Меню

Что такое имущественные отношения связанные с землей

Земельно-имущественные отношения — принципы и особенности

Что такое земельно-имущественные отношения?

Есть 2 понимания этого термина:

  • область жизни общества, связанная с землей как видом имущества, которое можно продать, купить, подарить, завещать, отдать в залог и т.д., правила деятельности где, прописаны государством;
  • профессия, обладатели которой считаются специалистами в области операций с земельными участками, иной недвижимостью, занимаются и юридическими и техническими вопросами.

Можно сказать, что это смесь нескольких профессий узкой направленности.

Законодательная база

  • Конституция (в ней заложены основные принципы имущественных отношений, как таковых, принципы относительно распоряжения и владения землей).
  • Гражданский кодекс. В нем изложены подробно основные правила имущественных отношений (право собственности, владения, использования, вопросы сделок с землей, наследования и другие вопросы).
  • Земельный кодекс. В нем расписаны принципы, на которых должно строиться землепользование, полномочия государственных органов разных уровней, муниципальных органов, права граждан и организаций. В кодексе есть основания и процедуры получения земли в собственность, аренду, пользование. Прописаны правила использования земель разной категории, правила рассмотрения споров, связанных с землей, а также вопросы контроля государства за этими областями жизни общества.
  • Отдельные законы (к примеру, о переводе участка земли из одной категории в другую, отдельный закон о правилах оборота земель сельскохозяйственного назначения и т.д.).
  • Законы, изданные региональными властями (городов федерального значения, областей, республик и т.д.).
  • Правительство и президент, используя свои полномочия, издают документы как по распоряжению конкретными участками земли, так и с правилами по каким-то вопросам.
  • Отдельные органы власти (как правило, министерства) издают приказы или распоряжения об утверждении формы документов, правила к их заполнению или оформлению.

Принципы регулирования отношений

Принципами считаются основные идеи, в случае с земельно-имущественными отношениями, перечисление дано в ст. 1 Земельного кодекса. Все они лежат в основе законодательства, которое является выражением их понимания законодателем. Именно из-за этого трудно опровергнут применением какого-то правила в том же Земельном кодексе.

  • Все действия с землей должны производиться исходя из того, что она основа для существования человека и природы, и основа для экономики, а также является отдельным объектом имущественных отношений (как отдельный участок).
  • Приоритетным является сохранения земли как природного объекта, как средства сельхозпроизводства перед использованием в качестве площадки для застройки.
  • Главным является сохранение благоприятных условий жизни человека в процесс использования земли.
  • Организация доступа общественным организациям и гражданами к подготовке решений относительно земель (к примеру, общественные слушания).
  • Привязанность земли к объектам недвижимости, находящимся на ней.
  • Сохранение земель ценной категории, в частности заповедников.
  • Разграничение прав на землю между федеральными властями, региональными органами власти, муниципалитетами.
  • Земля отдается за плату, кроме случаев, прописанных в законе.
  • Установление правил использования земель и процесс использования должны учитывать интересы всего общества.
  • Разделение земель на категории использования (для застройки, для ведения сельского хозяйства и т.д.).

Особенности управления земельными отношениями

Управление общественными отношениями, в частности, в сфере земли предполагает два момента:

  • Государство устанавливает правила операция с земельными участками, поучениями прав на них, формирования участков как вида имущества;
  • Распоряжение землями, находящимися в собственности государства.

Управление происходит на 3 уровнях:

На каждом из этих уровней принимаются нормативные акты или акты по распоряжению конкретными землями. На каждом уровне органами власти используются собственные полномочия. Кроме того, государство, региональные или муниципальные власти иногда выступают как обычный участник земельного рынка, в этом случае у них нет особого статуса.

В понятие «рынок земли» вкладываются отношения собственников земли, тех, кто желает её приобрести, а также специалистов, занимающихся решением вопросов, связанных с переходом прав собственности, аренды. Обычно это юристы, кадастровые инженеры, риэлторы, а также специалисты в других смежных областях, без которых не обойтись. Практика показывает, что при грамотном контроле государства, грамотных правилах, использование земель, совершение сделок дает положительный эффект.

