Меню

Что такое материальный ущерб землям лесного фонда

Комментарий к СТ 100 ЛК РФ

Статья 100 ЛК РФ. Возмещение вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства

Комментарий к статье 100 ЛК РФ:

1. В комментируемой статье закрепляется порядок, а также таксы и методики возмещения вреда за нарушение лесного законодательства.

В соответствии с правилами гражданского законодательства вред включает в себя реальный ущерб и упущенную выгоду. К имущественной ответственности лицо может быть привлечено независимо от привлечения к административной или уголовной ответственности. В ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлена общая обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, компонентом которой является и лес.

2. В ч. 1 комментируемой статьи предусматривается добровольный и судебный порядок возмещения причиненного вреда. При отсутствии добровольного возмещения вреда его взыскивают в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В случае возмещения вреда в судебном порядке с виновного лица также взыскиваются судебные расходы и государственная пошлина.

В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 12.03.2010 по делу N А29-8492/2008 суд, установив, что общество провело восстановительные работы по технической рекультивации нарушенных земель (данный факт зафиксирован в акте комиссии, следов нефтезагрязнений на обследованной территории визуально не обнаружено), лесной участок, где произошел разлив нефтесодержащей жидкости, передан в аренду виновнику аварии для проведения ремонтно-восстановительных работ, общество согласовало проект биологической рекультивации нарушенных земель и его правопреемник выполнил необходимые мероприятия, пришел к выводу, что ущерб, причиненный окружающей среде разливом нефтесодержащей жидкости, ответчик возместил в добровольном порядке, в связи с чем правовые основания для удовлетворения искового требования комитета лесов о взыскании ущерба, причиненного лесному хозяйству вследствие разлива нефтесодержащей жидкости, отсутствуют.

В связи со спецификой экологических правоотношений, в т.ч. со сложностью расчетов размера ущерба во многих случаях, возмещение вреда, причиненного экологическими правонарушениями, часто становится предметом судебного разбирательства.

Так, например, рассматривая иск департамента лесного хозяйства к обществу о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду в связи с нефтеразливом и порчей почвы лесного фонда, арбитражный суд, исходя из содержания акта о лесонарушении, составленного с участием представителя общества, установил, что разлив нефти произошел на территории участкового лесничества, отнесенного к категории эксплуатационных лесов, и, поскольку эксплуатационные леса расположены на землях лесного фонда, департаментом правомерно применены методика и таксы исчисления вреда, причиненного лесам, а согласно ч. 2 ст. 99 ЛК РФ лицо, виновное в нарушении лесного законодательства, обязано не только устранить выявленное нарушение, но и возместить причиненный этим лицом вред лесам (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.02.2011 по делу N А75-3489/2010).

Арбитражный суд удовлетворил иск министерства лесного комплекса к обществу о возмещении ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, согласившись с мнением нижестоящего суда о том, что из представленных доказательств (протоколы о лесонарушении, чертежи участка незаконной рубки, ведомости перечета деревьев по пням, ведомости материально-денежной оценки) установлено, что количество фактически вырубленной древесины превышает количество подлежащей заготовке древесины, указанное обществом в поданной им лесной декларации; представленный министерством расчет причиненного лесному фонду ущерба ответчиком не оспорен; лесная декларация, поданная ответчиком, соответствует требованиям к ее содержанию; объем незаконно вырубленной древесины подтверждается ведомостями сплошного перечета вырубленных деревьев и материально-денежной оценки, составленными к протоколам непосредственно на месте совершения лесонарушения (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.01.2011 по делу N А26-11784/2009).

В Постановлении ФАС Уральского округа от 15.03.2010 N Ф09-1419/10-С4 по делу N А60-27726/2009-С9 суд, установив, что акт освидетельствования мест рубок составлен истцом в одностороннем порядке без участия представителя ответчика, при этом надлежащих доказательств, подтверждающих уведомление общества о дне освидетельствования, в материалах дела не имеется, представленное учреждением извещение не принято судом в качестве такого доказательства, поскольку в нем отсутствует дата его оформления и дата вручения лесопользователю, руководствуясь ст. 100 ЛК РФ, п. 1 ст. 1064 ГК РФ, отказал в удовлетворении исковых требований учреждения о взыскании ущерба, причиненного лесным насаждениям, поскольку пришел к выводу о том, что совокупность представленных истцом доказательств не позволяет установить наличие всех элементов состава гражданско-правового нарушения, необходимых и достаточных для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения вреда.

