Меню

Брат 2 люди земля

«Брат 2», что стало с актерами культового фильма (15 фото)

В далеком 2000 году режиссер Алексей Балабанов снял продолжение своей картины «Брат». Продолжение ленты под названием «Брат 2» по праву стало самым известным фильмом режиссера. Давайте посмотрим на то, как спустя 15 лет после премьеры картины изменились актеры и как сложилась их дальнейшая карьера.

Виктор Сухоруков (Виктор Багров)

В сиквеле персонаж Виктора Сухорукова получил гораздо больше экранного времени, реплик и эпизодов. Редкий зритель не поверил в реальность сложных отношений между такими разными братьями. После «Брата-2» Виктор Сухоруков снялся более чем в 70 ролях. С режиссером Балабановым он вновь поработал над фильмом «Жмурки» (2005), где исполнил роль продажного милиционера Степана. Сейчас Сухоруков — один из самых востребованных российских актеров в кино и на театральной сцене. Работает в труппе театра имени Моссовета. В 2008 году получил звание Народного артиста России. В 2015 году выходит сразу восемь художественных картин с его участием. 17 сентября состоялась премьера гротескной черной комедии «Орлеан», где Сухоруков сыграл роль эксцентричного экзекутора Павлючека.

Сергей Маковецкий (Валентин Белкин)

Маковецкий и до совместной работы с Балабановым считался признанным в России актером. В «Брате-2» он очень точно передал образ типичного банкира тех лет, одновременного «очеловечив» его. Балабанов вспоминал, что Маковецкий играл без лишних подсказок и рекомендаций со стороны режиссера.
За 15 лет после премьеры «Брата-2» Сергей Маковецкий исполнил более полусотни ролей в кино и театре. Он снялся еще в двух картинах Алексея Балабанова – «Жмурках» и «Мне не больно», при этом продолжая умело жонглировать образами. Получил несколько государственных и кинематографических наград.

Ирина Салтыкова (играет саму себя)

Присутствие в картине невымышленных персонажей стало одной из «фишек» дилогии. Во второй части Балабанов сильно расширил количество камео — в кадр попали Валдис Пельш, Леонид Якубович, Иван Демидов, несколько российских звезд НХЛ и сам режиссер. Роль Ирины Салтыковой в «Брате-2» изначально тоже должна была ограничиться камео, но позже Балабанов уговорил певицу на более содержательный образ.
После съемок в «Брате-2» Салтыкова пыталась продолжить карьеру актрисы, снявшись в двух малоизвестных сериалах, но потерпела фиаско и вернулась в шоу-бизнес. Она открыла дом красоты и стиля «Ирина Салтыкова» на Саввинской набережной в Москве. В августе 2015 года в интервью изданию «Собеседник» Ирина рассказала, что свое собственное ателье по пошиву одежды ей пришлось закрыть из-за трудностей с налоговиками. Сейчас Салтыкова занимается поддержкой и продвижением своей дочери Алисы, которая тоже решила строить карьеру певицы.

Кирилл Пирогов (Илья Сетевой)

В актерской среде Кирилл Пирогов известен как скромный, застенчивый, но очень талантливый актер. Он не стремится к чрезмерной популярности и считается редким гостем на телевидении и тусовках знаменитостей. В фильме у Пирогова схожий образ — скромный, тихий, но верный и умный герой второго плана.
После премьеры «Брат-2» Кирилл Пирогов продолжил карьеру в театре и кино, став лауреатом нескольких престижных премий за достижения на театральном поприще. В 2005 году он также снялся в «Жмурках» Балабанова в роли Палача. Одной из его лучших ролей в кино после «Брата-2» стала роль Чехова в картине Виталия Мельникова «Поклонница» (2012).
Несмотря на несколько известных ролей в кино, принесших ему известность, он по-прежнему считает себя «человеком театра». Сейчас Пирогов работает в легендарной «Мастерской Петра Фоменко», участвуя в постановках «Война и мир», «Сон в летнюю ночь», «Последние свидания» и др.

Александр Дьяченко (хоккеист Громов/охранник Громов)

Актерская карьера Дьяченко началась с фильма “Брат-2”. Сейчас в большом кино практически не снимается, предпочитая второстепенные роли в телевизионных сериалах. Участвовал в первом сезоне шоу “Ледниковый период” на Первом канале. В 2014 году снялся в телесериале “Мажор” в роли олигарха Соколовского. В конце 2014 года израильские СМИ сообщали, что у Дьяченко обнаружилась внебрачная дочь в Израиле. 20-летняя Эвелина очень похожа на предположительного отца, живет Тель-Авиве и служит в израильской армии. Кроме этого актер поет в собственной англоязычной группе Antigo и все еще пытается покорить западный мир.

