Меню

Что это такое вакуфные земли

Что это такое вакуфные земли

За последние десятилетия внимание историков Турции все более привлекают новые материалы о мюльковом и вакуфном землевладении в Османской империи. Наиболее важными из таких материалов являются вакуфные грамоты и записи в реестровых книгах (дефтерах), содержащие сведения о распределении земель и отражающие все дальнейшие изменения в характере разных категорий владений и собственности. Данные этих источников предоставляют ценнейшие сведения не только о деятельности и роли мусульманских религиозных учреждений, но и помогают раскрыть самые разнообразные стороны социальной и хозяйственно-экономической жизни в Османском государстве.

На экономическое значение вакфов и мюльков особое внимание в своих работах обратил Омер Лютфи Баркан. Исследуя названные документы, он показал, что раздача султанами земель в полную собственность (мюльк), образование на основе мюльков обширной системы вакуфного землевладения и параллельное с этим распределение на различных условиях многих земельных угодий в качестве мелких наделов (чифтликов) явились главнейшим средством освоения и колонизации турецкими завоевателями захваченных ими стран, восстановления опустошенных в процессе завоевания земледельческих районов и организации хозяйственной жизни 1 . [135]

Наблюдения О.Л. Баркана нашли подтверждение и в работах других турецких историков 2 . Обильный материал для исследователей дают опубликованные в Турции и в других странах вакуфные грамоты 3 .

Несмотря на издание известного числа вакуфных документов, разумеется, еще неизмеримо большая часть их остается нетронутой в архивах и рукописных коллекциях Турции и ряда других стран. Поэтому на данном уровне наших знаний этих материалов возможны лишь самые предварительные наблюдения и выводы, а задача дальнейшего выявления и разработки документов, относящихся к вакфам, остается одной из важнейших. При исследовании этих источников наиболее существенна проблема социальной природы вакуфного землевладения и его роли в истории Османского государства.

На основании многих изученных в настоящее время исторических источников можно сделать вывод, что освоение завоеванных земель, поиски и привлечение для этой цели наиболее деятельных общественных элементов стали одной из главнейших забот первых османских правителей с самого начала их экономической политики.

Огромные армии бродячих миссионеров мусульманства — дервишей и всякого рода “шейхов”, а также искателей приключений и добычи, по-разному называемых в турецких источниках — газиян-и Рум, алп, алп-эрен, ахиян-и Рум, хлынувших вслед за турецкими завоевателями в Малую Азию из Ирана, Средней Азии, арабских стран, представляли собой свободные кадры, из среды которых в значительной мере и вербовались столь необходимые организаторы хозяйственной жизни в раннем Османском государстве. Именно им щедро раздавали турецкие султаны значительную часть завоеванных земель в качестве чифтликов, мюльков и вакфов с целью заселения и [136] восстановления опустошенных городов и деревень, возрождения земледелия и торговли. За счет доходов со своих владений одним из них вменялось в обязанность строительство и содержание караван-сараев, ханов, странноприимных домов (имарет-хане), больниц, крытых базаров, лавок, мельниц, другим — строительство, содержание и охрана дорог, мостов, речных переправ, горных проходов и перевалов, колодцев, источников, обслуживание путников, торговых караванов и т.п. 4 .

Выделяемые самими султанами из их домениальных владений и фонда государственных земель, а также отказываемые многими сановными лицами из их мюльков вакуфные земли становились основным условием строительства и содержания мечетей, дервишеских обителей (завийе, текке), духовных училищ (медресе) и множества других мусульманских религиозных учреждений.

Разумеется, важная роль в освоении завоеванных земель принадлежала также владельцам условных служебных пожалований-тимаров, зеаметов и хассов. Но последним доставались угодья из фонда государственной казны, которая, очевидно, присваивала наименее пострадавшие и наиболее продуктивные из завоеванных земель. Для ускорения хозяйственного использования своих земель государство применяло насильственное переселение (сюргюн) значительной части турок, в частности кочевников, татар 5 из малоазиатских владений во вновь завоеванные области 6 . Эти земли вместе с сидящими на них крестьянами и поступающими от последних доходами находились под строгим контролем государства. Таким контролем преследовалась двоякая цель: во-первых, всей силой судебно-правового и военно-полицейского аппарата обеспечить юридическую зависимость земледельцев (райятов) от ленников-землевладельцев (сахиб-и арз) и реализацию права последних на [137] получение ренты как основного источника их существования и выполнения военно-ленных обязанностей; во-вторых, с помощью фискального аппарата вести учет и сбор поступлений в казну с приписанных к ленным землям крестьян определенной доли доходов в виде ренты-налога.

