Меню

Что такое федеральная земля в россии по конституции

В Cовфеде объяснили, что понимают под «федеральными территориями»

Москва. 6 февраля. INTERFAX.RU — Сопредседатель рабочей группы по поправкам в Конституцию РФ, глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас заявил, что к числу «федеральных территорий» могут быть отнесены специальные зоны для бизнеса.

Комментируя предложение закрепить в Конституции так называемые «федеральные территории», он пояснил, что могут быть выделены специальные зоны, чтобы установить там более удобный для бизнеса режим.

Эту идею озвучил ранее член рабочей группы, председатель Тульской областной думы Сергей Харитонов. Он предложил создать на территории РФ федеральные территории, не входящие в состав территорий субъектов РФ.

«Создание таких территории было бы правильно осуществлять в соответствии с федеральным конституционным законом в случае его одобрения законодательными органами госвласти не менее чем двух третей субъектов РФ», — сказал он.

В свою очередь Клишас заявил, что идея будет обсуждаться с регионами, Совет Федерации сформирует свою позицию в ближайшие дни.

«Это вопрос новый для нашего законодательства. Для законодательства зарубежных стран этот порядок известен. Он достаточно хорошо функционирует в тех же самых Соединенных Штатах. Есть и Индия, Канада, Австралия, Малайзия. Идея, которую изложили, сводится к тому, что есть определенные объекты, территории, которые должны управляться особенным образом. Есть закрытые территориальные образования, военные территории, есть специальные режимы, связанные экологическими нормами. Важно, что в любом случае федеральные территории будут регулироваться специальным законом, мы, конечно же, введем специальную процедуру о том, как согласовать все это с субъектами Федерации», — добавил сенатор.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что в Кремле об этой инициативе не знают.

Источник

Что такое федеральная собственность на землю и какие участки к ней относятся?

Все земельные наделы в Российской Федерации находятся либо в частной собственности физических или юридических лиц, либо в собственности государства.

Государственные земли разделяются на федеральные, региональные и муниципальные (городские) в рамках особой процедуры, называемой разграничением государственной земельной собственности.

Понятие федеральной собственности

Отличительной особенностью федеральных земель является то, что они находятся в распоряжении федеральных властей и могут регулироваться только законами федерации и постановлениями правительства РФ.

Региональные или муниципальные власти не могут распоряжаться федеральными землями до их разграничения в собственность субъектов или городов РФ.

Согласно п. 1 ст. 16 ЗК РФ, участки земли, находящиеся в федеральном владении, не могут находиться:

  • В муниципальной собственности;
  • В собственности коммерческих организаций и иных юридических лиц;
  • В собственности граждан – физических лиц.

Федеральная собственность на земельные участки образуется в результате обозначения её границ (разграничения) на кадастровой карте государственных земель в соответствии с постановлениями правительства.

Законодательство

Правовое регулирование федеральных земельных владений осуществляется в рамках:

  • Земельного кодекса (ЗК РФ);
  • Закона № 137 «О введении в действие ЗК РФ»;
  • Лесного кодекса;
  • Иных федеральных законов и постановлений правительства.

Основания для возникновения

Согласно п. 1 ст. 17 ЗК РФ, возникновение федеральной собственности на земельные участки происходит в результате:

  • Принятия соответствующих законов;
  • Разграничения государственных земельных владений;
  • Приобретения земель правительством РФ.
Читайте также:  Поток метеоров в атмосфере земли 9 букв

В частности, пункт 1 ст. 8 Лесного кодекса относит все земли лесного фонда к федеральной собственности, как и ст. 29 закона № 57 «О государственной охране» относит участки, на которых расположены соответствующие службы, к федеральным землям.

Разграничение подразумевает выделение земель в категорию федеральных владений из неразграниченных государственных наделов или из наделов субъектов федерации путём их передачи под федеральную юрисдикцию.

Земли могут также приобретаться в федеральную собственность:

  • У частных лиц;
  • У муниципальных образований;
  • У других государств.

Приобретённые земли из состава федеральной собственности могут находиться и вне государственной границы, например, резиденции послов РФ в зарубежных странах расположены на федеральных владениях РФ.

Земли федеральной собственности

Согласно пункту 1 ст. 3.1 ФЗ № 137, к федеральной собственности относятся следующие территории:

  • Наделы, расположенные под жилыми и нежилыми постройками, являющимися собственностью РФ;
  • Земли органов власти и их представительств;
  • Земли казённых и унитарных предприятий;
  • Земли, находящиеся в пользовании Академии наук и сопряженных с ней учреждений;
  • Дороги и проезды, относящиеся к госкомпании Росавтодороги;
  • Земли лесного и водного фондов;
  • Земли заповедников;
  • Земли обороны;
  • Закрытые города;
  • Земли резерва.