Убедительно сыграв типичную проститутку с нелегкой судьбой, Юргенс решила делать карьеру на телевидении. После фильма “Брат-2” снялась во множестве преимущественно питерских криминальных сериалов — “Улицы разбитых фонарей”, “Бандитский Петербург”, “Свой-чужой”, “Ментовские войны”, “Каменская” и другие. Вот уже более десяти лет играет одну из главных ролей в телесериале “Морские дьяволы”. Является убежденной сторонницей народной медицины. Работает в труппе Молодежного театра на Таганке. В 2014 году в Мариуполе ушла из жизни мать Дарьи, народная артистка Украины Наталья Юргенс. Украинские власти не пустили Дарью на похороны. В 2015 году актриса выразила готовность возглавить питерское отделение организации “Антимайдан”.

Придурковатый глава службы безопасности банка Хакин — сатирический акт Балабанова в адрес целого сословия россиян, вынужденных в конце девяностых массово переквалифицироваться из простых бандитов в охранников. Наумов мастерски исполнил роль, хотя и не стал источником ни одной культовой цитаты. После “Брата-2” получил путевку в большое кино и стал настоящим ударником актерского мастерства — за 15 лет сыграл более сотни ролей в театре, кино и сериалах. Работает в Московском театре на Юго-Западе. В большинстве случаев специализируется на ролях второго плана.

Константин Мурзенко — Фашист

Эпизодическая роль торговца оружием по кличке Фашист сделала Мурзенко одним из самых узнаваемых питерских актеров. До этого его знали исключительно как хорошего сценариста.
Сразу после премьеры “Брата-2” Мурзенко приступил к съемкам черной комедии “Апрель” в качестве режиссера и сценариста. В 2003 году фильм получил “Золотого орла” за лучший режиссерский дебют. Сейчас Константин продолжает сниматься преимущественно в эпизодических ролях в кино и сериалах. За 15 лет написал более десятка сценариев к криминальным драмам и комедиям (“Жесть”, “День хомячка”, “Антикиллер Д.К.”, “Мама не горюй-2”). Снял мелодраму “Тяжелый случай”, которая получила лестные отзывы критиков на фестивале в Выборге, но в широкий прокат, увы, не выходила.

Александр Робак (читает стихотворение в самом начале фильма)

Робак сыграл безымянного, но очень карикатурного персонажа в самом начале фильма, читающего стихотворение М.Ю. Лермонтова “Нет, я не Байрон, я другой…” на фоне черного “Хаммера”и Останкинской телебашни.
В последствии исполнил более 70 ролей в кино и театре, спродюсировал несколько фильмов, в 2007 году дебютировал в качестве режиссера (“Комната потерянных игрушек”). Последние яркие работы в кино и телесериалах — Витька Каравай (Горько-2) и полковник Карпенко (т/c “С чего начинается Родина”).

Константин Желдин (таксист в Москве)

Хорошо запомнившаяся зрителю эпизодическая роль недоброжелательного московского таксиста для Желдина была для него легкой — на момент съемок актер отмечал 40-летний юбилей работы в кино. Продолжает активно сниматься в кино и сериалах, играя пенсионеров и антагонистов. Редкий поклонник картины не полностью согласится с импульсивным монологом таксиста даже спустя 15 лет после премьеры.

По воспоминаниям Балабанова, актриса оказалась очень застенчивой и очень долго смеялась над “амурным” эпизодом с Сергеем Бодровым, пораженная темпераментом и простотой русских. После съемок в фильме Балабанова завершила свою скромную актерскую карьеру, записала один джазовый альбом («Evolution Of A Woman») и перебралась из Иллинойса во Флориду. В настоящий момент работает диктором и продюсером на христианском радио Moody Bible Radio.

Олег Комаров (охранник в гимназии)

Бесполезный охранник в частной гимназии в исполнении бывшего КВН-щика Олега Комарова — еще один своеобразный апарт режиссера Балабанова, с грустью высмеивающий охранников как класс российского общества. Олег Комаров продолжает сниматься в кино и сериалах.

Гэри Хьюстон (источник всех бед украинских хоккеистов)

Спустя 15 лет продолжает сниматься в американских и канадских сериалах, исполнил более 50 ролей, но большой популярности у себя на родине не получил.

Кристиан Столте (чикагский полицейский)

Американский актер Кристиан Столте за нулевой гонорар согласился сыграть эпизодическую роль нелепого полицейского в парке Чикаго, попытавшегося задержать Виктора Багрова. Сейчас достаточно активно снимается в кино (например, «Законопослушный гражданин», «Джонни Д.») и сериалах в США, ведет блог в Instagram. Последняя известная роль на сегодняшний день — Мауч в сериале Chicago Fire.