Чем занимается специалист в области земельно-имущественных отношений

Специалисты выполняют примерно такую работу:

  • оценивание земельных участков, недвижимости, на них находящейся;
  • ведение учета земельных участков, недвижимости, анализ состояния земельного рынка;
  • проводит геодезическую, фотографическую съемку земель, устанавливает их границы на местности;
  • составляет планы земельных участков, а также их межеванием;
  • решение вопросов инвентаризации земель;
  • вопросы инвентаризации зданий (жилой и нежилой недвижимости);
  • разбирается в вопросах прав на землю (собственности, аренды, пользования);
  • вопросы оформления прав на землю (кадастровый учет, регистрация прав), работа с необходимыми для этого бумагами.

В каких организациях люди с таким образованием работают:

  • БТИ.
  • Кадастровая палата.
  • Риеэторские агентства.
  • Компании, выполняющие геодезические работы, кроме этого регистрацией прав на участки.

Список компаний примерный, кроме этого есть право работать самостоятельно в каждой из этих сфер, для чего нужно предварительно вступить в СРО, чтобы получить допуск для ведения деятельности, или лицензию от государства для некоторых других видов деятельности.

Источник

Виды правоотношений, связанных с землей

Отношения, входящие в состав частных земельных отношений, управленческих отношений и имущественных отношений, неодно­родны и достаточно разнообразны, что позволяет разделить их на отдельные виды внутри каждой группы отношений.

Содержание частных земельных отношенийразличается в зави­симости от вида использования земельного участка, его принадлежности к одной из категорий земель. Поэтому такие отношения мож­но разделить на отношения:

1) по использованию и охране земель сельскохозяйственного назна­чения, права и обязанности субъектов которых связаны с использо­ванием земель для производства сельскохозяйственной продукции, сохранением плодородного слоя земли;

2) по использованию и охране земель поселений, права и обязанно­сти субъектов таких отношений связаны с безопасным для жизни и здоровья населения использованием земель;

3) по использованию и охране земель промышленности и иного спе­циального назначения, специфика прав и обязанностей субъектов этих отношений определяется спецификой объектов, расположен­ных на земельном участке. Так, права и обязанности недропользо­вателей связаны с использованием земель для соответствующих нужд, а также восстановлением отработанных земель;

4) по использованию и охране земель особо охраняемых террито­рий и объектов, права субъектов таких отношений связаны с дея­тельностью, соответствующей правовому режиму таких земель, обя­занности — с мерами по сохранению таких объектов и не причине­нию им вреда;

5) отношения по использованию и охране земель лесного фонда, субъекты которых управомочены на использование земель в целях ведения лесного хозяйства и обязаны не причинять вреда лесу;

6) отношения по использованию и охране земель водного фонда, субъекты которых наделены комплексом прав по использованию земель для нужд водного хозяйства и обязанностей по не причине­нию вреда водным объектам.

Читайте также:  100 кв метров земли это сколько в сотках

Управленческие отношения, связанные с землей,могут быть раз­делены на несколько видов в зависимости от функций государствен­ного управления, при осуществлении которых они возникают: 1) отношения, связанные с мониторингом земель, в которых государ­ство является носителем прав и обязанностей по систематическо­му наблюдению за состоянием земель;

2) отношения, связанные с ведением государственного земельного кадастра, права и обязанности государства в таких отношениях касаются ведения систематизированного свода документированных сведений о земельных участках и иных объектах государственного кадастрового учета;

3) отношения, связанные с осуществлением землеустройства, в которых государство наделено правами и обязанностями в области изучения состояния земель, планирования и организации рацио­нального использования земель;

4) отношения, связанные с осуществлением государственного кон­троля за использованием и охраной земель, в которых государство наделено комплексом прав и обязанностей по выявлению земель­ных правонарушений, их пресечению и привлечению виновных лиц к ответственности;

5) отношения, связанные с осуществлением планирования исполь­зования и охраны земель, в которых государство управомочено на определение общих направлений использования земель и обязано учитывать при этом природные, социальные, экономические и иные факторы, а также требования к рациональности использования зе­мель;

6) отношения, связанные с отнесением земель к категориям в за­висимости от их целевого назначения и их переводу из одной катего­рии в другую. Права и обязанности государства в этих отношениях связаны с обоснованностью и законностью отнесения земель к ка­тегориям и их переводу в другие категории;

7) отношения, связанные с осуществлением изъятия и предостав­ления земельных участков, в которых государство осуществляет права и обязанности по предоставлению гражданам и юридическим ли­цам земельных участков, находящихся в государственной или му­ниципальной собственности, а также по изъятию земельных учас­тков у землепользователей ввиду их ненадлежащего использования.

