Меню

Что такое мониторинг земель цель объект субъект

Мониторинг земель — Земельное право (Меденцов А.С.)

Государственный мониторинг земель – система наблюдений за состоянием земель. Мониторинг (лат.) – предостерегающий, наблюдающий, впередсмотрящий. Мониторинг земель выполняет базовую, связующую роль всех иных мониторингов и кадастров природных ресурсов.

Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в РФ. Мониторинг земель включает непрерывное наблюдение за использованием земель в соответствии с категориями и целевым назначением земель.

Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается Правительством РФ.

Цели мониторинга земель – выявление изменений состояния земель, их оценка, прогноз, предотвращение и устранение последствий негативных процессов, выработка рекомендаций, совершенствование и внедрение новых методов дистанционного зондирования, технических средств и технологий мониторинга земель.

Задачами мониторинга земель являются:

  1. своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;
  2. информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
  3. обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Принципы ведения мониторинга земель:

  • достоверность и точность данных, соответствие их фактическому состоянию и использованию земельных ресурсов;
  • единство методов и технологий, согласованность ведения мониторинга земель; экономичность и эффективность;
  • взаимная совместимость и сопоставимость разнородных данных;
  • централизованное руководство по единой методике в масштабе РФ;
  • наглядность и доступность сведений, за исключением сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну.

Содержание мониторинга земель – систематическое наблюдение за состоянием земель, выявление изменений и оценка: состояния землепользований; плодородия почв, зарастания сельскохозяйственных угодий, загрязнения земель; состояния береговых линий водоемов, гидротехнических сооружений; образования оврагов, оползней, селевых потоков и других явлений; состояния земель поселений, объектов неф-те– и газодобычи, очистных сооружений, свалок, складов горючесмазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, захоронения промышленных отходов.

Виды мониторинга земель. В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным.

Методы ведения мониторинга земель:

  1. натуральные наблюдения (экспедиционные, стационарные, комплексные, фоновые, дистанционные);
  2. автоматизированная система мониторинга земель (информационно-поисковая система, система обработки данных, система комплексной интерпретации данных, прогнозно-диагностическая система и система управления);
  3. договорные формы на выполнение проектных и изыскательских работ по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу земель.

Источник

Мониторинг земель

Земля является одним из главных видов природных ресурсов человечества. Она пространственно ограничена, абсолютно неликвидна и по сути не возобновляема.

За состоянием земельного фонда в России осуществляется строгий контроль, который отслеживает использование земель, нарушение их целевой эксплуатации, состояние ресурсов и изменение качества земли в условиях влияния человеческого воздействия.

Государственный мониторинг земель является частью общего экологического мониторинга, с помощью которого происходит оценка количественных и качественных характеристик показателей земельного фонда.

Мониторинг позволяет не только защитить окружающую среду от негативного воздействия, но и исправить уже возникшие негативные процессы в земельном фонде страны.

Читайте также:  Охрана земель заключается в проведении таких почвозащитных мероприятий как

Что такое мониторинг земель?

Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдения, прогнозирования и оценки, которая направлена на получение достоверной информации о состоянии земельного фонда страны. Это часть государственного мониторинга окружающей среды.

Данное определение законодательно регламентировано. Оно содержится вместе с другими основными характеристиками этого понятия в ст. 67 Земельного Кодекса РФ.

Земля – основной ресурс страны, от которого зависит не просто благосостояние всего общества, но и развитие всех хозяйственных отраслей страны. Земля обладает особыми критериями ее полезного использования, такими, к примеру, как плодородность почвы.

Если речь идёт об оценке земель сельскохозяйственного назначения, данный показатель наиболее точно отражает состояние земельного фонда и перспективы развития общества.

Само понятие мониторинга говорит о том, что наблюдение за землёй происходит непрерывно. Постоянный контроль регулярно выявляет актуальные данные, которые фиксируются в специальных документах, на основании которых в последствии создаются национальные программы, проекты или новые нормативно-правовые акты.

Объектами мониторинга являются земли, расположенные на территории РФ, без каких-либо ограничений.