Что касается обладателей мюльков и вакфов, то они, как правило, были освобождены от вмешательства фиска и располагали значительными возможностями для хозяйственной самостоятельности и инициативы.

Как известно, в соответствии с шариатом вакуфное землевладение имело своей основой полную безусловную собственность (мюльк), которая свободно отчуждалась путем продажи, дарения, свободно переходила в наследство и могла быть отказана на религиозные и благотворительные цели. Однако в период турецких завоеваний, как это бывало и в иных сходных исторических условиях 7 , при необходимости быстрого освоения захваченных земель и обеспечения материальной поддержкой мусульманского духовного сословия, производилась передача в вакф не только мюльковых, но и государственных земель. Вместе с тем в Османском государстве, как и в других мусульманских странах, понятие “вакф” обнимало не только земли, пожертвованные в пользу мечетей, медресе и т.п., но и имущество, завещанное наследодателем на вечные времена в пользу своих потомков, с запрещением продавать его в чужие руки 8 . Эти своеобразные семейные (наследственные) вакфы (вакф-и эвляд) на практике у османов часто сочетались с условиями отчисления части доходов в пользу того или иного религиозного или благотворительного учреждения. Однако на первых порах такого рода вакфы, видимо, мало чем отличались от мюльков 9 . [138]

Читайте также:  Могут ли ласточки ходить по земле

Широко пользовались практикой передачи государственных земель в вакфы прежде всего сами султаны, создавшие крупнейшие вакуфные учреждения для возводимых ими мечетей и других религиозных и благотворительных учреждений 10 . Они же санкционировали создание вакфов везирами и эмирами не только на базе их мюльков, но, возможно на первых порах, и на основе их служебных владений.

Учредитель семейного (наследственного) вакфа сам становился его управителем (мютевелли), назначал из угодных ему лиц всех служителей и их содержание, сам определял все условия, все виды и формы религиозной и благотворительной деятельности и связанное с этим расходование средств, сохраняя притом за собой от одной трети до половины общего дохода, поступавшего с владений вакфа. Все эти права учредителя семейного вакфа переходили по наследству его сыновьям и дочерям, а при отсутствии детей — другим родственникам из поколения в поколение до скончания рода 11 .

Исконная шариатская традиция, в соответствии с которой все доходы вакфов считались принадлежащими Аллаху и расходовались только на религиозные и благотворительные цели, позволяла полностью изымать переданное в вакф имущество из-под контроля фиска и освобождать его от отчисления части дохода в казну. Это же установление было распространено и ни семейные (наследственные) вакфы, учредители которых по существу продолжали сохранять за собой право собственности на значительную часть доходов. Единственным ограничением их прав оставался обычный для вакфов запрет продажи и дарения их владений.

Пользуясь предоставляемыми им правами и привилегиями, учредители и управители вакфов имели возможность постоянно укреплять свои экономические позиции, тем более что на [139] основе вакуфных владений происходило непрерывное умножение количества религиозных и благотворительных учреждений. Так, например, по данным одного из дефтеров 1476 г. видно, что уже тогда в Конье имелось свыше 200 вакфов, в Бейшехире — 62, Акшехире — 69, Аксарае — 49 и т.д. Наряду с мелкими вакфами там имелись и весьма крупные, которым принадлежали десятки деревень, пахотных угодий, садов, виноградников, лавок, бань и т.п. 12

На территории современных югославских земель в период 400-летнего турецкого господства было построено 3500 больших и малых мечетей, 1500 мусульманских школ и 400 медресе, 400 текке, 1000 источников, 500 ханов, 200 бань, 60 караван-сараев и множество других учреждений религиозного и хозяйственного назначения, содержавшихся главным образом за счет доходов с вакуфных владений 13 .