Александр Карамнов (телохранитель Борис)

Если к охранникам у Балабанова в его фильмах всегда прослеживалась стойкая неприязнь, то телохранители вызывали только уважение. Роль охранника Бориса в исполнении Александра Карамнова — это эталон невозмутимости и порядочности. Сейчас актер продолжает неспешную карьеру в телевизионных сериалах.

Читайте также:  Сколько положено земли многодетным семьям в нижнем новгороде

Ирина Рахманова (русалка из бани)

Эпизодическая роль с репликой “Мальчики, мы пива хотим!”. Спустя 15 лет после съемок в “Брате-2” продолжает довольно успешную карьеру в отечественном кинематографе. Снялась в ролях второго плана в нескольких российских блокбастерах (“9 рота”, “Батальонъ”, “Питер FM”). 17 сентября в российский прокат вышел драматический триллер “Клетка”, где Дарья прекрасно сыграла в компании с Дмитрием Нагиевым, Даниилом Спиваковским и Михаилом Горевым.

Алексей Гришин (стюард в самолете)

После эпизодической роли ошарашенного стюарда в самолете снялся более чем в 60 фильмах и сериалах. Работал в театре Олега Табакова.

Сергей Бодров мл. (Данила Багров)

Искренность Сергея Бодрова в кадре стала главной причиной народного успеха картины. К сожалению, следующего фильма с гениальным образом Данилы Багрова страна так и не дождалась — через два года после громкой премьеры “Брата-2” пропал без вести в Кармадонском ущелье Северной Осетии вместе со всей съемочной группой своего нового фильма “Связной”.

Источник

Молодой негодяй: «Брат 2» — фильм, который плюет на иерархию и «великое» искусство

Одна из первых рецензий на «Брата 2», неоднозначно принятого в момент релиза и кинокритикой, и общественностью, каковая в те поры еще существовала и даже «играла роль», по прошествии лет читается как итоговый текст о фильме в широком культурном контексте. «Балабановскую» главу постсоветского проекта «Пролегомены» (куратор — Елена Стишова) продолжает текст Игоря Манцова из №11 ИК за 2000 год.

1

Во-первых, в свое время мне активно не нравился «Брат». Не нравится и сейчас. Думаю, «Брат» (1997) мастеровит, одномерен и пуст.

Во-вторых, связь второго «Брата» с исходной картиной формальна, необязательна. Совпадают действующие лица, актеры и авторы. И только.

Отсматривая первого «Брата», я остервенело бормотал американское четверостишие Эдуарда Лимонова:

До сеанса полагал, что второй наполовину американский «Брат» устало доиграет агрессивно-меланхолическую тему первого. Нет, второй только притворяется боевиком, маскируется глянцем.

В-третьих, мне не кажутся сколько-нибудь убедительными те претензии, те похвалы, которые я услышал, прочитал или смоделировал в сознании. Полагаю, что второй «Брат» умен до хитрости, тонок до рукоделия. Скорее всего, он обманул и меня. Выслушав мои аргументы, приятель-киноман рассвирепел:

«Ты хочешь сказать, что эта самодовольная коммерция — великая картина?!» «Что-то вроде того, — не смутился я, — кажется, так. Великая — потому что хотела плевать на твою терминологию, на иерархию, на искусство, а в особенности — на «великое» искусство. Она не стремится занять чужое место, узурпировать территорию неподготовленной души. Она хорошо продалась: авторы сыты, дети накормлены, жены довольны».

2

Брутальный писатель Лимонов явился в эту статью не случайно. Он будет играть важную роль. Я считаю, Лимонов — крупный писатель, отличный писатель. Поэтику просто «Брата», проблематику «Брата 2» Лимонов предвосхитил еще в 70-е!

«Зачем вообще вам ехать в Москву? Москва не резиновая… — сказал приятель Анны, знаменитый художник Брусиловский. — Однако Москва — город жестокий, — продолжал он. — Выжить в Москве, стать известным в Москве… О, для этого нужно быть очень сильным человеком» (Э. Лимонов. «Молодой негодяй»)

А вы думали, просто «Брат» — о чем? Конечно, и просто «Брат» не такой простой! Да не обманет нас криминальная интрига. Время нынче такое: пистолет дешевле книги, поэтому строгий юноша Данила Багров преодолевает социальную иерархию посредством стрельбы на поражение, а не посредством изящной словесности, как молодой негодяй Эдуард Савенко. На социопсихологическом уровне «Брат» рассказывал вечную историю провинциала — завоевателя столиц. Стендаль, Лимонов, Балабанов — этапы большого пути, выбранные наугад. Типологически сходные сюжеты.

Эдуард Савенко намерен покорить столицу империи в лице ее гордых, неприступных женщин, ее редакторов, влиятельных критиков и всевозможной художественной богемы. Даже власти, несговорчивой советской власти не удастся проигнорировать задушевного провинциального модерниста! Заметили, оценили, приняли административные меры. Еще через полтора десятка лет упразднили любые стихи за ненадобностью — вот почему Данила берется за пистолет. Вечера в Политехническом, Лианозовские ночи теперь не дают путевку в столичную жизнь. Пистолет — дает.

