Меню

Что такое недра земли 5 класс

Урок географии «Внутреннее строение Земли». 5-й класс

Ключевые слова: Земля , внутреннее строение

Обучающиеся

  • получат представление о том, как устроена наша планета;
  • разработают алгоритм действий для изучения темы литосферы.

Планируемые результаты:

Личностные:
– ученик научится ответственному отношению к учению, готовности к саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
– получит возможность формирования целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.
Метапредметные:
Познавательные УУД, ученик научится
– давать определения понятиям, выявлять их главные признаки, сравнивать объекты;
– работать с текстом и нетекстовыми компонентами (выделять ключевые слова – земная кора, ядро, мантия, литосфера, слой осадочных горных пород, базальтовый слой, гранитный слой, перевод текста в таблицу);
– моделировать (создавать модель внутреннего строения Земли);
Регулятивные УУД, ученик научится:
– ставить учебную задачу под руководством учителя;
– планировать свою деятельность под руководством учителя;
– оценивать свою деятельность, проводить самооценку и взаимооценку.
Коммуникативные УУД, ученик научится:
– сотрудничать в паре со сверстниками и учителем в процессе образовательной деятельности.
Предметные, ученик научится:
– формулировать и объяснять определения понятий «земная кора», «слой осадочных пород»,
«гранитный слой», «базальтовый слой», «мантия», «ядро», «литосфера»;
– объяснять внутреннее устройство планеты; сравнивать типы земной коры.
– анализировать схемы (модели) строения земной коры и литосферы;
– называть методы изучения земных недр.

Оценивание деятельности обучающихся

Самооценка. Оценка своей деятельности по заданным критериям; фиксирование и анализ динамики собственных результатов; определять причину своего успеха или неуспеха

Оценка учителя. Оценка деятельности ученика по заданным критериям; фиксирование и анализ динамики результатов ученика

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная

Методы обучения: частично-поисковый

Технология ИКТ, развивающее обучение

УМК под редакцией О.А. Климановой и А.И. Алексеева.

Средства обучения: учебник География. Землеведение. 5-6 кл.: учебник / О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой.– М.: Дрофа, 2014; видеофрагменты, документ интерактивной доски INTERWRITE, Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии, 6 класс.

Организационная структура урока

1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Почему такая иллюстрация на лицевой стороне учебника? Что мы уже знаем о Земле? Что предстоит узнать? Какую форму имеет планета? Какие сферы известны? Какую первую будем изучать? По какому плану будем изучать? Обобщаем высказывания учеников.

План изучения оболочек Земли.

– что такое, основные понятия;
– из чего состоит (вещества, образования);
– какое строение имеет;
– какие географические объекты включает, где они располагаются;
– причины их образования;
– какие особенности имеют географические объекты.
С помощью иллюстраций определим тему занятия.
Что объединяет объекты: торт, вишня, ствол дерева, матрешка
Что объединяет объекты: кусок отрезанного торта, вишня в разрезе, спил дерева, матрешка в разобранном виде
Как вы думаете, какова тема занятия?
Тема урока: Литосфера. Внутреннее строение Земли.
Поставим цели и задачи

Мы ответим на вопросы:

1. Какие методы (способы) используют ученые для изучения внутреннего строения Земли?
2. Кто изучает внутреннее строение Земли?
3. Какие три оболочки выделяют в недрах Земли?
4. Что характерно для каждой оболочки «твердой» Земли?
5. Чем отличается внешняя оболочка «твердой» Земли под материками и океанами?
6. Создадим модель недр Земли.

Мы научимся:

– ответственному отношению к учению, слышать учителя и одноклассников;
– ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя;
– работать в парах;
– оценивать свою деятельность, проводить самооценку;
– формулировать и объяснять определения понятий по теме;
– объяснять внутреннее устройство планеты;
– сравнивать типы земной коры;
– анализировать схемы (модели) строения земной коры и литосферы;
– называть методы изучения земных недр;
Зачем человеку необходимы знания о строении Земли и истории развития литосферы?

