Меню

Что такое святые земли русской

Русские святые

Русские святые — список почитаемых угодников. Православие на Руси

Только единая духовная жизнь могла сделать Древнюю Русь государством — ведь в языческие времена разные племена и области признавали своими покровителями разных богов, отчего возникали даже вооруженные конфликты. Именно Православие по сути впервые объединило Русь, создав с помощью духовных скреп сильную страну.

На Руси прославлено множество святых угодников, каждый в своем лике, то есть ранге, в котором человек канонизирован: это мученики и страстотерпцы, преподобные, праведники, святители, юродивые, благоверные и равноапостольные — обычно правители, князья. Мы расскажем о наиболее почитаемых русских святых. В России не прославлены святые в некоторых чинах, например апостолы.

День памяти Собора Всех русских святых — второе воскресение после праздника Святой Троицы (Пятидесятницы).

Крещение Руси — равноапостольный князь Владимир

Крещение Руси лишь символически названо одним именем с Таинством Крещения, которое совершают над человеком. Этот процесс можно назвать активным миссионерством на Руси и личной проповедью князя Владимира, крестившегося самостоятельно и крестившего Русь. Также в результате Крещения Православная Церковь стала государственным институтом Киевской Руси.

В какой-то момент князь Владимир понял, что язычество себя изживает и начал реформировать многобожие созданием общего пантеона богов в 983 году. Однако племена в стране продолжали враждовать между собой, споря, какой из богов сильнее и, соответственно, какое из племен могущественнее под его покровительством (было, например, Велесово племя, Сварожье племя в зависимости от региона).

Еще в 983 году сам князь Владимир приносил жертвы и был мучителем, а всего лишь через пять лет стал князем Владимиром Красное Солнышко, Крестителем Руси. Мы знаем немало примеров людей, ставших христианами лишь на словах. Владимир был не таков: он упал основы христианства и решил, что эта религия будет полезна не только для государственного устройства, но и для нравственного состояния людей. Он крестился сам и изменил свою жизнь, стараясь следовать идеалам Христа. Известно, что князь стал много заботиться о бедных, перестал быть многоженцем (ранее он имел большой гарем наложниц). Именно благодаря своей жизни и искренней деятельности он был канонизирован как равноапостольный святой, а вовсе не потому, что Церковь благодарила его за «новые земли».

Главному преображению и просвещению подверглась душа самого князя, осознавшего бездуховность и жестокость язычества.

В 988 году князь Владимир принял христианство в Корсуни (Херсонесе, бывшем тогда колонией Византии), женился на православной царевне Анне и начал процесс христианизации и миссионерства в государстве. В реках Днепре и Почайне он крестил дружину, бояр и придворных. Сейчас над местом Крещения их на Киевских горах стоит памятник князю Владимиру.

Начало святости на Руси — благоверная княгиня Ольга

Биография равноапостольной княгини Ольги — это потрясающее историческое свидетельство того, как жизнь одного человека по заповедям Божиим способна просветить целое государство. Если житие многих святых кратко, через века до нас дошли лишь отрывочные сведения о личности того или иного первохристианского мученика или древнерусского отшельника, то житие святой княгини фиксировалось документально. В ряде летописей ярко описана ее деятельность по успешному управлению государством, воспитанию сына, дипломатические поездки и Крещение, попытки насадить христианство на Руси. Учитывая непростое положение женщины в Древней Руси, неприятие русичами христианства и одиночество святой в христианской жизни, личность святой княгини Ольги вызывает восхищение. А у верующих людей — и большую радость от того, что святая приходит на помощь всем просящим ее милости и заступничества во многих бедах.

Несмотря на свою великую роль в истории, святая помогает всем, приходящим к ней с молитвой. Недаром в течение многих веков имя Ольга остается одним из самых распространенных в России: девочек поручают покровительству поистине мудрой, прекрасной и сильной духом святой.

Благоверными также называют потрудившихся в духовной жизни на благо государства и свое правителей: например, таким является почитаемый святой князь Александр Невский.

Мученики, страдальцы ради Христа, страстотерпцы

Уже в первохристианские времена появились первые мученики — люди, отдавшие жизнь за веру Христову, отказавшись предать Господа, отречься от христианства. Со временем проявилось деление на мучеников и страстотерпцев — претерпевших мучения от иноверцев и от единоверцев. Ведь христианство стало официальной религией во многих странах, а люди, на словах исповедовавшие христианство, на деле оказывались и злодеями.

Первыми русскими мучениками, точнее, страстотерпцами стали святые Борис и Глеб — сыновья князя Владимира, Крестителя Руси. Их убил родной брат Ярополк Окаянный, крещеный, но не просвещенный светом Христовой истины.

В 20 веке с началом гонений на Церковь от советской власти появился целый сонм мучеников и исповедников — тех, кто страданиями, жизнью, а не смертью исповедовал христианство.

Преподобные — похожие на Господа

Многими святыми прославилась Российская земля, но больше всего среди них преподобных. Это чин святых, которые совершили ради Христа многие аскетические подвиги: ведь в России много густых лесов, заброшенных мест, куда и уходили монахи ради молитвы в безмолвии и одиночестве за весь мир: они умирали для мира, чтобы воскреснуть для Христа, возрасти в жизни духовной. И удивительно, но многих из них Господь Бог прославил еще при жизни: даже в непроходимых чащах люди находили праведников, а когда те молитвой своей исцеляли их, помогали во всех нуждах — рассказывали другим. Так вокруг преподобных собирались и князья, и знатные люди, которые просвещались их мудростью. Святые благословляли на ратные подвиги и примиряли воюющих, помогали людям и сами возрастали в воздержании, посте и молитве.

Святой преподобный Сергий Радонежский

Преподобный Сергий Радонежский с древних времен носит имя Игумена Земли Русской — а значит, главы русского монашества. Именно он устроил первый большой монастырь — Троице-Сергиеву Лавру (находится в г.Сергиев Посад, названном по имени святого) на землях Московской Руси, воспитал целую плеяду учеников, которые разошлись по всей стране и создали свои монастыри. Он утвердил основы монашеской жизни применительно к Руси (ведь Устав монашеской жизни был написан на юге, в Сирии, где и климат, и менталитет отличается от России).

Преподобный Сергий прославился своей добротой, подвижничеством и великой верой в Бога. Эти качества были в нем с детства. Молился он еще в детстве, вместе с родителями посещал храм, как и все ребята ходил в школу. Его жизнь полностью перевернуло чудо, совершившееся с ним в детстве: Ангел Божий зримо просветил его, не умевшего понять грамоту. С тех пор Варфоломей обрел заветную мечту: стать монахом, посвятить себя Всемогущему Богу. Сначала он помогал родителям, а когда они состарились и скончались, ушел в монастырь, а там по благословению игумена и в леса, чтобы жить в одиночестве — в «пустыни» — и молиться Господу за весь мир. Иногда, чтобы причаститься Святых Таин и решить бытовые вопросы, он посещал и монастырь. Люди видели, как он добр, как он верует в Господа и подвижничает. К Варфоломею, принявшему монашеский постриг с именем Сергий и священство, стали приходить многие. Он ввел общежительный устав — все, приходящие в обитель, делили имущество между собой, жили и на пожертвования, а сам святой Сергий брал себе меньше всех.

Вскоре к преподобному стали приходить и князья. Всем он давал мудрые советы, призывал к добродетельной христианской жизни, мирил ведущих междоусобную брань. Именно он благословил князя Димитрия Донского, также прославленного позже в лике святых, на битву на Куликовом Поле.

Праведный Иоанн Кронштадтский

Праведные святые — это те, кто жил в миру, но прославлен Господом после смерти — например, святые Петр и Феврония, родители Сергия Радонежского, Кирилл и Мария — или даже при жизни, как святой Иоанн Кронштадтский. Этих людей прославлено немного — видимо, трудно в миру обрести святость, а моет, они безвестно уходят ко Господу и обретают славу лишь у Него, оставаясь сокрытыми для других.

Иоанн Кронштадтский — святой, имя которого известно во всем православном мире. Еще при жизни он, священник большого собора неподалеку от столицы, основатель большого столичного монастыря, был известен всей Российской империи в конце 19-начале 20 века. Он творил дивные чудеса. И сегодня свидетельствами о его помощи люди не перестают делиться устно, в печати и интернете.

Простой священник Андреевского собора в Кронштадте, пригороде тогдашней столицы России — Петербурга, он был прославлен Богом за свою добродетельную жизнь, наполненную молитвами о нуждающихся, заботами о бедняках и алкоголиках, которых в портовом Кронштадте было много, проповедью и миссионерством. Своих детей у него не было, и пастырь добрый, скромный священник словно усыновил всех несчастных, приходивших к нему. Миллионы жертвовали ему, и все он раздавал нищим и нуждающимся, просящим о поддержке. Молва об исцелениях, изгнании нечистой силы из людей, чудесном изменении судеб после молитвы отца Иоанна шла по всей стране.

Блаженные

Подвиг юродства или блаженства — один из самых непростых духовных путей в христианстве. Люди идут им ради Бога, но под тайным духовным руководством опытных наставников-монахов, духовных отцов.

Лишь в Древней Руси «блаженными» стали именовать юродивых святых людей. Юродство – это духовный подвиг добровольного, с целью спасения и угождения Христу, отречения от мира, наслаждений и удовольствий, но не в монашестве, а нахождения «в миру», но без придерживая общепринятых социальных норм. Юродивый принимает на себя вид безумного или неразумного, наивного человека. Многие люди ругаются, насмехаются над такими юродивыми — но блаженные всегда терпят лишения и издевательства смиренно. Цель юродства — достижение внутреннего смирения, побеждение главного из грехов, гордости.

