Меню

Что такое модель земли география 6 класс

Урок в 6 классе «Глобус — модель Земли»
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Первый урок в разделе «Глобус и географическая карта- модели Земли», знакомство с глобусом как моделью и работа с ним.6 класс

Скачать:

Вложение Размер
globus-_model_z.doc 95.5 КБ
презентация к уроку «Глобус — модель Земли» 1.67 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс в 6 классе на тему:

Тимошенко Алла Анатольевна

Тема урока: Глобус — модель Земли. Форма и размеры Земли.

Цель: -сформировать знания о формах и размерах Земли, о глобусе как модели Земли.

-развивать пространственные преставления шарообразности Земли.

Оборудование: глобусы учебные, И.К. «Размеры Земли»

II. Актуализация опорных знаний.

Слайд 2 : Какую форму имеет Земля?

Вспомните, как раньше люди представляли себе форму Землю?

Составим схему, показывающую изменения в представлении о форме Земли.

Прежде люди думали, что Земля – плоский или выпуклый (вроде старинного щита) круг, который держится на подпорках.

Насчет подпорок у различных народов были разные мнения…

Слайд 3: Так представляли Землю в старину на Руси ( Плоская)

Слайд 4: Как представляли индусы форму Земли ( Полусфера)

Древние индусы считали, что полушарие Земли держат четыре слона, а слоны стоят на громаднейшей черепахе. Но они не задумывались над вопросом: а на чем же стоит черепаха?

  • Удивительно не то, что люди долгое время считали Землю плоской, как крышка стола;
  • удивительно, что разум человека все-таки сумел узнать истинную форму Земли.
  • Правда, для этого понадобились многие и многие тысячи лет. Очень помогли людям далекие путешествия.

Примерная схема: Плоская – Полусфера – Шар – Эллипсоид — Геоид

Слайд 6: Что доказало плавание Магеллана? (Что Земля круглая.)

Так какова же форма Земли? ( Шар.)

Слайд 7 : Какие еще наблюдения подтверждают шарообразность Земли?

Слайд 8: Аристотель наблюдая за лунными затмениями увидел круглый, что тень Земли падающая от Земли на Луну имеет круглую форму.

Слайд 9: Исчезновение за горизонт кораблей и появление их из-за горизонта при приближении

Путешествуя по морю, наши предки стали замечать, что, подплывая к берегу сначала можно видеть вершины гор, потом – возвышенности и лишь затем низкие берега. И, наоборот, для наблюдателя с берега казалось, что вдали сначала появляются паруса и лишь затем – нижняя часть корабля. Эти наблюдения подтолкнули древних к мысли, что Земля имеет выпуклую форму.

III. Изучение нового материала.

Обьявление темы урока слайд 10: Глобус — модель Земли. Форма и размеры Земли.

— На партах у вас стоят глобусы. Что такое глобус? Ответ- четверостишье на слайде 11:

Шар повторяет форму Земли.

Глобусом люди его нарекли.

Вращается шар, как Земля, под наклоном

И объясняет ритмов законы.

Почему именно по нему мы будем изучать форму Земли?

Слайд 12: Глобус — уменьшенная модель Земли.

Какие размеры имеет наша планета? Определить ее размеры смог древнегреческий ученый Эратосфен.

Слайд 13: Земля сплюснута с полюсов. Это результат вращения планет вокруг своей оси. Запишем в нашу схему название фигуры- эллипсоид.

Слайд 14: Самая длинная окружность Земли – экватор. Длина окружности Земли равна 40 тыс. км. Для того чтобы проехать это расстояние скором поезде, потребовалось бы около месяца. А пройти пешком — примерно пять лет.

Слайд 15: Найдите на глобусе экватор, северный и южный полюса.

Экватор делит Землю на полушария: северное и южное.

Слайд 16: Точными измерениями установлено, что форма Земли несколько отличается от шара: расстояние от центра Земли до полюсов составляет 6357 км, а от центра до экватора больше на 21 км и равно 6378 км (рис. С. ).

Радиус по диагонали составляет 6375.

Слайд 17: Средний радиус Земли, принимаемой за шар –6371,1км.

Видео: просмотр видео. Какова же форма Земли? (Геоид.)

Но Земля не точный эллипсоид, а более сложное тело, имеющее многочисленные отклонения в виде повышений и понижений (слайд 18, 19, 20), которые не похожи ни на одну математическую фигуру. Такую фигуру назвали геоидом — землеподобной.

(Например, в Европе и в Тихом океане геоид поднимается над эллипсоидом бугром, а в Сибири образует впадину. В районе Балтийкого моря он приподнят, а в Черном море опускается всего на 70 см.)

Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин — кто ближе к центру Земли?

Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф, спущусь в Марианскую впадину, ее глубина 11 000 м, и окажусь ближе к центру Земли».