Арбитражный суд удовлетворил иск о взыскании ущерба, причиненного государственному лесному фонду, поскольку использование обществом спорного участка государственного лесного фонда самовольно, без соответствующего оформления прав на него, является основанием для возложения на него обязанности возместить вред, причиненный лесам таким использованием (Постановление ФАС Уральского округа от 12.10.2010 N Ф09-8183/10-С6).

В зависимости от основания наступления гражданско-правовой ответственности за причиненный вред можно выделить два ее вида — договорную и внедоговорную (деликтную), т.е. наступающую в связи с причинением вреда . Договорная ответственность наступает для природопользователей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договоров о природопользовании, лицензии, лесного билета и т.д. Субъектом внедоговорной ответственности является любое лицо, причинившее вред окружающей природной среде или ее компонентам. Общие основания такой ответственности предусмотрены в ст. 1064 ГК РФ.

———————————
См.: Романов В.И. Соотношение гражданского и природоресурсного законодательства по искам о возмещении вреда, причиненного природным объектам // Российская юстиция. 2011. N 2.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 24.02.2010 по делу N А26-8076/2009 Арбитражный суд, руководствуясь ст. 100 ЛК РФ, п. 1 ст. 1064 ГК РФ, п. п. 1.4, 5.1.3 Инструкции о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства, утвержденной Постановлением Гослесхоза СССР от 22.04.1986 N 1, отказал в удовлетворении исковых требований Министерства лесного комплекса республики о взыскании с общества ущерба, причиненного лесному фонду незаконной вырубкой, поскольку пришел к выводу, что возмещение ущерба, причиненного незаконными рубками, возможно при наличии состава деликтного правонарушения, включающего наступление вреда, противоправное поведение причинителя вреда, причинно-следственную связь между противоправным поведением и наступившими последствиями, вину причинителя вреда. Учитывая, что истец не представил доказательств надлежащего извещения общества о времени и месте составления протокола, суд посчитал протокол недопустимым доказательством и признал исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Возмещение причиненного лесным правонарушением вреда осуществляется двумя способами: путем взыскания установленной законом неустойки (например, за нарушение требований заготовки древесины) и взыскания таксовой стоимости причиненного ущерба (срубленных деревьев, отстрелянных животных и т.д.).

В рассматриваемых отношениях действует общее правило, согласно которому в случае противоречий между законом, устанавливающим общие правила имущественных отношений (Гражданский кодекс РФ), и законом, устанавливающим специальные правила (Лесной кодекс РФ, Земельный кодекс РФ и т.д.) применительно к конкретным природоресурсным отношениям, применяются положения специального закона, а к имущественным отношениям — требования Гражданского кодекса РФ, если в Лесном, Земельном кодексах и других специальных законах не установлено иное.

3. Указанные в ч. 2 комментируемой статьи таксы (размеры) и методики расчета причиненного ущерба определяются специальным Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам, вследствие нарушения лесного законодательства».

В Постановлении устанавливаются таксы расчета причиненного вреда в соответствии со ст. 100 ЛК РФ и статьей 260 УК РФ.

В приложениях к Постановлению Правительства РФ определяются:

— таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается (приложение N 1);

— таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается (приложение N 2);

— методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства (приложение N 3);

— таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам (приложение N 4).

Ущерб определяется исходя из разновидности пород деревьев, кустарников, лиан от 5-ти до 50-кратной их стоимости. Учитывается также степень повреждения, определяемая как препятствующая дальнейшему росту и не препятствующая ему. Таксы установлены непосредственно для каждого субъекта РФ.

При причинении вреда лесам, в том числе лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие воздействия сточных вод, химических, радиоактивных и других вредных веществ, отходов производства и потребления, ввода в эксплуатацию производственных объектов без устройств, предотвращающих вредное воздействие, лесных пожаров, возникших в результате поджога или небрежного обращения с огнем, в состав ущерба включаются расходы, связанные с приведением соответствующей территории в состояние, пригодное для дальнейшего использования, а также расходы, связанные с тушением лесных пожаров.