Однако юродивые со временем, достигнув определенной духовной меры, в иносказательной форме обличали грехи в мире (словесно или действием). Это служило средством смирения себя и смирения мира, улучшения других людей.

Самыми известными русскими блаженными являются Святой Василий — московский чудотворец, живший во времена Ивана Грозного, святая Ксеньюшка и святая Матронушка.

Ксения Блаженная — одна из самых почитаемых и любимых народом святых. «Ксеньюшка» — ласково звали ее многие при жизни, зовут и сейчас, когда она с Неба помогает нам своими молитвами. Она жила сравнительно недавно — в XVIII веке (ведь многие почитаемые святые, которым молится вся Церковь жили в первые века нашей эры, на заре христианства).

Блаженная Ксения в Санкт-Петербурге XVIII века была очень известна. После смерти мужа Андрея. певчего Андреевского храма на Васильевском острове, она раздала все имущество и изобразила сумасшествие — стала называться именем мужа. В действительности она не хотела, чтобы ее, молодую вдову 27 лет, родные выдали замуж, и только заботилась о загробной участи горячо любимого мужа. Она молилась об их совместной жизни на Небе, о том, чтобы Господь принял ее горячо любимого мужа в Царство Небесное. Ради любви к мужу и к Богу она приняла подвиг нищеты и юродства (мнимого безумия), получила от Господа дар пророчества и целительства.

Матронушка, блаженная Матрона, святая Матрона Московская — все это имена одной святой, почитаемой всей Православной Церковью, любимой и родной для православных христиан всего мира. Святая родилась в XIX веке, а скончалась уже в 1952 году. Есть многие свидетели ее святости, видевшие Матронушку при жизни. К ней за духовным советом и утешением приходили даже монахи из Троице-Сергиевой лавры.

Матронушка и сегодня помогает молящимся, есть множество свидетельств о чудесах после молитв перед ее иконами и мощами в храме Матроны на Таганке и о явлениях блаженной Матроны во сне верующим людям.

Да хранит вас Господь молитвами всех русских святых!

Источник

Bookitut.ru

Глава 9. Святые земли Русской. Как и почему они нам помогают

Рассказав вам о Матроне Московской, я решила написать еще и эту главу, потому что мне часто приходится слышать, как люди спрашивают: зачем молиться святым, если есть Бог? Хорошо ли это, правильно ли это, поклоняться кому-то еще, кроме Бога? Не есть ли это сотворение кумиров, что всегда считалось грехом? Да и зачем нам посредники, если каждый человек создан по образу и подобию Божьему и носит в своей душе частичку Бога?

Давайте разберемся во всем по порядку, и эти вопросы отпадут как совершенно неправомерные.

Святые угодники Божьи – наши молитвенники и заступники

Во-первых, святым мы не поклоняемся и ни в коем случае их не обожествляем. Но мы почитаем их за подвиги любви и веры, за их служение Господу при жизни, за то, что они Богом прославлены и после смерти, на небесах.

Во-вторых, святые – это вовсе не посредники между человеком и Богом! Посредники нам с вами и впрямь не нужны, потому что каждый из нас может обратиться к Богу напрямую. А святые своим собственным примером просто помогают нам это сделать. Помогают найти нашу собственную дорогу к Богу.

В каждом из нас есть частичка Бога, и все-таки в нашей земной жизни мы подчас оказываемся очень далеко от Него, и забываем о той искре Божьей, что живет у нас в душе. В самом деле, Бог совершенен, Бог неизмеримо велик, Бог бесконечно любвеобилен. Как мы, простые смертные, можем хотя бы немного приблизиться к Его величию и совершенству? Иногда нам кажется, что это попросту невозможно. И вот тогда нам на помощь приходит пример святых. Они ведь смогли это сделать – хотя они вовсе не Боги, а обычные люди, такие же, как мы с вами. Они еще при жизни снискали Благодать, обрели Царствие Небесное. Значит, подражая им, мы тоже можем идти тем же путем, двигаться к большей любви, к большему совершенству, к Благодати, к Царствию Небесному.

Если святые смогли пройти этот путь, будучи обычными людьми, то по их следам могут идти и другие! Для нас с вами святые – это не идолы и не кумиры; они словно наши старшие братья, наставники, более мудрые, более знающие, большего достигшие. И теперь, даже после своей смерти, они продолжают с любовью и заботой наставлять нас, давать подсказки, направлять на истинный путь.

Сам Господь благословил их на это. Они любимы Богом, они прославлены Богом, и, почитая святых, мы тем самым воздаем свою дань любви и почитания и Господу тоже.

Таково предназначение у святых угодников Божиих, что и после смерти они принимают участие в жизни земной – потому что покровительствуют нам, живущим ныне на Земле, молятся о нас. Они заступники наши, они защищают нас в трудную минуту, помогают нам в нелегкой жизни земной и в нашем общении с Богом.

Издавна русские люди в бедах, в нуждах, в горестях обращались к святым. А святых на Руси ох как много! И каждый человек может найти своего помощника и заступника, наиболее близкого и любимого. А есть и такие, что любимы и почитаемы всеми верующими людьми. Иоанн Кронштадтский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Ксения Петербургская, Матрона Московская – наверное, нет ни одного русского человека, который не слышал бы этих имен. И слава о них, об их деяниях и чудесах, творимых для людей, только растет и ширится год от года.

Как становятся святыми

Они появляются на свет, как обычные люди из плоти и крови. Бывает так, что уже с младенческих лет Бог посылает знаки их особой отмеченности, а бывает, что и в зрелом уже возрасте человек удостаивается такого знака.

Крещение Матроны Московской сопровождалось знамением – над купелью, где ее крестили, поднялся столб света с плавающим в нем благоухающим, будто кадильным, дымом. Иоанну Сергиеву, будущему святому Иоанну Кронштадтскому, приснился пророческий сон, где он увидел себя священником. Серафим Саровский ребенком упал с высокой колокольни и остался абсолютно невредим.

Все это – подаваемые Богом знаки особого своего расположения, а значит, особого предназначения, особой судьбы отмеченного им человека.

Но не одними только знамениями определяется святость. Дальше все зависит от того, насколько сам человек готов принять свой удел. Способен ли он вопреки всему пребывать в любви к Богу каждый миг своей жизни, что бы ни происходило? Только подлинно святые, избранники Божии, способны на это. А ведь Бог посылает своим избранникам, святым угодникам испытания, которые подчас не под силу одолеть обычным людям. И немощь физическую, и увечья, и невзгоды страшные, потери – вот то, что испытали практически все святые при земной своей жизни. Но при всем этом смогли они сохранить любовь и Благодать в душе, смиренно и терпеливо принять все, мужественно перенести любые невзгоды, оставшись верными Господу. Не случайно мы называем жизнь святого подвигом. Ведь он добровольно отрекается от всех тех привычных мирских благ, без которых мы, обычные люди, своей жизни и не мыслим.

Святой живет в Боге, и для него не важны ни лишения, ни житейские неудобства, ни мелкие неприятности, которые для обычного человека так часто вырастают в драмы и трагедии… Отмеченные святостью праведники не поддаются искушению впасть в раздражение, обиду, разочарование. В душе их живет только любовь к Богу, ради которой они отказываются от всего земного, мирского, суетного, чтобы полностью посвятить себя служению Господу.

Матрона Московская всю жизнь жила без собственного дома и имущества, и смиренно, безропотно принимала свои физические изъяны, не чувствуя себя из-за них обездоленной или несчастной. Ксения Блаженная отказалась не только от крыши над головой, вещей и денег, но даже от рассудка, став юродивой, и сделала это по своей воле: попросила у Бога забрать ее рассудок, который шептал, что надо жить как все, вести себя осторожно и Бога любить с оглядкой… А взамен имущества и пустого мирского рассудка она молила оставить ей лишь любовь к Богу и безмерную веру в Его милосердие.

И когда отрекается человек от всего мирского и суетного, и начинает беззаветно любить Бога и служить только ему, нисходит на него Благодать, и становится он тем, кто снискал Царствие Небесное уже при земной своей жизни. Недаром некоторых святых называют блаженными – вот и Матронушка наша блаженная, и Ксения Петербургская тоже… Блаженны они, потому что в сердце своем, в душе рай небесный носят, и какие бы бури вокруг ни бушевали, ничто и никто свет любви Божественной в их душах не погасит, никакими силами не нарушит умиротворения и чистой радости их святых сердец…

За жизнь праведную, за подвиги любви и веры, за то, что свет Божественный в их душах горит не угасая, наделяет их Господь удивительными способностями – чудеса совершать, будущее видеть, молитвой исцелять, одним лишь словом своим заблудшие души на путь истинный наставлять.

