Меню

Что такое резервация земель

Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ глава XI настоящего Кодекса дополнена статьей 70.1

Статья 70.1 . Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

ГАРАНТ:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ в пункт 1 статьи 70.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2015 г.

1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 365-ФЗ в пункт 2 статьи 70.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

2. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ в пункт 3 статьи 70.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2015 г.

ГАРАНТ:

Согласно Федеральному закону от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ положения пункта 3 статьи 70.1 настоящего Кодекса (в редакции названного Федерального закона) в части срока, на который могут быть зарезервированы земли для государственных или муниципальных нужд и который составляет три года, не распространяются на решения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, принятые до дня вступления в силу названного Федерального закона

3. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», на срок не более чем два года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства и реконструкции объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта (в том числе объектов единой системы организации воздушного движения), транспортно-пересадочных узлов и метрополитена, строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения, местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения на срок до двадцати лет.

4. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

Источник

Что такое резервирование земель?

Право собственности на землю подтверждается специальными правоустанавливающими документами и не может быть без веских оснований ограничено.

Однако государство или муниципальные органы могут ограничить права по пользованию и распоряжению землёй в случае, если ресурсы представляют особую ценность для страны.

Резервирование земель не является изъятием участков из пользования, это лишь процедура, предшествующая изъятию. Факт изъятия может и не состояться, если необходимость в земельных ресурсах отпадёт со временем.

В процессе резервирования накладываются ограничения на оформление земли в собственность, реконструирование уже существующих объектов или возведение новых в целях решения местных или федеральных государственных задач.

Читайте также:  Формирование развитие биосферы земли

Понятие резервирования

Что такое резервирование земель, описывает Земельный Кодекс страны, а именно его ст. 70.1.

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд представляет собой наложение ограничений на пользование земельным участком в связи с тем, что существует высокая вероятность использования данного надела на благо развития страны.

Этот участок земли не может быть полноценно использован собственником в течение определённого периода времени.

Резервирование должно иметь веские основания, к примеру:

  • размещение на территории объектов государственного или муниципального значения при условии, что в другом месте их разместить не представляется возможным;
  • земли нужны для защиты границ страны или организации оборонных мероприятий;
  • на землях проходят важные коммуникации или линии связи;
  • земля понадобится в космической отрасли;
  • на земле расположены дороги федерального или муниципального значения.
  • Территория земли является зарезервированной только после регистрации факта закрепления ее за государством в Росреестре.

    Если необходимость в участке земли отпадёт, он может быть использован по обычному назначению. Отказ в предоставлении земельного участка в связи с резервированием земель возможен. Кроме того, в отношении участка нельзя будет заключить напрямую договор приобретения или организовать по нему торги.

    Какие земли можно зарезервировать?

    Резервирование земель для нужд сельсовета, города или государства предполагает полное изъятие земельных участков в будущем, когда на них начнут осуществляться работы по возведению важнейших стратегических объектов.

    Фактически ни один Федеральный Закон или иной нормативно-правовой акт не содержит ограничений на резервирование земли. Получается, что в резерв государства может уйти абсолютно любой участок земли, который потребуется для государственных нужд.

    Нужно лишь, чтобы размещение объектов было запланировано на заранее оговорённой в заявке исполнительного органа территории. Также земли могут быть зарезервированы, если на них планируется организация особых зон, к примеру, промышленных или туристических.

    Например, государство может изъять землю на строительство горнолыжного склона и спортивной базы. Купить такую землю и построить на ней частный дом уже не получится.

    Как ограничиваются резервом права собственников?

    Ст. 40 Земельного Кодекса защищает права собственников земли на пользование и распоряжение ею. Однако резервированием государство может ограничить право собственности.

    Ограничения прав собственности прописываются в решении о резервировании территории и обычно бывают трёх видов:

    1. Оформление в частную собственность земли.
    2. Строительство новых объектов.
    3. Реконструкция уже построенных объектов.

    Ограничения обязательно фиксируются в Росреестре. В выписке они отражены в графе Ограничения в виде реквизитов принятого решения о резервировании.

    Если собственник в период резервирования земли самостоятельно построит на ней объект недвижимости или реконструирует уже существующий объект, то собственнику будет возмещена только стоимость тех объектов, которые были построены до регистрации резервирования.

    На какой срок можно зарезервировать землю?

    Срок резервирования земли регламентирован ст. 70.1 ЗК РФ. В Кодексе указаны различные сроки резерва для различных оснований, в частности:

  • Земля для государственных и муниципальных нужд по общему правилу бронируется сроком не более 7 лет.
  • Земля, которая находится в собственности федеральных или местных властей, и земля, на которой планируется создать особую экономическую зону, резервируется сроком до 2 лет.
  • Если планируется создание особой зоны, это должно быть указано в заявке на бронирование.

