Меню

Что такое язык огненной земли

Культура Огненной Земли

  • Добавить иллюстрации.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Викифицировать статью.
  • Проставить интервики в рамках проекта Интервики.

Культура Огненной Земли — культура жителей острова Огненная Земля.

Содержание

Языки

Языки были скудны по звучанию. Она(селькнамы)-говорили на жёстком, гортанном языке, когда их соседи Яганы(Ямана) говорили на приятном, благозвучном, языке. Слова яганского языка были очень мелодичны, сам язык был богат тонами. Было очень много слов, которые выражали разные нюансы языка(Mamihlapinatapai-«Взгляд между двумя людьми, в котором выражается желание каждого, что другой станет инициатором того, чего хотят оба, но ни один не хочет быть первым»). Язык Алакалуфов был похож на селькнамский. Огнеземельские языки плохо сохранились из-за притеснения испанским. Например на языке яганов, говорит только один человек-Кристина Кальдерон.

Одежда

Одежда почти не носилась, хотя на острове было прохладно. Племя Она-делали плащи из шкур гуанако. Плащи постоянно поворачивали против ветра. Были набедренные повязки, также из шкур гуанако, а также особая обувь-хамни(хотя обувью можно было назвать это с трудом. Это просто были шкурки гуанако). Также были головные уборы, тоже из шкур гуанако. Дети и взрослые редко носили одежду. У Яганов были плащи из выдр и тюленей. У женщин короткие треугольные передники. У восточных Яганов была одежда схожая с племенем Она Браслеты из кожи тюленя служили украшениями. Носились на запястьях и ногах. Были головные уборы из перьев птицы баклан. Интересно то, что головные уборы из перьев птицы бакланы, носили любые мужчины, а вот головной убор с перьями цапли, мог носить только знахарь-Йекамуш(Йокамуш). Также встречались украшения из морских раковин. Гребень из челюсти дельфина, тоже применялась, как аксессуар.

Раскраска тела

Было три цвета(основных). Белый-означал войну, красный-дружбу, а чёрный-траур. Краски получались путём смешивания красителя с жиром. Чёрный-зола, белый-глина, красный-охра.

Оружие и утварь

Она охотились на гуанако с луком. У Яганов случился регресс с луком: вначале с ним охотились на птиц, а потом просто пекрестали использовать. Алакалуфы тоже почти не использовали лук. Лук изготавливался из букового дерева. В качестве тетивы использовали тюленьи жилы, ремни из кожи, кишки животных. Стрелы изготавливались из ветвей барбариса. Лук достигал в длину 1,5 м, стрелы — 1 м. Наконечники стрел треугольной формы изготавливались из обсидиана, диорита, кости. Кремниевые орудия редко использовались огнеземельцами. Яганы торговали с Она, так как не умели сами делать наконечники. Широкое применение у Яганов получил гарпун. Гарпуны имели длину до 3 м. Наконечники делали из китовой и тюленьей кости и крепились к древку ремнями из кожи. Употреблялась на охоте и праща, особенно хорошо ею владели Алкалуфы.

Туземцам не было известно гончарное дело. Огонь добывали высеканием из камня искр. Аборигены использовали огонь для рубки деревьев. Она и частично восточные Ямана использовали для охоты дрессированных собак.

Для рыбной ловли применялись удочки; леска из растительного волокна: водорослей, сухожилий. Удочки отличались от нашего привычного представления: вместо крючка было кольцо. Ловили рыбу и с помощью красиво сплетённых корзин из водорослей и травы. Фуэгины (Огнеземельцы) изготавливали вёдра из коры и кожи тюленя, что-то подобное тарелкам из раковин. Раковины широко применялись племенами: из них делали скребки, украшения. Часто использовалась кость. Из неё изготавливали наконечники для стрел, гарпунов, копий, стрел, шилья, украшения. Камень не получил широкого применения.

Лодки

Лодки Яганы делали из коры бука, сшитой китовым усом. Прямо в лодке была земля для разведения костра. Скамеек не было. Размеры лодки достигали 5 м в длину и 0,7 м. — в ширину. Такая лодка вмещала 5-7 человек. Лодки были недолговечны, примерно полгода служили индейцам(в отличие от лодок-долблёнок, появившихся в XX веке). Процесс же изготовления был достаточно сложен. Кора долго отмачивалась в воде, а затем её сшивали: делали отверстия костяными шильями и пропускали сквозь них китовый ус, а затем корой обшивался каркас из полукруглых деревянных распорок. Лодки Алкалуфов сильно отличались по конструкции. Они изготовлялись из нескольких досок, согнутых в распаренном состоянии и сшитых китовым усом. Вместительность такой лодки до 12 человек, но она была ещё менее прочная чем у яганов. Главной особенностью лодок Алкалуфов была в том, что их можно было разобрать. Для преодоления мели или узкого пролива их разбирали, а затем, пройдя этот участок, вновь собирали. Были даже паруса из тюленьей шкуры с канатами из растительного волокна. Эти лодки именовались «Далькасами».