При жизни святого люди не всегда понимают, кто перед ними. Могут и смеяться над ними, как смеялись некоторые над блаженной Ксенией Петербургской. Могут и обманывать, и отбирать последнее, как бывало с Матронушкой. Ведь очень часто смиренны они и безропотны, а люди принимают это за слабость. Но на самом деле сила и величие самого Господа живет в немощном порой, с виду обычном человеческом теле. Но святые праведники смиренно и спокойно принимают все – и несправедливость, и гонения, и насмешки. Прощают они людям такое обращение с собой – потому что прозорливы, потому что знают: люди ведут себя так не потому, что они по природе своей плохие, а потому, что сами несчастны, потому что не знают Царства Небесного, и не ведают, что творят…

А когда уходит святой праведник на небеса, Господь особо его привечает, приближает к своему Престолу, и дает силы и полномочия людям на земле помогать, как делали они это при земной своей жизни. Потому и молимся мы святым, потому и просим их походатайствовать за нас перед Богом – потому что всегда они рядом с Богом, и их молитвы за нас обязательно будут Им услышаны…

Читайте также:  Земле мир человеках благоволение

Как просить помощи у святых

Чтобы нам было легче просить помощи у святых после того, как окончилась их земная жизнь, есть у нас молитвы, есть иконы с их изображением, и есть их святые мощи.

Некоторые люди думают, что святым церковь признает лишь того человека, чьи останки остались нетленными и через много лет после окончания его земного пути. Это не так. Есть святые, чьи мощи нетленны, есть и такие, чьи останки истлели точно так же, как если бы это был обычный человек. Нетление останков – чудесное явление, и точного объяснения ему до сих пор нет. Может быть, тело человека, всю жизнь свою обращенного помыслами к высшему, духовному, а не к земному и тленному, само обретает свойства духа – вечного, бессмертного, нетленного… Только нужен для этого особой силы дух, особой стойкости душа, особой чистоты мысли и чувства.

Однако святые мощи почитаются на Руси независимо от того, являются они нетленными или нет. Почитаемы останки святых и тогда, когда они представляют собой только кости, или даже только пепел. Ведь если Благодатью было наполнено все существо святого при его жизни, то благодатны и его останки. Благодатные, Божественные силы действуют на людей через мощи святого, потому что сами они становятся носителем Божественной Благодати. Вот почему, находясь рядом со святыми мощами, мы ощущаем присутствие Святого Духа, вот почему нисходит на нас умиротворение и светлая радость, вот почему мощи святых врачуют и душу, и тело.

Если хотите получить от святого помощь, помолитесь перед его иконой, прикоснитесь губами к раке со святыми мощами. Только обязательно делайте это с глубокой, искренней верой, что вас услышат, вам помогут, что Господь не откажет вам в вашей просьбе.

Побывав в храме, поклонившись святому и его мощам, обязательно приобретите его икону. Пусть она стоит у вас дома, либо постоянно сопровождает вас во всех ваших путях-дорогах. И тогда вы сможете в любой момент обратиться к святому и почувствовать себя под его защитой и покровительством. И в конечном итоге уже будет не важно, разговариваете вы с ним языком молитвы, или своими словами. Главное, чтобы слова ваши были честными, искренними, простыми, и шли от сердца.

Даже если перед глазами нет иконы, вы сможете просто подумать о святом, вспомнить его, и вы обязательно ощутите его присутствие. Вы почувствуете, как он с любовью и заботой смотрит на вас. А главное – он видит все, что творится у вас на душе и на сердце, знает все ваши нужды, все ваши печали и тревоги, знает, в какой помощи вы нуждаетесь. И помните, что человеку, открывшему свое сердце перед Богом, представшему перед Ним искренним и честным, не откажет в помощи ни сам Господь, ни его святые угодники.

Рассказывайте святым о своих нуждах. Общайтесь с ними как с живыми. Вы почувствуете, что они слышат вас и отвечают вам. Святая Матрона Московская недаром просила нас рассказывать ей как живой все о наших горестях и бедах.

Рассказывайте святым о своих скорбях, как живым! Вы ощутите на себе такой поток любви и Благодати, какой могут дать нам только Небеса. И с помощью Небес потечет ваша жизнь ровно, гладко, без ударов и потрясений. Только с Божьей помощью сегодня возможно это…

Глава 10. Дорога к храму

И еще одну важную тему хочу я поднять в завершение книги. Часто мне приходится слышать от разных людей такие слова: «Не умею молиться, креститься», «Что-то не могу решиться в храм войти, как будто опасаюсь чего-то», «Не знаю, как в церкви себя вести», «Хочу к Богу обратиться – но не получается»…

Дорогие мои, не надо ничего опасаться. Бог всех принимает – и тех, кто ходит в церковь, и тех, кто не был там никогда, и тех, кто знает молитвы, и тех, кто лишь собирается впервые в жизни произнести молитвенные слова, еще пока не понимая, как это делать. И ничего страшного нет, если вы в храме, в монастыре не были никогда. Правила поведения там совсем не сложные, всем доступные.

Если вы в трудной жизненной ситуации оказались, и хотите к Матронушке отправиться, но решиться пока не можете, потому что не знаете, как в монастырь войти, как в храме себя вести, как молиться – прочитайте эту главу. Она специально для вас написана. Чтобы вы поскорее все свои сомнения и опасения отбросили, и за помощью не страшились обратиться.

Как научиться молиться

Если вы даже никогда не заходили в храм, не обращались к Богу, это не помешает вам научиться молиться. Потому что каждый человек где-то в самой сокровенной глубине души знает, как это делается. Более того – у каждого из нас есть глубинная потребность в молитве, которая есть не что иное, как встреча с Богом, общение с Ним.

Вот как сказал о молитве митрополит Антоний Сурожский: «Прежде всего очень важно помнить, что молитва – это встреча, это отношения, и отношения глубокие, к которым нельзя принудить насильно ни нас, ни Бога. И тот факт, что Бог может сделать для нас Свое присутствие явным или оставить нас с чувством Своего отсутствия, уже является частью этих живых, реальных отношений».

Да, настоящая молитва всегда сопровождается ощущением присутствия Бога, присутствия Его прежде всего в нашей собственной душе. И когда мы ощущаем это присутствие – все то, что мучило нас и заставляло страдать, просто тает, испаряется в лучах этого Божественного присутствия.

А в ощущении присутствия Бога нет ничего сверхъестественного. Ведь Бог создал нас по своему образу и подобию – поэтому душа человеческая несет в себе частицу Бога. Поэтому и встреча с Богом для каждого из нас может произойти очень легко и просто, стоит нам только этого пожелать. Обратившись к своей душе, открыв в себе частичку Божественного света, мы легко находим дорогу к Богу, потому что дорога эта лежит именно через нашу Душу.

Поэтому молитва, произнесенная от души, с чувством, с верой, с горячим сердцем, всегда находит отклик. Пусть даже молитва эта произнесена шепотом, еле слышно – не в громкости голоса тут дело, не в цветистости интонаций, совсем нет. Можно произнести слова молитвы просто, почти безо всяких интонаций, можно и про себя помолиться, главное, чтобы искренне и тепло слова молитвы произносились, чтобы в сердце вашем они отзывались, чтобы равнодушными вас не оставляли.

Читайте спокойно, не стремитесь к излишней эмоциональности, не старайтесь раскрасить слова интонациями. Не нужно и специально стараться ввести себя в какое-то особое состояние умиления или радости. Просто произносите слова, спокойно, монотонно, может быть, слегка напевно – и нужное состояние придет само, если вы будете полностью отдавать себе отчет в смысле произносимых слов. Некоторые думают, что молитва, произнесенная в слезах, в экстазе, дойдет до Бога легче. Ничего подобного. Богу не надо кричать о ваших бедах – Он и так все услышит. Главное, чтобы слова молитвы были вами осмыслены, чтобы имели значение для вас, и чтобы во время молитвы вы не отвлекались ни на что другое, а были сосредоточены на смысле произносимого. И еще имейте в виду, что, обращаясь к Богу, не нужно представлять Его внешний облик, создавать в своем воображении какие-то зрительные образы. Спокойные, прочувствованные слова – это все, что требуется для молитвы.

Попробуйте обратиться к Богу, оставшись наедине с собой, со своей душой. Можно зажечь свечу перед иконой Спасителя, Святой Троицы или Богоматери, посмотреть немного на пламя… А можно просто закрыть глаза. Знаете, если даже вы обращаетесь к Господу своими словами, это тоже будет молитвой. Молиться можно и вообще без слов – главное, чтобы душа не молчала. А душа и в тишине способна встретиться с Богом.

Но все же очень будет хорошо, если вы узнаете хотя бы некоторые из так называемых канонических молитв. Их можно найти в любом Молитвослове. Если вы еще не очень опытны в молитве, то именно канонические молитвы помогут вам легче и быстрее найти дорогу к Богу. Ведь слова этих молитв повторялись миллионы и миллионы раз, великим множеством людей, благодаря чему они обрели огромную силу. Бог обязательно услышит эти слова, где бы и кем бы они ни произносились.

«Отче наш» – главная православная молитва

Обязательно нужно знать наизусть хотя бы несколько универсальных молитв – то есть таких, которые подходят на все случаи жизни. И начать учиться молиться нужно, конечно же, с главной православной молитвы – «Отче наш». Эта молитва подходит практически для всех случаев жизни. Иногда ее еще называют «Молитвой Господней». Потому что дал ее сам Иисус Христос, когда апостолы попросили Его научить их молиться.

Отче наш, иже ecu на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да

будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Яко Твое есть царство, и сила, и слава Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Чтобы молитва шла от сердца, нужно, конечно, прежде всего хорошо понять ее смысл. Там ведь много слов старославянских, для нашего уха непривычных. Поэтому сделайте так: сначала просто прочитайте текст молитвы, и не смущайтесь, если пока не все понятно. Прочитайте еще и еще раз, про себя, или тихонько, полушепотом. Уже яснее становится, правда?