2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала

В ходе работы заполнить лист индивидуальных достижений. Приложение 1

Задание 1. Рассмотрите рис.57 с.86. и текст учебника, запишите в лист индивидуальных достижений методы изучения недр Земли в виде текста 1…. 2…. 3… 4…. 5…, или схемы.

Методы изучения литосферы: 1. изучение метеоритов; 2. бурение скважин; 3. сейсмический; 4. изучение вулканов; 5. обнажений горных пород; 6. изучение космических снимков.

Задание 2. Найди ключевые слова в тексте с. 87–88 подчеркни карандашом в учебнике, назови их.

Задание 3. Какие три оболочки выделяют в недрах Земли? Рассмотрите рис. 58 с. 87, названия запишите в таблицу

Задание 4. Что характерно для каждой оболочки «твердой» Земли? Переведите текст учебника в таблицу. Достаточно ли информации в тексте учебнике? Используйте рис.59. с. 87. Смотрим фрагмент из Виртуальной школы Кирилла и Мефодия. Уроки географии, 6 класс.

Источник

Что у Земли внутри? 5–6-е классы

Цель урока. Закрепить знания учащихся о формах и размерах Земли, ее внутреннем строении, методах ее изучения, дать элементарные представления о земной коре.

Читайте также:  Как немцы делят свою землю

Ведущие понятия: сейсмограф, земная кора, мантия, ядро, осадочные, метаморфические и магматические породы, полезные ископаемые, оболочки земли, атмосфера, литосфера, гидросфера, биосфера, геосфера.

Основные положения. Как изучают земные глубины. Из каких пород состоит земная кора, как они залегают, чем отличается строение земной коры под материками и океанами. Увеличение температуры земных недр с глубиной. Мантия и ядро.

Оборудование. Глобус, таблица «Внутреннее строение Земли», коллекция горных пород, презентация «Что у Земли внутри».

Методы и приемы.

  • Фронтальная беседа о форме и размерах Земли, о методах ее изучения.
  • Практическое занятие с коллекцией горных пород.
  • Воображаемое путешествие к центру Земли; составление графического конспекта, презентация, мультимедийное приложение к учебнику.

Межпредметные связи. Форма и размеры Земли. Строение Земли. Горные породы.

Объяснение учителя, сопровождающееся просмотром презентации.

Основные понятия учащиеся записывают в тетрадь при помощи учебника.

Строение Земли. Земные оболочки

Вам уже известно, что наша Земля — это планета, маленькая частичка в огромной вселенной. Возраст Земли (по данным радиометрических определений горных пород) — около 4,5 млрд лет.

Диаметр планеты Земля: экваториальный — 12755 км, полярный — 12714 км.

Изучая нашу планету в целом, ученые давно выделили ряд присущих ей оболочек, или сфер (греч. «сфера» — шар). Геосферы Земли — концентрические, сплошные или прерывистые оболочки Земли, различающиеся по химическому составу, агрегатному состоянию и физическим свойствам.

Выделяют следующие геосферы:

Воздушная оболочка, или атмосфера (греч. «атмос» — пар), связанная с ней силой тяжести и принимающая участие в ее суточном и годовом вращении; водная оболочка, или гидросфера (греч. «гидор» — вода), включающая всю химически не связанную воду, независимо от ее состояния (жидкого, твердого или газообразного), и литосфера (греч. «литос» — камень) — каменную оболочку Земли мощностью 50 — 200 км, включающая земную кору и верхнюю часть верхней мантии. Кроме этих оболочек выделяют еще и биосферу — область Земли, в которой развивается жизнь.

Вы знаете, что наука география — это наука о Земле. Понятно, что невозможно понять Землю, не изучив ее оболочки. Но география изучает не только оболочки Земли, но и их взаимодействие друг с другом.

Что находится внутри Земли?

1. Внутреннее строение Земли. Человечеству давно хотелось узнать, что находится в глубине Земли. Но выяснить это не так-то легко. Пока что людям удалось пробурить скважину глубиной всего 15 км. Поэтому ученым приходится исследовать глубины Земли с помощью различных приборов.

