Меню

Что такое плата крестьянина землевладельцу за пользование землей

пожилое

Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое «пожилое» в других словарях:

ПОЖИЛОЕ — ПОЖИЛОЕ, пожилого, мн. нет, ср. (разг. устар.). Плата домашним работникам за прослуженное время. || Плата за наем жилого помещения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ПОЖИЛОЕ — пошлина в России конце XV XVII вв., которую уплачивал крестьянин при уходе от сво.его владельца за неделю до и неделю после Юрьева дня осеннего … Юридический словарь

ПОЖИЛОЕ — в Русском государстве 15 17 вв. денежный сбор с крестьян при их уходе (выход крестьянский) от землевладельцев в Юрьев день. Введено Судебником 1497. Исчезло с полным закрепощением крестьян. В 17 18 вв. штраф за прием беглых крестьян … Большой Энциклопедический словарь

ПОЖИЛОЕ — ПОЖИЛОЕ, в 15 17 вв. денежный сбор с крестьян при их уходе от землевладельцев в Юрьев день (см. ВЫХОД КРЕСТЬЯНСКИЙ). Впервые упомянуто в Судебнике 1497. Исчезло в конце 16 17 вв. в связи с отменой права ухода крестьян от своих владельцев. В 17 18 … Русская история

Пожилое — пошлина в России конца 15 17 вв., которую уплачивал крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и неделю после Юрьева дня (См. Юрьев день) осеннего. Впервые П. упомянуто в Судебнике 1497 (ст. 57). Полный размер П. (в удалённой… … Большая советская энциклопедия

ПОЖИЛОЕ — пошлина, к рую уплачивал крестьянин при отказе и выходе от своего владельца за неделю до и неделю после Юрьева дня осеннего. Впервые П. упомянуто в Судебнике 1497 в ст. 57. Полный размер П. (в удаленной от леса местности 1 руб., в лесистой… … Советская историческая энциклопедия

пожилое — пошлина в России конце XV XVII вв., которую уплачивал крестьянин при уходе от сво.его владельца за неделю до и неделю после Юрьева дня осеннего … Большой юридический словарь

ПОЖИЛОЕ — плата крестьянина помещику за пользование крестьянским двором. Платилась при уходе крестьянина к другому хозяину (см. Выход крестьянский) … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

пожилое — о/го; ср. В России в 15 17 вв.: денежная плата, которую крестьянин отдавал землевладельцу в случае своего перехода к другому землевладельцу … Словарь многих выражений

Потрава — не хлеб, а пожилое — не деньги. — Потрава не хлеб, а пожилое (зажитое) не деньги. См. УСЛОВИЕ ОБМАН … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Источник

Что такое барщина и оброк

Барщина и оброк – это разновидности феодальной зависимости крестьян от землевладельцев, которые появились на Руси в эпоху формирования крепостной зависимости. Они были установлены между владельцами земель и людьми, которые проживали на этих землях. Те крестьяне, которые не могли себе позволить выкупить землю (потом они и вовсе потеряли это право), были вынуждены всю жизнь арендовать её у помещиков. Плата взималась деньгами, продуктами труда, либо трудовой повинностью.

Что такое барщина

Что означает понятие «барщина»? Барщиной называется принудительный труд крестьян в хозяйстве землевладельца. Она могла исчисляться как продолжительностью времени, так и объёмом работы. Барщина существовала на Руси ещё в эпоху «Русской Правды» (XI век) и практиковалась в некоторых регионах России вплоть до конца 1880-х годов. Определение «барщина» в западных регионах страны звучало как «панщина» (от слова «пан», а не «барин»).

Читайте также:  Эталонный участок земли это

Эта повинность крестьянина в пользу феодала получила широкое распространение в XVI веке, когда везде стало затруднительным брать оброк деньгами или продуктами. Основная часть крестьян жила очень бедно, и с них попросту нечего было взять. Поэтому была введена трудовая повинность: за пользование землёй крестьянин должен был бесплатно работать в хозяйстве помещика своим инвентарём.

Землевладелец сам определял, какие обязанности должны были выполнять его крестьяне на барщине: обрабатывать землю, заготавливать сено, работать на ремонтных и строительных работах и т.д. Барщина была также распространена среди монастырских крестьян (люди отрабатывали свою повинность на землях, принадлежащих монастырям).

Часто использовалась комбинированная феодальная зависимость: часть арендной платы крестьяне вносили оброком, а часть – отрабатывали барщиной.

Указ о трехдневной барщине

В 1797 году император Павел I своим указом от 5 апреля ограничил барщину тремя днями в неделю, а также запретил привлекать крестьян к работам в хозяйстве помещика по воскресеньям и праздничным дням. Эти ограничения соблюдались повсюду в России и в последующем.

