Меню

Что такое проект рекультивации загрязненных земель

Что такое проект рекультивации загрязненных земель

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27 июля 2018 г. N РН-09-01-36/15783 «Разъяснения по правилам рекультивации и консервации земель»

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования сообщает о вступлении в силу с 20.07.2018 постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», которым утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее — Правила).

Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (п. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2 Правил).

В ходе консервации земель проводятся мероприятия по уменьшению степени деградации земель, предотвращению их дальнейшей деградации и (или) негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, осуществляемые при прекращении использования нарушенных земель. Консервация земель проводится, если устранение негативных последствий путем рекультивации земель невозможно в течение 15 лет (п.п. 2, 7 Правил).

В соответствии с п. 5 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1, Росприроднадзор осуществляет государственный земельный надзор, в том числе за соблюдением обязанностей по рекультивации земель при:

разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые;

осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;

после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.

На основании п. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.

В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и не установлены, то обязанности по рекультивации земель возлагаются на собственников земельных участков, иных обладателей прав на земельные участки, а также на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (в отношении земель, не предоставленных гражданам или юридическим лицам, и в иных случаях) (п. 4 Правил).

Рекультивация земель должна осуществляться в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель (п. 8 Правил).

Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель или в виде отдельного документа в иных случаях (п. 10 Правил). Требования к содержанию проекта рекультивации земель предусмотрены в п. 14 Правил.

Проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I — V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I — V классов опасности подлежат государственной экологической экспертизе на основании подпункта 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Иные проекты рекультивации земель, которые разработаны в виде отдельных документов, подлежат согласованию с правообладателями земельных участков, а также с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, в случае проведения рекультивации земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 15 Правил).

Читайте также:  Hd pack для проклятых земель

Согласование проектов рекультивации земель с Росприроднадзором Правилами не предусмотрено.

Лица, обязанные проводить рекультивацию земель, должны направить уведомление об утверждении проекта рекультивации земель, проекта консервации земель с приложением утвержденного проекта в Росприроднадзор (в случае, если планируется проведение рекультивации, консервации земель, оборот которых не регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения») (п. 24 Правил).

Сроки, в которые необходимо разработать проект рекультивации земель и приступить к рекультивации земель, определяются в соответствии с решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (п. 26 Правил).

Лица обязаны приступить к рекультивации земель в соответствии с утвержденным проектом в срок не позднее, чем 7 месяцев со дня совершения действия (окончания деятельности), в результате которых произошла деградация земель, либо со дня выявления деградации земель, в случаях, если:

решением, договором или проектной документацией срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены;

произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании;

произошло нарушение земель в результате природных явлений.

В выдаваемых Росприроднадзором предписаниях о необходимости проведения рекультивации земель необходимо предусматривать требования разработать проект рекультивации и начать работы по рекультивации в течение 7 месяцев со дня получения предписания (с целью обеспечения возможности согласования проекта) (п. 26 Правил).

При завершении работ по рекультивации, консервации земель лицом, обеспечившим проведение работ, подписывается акт о рекультивации земель, консервации земель с приложениями, соответствующий требованиям п. 30 Правил. Копия акта в 30-дневный срок подлежит представлению в Росприроднадзор (п. 31 Правил).

В случаях, когда работы по рекультивации, консервации земель выполнены с отступлением от утвержденного проекта рекультивации, проекта консервации земель или с иными недостатками, в результате которых не обеспечено соответствие качества земель требованиям, установленным п. 5 Правил, лицо, выполнившее такие работы, обязано безвозмездно устранить имеющиеся недостатки (п. 33 Правил).

Временно исполняющий
обязанности Руководителя
Р.Х. Низамов

Обзор документа

С 20 июля 2018 г. действуют утвержденные Правительством РФ Правила проведения рекультивации и консервации земель. Приведены разъяснения по отдельным нормам.

В частности, если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков, то обязанности по рекультивации земель возлагаются на собственников земельных участков, иных обладателей прав на земельные участки, а также на органы исполнительной власти и местного самоуправления (в отношении земель, не предоставленных гражданам или юрлицам, и в иных случаях).