Если в соответствии с таксами размер ущерба исчисляется исходя из размера затрат, связанных с выращиванием сеянцев и саженцев, созданием лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка естественного происхождения и подроста, очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования, изготовлением и установкой лесоустроительных и лесохозяйственных знаков, устранением повреждений лесной дороги или дороги противопожарного назначения, применяются действующие на момент совершения правонарушения установленные уполномоченными органами исполнительной власти цены и нормативы затрат, которые непосредственно связаны с выращиванием сеянцев и саженцев, созданием лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка естественного происхождения и подроста, а также с уходом за ними до возраста уничтоженных или поврежденных, очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования, изготовлением и установкой лесоустроительных и лесохозяйственных знаков, устранением повреждений лесной дороги или дороги противопожарного назначения.

Размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, увеличивается:

— в 2 раза, если нарушение лесного законодательства совершено в защитных лесах (за исключением особо охраняемых природных территорий) и на особо защитных участках эксплуатационных лесов;

— в 3 раза, если нарушение лесного законодательства совершено на особо защитных участках защитных лесов (за исключением особо охраняемых природных территорий);

— в 5 раз, если нарушение лесного законодательства совершено на особо охраняемых природных территориях;

— в 10 раз, если осуществлены заготовка пищевых лесных ресурсов или сбор лекарственных растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации и (или) красные книги субъектов РФ.

Читайте также:  Вологодская область категории земель

Размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, указанными в приложении N 1 к Постановлению Правительства РФ N 273, увеличивается в 2 раза в случае незаконных рубки, уничтожения или повреждения деревьев и кустарников хвойных пород, осуществляемых в декабре — январе.

Размер ущерба, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисляется путем суммирования размеров ущерба в результате нарушений лесного законодательства.

Источник

Что такое материальный ущерб землям лесного фонда

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства”

В соответствии с частью 4 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и статьями 260 и 261 Уголовного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые особенности возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства.

2. Установить, что ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам в результате преступлений, предусмотренных статьями 260 и 261 Уголовного кодекса Российской Федерации, исчисляется в соответствии с таксами и методикой, предусмотренными особенностями возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденными настоящим постановлением.

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 20, ст. 2437);

постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 806 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. № 273» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 49, ст. 6167);

постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2014 г. № 1038 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. № 273» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 42, ст. 5747).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 декабря 2018 г. № 1730

Особенности
возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства

1. Настоящий документ устанавливает порядок возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее — вред), включая таксы и методику возмещения вреда.

2. Лицо, причинившее вред, обращается в орган государственной власти, осуществляющий федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), или орган местного самоуправления, осуществляющий муниципальный лесной контроль, действующие в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 — 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее — уполномоченный орган), с письменным запросом о предоставлении информации о размере вреда, подлежащего возмещению, а также о платежных реквизитах, необходимых для уплаты денежных средств в счет возмещения вреда (далее — запрос).

3. Запрос должен содержать следующую информацию:

а) сведения о лице, причинившем вред:

фамилия, имя, отчество (при наличии), а также адрес места жительства — для граждан;

полное наименование, основной государственный регистрационный номер, адрес и место нахождения — для юридического лица;

б) сведения о представителе лица, причинившего вред (при наличии);

в) реквизиты протокола об административном правонарушении, реквизиты постановления о привлечении в качестве обвиняемого;

г) почтовый адрес для направления информации и телефон (при наличии).

а) копия протокола об административном правонарушении, за исключением случая, когда указанный протокол составлен уполномоченным органом, или копия постановления о привлечении в качестве обвиняемого;

б) документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени лица, причинившего вред (в случае подписания запроса представителем лица, причинившего вред).

5. Уполномоченный орган осуществляет расчет размера вреда в денежном выражении исходя из:

а) такс для исчисления размера вреда, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства лесным насаждениям, заготовка древесины которых допускается, согласно приложению № 1;

б) такс для исчисления размера вреда, причиненного лесным насаждениям, заготовка древесины которых не допускается, согласно приложению № 2;

в) такс для исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением вреда, причиненного лесным насаждениям, согласно приложению № 3;

г) методики определения размера возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, согласно приложению № 4.

6. Запрос подается лично, через представителя либо направляется посредством почтового отправления с уведомлением о вручении.

7. Уполномоченный орган в течение 7 дней со дня получения запроса и прилагаемых к нему документов направляет по адресу, указанному в запросе, посредством почтового отправления с уведомлением о вручении:

а) запрошенную в соответствии с пунктом 2 настоящего документа информацию;

б) в случае, если запрос или прилагаемые к нему документы не соответствуют требованиям, предусмотренным пунктами 3 и 4 настоящего, документа, — мотивированный отказ в предоставлении запрошенной в соответствии с пунктом 2 настоящего документа информации.