В центре Малой Азии, в эйялете Рум, включавшем в себя земли Токата, Амасьи и Сиваса, в соответствии с дефтером начала XVI в., общий доход которого исчислялся в 36 320 818 акче, вакфам уже тогда принадлежала почти 1/6 часть этой суммы (5 714 819 акче). За счет вакуфных владений содержалось 93 больших и 216 малых мечетей, 1275 ханов и завийе, 35 медресе, 10 имаретов, 79 бань и т.д. 14

На основе вакуфного землевладения происходила консолидация феодально-бюрократической верхушки, из среды которой происходило подавляющее большинство учредителей и управителей вакфов, с огромной армией служителей мусульманского культа, не только получавших содержание за счет доходов от вакуфных владений, но и освобождавшихся к тому же от налогов в пользу казны (аваризов дивана и разного рода так называемых обычных сборов — текялиф-и урфийе). Так, по материалам упомянутого выше дефтера начала XVI в., в [140] эйялете Рум от авариза были освобождены 17 сейидов, 1285 имамов, хатибов, мюэззинов, множество хафизов, смотрителей мавзолеев и завийе, шейхов завийе, святых старцев и прочих кормившихся за счет вакфов служителей религиозных учреждений 15 . Особое положение таких лиц, как кади, мюдеррисы, мютевелли, назыры, хатибы, имамы, было определено уже в канун-наме султана Селима I 16 . А в канун-наме султана Сулеймана Кануни все они были причислены к служилому (военному) сословию 17 , пользующемуся всеми льготами и привилегиями, которое давало такое положение 18 .

Таким образом, в тот период, когда тимарное сословие стало проявлять признаки социальной и экономической неустойчивости, придворная и сановная знать, как и мусульманское духовенство, опираясь на незыблемые основы мюлькового и вакуфного землевладения, постоянно усиливали свои позиции, становясь самой мощной группировкой феодального класса в Османской империи.

Публикуемая вакф-наме представляет собой один из образцов вакуфных грамот, на основе которой учреждался семейный (наследственный) вакф внучки султана Мехмеда II Хани-хатун, являвшейся дочерью принца Мустафы. Последний известен как санджакбей Манисы и бейлербей Карамана после первого завоевания его османами в 1466 г. Позже он принимал участие в битве против Узун Хасана (1473) и умер в 1474 г. 19

Читайте также:  Что стало с землей в 1992 году

Хани-хатун была женой одного из сановников в период царствования султана Баезида II по имени Фаик-паша, который упоминается в источниках в качестве командующего турецкими войсками в сражении против шаха Исмаила (1508). Многочисленные служебные (хассы и тимары) и вакуфные владения его зафиксированы в документах, опубликованных М.Т. Гекбильгином 20 . [141]

Передаваемые Хани-хатун в вакф две деревни находились на землях Эдирне и Кырк-Килисе, т.е. недалеко от владений ее мужа, который в 1530 г. считался уже умершим 21 .

Интересно отметить, что вакф Хани-хатун значится в реестре начала XVI в. вакуфных владений на землях Румелии в округе Эдирне в числе такого же рода переданных в вакф обширных земель ее дяди султана Баезида II и многочисленных отпрысков султанского рода — ее теток, двоюродных сестер 22 . Как записано в этом реестре, в 912/14.1.1507 г. султан Баезид II передал в мюльк дочери своего брата Мустафы деревню Кешенлу (в нашей вакуфной грамоте — Кештанлу), состоящую из 24 податных единиц — хане 23 с доходом в 3345 акче, относящуюся к казе Эдирне и бывшую ранее тимаром некоего Али Синан-бея, со всеми ее доходами и поступлениями. Хани-хатун же отказала этот мюльк в вакф на содержание построенного ею в Стамбуле мусульманского училища (муаллим-хане) 24 . В дефтере 925/1519 г. эта деревня уже значится в качестве вакфа названного училища. По этой записи можно видеть, что в деревне за прошедшее время увеличилось число податных единиц — хане до 30; кроме того, имеется 14 холостых, а общий доход ее возрос до 3750 акче 25 .