Теперь давайте разберемся в непонятных церковнославянских словах. «Иже еси» – можно перевести: «который существует», или «тот, кто есть». «Яко» – «как». «Даждь» – «дай». «Днесь» – «на этот день», «сегодня».

Вникнем поглубже в содержание молитвы. Начинается она с обращения к Господу: «Отче наш, иже еси на небесех». Таким образом мы призываем Господа, мы просим его заметить нас, поговорить с нами. При этом мы называем Бога своим отцом – и это очень важно: Бог в самом деле любит каждого из детей своих, любит, как истинный отец. Он принимает нас такими, какие мы есть – со всеми нашими грехами и недостатками. Он все видит, все понимает, и все способен простить.

Затем мы произносим следующую фразу: «Да святится имя Твое». Имя Бога, безусловно, свято, но этими словами мы изъявляем желание, чтобы имя Бога было свято не только на небесах, но и здесь, на Земле, среди людей. Этой фразой мы свидетельствуем, что готовы прославлять святое имя Господа на Земле.

Дальше мы говорим: «Да приидет Царствие Твое», и таким образом выражаем свое искреннее желание, чтобы царство Божественное, Небесное, пришло и на Землю, чтобы был создан здесь усилиями обращенных к Богу людей настоящий рай земной.

Следующая фраза: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». Небеса живут по воле Божьей, а вот на Земле, как мы знаем, дела обстоят не всегда так. Много бесчинств творят еще люди вопреки Божьей воле. Вот мы и молимся о том, чтобы Божественные законы воцарились и на Земле, чтобы в согласии с Божьей волей жили люди.

В следующей фразе мы говорим о наших неизбежных физических, телесных нуждах: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Слова «хлеб насущный» здесь не совсем буквально надо понимать: имеется в виду вообще все, что необходимо нам для земной жизни, и пища, и одежда, и крыша над головой. И когда мы просим всего этого только на сегодня, на этот день, мы тем самым выражаем свое доверие к Богу, зная, что Он не оставит нас, и нам вовсе не нужно беспокоиться о своих нуждах впрок. Вспомните известную присказку: «Будет день – будет и пища». Это значит, что не надо нам переживать о неприятностях, которые еще не произошли, надо быть уверенными, что на каждый день нашей жизни Бог будет давать нам все необходимое.

Дальше мы говорим: «И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим». Словом «долги» здесь обозначаются грехи. Мы просим Бога простить нас за наши прегрешения – так же, как мы прощаем прегрешения других людей, которые как-то нехорошо поступили с нами. Заметьте, как составлена эта фраза: в ней мы просим Бога поступить с нами так же, как мы сами поступаем с другими людьми! То есть мы сами будем прощены только в том случае, если сумеем искренне простить других.

Следующие слова могут быть не сразу понятны: «И не введи нас во искушение». Но разве Бог кого-то вводит во искушение? Нет, конечно, искушать нас – то есть соблазнять сделать что-то дурное – могут только противодействующие Богу силы. А эту фразу надо понимать так: не дай нас ввести во искушение. То есть мы просим Бога отвести от нас соблазны, сохранить от греха.

«Но избави нас от лукавого», – говорим мы в продолжение предыдущей фразы. «Но» здесь ближе по смыслу к союзу «а»: «не дай нам войти во грех, а вместо этого избавь от лукавого». Даже истинно верующие не всегда могут сразу понять, что в нашей жизни от Бога, а что – от «лукавого», как называли испокон веков нечистую силу. Вот мы и просим Бога, чтобы он научил нас отличать Божественный промысел он губящих душу соблазнов, чтобы дал силу на эти соблазны не поддаваться. Когда мы с Богом, мы надежно защищены от всякого зла!

И заканчивается молитва славословием к Господу, которым мы выражаем свое преклонение перед Его силой и могуществом, свою радость от встречи с Ним. И заключительное слово «Аминь» подтверждает, что мы уверены в истинности всего нами сказанного, и всей душой стремимся к тому, чтобы по молитве нашей шла и наша каждодневная жизнь.

Теперь, когда смысл молитвы стал вам понятен, прочитайте ее несколько раз подряд, стараясь запомнить. Если не выучите наизусть сразу – не страшно. Просто повторяйте ее почаще, и молитва обязательно запомнится. Выучив молитву наизусть, нужно научиться произносить ее на память легко, спокойно и без запинок, чтобы не приходилось делать паузы, вспоминая слова. Когда слова молитвы начнут литься свободно и без напряжения, вы сможете обращаться к ним в любой момент вашей жизни. Произносите ее трижды утром и перед сном, и перед выходом из дому, и перед любым ответственным событием в вашей жизни.

Молитва Святому Духу

Еще одна молитва, тоже очень сильная и относящаяся к универсальным – то есть таким, которые можно читать и утром, и вечером, и в любой ситуации – это молитва Святому Духу.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняли, сокровище благих и жизни подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (3 раза).

Ее также нетрудно понять, если знать перевод церковнославянских слов: «Царю», «Утешителю» – это звательный падеж слов «Царь», «Утешитель». «Душе истины» – это слова «Дух истинный» также в звательном падеже, таким образом мы призываем Господа (Царя Небесного, Утешителя, Духа истинного), обращаемся к Нему. «Иже» означает «который», «тот, кто». «Сый» – «существует». «Всяисполняяй» – «всенаполняет». «Сокровище благих» – «сокровищницы благ, добра». «Подателю» – звательный падеж от слова «податель», то есть тот, кто одаривает нас и жизнью, и жизненными благами. «Ны» – «нас», «Блаже» – «Благой».

Эта молитва – идущий от сердца призыв к Святому Духу войти в нас, наполнить нашу жизнь, помочь нам освободиться от любой скверны, спасти нашу душу. Чистота и свет и правда входят в душу, когда читаешь эту молитву…

Иисусова молитва

Эта молитва очень короткая, и запомнить ее очень легко. Но в ней заложена огромная сила. Если вдуматься, в ней – вся суть православной веры:

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!

Эта молитва незаменима тогда, когда нам особенно нужна помощь и защита. Эта молитва поможет и тогда, когда мы по каким-то причинам утратили связь с Божественным, не ощущаем присутствия Бога в своей душе. Иисусова молитва восстанавливает эту связь, даже если мы пребываем в унынии, печали, скорби, тоске. Она помогает и в болезни, и тогда, когда мы поддались ненароком грехам и соблазнам, и тогда, когда ищем выход из сложной ситуации, и тогда, когда нас преследуют и жить не дают недобрые люди. Иисусова молитва – словно щит, которым Господь по нашей просьбе ограждает нас от бед. И вместе с тем это луч света, снова освещающий наш путь, даже если мы заблудились в потемках.

А секрет огромной силы этой короткой молитвы в том, что она – покаянная. В ней мы признаем свои грехи, слабость свою, нестойкость духа – и молим Христа простить нас, помочь нам, укрепить наш дух. Покаяние само по себе снимает все преграды, отделяющие нас от Бога. И свет Божественной благодати снова начинает сиять в нашей жизни, озаряя ее любовью и добром.

«Живым в помощи Вышняго» (псалом 90)

Это особая молитва – необыкновенная по своей защитной, охраняющей силе. Она помогает при любой опасности и угрозе, о чем всегда знали русские православные люди. В прежние времена каждый знал ее наизусть. Сегодня многим она кажется непонятной, слишком сложной, трудной для заучивания. А ведь и в наше время молитва эта просто необходима. Она укрепляет дух, делает человека поистине неуязвимым. Не пожалейте времени и сил, выучите! С этой молитвой можно невредимым пройти сквозь любые огни и воды, сквозь вражеские препоны и преграды. Даже в настоящем аду она поможет выстоять, душу свою невредимой сохранить. А когда вы вникнете в ее смысл, то вас поразит еще и особая красота слога, которая делает молитву еще более сильной благодаря мощному эмоциональному воздействию.

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.

Речет Господеви: Заступник мой ecu и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.

Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна.

Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.

Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго.

Падет от страны твоея тысяща, и тьма одесную тебе, к тебе же не приближится.

Обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши.

Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил ecu прибежище твое.

Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему.

Яко Ангелом Своим заповестъ о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.

На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою.

На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия.

Яко на Мя упова, и избавлю и покрыю и, яко позна имя Мое.

Воззовет ко мне и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Учить и читать молитву нужно обязательно именно так, как она написана – на старославянском языке, несмотря на то, что иногда предлагаются и ее переводы на современный русский язык. Но перевести ее точно, не искажая смысла, просто невозможно, да и необходимой силы у перевода уже не будет. А чтобы этот смысл все-таки был понятен, попробуем истолковать каждый стих Псалма.

Читайте также:  Сообщение возраст земли солнца солнечной системы

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Кто обратился за помощью к Богу, тот под кровом Всевышнего будет сохранен, спасен.

Речет Господеви: Заступник мой ecu и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.

Человек говорит Богу: Ты моя единственная защита и прибежище, уповаю только на Тебя.

Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна. Того, кто уповает на Бога, Всевышний спасет от любой западни, нападения, злобы и клеветы.

Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Спасаемый Господом, ты будешь чувствовать себя, словно осененный перьями защищающего тебя крыла. Его истина станет для тебя ограждением, охраной.

Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Человека, живущего в помощи Бога, не испугают никакие ни ночные, ни дневные опасности, исходящие как от людей, так и от злых духов. Защищен он от всех соблазнов, бед, страстей, грехов, которые насылает на нас тьма. Обойдут стороной его заразные болезни, язвы. Не расслабится его дух леностью, бездельем, пустым времяпрепровождением.

Падет от страны твоея тысяща, и тьма одесную тебе, к тебе же не приближится.

Даже если тысячи стрел будут лететь, то падут они слева и справа от тебя, а тебе ни одна не навредит.

Обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. С Божьей помощью ты увидишь, какое воздаяние получают те, кто враждует против тебя.

Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил ecu прибежище твое. Бог дает человеку такую сильную и надежную защиту, что он положился на Бога всем своим сердцем и разумом.

Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Любое зло будет обходить тебя стороной, и твое тело (и все материальное – дом, имущество) не будет повреждено.

Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. Через своих ангелов Бог охраняет и защищает уповающего на Него человека на всех его земных путях.

На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. Ангелы Божии перенесут тебя на руках через любые опасности и препятствия.

На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Ни хищные звери, ни ядовитые змеи, никакое зло не страшно тебе – ты его победишь.

Яко на Мя упова, и избавлю и покрыю и, яко позна имя Мое. Уповающий на Бога будет избавлен от всякой беды, всегда будет пребывать под Его защитой, потому что он познал, что значит жить с Богом в душе.

Воззовет ко мне и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое. Бог всегда услышит того, кто обращается к Нему. Богу ведомы его скорби – и Он избавит человека от страданий, и осенит своим светом, славой и любовью, и продлит его годы на Земле, и даст спасение душе для вечной жизни.

Огромную силу Божественной помощи и защиты утверждает эта молитва. Она помогает абсолютно всем людям – но естественно, чем сильнее наша вера, чем больше мы душой устремлены к Богу, тем и помощь будет сильнее.

Во всех трудных случаях, когда нужна вам помощь и защита, повторяйте эту молитву! А еще очень хорошо переписать ее от руки, и всегда носить с собой – в кармане, в сумочке или на специально освященном поясе.

Еще молитвы, помогающие всем и всегда

Вот еще несколько универсальных молитв, обладающих особой силой, помогающих всем и всегда.

МОЛИТВА АНГЕЛУ-ХРАНИТЕЛЮ

Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Господа с небесе данный, прилежно молю Тя, Ты мя днесь просвети и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.

МОЛИТВА ЖИВОТВОРЯЩЕМУ КРЕСТУ

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога, и знаменующихся крестным знамением, и в весели глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняй бесы силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой честный на прогнание всякаго супостата. О пречестный и животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

Существует и краткий вариант молитвы животворящему Кресту:

Огради мя, Господи, силою честнаго и животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла.

ПЕСНЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобою: благословенна ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecu душ наших.

МОЛИТВА СВЯТОМУ, ИМЯ КОТОРОГО НОСИШЬ

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Как молиться своими словами

Кроме канонических молитв, есть и такие молитвенные слова, которые будто бы сами собой вырываются у нас иногда из глубин сердца, идя от самой души. Такая молитва тоже обязательно дойдет к Богу! Некоторые люди боятся молиться своими словами, почитая это чуть ли не за грех. Но это совершено неверно, ведь молиться своими словами и можно, и нужно. Ведь не всегда готовыми словами мы можем рассказать Господу о том, что у нас на душе, о том, чего хотим, о чем мечтаем, какой помощи жаждем. Обратитесь к Богу своими, искренними, душевными словами – без излишнего многословия и витиеватости, просто, кратко и ясно. Вот как советует это сделать святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Хорошо иногда на молитве сказать несколько слов своих, дышащих горячей верой и любовью ко Господу. Да, не все чужими словами беседовать с Богом, не все быть детьми в вере и надежде, а надо показать и свой ум, – сказать от сердца и свое благое слово; к чужим же словам мы как-то привыкаем и хладеем… Когда убедительны для тебя самого будут молитвенные слова, тогда они будут убедительны и для Бога…»

Научившись молиться и по каноническим молитвенным текстам и своими словами, вы постепенно придете к тому, что можно назвать высшим молитвенным состоянием – к молитве без слов. Это состояние, когда присутствие Бога ощущается рядом с вами постоянно, где бы вы ни были и что бы вы ни делали. Чтобы научиться безмолвной молитве, попробуйте в вашем общении с Богом не столько говорить, сколько слушать. Только тогда вы можете почувствовать, что Он вам отвечает. Только тогда вы ощутите в тишине Его присутствие.

Вот какую удивительную историю рассказал митрополит Антоний Сурожский:

«Лет двадцать пять тому назад, вскоре после того как я стал священником, меня послали служить перед Рождеством в дом престарелых. Там была одна старушка, которая впоследствии умерла в возрасте ста двух лет. Она подошла ко мне после первой службы и сказала: “Отец Антоний, я хотела бы получить совет о молитве”…Я ее тогда спросил: “А в чем ваша проблема?” И старушка моя ответила: “Вот уже четырнадцать лет я почти непрерывно твержу Иисусову молитву и никогда не ощутила Божие присутствие”. И тогда я действительно по простоте сказал ей то, что думал: “Если вы все время говорите, когда же Богу слово вставить?” Она спросила: “А что же мне делать?” И я сказал: “После утреннего завтрака пойдите в свою комнату, приберите ее, поставьте кресло поудобнее, так, чтобы за его спинкой остались все темные углы, которые всегда есть в комнате у пожилой женщины и куда упрятываются вещи от посторонних глаз. Зажгите лампаду перед иконой и потом оглядитесь в своей комнате. Просто сидите, глядите вокруг, и постарайтесь увидеть, где вы живете, потому что я уверен, что если вы молились все последние четырнадцать лет, то вы очень давно не замечали своей комнаты. И потом возьмите вязание, и в течение пятнадцати минут вяжите перед лицом Божиим; но я запрещаю вам произносить хоть одно слово молитвы. Просто вяжите, и старайтесь радоваться на тишину своей комнаты”.

Она подумала, что это не очень благочестивый совет, но решила попробовать. Через некоторое время она ко мне пришла, говорит: “А знаете – получается!” Я спросил: “А что получается?” – потому что мне было очень любопытно, как сработал мой совет. И она говорит: “Я сделала, как вы сказали: встала, умылась, прибрала свою комнату, позавтракала, вернулась, удостоверилась, что кругом нет ничего такого, что будет меня раздражать… Я вспомнила, что должна вязать перед лицом Божиим, и тогда взяла вязание, и все больше и больше чувствовала тишину… Она состояла не из отсутствия, в ней было присутствие чего-то. Окружающая тишина начала заполнять меня и сливаться с тишиной во мне”. И под конец она сказала нечто очень красивое, что я потом встретил у французского писателя Жоржа Бернаноса; она сказала: “Я вдруг заметила, что эта тишина есть присутствие; и в сердцевине этой тишины был тот, Кто – сама Тишина, сам Мир, сама Гармония”».

Очень часто это могло бы произойти и с нами, если вместо того, чтобы хлопотать и что-то «делать», мы сумели бы просто сказать: «Я – в Божием присутствии. Какая радость! Давай-ка я помолчу…»

Когда к вам пришло высшее молитвенное состояние, и вы ощущаете Божественное присутствие в тишине, без слов, это значит, вы готовы к нисхождению на вас Благодати – силы, которую можно получить лишь от Бога. Благодать, нисходя на человека, преображает и его, и его жизнь. Такой человек словно начинает излучать свет. Навсегда в прошлом остаются его страхи, тревоги, неуверенность, уходят тоска и уныние. Отмеченные Благодатью люди становятся мягкими, любящими, сострадательными, все понимающими, и при этом отмеченными особой печатью высокого душевного достоинства. К ним тянутся люди, их жизненный путь озарен светом, они несут тепло и добро, они помогают другим.

Наши святые показывают нам пример такого высшего молитвенного состояния, такой отмеченности Благодатью, и ведь этот путь не закрыт ни для кого из смертных, и даже из самой тьмы, из греховного, падшего состояния можно с Божьей помощью подняться к вершинам святости – такие примеры есть в истории, и встречаются сейчас.

А если молитва не действует?

Не так уж редко можно слышать от некоторых людей такие слова: мол, сколько ни молюсь – ничего мне Бог не дает. А ведь в Евангелии сказано: «Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите». Так в чем же тогда дело?

Дело может быть в том, о чем мы с вами уже говорили: если слова молитвы произносятся механически, идут не от души; или если вы все время только говорите и не даете «Богу слово вставить», то есть не слышите Его отклик и те подсказки, которые Он непременно дает вашей душе.

Но бывает и другая причина того, что молитва не действует: когда человек в молитве просит о том, что на самом деле ему не нужно, что пойдет не на пользу, а во вред его душе. Богу ведь виднее, что для нас на самом деле будет лучше. И Он не столько сами слова слышит, сколько видит, что у нас в душе творится, какие ее нужды в самом деле нуждаются в удовлетворении.

Поэтому доверьтесь Господу! Не жалуйтесь, если не все получаете, о чем просите – ваши пустые, сиюминутные, или не от души идущие желания Бог, конечно же, исполнять не будет – вы можете не понимать, что вам на самом деле нужно, а Он-то это понимает. Поэтому самым правильным будет, прося Бога о чем-то, просьбу свою заканчивать словами: «Да свершится воля Твоя». И смиритесь с Его волей – она всегда направлена на ваше благо.