Читайте также:  Что добавляют в землю для рассады белое

Жилище

Из-за разных погодных и географических условий, форма жилищ была абсолютно разная. Селькнамы — сооружали хижины конической формы, вбивали по окружности жерди и связывая их наверху, покрывали шкурами гуанако. Вход делался с таким расчётом, чтобы быть защищённым от ветра. В центре постоянно поддерживали огонь. Отверстие для дыма было наверху с подветренной стороны. Пол выстилали травой. Когда она были чисто кочевым племенем, жилище переносили с места на место. Если стоянка очень кратковременна, то вместо хижин пользовались заслоном из ветвей с наветренной стороны. Восточные Яганы строили хижины конической формы, сходные с постройками Селькнамов, хотя меньше по размерам. Такое жилище ставили чаще всего на берегу и в нём имелось два входа: один со стороны леса, другой со стороны моря. Западные Яганы строили жилища в виде стогов сена. Сооружали их из воткнутых в землю, пригнутых к центру и связанных вместе ветвей, покрытых шкурами тюленя — зимой и травой — летом. Конические хижины, кочуя, ямана брали с собой, а от «стогообразных» оставляли остов, чтобы им могли воспользоваться другие. Алакалуфы жили в лодках, природных навесах и пещерах.

Рацион питания

Индейцы были охотниками и собирателями(в отличие от остальных, более развитых племён). Рацион Восточных Яганов И Селькнамов составляли моллюски и мясо гуанако(в основном). Основную пищу Западных Яганов и Алкалуфов составляли рыба, мясо тюленей, ракообразные и моллюски. Мясо и рыбу никогда не ели в сыром виде. Сало топили на горячих камнях, моллюсков пекли в горячей золе, рыбу запекали в створках раковин, мясо жарили на раскалённых камнях. Пищу не умели варить, хотя известно было кипячение воды. Жир считался большим деликатесом. Его набивали в кишки животных. Очень большую роль в пище играли моллюски. Так как они потреблялись в очень больших количествах, то за короткий срок возле хижин вырастали значительные кучи раковин, зачастую очень значительных размеров. Такие кучи часто заполнялись веками. Сейчас их находят по всей Огненной Земле, где некоторые такие кучки, использовались, как захоронения.

Праздники, Инициации, Обычаи

Жизнь огнеземельцев была непростой. Почти постоянно требовались поиски пищи, из-за чего осталось несколько основных праздников: Рождение, похороны, инициация. У яганов был интересный обычай хранить подолгу(до четырёх лет) пуповину ребёнка. Потом следовали странные обряды: надо было найти птицу крапивник, и принести её четырёхгодовалому ребёнку, который привязывал свою пуповину на шею крапивнику, и птица улетала. Возможно это было что-то вроде инициации. Была и другая, более важная инициация, свидетельствующая о переходе из детской жизни, во взрослую. В течение нескольких месяцев, проходившим инициацию, требовалось учить заповеди народа, обычаи. Приходилось проходить сложные испытания, такие как, долгое проведение времени, в крайне неудобной позе.

Итоги

Одна из приимтивнейших культур не только на континенте, но и в мире. Не было ни живописи, ни скульптуры(Даже в самых примитивных формах). Песни и танцы были однообразны и часто не имели смысла. В XX веке культура Огнеземельцев была полностью уничтожена европейцами.

Источник

Огненные жители — Fuegians

Огненные жители — одно из трех племен коренных жителей Огненной Земли на южной оконечности Южной Америки . В английском языке этот термин первоначально относился к людям яганов Огненной Земли. На испанском языке термин fueguino может относиться к любому человеку с архипелага.

Коренные огнеземельцы принадлежали к нескольким различным племенам включая Оны ( Selk’nam ), Haush ( Manek’enk ), Yaghan (Yamana) и Alacaluf (Kawésqar). Все эти племена, за исключением сельк’нам, жили исключительно в прибрежных районах и имели свои языки. Яганы и алакалуфы путешествовали на берестяных каноэ по островам архипелага, а прибрежные жилища Хауш — нет. Селк’нам жили в глубине острова Гранде-де-Огненная Земля и жили в основном за счет охоты на гуанако . Она были исключительно наземными охотниками-собирателями, которые охотились на наземную дичь, такую ​​как гуанако , лисы, туко-туко и горные гнездящиеся птицы, а также прибрежную рыбу и моллюсков. В Fuegian народы говорили на нескольких различных языках: как Кавескар и язык Yaghan считаются язык изолятов , в то время как Selk’nams говорил язык Чон как Tehuelches на материке.