8. Добровольное возмещение вреда производится путем уплаты денежных средств на основании информации, предоставленной уполномоченным органом в соответствии с подпунктом «а» пункта 7 настоящего документа, не позднее дня вынесения решения суда по гражданскому делу о возмещении вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие совершения административного правонарушения, либо обвинительного приговора.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к особенностям возмещения вреда,
причиненного лесам и находящимся в них
природным объектам вследствие нарушения
лесного законодательства

Таксы
для исчисления размера вреда, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства лесным насаждениям, заготовка древесины которых допускается

Вид нарушения Размер вреда
1. Незаконные рубка, выкапывание, уничтожение или повреждение до степени прекращения роста 1 следующих деревьев, кустарников и лиан (в том числе в случае самовольной заготовки елей или деревьев других хвойных пород для новогодних праздников):
деревья хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более и деревья лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более 50-кратная стоимость древесины деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более и деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов 2
деревья хвойных пород, не достигшие диаметра ствола 12 см, и деревья лиственных пород, не достигшие диаметра ствола 16 см 50-кратная стоимость древесины деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16 см, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов
каждый куст хвойных пород 10-кратная стоимость древесины одного дерева с диаметром ствола 16 см основной лесообразующей хвойной породы в субъекте Российской Федерации, исчисленная по наибольшей ставке платы за единицу объема лесных ресурсов 3
каждый куст лиственных пород и каждая лиана 10-кратная стоимость древесины одного дерева с диаметром ствола 20 см основной лесообразующей лиственной породы в субъекте Российской Федерации, исчисленная по наибольшей ставке платы за единицу объема лесных ресурсов
2. Повреждение, не влекущее прекращения роста следующих деревьев, кустарников и лиан:
деревья хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более и деревья лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более 10-кратная стоимость древесины деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более и деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов
деревья хвойных пород, не достигшие диаметра ствола 12 см, и деревья лиственных пород, не достигшие диаметра ствола 16 см 10-кратная стоимость древесины деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16 см, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов
каждый куст хвойных пород 10-кратная стоимость древесины одного дерева с диаметром ствола 12 см основной хвойной лесообразующей породы в субъекте Российской Федерации, исчисленная по наибольшей ставке платы за единицу объема лесных ресурсов
каждый куст лиственных пород и каждая лиана 10-кратная стоимость древесины одного дерева с диаметром ствола 16 см основной лиственной лесообразующей породы в субъекте Российской Федерации, исчисленная по наибольшей ставке платы за единицу объема лесных ресурсов
3. Незаконная рубка сухостойных деревьев, присвоение (хищение) древесины буреломных, ветровальных деревьев стоимость сухостойной, буреломной и ветровальной древесины, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов
4. Уничтожение или повреждение сеянцев либо саженцев в лесных питомниках 5-кратный размер затрат, связанных с выращиванием сеянцев и саженцев до возраста, соответствующего возрасту уничтоженных или поврежденных сеянцев либо саженцев 4 , — за каждый уничтоженный или поврежденный сеянец или саженец
5. Уничтожение или повреждение лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка естественного происхождения и подроста 5-кратный размер затрат, связанных с созданием лесных культур, молодняка естественного происхождения и подроста до возраста, соответствующего возрасту уничтоженных или поврежденных лесных культур (лесные насаждения, созданные посевом или посадкой), молодняка
естественного происхождения и подроста 5 , — за каждый гектар уничтоженных или поврежденных лесных культур, молодняка естественного происхождения и подроста в возрасте до 10 лет
7-кратный размер затрат, связанных с созданием лесосеменных и маточных плантаций до возраста уничтоженных или поврежденных лесосеменных и маточных плантаций 6 , — за каждый гектар уничтоженных или поврежденных лесосеменных и маточных плантаций в возрасте до 10 лет
в размере стоимости, установленной в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего документа, — за уничтожение или повреждение лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка естественного происхождения и подроста в возрасте свыше 10 лет
Читайте также:  Зачем солнце для земли

1 Деревья, поврежденные до степени прекращения роста, — деревья с обломом вершины, сломом ствола, наклоном на 10 градусов и более, повреждением кроны на одну треть ее поверхности и более, обдиром коры на стволе, составляющим 10 и более процентов окружности ствола, а также с обдиром и обрывом скелета корней.