Есть и такие просьбы, на которые Бог всегда ответит. Просите Бога дать вам душевных сил, просите стойкости, просите научить смирению и любви, просите наставить вас в жизни на истинный путь, просите защиты, помощи в трудном деле… Увидите, Бог будет вам в этом помогать. Это, конечно, не значит, что Бог за вас решит все ваши проблемы. Но силы для их решения у вас появятся, и возможности новые возникнут, и откроются такие новые пути, о которых вы и не подозревали… Большой силой искренняя молитва обладает, это правда. Верьте в ее силу. И не забывайте ту истину, что по вере нашей каждому из нас дается…

Как правильно осенить себя крестным знамением

Иногда люди не решаются войти в храм, потому что не знают, как осенить себя крестным знамением. Вроде и дело это не сложное, но без привычки, без воспитания соответствующего иногда нелегко бывает этому научиться. Некоторые люди даже считают себя очень грешными оттого, что перекреститься в церкви не могут. Говорят, будто рука каменеет и не слушается.

Не считайте, что вы очень грешны, если с вами подобное происходит. Это всего лишь издержки атеистического воспитания, которое насаждалось в нашей стране долгие десятилетия. Конечно, даром такое не проходит, особенно если ваши родители, а может, и бабушки-дедушки были неверующими.

Если душа ваша к Богу тянется, то и перекреститься рано или поздно сумеете. А пока еще вы не готовы к этому – так и не надо себя силой заставлять это делать. Крестное знамение, как и молитва, хорошо, когда оно от сердца идет, от души, само собою получается. А если пока не можете перекреститься, все равно не бойтесь в церковь войти. Можно ведь и свечу поставить, и перед иконой постоять и так, не крестясь – никто вас за это не осудит. Положите руку на сердце, на грудь себе, и молитву про себя повторяйте. Если перекреститься вдруг захочется – перекреститесь, а нет – то ничего страшного не произойдет.

А может быть, вы опасаетесь в церкви прилюдно перекреститься, потому что не уверены, что сделаете это правильно? Научиться этому очень просто. Сложите вместе три первых пальца правой руки – большой, указательный и средний – но не сжимайте их слишком сильно в щепотку, пусть они лишь слегка примыкают друг к другу подушечками. Эти три сложенные вместе пальца символизируют Святую Троицу. Остальные два пальца – безымянный и мизинец – пригните к ладони. Они символизируют двуединую природу Христа, сошедшего с Небес на Землю – ведь он является и Богом, и человеком в одном лице.

Теперь тремя сложенными вместе пальцами легко коснитесь лба, после перенесите их вертикально вниз, к области солнечного сплетения, затем коснитесь ими сначала правого, затем левого плеча (только в такой последовательности, и ни в коем случае не наоборот!).

Помолитесь сначала дома, перекреститесь перед иконой, и вот увидите, после этого сделать то же самое в церкви вам будет совсем не трудно.

Как войти в храм

Итак, вы решили отправиться в храм, но все же у вас есть некоторые опасения – а вдруг вы нарушите какие-то правила, сделаете что-то не так? Не бойтесь, правила поведения в церкви не так уж и сложны. А если вы даже и совершите какую-то ошибку, то истинно православные, верующие люди вас никогда не осудят и тем более не сделают замечания. Главное – помните о том, что Бог любит и принимает всех, никого не осуждает, для Него важно только то, что у вас в душе, а вовсе не то, как вы выглядите внешне.

Есть такое негласное правило: если уж вы решили посвятить какой-то день посещению храма – то решение свое нельзя менять. Поэтому подойдите к такому решению ответственно, помня, что возможности передумать и перенести посещение храма на другой день у вас не будет. Настройте себя на этот визит заранее. Пусть посещение храма будет важным, особым событием в вашей жизни – не стоит забегать туда между делом, впопыхах, в перерыве между деловой встречей и веселой вечеринкой. Настройте душу на торжественный, приподнятый лад.

Как одеться для посещения храма? Сейчас требования к одежде в большинстве церквей не слишком жесткие. Даже к женщинам в брюках отношение лояльное – если они традиционного покроя и не слишком яркие по расцветке. Чего не скажешь о шортах, майках, чересчур коротких юбках и открытых сарафанах – во всем этом даже в летнюю жару заходить в церковь, конечно же, не стоит. Но и черная юбка до пола вовсе не обязательна. Лучше всего выбрать одежду традиционного стиля, безо всякой демонстративности и вычурности.

Женщинам голову желательно прикрыть платком или легким шарфом. Слишком яркий макияж в церкви, конечно же, будет неуместен.

Если вы хотите войти в храм, следуя абсолютно всем каноническим правилам, то первый раз полагается перекреститься, когда вы только подходите к церкви и едва ее завидели, второй раз крестятся, подойдя к храму ближе, и третий раз – непосредственно перед входом. Но это не так уж и обязательно. Вполне достаточно перекреститься два раза перед входом в храм и третий раз – перешагнув через порог. Затем осените себя крестным знамением, войдя внутрь и направляясь в сторону алтаря.

Если вы пришли к церкви во время службы, то придется выстоять ее до конца: во время службы уходить нельзя. Найдите место, где вам будет наиболее удобно стоять. Традиционно считается, что правая сторона храма – мужская, а левая – женская, но в наши дни это правило не соблюдается, так что можете находиться где хотите, главное – не стоять в проходе по центру.

Если не знаете, когда креститься во время службы – креститесь тогда, когда это делают большинство присутствующих в храме. Вы увидите, что крестятся не все – так что если и вы не перекреститесь, этого никто не заметит, и пальцем на вас указывать не будут.

Главное – ведите себя спокойно, сдержанно, но при этом естественно. Вовсе не нужно натягивать на лицо суровое выражение – будьте открыты и естественны, ведь вы пришли на торжественную и радостную встречу с Богом. Конечно, в храме нельзя громко разговаривать, смеяться, делать слишком резких движений, и мобильные телефоны надо отключать. Но и слишком напряженно, скованно там себя вести тоже не обязательно. Помните: Богу интересна не маска, которую вы на себя натягиваете, а ваше истинное лицо – так не прячьте его!

Иконы и свечи

Войдя в церковь и перекрестившись, первое, что обычно люди делают – покупают свечи. Они продаются в киоске или на лотке, расположенном у входа. Здесь же можно написать записки с именами усопших, кого вы хотите помянуть, и живых, о здравии которых вы хотите попросить. Эти имена будут упомянуты священником во время службы.

Свечи отличаются по размеру и стоимости. Но не обязательно покупать самую большую и дорогую свечу. Наша Матронушка перед кончиной своей просила, чтобы о ее упокоении ставили свечки самые дешевые… Если ваша молитва искренняя, а намерения чисты, то Господь заметит вас, даже если вы поставите самую маленькую свечку.

Читайте также:  Как добраться до новой земли из мурманска

Если вы хотите помянуть кого-то из усопших, поставьте свечу к распятию, или, как еще говорят, на канун. Если вы хотите помолиться о здравии или о выполнении какой-то просьбы для себя и близких – ставьте свечи к иконе. К какой именно? Решайте сами. Очень полезно бывает просто довериться своей интуиции – и подойти к той иконе, к которой, что называется, ноги сами принесут. Если же сомневаетесь – посмотрите, у какой иконы больше всего свечей. Обычно это и есть икона особо почитаемая, а может, и наделенная чудотворными свойствами. В российских храмах множество чудотворных образов. Особо почитаемыми считаются четыре иконы Богоматери: Казанская, Владимирская, Тихвинская и Иверская.

Выбрав икону, подойдите к ней и зажгите свечу от одной из тех, что уже горят возле выбранной вами иконы. Затем поставьте свечу на свободное место – и ни в коем случае не в тот подсвечник, где уже стоит чья-то свеча. Если свободных подсвечников нет, подождите, пока какая-то из свечей догорит, или пока служительница не уберет догорающие свечи. Помните, что гасить чужие свечи ни в коем случае нельзя!

Ставя свечу, шепотом или про себя произносите молитву – это может быть и каноническая молитва, и обращение к Богу своими словами. Поставив свечу, перекреститесь, и не уходите сразу, а немного постойте, посмотрите на пламя, помолитесь. Если ваша свеча погасла или упала – не поднимайте ее, не зажигайте снова. Поставьте другую свечу и хорошо помолитесь.

Имейте в виду, во время службы в церкви бывают такие моменты, когда свечи ставить нельзя. Если заметите, что все стоят со свечами в руках и никто не ставит их к иконам – поступайте так же.

Можно подойти к иконе и без свечи. В дни церковных праздников или в дни памяти святых по центру храма выставляется соответствующая икона. В таком случае первым делом нужно подойти именно к этой иконе, перекреститься возле нее, а если хотите, то и приложиться. Для этого нужно сначала дважды осенить себя крестным знамением, при этом поклонившись в пояс, затем поцеловать икону, слегка прикоснувшись к ней губами, затем снова перекреститься и поклониться. Так же вы можете приложиться и к любой другой иконе.

Можно и просто походить от иконе к иконе, постоять у некоторых из них. Но только не забывайте, что это не музей – не надо разглядывать иконы так, будто это картины. Икона – не иллюстрация, это настоящее окно в Божественный мир. Вы можете заметить, что по-настоящему намоленные иконы – словно живые. Лики с икон живыми глазами смотрят на нас. Отвечайте на их взгляд с почитанием, с благоговением, с молитвой. И тогда протянется ниточка, соединяющая вас с Господом. И тогда возможно все – случатся и чудесные исцеления, и придут ответы на ваши вопросы, и просьбы будут исполнены.

