Меню

Что такое фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения

Статья 80. Фонд перераспределения земель

Статья 80 . Фонд перераспределения земель

ГАРАНТ:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 446-ФЗ в пункт 1 статьи 80 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

1. В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ пункт 2 статьи 80 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2011 г.

2. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.

3. Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.

Источник

Вся важная информация о фонде перераспределения земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения – особая категория массивов, объединенных в один земельный Фонд. Может использоваться по целевому назначению гражданами, индивидуальными предпринимателями и сельскохозяйственными компаниями.

Независимо от форм собственности, за данными массивами осуществляется надзор, требующий соблюдения нормативного использования.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Законодательная база и определение терминов

Перераспределение земельных участков (ЗУ)

Это процедура реорганизации земель путём их слияния, разделения или изменения площадей одного ЗУ за счёт уменьшения другого. Заключается в изменении границ участков и регистрации вновь возникших ЗУ. Регулируется нормами статьи 11.7 и 39.28 ЗК РФ.

Если речь идёт о землях сельхоз назначения, в силу вступают нормы Федеральных законов:

Процедура перераспределения может затрагивать интересы собственников из числа физических или юридических лиц. Также проводиться на землях, принадлежащих государству или муниципалитету. Допускается и перераспределение между ЗУ, находящимися в частной и в государственной или муниципальной собственности.

Проект

Это способ распределения долей владения и официальный документ, составленный в соответствии с нормами законодательства и объёмом долевой собственности. Регулируется Федеральным законом № 78-ФЗ от 18.06.01 г.

Проект решает задачи установления внутренних границ в земельном массиве, на основании которых участники СХО или владельцы долей могут официально пользоваться территорией, установленной на основании проектной документации, а также:

  1. закрепляет определенные территории сельхоз земель за собственниками долей;
  2. устанавливает последовательности передачи долей на основании проекта;
  3. передаёт в собственность физических и юридических лиц освободившиеся ЗУ;
  4. передаёт в собственность ЗУ, полученные в счёт паёв.

В содержание Проекта входит:

  • пояснительная записка;
  • проектный план;
  • экспликации земель;
  • список собственников земельных долей.

Это земельные массивы, которые могут передаваться в пользование физическим и юридическим лицам для ведения сельского хозяйства. Им является юридическое лицо, уполномоченное на перераспределение участков и их выделение:

  1. в аренду;
  2. безвозмездное пользование;
  3. в собственность путём выкупа.
Читайте также:  Радуйся вся земля аккорды

Нормы организации и управления Фондом перераспределения регулируются нормами статьи 80 ЗК РФ. В его ведении находятся земли:

  • из числа вымороченного имущества;
  • изъятые у граждан участки;
  • ЗУ от которых отказались владельцы.

То есть – земли, вернувшиеся в муниципальную или государственную собственность.

Когда происходит эта процедура и на каких основаниях

Процедура перераспределения земель может проводиться, когда:

  1. Нужно привести границы ЗУ в соответствие с утвержденным проектом межевания для уточнения границ долевых владений.
  2. При слиянии и разделении участков с изменением площади.
  3. Требуется исключить вклинивания ЗУ друг в друга, изломанности границ, при наличии чересполосицы. Без изменения площадей участков.
  4. Когда государственные и муниципальные земли переданы во владение граждан для ведения ЛПХ, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, если площадь не превышает допустимых норм (о землях сельхозназначения для ведения садоводства мы писали тут, а о землях для дачного строительства и хозяйства написано здесь).
  5. Земли перераспределяются для зонирования по видам сельхоз работ: под пастбища, луга и под полевые работы – в пределах владения одного собственника – юридического лица или муниципалитета.
  6. Участки попали в распоряжение Фонда из-за отсутствия владельца или по причине изъятия и допускают передачи во владение физических и юридических лиц.

Основанием для проведения процедуры служит составление и подписание всеми участниками совместного владения – соглашения о перераспределении. А также – правообладателями смежных территорий – муниципалитета, физического или юридического лица. В документе должны быть указаны сведения:

  1. об участниках процедуры;
  2. основания возникновения права земельной собственности у участников;
  3. технические параметры участков;
  4. условия возникновения прав собственности на вновь возникающие ЗУ.
  • Скачать бланк соглашения о перераспределении земель
  • Скачать образец соглашения о перераспределении земель

При оформлении соглашения, если речь идёт столько о землях собственников, требуется представить пакет документации:

  1. правоустанавливающие или право удостоверяющие документы;
  2. паспорта;
  3. схему расположения ЗУ;
  4. кадастровые паспорта ЗУ;
  5. нотариальную доверенность если в оформлении участвует представитель;
  6. справка о наличии (отсутствии) построек и иной недвижимости;
  7. справка о наличии (отсутствии) ареста, залога и иных обременений.

Все работы на местности проводятся геодезической компанией, которая в обязательном порядке:

  • обеспечена высокоточным геодезическим оборудованием;
  • имеет лицензию на данный вид работ.

