Меню

Буквальное использование лозунга превратим всю землю в цветущий сад

Буквальное исполнение лозунга “Превратим Землю в цветущий сад!” опасно с экологической точки зрения

Буквальное исполнение лозунга “Превратим Землю в цветущий сад!” опасно с экологической точки зрения. Почему? Может ли оно привести к гибели биосферу или отдельные экосистемы? Какие экосистемы пострадают от воплощения такого лозунга?
Теоретически невозможно полное заселение планеты растительными сообществами по нескольким причинам:
во-первых – не все климатические зоны нашей планеты позволяют заселиться обильной растительности;
во-вторых наличие редуцентов 1 порядка (т.е. травоядных животных) не позволит повсеместному заселению растительности;
в-третьих – для развития обильной растительности необходим углекислый газ для реализации фотосинтеза, а при большом количестве растительности его будет не достаточно, в результате чего существенно ограничится рост растительных сообществ.
При наступлении погибнут экосистемы степей, пустынь, тундры.

2. Человек, особенно в последние годы, перевозил очень многие растения с континента на континент, выращивал их в новых, чуждых для них сообществах. Какие трудности испытывали эти акклиматизированные растения?
Процесс переноса видов на новое место называют интродукцикй. Часто интродуцированные виды способны существенно изменить сложившуюся экосистему региона и стать причиной значительного сокращения или даже вымирания отдельных видов местной флоры и фауны. Такую интродукцию часто называют биологическим загрязнением. Потеряв старые биоценотические связи, вселенец может не приобрести новых, у него не оказалось привычных партнеров: микоризы, опылителей. Процесс освоения интродуцированного вида на новом месте (адаптации к новым экологическим условиям) называется акклиматизацией. Основной задачей при акклиматизации является восстановление экологических связей: топических, трофических и т.д. Успешность освоения нового места зависит от степени установления этих связей.

3. Какой вклад вносит все человечество Земли в ежегодное поступление диоксида углерода (СО2) в атмосферу, составляющее 7 млрд тонн/год?
При решении задач принять следующие допущения:
– содержание кислорода во вдыхаемом воздухе, об.% – 21
– содержание в выдыхаемом воздухе, об% – О2 – 0, 16
– СО2 – 4
– объем воздуха при вдохе, л – 0,5
– количество вдохов, за минуту – 20
– радиус Земли, км – 6400
поверхности
– Земли занята сушей – 1/3
– Мировым океаном – 2/3
– население Земли, млрд человек – 6
– средний вес человека, кг – 70

Какой вклад вносит все человечество Земли в ежегодное поступление диоксида углерода (СО2) в атмосферу, составляющее 7 млрд тонн/год?

Источник

Человек воздействует на природу

1. Человек вспахал землю и посеял пшеницу. Почему ему приходится бороться с сорняками?

Ответ: В почве огорода всегда есть запас семян сорных растений, его там лет на 6 — 7. Кроме того, там остаются их корневища, да и со стороны ветер приносит на грядки семена каждую осень и зиму.

2. Человек вспахал землю и посеял пшеницу. Почему через несколько лет на этом поле пшеница расти не хочет?

Ответ: Пшеница потребляет из почвы многие вещества, а человек, собирая урожай, с зерном забирает их себе и в почву не возвращает. От этого почва истощается и постепенно становится настолько бедной веществами, нужными для пшеницы, что та перестает здесь расти (проявление закона минимума).

3. Весной я привез из леса и посадил у своего окна в центре города молодую осинку. Она не стала расти и погибла. Я привез другую, поливал и подкармливал ее. Тот же результат! Еще несколько таких посадок привели меня к мысли, что этому дереву в городе чего-то не хватает. В чем же здесь дело?

Ответ: Осина очень чувствительна к загрязнению воздуха, а в городе много пыли, дыма, токсичных веществ из автомобильных выхлопов. Кроме того, осина не выносит уплотнения почвы.

4. По берегу реки растет лес. Во время лесозаготовок он был полностью вырублен на значительном расстоянии. Что произошло с этой рекой?

Ответ: Лес на берегу сохраняет реку, задерживая испарение воды, сдерживая иссушающий ветер, сохраняя влагу в почве берегов. Исчезновение леса будет способствовать обмелению реки, вытягиванию высохшими берегами значительного количества воды. Лес по берегам реки поэтому называют водоохранным.