    Сроком до 20 лет можно зарезервировать землю для строительства автомагистралей, пересадочных узлов метрополитена, объектов воздушного, водного или железнодорожного транспорта.

    Как проводится резервирование?

    Порядок резервирования земли строго регламентирован. Информацию о порядке содержит в себе Постановление Правительства № 561 от 2008 года. Право принимать решение о резервировании закреплено за органом исполнительной власти местного, регионального или федерального уровня по месту расположения объекта.

    Невозможно зарезервировать землю, которая не поставлена на кадастровый учёт, не имеет номера и паспорта.

    Решение об использовании порядка должно содержать цель, сроки, ссылки на документацию, на основании которой происходит резерв, перечень прав, которые ограничиваются таким решением, а также сведения об ознакомлении с решением заинтересованных лиц.

    Обязательно решение о резервировании земли в 2021 году должно публиковаться в местных или региональных СМИ, где располагается земельный надел. Только после публикации оно будет считаться вступившим в силу. Обязательное требование о государственной регистрации такого решения прописано в п. 8 Постановления Правительства № 561.

    Читайте также:  Кто подрезает капусту у самой земли

    Документы, необходимые для процедуры

    Для резервирования земли для государственных нужд нужно не только оформленное решение. Кроме него требуются и другие документы, в частности:

    • документ, который бы подтверждал план развития данной территории;
    • документ о планировании разработки земельных недр на этой территории;
    • документ о создании ОЭЗ или оборонных сооружений.

    Вместе с письменно оформленными документами и разрешениями прикладываются к пакету документов графики и схемы земельных участков с планируемыми на них изменениями в будущем. Также прикладывается к документам таблица с перечнем кадастровых номеров тех земельных участков, которые подлежат резерву.

    Прекращение резерва

    Не все зарезервированные территории в будущем действительно изымаются из оборота. Такая необходимость может со временем просто перестать быть актуальной.

    На смену выбранной территории может подобраться другой земельный участок, более подходящий по характеристикам. Кроме того весь резерв имеет срок своего действия. Когда срок подходит к концу, бронь земли аннулируется.

    Резервирование может быть прекращено:

  • При окончании срока резерва, указанного в решении.
  • Надел уже предоставлен для государственных или муниципальных нужд.
  • Орган, принявший решение о резервировании, отменил его из-за нахождения более подходящего участка или из-за прекращения планируемой деятельности.
  • Участок был изъят на законных основаниях.
  • Резервирование было отменено судебным решением.
  • Орган, занимающийся резервированием земель, при прекращении резерва должен обязательно передать соответствующие сведения в Росреестр для изменения имеющейся там записи о резерве.

    Отмена резерва

    Решение о резервировании земельного участка можно отменять через суд, если на то есть веские основания. Обычно с иском в суд обращается заинтересованная сторона, которая имела планы на данный земельный надел или которая считает принятое о резерве решение незаконным.

    Подаваемый в суд иск обязательно должен содержать в себе информацию следующего характера:

    • сведения об участке земли, его характеристики;
    • основания, по которым участок был зарезервирован;
    • основания, по которым участок не может быть использован по резерву.

    Получить положительное решение по отмене резерва можно, если доказать, что существуют другие территории, подходящие для осуществления целей резерва, или доказать несоблюдение порядка резервирования земли. В остальных случаях с большой долей вероятности суд примет позицию государственных или муниципальных органов власти.

    Резервирование земель используется для того, чтобы защитить участки от передачи другим собственникам или использования земли не по назначению. Зарезервированные земли представляют особый интерес для государственных или муниципальных органов власти, потому изымаются из владения и пользования на законных основаниях, но только в случае, если не могут быть заменены иными земельными территориями.

    Источник

    Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

    Под резервированием земель подразумевается определенный тип ограничения прав по пользованию и распоряжению участком земли.

    Резервирование земель. Понятие и особенности проведения резервирования земель для последующего удовлетворения нужд государственных и муниципальных органов

    Под резервированием земель подразумевается определенный тип ограничения прав по пользованию и распоряжению участком земли.

    Проведение резервирования земель возможно только при наличии определенных обстоятельств, среди которых:

    • необходимость разместить объекты государственного и муниципального значения, если отсутствует возможность их размещения на другом участке земли;
    • необходимость разметить объекты обороны и безопасности государства;
    • необходимость провести размещение объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи;
    • необходимость разместить объекты, обеспечивающие ведение космической деятельности;
    • необходимость провести размещение объектов, обеспечивающих защиту границ Российской Федерации;
    • необходимость строительства дорог федерального, регионального или муниципального уровня.

    Территории и зоны, в которых допустимо резервирование земель

    На уровне земельного законодательства установлено, что проведение процедуры по резервированию земель допускается только в специально выделенных в документации зон планируемого размещения следующих видов объектов:

    • имеющих федеральное значение;
    • имеющих региональное значение;
    • имеющих муниципальное значение.

