Меню

Божьим гневом из за грехов наших пленил землю русскую хан

Сказание об убиении. князя Михаила Черниговского (перевод)

СЛОВО О НОВОСВЯТЫХ МУЧЕНИКАХ, МИХАИЛЕ, КНЯЗЕ РУССКОМ, И ФЕОДОРЕ, ПЕРВОМ ВОЕВОДЕ В КНЯЖЕСТВЕ ЕГО. СЛОЖЕНО ВКРАТЦЕ НА ПОХВАЛУ ЭТИМ СВЯТЫМ ОТЦОМ АНДРЕЕМ

В год 6746 (1238), по гневу Божиему за умножение грехов наших, было нашествие поганых татар на землю христианскую. Тогда одни затворились в городах своих, другие убежали в дальние земли, а иные спрятались в пещерах и расселинах земных. Михаил же бежал в Венгрию. Те, кто затворился в городах, каялись в своих грехах и со слезами молились Богу, и были они погаными безжалостно перебиты, из тех же, кто скрывался в горах, и в пещерах, и в расселинах, и в лесах, мало кто уцелел. И этих через некоторое время татары расселили по городам, переписали их всех и начали с них дань брать.

Услышав об этом, те, кто разбежался по чужим землям, возвратились снова в земли свои, кто остался в живых, князья и иные люди. И начали татары насильно призывать их, говоря: «Не годится жить на земле хана и Батыя, не поклонившись им». И многие приезжали на поклон к хану и Батыю.

и идолам. А из всех даров, которые привозили с собой для царя, часть брали волхвы и бросали сначала в огонь, а уже потом к царю допускали и самих пришедших и дары. Многие же князья с боярами своими проходили через огонь и поклонялись солнцу, и кусту, и идолам ради славы мира этого, и просил каждый себе владений. И им невозбранно давались те владения, какие они хотели получить — пусть прельстятся славой мира сего.

И вот в то время, когда блаженный князь Михаил находился в Чернигове, Бог, видя, как многие обольщаются славою мира сего, послал на него благодать и дар Святого Духа, и вложил ему в сердце мысль ехать к царю и обличить лживость его, совращающую христиан. Воспылав благодатью Божиею, блаженный князь Михаил решил ехать к Батыю. И, прибыв к отцу своему духовному, поведал он ему, так говоря: «Хочу ехать к Батыю». И отвечал ему духовный отец: «Многие поехавшие исполнили волю поганого, соблазнились славою мира сего,— прошли через огонь, и поклонились кусту и идолам, и погубили души свои. Но ты, Михаил, если хочешь ехать, не поступай так: не иди через огонь, не поклоняйся ни кусту, ни идолам их, ни пищи, ни пития их не бери в уста свои. Твердо стой за веру христианскую, так как не подобает поклоняться христианам ничему сотворенному, а только Господу Богу Иисусу Христу». Михаил же ответил ему: «По молитве твоей, отче, как Бог соизволит, так и будет. Я бы хотел кровь свою пролить за Христа и за веру христианскую». Так же и Феодор сказал. И промолвил отец духовный: «Вы будете в нынешнем веке новосвятыми мучениками на укрепление духа иным, если поступите так».

Михаил же и Феодор пообещали ему так поступить и благословились у духовного отца своего. Тогда он дал им с собою причастие и, благословив их, отпустил, сказав: «Бог да укрепит вас и да пошлет вам свою помощь,— ведь за него вы хотите пострадать». После этого Михаил отправился в дом свой и взял из имения своего все необходимое в дорогу.

Проехав многие земли, прибыл Михаил к Батыю. Поведали Батыю: «Великий князь русский Михаил приехал поклониться тебе». Царь Батый велел позвать волхвов своих. И когда волхвы пришли к нему, то сказал им царь: «Все, что нужно по вашему обычаю, сотворите и с князем Михаилом, а потом приведите его ко мне». Тогда они, придя к Михаилу, сказали ему: «Батый зовет тебя». Он же, взяв Феодора, пошел вместе с ним. И вот дошли они до того места, где были сложены горящие костры по обеим сторонам пути. И все поганые проходили через огонь и кланялись солнцу и идолам. Волхвы также хотели провести Михаила и Феодора через огонь. Михаил же и Феодор сказали им: «Не подобает христианам проходить через огонь и поклоняться ему, как вы поклоняетесь. Такова вера христианская: не велит поклоняться ничему сотворенному, а велит поклоняться только Отцу и Сыну и Святому Духу». Михаил же сказал Феодору: «Нельзя нам поклоняться тому, чему они поклоняются».