5. На низком берегу реки (пойменном) располагаются обширные кочкарниковые болота. В них долго задерживается вода и во множестве обитают личинки комаров. Отсюда вылетают все лето полчища кровососов. Человек провел мелиорацию — срезал кочки, выровнял рельеф и создал в этом месте заливной луг. Как на это отреагировала река?

Ответ: Река будет мелеть. Кочки болот задерживают талую воду, и она, медленно сходя, долго подпитывает реку. Вода болот, соединяясь с грунтовыми водами, тоже участвовала в поддержании водного баланса реки. С исчезновением кочек, вода после снеготаяния сходит очень быстро, болота исчезают и, следовательно, пропадают дополнительные резервуары воды для реки.

6. Человек, особенно в последние годы, перевозил очень многие растения с континента на континент, выращивал их в новых, чуждых для них сообществах. Какие трудности испытывали эти акклиматизированные растения?

Ответ: Потеряв старые биоценотические связи, вселенец может не приобрести новых, у него не оказалось привычных партнеров: микоризы, опылителей.

7. Человек акклиматизировал множество растений. Так или иначе они приживались в новых сообществах на новых местах. Чем выгодно оказывалось подчас для них такое переселение?

Ответ: На новом месте часто не оказывается специализированных потребителей-животных, не случается и обычных микробных и грибковых заболеваний. Может не быть и соседей растений, ингибирующих рост или прорастание семян.

8. Поле пшеницы брошено его хозяином. Оно быстро преобразуется в залежь, луг и так далее. Почему поле без ухода перестает быть полем? Какова судьба такого поля в лесной зоне Западной Сибири?

Ответ: Брошенное поле подчиняется ходу экологической сукцессии. Вторичная автогенная сукцессия здесь пройдет все свои стадии, и финалом ее будет лес на месте этого поля.

9. Мы тщательно вспахали наше поле, выборонили все сорняки и посеяли пшеницу. В середине лета обнаруживается, что растет здесь не только пшеница. Тщательная прополка не помогает, на наше поле «пробираются» то васильки, то другие сложноцветные, то вьюнок. Почему на поле стремятся вырасти различные другие растения, кроме основной культуры?

Ответ: Выполняется биоценотическое правило повышения устойчивости системы. Чтобы повысить устойчивость, нужно увеличить видовое разнообразие, монокультура неустойчива. Вот на поле пшеницы и стремятся другие растения, у них другие требования к среде, их ресурсы здесь все равно не используются.

10. Поле сельскохозяйственных культур не выпадает из природной среды и подчиняется ходу экологической сукцессии, хотя человек всеми силами сдерживает ее развитие. Какой же тип сукцессии представляет собой поле сельскохозяйственных культур?

Ответ: Вторичная автогенная сукцессия.

11. Мы выращиваем на нашем поле овес и получаем в различные годы разные урожаи. Как проявляется на нашем поле действие закона минимума (Либиха)?

Ответ: Урожайность культуры зависит от ресурса, который в данном местообитании находится в минимуме.

Читайте также:  Прокол под землей в иркутске

12. Человек распахивает луг, чтобы посеять здесь пшеницу. Распашка луга — это его уничтожение, но не только это нарушение в природе производит человек. Чем же нехороша пахота с экологической точки зрения? А чем хороша?

Ответ: Нехорошо: уничтожение растительности, разрушение биоценоза почвенных животных, уничтожение дернины и создание преимуществ для сорно-полевой растительности, разрывы сложившихся биоценотических связей, задержка хода сукцессии. Хорошо: возможность прорастания семян ингибированных луговыми растениями, перемешивание слоев почвы, занесение на глубину растительной органики.

13. Мы посеяли сельскохозяйственную культуру и почти сразу начали оборонять ее от вредителей. А их очень много и поедают они нашу культуру на всех стадиях ее роста. Они даже продолжают ее есть в хранилище, куда мы сложили свой урожай. Почему же этих потребителей нашей культуры так много?

Ответ: Мы сами увеличиваем их число, выращивая на поле монокультуру с высокой концентрацией одинаковых растений, а также тем что это «домашние» растения, частично утратившие защитные свойства, и после снятия урожая велика концентрация однородного продукта на нашем складе.