Рекультивация земель должна проводиться по специальному проекту. Он подготавливается в составе проектной документации на возведение, реконструкцию объекта капстроительства, если такие мероприятия приведут к деградации земель или в виде отдельного документа в иных случаях.

Проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I-V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения упомянутых отходов, подлежат государственной экологической экспертизе.

Согласование проектов рекультивации земель с Росприроднадзором не предусмотрено.

Лица обязаны приступить к рекультивации земель в соответствии с утвержденным проектом в срок не позднее чем 7 месяцев со дня совершения действия (окончания деятельности), в результате которых произошла деградация земель, либо со дня выявления деградации земель в отдельных случаях.

Источник

Как составить проект рекультивации земель сельскохозяйственного назначения — пример поэтапной работы

Некоторые виды работ, проходящие на земле, предназначенной под сельскохозяйственное использование, могут нанести почве серьезный вред. Это могут быть строительные работы, прокладка подземных коммуникаций, разработка карьеров для добычи полезных ископаемых. В результате почва может просто перестать быть пригодной для выращивания на ней сельскохозяйственных культур.

Читайте также:  Что такое причины культурного возрождения русских земель

Чтобы этого не произошло, проводится комплекс мероприятий по рекультивации земель. Из данной статьи можно узнать о цели и сути процесса рекультивации.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Цель и суть процесса

Что же представляет из себя рекультивация? Согласно определению, зафиксированному в ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения», рекультивация земель — это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества.

Рекультивация проводится в два этапа: технический и биологический. Технический этап включает в себя несколько мероприятий по подготовке земель к последующему использованию в сельском хозяйстве, это:

  • очистка поверхности от результатов произведенных работ (строительный мусор, обломки пород и так далее);
  • планировка и формирование откосов;
  • нанесение слоя плодородной почвы;
  • устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений.

Полный перечень работ, входящих в технический этап рекультивации, описан в п. 1.9 ГОСТ 17.5.3.04-83.

Биологический этап направлен на улучшение свойств почвы (агрофизических, биохимических и других). Этот этап проводится только после полного завершения технического этапа.

Для чего нужен проект?

Проект рекультивации земель (сокращенно его называют ПРЗ и КРЗ) описывает комплекс мероприятий, которые будут проведены для восстановления состояния земель сельскохозяйственного назначения, в рамках этапов, описанных выше (технический и биологический), на данном конкретном участке.

Весь перечень видов деятельности, при которых необходима подготовка и реализация проекта рекультивации земель, перечислен в статье № 78 Земельного кодекса РФ № 136-ФЗ.

Составление

Проект рекультивации может быть разработан организацией, которая проводит работы на земельном участке, самостоятельно либо сторонней организацией, которая специализируется в этой нише. Второй способ позволит снизить временные затраты на подготовку проекта и риск возникновения ошибок и недочетов в проекте.

Цена подготовки ПРЗ индивидуальна: она зависит от технологических параметров местности, предоставленных заказчиком. Как правило, стоимость подготовки такого проекта начинается со 100 тысяч рублей.

Разработка ПРЗ состоит из четырех этапов.

  • На первом этапе осуществляются подготовительные работы: сбор планово-картографических данных, полевое исследование участка, исследование почвы и так далее.
  • На втором этапе выполняются необходимые изыскания – топографические, геологические, мелиоративные.
  • Затем специалисты переходят к составлению плана мероприятий и заполнению всех разделов проекта.
  • Финальным этапом является согласование проекта в государственных инстанциях.

В составе проекта входят следующие разделы:

  1. Описание природно-климатических, гидрогеологических и геоморфологических условий района размещения объекта.
  2. Данные о почвенно-растительном покрове, сведения о прогнозе нарушений земельных угодий.
  3. Описание проектных решений по проведению рекультивации – отдельно технического, отдельно биологического этапов.
  4. График проведения рекультивационных работ и их сметная стоимость.
  5. Описание мероприятий по обеспечению техники безопасности и непосредственно природоохранных мероприятий.
  6. Технологические карты и сроки приема-передачи рекультивационных участков землевладельцам.
  • Скачать бланк проекта рекультивации земель сельскохозяйственного назначения
  • Скачать пример проекта рекультивации земель сельскохозяйственного назначения

Утверждение

Согласование

До того, как ПРЗ будет утвержден, он должен быть согласован со всеми заинтересованными сторонами. Конкретного перечня, утвержденного в законодательстве, нет. Все зависит от того, кто является собственником земли – государство или частная организация.