Тогда волхвы, оставив Михаила и Феодора на том месте, куда привели их, пошли и сказали царю: «Михаил повеления твоего, царь, не слушает: через огонь не идет и богам твоим не кланяется, говорит, что не подобает христианам проходить через огонь и поклоняться ничему сотворенному, солнцу и идолам, а следует поклоняться только создавшему все это — Отцу и Сыну и Святому Духу». Царь сильно разъярился, и послал одного из вельмож своих, по имени Елдега, и сказал ему: «Так передай Михаилу: “Как посмел повелением моим пренебречь — почему богам моим не поклонился? Теперь одно из двух выбирай: или богам моим поклонишься и тогда останешься жив и получишь княжение, или же, если не поклонишься богам моим, то злой смертью умрешь”».

«Так говорит царь: “Как посмел повелением моим пренебречь — почему богам моим не поклонился? Теперь одно из двух выбирай: или богам моим поклонишься и тогда останешься жив и получишь княжение, или же, если не поклонишься богам моим, то злой смертью умрешь”». Тогда ответил Михаил: «Тебе, царь, кланяюсь, потому что Бог поручил тебе царствовать на этом свете. А тому, чему велишь поклониться,— не поклонюсь». И сказал ему Елдега: «Михаил, знай — ты мертв!» Михаил же ответил ему: «Я того и хочу, чтобы мне за Христа моего пострадать и за православную веру пролить кровь свою».

Читайте также:  Все в таблице по центру земли

Тогда стал говорить ему, горько плача, внук его Борис, князь ростовский: «Господин и отец, поклонись!» Так же и бояре стали говорить: «Все за тебя и со всеми людьми своими примем епитимью». И ответил им Михаил: «Не хочу только по имени христианином называться, а поступать как поганый». И когда говорил с ними Михаил, то Феодор думал про себя: «Ведь может поддаться Михаил мольбам их, вспомнив любовь жены своей и ласки детей своих, и послушается их». Тогда Феодор, вспомнив о наставлении отца своего духовного, сказал: «Михайло, помнишь ли поучение духовного отца нашего, который учил нас от святого Евангелия? Сказал Господь: “Тот, кто хочет душу свою спасти, тот погубит ее, а кто погубит душу свою ради меня, тот спасет ее”. И еще сказал Господь: “Какая польза человеку, если он приобретет царство мира всего, а душу свою погубит? И какой выкуп даст человек за душу свою? Кто будет чтить меня и слова мои в роде сем и признает меня пред людьми, того признаю и я пред Отцом моим небесным. От того же, кто отречется от меня пред людьми, отрекусь и я пред Отцом моим небесным”».

И когда говорил так Феодор Михаилу, то Борис и бояре начали еще настойчивее уговаривать и просить его, чтобы послушался их. Михаил же ответил им: «Не внемлю я вам и душу свою не погублю». После этого Михаил сорвал с себя княжеский плащ свой и швырнул его в ноги к ним, говоря: «Возьмите славу света этого, к которой вы стремитесь!» Когда услыхал Елдега, что не уговорили Михаила, то поехал к царю и поведал ему речи Михаила.

На месте на том было много христиан и поганых, и все слыхали, что ответил Михаил царю. После этого Михаил и Феодор стали отпевать себя и, свершив отпевание, приняли причастие, которое дал им с собою духовный отец их. И вот говорят окружающие: «Михаил, вот уже убийцы едут от царя, чтобы убить вас, поклонитесь и живы останетесь!» Михаил же и Феодор, как одними устами, ответили: «Не поклонимся и вас, думающих только о славе света этого, не послушаем». И начали они петь: «Мученики твои, Господи, не отреклись от тебя, и тебя ради, Христос, страдают», и остальную часть псалма пропели.

И тут приехали убийцы, соскочили с коней и, схватив Михаила и растянув ему руки, начали бить его кулаками по сердцу. После этого повергли ниц на землю и стали избивать его ногами. Так продолжалось долго. И вот некто, бывший прежде христианином, а потом отвергшийся христианской веры и ставший поганым законопреступником, по имени Доман, отрезал голову святому мученику Михаилу и отшвырнул ее прочь. После этого сказали Феодору: «Если ты поклонишься богам нашим, то получишь все княжество князя своего». И ответил Феодор: «Княжения не хочу и богам вашим не поклонюсь, а хочу пострадать за Христа, как и князь мой!» Тогда начали мучить Феодора, как прежде Михаила, после чего отрезали честную его голову.