По существу, Данила стремится в Москву, чтобы стать звездой. Сколько удивлялись загадочной одномерности этого персонажа. Однако пустотный канон не таит никакой особенной загадки: все же звезда художественного мира, даже самая агрессивная, совсем не равна киллеру-профессионалу — ни психологически, ни социально, никак. Алексею Балабанову была интересна история под кодовым названием «Как стать звездой», и он не вполне понимал, каким образом вместить ее в броскую упаковку криминального фильма. «Выжить в Москве, стать известным в Москве» — вот заветные желания Данилы и Эдуарда. Повторюсь, разница поведения двух этих персонажей в том, что им досталось разное время.

Теперь представляется очевидным, что первый «Брат» делался методом тыка, наугад, на глазок, на голом огне. Второй — ювелирная работа трезвой, даже аналитической мысли. Первый фильм про то, как Данила хочет стать звездой любой ценой. Второй — про то, как Данила становится солдатом. Неизвестным. Никому. Мальчик, красавчик, губастенький такой.

Мне уже приходилось писать, что априори социально успешный Сергей Бодров в роли рискового ловца удачи провинциала Данилы из первой серии — сильная натяжка, чтобы не сказать — фальшь. Теперь картина радикально меняется: Бодров замечательно органичен в образе паренька, изживающего по воле авторов свой звездный статус, дистанцирующего себя в соответствии с драматургической задачей от броского, узнаваемого имиджа и социального успеха. Теперь чем меньше Бодров играет, чем проще, растеряннее, непрофессиональнее он на экране, тем больше выигрывает его персонаж.

3

А какова пресловутая драматургическая задача? Например такова: Балабанов и Сельянов с неумолимой последовательностью на протяжении всей картины разводят публичных и приватных персонажей. Вообще, категории «публичность» и «приватность» являются во втором «Брате» смыслообразующими.

Если эта картина кого и задевает — сознательно, беспощадно, — так это звезд, такую структуру организации личности, которая предполагает приоритет имиджа, культивирование имиджа и утрату лица. «Брат 2» против звезд, против небесных светил как класса. Звезды здесь: Горбачев, который «сдал Родину американцам, чтоб тусоваться красиво», русский хоккеист Громов, жлоб и нытик, красующийся в энхаэловской форме, лидеры телеэфира, эстрады, большого бизнеса.

Звезды — это маховик, жесткая программа поведения, публичность как гарант преуспеяния и успеха. Непреклонный Доренко, справедливый Было дело! — прим. ред. Киселев, «старые песни о главном»…

«Звезды — жалеют ли? Мать жалеет, и да будет она выше звезд»,

— казалось бы, по другому поводу заметил некогда Розанов.

Звезды не жалеют. Никого. Ни о чем. Звезды молча, снисходительно кивают, не допуская Данилу до себя, но обжигая-таки сиянием славы. Читатель, вспомни телевизор, откуда три сотни несменяемых звезд дают нам уроки жизни! Кто сочинил эту жизнь, кто утвердил расписание уроков, кто, наконец, выдал учителям сертификат качества? Должно быть, звезды старшего поколения, давно потухшие квазары и пульсары эпохи «большого взрыва».

Конечно, звезды — неизбежное зло эпохи электронных технологий и массовых коммуникаций, конечно, нам еще придется отправиться к ним на поклон за дебильным советом, за жареными фактами, за бессмысленной информацией. Но хотя бы один раз звездам следовало решительно врезать, хотя бы в виртуальном пространстве киносюжета:

«Салтыкова? Это кто?» «Демидов? Не знаю!» «Киркоров? Румын!» «Американский полицейский? Да я и сам милиционер. »

Последняя реплика, кстати, звучит настолько же смешно, насколько гордо. Лейтмотив картины — встречи безвестного Данилы со знаменитыми людьми. «Ира, — вопрос Салтыковой, — а ты себя все время по телевизору смотришь?» — «А тебе что, не нравится? Ну и иди отсюда!» Вот она, логика звезды: тебе не нравится мой имидж? Проваливай, парень!

Если внимательно послушать вполне коммерческий саундтрек фильма, нельзя не выделить пару строчек группы «АукцЫон»:

Это Данила, сокровенный человек. Звезды же существуют лишь в качестве телесного приложения к собственному электронному имиджу.

Темнокожая американская телезвезда — своего рода «сестра», близнец московской Ирины. Она тоже, не отрываясь, изучает себя по телевизору. Хоккеист Громов отказывает Даниле в ночлеге, мотивируя это тем, что у него новая герлфренд и «здесь так не принято». Звезды отчуждены от себя самих, играют роли, конструируют имиджи.