Имущественные отношения, связанные сземлей, по способу вза­имосвязи прав и обязанностей их субъектов можно разделить на три вида:

1) отношения, связанные с возникновением, прекращением или пе­реходом имущественных прав на земельные участки. Субъекты таких отношений находятся, как правило, в равном положении, один из них, обладая правом на земельный участок, может произвести его отчуждение, другой имеет право на его приобретение.

Исключение составляют указанные в законах случаи, когда го­сударство обязано предоставить земельный участок по требованию гражданина, а гражданин наделен правом требовать предоставле­ния участка. Такая норма закреплена в отношении предоставления земельных участков для строительства. Исключением являются так­же отношения, связанные с прекращением прав на земельный уча­сток ввиду его ненадлежащего использования или изъятия для го­сударственных или муниципальных нужд, в которых государство наделено правом принудительного прекращения имущественных прав на земельный участок;

2) отношения, связанные с осуществлением имущественных прав на земельные участки. Субъектами таких отношений являются, с одной стороны, обладатель имущественного права на земельный участок, который вправе осуществлять принадлежащие ему права, с другой стороны — все иные лица, которые обязаны не нарушать его права;

3) отношения, связанные с защитой имущественных прав на зе­мельные участки. Такие отношения возникают между обладателем права на земельный участок, чьи права нарушены и который впра­ве требовать прекращения нарушения его прав, и лицом, нарушив­шим его право и обязанным прекратить такое нарушение.

В отличие от рассмотренных отношений, состав публичных зе­мельных отношений достаточно прост и однообразен, поэтому вы­деление видов таких отношений представляется нецелесообразным.

В юридической литературе существуют различные подходы к определению понятия правовых отношений. Мы придерживаемся достаточно традиционного положения о том, что правоотно­шение — это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют взаимные права и обязанности. Соответственноземельное правовое отношение — это общественное отношение в области государственного управления, использования и охраны земель, урегулированное нормами земельного права, со­стоящее во взаимосвязи субъективных прав и юридических обязан­ностей его участников.

Лекция обсуждена и одобрена на заседании ПМС № 2.

от « 25»января 2010 г. Протокол № 5 .

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский юридический институт

Федеральной службы исполнения наказаний»

Кафедра: Гражданско-правовых дисциплин

Курс: Земельное право

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Виды правоотношений, связанных с землей

Отношения, входящие в состав частных земельных отношений, управленческих отношений и имущественных отношений, неодно­родны и достаточно разнообразны, что позволяет разделить их на отдельные виды внутри каждой группы отношений.

Содержание частных земельных отношенийразличается в зави­симости от вида использования земельного участка, его принадлежности к одной из категорий земель. Поэтому такие отношения мож­но разделить на отношения:

1) по использованию и охране земель сельскохозяйственного назна­чения, права и обязанности субъектов которых связаны с использо­ванием земель для производства сельскохозяйственной продукции, сохранением плодородного слоя земли;

2) по использованию и охране земель поселений, права и обязанно­сти субъектов таких отношений связаны с безопасным для жизни и здоровья населения использованием земель;

3) по использованию и охране земель промышленности и иного спе­циального назначения, специфика прав и обязанностей субъектов этих отношений определяется спецификой объектов, расположен­ных на земельном участке. Так, права и обязанности недропользо­вателей связаны с использованием земель для соответствующих нужд, а также восстановлением отработанных земель;

4) по использованию и охране земель особо охраняемых террито­рий и объектов, права субъектов таких отношений связаны с дея­тельностью, соответствующей правовому режиму таких земель, обя­занности — с мерами по сохранению таких объектов и не причине­нию им вреда;

5) отношения по использованию и охране земель лесного фонда, субъекты которых управомочены на использование земель в целях ведения лесного хозяйства и обязаны не причинять вреда лесу;

6) отношения по использованию и охране земель водного фонда, субъекты которых наделены комплексом прав по использованию земель для нужд водного хозяйства и обязанностей по не причине­нию вреда водным объектам.