лучами на утверждение христиан, и на устрашение поганых, и на обличение тех, кто оставил Бога и поклоняется сотворенному человеком. Святые же и честные тела их некими богобоязливыми христианами сохранены были.

Случилось же убиение их в год 6753 (1245), месяца сентября в двадцатый день. Их же молитвами достойны все будем обрести милость и отпущение грехов от Господа Иисуса Христа в этой жизни и в будущей, прославляя вкупе Отца и Сына и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Источник

Божьим гневом из за грехов наших пленил землю русскую хан

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

А) «Божьим гневом, ради грехов наших, пленил землю Русскую царь Тахтамыш. Послал слуг своих во град, называемый Болгар, который на Волге, и повелел русских купцов грабить и суда их с товаром отнимать… И пошёл изгоном на [московского] великого князя… своим злохитрием… И то услышав князь Дмитрий Константинович Суздальский, послал к царю Тахтамышу двух сыновей своих, Василия да Семёна… А князь Олег Рязанский [встретив] царя Тахтамыша ещё до прихода в землю его, бил ему челом, и был помощник и поспешник во вред христианам, и рассказал, …как без труда взять каменной град Москву и князя… захватить».

Б) «Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи. Князь же… приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец [князя], Ярослав, прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. Да и у князя… было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и стойких…

Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замёрзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью.

А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь [князю]. И так победил врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство, [Князь] же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться».

Читайте также:  Сколько всего видов животных обитает земле

1) Документ повествует о событиях XI века.

2) Московский великий князь, о котором говорится в тексте документа, — Дмитрий Донской.

3) Князь, о котором говорится в тексте документа, княжил в Новгороде.

4) Автор документа отмечает предательские действия некоторых русских князей.

5) Отец князя, о котором говорится в документе, одним из первых принял ярлык из рук золотоордынского хана.

6) Современником событий, описанных в тексте, был князь Владимир Мономах.

Источник

Итоговый тест по истории России для 6 класса

Итоговый тест по истории России для 6 класса. В тесте представлены 2 варианта, в каждом варианте по 22 задания.

Вариант 1

А1. Князь Игорь Старый погиб в результате восстания

1) полян
2) дреговичей
3) северян
4) древлян

А2. Правление Ярослава Мудрого относится к

1) Х в.
2) XI в.
3) XII в.
4) XIII в.

А3. Какое сражение произошло позже остальных?

1) битва на реке Колке
2) битва на реке Сити
3) Куликовская битва
4) Ледовое побоище

А4. Прочтите отрывок из исторического сочинения В.О. Ключевского и определите, к какому веку относится описываемая в нем ситуация.

«В то время, как все русские окраины страдали от внешних врагов, маленькое серединное Московское княжество оставалось безопасным, и со всех краев Русской земли потянулись туда бояре и простые люди. В то же время московские князьки, братья Юрий и …Иван Калита, без оглядки и раздумья, пуская против врагов все доступные средства, ставя в игру все, что могли поставить, вступили в борьбу со старшими и сильнейшими князьями за первенство, за старшее Владимирское княжение, и при содействии самой Орды отбили его у соперников».

1) XIII в.
2) XIV в.
3) XV в.
4) XVI в.

A5. Одним из участников междоусобной борьбы в Московском княжестве во второй четверти XIV в. был

1) Дмитрий Шемяка
2) Владимир Храбрый
3) Симеон Гордый
4) Иван Красный

А6. В чье правление был принят первый свод законов единого Русского государства — Судебник?

1) Дмитрия Донского
2) Ивана III
3) Василия I
4) Ивана Калиты

А7. А. Адашев, А. Курбский, митрополит Макарий — это современники

1) Ивана Калиты
2) Ивана III
3) Дмитрия Донского
4) Ивана Грозного

A8. Отмена кормлений относится к правлению

1) Ивана III
2) Ивана IV
3) Василия III
4) Фёдора Ивановича

А9. Присоединение Твери к Московскому государству относится к правлению

1) Василия I
2) Ивана III
3) Василия III
4) Ивана IV

А10. Какой из памятников древнерусской литературы относится к XII в.?