В выбранную компанию подаётся соглашение собственников ЗУ, с приложением пакета документации и составленных заявлений.
В процедуре обязательно участвует кадастровый инженер, в чьи компетенции входит:

  • присутствие при геодезических замерах, проверка их точности;
  • проведение расчётов;
  • выполнение плана границ ЗУ, с указанием координат поворотных точек;
  • передача отчёта в Росреестр, если образованы самостоятельные участки.

Если новые участки не образуются, а только определяются внутренние границы совместной собственности – составляется межевой проект, который не требует передачи в Росреестр и предназначается для внутреннего использования юридическим лицом или совладельцами.

Если к участку присовокупляется прилегающая территория, являющаяся бесхозной или принадлежащая государству, обязательно требуется получить разрешение административной комиссии. К заявлению, поданному в геодезическую компанию, в этом случае дополнительно прилагают:

При вынесении согласия на прирезки, администрация устанавливает их стоимость, исходя из нормативов и локальных актов.

Реорганизация сельхоз земель допускается при совмещении или разделении ЗУ, или при оформлении прирезок. В этом случае формируются новые участки, подлежащие внесению в Росреестр. Если проводится реорганизация земель дачного массива, или принадлежащая иному юридическому лицу (ИП), достаточно оформить межевой проект, без внесения в Росреестр.

Читайте также:  Договор арендной плата за землю определение

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
Это быстро и бесплатно !

Источник

Статья 80. Фонд перераспределения земель

СТ 80 ЗК РФ

1. В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.

2. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.

3. Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.

Комментарий к Статье 80 Земельного кодекса РФ

Комментируемая статья предусматривает создание фонда перераспределения земель, при этом указывая как цели его создания, так и источники формирования фонда. Следует отметить, что понятие фонда перераспределения земель было введено с принятием Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» , согласно которому в такие фонды включались земельные участки, остающиеся после бесплатной передачи земель работникам сельскохозяйственных предприятий. Согласно п. 10 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. N 708 , при определении земельной доли (пая) земельные участки, включенные в фонд перераспределения земель, не учитывались.
———————————
Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 1. Ст. 53.

В соответствии с п. 11 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» со дня введения в действие ЗК РФ в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие ЗК РФ в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» фондах перераспределения земель.

В целом цели создания фонда перераспределения земель охватывают основные виды деятельности в области сельского хозяйства, что позволяет сельскохозяйственным товаропроизводителям приобретать включенные в фонд земельные участки для сельскохозяйственного производства. Вместе с тем правовой режим земель фонда позволяет также предоставлять включенные в него земельные участки гражданам для личных нужд (сенокошение, выпас скота, ведение личного подсобного хозяйства, садоводства). Независимо от того, включены земельные участки сельскохозяйственного назначения или нет, такие земельные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам по общим правилам, предусмотренным ЗК РФ и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», что подтверждается отсутствием законодательно установленных особенностей предоставления заинтересованным лицам земельных участков, включенных в фонд перераспределения земель.

Как видно из п. 2 комментируемой статьи, в фонд могут поступать только те земельные участки, которые приобретены Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием на праве собственности.

Читайте также:  Буду верным непременным мы завоюем эту землю

Так, например, согласно п. 14 ст. 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок сельскохозяйственного назначения, изъятый в связи с его ненадлежащим использованием, может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность в случае, если публичные торги по продаже этого земельного участка признаны несостоявшимися. Согласно ст. 8 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеют преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов. В соответствии с п. 1.1 ст. 19 ЗК РФ предусматривается, что, если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка. Согласно п. 2 ст. 1151 ГК РФ в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории, в том числе земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества.

Одними из целей включения земельных участков в фонд перераспределения земель наряду с обеспечением земельными участками лиц, заинтересованных в их использовании по целевому назначению, являются также сохранение этих земельных участков и недопущение изменения их разрешенного использования и перевода в земли иных категорий вопреки интересам сельского хозяйства.

Пункт 4 комментируемой статьи закрепляет принцип общедоступности сведений о наличии земель в фонде перераспределения. Однако ни ЗК РФ, ни другие федеральные законы не содержат порядка опубликования сведений о земельных участках, включенных в фонд перераспределения земель, а также не определяют состав таких сведений. При этом следует отметить, что ранее п. 16 Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» предусматривалась обязанность Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Министерства сельского хозяйства РСФСР систематически готовить каталоги земель, находящихся в фонде перераспределения, публиковать их, организовать рекламу в средствах массовой информации, оказывать содействие в переселении граждан, желающих и способных создать крестьянские хозяйства.

Вместе с тем, согласно подп. «в» п. 2 Положения о представлении в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления дополнительных сведений, воспроизводимых на публичных кадастровых картах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 322 , в качестве дополнительных сведений для воспроизведения на публичных кадастровых картах уполномоченными органами в орган регистрации прав могут предоставляться сведения о земельных участках, свободных от прав третьих лиц, на которых отсутствуют объекты капитального строительства.
———————————
СЗ РФ. 2016. N 17. Ст. 2417.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» публичные кадастровые карты предназначены для использования неограниченным кругом лиц.

Источник