Управленческие отношения, связанные с землей,могут быть раз­делены на несколько видов в зависимости от функций государствен­ного управления, при осуществлении которых они возникают: 1) отношения, связанные с мониторингом земель, в которых государ­ство является носителем прав и обязанностей по систематическо­му наблюдению за состоянием земель;

2) отношения, связанные с ведением государственного земельного кадастра, права и обязанности государства в таких отношениях касаются ведения систематизированного свода документированных сведений о земельных участках и иных объектах государственного кадастрового учета;

3) отношения, связанные с осуществлением землеустройства, в которых государство наделено правами и обязанностями в области изучения состояния земель, планирования и организации рацио­нального использования земель;

4) отношения, связанные с осуществлением государственного кон­троля за использованием и охраной земель, в которых государство наделено комплексом прав и обязанностей по выявлению земель­ных правонарушений, их пресечению и привлечению виновных лиц к ответственности;

Читайте также:  Земли недра почвы закон

5) отношения, связанные с осуществлением планирования исполь­зования и охраны земель, в которых государство управомочено на определение общих направлений использования земель и обязано учитывать при этом природные, социальные, экономические и иные факторы, а также требования к рациональности использования зе­мель;

6) отношения, связанные с отнесением земель к категориям в за­висимости от их целевого назначения и их переводу из одной катего­рии в другую. Права и обязанности государства в этих отношениях связаны с обоснованностью и законностью отнесения земель к ка­тегориям и их переводу в другие категории;

7) отношения, связанные с осуществлением изъятия и предостав­ления земельных участков, в которых государство осуществляет права и обязанности по предоставлению гражданам и юридическим ли­цам земельных участков, находящихся в государственной или му­ниципальной собственности, а также по изъятию земельных учас­тков у землепользователей ввиду их ненадлежащего использования.

Имущественные отношения, связанные сземлей, по способу вза­имосвязи прав и обязанностей их субъектов можно разделить на три вида:

1) отношения, связанные с возникновением, прекращением или пе­реходом имущественных прав на земельные участки. Субъекты таких отношений находятся, как правило, в равном положении, один из них, обладая правом на земельный участок, может произвести его отчуждение, другой имеет право на его приобретение.

Исключение составляют указанные в законах случаи, когда го­сударство обязано предоставить земельный участок по требованию гражданина, а гражданин наделен правом требовать предоставле­ния участка. Такая норма закреплена в отношении предоставления земельных участков для строительства. Исключением являются так­же отношения, связанные с прекращением прав на земельный уча­сток ввиду его ненадлежащего использования или изъятия для го­сударственных или муниципальных нужд, в которых государство наделено правом принудительного прекращения имущественных прав на земельный участок;

2) отношения, связанные с осуществлением имущественных прав на земельные участки. Субъектами таких отношений являются, с одной стороны, обладатель имущественного права на земельный участок, который вправе осуществлять принадлежащие ему права, с другой стороны — все иные лица, которые обязаны не нарушать его права;

3) отношения, связанные с защитой имущественных прав на зе­мельные участки. Такие отношения возникают между обладателем права на земельный участок, чьи права нарушены и который впра­ве требовать прекращения нарушения его прав, и лицом, нарушив­шим его право и обязанным прекратить такое нарушение.

В отличие от рассмотренных отношений, состав публичных зе­мельных отношений достаточно прост и однообразен, поэтому вы­деление видов таких отношений представляется нецелесообразным.

В юридической литературе существуют различные подходы к определению понятия правовых отношений. Мы придерживаемся достаточно традиционного положения о том, что правоотно­шение — это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют взаимные права и обязанности. Соответственноземельное правовое отношение — это общественное отношение в области государственного управления, использования и охраны земель, урегулированное нормами земельного права, со­стоящее во взаимосвязи субъективных прав и юридических обязан­ностей его участников.

Лекция обсуждена и одобрена на заседании ПМС № 2.

от « 25»января 2010 г. Протокол № 5 .

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский юридический институт

Федеральной службы исполнения наказаний»

Кафедра: Гражданско-правовых дисциплин

Курс: Земельное право

Лекция по теме 5-6

Право собственности на землю. Права на землю лиц не являющихся собственниками земли.

Время: 4 часа

Владимир 2010г.

1. Содержание права собственности на землю.

2.Формы собственности на землю

3. Защита права собственности

4. Иные виды прав на землю

7. Земельный кодекс РФ: федер. закон от 25 окт. 2001г. // СЗ РФ. — 2001.
— № 44. — Ст. 4147.