Отмена барщины

Барщина и оброк просуществовали очень долго, несмотря на то, что они были явными пережитками феодализма. Эти повинности сохранялись даже после ликвидации крепостного права. Причинами тому было экономическое состояние страны, которое не могло подстроиться под новую систему отношений, а также грабительская сущность реформы: объявленные свободными крестьяне ещё должны были откупиться от помещиков, и мало у кого были средства на это. Они на протяжении десятилетий продолжали называться «временнообязанными».

Крестьяне – определение

Крестьяне – это сельское население, занятое в сельскохозяйственном производстве. Первоначально это были свободные земледельцы. В раннем Средневековье они попали в экономическую и политическую зависимость от феодалов. Именно крестьяне являются основой всего русского народа.

По самой распространённой версии, слово «крестьянин» произошло от слова «христианин» в старорусском произношении. Главное отличие крестьянина от фермера состоит в том, что он живёт, главным образом, натуральным хозяйством и бо́льшую часть сельхозпродукции выращивает не на продажу, а потребляет в своей семье и отдаёт феодалу.

Что такое оброк

Оброк – одна из форм феодальной ренты, платёж феодалу в денежной либо в натуральной форме. Он взимался помещиками с крестьян, как арендная плата за пользование землёй.

При оброчной системе повинностей крестьяне имели возможность сами распоряжаться своим временем. В этом смысле они были более свободными, чем те, кто отрабатывал свою повинность барщиной. Они были меньше привязаны к земле, поэтому могли заработать и «на вольных хлебах» – различными промыслами, извозом и прочими видами деятельности, не обязательно связанными с сельским хозяйством. Основная часть государственных крестьян несли оброчную форму повинности.

Оброк просуществовал в натуральной форме до 1861 года, а в денежной форме – до 1863 года.

Натуральный оброк

В понятие «оброк» включалась любая дань, которую феодал взимал с крестьян: деньгами, продуктами сельского хозяйства, ремесленными изделиями и даже людьми (холопами).

Поскольку крестьяне жили натуральным хозяйством и деньги у них водились редко, натуральный оброк, выплачиваемый сельхозпродуктами (прежде всего, зерном) был более распространённым, чем денежный.

Платить оброк крестьяне перестали уже вскоре после манифеста от 18 февраля 1861 года, зато с них начали взимать выкупные платежи. А вот барщина в истории нашей страны задержалась дольше: в целом ряде регионов её практиковали вплоть до 1888 года, когда обязательные отношения крестьян к помещикам были прекращены законодательством. Термин «барщина» при этом мог уже не употребляться, но сущность отношений землевладельцев с крестьянами оставалась той же.

Читайте также:  Всемирный фонд планеты земля что это

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Русская история. 800 редчайших иллюстраций

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Василий Осипович Ключевский

КОЛОНИЗАЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТ РУССКОЙ ИСТОРИИ

Обширная восточноевропейская равнина, на которой образовалось русское государство, в начале нашей истории не является на всем своем пространстве заселенной тем народом, который доселе делает ее историю. Наша история открывается тем явлением, что восточная ветвь славянства, потом разросшаяся в русский народ, вступает на Русскую равнину из одного ее угла, с юго-запада, со склонов Карпат. В продолжение многих веков этого славянского населения было далеко не достаточно, чтобы сплошь с некоторой равномерностью занять всю равнину. Притом по условиям своей исторической жизни и географической обстановки оно распространялось по равнине не постепенно путем нарождения, не расселяясь, а переселяясь, переносилось птичьими перелетами из края в край, покидая насиженные места и садясь на новые. При каждом таком передвижении оно становилось под действие новых условий, вытекавших как из физических особенностей новозанятого края, так и из новых внешних отношений, какие завязывались на новых местах. Эти местные особенности и отношения при каждом новом размещении народа сообщали народной жизни особое направление, особый склад и характер.