14. Посади в землю семечко и даже при минимальном уходе вырастет редька или свекла, морковь или капуста. Практически никаких затрат на это не надо. Отчего же так дороги сельскохозяйственные продукты? Из чего складывается их стоимость?

Ответ: Они включают стоимость энергетической субсидии.

15. Используя все самые современные приемы ведения сельского хозяйства мы вырастили урожай моркови. Она получилась очень крупная и красивая. Ни малейшего следа повреждений не было на корнеплодах, а кроме того, ее оказалось очень много. Вот только невкусная она какая-то. И врач посоветовал не есть ее много, после того как мы отравились морковным соком. Почему же наша красивая морковь так мало съедобна?

Ответ: В ее тканях избыток нитратов и много пестицидов из-за избыточного удобрения и борьбы с вредителями.

16. Буквальное исполнение лозунга «Превратим Землю в цветущий сад!» опасно с экологической точки зрения. Почему? Может ли оно привести к гибели биосферу или отдельные экосистемы? Какие экосистемы пострадают от воплощения такого лозунга?

Ответ: Реализация такой «мечты» несет гибель степям, пустыне, тундре да и биосфере в целом, ибо цветущий сад — это уничтожение видового разнообразия на планете.

17. На заре земледелия агроценозы были боле устойчивы, чем современные. Культурные растения не были чистыми сортами и представляли собой смесь различных по наследственным качествам форм. В засушливые годы выживали одни, во влажные — другие. То же — в холодные и в жаркие годы. Сорняки на полях привлекали разнообразных насекомых, получалась система экологических связей, близкая к природной. Сорняки сгнивали на поле, улучшая почву. Такие агроценозы давали относительно невысокие, но устойчивые урожаи. Что являлось главным экологическим признаком, обеспечивающим устойчивость такого биоценоза?

Ответ: Видовое разнообразие.

18. Современные агроценозы характерны чистыми сортами культур, отсутствием сорняков, большими площадями. Что же делает их такими неустойчивыми, из-за чего они так истощают почву?

Ответ: Монокультура, одинаковость требований к среде у всех растений. Полное изъятие урожая.

19. Один из передовых методов современной агрономии — выращивание сортосмесей или наборов разных видов растений на одном поле. В огородничестве — это смешение посадок овощей на одной грядке. Так, еще древние индейцы сажали вместе кукурузу тыкву и бобы. Что эта сельскохозяйственная технология означает с экологической точки зрения? Что она дает?

Ответ: Приближение к естественной экосистеме, которая по продуктивности превосходит искусственную. Дает это повышение устойчивости посадок, более полное использование почвенных ресурсов, благоприятное воздействие растений друг на друга, повышение урожая.

20. При длительном, в течение 80 лет, применении высоких доз азотных удобрений на одном из лугов, содержавшем ранее 49 видов растений, осталось только три вида. На не удобряемом участке видовое разнообразие сохранилось. Почему такое могло произойти?

Ответ: Удобрения поддерживали высокую конкурентоспособность немногих наиболее азотолюбивых видов, которые и вытеснили всех остальных.

21. Множество растений в нашей области – пришельцы из других мест, нередко даже с других континентов. Деревья и травы из Америки у нас не редкость, но это касается не только овощных растений и деревьев для озеленения, но растений вполне безразличных для человека. Не было ему смысла завозить семена этих поселенцев, а вот куда не глянь, они растут, можно встретить дурнишник калифорнийский, мелколепестник канадский, щирицу – это американские виды. Да и по Америке распространился наш подорожник. Как попадают на другие континенты такие растения, как они там распространяются?

Ответ: С кусочками почвы семена прилипают к обуви , одежде путешественников, с зерном, в щелях теплоходов, самолетов.

1. Беркинблит М.Б., Глаголев С.М., Голубева М.В. и др. Биология в вопросах и ответах: учебное пособие. — М.: Изд-во МИНРОС, 1994. 216 с.

2. Довбня С.Е., Ердаков Л.Н., Молодцова З.В. Программа по экологии начальной общеобразовательной школы // Играя, обучаемся: Сб. мат. по экологическому просвещению и образованию. Новосибирск: ИСАР-Сибирь, 1999. №2. С. 96- 98.