8. О введении в действие земельного кодекса РФ: федер. закон от 25 окт. 2001 г. // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4148.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 30 нояб. 1994 г. (С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 20 февр. 1996 г., 12 авг. 1996 г., 8 июля 1999 г.) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 янв. 1996 г. (С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 12 авг. 1996 г., от 24 окт. 1997 г. и от 17 дек. 1999 г.) // СЗ РФ. — 1996. — № 5.
— Ст. 410.

6. Е.В. Сырых Земельное право М., 2006г.

7. А.П. Анисимов Земельное право России Волгоград., 2010г.

Земля, ее недра, воды, леса, животный мир и другие ресурсы природы составляют основу жизни и деятельности людей. Имея перво­степенное значение в сфере общественного производства, они на протя­жении истории общества всегда были одним из важнейших объектов собственности, занимая среди них особое место. В отличие от собствен­ности на материальные блага, создаваемые трудом человека, собствен­ность на природные ресурсы как результат эволюционного развития природы, составляющий общечеловеческое достояние, представляет собой категорию условную.

Несмотря на имеющиеся между природными ресурсами различия, в собственности на них много того, что обусловлено их положением как объектов природы, используемых в процессе производства в качестве орудий и средств труда.

Понятие собственность на землю и другие природные ресурсы применяется в экономическом и юридическом аспектах.

Как экономическая категория собственность на природные ресурсы возникла задолго до появления государства и права. Главным призна­ком собственности в экономическом смысле является присвоение. Пред­ставляя собой, общественное экономическое отношение по поводу присвоения, собственность на природные ресурсы выступает в опреде­ленной форме, содержание которой определяется в зависимости от гос­подствующего в данном обществе способа производства, уровня и пот­ребностей развития материальных производительных сил.

В качестве юридической категории собственность на землю и другие природные ресурсы возникает вместе с появлением государства и права и представляет собой результат закрепления правовыми нормами эко­номических отношений по их владению, пользованию и распоряжению. Обладая основными чертами, свойственными праву собственности во­обще, право собственности на землю и другие природные объекты мож­но рассматривать в объективном и субъективном смыслах. В объективном смысле право собственности на земли и другие природные ресурсы представляет собой совокупность норм права, регулирующих отношения собственности и образующих правовые институты собствен­ности в соответствующих природноресурсовых отраслях права. Это мо­жет быть институт права собственности на землю земельного права, права собственности на воды водного права и т.д.

Читайте также:  Земля в истории мысли

Право собственности на землю и другие природные ресурсы можно рассматривать не только как правовой институт собственности, но и как субъективное право в виде совокупности правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей и другими природными ресурсами. Субъективному праву собственности на землю и другие природные ресурсы как праву абсолютному противостоит неопределенное число лиц, обязанных воздерживаться от совершения действий, ущемля­ющих права собственника и препятствующих ему нормально осуществ­лять свое право. В случае нарушения субъективного права собственности, оно независимо от формы собственности защищается законом в принудительном порядке. Согласно Конституции в Российской Феде­рации защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная формы собственности.(ст.9.2).

Собственность на землю и другие ресурсы также, как и любой другой институт собственности, имеет свою специфику, определяемую социально-экономическими причинами и особенностями ее объектов. С проведением радикальной экономической реформы в стране, преобра­зованием земельных отношений и формированием многоукладной эко­номики в сельском хозяйстве связаны такие особенности земельной собственности на современном этапе, как доминирующее положение граждан и их объединений среди субъектов права собственности на землю, направленность земельной собственности в сферу сельскохо­зяйственного производства.

Абсолютной земельной собственности нет. Предоставляя собст­венникам земли и других природных ресурсов право самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться ими в пределах, предусмотрен­ных законом, Конституция Российской федерации устанавливает определенные ограничения. Владение, пользование и распоряжение землей должны осуществляться собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (ст. 36.3 Конституции РФ). Ограничения права собственности на землю и другие природные ресурсы, вызванные ограниченностью их в природе и незаменимостью в процессе хозяйствен­ной и иной деятельности, подразделяются на постоянные и временные.