Полярник говорит: «Я приеду на Северный полюс и буду ближе всех к центру Земли».

Бурильщик говорит: «А я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли».

Пингвин ничего не говорит, он просто живет в Антарктиде.

Известно, что высота материка Антарктида З км + высота ледового щита 3—4 км

—Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния до центра Земли. (Полярник (6356 км,, бурильщик (6375— 14 = 6361 км), пингвин (6356 + З + 4 = 6363 км), аквалангист (6378— 11 = бЗб7км).)

Слайд 21 . Глобус — это модель Земли.

На нем хорошо видна форма Земли. А на его поверхности изображены материки и острова, океаны и мои. Они имеют те же очертания и так же размещены, как и на самой Земле, только уменьшены в несколько миллионов раз.

Модель — это уменьшенное воспроизведение объекта. Значит, у глобуса тоже есть масштаб. Найдите на глобусе его масштаб, прочитайте его и запиши в тетради. Этот масштаб показывает, во сколько раз сам глобус меньше Земли.

Школьные глобусы существуют в трех масштабах:

1)1: 83 000 000, т. е. в 1 см — 830 км (малые);

2)1: 50 000 000, т. е. в1 см — 500 км (средние);

3)1: 30 000 000, т. е. в 1 см — 300 км (большие).

Слайд 22-23. Немного истории…

Изготовьте масштабную линейку (в масштабе глобуса) из бумаги. Пользуясь ею, выполните следующие задания:

Определим с помощью полоски бумаги и линейки протяженность острова Гренландия от северной его оконечности до южной.

Зная масштаб глобуса, по которому работаем, определяем протяженность Гренландии с севера на юг в километрах.

— Определите протяженность Южной Америки по экватору (в километрах).

— Определите протяженность Африки вдоль по экватору (в километрах).

Меридианы и параллели — градусная сеть

V. Закрепление нового материала

Что нового узнали сегодня на уроке?

Что означает цифра 40076 км?

VII. Дополнительный материал (если осталось время на уроке).

На этот вопрос каждый из вас ответит: конечно, шар. Это раньше Землю считали плоским диском, который держится на трех китах или трех слонах. Теперь в шарообразности ее формы никто не сомневается, особенно после полетов космонавтов, которые своими глазами увидели из космоса нашу красавицу Землю.

Тысячелетия потратили люди, чтобы доказать шарообразность Земли. Лишь в XV веке перед неопровержимыми фактами Землю наконец признали круглой. И школьники всех стран стали изучать свою планету по круглому глобусу.

В действительности Земля — не идеальный шар. Чтобы определить ее точную форму, ученые затратили очень много усилий. Какие только средства не использовали! И все же им пока еще не удалось точно определить форму нашей планеты. А ведь это очень важно для специалистов многих областей знаний.

Впервые удалось заметить, что Земля наша не идеальный шар, около 300 лет назад французскому академику Рише. И помогли ему в этом астрономические часы. Произошло это так.

В 1672 году он отправился в Америку для астрономических наблюдений, захватив с собой часы, тщательно выверенные в Париже. Представьте себе его удивление, когда, приехав в район экватора, он обнаружил, что его часы стали отставать на 2,5 минуты в сутки.

По возвращении Рише в Париж: его часы снова стали идти правильно.

Часы отставали, как только их владельцы приближались к экватору. Именно этот факт дал основание великому физику Ньютону предположить, что за капризами стрелок часов кроется не прост неисправность их механизма, а какая-то закономерность.

Часы отстают потому, — заявил Ньютон, — что наша Земля не шар, она сплюснута у полюсов и растянута вдоль экватора.

Такой вывод Ньютон сделал потому, что знал: ритм колебания маятника зависит от длины его и от расстояния до центра Земли. Меняем длину — меняем ритм. Чем ближе маятник к центру земли одной и той же длине, тем чаще он качается. Так, на вершине га маятник качается медленнее, чем у ее подошвы.

Источник

Презентация «Глобус — модель Земли. Географические карты» 6 класс

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Загадки:

  • На нём уместилась Вся наша Земля: Моря, океаны, Леса и поля. И северный полюс Там тоже найдёшь, А если захочешь — В руках унесёшь.
  • Как изучишь все бока Расписного колобка, Так узнаешь, где Дунай, Где Кавказ, а где – Китай.

Мы ответим на следующие вопросы:

  • Почему глобус считают наиболее точной моделью Земли?
  • В каких масштабах составляют глобусы?
  • Какие линии образуют градусную сеть, каковы их длины?
  • На какие полушария делят земную поверхность с помощью линий градусной сетки?

ФОРМА И РАЗМЕРЫ ЗЕМЛИ

Земля, как и другие планеты, имеет форму шара, чуть-чуть приплюснутого с полюсов.