3. Ердаков Л.Н. Экология для начального обучения. Новосибирск: Книжица, 1997. 128 с.

4. Ердаков Л.Н., Антонович Л.Ю., Мастинская Р.А. Программа по экологии для средних и старших классов общеобразовательной школы. “Играя, обучаемся” Сб. мат. по экологическому просвещению. № 2. Новосибирск: ИСАР-Сибирь. 1999. С. 99-108.

5. Ердаков Л.Н., Замулло А.П., Чубыкина Н.Л. Экология: Программы для средней общеобразовательной школы. Омск: ОмИПКРО, 1995. 34 с.

6. Ердаков Л.Н., Чернышова О.Н. Задачи и вопросы по экологии. Пособие для учителей 5-8 классов. Новосибирск: Книжица, 1996 – 103 с.

7. Ердаков Л.Н., Чернышова О.Н. Задачи и вопросы по экологии. Пособие для учителей 10-11 классов. Новосибирск: Книжица. 1996 – 63 с.

8. Корнелл Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми: Настольная книга по восприятию природы для учителей и родителей. Владивосток: ИСАР-ДВ, 1999. 263 с.

Источник

Разработка урока-обобщения по экологии «Своя игра»

по разделу «Основы экологии» в игровой форме

Урок разработала Гаврилова Надежда Владимировна

Чебоксарского машиностроительного техникума

Развитие интеллектуальных способностей студентов;

Активация мышления при решении творческих проблемных заданий;

Обмен информацией между студентами;

Углубление и обобщение знаний в области экологии;

Привитие интереса к предмету;

Развитие навыков межличностного общения;

Обеспечение межпредметных связей;

Материалы и оборудование: презентация, компьютер, проектор, экран, задания для капитанов, жетоны для болельщиков.

Участвуют три команды: группа разбивается на три команды по 6 студентов. Также выбираются капитаны команд.

Игра состоит из трех раундов: 2 раунда по 16 вопросов в каждом, которые объединены в четыре категории, и третий раунд – Большая игра. В каждой категории вопросы различаются по стоимости. На игровом поле записаны категории и очки. Команды отвечают по очереди, по часовой стрелке. В каждой категории команда выбирает сообща вопросы по их стоимости.

Читайте также:  Сколько капля летит от тучи до земли

Право начать игру принадлежит той команде, которая первая дает ответ на произвольный вопрос. Участник называет вопрос по категории и цене. Игрок может ответить самостоятельно или обратиться за помощью к своей команде. . Если команда ответила правильно, то она выбирает следующий вопрос. Если команда не справилась с заданием, то право выбрать категорию и вопрос переходит следующей команде (по часовой стрелке). На вопрос кот в мешке отвечает команда – соперница. Вопрос – аукцион — одна команда может перекупить вопрос у другой. Если вопрос оказывается аукционом, то игроки торгуются за него, и в результате он достаётся тому, кто сделал наибольшую ставку. Минимальная ставка — номинал вопроса, при этом ставка игрока не может превышать суммы у него на счету. Если игрок отвечает неправильно, баллы вычитаются из его суммы.

Отвечать надо быстро, ответы не обсуждаются. После первого раунда подсчитываются очки и из игры выбывает одна из команд, набравшая меньше баллов.

После второго раунда — конкурс капитанов и одновременно игра со зрителями «Разгадай ребус».

В третьем раунде «Большая игра» команды поочередно выбирают категорию и делают ставки, затем отвечают на вопрос. Исходя из правильного ответа, сумма ставки либо прибавляется, либо вычитается из общей суммы очков. Победитель тот, кто набрал больше всех очков.

Здравствуйте, дорогие студенты! Мы с вами завершили изучение раздела биологии «Основы экологии». Сегодня мы с вами собрались для проведения экологической игры, в ходе которой обобщим и повторим изученный нами учебный материал.

Для проведения игры вы заранее разделились на три команды. Домашнее задание было придумать название, эмблему и девиз команды.

