления лика богини Янжимы началось возведение Цогчен дугана Баргузинского дацана или «Дворца богини Янжимы» – «Янжима бурханай ордон».

АРД напоминает о том, что ежегодное поклонение богине Янжиме состоится 23 мая. Так же мы благодарим турагенство «Альфа – тур», семейную пару Туяну и Баира, которые помогают всем желающим добраться до чудесной Янжимы.

Как рассказала Туяна, которая в силу своей работы очень часто бывает у лика Богини, она заметила, что по рассказам паломников, всем Янжима является в разных обличьях. Кому-то – беременной, кому-то в юбке, а кто-то ее видит с «телохранителем» рядом. Кому-то Янжима может и вовсе не показаться. Значит, не пришло время.

Иногда может неожиданно сломаться машина перед поездкой. Это, вероятно, тоже своеобразный знак того, что кому-то пока “ дорога закрыта».

Отправляясь в это поистине чудесное место Баргузинской долины, надо действительно ощущать значимость момента, ведь паломнический тур – это откровение, таинство и чудо одновременно.

Богиня Янжима всем является разной

Источник

Боги небесного и земного мира в бурятском шаманизме (тенгрии и эжины)

Для обозначения богов и духов, во множестве населявшихся разные миры, у бурят употреблялись различные термины: бурхан, тэнгри, хан, нойон, онгон, эжин, заян, буудал и др. Среди них наиболее употребим и многообъемлющ термин эжин, что значит хозяин, владыка.

Бурятский шаманизм имеет определенную иерархическую структуру. Вверху находятся тэнгрии во главе с Вечным Синим Небом (Хухэ Мунхэ тэнгри), ниже находятся их дети – ханы или хаты. Затем идут нойоны, великие эжины, духи знаменитых шаманов и шаманок. Следующий уровень занимают многочисленные местные духи-хозяева, ниже них находятся души простых смертных, не пользующихся особым почитанием.

На небе, по воззрениям бурят, обитали божества-небожители тэнгрии. О численности тэнгриев, об их именах и функциях существуют разные мнения. Согласно одному из наиболее распространенных вариантов, небожители разделены на два враждующих между собой лагеря: западных (добрых, приносящих человеку счастье) и восточных (злых, опасных для человека). Западные божества, по некоторым сведениям, разделяются 99 южных, 55 западных и 77 северных тэнгри, по другому варианту всех тэнгри 99 (55 западных добрых и 44 восточных злых)

В бурятском пантеоне четко прослеживается разделение богов на добрых и злых (западных и восточных). Некоторые исследователи видят в этом следы влияния дуалистического зороастризма. Так или иначе, злые божества и духи занимали не менее важное в повседневной жизни бурят место, чем их добрые «коллеги».

Глава западных тэнгриев сын Вечного Синего Неба Эссэгэ Малаа тэнгри, величественный старец, живущий в прекрасном дворце и имеющий множество слуг. Он добрый старейшина, особо не вмешивающийся в человеческую жизнь, выражающий волю Вечного Неба и определяющий судьбу людей. Восточные тэнгрии (глава божество Ата Улаан) очень жестокие и коварные, именно они посылают людям различные бедствия – эпидемии, голод засуху и.т.п. Жизнь тэнгриев похожа на жизнь влиятельных людей на земле. Они имеют жен, детей, властвуют бесчисленными табунами лошадей и стадами скота. Часто тэнгрии олицетворяли различные атмосферные явления (Будургу Сагаан тэнгри – божество снега, Мэндэри Тэнгри – божество града), а также различные проявления человеческой жизни (Багатур тэнгри – божество силы, Ата Улаан тэнгри – покровитель коней) (источник: Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: история, структра и социальные функции. Новосибирск, 1987)

Читайте также:  Договор дарения арендованной земли

В Срединном мире обитали следующие духи: это хозяева земли богини Эдуген и Ульген-эхэ, эжин тайги Баян Хангай, эжины вод, крупных рек, озер, островов. В подчинение у них было множество мелких духов. Также существовали эжины покровительствовавшие различным сферам людской жизни (хозяйству, ремеслам, искусствам, семейной жизни и.т.п.). Особо почитался у бурят эжин огня Сахаядай нойон, который «развился до положения особого божества, занимающего одно из почетнейших мест в пантеоне» (источник: Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: история, структра и социальные функции. Новосибирск, 1987).