Данила во втором «Брате» — орудие демифологизации. Он то и дело взламывает недоступный простому смертному звездный мир посредством паролей, ключевых слов, опознавательных знаков, употребляемых в этом ближнем круге.

«Роуминг», «Маркетинг», «Вы простите, у нас тут разговор важный: со спонсором!», «Вы его не беспокойте минут десять, он заявление пишет, в попечительский совет!»

Еще как работает! Двери отворяются, челюсти отвисают, руки вытягиваются по швам, на лицо натягивается доброжелательная маска.

Читайте также:  Сила ветра по высоте от земли

«В телецентр поедем!» — командует Данила водителю, едва возникают проблемы с проверкой документов. Постовой моментально возвращает паспорт и козыряет. «Ух ты!» — недоуменно простонал старший брат. «Я же говорил, все документы в порядке!» — удовлетворенно подытожил водитель, Илья Сетевой. Наивный дурачок! Только многомудрый Данила знает: не важно, в порядке твои документы или нет. Важно знать заветное словцо, маркирующее причастных к власти. «В телецентр!» — и ты вне закона, в смысле никому не подотчетен.

«Тряхнем Салтыкову?» — интересуется у патрона-мафиози подчиненный. Патрон, конечно же, знает поп-диву, хотя, казалось бы, сферы их деятельности не пересекаются. Еще как пересекаются!

«Общество спектакля» — вот их совместная жилплощадь. «Ты с ума сошел, она же звезда, ее вся Москва знает!»

Постиндустриальная эпоха предлагает переключить внимание с традиционного конфликта между трудом и капиталом на конфликт между знанием и некомпетентностью. Знанием особого рода, доступным только информационным жрецам. Казалось бы, это знание, эти словечки, эти манеры никто не скрывает: нравится — бери, пользуйся, владей! Однако, как всякая значимая социальная привычка, эта передается от своего к своему, от посвященного к посвященному.

«Теперь мы должны заботиться друг о друге», — ласково нашептывает американский русскому бизнес-партнеру. Впрочем, привычки привычками, а друг друга сдают, что называется, легко. Первый «Брат» — картина, где всякий готов сдать всякого.

«Не предаст лишь пуля, тихая и злая».

Во втором «Брате» сдают только звезды, информационные бонзы. Простые, приватные люди ведут себя честно. Конечно, бунт Данилы и компании — утопия, однако это достаточный драматургический прием, достаточный для того, чтобы машина заработала. Все прочее вместе взятое российское кино не предлагает никакой внятной идеологии. Потому что признаться в подлинных пристрастиях и социальных привычках нашим художникам экрана, видимо, стыдно. А сымитировать популистскую, по их же понятиям, систему ценностей художники не в состоянии: слишком далеки они от народа, да и зритель у нас, как видно, не дурак, морщится, ругается, плюется на их нечленораздельные художества.

4

Первый «Брат» провинциален. Не потому что действие происходит в одном, хотя и не последнем российском городе. Потому что провинциален пафос первого «Брата»: стать известным вначале в одной российской столице, а затем и в другой. Нет, это не пафос, не идея — недоразумение. Следует проверить на прочность город желтого дьявола Нью-Йорк или, например, Чикаго. Согласно мифологическим заморочкам, следует отправиться туда, где воспроизводится враждебная, разрушительная для России идеология. Где печатают зеленые банкноты, где попрана правда, где обижают наших ребят (хоккеист Дмитрий Громов) и девчат (проститутка Даша).

Конечно, Балабанов и Сельянов не идиоты, идиот — их герой, Данила Багров. Они попросту воспроизводят вековечную мифологему. Впрочем, что здесь миф, а что реальность, мне, человеку, не видевшему живьем ни одного американца, судить трудно. Вот, однако, очень хорошие стихи все того же Лимонова, разом напоминающие беззаветные вирши Дмитрия Пригова, на которого Лимонов явно повлиял, и монологи Данилы:

Заботы их здесь прохиндейские

Я думаю о них что варвары еще

И потому так любят денег счет».

Проще всего отнести обличительный пафос на счет лимоновского персонажа, темного, якобы фашиствующего, от сохи. Но вот цитата из авторитетнейшего российского социолога Леонида Ионина, знатока всевозможных языков и наук:

«Это практически вечная ситуация России — жить во враждебном окружении и считаться империей зла. Память у России всегда была короткой, и Россия на какое-то время сама себя обманула, решив, что советские вожди всегда лгали, а западные (например Рейган с его «империей зла») всегда говорили истину. Но даже этот краткий, всего несколько лет насчитывающий исторический опыт новой России показал, что коммунизм здесь ни при чем, а Россия живет во враждебном ей окружении. Для всех практически наших соседей и партнеров… лучше всего было бы, если бы Россия сделала себе харакири и исчезла с лица Земли » Ионин Л. Свобода в СССР. СПб., 1997, с. 52 — 53 — прим. И.М..