Как изучают земную кору. С давних пор геологи изучают обнаженные горные породы, то есть места, где видны коренные горные породы (обрывы, склоны гор, крутые берега). В некоторых местах бурят скважины. Самая глубокая скважина (15 км) пробурена на Кольском полуострове. Изучить строение земной коры помогают шахты, которые роют для добычи полезных ископаемых. Из скважин и шахт извлекают образцы горных пород. По этим образцам узнают о происхождении горных пород, их изменении, а также об их составе и строении. Но эти методы позволяют исследовать только верхнюю часть земной коры и лишь на суше.

Проникнуть гораздо глубже помогает наука геофизика, а познать глубокие недра в наше время позволяет сейсмология — наука о землетрясениях. Внутреннее строение земли изучается геофизическими методами по распространению сейсмических волн. Состав пород мантии и ядра определяется по аналогии с составом метеоритов.

Все знания о внутреннем строении земли базируются на изучении косвенных данных о физических свойствах вещества.

В последнее время для изучения земной коры стало возможным использовать информацию, которая поступает со спутников из космоса. С их помощью можно даже получить фотографии для Мирового океана до глубины 600 — 700 м.

Внутреннее строение Земли сложное. На сегодняшний день удалось установить, что земной шар состоит из 3 частей: ядра в середине, огромной мантии, занимающей 5/6 всего объема Земли, и тонкой наружной земной коры.

Ядро — центральная часть Земли делится на 2 слоя: внутреннее ядро и внешнее. Внутреннее ядро твердое, внешнее — жидкое, оно находится в расплавленном состоянии. Составляет 16% объема Земли и 34% ее массы. Температура ядра достигает 6000 градусов Цельсия (от 2000 до 5000). Ученые предполагают, что оно состоит в основном из железа и никеля. Радиус ядра около 3470 км. Ядро покрыто мантией. С процессами в жидком ядре, вероятно, связано происхождение постоянной составляющей магнитного поля Земли. Площадь поверхности ядра Земли составляет 148,7 млн км кв., что соответствует площади всех материков Земли. Таким образом, Земля как бы уравновешивает свои внутренние и внешние силы. Объяснить это явление пока трудно, однако это явление кажется неслучайным.

Мантия (в переводе с латинского языка означает «покрывало») — оболочка «твердой» Земли между земной корой и ядром, составляет 83% от объема Земли. Несмотря на высокую температуру (до 2000 градусов Цельсия), вещество мантии из-за большого давления находится в твердом пластичном состоянии, за исключение зоны астеносферы. Мантия состоит из верхнего и нижнего слоя. Правда, в верхней части мантии имеется слой, который частично размягчен и пластичен. Но над ним мантия снова становится твердой. Условия существования вещества внутри земного шара сильно отличаются от условий на земной поверхности, поэтому вещество там имеет особое состояние и может премещаться, но очень медленно. Внутреннее тепло земли передается и земной коре. Иногда вещество мантии изливается на Земную поверхность в виде магмы (в переводе с греческого «густая мазь»).

Читайте также:  Как узнать кубатуру земли

Астеносфера — слой пониженной вязкости в верхней мантии. Основной источник магмы. Под континентами находится на глубине около 100 км. Под океанами — 250 — 300 км.

2. Земная кора. Верхняя твердая оболочка Земли называется литосферой, а самая верхняя часть литосферы это земная кора. Ее строение и толщина на разных участках отличаются.

Земная кора составляет не более 1,2% объема Земли и 0,7% ее массы. Отделяется от мантии поверхностью Мохоровичича, которая определяется по резкому изменению скорости сейсмических волн.

Если взглянуть на глобус, то бросается в глаза, что суша и вода собраны в обширные пространства: суша — в материки, вода — в океаны. Разделение земной поверхности на материки и океаны не случайно, она зависит от строения земной коры.

Материковая кора устроена иначе и отличается по толщине от океанической. Ее толщина от 5 до 75 км, причем по материками она значительно толще, чем под океаном (3 — 7 км). В материковой коре выделяются 3 слоя: верхний — осадочный; средний — «гранитный» (близкий по своим свойствам к граниту) и нижний — «базальтовый» (состоит главным образом из базальта). Океаническая кора имеет только 2 слоя: осадочный и «базальтовый». Поверхность земной коры неровная: мы видим на ней горы, равнины, холмы, овраги. Все неровности земной поверхности называют рельефом (от латинского «релево» — поднимаю).