Автор: Василий Телицын. По заказу сообщества Шаманы и шаманизм.

Источник

Кому помогает богиня Янжима?

Многие слышали о богине Янжиме. Лик которой проявился на камне близ села Ярикто Баргузинского района Бурятии. Для верующих это знак особого благоволения неба к забайкальской земле. Однако больше она известна как богиня дарующая детей, семейное благополучие, успех в творчестве. Есть тысячи историй, которые из уст в уста рассказывают люди, которым она помогла. Люди едут издалека, чтобы увидеть и поклониться божественной силе и красоте.

В материале Infpol.ru собрано все что вы хотели узнать. Начнем с истории.

Янжима (тиб. Yang Chenmo , санскр. Сарасвати ) является богиней искусств, наук, ремесел и мудрости. Она также известна как покровительница детей и студентов и ассоциируется с чистотой, невинностью и творением всего нового. Поэтому на праздник Янжимы съезжаются желающие родить женщины, а также артисты, спортсмены, студенты и др. Каждый год в день годовщины проявления богини устраиваются концерты и спортивные соревнования.

Впервые лик богини в Баргузинской долине смог разглядеть Пандито хамбо лама Дамба Аюшеев. Видение появилось в тот момент, когда принималось решение о строительстве дацана.

Фото: vk.com / официальная страница Баргузинского дацана

В 1996 году местный житель заготавливал дрова и нашёл под камнем шкатулку. Он открыл ее и увидел ритуальную пирамидку с изображением 1000 Будд. Мужчина испугался и закрыл шкатулку. Про находку долго не вспоминали.

Затем, в 2005 году, когда ламы традиционной буддийской Сангхи во главе с Пандито хамбо ламой Дамбой Аюшеевым, прибыли в эту местность, чтобы определить место для строительства будущего дацана, им рассказали, что про эту историю. Было решено пирамидку найти. Через 3 часа, когда все устали от поисков, Хамбо лама Аюшеев вошёл в состояние глубокой медитации и спустя продолжительное время ясно увидел на скале в 20-ти метрах от себя, посреди стволов деревьев лик божества. Лик был очень чётким и различался невооружённым взглядом. Удивительно, но до этого момента никто на скале никакого изображения не замечал.

Здесь же, неподалёку от священной горы Уулзахаа нашли буддийские реликвии. В годы репрессий 30-х гг. XX столетия их спрятали ламы Баргузинского дацана, который спасти от разрушения не удалось.

После столь ценных находок, вопрос о строительстве дацана был решен. С того времени лик богини Янжимы, обнаруженный на каменных глыбах стал предметом паломничества.

Фото: vk.com / официальная страница Баргузинского дацана

В основном люди едут к богине с просьбами о замужестве и рождении детей.

Богиня Янжима, как Богиня-мать обладает способностью дарить людям величайший дар — дар материнства. Если вы просите детей, то в дар Богине нужно оставить игрушку. Для этого в месте поклонения установлена специальная колыбелька.

Если вы просите Богиню об удачном замужестве, то подношением служат украшения. Бусы или серьги, свои или новые — не так важно, важна искренность с которой вы молитесь.

Прикосновение к феномену Янжимы лечит души людей, возле неё приходит ясность ума и сердца, каждый приобретает силы для преодоления жизненный трудностей. Чудотворное влияние богини ощущают все, независимо от национальности и от вероисповедания.