Придя в храм, в любом случае отриньте любую суету и спешку. Не торопитесь. Если чувствуете, что пока не готовы к молитве, подождите. Только когда придет нужное настроение, совершайте молитву.

Но если вы даже не будете ни ставить свечей, ни молиться, ни прикладываться к иконам, а просто войдете в храм, чтобы немного постоять там в тишине и безмолвии – в этом уже будет большой смысл и большая польза. Божественное присутствие сильно в церкви как нигде. Душа ваша непременно откроется перед Богом и преисполнится духовной силы и Божественного света.

Как вести себя в монастыре

Храм, куда мы ходим поклониться Матронушке, это не просто храм, а храм монастырский. А монастырь – это место совершенно особенное, и подготовиться к его посещению тоже нужно особо.

Не раз я замечала такое странное на первый взгляд явление: в автобусе, везущем туристов в монастырь, вдруг ни с того ни с сего вспыхивает ссора. Кстати, если в автобусе едут не просто туристы, а паломники, то есть люди, хорошо представляющие себе, куда и зачем едут, и настроившие себя соответствующим образом, такого, за редкими исключениями, не случается. А вот среди туристов – то и дело. Бывает, что и на территории монастыря люди не подготовленные вдруг начинают ни с того ни с сего раздражаться друг на друга, ругаться… Почему так происходит? Ответ прост: при соприкосновении с чистым, святым местом, каким является монастырь, все греховные наклонности людей становятся более заметны, словно высвечиваются, а оттого обостряются и выходят наружу. Все то, что было скрыто, вдруг проявляется самым нелицеприятным образом.

Чтобы такого не произошло, постарайтесь подготовить свою душу к поездке в монастырь. Прежде всего хотя бы на время оставьте в стороне свою собственную волю. Скажите себе, что сейчас вы полностью отдаете себя на волю Божью, и пусть во всем вершится Его воля. Таким образом вы настроите себя на смирение, укротите гордыню, и будете готовы терпеливо выдержать все, что бы ни происходило по дороге в монастырь и в самом монастыре. Даже если что-то вас раздражает, даже если вас заденет чье-то поведение – сдержитесь, не делайте замечаний, и тем более не ввязывайтесь ни в какие перепалки. Так вы сослужите себе большую службу – очиститесь, сбросите с души груз негативных эмоций, и позволите чистому монастырскому воздуху омыть вашу душу, обновить все ваше существо.

Помните, монастырь – это не место для прогулок. Здесь не принято ходить под руку, здесь не ведут беседы на посторонние темы. Само собой разумеется, что на территории монастыря не курят. Здесь категорически недопустимо сквернословие. Обсуждать какие-то житейские проблемы, смеяться в монастыре также не положено. Пусть все мирское, суетное останется там, за монастырской оградой.

И еще не забывайте, что монастырь – это прежде всего место молитвенного уединения. Поэтому постарайтесь вести себя так, чтобы ваше присутствие не мешало насельникам монастыря. Запрещается задавать вопросы монашествующим, интересоваться их жизнью. В помещения монастыря нельзя заходить без благословения. При встрече можно слегка поклониться иноку, и тем ограничить общение.

Правила поведения в монастырском храме те же самые, что и в любом другом. Правда, требования к внешнему виду могут быть более строгими, поэтому в монастырские храмы женщинам лучше заходить не в брюках, а в юбке длиною ниже колена, и голову обязательно покрывать платком.

Как видите, правила простые и вполне выполнимые. Да и сама атмосфера монастыря подскажет вам, как себя вести.

А главное – с верой, и с чистой душой идите. И Господь все вам подскажет, направит на верный путь. Слушайте только душу свою, сердце свое – чистым сердцам Бог истину свою открывает.

И Матронушка сама с вами в пути вашем будет. Попросите ее – и дорога вам откроется, и никаких препятствий и сложностей не возникнет. Ничего не бойтесь, не опасайтесь, ведь недаром матушка о нас печется по сей день. И для вас непременно свершится чудо.

Приложение. Акафист святой праведной блаженной старице Матроне

Акафист, как и молитву, можно читать в любое время и в любом месте. Учить наизусть не обязательно, можно читать по книге. Кондак и икос – это традиционные названия строф акафиста.

Кондак 1

Избранной Богом от младенческих пелен и даром прозорливости, чудотворения и исцеления благодатию Духа Святого одаренной, блаженной старице Матроне, нетленным венцем от Господа на Небеси увенчанной, соплетем и мы, православние, на земли венец похвальный из песен духовных, ты же, блаженная мати, приими от наших сердец благодарных и яко имущая дерзновение пред Господом, от всяких нас бед, скорбей, болезней и козней вражиих избави, да с любовию поем ти: Радуйся, блаженная старице Матроно, предивная чудотворице.

Икос 1

Ангелом во плоти в рождестве твоем явилася еси на земли; аще и без телесных очес узрелася еси от всех, но Господь, умудряяй слепцы и праведных любяй, просвети духовная очеса твоя, да явишися предвидящая бу дущая, яко настоящая, и от всяких многообразных болезней страждущих исцеляющая. Мы же за сие зовет ти мати, таковая: Радуйся, от младенчества Богом избранная. Радуйся, благодатию Духа Святаго от пелен осиянная. Радуйся, дарованием чудотворения от млада наделенная. Радуйся, премудростию от Бога свыше одаренная. Радуйся, телесных очес лишенная, очесами душевными просвещенная. Радуйся паче зрячих и мудрецов века сего Богом умудренная. Радуйся, блаженная старице Матроно, предивная чудотворице.

Кондак 2

Видяще иерей и людие предстоящий при крещении Твоем исшедшый из Святыя купели столп аки пара и обоняше благоухание велие в храмине при сем, познавше тя праведницу, дарованную от.

Бога на землю, прославили Бога, творящего дивная и преславная в людех своих, ангельскою песнею: Аллилуия.

Икос 2

Разум имея свыше просвещенный, крестивый тя иерей Божий позна, яко чадо крещаемое от него, есть сосуд Божия благодати и тя младенцем Святым нарече. От нашего же усердия приносим ти похвалы сия: Радуйся, чадо Богом дарованное. Радуйся, от Святой купели благодатию Святого Духа облагоуханная. Радуйся, крестившим тя священнослужителем Божиим от рождения твоего Святою нареченная. Радуйся, крестом святым на теле своем Богом запечатленная. Радуйся, даром чудотворения от Бога прославленная на земли. Радуйся, венцем неувядаемым от Господа увенчанная на небеси. Радуйся, блаженная старице Матроно, предивная чудотворице.

Кондак 3

Силою Вышняго в младенчестве святая со одра своего к иконам святым переношашеся, радующися, яко со други своими, лепетом уст своих славящи Бога, навыкшего «из уст младенец совершати хвалу Себе», чистым сердцем поющи Ему: Аллилуия.

Икос 3

Имуще от Бога дар прозорливости, от рождения лишенная телесных очес, духовными открытыми очесами предрекала еси людем будущия, яко настоящее, терпящи за сие насмешки и поругания от родных и близких, слышащих си; от верных же приими сицевая: Радуйся, предивная прозорливице. Радуйся, невидимых и далече сущих неложная предсказательнице. Радуйся, пророческим дарованием от Бога наделенная. Радуйся, даром сим многия утешавшая. Радуйся, за исцеление болящих нечесого же от них взимающая. Радуйся, насмешки и укорение за сие без ропота терпевшая. Радуйся, блаженная старице Матроно, предивная чудотворице.

Кондак 4

Буря недоумения и смятения обыде мя, како возмогу возхвалити и прославити житие святыя праведницы, аще не Господь, дивный во святых своих, молитвами блаженной старицы вразумит мя, да воспою Ему за сие хвалебную песнь: Аллилуия.

Икос 4

Слышавше людие от тебе, мати Матроно, предсказания о имеющих с ними в житии быти, стекахуся к тебе с недоуменьми, скорбьми и печальми своими и, утешение и совет благоразумен приимше, благодарим тя, зовуще: Радуйся, заблуждений и недоумений наших добрая вразумительнице. Радуйся, печалей наших утолительнице. Радуйся, скорбей наших утешительнице. Радуйся, благочестия учительнице. Радуйся, благая безсеребренице. Радуйся, недугов всяческих прогонительнице. Радуйся, блаженная старице Матроно, предивная чудотворице.

Кондак 5

Боготечная звезда явилася еси, Мати блаженная Матроно, в стольном граде Москве, яко странница не имущая зде пребывающего града, с место на место иное преселялася еси, приносящи недоумевающим вразумление, страждущим ослабу, больным исцеление, да благодарственно зовут Богу: Аллилуия.

Икос 5

Видевше обильную реку чудес и исцелений, от тебе истекающую Божиею благодатию: хромым хождение, разслабленным и на одре лежащим – исцеление, от бесноватых – духов злобы прогнание, устремишася к тебе, мати, яко к источнику чудес неисчерпаемому, страждущий и болящии и напоишася обильно; утешеннии и исцеленнии, умиленным сердцем возопиша тебе: Радуйся, праведница, от Бога нам ниспосланная. Радуйся, целительнице, вся недуги наша исцеляющая. Радуйся, душеполезными советами нам помогающая. Радуйся, вся наша сомнения и недоумения скоро разрешающая. Радуйся, бесов от человек страждующих изгоняющая. Радуйся, на путь правый, к Богу ведущий нас наставляющая. Радуйся, блаженная старице Матроно, предивная чудотворице.