2 Применяются ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

3 Применяется наибольшее значение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

4 Применяются действующие на день совершения правонарушения установленные уполномоченными органами исполнительной власти цены и нормативы затрат, связанных с выращиванием сеянцев и саженцев, а также с уходом за ними до возраста, соответствующего возрасту уничтоженных или поврежденных сеянцев или саженцев.

5 Применяются действующие на день совершения правонарушения установленные уполномоченными органами исполнительной власти цены и нормативы затрат, связанных с созданием лесных культур, молодняка естественного происхождения и подроста, а также уходом за ними до возраста, соответствующего возрасту уничтоженных или поврежденных лесных культур, молодняка естественного происхождения и подроста.

6 Применяются действующие на день совершения правонарушения установленные уполномоченными органами исполнительной власти цены и нормативы затрат, связанных с созданием лесосеменных и маточных плантаций, а также с уходом за ними до возраста, соответствующего возрасту уничтоженных или поврежденных лесосеменных и маточных плантаций.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к особенностям возмещения вреда,
причиненного лесам и находящимся
в них природным объектам вследствие
нарушения лесного законодательства

Таксы
для исчисления размера вреда, причиненного лесным насаждениям, заготовка древесины которых не допускается

Субъект Российской Федерации Таксы за единицу объема уничтоженных, поврежденных или срубленных деревьев (рублей за куб. м) Таксы за один уничтоженный, поврежденный или срубленный кустарник (рублей)
при незаконных рубке, уничтожении или повреждении до степени прекращения роста деревьев* при повреждении, не влекущем прекращения роста деревьев при незаконных рубке, уничтожении или повреждении до степени прекращения роста кустарников при повреждении, не влекущем прекращения роста кустарников
Республика Адыгея 14562 2912,4 495,1 233
Республика Алтай 8244 1648,8 280,3 131,9
Республика Башкортостан 8100 1620 275,4 129,6
Республика Бурятия 3280 656 111,5 52,5
Республика Дагестан 14562 2912,4 495,1 233
Республика Ингушетия 14562 2912,4 495,1 233
Кабардино-Балкарская Республика 14562 2912,4 495,1 233
Республика Калмыкия 14562 2912,4 495,1 233
Карачаево-Черкесская Республика 14562 2912,4 495,1 233
Республика Карелия 12348 2469,6 419,8 197,6
Республика Коми 5190 1038 176,5 83
Республика Крым и г. Севастополь 14562 2912,4 495,1 233
Республика Марий Эл 10782 2156,4 366,6 172,5
Республика Мордовия 10782 2156,4 366,6 172,5
Республика Саха (Якутия) 2050 410 69,7 32,8
Республика Северная Осетия — Алания 14562 2912,4 495,1 233
Республика Татарстан 10782 2156,4 366,6 172,5
Республика Тыва 4110 822 139,7 65,8
Удмуртская Республика 8560 1712 291 137
Республика Хакасия 7380 1476 250,9 118,1
Чеченская Республика 14562 2912,4 495,1 233
Чувашская Республика 11124 2224,8 378,2 178
Алтайский край 8244 1648,8 280,3 131,9
Забайкальский край 2880 576 97,9 46,1
Камчатский край 3690 738 125,5 59
Краснодарский край 14562 2912,4 495,1 233
Красноярский край 4110 822 139,7 65,8
Пермский край 5320 1064 180,9 85,1
Приморский край 8856 1771,2 301,1 141,7
Ставропольский край 14562 2912,4 495,1 233
Хабаровский край 7038 1407,6 239,3 112,6
Амурская область 6642 1328,4 225,8 106,3
Архангельская область 8172 1634,4 277,8 130,8
Астраханская область 14562 2912,4 495,1 233
Белгородская область 12000 2400 408 192
Брянская область 6552 1310,4 222,8 104,8
Владимирская область 9864 1972,8 335,4 157,8
Волгоградская область 14562 2912,4 495,1 233
Вологодская область 4536 907,2 154,2 72,6
Воронежская область 12474 2494,8 424,1 199,6
Ивановская область 4914 982,8 167,1 78,6
Иркутская область 4110 822 139,7 65,8
Калининградская область 13600 2720 462,4 217,6
Калужская область 6552 1310,4 222,8 104,8
Кемеровская область 7398 1479,6 251,5 118,4
Кировская область 4824 964,8 164 77,2
Костромская область 4824 964,8 164 77,2
Курганская область 5742 1148,4 195,2 91,9
Курская область 12000 2400 408 192
Ленинградская область 15812 3162,4 537,6 253
и г. Санкт-Петербург
Липецкая область 12000 2400 408 192
Магаданская область 5298 1059,6 180,1 84,8
Московская область и г. Москва 18500 3700 629 296
Мурманская область 11034 2206,8 375,2 176,5
Нижегородская область 11124 2224,8 378,2 178
Новгородская область 6174 1234,8 209,9 98,8
Новосибирская область 5310 1062 180,5 85
Омская область 4770 954 162,2 76,3
Оренбургская область 12100 2420 411,4 193,6
Орловская область 6570 1314 223,4 105,1
Пензенская область 12582 2516,4 427,8 201,3
Псковская область 12294 2458,8 418 196,7
Ростовская область 14562 2912,4 495,1 233
Рязанская область 9864 1972,8 335,4 157,8
Самарская область 12582 2516,4 427,8 201,3
Саратовская область 12582 2516,4 427,8 201,3
Сахалинская область 7686 1537,2 261,3 123
Свердловская область 6238 1247,6 212,1 99,8
Смоленская область 6552 1310,4 222,8 104,8
Тамбовская область 12000 2400 408 192
Тверская область 6174 1234,8 209,9 98,8
Томская область 4558 911,6 155 72,9
Тульская область 6570 1314 223,4 105,1
Тюменская область 4320 864 146,9 69,1
Ульяновская область 12582 2516,4 427,8 201,3
Челябинская область 5742 1148,4 195,2 91,9
Ярославская область 4914 982,8 167,1 78,6
Еврейская автономная область 7038 1407,6 239,3 112,6
Ненецкий автономный округ 5190 1038 176,5 83
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 7440 1488 253 119
Чукотский автономный округ 5298 1059,6 180,1 84,8
Ямало-Ненецкий автономный округ 5190 1038 176,5 83