Читайте также:  Уровенную поверхность образует физическая поверхность земли

Фото: vk.com / официальная страница Баргузинского дацана

По приезду в Баргузинский дацан необходимо сделать гороо (обойти по часовой стрелке) Цогчен дуган (главный храм). Зайти внутрь, сделать гороо и поклониться божествам. Привезенные с собой чай, молоко, далга (печенье, конфеты) нужно оставить в дацане. Не нужно их нести наверх к богине.

Далее нужно подойти к кассе и заказать молебен согласно расписанию. Названия хуралов и их значение можно спросить на месте. Затем обратиться к одному из лам. На территории дацана стоят домики, где принимают ламы. Рассказать с какими просьбами вы приехали к богине Янжиме. Лама подробно расскажет и объяснит что нужно делать в дальнейшем.

— К примеру, люди которые хотят детей, должны сначала узнать причину их отсутствия, — рассказывает шэрээтэ лама (настоятель) Баргузинского дацана Цыден Намжилов. Бывает пара не подходит по мэнгэ (буд. термин означает совместимость) или их преследует кармические несчастья, родовые проклятия. Может быть дело в медицинских показателях. Для каждого индивидуально. В зависимости от этого ламы объясняют как их снять и как быть дальше. Посоветуют какой ритуал совершить или заказать мантру.

Мы рекомендуем привозить с собой игрушки (если хотят детей), бусы и хадаки пяти цветов (для замужества или женитьбы). Можно принести несколько игрушек сразу. Поднявшись по деревянному настилу наверх к лику богини подношения стоит оставить на специально оборудованном месте.

Далее нужно обойти место 21 раз, проговаривая мантру богини Янжимы — «ОМ НАМА САРА САДЖЕ СУХАА».

Здесь есть свои тонкости. Сделав семь раз гороо нужно остановиться у лика и пристально вглядеться в изображение на камне. На это должно уйти не менее пяти минут. Далее надо совершить еще 7 гороо и опять присмотреться к лику. И так три раза.

Если каждый раз изображение меняется, то это считается хорошим знаком. При этом, человеку Янжима может явиться в абсолютно разных образах.

После этого нужно поблагодарить Богиню, забрать принесенные с собой вещи и спуститься. Бусы можно оставить, потому как из них ламы делают украшения для дацана. В течение трех дней игрушку или бусы следует хранить дома, спрятав от глаз чужих людей.

По истечении трех дней игрушку следует отдать в десткий дом или подарить ребятне из малоимущих семей. При этом лама объясняет, что игрушку нужно отдать тому ребенку, который искренне обрадуется подарку. У детей, которые избалованы вниманием, всевозможными игрушками ваш подарок затеряется и не будет восприниматься как нечто нужное. От этого сила просьбы и желания может ослабиться.

Также следует позаботитьсе о гостинцах и вкусных угощениях для детей, которым преподносится подарок.

Село Ярикто расположено в Баргузинском районе Бурятии в 350 километрах от Улан-Удэ. Можно поехать на личном транспорте. Для других курсируют ежеденевные рейсовые автобусы:

Ежедневно в 8:00, 11:00 и 15:00 с автовокзала (ул.Советская 1.) выезжает автобус Улан-Удэ — Ярикто (до дацана Богини Янжимы). Стоимость 750 руб. Телефон автовокзала: 89516268888.

Ежедневно оттуда же в 08.00 и 11.00 выезжает автобус Улан-Удэ — Курумкан (проезжает рядом с дацаном). Цена билета 760руб. Телефон автовокзала: 89246566360.

Баргузинский дацан работает: в летнее время с 8:00 до 20:00. В зимнее — с 9:00 до 18:00.

При Баргузинском дацане работает кафе и гостевой дом. Гостиница расчитана на 20 человек. В летнее время стоит 650 руб. с человека, в зимнее — 500 руб. Внутри есть телефон, интернет, общая кухня, душ, туалет.

Многие турфирмы организуют туры к Богине. Можно воспользоваться их услугами. Фирмы предоставляют транспорт, гида, который расскажет как и что делать.

Источник