По данным реестра 935/1528-29 г., за Хани-хатун значился еще один мюльк — деревня Кочашлу в составе 24 хане и 10 холостых с общим доходом в 3640 акче. Однако Т. Гекбильгин не нашел данных относительно передачи ее в вакф 26 . Публикуемая грамота свидетельствует, что и эта деревня одновременно с первой была отказана в вакф на содержание того же училища в Стамбуле.

В соответствии с условиями, изложенными в грамоте, учредительница вакфа отказывала в пользу построенного ею училища для мальчиков принадлежащий ей участок квартала [142] в Стамбуле вместе с домом, хозяйственными строениями при нем и фруктовым садом, две деревни с живущими в них райятами с их жилыми и хозяйственными постройками, со всеми застроенными и обрабатываемыми землями, пастбищами, садами, посевами, насаждениями, лесами, степями, холмами и реками. Общий доход с обеих деревень составлял, как это можно подсчитать, 7390 акче в год. Расходы определены в условиях вакф-наме в следующем объёме:

Источник

Вакуф

Вакуф (вакф, араб. وقف ‎‎, множ. араб. أوقاف ‎‎, аукаф; тур. vakıf : остановка, приостановление, удержание) — в мусульманском праве имущество, переданное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели. В вакуф может входить как недвижимое, так и движимое неотчуждаемое имущество, но лишь приносящее пользу (доход) и нерасходуемое (например, в вакуф не могут быть переданы деньги). Посвящающий своё имущество в вакуф называется учредителем вакуфа.

  • Законный вакуф, основанный на мусульманском праве, предполагал полную утрату учредителем прав на переданное имущество.
  • Обычный вакуф (в отличие от законного, называвшийся вакфалет) закреплял за потомками учредителя право получения части дохода от вакуфа.

Аналогии, иногда проводимые между вакуфом и отношениями доверительной собственности, достаточно ограничены

  • По ГК РФ передача имущества в доверительное управление не влечёт за собой перехода права собственности на него к доверительному управляющему, в то время как бывший собственник имущества, передаваемого в вакуф, права собственности на него лишался.
  • На имущество, переданное в доверительное управление, может быть наложено взыскание; вакуф же неотчуждаем,

Возникновение вакфалета («обычного вакуфного права») объясняется в том числе стремлением собственников оградить имущество от широко практиковавшихся на Востоке захватов, конфискаций и произвола властей. Тем самым вакуф служил известной гарантией спокойного пользования имуществом [1] .

Содержание

История

Некоторые историки утверждают, что сам институт траста появился в 12—13 веках в Западной Европе под воздействием вакуфа, с которым столкнулись крестоносцы [2] .

Создание вакуфа возможно в письменном виде или путём публичного оглашения в мечети. Вакуф вступает в силу немедленно и не может быть отозван. Для управления вакуфом назначается особое лицо (мутаваллий); учредитель может указать способы расходования полученного дохода. В Османской империи использовалась практика назначения мутавалли самого учредителя или его детей для гарантии получения дохода. Возможна передача имущества в вакуф в завещании, но в этом случае не может быть передано больше одной трети состояния.

Читайте также:  Угроза уничтожения цивилизации может вызвать столкновение земля астероида размером

Впервые появился в 7—8 веках в Халифате и распространился на все мусульманские страны. С 11 века вакуф становится заметным в жизни общества. Надзор за правильностью расходования средств осуществлял кади или попечитель (назир). При Фатимидах в Египте возникли специальные ведомства для надзора над вакуфами (диван аукаф, диван хубус).

С 12 века вакуф стал основным источником средств для мусульманских культовых учреждений. В XIX веке треть всех земель Османской империи входила в вакуфы. Несмотря на последовавшие секуляризации, вакуф сохранился до настоящего времени в некоторых странах, например, в Саудовской Аравии.

Другие значения

В наиболее широком (и ныне малоупотребительном) смысле вакуф обозначал все земли, с которых платится государственный поземельный налог — харадж.