Задачи мониторинга

Земельное право регламентирует и задачи государственного мониторинга земель, его главные цели. К задачам государственного мониторинга земель относится, в частности, по ст. 67 ЗК РФ:

  • Выявление изменений в состоянии земельного фонда, оценка данных изменений и прогнозирование новых, выявление нарушений, подготовка предложений по защите земли от негативного воздействия и устранения последствий пагубного влияния;
  • Обеспечение информацией о состоянии земельного фонда государственных органов для реализации последними полномочий в области земельных отношений;
  • Обеспечение информацией о состоянии земельного фонда органов местного самоуправления для реализации последними полномочий в области земельных отношений;
  • Обеспечение информацией о состоянии окружающей среды граждан, предпринимателей и юридических лиц.
  • Информация о результатах государственного мониторинга носит общедоступный открытый характер.

    Любой желающий человек может ознакомиться с данной информацией. Она систематизируется и хранится в государственном фонде данных экологического мониторинга страны.

    Каждый объект исследования и оценки имеет особый набор показателей, которые отражают его состояние и использование в виде качественных или количественных характеристик.

    Кто осуществляет государственный мониторинг земли, зависит от категории исследуемого объекта. Все земли страны поделены на определенные категории и виды разрешённого использования.

    Все земли, кроме земель сельскохозяйственного назначения, контролирует Росреестр в соответствии с Постановлением Правительства № 457.

    Земли сельскохозяйственного назначения и прочих категорий, используемых для нужд сельского хозяйства, контролируются в соответствии с ФЗ № 101 о обеспечении плодородия данной категории земель.

    Виды мониторинга земель

    Земельный Кодекс РФ гласит, что мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель.

    Первый предполагает контроль за целевым использованием земельных участков, второй – за оценкой их количественных и качественных показателей.

    В рамках мониторинга состояния земель также оцениваются загрязнения и захламления почв, их деградация и последствия негативного влияния среды.

    Читайте также:  Защитницей земли русской является икона владимирской

    Безусловно, это не единственная существующая классификация видов государственного мониторинга. Также данное понятие можно разделить на следующие виды мониторинга:

    Мониторинг может вводиться специальной государственной или региональной программой, в том числе и в отношении лишь отдельной категории земли.

    Поводами для утверждения программы мониторинга могут быть общее снижение плодородия сельскохозяйственных почв, их деградация и упадок.

    Для чего нужен мониторинг земли?

    Мониторинг земли нужен прежде всего для контроля за состоянием окружающей среду, в которой проживает население. Человечество итак давно стоит на пороге катастрофы: мусор трудно разлагается, лесные фонды незаконно вырубаются, умирают последние особи редких животных.

    Земля – это всеобщее достояние, благодаря которому человечество выживает, выращивает растения, пасёт скот. Если не контролировать состояние земельного фонда, можно в короткие сроки лишиться почвенных запасов, ухудшить качество земли.

    Особо мониторинг земли касается сельскохозяйственных угодий, обеспечивающих население постоянными запасами еды. Кроме того, мониторинг необходим при проведении приватизации.

    Перед оформлением в собственность участка нужно получать о нем досконально подробную информацию. Без постоянного контроля невозможно представить эффективную систему управления земельными ресурсами.

    Порядок осуществления государственного мониторинга земли установлен Приказом Министерства Экономического развития России № 852 от 2014 года.

    Систематизация данных земельного учета позволяет эффективно и полно оценивать общую ситуацию в стране, оперативно получать интересующую информацию, делать данные сведения доступными для населения.

    В России очень много земель, и многие из них до сих пор не освоены, что нужно исправлять и повышать доступность земельных наделов для всех желающих.

    Порядок ведения мониторинга земли в 2021 году

    Уполномоченным на ведение государственного мониторинга земель является Федеральная служба земельного кадастра.

    Она в процессе своей деятельности постоянно взаимодействует с другими федеральными и региональными органами власти.

    Все оценочные процедуры происходят в соответствии с единой системой показателей. Показатели регламентируются нормативно-технической и методической документацией.

    Ключевые показатели мониторинга

    Все объекты оценочной деятельности описываются набором специальных показателей. Показатели мониторинга разделены в соответствии с видами проводимой процедуры. Отдельно выделены показатели мониторинга использования земель и показатели мониторинга состояния земли.