1) «Слово о полку Игореве»
2) «Задонщина»
3) «Сказание о Мамаевом побоище»
4) «Повесть о разорении Рязани Батыем»

А11. Что было одной из причин поражения Русского государства в Ли­вонской войне?

1) русское войско значительно уступало польскому в численности
2) необходимость одновременно бороться на юге с Крымским ханством
3) отсутствие огнестрельного оружия у русских
4) выступление Казанского ханства на стороне Ливонского ордена

А12. Прочтите отрывок из средневековой русской повести и укажите дату описываемого в нем события.

«Божьим гневом, из-за грехов наших, пленил землю Русскую хан Тохтамыш. Послал слуг своих в город Булгар, что на Волге, и повелел русских гостей грабить и суда их с товаром отымать… И пошёл на великого князя Дмитрия Ивановича своим злохитрием… А князь Олег Рязанский, встретив царя Тохтамыша… рассказал, как пленить и как без труда взять каменной град Москву…»

1) 1238 г.
2) 1327 г.
3) 1382 г.
4) 1480 г.

А13. К какому веку относится творчество зодчего Аристотеля Фиораванти?

1) XII в.
2) XIII в.
3) XIV в.
4) XV в.

А14. Рассмотрите схему и выполните задание.

В правление какого московского государя произошли изображенные на схеме события?

1) Дмитрия Донского
2) Ивана III
3) Василия III
4) Ивана IV

А15. Рассмотрите изображение и выполните задание.

Какой памятник архитектуры изображен на иллюстрации?

1) церковь Спаса на Нередице
2) Успенский собор во Владимире
3) церковь Вознесения в селе Коломенском
4) Архангельский собор Московского Кремля

В1. Расположите имена правителей Древней Руси в хронологическом порядке. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1) Владимир Мономах
2) Олег Вещий
3) Ярослав Мудрый
4) Юрий Долгорукий

В2. Запишите термин, о котором идет речь.

Первый письменный свод законов Древнерусского государства, разработанный при Ярославе Мудром и его сыновьях.

В3. Установите соответствие между именами митрополитов Русской православной церкви и их деятельностью: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

А) митрополит Петр
Б) митрополит Алексей
В) митрополит Филипп

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1) осудил опричный террор, за что был подвергнут гонениям и впоследствии убит
2) первый митрополит, избранный церковным собором, а не назначенный константинопольским патриархом
3) первый митрополит, переехавший жить в Москву, друг Ивана Калиты
4) руководитель московского правительства в период малолетства Дмитрия Донского

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

В4. Какие из перечисленных понятий относятся к системе управления Русским государством XVI в.? Найдите в приведенном ниже списке два названия и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) коллегии
2) Земский собор
3) вече
4) приказы
5) губернаторы

В5. Ниже перечислены термины, относящиеся к формам зависимости Руси от Орды. Найдите и запишите порядковый номер, под которым указан термин, не относящийся к ним.

Читайте также:  Животные земли во всех странах

1) выход
2) численник
3) баскаки
4) ярлык
5) губные старосты

В6. Запишите имя правителя, пропущенное в схеме.

С1. Составьте план ответа на вопрос «Борьба Руси с западными завоевателями». В плане должно быть не менее трех пунктов.

Вариант 2

А1. Отмена полюдья и введение системы погостов связано с деятельностью

1) князя Святослава
2) княгини Ольги
3) князя Олега
4) князя Ярослава

А2. Высшая родовитая знать на Руси, владевшая передаваемыми по наследству вотчинами, называлась

1) рядовичи
2) дворяне
3) бояре
4) мещане

А3. Принятие Русью христианства произошло вследствие

1) крестовых походов немецких рыцарей
2) решения великого князя киевского
3) договора с папой римским
4) решения вечевых собраний в Новгороде и Киеве

А4. Любечский съезд князей, на котором было принято решение: «Каждый да держит отчину свою», относится к

1) Х в.
2) XI в.
3) XII в.
4) XIII в.

А5. Какое из перечисленных событий относится к 1410 г.?

1) падение Константинополя под ударами турок
2) Куликовская битва
3) набег хана Тохтамыша на Москву
4) Грюнвальдская битва

А6. Появление какого понятия связано с царствованием Ивана IV?

1) рекруты
2) баскаки
3) опричники
4) бояре

А7. Какое сражение закончилось гибелью русских князей, раздавленных монголами во время их победного пира?