Еще одна составляющая искомой мифологии — путешествие эксцентричного европейца по Америке. Лучше — группы европейцев, еще лучше — самой худшей рок-группы в мире. «Ленинградские ковбои едут в Америку» (1989) — экзотический шедевр Аки Каурисмяки — идеологически и даже стилистически весьма близок второму «Брату». Группа (почти) восточноевропейских идиотов отправляется в Америку, потому что там, по словам авторитетного менеджера, платят деньги за любой мусор, например музыкальный. Иначе говоря, не мною первым отмеченное «идиотское» поведение Данилы в Америке — еще одна устойчивая мифологема. Наш человек в Америке — финн, тунгус, татарин или русский — непременно блаженный идиот, противополагающий святую правду презренным деньгам.

«Надо б кепочку поглубже на глаза

Чтоб не видели там злоба иль слеза

Чтобы только бы и знали, — вот идет

Лимонов угрюм и меланхоличен: ему пришлось в Америке задержаться. Каурисмяки, Балабанов, Сельянов шутят по-черному. Однако пресловутый юморок, хотя и имеет безусловное авторское клеймо, надличен.

5

Количество братьев по крови, по духу, по бизнесу, по чему угодно с трудом поддается учету. Этот идиотский, простой как мычание концепт представляется мне выдающейся авторской находкой. Я не согласен с мнением Натальи Сиривли («ИК», 2000, №8), которая понимает братские отношения в картине буквальным образом: как «кровнородственные связи», «первобытные «фратернальные» отношения», «клановый способ жить». Думаю, это блестящий структурный прием, позволяющий легким движением руки развести героев по разные стороны баррикад, создать напряженный двуполюсный мир, пустить электрический ток. Американский водитель трейлера, дважды помогающий Даниле, — брат. Конечно, и безумный Виктор Багров в нечеловечески точном и лаконичном исполнении Виктора Сухорукова — тоже брат, но в конце фильма про это хочется забыть, потому что Виктор — предатель и позорная жертва американского соблазна. Зритель разбирается в этих оппозициях на лету, потому что, нравится вам идеология этого фильма или нет, он предлагает определенные категории, недвусмысленные оценки, конкретную иерархию добра и зла. «Звезды — жалеют ли?» Брат — жалеет. Данила не слышит ублюдочный вопрос хоккеиста Громова о процентах, Данила ласково замечает: «Как ты на брата похож…» Поразительно, но не возникает мысль о том, что Данила лукавит, уходит от ответа. Скорее всего, он плохо разбирается в финансовых делах, слышит слово «проценты» второй раз в жизни. Одно слово — идиот, так не похожий на бесчисленных персонажей убогих отечественных боевиков, единственной заботой, единственной любовью которых становится американская «капуста». Вот почему потребители зрелищ сметают с лотков видеокассеты со вторым «Братом»:

«Правду за деньги не купишь», «Любовь побеждает смерть», «Я узнал, что у меня есть огромная семья».

Здесь ни при чем идеология социального реванша, ни при чем агрессивная моторика. В конечном счете, для того чтобы воспринимать художественный текст и осуществлять агрессивный передел, требуется и реально используется разная по своей природе психическая энергия! Впервые за много лет молодой, обаятельный человек говорит с экрана о простых, человеческих чувствах, предпочитая их идеологии неустанного потребления.

Самая кровавая сцена в картине намеренно стилизована под игрушку-стрелялку: рука с пистолетом из-под нижнего обреза кадра, стремительные перемещения из комнаты в комнату, виртуальные враги за каждым поворотом. Но, как уже было сказано, криминальные разборки здесь не более чем стилизация, жанровая проклейка, ритмическая отбивка.

«Вам хочется трупов? Их есть у меня».

Подлинное содержание картины проясняется там, где братья кучкуются, ищут друг друга, определяют степень духовного или бездуховного родства.

Ничуть не умаляя заслуг Алексея Балабанова как автора сценария и постановщика, хотел бы отметить значительное влияние, оказанное на поэтику фильма продюсером Сергеем Сельяновым. Человек, знакомый с тремя полнометражными лентами Сельянова-режиссера, без труда узнает во втором «Брате» мотивы, сюжетные построения, мифологемы «Дня ангела» (1988), «Духова дня» (1990) и «Времени печали» (1995). Тема братства — попросту ключевая во всех трех картинах Сельянова! В «Дне ангела» блаженный дурачок Мафусаил однажды узнает, что загадочный постоялец Полковник, одетый в неопределенного покроя военный френч террорист-подпольщик, — его, Мафусаила, родной брат. Что делать дурачку с этим открытием, равно как и с другим братом, не менее засекреченным компаньоном Полковника? Видимо, жить с этим новым знанием, новым родственничком, каков бы он ни был. Всепрощающая улыбка Данилы в конечном счете оттуда, из первого независимого отечественного фильма. В «Духовом дне» братья собираются со всей страны и, опознавая друг друга, приходят, по существу, к тому же выводу, что и Данила:

«Я узнал, что у меня есть огромная семья!»