К постоянным ограничениям правомочий собственника относятся предусмотренные в законодательстве обязанности: соблюдать требо­вания рационального использования и охраны земель и сохранения экологической обстановки в процессе их использования; не нарушать своими действиями прав и законных интересов других собственников, пользователей, арендаторов земель; выполнять особые условия использования особо охраняемых территорий, охранных зон, мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп ; вести строительство в соответствии со строитель­ными нормами и правилами, а на землях населенных пунктов также с соблюдением проектов планировки и застройки. Ограничениями прав собственника является также право государства в лице его компетент­ных органов на принудительный выкуп земельного участка у собст­венника для государственных и муниципальных нужд, на исключение деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель из хозяйственного оборота с сохранением их за собственником

В числе временных ограничений правомочий собственника земли есть такие, как строгое целевое испрльзование земельного участка; возмож­ность совершения сделки купли-продажи участка, занятого в сельскохо­зяйственном производстве, при условии сохранения его целевого назна­чения, а в противном случае только при наличии на то решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации

Кроме права собственности как основного титула права на землю зе­мельное и гражданское законодательство предусматривает иные права на земельные участки, на основании которых лица — несобственники земельных участков вправе их использовать. Все эти титулы производны от права собственности на землю.

Основанием возникновения таких прав на землю, как правило, яв­ляются юридические факты, представляющие собой различные формы распоряжения собственником земли своим имуществом. В одних слу­чаях речь идет о распоряжении земельным участком, находящимся в частной собственности, в других — публичной: государственной или муниципальной. Отличительной чертой прав на землю лиц — несобственников земли является их неразрывная связь с правом собствен­ности на тот или иной земельный участок.

Виды прав на землю лиц — несобственников земельных участков. Все эти права делятся на два основных вида: вещные и обязательственные права.

К вещным правам относятся: право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право постоянного (бес­срочного) пользования земельным участком и сервитут. Вещные права могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками используемого ими имущества — земельных участков. Переход права собственности на это имущество к другому лицу не служит основанием для прекращения иных вещных прав на это иму­щество. Вещные права подлежат защите от нарушения в порядке, пре­дусмотренном для защиты права собственности (ст. 301—304 ГК).

К числу обязательственных относятся права, возникающие в ре­зультате совершения договоров аренды и безвозмездного срочного пользования.

Содержание права собственности на землю.

Общее содержание права собственности определено ст. 209 ГК РФ, согласно которой собственник свободно владеет, пользует­ся и распоряжается принадлежащим ему имуществом. Однако сво­бода собственников земельных участков ограничена в целях обес­печения соблюдения общественных интересов следующим образом: владение, пользование или распоряжение земельными участками такие лица осуществляют свободно, если это не наносит вред само­му участку, окружающей среде, не нарушает права других лиц. Дан­ное ограничение конкретизируется в федеральных законах.

Правомочие владения означает фактическое обладание земельным участком и осуществляется путем свободного нахождения на нем. При этом владение земельным участком, предназначенным для производства сельскохозяйственной продукции или предоставлен­ным для строительства, обязывает его собственника своевременно начать осуществление и другого правомочия — пользования. Не-использование такого земельного участка в течение трех лет явля­ется основанием для принудительного прекращения права соб­ственности.

Правомочие пользования земельным участком означает возмож­ность извлечения полезных свойств участка и осуществляется пу­тем его использования как средства производства в сельском и лес­ном хозяйстве, как пространственного базиса для строительства, промышленной и иной хозяйственной деятельности, а также как недвижимого имущества с целью получения материальных благ при передаче земельного участка в аренду, в доверительное управление, в залог и т.п.

При этом собственник не вправе допускать отравление, загряз­нение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной деятельности, не вправе самовольно снимать или перемещать пло­дородный слой почвы, совершать иные действия, негативно отра­жающиеся на качестве земли. За совершение подобных действий собственник земельного участка может быть привлечен к уголов­ной или административной ответственности, а его права на земель­ный участок могут быть принудительно прекращены.

Правомочие распоряжения земельным участком означает возмож­ность определения его юридической судьбы и осуществляется пу­тем отчуждения земельного участка иным лицам либо отказа от права на земельный участок. Собственники иных видов имущества вправе также уничтожить его — разбить машину, разрушить садо­вый домик и т.п. Уничтожение же земельного участка или его по­чвенного слоя недопустимо, так как причинит вред окружающей среде. Кроме того, такие действия являются основанием для при­влечения к уголовной или административной ответственности, а также к гражданско-правовой, так как собственник будет обязан возместить причиненный окружающей среде вред.

Источник