Общая площадь поверхности Земли – 510 млн кв. км.

По форме и размерам планеты была создана модель Земли – глобус.

Глобус – трехмерная уменьшенная модель Земли. Глобус имеет такую же форму, как сама планета, он объемный, ось вращения, так же как и у планеты, у него наклонена.

На глобусе изображены материки, острова, океаны, моря и пр.

Они имеют те же очертания, что и на поверхности Земли, и расположены относительно друг друга так же.

Глобус (от лат. globus, «шар») — трёхмерная модель Земли или другой планеты, а также модель небесной сферы (небесный глобус). Первый глобус был создан около 150 г. до н. э. Кратеcом Малльским. Сам глобус не сохранился, но рисунок остался.

Самый древний глобус найден в США Самый старый глобус ГЛОБУС – МОДЕЛЬ ЗЕМЛИ

Первый глобус был создан около 150 лет до н. э.

Наиболее старым из сохранившихся до наших дней глобусом остается глобус Мартина Бехайма.

Музей глобусов в столице Австрии В музее собраны глобусы разных времен и назначений

  • Недалеко от Дорогобужа, в пяти километрах от пгт Верхнеднепровский находится самый большой в Европе глобус!
  • В 2007 году работники ОАО «Дорогобуж», решили сделать из старого резервуара глобус. Получился самый большой глобус в Европе (больше только в Нью-Йорке).
  • Дорогобужский глобус достигает в высоту 12 метров, диаметра — 10,5 метра, вес 12 тонн, располагается на шести столбах в метре над землей. Шар расписывали профессиональные смоленские художники под началом руководителя проекта, известного дизайнера Михаила Шведова, который и задумал сделать его географической картой мира.

Выполните задание.

  • С помощью текста в учебнике на странице 74, 75, заполните пропуске в печатной тетради на странице 33 (задание №1)

Изучите самостоятельно масштаб глобуса.

  • Прочитайте в учебнике подзаголовок масштаб глобуса и школьный глобус и заполните пропуски в печатной тетради на странице 33.

Параллелями называют линии, условно проведенные по поверхности Земли параллельно экватору. Все ли параллели имеют одинаковую длину?

  • Чем дальше от экватора к полюсам, тем меньше длина каждой последующей параллели.

Меридианом называют кратчайшую линию, условно проведенную на поверхности от одного полюса к другому.

Какую форму имеют меридианы?

Где на карте полушарий подписаны обозначения меридианов?

Начальный меридиан тот, который проходит через обсерваторию Гринвич недалеко от Лондона, поэтому он получил название Гринвичский, или начальный, или нулевой (имеет обозначение 00). На глобусах и картах меридианы и параллели проводят через одинаковое число градусов, например через 100 или 150. Линии меридианов и параллелей на глобусе и географических картах, разделенные на градусы, называют градусной сеткой.

  • На глобусах и картах меридианы и параллели проводят через одинаковое число градусов, например через 100 или 150. Линии меридианов и параллелей на глобусе и географических картах, разделенные на градусы, называют градусной сеткой.

Выполните задание.

  • С помощью текста учебника на странице 76, заполните пропуски в печатной тетради на странице 34 (задание №3)

Домашнее задание.

  • Параграф 13, составьте кроссворд на эту тему.

Источник

Открытый урок по географии, в школе VIII вида в 6 классе по теме «Глобус — модель земного шара».
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Материал представлен в виде конспекта урока.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по географии 6 класс

Тема «Глобус – модель Земного шара.

Цели: Сформировать представление о глобусе, как наиболее точной модели Земли.

  1. Обучающие
  • Целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения.
  • Формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей учащихся.
  • Овладение навыками работы с научно-познавательным текстом.
  1. Коррекционные
  • Коррекция мышления через работу с таблицей Кластер
  • Коррекция речи через составление вопросов и ответов на них по тексту, составление рассказа по Кластеру.
  • Коррекция памяти через рефлексивные задания:
  1. Воспитательные
  • Активное участие учащихся в учебно-познавательной деятельности
  • Организация совместной деятельности в парах, группах
  • Создание на уроке партнёрских отношений между участниками учебного процесса.

Организованное начало урока и положительный настрой учащихся.

И пойдёт он всем нам впрок.

Нашими помощниками на уроке будут знания, сообразительность, любознательность и дружба.

(Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север через юг возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли будь, по-моему, вели.)

Учит. Мы с вами изучаем большой раздел «Земной шар». Посмотрите, как выглядит наша планета в космосе.

(Слайд №2 фото планеты Земля из космоса)

У . А сейчас я предлагаю вам игру «Повтори и продолжи».