* Деревья, поврежденные до степени прекращения роста, — деревья с обломом вершины, сломом ствола, наклоном на 10 градусов и более, повреждением кроны на одну треть ее поверхности и более, обдиром коры на стволе, составляющим 10 и более процентов окружности ствола, а также с обдиром и обрывом скелета корней.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к особенностям возмещения вреда,
причиненного лесам и находящимся
в них природным объектам вследствие
нарушения лесного законодательства

Таксы
для исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением вреда, причиненного лесным насаждениям

Вид нарушения Размер ущерба
1. Заготовка живицы, осуществляемая с нарушением установленных правил, а равно самовольно 5-кратная стоимость живицы, исчисленная по ставкам платы за единицу объема живицы 1
2. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, осуществляемые с нарушением установленных правил, а равно самовольно, а также их порча или уничтожение пней, бересты, коры деревьев и кустарников, хвороста, веточного корма, еловой, пихтовой и сосновой лапы, камыша, тростника, луба и подобных лесных ресурсов, лесной подстилки, мха и подобных лесных ресурсов 2-кратная стоимость пней, бересты, коры деревьев и кустарников, хвороста, веточного корма, еловой, пихтовой и сосновой лапы, камыша, тростника, луба, исчисленная по ставкам платы за единицу объема недревесных лесных ресурсов 2
4-кратная наибольшая ставка платы за единицу объема древесины основной лесообразующей хвойной породы в субъекте Российской Федерации 3 (за каждый кв. метр площади, на которой уничтожены, испорчены или самовольно заготовлены лесная подстилка, мох и подобные лесные ресурсы)
3. Заготовка пищевых лесных ресурсов (дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, семян, древесных соков) и сбор лекарственных растений, осуществляемые с нарушением установленных правил, а равно самовольно 2-кратная стоимость дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, семян, древесных соков, лекарственных растений, исчисленная по ставкам платы за единицу объема пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений 4
4. Самовольное использование лесов для целей, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации, с учетом назначения земель, на которых они располагаются 5-кратный размер годовой арендной платы, исчисленной по ставке платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при соответствующем виде использования 5 и размер затрат, связанных с очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования 6
5. Самовольное размещение объектов капитального строительства, объектов, не являющихся объектами капитального строительства 5-кратный размер годовой арендной платы, исчисленной по ставке платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установленный для осуществления рекреационной деятельности, и размер затрат, связанных с очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования, исходя из площади земельного участка, занятого объектом
6. Самовольное снятие, уничтожение или порча почв, нахождение транспортных средств и механизмов, кроме специального назначения, в защитных лесах вне отведенных мест, их движение вне существующих лесных дорог 4-кратная наибольшая ставка платы за единицу объема древесины основной лесообразующей породы в субъекте Российской Федерации 7 (за каждый кв. метр снятой, уничтоженной или испорченной почвы, а также за каждое транспортное средство или механизм, кроме специального назначения, находящиеся в защитных лесах вне отведенных мест либо двигающиеся вне существующих дорог)
7. Уничтожение или повреждение муравейников наибольшая ставка платы за единицу объема древесины основной лесообразующей породы в субъекте Российской Федерации, умноженная на коэффициент, установленный в зависимости от диаметра уничтоженного или поврежденного муравейника (за каждый уничтоженный или поврежденный муравейник): при диаметре до 0,7 м — коэффициент 1; при диаметре от 0,8 до 1 м — коэффициент 1,5; при диаметре от 1,1 до 1,3 м — коэффициент 2,5; при диаметре от 1,4 до 1,6 м — коэффициент 4; при диаметре от 1,7 до 1,9 м — коэффициент 6; при диаметре 2 м и более — коэффициент 7