Прежде, чем приступить к игре, мы хотим познакомиться с командами. Каждая команда представляется.(2-3 минуты каждая)

Спасибо командам. Теперь ознакомимся с правилами игры (Слайд №2)

Начнём нашу игру с шарады. Право первого хода предоставляется той команде, которая правильно разгадает шараду: Первая часть — восклицание в форме баранки, вторая — предмет индивидуальной защиты от дождя, лишенное последней буквы? (Ответ — озон.)

Право первого хода мы разыграли. Пора начинать игру

1. Категория – А даптации видов

10 баллов — Способность слиться с окружающей средой и стать незамеченным очень помогает для того, чтобы избежать хищников, особенно тем животным, которые достаточно малы и не имеют других средств защиты от врагов в своем арсенале. Назовите эту способность.

20 баллов — Форма растений «перекати поле» — удобна для быстрого и широкого распространения семян. Несущийся по земле шар разбрасывает семена на большой площади. Почему такие растения не растут в горах, лесах?

Ответ: Открытая местность и ветер – нобходимые условия для распространения этих растений, (условия степи и пустыни). В горах, лесах – много препятствий.

30 баллов — В тропических широтах среди растений преобладают древесные, а в умеренных и холодных возрастает доля многолетних травянистых растений с подземными почками возобновления, они становятся доминирующими. С чем связаны эти соотношения?

Ответ: У деревьев зимующие почки открыты морозам, а у многолетних трав — защищены слоем почвы, опавшей листвы и снегом.

40 баллов — Иглобрюхие рыбы могут раздуться и увеличиться в размерах почти в два раза не смотря на то, что в таком состоянии им сложно двигаться. С чем связана эта способность?

Ответ: Это защитное приспособление, которое помогает запугать врага и получить преимущества

2. Категория – Биологические ритмы

10 баллов — М елкие птицы откладывают и высиживают яйца весной. С чем это связано?

Ответ: В этом случае птенцы появляются и развиваютя в самое кормное время года

20 баллов — Рис относится к растениям короткого дня. На о.Тринидад земледельцы подали в суд на промышленников, круглосуточно сжигающих газовые отходы вблизи полей. Это освещает огромное пространство. За что же просили компенсацию земледельцы?

Ответ: Рис на таких полях не цвел и не давал урожаев.

30 баллов – На ферме для кур в первые дни жизни световой день устанавливают на уровне 20-23 ч, с постепенным сокращением до 8 ч в сутки к двух – трехмесячному возрасту. С наступлением яйцекладки долготу дня постепенно увеличивают до 15-17 ч в сутки. Чем это объясняется?

Ответ: Искусственное изменение длины светового дня ускоряет развитие и увеличивает яйценоскость.

40 баллов — Многие растения раскрывают и закрывают свои венчики в определенные часы суток. Так, утром открываются цветки кувшинки, желтые соцветия календулы. А вот цветки душистого табачка или тоже душистые цветки маттиолы в это время закрыты. Они откроются только с наступлением сумерек. Чем объяснить такое расписание цветения растений?

Ответ: Одни опыляются дневными насекомыми, другие – ночными.

3. Категория — Межпопуляционные взаимоотношения

10 баллов .- Часто можно наблюдать за тем, как аисты и цапли сопровождают стадо. Объясните с чем это связано.

Ответ: Они охотятся на выпрыгивающих из-под копыт лягушек, кузнечиков и саранчовых.

20 баллов — При составлении букетов обнаруживается, что не все растения переносят соседство друг друга. Розы и гвоздики, помещенные вместе, теряют свой аромат. Ландыши в общем букете заставят увянуть все остальные цветы. Нарциссы тоже заставляют увянуть остальные цветы, а поставленные с незабудками, погубят и их, но и сами погибнут. В чем причина этих взаимных увяданий?

Ответ: Растения выделяют яды, защищающие их от паразитов, но эти вещества — ингибиторы роста других растений.

30 баллов — Миноги нападают на треску, лососей, корюшку, осетров и других крупных рыб и даже на китов. Присосавшись к жертве минога питается соками ее тела в течение нескольких дней, даже недель. Многие рыбы погибают от нанесенных ею многочисленных ран. Определите тип взаимоотношений

40 баллов – Ятрышники и венерины башмачки не растут на клумбах даже с самой прекрасной почвой, если не образуют симбиоз с другими живыми организмами. Только в симбиозе с ними и может расти, цвести и плодоносить орхидея. С кем так тесно связаны наши орхидеи?