    При этом разметить подобные объекты возможно только в пределах специально определенной территории, которая была указана в заявке от высшего исполнительного органа государственной власти.

    Таким же образом осуществляется планирование территорий при необходимости создания особых экономических зон. Данные зоны могут быть созданы для удовлетворения целого ряда государственных проблем, среди которых:

    • развитие обрабатывающих отраслей экономики;
    • развитие высокотехнических отраслей экономики;
    • развитие туризма и санитарно-курортной сферы;
    • развитие транспортной инфраструктуры.
    Читайте также:  Земля поет море поет

    Создание любых из вышеперечисленных зон требуется проведения большого количества разных землеустроительных мероприятий.

    Порядок и условия проведения резервирования земель для удовлетворения государственных и муниципальных нужд

    В Земельном кодексе России отдельно выделена норма, подразумевающая, что любая федеральная или муниципальная собственность, которая не была предоставлена в пользование ни физическим, ни юридическим лицам, автоматически используется в мероприятиях, направленных на резервирование земель для нужд государства или для муниципальных нужд.

    Согласно положениям данного Кодекса земли для удовлетворения нужд государства и отдельных субъектов государства не могут быть зарезервированы на срок больше семи лет. Если же речь идет о резервировании участков, входящих в состав специально отведенной федеральными законодательными актами экономической зоны, срок резервирования подобных земель не может превышать двух лет.

    Если резервированный участок не был предоставлен во временную или постоянную собственность юридическим или физическим лицам и используется для проведения строительства и реконструкции транспортных средств и прочих линейных объектов, общий срок проведения данных мероприятий может быть продлен до двадцати лет.

    Порядок резервирования земель определяется соответствующими постановлениями Правительства РФ.

    Решение о резервировании земель должно быть принято специально уполномоченным на это федеральным органом власти. Если резервирование земель происходит для удовлетворения нужд определенного субъекта государства, данные действия уполномочен совершать региональный орган власти или орган местного самоуправления.

    Решение о резервировании земель принимается на основании следующего перечня документов:

    • документ о планировании территорий;
    • документ о планировании территории при создании особой охраняемой территории или территории оборонительного характер
    • программы по проведению геологического изучения недр.

    К решению о резервировании должны прикладываться схемы территории, на которую устанавливается ограничение, а также полный перечень кадастровый номеров участков, расположенных в границах данной территории. Решение о резервировании земель обязательно должно приниматься в отношении участков, которые находятся в пределах одного установленного в документе кадастрового округа.

    Порядок принятия решения о резервировании, его содержание

    Решение о необходимости проведения резервирования земель принимается уполномоченным на это федеральным или региональным органом власти, сфера деятельности которого включает в себя необходимость установления подобного рода ограничений на участки. В отдельных случаях, принимать решение о резервировании земель уполномочен и орган местного самоуправления.

    Решение о резервировании земель должно содержать в себе следующую информацию:

    • цели, ради которых происходит резервирование земель, а также точные сроки, на которые устанавливается данное ограничение;
    • реквизиты документов, на основании которых осуществляется установка ограничений;
    • полный перечень ограничений на право собственности, владения и распоряжения участком земли. Данный перечень устанавливается на уровне федерального законодательства;
    • сведения о точном времени и месте, где стороны смогут ознакомиться со схемой проведения резервирования земельных участков;
    • полный перечень кадастровый номеров участков, которые подлежат резервированию.

    В качестве дополнения к решению должны быть предоставлены схема проведения мероприятия, кадастровые номера всех участков, попадающих в данную резервируемую территорию.

    Срок, на который возможно резервирование земель. Порядок прекращения ограничений прав, которые были установлены резервированием земель

    На законодательном уровне выделяется следующие сроки резервирования земель:

    • два года, если речь идет о резервировании земель, находящихся в особой экономической зоне;
    • семь лет, если речь идет об обычном резервировании;
    • двадцать лет, если речь идет о земле, не предоставленной в пользование ни физическим, ни юридическим лицам и на которой происходит ремонт транспорта и прочих линейных объектов.

    В земельном законодательстве установлены следующие виды обстоятельств, на основании которых резервирование может быть прекращено:

    • истечение срока, предусмотренного решением;
    • предоставление участка для удовлетворения нужд государства и субъектов государства. Участок при этом должен быть освобожден от прав третьих лиц;
    • государственный орган принял решение об отмене резервирования;
    • участок был изъят в установленном законом порядке;
    • резервирование было отменено на основании решения суда.

    Документ об окончании резервирования должен быть передан в кадастровую палату и государственное учреждение, осуществляющее регистрацию прав на недвижимое имущество, чтобы снять все ограничения, установленные на данный объект недвижимости.

    Источник