Земная кора состоит из горных пород. Гранит, известняк, каменный уголь, глина, песок — все это горные породы. Они очень разнообразны по своему цвету, блеску, температуре плавления и многим другим свойствам. Хотя за ними закрепилось название «горные», они находятся и на равнинах под слоем почвы. Горные породы бывают плотными и рыхлыми. Плотные — достаточно прочные камни, например гранит, известняк. Рыхлые — породы, которые рассыпаются или легко разламываются руками. Это глина, песок, торф.

Горные породы состоят из минералов. Например, гранит состоит из 3 минералов — кварца, слюды и полевого шпата. Это хорошо заметно, если рассмотреть образец гранита под лупой. Встречаются в природе горные породы, состоящие из одного минерала. Так, известняк состоит из минерала кальцита.

Маленькая экскурсия в мир камней

Магматические горные породы — гранит, базальт и другие- составляют до 60% объема земной коры. Они образовались из магмы в результате ее остывания. Осадочные горные породы формируются при накоплении обломков других горных пород или остатков организмов на поверхности суши или на дне океана. К ним относятся песок, глина, мел, известняк.

Метаморфические горные породы образуются из магматических и осадочных горных пород, подвергшихся воздействию высокой температуры и давления (мрамор, кварцит, гнейс и др.).

Горные породы и минералы, которые используются человеком, называют полезными ископаемыми. Земная кора — источник самых разнообразных полезных ископаемых, которые интенсивно используются человеком, со многими из которых вы уже познакомились в младших классах. Однако существует еще много вопросов, связанных с использованием богатств земных недр, которые требуют серьезного изучения Земли. Сравнительно недавно было установлено, что земная кора и расположенный под ней самый верхний твердый слой мантии — не сплошные, а как бы составлены из отдельных частей — плит. Плиты очень медленно (со скоростью несколько см в год) движутся — скользят по размягченному, пластичному слою мантии. В результате материки перемещаются по поверхности Земли. Конечно, мы этого не замечаем, но на протяжении многих миллионов лет расположение материков значительно изменилось. В тех местах, где плиты смыкаются, часто возникают землетрясения и извержения вулканов.

1. Каково внутреннее строение Земли?

2. Что представляет собой земное ядро?

3. Какими свойствами обладает вещество мантии?

4. Как называются неровности земной поверхности?

5. Что такое горные породы и минералы?

6. Что называется полезными ископаемыми?

7. Почему движутся материки?

8.Везде ли земная кора имеет одинаковую толщину?

9. Зачем нужно изучать строение Земли? Какими способами это можно делать?

10. Дополните фразы. Температура вещества в ядре достигает: Температура вещества мантии — до : Земная кора имеет толщину:

11. Дополните схему Горные породы бывают плотные (_______, ________) и рыхлые (___________, __________)

12. Покажите с помощью этой схемы состав гранита

_______________
_______________ _______________
_______________

13. Дайте определения

  1. Рельеф —
  2. Полезные ископаемые —

14. Приведите примеры горных пород и минералов, которые встречаются в вашей местности.

Читайте также:  Номер земли в базе

15. Какие утверждения верны?

  1. Мантия — это верхняя оболочка Земли.
  2. Ядро состоит в основном из железа и никеля.
  3. Земная кора находится в центре нашей планеты.
  4. Слово «рельеф» в переводе с греческого означает «покрывало».
  5. Земная кора состоит из горных пород.
  6. Горные породы состоят из минералов.
  7. Горные породы всегда образованы множеством минералов.
  8. Гранит — это минерал.
  9. Земная кора вместе с верхним слоем мантии сложена из подвижных плит.
  10. Материки совершенно неподвижны.

16. Выберите правильный ответ

б) ядро, мантия и земная кора

16.2. Ядро земли состоит из

17. Зачем изучают строение Земли?