Земли унитарных предприятий, находящихся в ведении муниципалитетов, не являются федеральными территориями, также отдельные заповедники могут находиться в составе земель субъектов федерации.

Определить, относится ли земельный надел к федеральной собственности, можно на сайте Росреестра по кадастровому номеру.

Процедура разграничения федеральной собственности на землю

Федеральная земельная собственность образуется в результате разграничения государственных неразделённых земель в следующем порядке:

  • Формируется проект закона о разграничении государственной собственности в федеральную;
  • Отдельным постановлением инициируется проведение кадастровых работ;
  • Закрепляются границы государственного участка и присваивается уникальный кадастровый номер;
  • Принимается закон, определяющий принадлежность образованного участка к федеральным владениям.

В законе указывается категория земли образованного участка федеральных земель, целевое назначение и нормы эксплуатации и предоставления. Для изменения границ уже существующих федеральных земель могут приниматься поправки к действующим законам (Лесному, Водному кодексу), а также границы их применимости.

Кадастровые работы при определении границ федеральных земель, выделяемых из государственной собственности, осуществляются в соответствии с предварительным проектом, который утверждается правительством РФ.

На практике это выглядит следующим образом:

  • Правительство решает образовать заповедник в составе федеральной собственности;
  • Сотрудники министерства земельных ресурсов составляют схему будущего участка;
  • Схема согласовывается, утверждается и направляется в кадастровую службу для выполнения геодезических работ на местности;
  • Выполненный кадастровыми инженерами межевой план будущего участка, изготовленный согласно схеме, направляется в министерство земельных ресурсов;
  • Межевой план согласовывается и утверждается в министерстве. При необходимости проводятся работы по уточнению.

Вид межевых работ, проводимых при разграничении участка из государственной собственности в федеральную, зависит от наличия первичных границ и масштабов их изменений.

Если участок был образован ранее и меняется только его категория и/или принадлежность, то проводятся только работы по уточнению границ, а первичные межевые работы по образованию границ (с присвоением кадастрового номера) осуществляются, если участок формируется впервые.

Федеральные земли, в свою очередь, могут быть переданы в собственность субъектов федерации или муниципальных властей.

Читайте также:  Урок 5 класс земля ее размеры

Процедура передачи земель из федеральной собственности в муниципальную

Передача федеральных земель муниципалитетам осуществляется в следующих случаях:

  • При наличии на федеральных участках строений, относящихся к муниципальной собственности;
  • В целях выполнения региональных и местных программ по предоставлению участков земли нуждающимся лицам;
  • В целях реализации плана застройки и/или развития территории.

Процедура передачи земель в ведение муниципалитета осуществляется следующим образом:

  • Подача заявления о передаче в федеральные органы исполнительной власти;
  • Рассмотрение заявления в течение 30 дней;
  • Принятие решения о передаче участка или об отказе в передаче;
  • Принятие решения о проведении кадастровых работ по образованию границ передаваемого участка (при отсутствии кадастрового номера или при первичном разграничении);
  • Согласование процедуры передачи;
  • Регистрация муниципального права собственности в органах Росимущества.

При необходимости проведения межевых работ по образованию границ участка

Решение о проведении таких работ (шаг 4) принимается одновременно с решением о предоставлении участка муниципалитету (шаг 3), согласно п. 9 ст. 39.31 ЗК РФ.

Заявление должно подаваться главой муниципалитета или его заместителем, согласно п. 1 ст. 39.31 ЗК РФ.

В заявлении должны быть указаны сведения:

  • О целях передачи земель;
  • О кадастровом номере участка;
  • О муниципальном образовании.

В случае отказа главе муниципального образования должны быть предоставлены причины в письменном виде. Отказ может быть получен, согласно п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ, в следующих случаях:

Если обозначенный в заявлении надел не подлежит передаче;

  • В заявлении отсутствует кадастровый номер участка вкупе с отсутствием схемы его расположения;
  • Участок уже разграничен в иной вид государственной собственности;
  • Предоставленная схема не соответствует требованиям ведомства.

Кадастровый номер отсутствует, когда участок не образован, в этом случае следует обязательно приложить схему, на основании которой будут проводиться кадастровые работы по определению границ.

Что необходимо знать, если в сделке с недвижимостью участвует несовершеннолетний? Читайте об этом в нашей статье.

При помощи пожизненной ренты можно относительно дешево приобрести недвижимость. Подробности вы можете узнать в нашем материале.