( ученики повторяют начало предложения и заканчивают его)

  1. Наша планета называется…………………….(Земля)
  2. Она имеет форму ……………………………..(шара)
  3. Земля вращается вокруг………………………(Солнца)
  4. Вокруг Солнца движутся……………………..(планеты)
  5. Из всех планет жизнь есть ……………………(на Земле)
  6. Наука, которая изучает Солнце, звёзды и планеты……. (Астрономия)

У. Сейчас давайте вспомним некоторые понятия и сделаем научные выводы

Дидактическая игра «Найди пару»

(Ученики находят и соединяют слово со значением, при выполнении задания обратная связь ученики — учитель)

Космос 1.наука, которая изучает звёзды, Солнце и планеты.

Атмосфера 2. Бесконечное пространство, которое окружает Землю.

Астрономия 3. Слои воздуха, которые окружают планета Земля.

— Какие понятия мы повторили?

( космос, астрономия, атмосфера)

— Какое из них самое важное для человека? Почему?

III Основная часть. Проблемная ситуация.

У. Давайте представим, что мы находимся в космической лаборатории. Вы не ученики, а научные сотрудники. Я предлагаю начать исследования и вручаю вам объект исследования (Все дети делятся на группы по рядам)

— Внимательно рассмотрите из чего состоит, выделите части.

Объект по строению похож на настоящий.

Отличается от настоящего размером.

Делаем общий вывод – все эти объекты – модели, уменьшенное изображение объекта.

Повторить и проговорить – модель – это уменьшенное изображение предмета.

У. Как вы думаете, существует модель нашей планеты Земля7

Если я правильно поняла, глобус это (дети заканчивают предложение) уменьшенная модель Земного шара.

(Ученики называют тему урока) Глобус – модель Земного шара

У. Придумайте вопросы, которые помогут нам в исследованиях

Учитель обобщает сказанное

У. Итак, сегодня на уроке вы узнаете

Будете учиться самостоятельно добывать знания, находить и показывать на глобусе заданные объекты.

У.- Откройте учебник на стр.100

— Найдите тему урока. Прочитайте её.

( На доску вывешивается карточка с темой урока «Глобус – модель Земного шара»)

— Прочитайте выделенные слова. Почему выделили?

— Посчитайте, сколько абзацев в тексте?

(Возвращение к плану исследований)

У. Прочитайте первый пункт исследований.

Ученик зачитывает — Что такое глобус?

У. Исследование этого вопроса провёл Олег – подготовленное сообщение о глобусе, истории его создания.

Оценивание ответа. О чём рассказал, что ты запомнил, было интересно или нет?. Ты это знал?

У. Давайте подведём итог: Что такое глобус?

Олег – Глобус — это модель Земли. Его изобрёл человек, чтобы ориентироваться в пространстве.

У. Теперь проведём совместные исследования. Прочитайте второй пункт исследований

Дети зачитывают – Как устроен глобус?

Помощники раздают глобусы на каждую парту.

У. Нашли стр.101 1 абзац сверху со слова «глобус»

(Чтение вслух с остановками и вопросами. Дети читают 3 и 4 абзацы, отвечают на вопросы)

1 предл. – Что такое глобус? Почему о объёмная модель? Почему уменьшенная? Повтори ещё раз определение.

2 предл. – На чём стоит глобус? Покажите. Вокруг чего он вращается? Где проходит ось?

3 предл. – Есть ли подставка у Земного шара? Что нельзя увидеть на Земном шаре, а на глобусе можно.

Сравни фото Земного шара и глобус.

4 предл. – Зачем обозначают полюса и экватор?

5 предл. – Что обозначают на глобусе? Какие цвета используют?

Физминутка по Базарному – условные цвета обозначения на глобусе.

У. Дальше вы продолжите исследование самостоятельно. Возвращаемся к 3 пункту исследований. Зачитывают. Что нанесено на глобус

Класс делится на 4 группы. Каждой группе даётся слово для исследования. Дети находят его в тексте, читают, подчёркивают главные ключевые слова. Защищают свои исследования. Составляется Кластер.

У. Подведём итог наших исследований – рассказ по кластеру.

Слайд № Видео о движении Земли вокруг Солнца и своей оси.

Как происходит движение Земли? С чем можно сравнить движение Земли вокруг своей оси?

У. Подведение итогов исследований.

Что исследовали? С какими понятиями встретились? Что нанесено на глобус?

Кто по вашему мнению был самым активным?

IV Закрепление. Практическая работа . Работа в парах.

— Что одинаковое – общее (условные цвета и условные знаки)

Найди и покажи на глобусе Россию

1.Найди и подчеркни слова, которые ты сегодня исследовал.

Глобус, магазин, климат, земная ось, экватор, море, Северный полюс, океан, Южный полюс.

2.Выбери нужное слово и подчеркни его.

Объёмная уменьшенная модель Земного шара МОДЕЛЬ

Источник

Читайте также:  Рекультивация земель в горных карьерах