Во «Времени печали» соседи разных национальностей — те же братья. Разъехались по всему миру, снова собрались через много лет посреди бескрайнего простора:

«Речка, небо голубое, это все мое, родное».

Геополитическое место встречи, намеченное лирическим персонажем Петра Мамонова.

Читайте также:  Межевание земли в выборге

Герой «Духова дня» преодолевал пространство, прыгая с питерской крыши на парижскую. Но тот же самый мотив внутренней свободы зашифрован в беззаботных, феерических перемещениях Данилы по миру. При этом особое внимание следует обратить на телефонные переговоры с Ириной, на пресловутый роуминг. «Привет, что делаешь?» — интересуется звезда, выныривая из роскошной ванны. «Я сейчас в Бирюлево… Бегу!»

У скандального московского таксиста есть двойник-истерик в Нью-Йорке. Чикаго, по словам Данилы, «где-то под Тулой» (очередной роуминг). И повсюду звучит заунывная, интернациональная попса:

«Стюардесса по имени Жанна, обожаема ты и желанна…»

Во всех трех картинах Сельянова огромный мир уже вмещался в локальное пространство дома, где волею судеб родились и проживают главные герои. Вспоминаю давнее сельяновское интервью, напечатанное в «Искусстве кино»: впервые очутившись на просторах Нью-Йорка, среди небоскребов, режиссер и продюсер ощутил нечто родственное. Это беспорядочное, масштабное варварство напомнило Россию, и Сельянов сразу почувствовал себя как дома.

Но еще важнее в контексте этой статьи другое признание Сельянова. Здесь же, в «ИК», он обмолвился о том, что его не интересует послевоенное советское кино, зато восхищает кинематограф эпохи «бури и натиска», тот самый классический кинематограф, который явился важнейшей вехой в развитии экранного искусства. Это исключительно важное признание проясняет во втором «Брате» очень многое. Революция 1917 года неожиданно и на многие десятилетия поставила Россию в центр мирового исторического процесса (об этом см., например, текст Е. Деготь в «ИК», 2000, №3). И великое отечественное кино довоенных лет работало на укрепление народного самосознания. Именно Советская Россия была в картинах великих и просто хороших мастеров геополитическим центром мироздания. Париж превратился в Бирюлево, а ослепительный Нью-Йорк в «где-то под Тулой».

Начиная с 1960-х советские режиссеры, все настойчивее культивируя буржуазные ценности и эстетику потребления, смещают геополитические акценты, впрочем, конечно, с благословения звезд партии и правительства, которым, как уже было сказано, «хотелось тусоваться», что извинительно, но не без последствий. Постепенно наши столицы стали превращаться на экране в пригороды Парижа или Нью-Йорка в том смысле, что основополагающие ценности в кино стали все настойчивее соотноситься с буржуазно- западными Вот показательный пример. Вспоминая о заслугах Московского кинофестиваля перед мировой общественностью, обычно называют «8 с половиной» (1963) Феллини и менее значительные картины западных мастеров, впервые «засветившиеся» в нашей столице. Между тем на протяжении полутора десятилетий, вплоть до перестройки, в детском конкурсе московского киносмотра участвовали фильмы иранских режиссеров, в том числе — практически все, включая короткометражные, работы Аббаса Киаростами, ставшего сегодня лидером мирового кино. Но, пожалуй, кроме критика Александра Асаркана, впоследствии эмигрировавшего именно в Чикаго (привет второму «Брату»!), никто не желал и не желает замечать иранский феномен. И понятно почему: наша интеллигенция давно уже не хочет знать искусство, не подкрепленное инвестициями, свободное от пресловутого «низкопоклонства перед Западом», чурающееся воспевать «потребление» в качестве главной жизненной ценности. В результате Киаростами и его коллег по-настоящему открыли, воспели, наградили всеми мыслимыми наградами культурные французы. Что же, еще Бунюэль замечал по поводу некоторых американских романистов: где бы они были, что бы делали, кто бы их читал, когда бы не американские пушки и доллары — прим. И.М..

Окончательным диагнозом в этом смысле стал гениальный «Сталкер» (1979), где прежний мировой центр превращается в непригодную для жизни приватного человека зону. Где-то рядом все еще осуществляют свои художественные амбиции звезды, например Писатель и Ученый, но, повторяю, никакого дома, никакой здоровой, пригодной для жизни территории не осталось. Муж — сталкер вне закона, жена — в вечном ужасе, ребенок — калека.