Кондак 6

Проповедником святости и праведности жития твоего, блаженная, явися святый отец Иоанн Кронштадтский, повелевая верующим людем в храме разступитися и пропустити к нему юную отроковицу Матрону, именуя ю смену свою и осьмый столп России. И прославиша Господа слышавший о сем, возглашающе Ему небесную песнь: Аллилуия.

Кондак 6

Возсияваше в сердцах неведущих Бога и грехи многими прогневляющих Его, молитвами твоими, свет благодати Божия, и, видяще чудеса, тобою совершаемае, обращахуся ко Господу, ублажающе блаженную старицу сими славословии: Радуйся, чудесы твоими Бога прославляющая. Радуйся, величие Бога и славу Его в них нам открывающая. Радуйся, души неверующих к Богу обращающая. Радуйся, сердца неверием помрачненныя светом Божиим просвещающая. Радуйся, покаянию и заповедем Божиим нас научающая. Радуйся, прославляти и благодарити за все Господа нас вразумляющая. Радуйся, блаженная старице Матроно, предивная чудотворице.

Кондак 7

Хотя спасти творение Свое в последния сия времена, егда вся сила вражия, за отступление от Бога и нераскаянность во многочисленных гресех, воста на творение Божие, посылает милосердный Господь в грешный мир угодников Своих, таковая бо подвижница и молитвенница и явися еси блаженная старице Матроно. Прославим же за милосердие Божие к нам, грешным, благодарно поюще Ему: Аллилуия.

Икос 7

Новую и дивную дарова Господь людей российским заступницу, молитвенницу, целительницу и ходатаицу за них к Богу по отшедших от мира сего отцех Оптиной пустыни, святых Льве, Макарии и Амвросии, и святем Иоанне Кронштадтстем, подвизая угоднице Своей, блаженной старице Матроне воспевати сице: Радуйся, спасения нашего к Богу ходатаице. Радуйся, о прощении грехов наших Судии праведного умилостивите льни це. Радуйся, святых храмов и монастырей усердная посетительнице. Радуйся, безпомощных и безнадежных больных и обидимых ниспосланная Богом покровительнице. Радуйся, с силами бесовскими и козньми их непрестанная воительнице. Радуйся, безкровная мученица Христова, над злейшим мучителем – диаволом победительнице. Радуйся, блаженная старице Матроно, предивная чудотворице.

Кондак 8

Странное чудо бысть неверующим и неразумным, како слепая может видети и знати не точию настоящая, но и будущая, не ведяху бо силы Божия в немощи человечестей совершаемыя, ни еже пети Богу: Аллилуия.

Икос 8

Вся бывши святая в Бозе, аще телом и в мире сем грешном многими верными и неверными, благочестивыми и нечестивыми бяше всегда окружаема, никогоже без участия и утешения не отрину от себя, терпящи от многих досаждения и обиды, гонения, скорби и укоренил, не сетующи о сем, но за вся благодарящи Бога, по-нуждающи нас терпеливо нести крест свой. Мы же приносим ей благохваления таковая: Радуйся, многия скорби и болезни за исцеление недужных претерпевшая. Радуйся, в борьбе с духи нечистыми все житие свое проводившая. Радуйся, от злых людей за сие хождения лишившаяся. Радуйся, в молитве усердной непрестанно пребывавшая. Радуйся, на кулачке склонившися, седящи почивавшая. Радуйся, бодрствующи духом, вся нощи в молитве проводившая. Радуйся, блаженная старице Матроно, предивная чудотворице.

Кондак 9

Всякия скорби и болезни претерпела еси мати Матроно, непрестанно борющися с силами тьмы, изгоняющи их от одержимых нечистыми духи, изобличающи козни и коварства их, и никогдаже не пороптала еси, до самыя смерти помогающи страждующим, болящим и скорбящим, выну поющи Господу Богу, укрепляющему тя силою Своею: Аллилуия.

Икос 9

Витии многовещаннии не возмогут достодолжно постигнути данных Богом тебе свыше даров благодати Духа Святаго и описати и прославити всю святость жития твоего и чудеса, силою Божиею тобою совершаемая. Тем паче наше малоумие како может постигнути судьбы.

Божия, на тебе совершаемыя и грешными усты нашими како воспоем и прославим тя, блаженная мати? Но хотя по слову псалмопевца «хвалити Бога во святых Его», подвизаеми сердечною любовию к тебе, дерзаем на сие похваление и зовем ти: Радуйся, нищая духом, яко таковых есть Царствие Небесное. Радуйся, узким и тернистым путем шествовавшая. Радуйся, яко птица небесная с места на место перелетавшая. Радуйся, аще и птицы небесные гнезда имут, ты же ни храмины, ни сокровищ себе на земле не стяжавшая. Радуйся, яко Сыну Божию, не имевшему где главу подклонити, уподобиласи еси на земли. Радуйся, яко с Ним ныне в обителях райских вселилася на небеси. Радуйся, блаженная старице Матроно, предивная чудотворице.

Кондак 10

Спасти хотящи многия люди от страданий телесных и душевных недуг, вся нощи проводила еси, праведнице Божия, в молитве коленнопреклоненно, просящи помощи и укрепления у Господа нашего Иисуса Христа, в земнем странствии Своем преклонявшаго колена в молитве пред Отцем Небесным, поюще со ангелы Ему: Аллилуия.

Икос 10

Стена и покров была еси при жизни, блаженная мати, всем к тебе в нуждах и скорбех прибегающим, но и по смерти не престала еси ходатайствовати пред Богом о людех, с верою приходящих к тебе. Услыши, благая мати, ныне и нас, многогрешных скорбьми, болезньми и многими печальми одержимых, и потщися на помощь к нам святыми своими молитвами, умилостивляющи благоутробнаго Господа о всех, к тебе вопиющих: Радуйся, теплая за нас Богу молитвеннице. Радуйся, усердная о нас, грешных, к Богу предстательнице. Радуйся, болезни и скорби терпети благодарно нас вразумляющая. Радуйся, мысли благия в недоумениях наших на сердце нам полагающая. Радуйся, молитвою твоею спастися нам помогающая. Радуйся, далече телом от тебе сущих, но от души усердно тебе призывающих не оставляющая. Радуйся, блаженная старице Матроно, предивная чудотворице.

Кондак 11

Пение неземное, ангельское слышиши ныне, мати честная Матроно, еще на земли живущи сподобившаяся, невидимо окружающим, беседовати со ангелы небесными, научи и нас, недостойных, како подобает славити Бога, в Троице почитаемого: Отца и Сына и Святаго.

Духа, Ему же непрестанно на небеси воинства небесная велегласно поют: Аллилуия.

Икос 11

Светозарным светом сияет житие твое, блаженная старице Матроно, освещающе мрак многосуетного мира сего, и влечет к себе души наша, да озарятся и они хотя малою лучею благодати Божией, и возмогут пройти богоугодно скорбный и тесный жизненный путь, и достигнути врат Царствия Божия, ид еже ты, мати, ныне, веруем, вселилася еси, услыши глас тебе зовущих: Радуйся, светильниче Божий, нас и по смерти просвещающий. Радуйся, бисере честный, блистанием святыни твоея нас озаряяй. Радуйся, светом дел твоих добрых в православии нас укрепляющая. Радуйся, цвете благовонный Духом Святым души наша облагоухаяй. Радуйся, все житие твое свято и праведно. Радуйся, и смерть твоя пред Богом честная. Радуйся, блаженная старице Матроно, предивная чудотворице.

Кондак 12

Благодать Божию обильно еще от пелен восприяла еси, мати блаженная, сия же выну пребысть с тобою по вся дни: недуги исцеляла еси, бесов изгоняла еси, невидимое и далече сущая предсказующи и на спасение всех наставляющи. Веруем несомненно, яко по смерти благодать сия наипаче пребывает с тобою, сего ради припадающе молимся: не лиши и нас, еще странствующих на земли, помощи твоея и заступления, просящи Господа помиловати и спасти всех, усердно Ему возносящих во святых храмех наших торжественное пение: Аллилуия.

Икос 12

Поюще чудеса твоя, мати Матроно, восхваляем Бога, даровавшего тебе благодать таковую и с пророком Давидом псаломски вопием, правым бо подобает похвала: Радуйся, яко «Господь любит праведники». Радуйся, яко «Господь умудряет слепцы». Радуйся, яко «хранит Господь вся любящия Его». Радуйся, яко «Господь благоволит в людех своих». Радуйся, яко Господь волю боящихся Его сотворит и молитву их услышит и спасет их. Радуйся, яко восхвалятся преподобнии во славе и возрадуются на ложах своих. Радуйся, блаженная старице Матроно, предивная чудотворице.

Кондак 13

О блаженная мати, услыши ныне воспеваемое наше тебе хвалебное пение и моление, обещавшая и по смерти слышати вопиющих к тебе и испроси у Спасителя нашего Господа Иисуса Христа грехов наших прощения, христианския кончины жизни нашея и доброго ответа на страшном судище Его, да и мы со всеми помилованными Богом сподобимся в селениих райских славити Святую Троицу красным пением: Аллилуия. (Сей КОНДАК читаем трижды и по сем читаем ИКОС 1 и КОНДАК 1.)

Источник