18. Как изучают строение Земли?

19. Что находится в центре Земли?

20. Чем отличается Земная кора материков от океанов?

21. Почему температура горных пород увеличивается с глубиной?

22. Почему при заполнении трещин в земной коре мантия переходит в жидкое состояние?

Подумайте!

  • Почему одни участки суши медленно поднимаются, а другие — опускаются?
  • Как ученые изучают состав земной коры?

Изучите материал урока и выполните предложенные задания

5) Практическая работа. Домашнее задание.

Составление схемы и описания внутреннего строения Земли. Изучение коллекции горных пород.

Для определения характера залегания горных пород можно использовать не только естественные, но и искусственно подготовленные обнажения. Можно предложить учащимся зарисовать окружающие их формы рельефа, обнажения, показав с помощью окраски различия в составе горных пород.

Выполнение работы можно начать с характеристики и описания основных форм рельефа. Для этого учитель заранее определяет место экскурсии — холмистая поверхность, овраги, искусственные углубления. В процессе выполнения отрабатываются приемы измерения высоты холма или глубины котловины. Отметки высот и глубин учащиеся заносят в заранее подготовленную таблицу. На основе полученных данных они могут построить схему изображения холма или впадины с помощью горизонталей.

Характеризуя окружающую поверхность, учащиеся описывают основные формы рельефа, перечисляют географические объекты, находящиеся в пределах непосредственного наблюдения. Для работы по описанию характера залегания пород на естественном или искусственном обнажении учащимся предлагается план:

1. Вертикальный размер обнажения.

2. Толщина и состав каждого слоя горных пород.

3. Цвет и структура каждого слоя горных пород.

4. Основные различия верхнего и нижнего слоев обнажения (по толщине, составу, цвету).

6). Итоговая проверка знаний. Тест

1. Внутреннее строение Земли характеризуется следующей сменой ее частей:

б) ядро, мантия, земная кора;

в) мантия, земная кора, ядро;

г) ядро, земная кора, мантия.

2. Горные породы, преобразованные в недрах земли в результате опускания участков земной коры, называются:

3. К магматическим горным породам относятся

4. В результате горизонтальных движений в земной коре образуются

5. Возвышение, образованное продуктами извержения вещества мантии на земную поверхность, называется

6. Какими числами на контурной карте «Литосфера» обозначены:

1. Толщина и температура мантии Земли составляет

а) 5 — 80 км, 4000 — 5000 градусов

б) 3470 км, около 2000 градусов

в) 2900 км, 4000 — 5000 градусов

г) 2900 км, около 2000 градусов

2. Горные породы, состоящие из пород и минералов, которые разрушались под действием ветра, воды, ледников, называются:

3. К метаморфическим горным породам относятся:

4. При вертикальном движении участков земной коры по разломам образуются

5. На полуострове Камчатка расположен самый высокий из действующих вулканов России —

6. Какими числами на контурной карте «Литосфера» обозначены:

Вывод. Земля состоит из ядра, мантии и земной коры. Земная кора образована горными породами. Горные породы состоят из минералов.

Список литературы.

  1. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. — 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2008. — 174, (2) с.: ил.
  2. Герасимова Т. П. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. — М.: Дрофа, 2002. — 176 с.: ил., карт.
  3. Природоведение: Рабочая тетрадь к учебнику 5 класса / А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. — 5-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2002. — 64 с.: ил.
  4. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. — 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 1997. — 174, (2) с.: ил.
  5. Большой справочник по географии. — М.: «Олимп», «Издательство Астрель», «Фирма «Издательство АСТ», 2000. — 368 с.: ил.
  6. Петров Н. Н. Начальный курс географии. 6 кл. — М.: Дрофа, 2001. — 136 с. — (Рабочая тетрадь для учителя)
  7. Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6 — 10 классы): Пособие для учителя. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 136 с.: ил. (Метод. биб-ка)
  8. Сиротин В. И. Сборник заданий и упражнений по географии. 6 — 10 ка. — 2-е изд., стереотип. — М.:Дрофа, 2004. — 256 с.: ил. — (Библиотека учителя).

Источник