    Итак, мониторинг использования земель определятся следующими общими для всех показателями:

  • Общая площадь земли по категориям;
  • Общая площадь земли по видам разрешённого использования;
  • Площадь земель, которые используются не по целевому назначению;
  • Площадь земель, в отношении которых выявлены эпизоды неиспользования;
  • Площадь земель, в отношении которых выявлены нарушения земельного законодательства, кроме фактов порчи земли;
  • Площадь земель по формам собственности с разделением по категориям и видам разрешённого использования;
  • Площадь застроенных земель;
  • Общая площадь земель лесного фонда;
  • Другие показатели, регламентированные нормами законодательства РФ.
  • Показатели состояния земель делятся в свою очередь на две категории: качественные и количественные. Первые характеризуют какие-либо признаки, отражающие состояние земли, вторые – четкие значения.

    К качественным показателям состояния земли следует относить:

  • Площадь земель, которые подвержены различной степени линейной эрозии;
  • Площадь земель, которые подвержены различной степени опустынивания;
  • Площадь захламлённых территорий;
  • Площадь подтопленных территорий;
  • Территории заболоченной местности;
  • Площади переувлажненных почв;
  • Площади нарушенных земель;
  • Площадь земель, которые загрязнены радиоактивными отходами, отходами нефтепродуктов, тяжелыми металлами;
  • Площадь земель, которые подвержены иным негативным влияниям.
  • При фиксировании качественных показателей даётся расшифровка относительно степени повреждения почвы. Степень может быть слабой, средней, сильной или очень сильной.

    Количественные показатели мониторинга состояния земли – это:

    Читайте также:  Геологическая история земли континенты

  • Общие площади земель по категориям и видам разрешённого использования;
  • Площадь земли общего пользования (скверы, парки, дорожные сети, уличные развязки);
  • Площадь санитарно-защитных и охранных зон;
  • Число объектов на землях энергетики, промышленности, связи, телевидения, транспорта, радиовещания, обороны и космической деятельности;
  • Общая площадь земель особо охраняемых территорий и объектов.
  • Все измерения показателей осуществляются последовательно, сравниваются с базовыми и нормативными показателями значений. Показатели мониторинга земель могут выражаться как в абсолютных, так и в относительных значениях оценки.

    По результатам мониторинга составляются прогнозы и рекомендации, где помимо таблиц с выявленными значениями показателей указываются различные карты и диаграммы, наглядно демонстрирующие результаты исследования.

    Методы и способы оценки земли

    Для осуществления мониторинга необходимо использование большого числа специального оборудования, с помощью которого можно оперативно получать необходимые сведения о состоянии земли.

    Для мониторинга земель используются следующие источники информации:

  • Данные лесохозяйственных регламентов и реестров;
  • Данные с дистанционного зондирования (съемки с космоса или летательных аппаратов);
  • Сведения из действующих полигонов;
  • Результаты наземных съёмок и обследований;
  • Данные из государственного кадастра недвижимости;
  • Сведения из землеустроительной документации;
  • Результаты инвентаризации земель;
  • Данные о землях из актов государственных и местных властей;
  • Данные с обновлённой картографической основы.
  • Главное, чтобы способы и методы получения информации о земле носили абсолютно достоверный характер. Использование большого числа источников даёт возможность сравнить полученные данные и оценить состояние земли с различных призм восприятия.

    Мониторинг земли создан не только для систематизации данных о существующих угодьях, но и прежде всего для выявления влияния человека на изменения в земельных фондах. Человек – главный эксплуататор земли, субъект, который может как улучшить показатели плодородности, так и ухудшить их.

    Влияние человека оказывает огромную силу на процессы, происходящие в земельных фондах. Все негативные воздействия не просто пресекаются мониторингом, но и оперативно доставляются в качестве документированных данных до государственных органов, осуществляющих контроль за сохранностью окружающей среды.

    Те, в свою очередь, устраняют последствия негативного влияния человека на землю и создают превентивные меры защиты других земельных наделов от подобного воздействия.

    Мониторинг земель – это всесторонний и постоянный контроль за состоянием земельных фондов страны. С помощью мониторинга осуществляется не только оценка качества использования земель по целевому назначению, но и выявляются факты неправомерной эксплуатации и негативного влияния человека на ценные земельные ресурсы.

    Источник