«Белые пришли — грабют, красные пришли — грабют, ну куды бедному крестьянину податься?!»

Ровно в том же самом году, когда Андрей Тарковский в муках рожал свое бессмертное творение, Сергей Сельянов, Николай Макаров со товарищи снимали подпольную картину «День ангела», чтобы вернуть себе дом, родину, воздух, чтобы вернуть человека из резервации, из зоны в центр мироздания, собрать братьев — белых, красных, любых — и впервые с трагического 1917 года сесть за один стол.

Впрочем, подобные попытки в нашем кино чуть ранее предпринимал Глеб Панфилов. Его первые четыре картины — это болезненная рефлексия по поводу трагедии страны и народа, разломившегося на враждебные, плохо понимающие друг друга половины. У меня нет сомнений, что участие Евгения Габриловича в первых двух проектах обеспечило преемственную связь между золотым веком советского кино, столь любимым Сельяновым, и утомительной эпохой раннего застоя, в которую довелось начинать Панфилову.

Конечно, неслучайно путешествие Данилы по миру начинается в «бывшем музее Ленина»!

«Настоящий? Чапаевский? — кивает Виктор Багров на пулемет максим. — Вот были времена!»

Забавно, что люди, психологически склонные к безостановочной исторической и социальной ревизии, упрекают авторов фильма в призыве к некоему переделу. Комизм ситуации в том, что Сельянов и компания скорее реакционеры, чем бомбисты. Их пафос противоположен пафосу критиков: революция, Чапаев, Пудовкин или Эйзенштейн — единственный фундамент, данный нам в непосредственном ощущении. Если безапелляционно отменить революцию, которая в свое время уже отменила предшествующий миропорядок, то не останется вообще ничего, никакого пафоса, никакой национальной идеи. Не считать же таковой плохо стилизованные манеры ряженых аристократов.

Если Россию не собрать, брата к брату, душу к душе, то она неизбежно погибнет и разнесет полмира — вот очевидный стержень сельяновского кино, прививка которого к творчеству Алексея Балабанова дала в этой ленте столь впечатляющие плоды. Этот фильм, сделанный подлинно свободными людьми, впервые после раннего творчества Панфилова оставляет нашу историю в покое, все как есть, на своих местах. Пулемет максим — в музее или на тачанке, под которую старший Багров оперативно приспособил иномарку, а отъехавшего искателя красивой жизни Дмитрия Громова — на ледовой площадке НХЛ. Вольному — воля, никакой истерии, никакого выкручивания рук. «Я сдаюсь, я буду здесь жить. » — старший Багров предпочел пожизненное заключение в американской тюрьме нервной российской действительности. Бога ради! Мы все равно его любим — брата-дебила, променявшего «речку, небо голубое» на казенную штатовскую похлебку.

В отличие от сотен и сотен российских картин последнего десятилетия, «Брат 2» утверждает: можно жить, нужно жить. В том числе в первую очередь — здесь, в России. Особо цепляются к Фашисту, которого изящно и нервно изобразил Константин Мурзенко. Образ Фашиста действительно важен. Этот ряженый, дегенеративный вечный подросток, не готовый ни к какому реальному социополитическому действию, призван напомнить о подлинных преступниках, одетых в цивильную одежду, употребляющих дорогие сигары и грамотные политкорректные выражения. Данила и бывшая проститутка Даша, объявленные в розыск американскими спецслужбами, благополучно минуют все кордоны и препятствия. Для этого им было достаточно нацепить на себя шикарную одежду, подкатить в аэропорт на дорогом лимузине и проследовать в салон авиалайнера пассажирами первого класса. Разве пассажиров первого класса принято называть преступниками? Отнюдь, пассажиры высшего класса, звезды, совершают не преступления, а целесообразные коммерческие сделки.

Утверждать, что персонаж Мурзенко, с которым Данила осторожно сотрудничает («Вообще-то у меня, это, дед на войне погиб…»), опаснее персонажа Маковецкого, с которым Данила вступает в открытую борьбу, значит, лицемерить. Кстати, отметим сцену разговора Данилы с Белкиным-старшим. Как везде в «Брате 2», хорош Бодров, но Сергей Маковецкий творит в этом эпизоде чудеса. Его индивидуальная психофизика, манера игры вкупе с ракурсом съемки однозначно отсылают к советским картинам героической эпохи. Маковецкий воскрешает визуальный канон предателя и вредителя. Кажется, стоит убрать цвет, получишь Эрмлера, Пырьева или Ромма. Это наблюдение — еще один аргумент в пользу того, что картина не является подражательной коммерческой поделкой, напротив, ее визуальная ткань, как и ее сюжет, является продуктом незаурядной работы в поле кинокультуры.

Источник