Именно с собственником нужно утвердить перечень сторон, с которыми требуется согласование. Это могут быть, помимо собственника, местные органы власти, организации, обслуживающие территорию (Водоканал, Лесхоз и другие), соседние организации, имеющие общие границы, пути сообщения, инженерные сети).

Читайте также:  Поставить в кадастр землю

После того, как заинтересованные стороны согласовали ПРЗ, он направляется на утверждение. Никакую государственную пошлину за этот процесс платить не надо. Обычно экспертиза проводится не более месяца, один из экземпляров проекта рекультивации после экспертизы остается в ведомстве.

Кто утверждает?

В некоторых регионах этим занимается Росреестр, чаще всего – природоохранные ведомства. Вопрос согласования и утверждения ПРЗ весьма индивидуален в каждом отдельном случае, поэтому прежде чем приступать к подготовке проекта, необходимо ознакомиться с региональным законодательством на этот счет. Актуальную информацию можно узнать в местном уполномоченном органе, связанном с природопользованием.

Сейчас утвердить проект во многих регионах можно при помощи многофункциональных центров государственных услуг. Для того чтобы понять, доступна ли эта услуга в вашем регионе, нужно найти соответствующую информацию на сайте МФЦ региона.

Перечень документов

Несмотря на то, что утверждение ПРЗ регулируется в каждом регионе отдельно, перечень документов является стандартным в большинстве случаев и включает в себя следующие документы:

  • Кадастровый номер земельного участка.
  • Местоположение земельного участка.
  • Разрешение на использование земельного участка.
  • Информацию об общей площади земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, которые подлежат рекультивации.
  • (ОКАТО) территории, на которой расположен земельный участок.
  • ОГРН, ИНН, выписка из ЕГРЮЛ относительно юридического лица-заявителя.
  • Номер и дата решения (распоряжения, постановления) о предварительном согласовании места размещения объекта.
  • Выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, подлежащего рекультивации, или кадастровый паспорт такого земельного участка.
  • Документы, подтверждающие полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.
  • Решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
  • Утвержденная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
  • Локальный сметный расчет на проведение работ по рекультивации земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель.
  • Проект рекультивации в двух экземплярах.

Проект утверждается, как правило, в течение месяца.

Основания для отказа

После рассмотрения пакета заявителю направляется уведомление – либо об утверждении проекта, либо об отказе. Отказаться от утверждения проекта рекультивации ведомство может по следующим причинам:

  • Предоставление неполного пакета документов.
  • Предоставление неверных сведений.
  • Ошибки в проекте рекультивации, отсутствие в перечне необходимых для рекультивации данного участка сельскохозяйственных земель мероприятий.

Что делать дальше?

Что происходит после утверждения проекта рекультивации сельскохозяйственных земель?

После того, как ПРЗ утвержден, он может быть реализован. Реализация мероприятий, прописанных в проекте, должна происходить под строгим контролем заказчика (если работы по рекультивации проводит подрядчик) и собственника земель.

По окончанию работ собственник либо уполномоченные органы в области землеустройства в регионе (зависит от того, является ли участок земли частным или государственным) производят приемку работ, о чем составляется акт. Итоговая сдача объекта не может быть произведена без этих работ.

Проведение рекультивации по проекту, который не был согласован и утвержден, влечет за собой штрафные санкции от государства, кроме того, такие действия могут нанести непоправимый ущерб природе и состоянию сельскохозяйственных земель в регионе.

Штрафы за несвоевременно или неправильно произведенную рекультивацию могут составить от 400 до 700 тысяч для юридического лица, поэтому средства, потраченные на подготовку ПРЗ специалистами, в любом случае окупятся.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
Это быстро и бесплатно !

Источник