1) битва на реке Колке
2) Куликовская битва
3) битва на реке Сити
4) сражение на реке Воже

А8. Какой из перечисленных терминов использовался в Судебнике 1497 г.?

1) подушная подать
2) рекрут
3) пожилое
4) закуп

А9. Прочтите отрывок из сочинения историка В. Янина и укажите, о каком художнике идет речь.

«Нет в XV веке более звонкого имени. Перечень сохранившихся работ величайшего русского художника средневековья невелик. но даже части сохранившегося, даже одной-единственной неповторимой Троицы было бы достаточно для бессмертия его имени…»

1) Феофане Греке
2) Андрее Рублеве
3) Дионисии
4) Симоне Ушакове

А10. В каком веке была выстроена церковь Вознесения в селе Коломенском — одна из первых каменных шатровых церквей?

1) XII в.
2) XIV в.
3) XVI в.
4) XVII в.

А11. Созыв первого Земского собора произошел в правление

1) Ивана III
2) Василия III
3) Ивана IV
4) Федора Ивановича

А12. При каком князе были выстроены Софийские соборы в Киеве и Новгороде?

1) Владимире Мономахе
2) Олеге Вещем
3) Ярославе Мудром
4) Владимире Святом

А13. Прочтите отрывок из летописной повести и укажите имя князя, о котором в нём говорится.

«Соединившись со всеми князьями русскими и со всею силою, пошел он против Мамая скоро из Москвы, намереваясь оборонять свою отчину, и пришёл в Коломну, и собрал воинов своих 150 тысяч, кроме войска княжеского и воевод местных. От начала мира не бывало такой силы русских князей, как при этом князе».

1) Юрий Долгорукий
2) Дмитрий Донской
3) Иван Калита
4) Андрей Боголюбский

А14. Рассмотрите схему и выполните задание.

В каком году началась война, изображенная на схеме?

1) 1425 г.
2) 1480 г.
3) 1503 г.
4) 1558 г.

А15. Рассмотрите схему и выполните задание.

Какой памятник архитектуры изображен на иллюстрации?

1) собор Святой Софии в Киеве
2) Дмитриевский собор во Владимире
3) церковь Покрова Богородицы на Нерли
4) Успенский собор Московского Кремля

В1. Расположите следующие исторические события в хронологическом порядке. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1) Куликовская битва
2) образование Ливонского ордена
3) битва на реке Шелони
4) Ледовое побоище

В2. Запишите термин, о котором идет речь.

Система сбора дани, при которой киевский князь раз в год вместе с дружиной ездил по подвластным племенам, кормился за их счет и собирал дань.

В3. Установите соответствие между именами князей и временем их правления: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

А) Василий Темный
Б) Владимир Мономах
В) Дмитрий Донской

1) XII в.
2) XIV в.
3) XV в.
4) XVI в.

Запишите цифры под соответствующими буквами.

В4. Какие из перечисленных черт характеризовали русскую культуру XIV-XV вв.? Найдите в приведенном ниже списке две черты и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) постепенное освобождение от византийских канонов в искусстве
2) распространение книгопечатания
3) освобождение искусства и литературы от влияния церкви
4) большое внимание в литературе к идеям объединения русских земель и укрепления великокняжеской власти
5) большое влияние культуры Франции

B5. Ниже перечислены термины, появление которых относится к царствованию Ивана IV. Найдите и запишите порядковый номер, под которым указан термин, не относящийся к ним.

1) кормление
2) стрельцы
3) Избранная рада
4) опричнина
5) Стоглав

В6. Запишите имя князя, пропущенное в схеме.

С1. Составьте план ответа на вопрос «Образование Древнерусского государства». В плане должно быть не менее трех пунктов.

Ответы на Итоговый тест по истории России для 6 класса
Вариант 1
А1-4
А2-2
А3-3
А4-2
А5-1
А6-2
А7-4
А8-2
А9-2
А10-1
А11-2
А12-3
А13-4
А14-4
А15-3
В1. 2314
В2. Русская Правда
В3. А3 Б4 В1
В4. 34
В5. 5
В6. Иван Третий
Вариант 2
А1-2
А2-3
А3-2
А4-2
А5-4
А6-3
А7-1
А8-3
А9-2
А10-3
А11-3
А12-3
А13-2
А14-4
А15-4
В1. 2413
В2. Полюдье
В3. А3 Б1 В2
В4. 14
В5. 1
В6. Иван Калита

Источник