Особенности передачи

Федеральные земельные участки передаются муниципалитетам исключительно на принципах безвозмездности и с учётом целевых программ регионального и общероссийского уровня.

Если был получен отказ по причине невозможности передать данный участок, то такой отказ правомерен (п. 2 ст. 39.30 ЗК РФ) только при указании в заявлении участка, находящегося в составе:

  • Земель органов власти и государственных учреждений;
  • Земель федеральных казённых предприятий;
  • Земель государственных некоммерческих структур при наличии зданий, принадлежащих таким структурам;
  • Особо охраняемых земель и земель лесов;
  • Земель особых экономических зон;
  • Земель, занятых стратегически важными объектами;
  • Переданным субъектам РФ земель;
  • Зарезервированных государством земель.

Согласно п. 10 ст. 39.31 ЗК РФ, решение федерального ведомства о передаче земельного надела в собственность муниципалитета является законным основанием для финансирования кадастровых работ по определению границ:

  • Из бюджета муниципалитета;
  • Из регионального бюджета.

Выбор источника финансирования определяется законодательством субъекта, если не указан напрямую в тексте решения о передаче.

Итак, федеральная собственность на землю регулируется федеральными законами и постановлениями правительства РФ.

Федеральные земельные владения образовываются путём разграничения не размежёванных государственных земель, и могут в свою очередь передаваться в собственность региональных властей ил муниципалитетов. Передача земель из федеральной собственности осуществляется исключительно на уровне ведомств правительства РФ.

Читайте также:  Землю для многодетных семей во фрязино

Источник

В Конституции может появиться понятие «федеральные территории»

На заседании рабочей группы по поправкам в Конституцию предложили внести понятие «федеральных территорий» с прямым федеральным подчинением, сообщил сенатор Андрей Клишас. Если эта идея будет реализована, такие территории не будут входить в состав субъектов России. Для этого нужно будет принять отдельный закон. В Кремле заявили, что не знакомы с инициативой.

Ввести понятие «федеральных территорий» предложил председатель Тульской областной думы Сергей Харитонов. Речь идет о территориях, где находятся военные и стратегические объекты, заповедники и другие особые зоны.

«К их числу, например, относятся закрытые административно-территориальные образования, особо охраняемые природные территории, Арктическая зона. Это обусловлено повышенными требованиями к обеспечению безопасности, защиты и охраны окружающей среды (например, озера Байкал, Кавказских Минеральных Вод) или же к созданию условий по повышению инвестиционной привлекательности»,— рассказал господин Клишас «РИА Новости». Он добавил, что система управления на этих территориях «требует специального регулирования».

Андрей Клишас отметил, что территории со специальным правовым режимом есть в других федеративных государствах. Например, в США есть 14 федеральных территорий, которые не входят ни в один штат и находятся под контролем федерального правительства.

Сенатор добавил, что эта инициатива «будет находиться в центре особого внимания председателя Совета федерации Валентины Матвиенко». Проработкой этого предложения займется комитет по конституционному законодательству и государственному строительству вместе с комитетом по федеративному устройству. Идею будут обсуждать с представителями регионов, их позицию учтут.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил журналистам, что Кремлю неизвестно об инициативе. «Она будет в группе прорабатываться»,— сказал он.

Кроме того, член Российской академии наук Александр Чубарьян предложил увеличить в Совете федерации президентскую квоту, по которой он может назначать сенаторов, с 10% до 17%, а также, исходя из мирового опыта, сделать полномочия некоторых сенаторов «вечными», например, выдающихся врачей, учителей и других деятелей.

«Мы это обязательно рассмотрим, я думаю, что обсудим и с комитетом нашим по регламенту, и с комитетом по региональной политике. Здесь важно получить именно позицию субъектов Российской Федерации, с Валентиной Ивановной Матвиенко обсудим, и свою позицию уже как Совета федерации в ближайшее время сформулируем»,— сказал господин Клишас. По его мнению, предложения академика имеют «достаточно серьезное обоснование, связанное с международным опытом». Андрей Клишас также напомнил, что пока даже действующая федеральная квота в 10% (17 человек), прописанная в Конституции, не заполнена и не внесены соответствующие изменения и дополнения в профильный федеральный закон о формировании Совета федерации.

Напомним, 15 января Владимир Путин предложил изменить Конституцию в ходе послания Федеральному собранию. Позднее он внес законопроект на рассмотрение в Госдуму, который уже прошел первое чтение. Свои поправки предлагает специальная рабочая группа.

О том, какие идеи она выдвинула, читайте в материале “Ъ” «В Конституции ищут место Богу и подвигу».

Источник