8. Загрязнение лесов выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, а также иное негативное воздействие на леса (за исключением размещения в лесах отходов производства и потребления) 5-кратный размер затрат, связанных с очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования
9. Размещение в лесах отходов производства и потребления 10-кратный размер затрат, связанных с очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования
10. Уничтожение или повреждение лесоустроительных или лесохозяйственных знаков, вывесок и других предметов наглядной агитации и пропаганды, малых архитектурных форм 5-кратный размер затрат, связанных с изготовлением и установкой уничтоженного или поврежденного лесоустроительного или лесохозяйственного знака 8
11. Повреждение объектов лесной инфраструктуры 2-кратный размер затрат, связанных с устранением повреждений 9
12. Уничтожение, выкапывание или повреждение кустарничков 10-кратная стоимость древесины одного дерева с диаметром ствола 20 см основной лесообразующей лиственной породы в субъекте Российской Федерации, исчисленная по наибольшей ставке платы за единицу объема лесных ресурсов 10 (за каждый уничтоженный, выкопанный или поврежденный кустарничек)
Читайте также:  Как оформить землю в собственность без согласия

1 Применяются ставки платы за единицу объема живицы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

2 Применяются ставки платы за единицу объема недревесных лесных ресурсов, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

3 Применяется наибольшее значение ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений (основные породы), установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» для хвойных пород.

4 Применяются ставки платы за единицу объема пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

5 Применяются ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

6 Применяются действующие на день совершения правонарушения установленные уполномоченными органами исполнительной власти цены и нормативы затрат, связанных с очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования.

7 Применяется наибольшее значение ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений (основные породы), установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

8 Применяются действующие на день совершения правонарушения установленные уполномоченными органами исполнительной власти цены и нормативы затрат, связанных с изготовлением и установкой лесоустроительных и лесохозяйственных знаков.

9 Применяются действующие на день совершения правонарушения установленные уполномоченными органами исполнительной власти цены и нормативы затрат, связанных с устранением повреждений объектов лесной инфраструктуры.

10 Применяется наибольшее значение ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений (основные породы), установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» для лиственных пород.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
к особенностям возмещения вреда,
причиненного лесам и находящимся
в них природным объектам вследствие
нарушения лесного законодательства

МЕТОДИКА
определения размера возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства

1. Настоящая методика устанавливает порядок определения размера возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее — вред).

2. Объем уничтоженных, поврежденных или срубленных деревьев, кустарников и лиан определяется путем сплошного перечета по породам с распределением на срубленные, поврежденные до степени прекращения роста и поврежденные не до степени прекращения роста. Срубленные сухостойные деревья, а также буреломные и ветровальные деревья учитываются сплошным перечетом.

3. На площади более 1 гектара используются материалы лесоустройства либо производится ленточный перечет. При отсутствии пней срубленных деревьев (раскорчевке, уничтожении) используются материалы лесоустройства.