История России есть история страны, которая колонизуется. Область колонизации в ней расширялась вместе с государственной ее территорией. То падая, то поднимаясь, это вековое движение продолжается до наших дней. Оно усилилось с отменой крепостного права, когда начался отлив населения из центральных черноземных губерний, где оно долго искусственно сгущалось и насильственно задерживалось. Отсюда население пошло разносторонними струями в Новороссию, на Кавказ, за Волгу и далее за Каспийское море, особенно за Урал в Сибирь, до берегов Тихого океана. Во второй половине XIX в., когда только начиналась русская колонизация Туркестана, там водворилось уже свыше 200 тысяч русских и в том числе около 100 тысяч образовали до 150 сельских поселений, составившихся из крестьян-переселенцев и местами представляющих значительные острова почти сплошного земледельческого населения. Еще напряженнее переселенческий поток в Сибирь. Официально известно, что ежегодное число переселенцев в Сибирь, до 1880-х годов не превышавшее 2 тысяч человек, а в начале последнего десятилетия прошлого века достигшее до 50 тысяч, с 1896 г. благодаря Сибирской железной дороге возросло до 200 тысяч человек, а за два с половиной года (с 1907 по июль 1909 г.) в Сибирь прошло около 2 миллионов переселенцев. Все это движение, идущее преимущественно из центральных черноземных губерний Европейской России, при ежегодном полуторамиллионном приросте ее населения пока еще кажется малозначительным, не дает себя чувствовать ощутительными толчками; но со временем оно неминуемо отзовется на общем положении дел немаловажными последствиями.

Периоды русской истории как главные моменты колонизации. Так переселение, колонизация страны была основным фактом нашей истории, с которым в близкой или отдаленной связи стояли все другие ее факты. Остановимся пока на самом факте, не касаясь его происхождения. Он и ставил русское население в своеобразное отношение к стране, изменявшееся в течение веков и своим изменением вызывавшее смену форм общежития…

Читайте также:  Земля положенная молодым семьям

И. Ижакевич. Поход Ермака в Сибирь

Я делю нашу историю на отделы или периоды по наблюдаемым в ней народным передвижениям. Периоды нашей истории — этапы, последовательно пройденные нашим народом в занятии и разработке доставшейся ему страны до самой той поры, когда, наконец, он посредством естественного нарождения и поглощения встречных инородцев распространился по всей равнине и даже перешел за ее пределы. Ряд этих периодов — это ряд привалов или стоянок, которыми прерывалось движение русского народа по равнине и на каждой из которых наше общежитие устроялось иначе, чем оно было устроено на прежней стоянке. Я перечислю эти периоды, указывая в каждом из них господствующие факты, из коих один — политический, другой — экономический, и обозначая при этом ту область равнины, на которой в данный период сосредоточивалась масса русского населения — не все население, а главная масса его, делавшая историю.

Приблизительно с VIII в. нашей эры, не раньше, можем мы следить с некоторой уверенностью за постепенным ростом нашего народа, наблюдать внешнюю обстановку и внутреннее строение его жизни в пределах равнины. Итак, с VIII до XIII в. масса русского населения сосредоточивалась на среднем и верхнем Днепре с его притоками и с его историческим водным продолжением — линией Ловать — Волхов. Все это время Русь политически разбита на отдельные более или менее обособленные области, в каждой из которых политическим и хозяйственным центром является большой торговый город, первый устроитель и руководитель ее политического быта, потом встретивший соперника в пришлом князе, но и при нем не терявший важного значения. Господствующий политический факт периода — политическое дробление земли под руководством городов. Господствующим фактом экономической жизни в этот период является внешняя торговля с вызванными ею лесными промыслами, звероловством и бортничеством (лесным пчеловодством). Это Русь Днепровская, городовая, торговая.

С XIII до середины XV в. приблизительно среди общего разброда и разрыва народности главная масса русского населения является на верхней Волге с ее притоками. Эта масса остается раздробленной политически уже не на городовые области, а на княжеские уделы. Удел — это совсем другая форма политического быта. Господствующий политический факт периода — удельное дробление верхневолжской Руси под властью князей. Господствующим фактом экономической жизни является сельскохозяйственная, т. е. земледельческая, эксплуатация алаунского суглинка посредством вольного крестьянского труда. Это Русь верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая.

С половины XV до второго десятилетия XVII в. главная масса русского населения из области верхней Волги растекается на юг и восток по донскому и средневолжскому чернозему, образуя особую ветвь народа — Великороссию, которая вместе с населением расширяется за пределы верхнего Поволжья. Но, расплываясь географически, великорусское племя впервые соединяется в одно политическое целое под властью московского государя, который правит своим государством с помощью боярской аристократии, образовавшейся из бывших удельных князей и удельных бояр. Итак, господствующий политический факт периода — государственное объединение Великороссии. Господствующим фактом жизни экономической остается сельскохозяйственная разработка старого верхневолжского суглинка и новозанятого средневолжского и донского чернозема посредством вольного крестьянского труда; но его воля начинает уже стесняться по мере сосредоточения землевладения в руках служилого сословия, военного класса, вербуемого государством для внешней обороны. Это Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-землевладельческая.

Б. Ольшанский. Помни имя свое

Источник