Ответ: С особыми видами грибов. Их корни с грибом образуют микоризу. С помощью гриба орхидеи получают минеральные вещества.

10 баллов — 12 мая Россия и страны бывшего СНГ отмечают этот праздник, цель которого – актуализация экологических знаний во всех науках и всех сферах человеческой деятельности, был учрежден в 1991 году.

Ответ: День экологического образования

20 баллов – в 1991 произошло крупнейшее экологическое бедствие, связанное с водой. Последствиями этого бедствия являются: понижение уровня моря на 14 метров, что привело к массовому вымиранию большинства видов животных и растений. Восстановлению экосистема края не подлежит. О каком водоеме идет речь?

30 баллов – в 1999 осуществление проекта по переброске крупнейших рек Карачаево-Черкесии привело к крупнейшей экологической катастрофе в республике и фактическому уничтожению уникального Эльбурганского природно-климатического заповедника. От недостатка влаги погибло несколько видов растений и рыб, в том числе — редчайшая королевская форель. О какой катастрофе идет речь?

Читайте также:  Земля мешками в нижнем новгороде

Ответ: Бедствие на Зеленчукской ГЭС.

40 баллов Кот в мешке: 26 апреля 1986 года произошла катастрофа, в результате которой погиб 31 человек. Многие из устранявших последствия аварии получили большую дозу радиации. Властями было принято решение об эвакуации города. О какой катастрофе идет речь?

Ответ: Авария на Чернобыльской АЭС

Первый раунд закончен. Просим жюри подвести итоги, по результатам которой одной команде придется покинуть игровое поле и присоединиться к болельщикам. Далее игру продолжают две команды. Подводятся итоги 1 раунда.

5. Категория – Трансформация экосистем

20 баллов — Зарастающий пруд — неустойчивая экосистема. В нем бурно развиваются разнообразные прибрежные и водные растения. Они не успевают перерабатываться обитателями водоема — консументами первого порядка. Отмирая, эти растения оседают на дне в виде слоев торфа. Водоем мелеет, превращается в болото, а затем преобразуется во влажный луг. Что может задержать исчезновение пруда, как можно изменить его биоценоз с целью предотвратить большие отложения торфа?

Ответ: Сбалансировать круговорот вещества в водоеме. Увеличить для этого число потребителей растительной массы и редуцентов (растительноядных животных и детритофагов).

30 балловКот в мешке: В «зеленых зонах» вокруг городов, которые используются для отдыха горожан, происходят большие изменения: исчезают травянистые растения леса, лес изреживается, осветляется, создаются благоприятные условия для развития луговых трав. Чем это объясняется?

Ответ: Растительность такой территории постоянно вытаптывается людьми, гуляющими по лесу, собирающими ягоды и грибы. Надземные органы растений травмируются, повреждается подрост, почва уплотняется, снижается ее способность к удержанию влаги. Все эти факторы отрицательно влияют на лесные травы, у которых корневища располагаются прямо под лесной подстилкой.

40 баллов — В лесной зоне существуют и луга, но они приурочены здесь к поймам рек. Как вы считаете, чем вызвано такое расположение лугов в лесной зоне?

Ответ: Луг в лесной зоне — неустойчивое сообщество, а разливы тормозят зарастание луга лесом.

50 баллов — На моховых лужайках появились куртинки злаков и других цветковых растений. Они пока невелики, но с ними лужайки мха становятся красочнее. А какова судьба этих ставших такими красивыми моховых лужаек?

Ответ: Их сменит разнотравный луг.

6. Категория – Человек и природа

20 баллов — Над городами и промышленными районами в атмосфере возрастает концентрация газов, выделяемых в атмосферу различными промышленными предприятиями. К каким экологическим последствиям это может привести?

Ответ: Появление «озоновых дыр» и «парникового эффекта

30 баллов — Современные агроценозы характерны чистыми сортами культур, отсутствием сорняков, большими площадями. Что же делает их такими неустойчивыми, из-за чего они так истощают почву?

Ответ: Монокультура, одинаковость требований к среде у всех растений. Полное изъятие урожая.