4. Объем древесины определяется по сортиментным таблицам, применяемым в субъекте Российской Федерации, по первому разряду высот в коре. Диаметр ствола деревьев измеряется на высоте 1,3 метра, в случае отсутствия ствола дерева — по диаметру пня срубленного дерева.

5. Размер вреда, подлежащего возмещению, определяется с точностью до 1 рубля.

6. Размер такс, предусмотренных приложениями № 1 — 3 к особенностям возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» (далее — таксы), подлежит увеличению в 2 раза при определении размера вреда, причиненного в связи с:

а) незаконными рубкой, выкапыванием, уничтожением или повреждением деревьев и кустарников хвойных пород, осуществляемыми в ноябре — январе;

б) незаконными рубкой, выкапыванием, уничтожением или повреждением деревьев-семенников и деревьев в семенных куртинах и полосах на вырубках, находящихся в стадии лесовосстановления, плюсовых (элитных) деревьев, а также деревьев на плантациях, в лесных генетических резерватах, семенных заказниках, на постоянных лесосеменных участках;

в) уничтожением или повреждением лесных культур, плантаций, молодняка естественного происхождения или подроста, имеющих в своем составе породы, заготовка древесины которых не допускается;

г) нарушением лесного законодательства в защитных лесах, особо защитных участках лесов (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях и особо защитных участках защитных лесов).

7. Размер такс подлежит увеличению в 3 раза при определении размера вреда, причиненного в связи с нарушением лесного законодательства на особо защитных участках защитных лесов, а также в лесах, расположенных в лесопарковых зеленых поясах.

8. Размер такс подлежит увеличению в 5 раз при определении размера вреда, причиненного в связи с нарушением лесного законодательства в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях.

9. Размер такс, предусмотренных приложением № 3 к особенностям возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства», подлежит увеличению в 10 раз при определении размера вреда, причиненного в связи с:

а) незаконной заготовкой пищевых лесных ресурсов или сбором лекарственных растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации и (или) красные книги субъектов Российской Федерации;

б) самовольной заготовкой кедрового ореха, а также заготовкой кедрового ореха с нарушением установленных правил.

10. Размер вреда, причиненного лесным насаждениям, заготовка древесины которых не допускается, определяется как произведение такс, предусмотренных приложением № 2 к особенностям возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства», и объемов древесины (количества) уничтоженных, поврежденных или срубленных лесных насаждений.

11. При определении размера вреда за самовольное использование лесов для ведения сельского хозяйства, самовольное размещение объектов капитального строительства, объектов, не являющихся объектами капитального строительства, а также объектов благоустройства, по которым не установлены ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, применяются ставки платы для осуществления рекреационной деятельности, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

12. При возмещении вреда подлежат учету расходы, связанные с осуществлением принятых работ по рекультивации земель, лесовосстановлению (лесоразведению) и понесенные лицом, причинившим вред, до дня вынесения решения суда по гражданскому делу о возмещении вреда вследствие совершения административного правонарушения либо обвинительного приговора в размере, не превышающем размера вреда, подлежащего возмещению.

13. Расходы, связанные с осуществлением работ по рекультивации земель, выполненные в целях устранения вреда, и понесенные лицом, причинившим вред, до истечения срока, указанного в пункте 12 настоящей методики, не подлежат учету при возмещении вреда в случае несоответствия таких работ порядку проведения рекультивации земель, предусмотренному пунктом 6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, а также особенностям рекультивации земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию, предусмотренным частью 4 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, либо если приемка таких работ произведена по истечении срока, указанного в пункте 12 настоящей методики.

Обзор документа

Лицо, причинившее вред лесам и находящимся в них природным объектам, должно обратиться в органы лесного контроля с запросом о размере вреда и о платежных реквизитах для его возмещения. Определены таксы для исчисления размера вреда и методика определения размера возмещения.

Ущерб, причиненный в результате таких преступлений, как незаконная рубка, уничтожение или повреждение лесных насаждений, исчисляется в соответствии с данными таксами и методикой.

Добровольно вред можно возместить, уплатив необходимую сумму до вынесения решения суда. При возмещении вреда учитываются расходы по рекультивации земель и лесовосстановлению.

Прежние правила исчисления размера вреда, причиненного лесам, утрачивают силу. Они были признаны неконституционными, т. к. не давали однозначного ответа на вопрос, можно ли учитывать некоторые затраты, понесенные причинителем вреда.

Источник