Вакуф в царской России и СССР

До революции в России вакуф был главным источником существования мечетей, школ и благотворительных учреждений. Распространены были вакуфы в среднеазиатских ханствах, где в этот статусе находилось около половины обрабатываемой земли (в Турции тот же показатель доходил до двух третей). В России вакуф был распространён в Русском Туркестане, в отдельных областях Кавказа и в Крыму. Вакуфное право существовало также в Персии, Афганистане, Индии.

Помимо земель, объектами вакуфа станосились другие объекты общественного пользования — строения, караван-сараи, бани, мельницы и пр. Акт установления вакуфа совершался добровольным заявлением учредителя в присутствии казия (судьи), который составлял и выдавал вакуфный документ — вакфнамэ. Пожертвование в форме вакуфа рассматривалось как одно из тех особых добрых дел, которые, по образному выражению мусульманского предания, могли быть и после смерти «внесены в закрытую уже книгу деяний покойного» [1] .

Управление вакуфным имуществом передавалось мутаваллию — управляющему, которого указывал учредитель вакуфа и утверждал казий. Труд мутаваллия оплачивался из доходов вакуфа.

Исторически создавались и другие отступления от строгих требований мусульманского права в отношении вакуфов. Так, вакуфные земли местами отдавались в бессрочную наследственную аренду с предоставлением арендатору права (и внося за это определённую плату, выполняя повинности или отдавая часть дохода — до половины урожая) возводить постройки, селиться на этих землях и т.п. — так называемые населённые вакуфы. Таким образом на почве вакуфного права воссоздавались феодальные или полуфеодальные отношения [1] .

Царское правительство, с одной стороны, не считало возможным ликвидировать вакуфное право по причине его глубокого укоренения в системе отношений. С другой — осложнило процедуру признания и регистрации настолько, чтобы возможное меньшее число вакуфов могли быть учреждены: вакуф, учреждённый в полном соответствии с законом, по закону Российской империи освобождался от государственных налогов. В результате статус вакуфов, официально признанных по закону, на момент Октябрьской революции имели лишь 10% фактически существующих вакуфов [1] .

В первые месяцы революционных преобразований в Средней Азии по инициативе, исходившей с мест, многие вакуфы были изъяты в общегосударственный фонд. С теоретической точки зрения, ничего не должно было измениться: одну форма общественной собственности преобразовали в другую. Но на практике в некоторых местах это привело к волнениям. Рассмотрев поступавшие в Москву жалобы, Народный комиссариат по делам национальностей РСФСР (нарком — И. В. Сталин) указал в срочном порядке отменить допущенные в этом вопросе перегибы. В частности:

  • все религиозные вакуфы были возвращены мечетям.
  • все «населённые вакуфы» были безвозмездно переданы, на основании Закона о трудовом землепользовании, дехканам, в пользовании которых эти участки находились
  • вакуфы просветительного назначения на первом, переходном этапе, были переданы в управление особой комиссии. При этом, во исключение из закона об отделении школы от церкви, в состав этих комиссий наряду с представителями Наркомпроса, вошли и представители мусульманского духовенства — см. декрет от 10 июня 1922 года №75.

В дальнейшем, вакуфы просветительного назначения в Туркестане были переданы от временных комиссий в ведение Народного комиссариата просвещения Туркреспублики, в составе которого было образовано Главное вакуфное управление. Декретами №164 от 22 октября 1922 года и №173 от 28 декабря 1922 года на местах в составе исполкомов были образованы специальные вакуфные отделы [1] .

Политика Советского правительства в отношении вакуфов ставила своей задачей, «временно сохраняя вакуфное право, придать ему такую конструкцию и так организовать управление вакуфным делом, чтобы согласовать его с задачами советского строительства и направить деятельностть вакуфных учреждений в область этих задач, в частности, школьного дела» [1] .

К вопросу о вакуфах советская власть вновь возвращалась в 1925 году, при вхождении Бухары и Хорезма в состав СССР. При этом вакуфы, принадлежавшие мечетям, были переданы в пользование соответствующим религиозным общинам [1] .

Проблематика вакуфов в Российской Федерации

В Татарстане закон о вакуфе был принят в 1999 году, но был опротестован как несоответствующий федеральному законодательству РФ [3] .

Источник