40 баллов – При длительном, в течение 80 лет, применении высоких доз азотных удобрений на одном из лугов, содержавшем ранее 49 видов растений, осталось только три вида. На не удобряемом участке видовое разнообразие сохранилось. Почему такое могло произойти?

Ответ: Удобрения поддерживали высокую конкурентоспособность немногих наиболее азотолюбивых видов, которые и вытеснили всех остальных.

50 баллов – Буквальное исполнение лозунга «Превратим Землю в цветущий сад!» опасно с экологической точки зрения. Почему?

Ответ: Реализация такой «мечты» несет гибель степям, пустыне, тундре да и биосфере в целом, т.к. цветущий сад — это уничтожение видового разнообразия на планете. »

7. Категория – Законы экологии

20 баллов – Он отражает то, как переносят живые организмы разную силу действия экологических факторов. О каком законе идет речь?

30 баллов — Количество особей, включенных в пищевую цепь, в каждом звене последовательно уменьшается и численность жертв значительно больше численности их потребителей. Это отражает…

Ответ: Экологическая пирамида чисел.

40 баллов – Уничтожение хищников сначала приводит к вспышке численности жертв, что может оказаться губительным для жертвы из-за подрыва кормовой базы или распространения инфекционных заболеваний. Примером какого экологического явление относится данное событие?

Ответ: Экологического бумеранга

50 баллов — Благодаря пути из варяг в греки на север проникла черная крыса. Она загнала серую крысу (пасюка) в подполье, а сама обосновалась на чердаках. Когда, в связи с развитием судоходства, на юге появилась серая крыса, то она вытеснила черную крысу в чердачные помещения, а сама обосновалась в подполье и канализационной сети. О каком законе идет речь?

Ответ: Закон конкурентного исключения.

20 баллов – Какой вклад в экологию внес немецкий ученый Юстус фон Либих?

Ответ: Сформулировал закон лимитирующих факторов (минимума).

30 баллов — Какому ученому принадлежат следующие высказывания: « Всё связано со всем », « Всё должно куда-то деваться », « Природа знает лучше», « Ничто не даётся даром»

40 баллов – Назовите фамилию ученого предложившего термин определению «Экология»

Ответ: Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году

50 баллов — Этот русский ученый академик создал учение о биосфере как об активной оболочке Земли, в которой осуществляется совместная деятельность всех живых организмов.

Ответ: Владимир Иванович Вернадский.

Второй раунд подошел к концу. Подведем итоги. Объявляются промежуточные результаты.

Пора капитанам команд проявить себя. Пока капитаны отвечают на вопросы болельщикам предоставляется возможность помочь своим командам, разгадав ребусы.

КОНКУРС КАПИТАНОВ (Приложение 1)

Капитаны двух команд за 2-3 минуты должны ответить на 12 вопросов в это время параллельно проводится игра со зрителями.

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ (Приложение 2)

Болельщики могут принести дополнительные баллы своей команде, решив ребус.

Спасибо болельщикам за активную поддержку команд. Пора перейти к следующему раунду

3 РАУНД – ФИНАЛ. БОЛЬШАЯ ИГРА,

О чем идет речь? «Все есть яд и все есть лекарство, в зависимости от дозы».

Ответ: Радиация, радон — в малых дозах используются в медицине, в больших — разрушают живое.

Назовите растения-индикаторы загрязнения воздуха

Ответ: Лишайники; голосеменные растения — сосна, ель; водное растение — ряска.

3. Категория – Экология населенных пунктов

Назовите химические вещества, загрязняющие атмосферу

Ответ: Химическими веществами, загрязняющими атмосферу, являются окислы азота, серы, углерода, фреоны, промышленный озон, продукты сгорания топлива и продукты распада веществ.

Категория – Автотранспорт и среда.

Вдоль дороги высаживают деревья. С чем это связано?

Ответ: Растительность задерживает выхлопные газы, тяжелые металлы, уменьшает шум, задерживает снег.

Наша игра подошла к концу. Пора узнать результаты. Подсчет очков и награждение команды победительницы.

Вы все молодцы! Проявили знания, находчивость, смекалку в нашей игре. Поздравляем!

Огромное спасибо участникам игры, жюри, зрителям – за активную поддержку своих товарищей.

Источник