Читайте также:  Африка какая часть земли

СОДЕРЖАНИЕ

Европейский контакт

Когда чилийцы и аргентинцы европейского происхождения изучали, вторглись и поселились на островах в середине 19 века, они принесли с собой такие болезни, как корь и оспа, от которых у огнеземельцев не было иммунитета. Болезни опустошили население Фуэгиана, и их количество сократилось с нескольких тысяч в 19 веке до сотен в 20 веке. В 1876 году огнеземельцев поразила серьезная эпидемия оспы. Между 1881 и 1883 годами население Ягана упало с 3000 до 1000 из-за кори и оспы.

Еще в 1878 году европейцы в Пунта-Аренас, ищущие дополнительные пастбища для овец, договорились о приобретении больших участков земли на Исла-Гранде-де-Тьерра-дель-Фуэго у чилийского правительства незадолго до установления здесь Аргентины и суверенитета Чили.

К 1876 году британские миссионеры утверждали, что обратили весь народ Яманы.

11 мая 1830 года несколько огнеземельцев (алакалуф) были доставлены в Англию на шхуне « Аллен Гардинер», представлены суду и прожили там несколько лет, прежде чем трое были возвращены.

США Изучение экспедиции пришли в соприкосновение с огнеземельцев в 1839 году один из членов экспедиции под названием огнеземельцы «величайшей подражает я когда — либо видел.»

Европейский геноцид

Геноцид Selk’nam был разрешен и проведен estancieros , что между 1884-1900 привело к резкому снижению численности населения коренных народов. Крупные компании платили овцеводам или ополченцам награду за каждого убитого Селк’нама, которая подтверждалась при предъявлении пары рук или ушей, а позже и целого черепа. За смерть женщины давали больше, чем мужчины.

Материальная культура

«Археологические исследования показывают преобладание морских организаций охотников-собирателей на протяжении всей оккупации региона (6400 г. до н.э. — 19 век)». Хотя все огнеземельцы были охотниками-собирателями , их материальная культура не была однородной: большой остров и архипелаг сделали возможными две разные адаптации. Одни культуры жили на побережье, другие — на суше. Ни то, ни другое не было ограничено Огненной Землей:

  • Побережье давало рыбу, морских птиц, выдр, тюленей, моллюсков зимой, а иногда и китов. Так яганы получали пропитание. Алакалуфы (живущие в Магеллановом проливе и на некоторых островах) и Чонос (живущие дальше на север, на чилийских побережьях и архипелагах) были похожи. Большинство китов выбрались на мель, но имел место и китобойный промысел.
  • Сельк’намы жили на внутренней равнине большого острова Огненная Земля, совместно охотясь на стада гуанако . Материальная культура имела некоторое сходство к тому , что из (также лингвистический связана) Tehuelches , живущие за пределами Огненной Земли в южных равнинах Аргентины.

Все фуэгийские племена вели кочевой образ жизни и не имели постоянного жилья. Селк’нам, охотившийся на гуанако, строил свои хижины из кольев, сухих палочек и кожи. Они разбили лагерь, унесли с собой свои вещи и бродили, следя за возможностями охоты и собирательства. Прибрежные Ямана и Алакалуф тоже поменяли свои кемпинги, путешествуя на берестяных каноэ.

Духовная культура

Мифология

Есть некоторые соответствия или предполагаемые заимствования между мифологиями Ямана и Селк’нам . Колибри было животное почитается Yámanas и создание мифа Taiyin объясняя создание водной системы архипелага, то культурный герой «Taiyin» изображается в облике колибри. Миф ямана «Лис-эгоист» изображает колибри в качестве помощника и имеет некоторое сходство с мифом Тайин из Селк’нам. Подобные замечания относятся и к мифу о большом альбатросе : у него одинаковые варианты у обоих племен. Некоторые примеры мифов, имеющих общие или похожие версии в обоих племенах:

  • миф о морском льве и его [человеческой] жене;
  • миф о происхождении смерти.
Читайте также:  Изображение весенней земли 2 класс изо презентация

У всех трех фуэгийских племен были мифы о героях культуры . У яманов есть дуалистические мифы о двух братьях- йоалоксах ( IPA: [joalox] ). Они действуют как культурные герои, а иногда и находятся в антагонистическом отношении друг к другу, вводя противоположные законы. Их фигуры можно сравнить с братьями Селкнам Кванип. В общем, наличие дуалистических мифов в двух сравниваемых культурах не обязательно подразумевает родство или распространение .

В некоторых мифах также фигурируют фигуры, похожие на шаманов, что имеет сходство с племенами ямана и сельк’нам.

Обильная и питательная патагонская собачка (Eleginops maclovinus), по-видимому, не употреблялась в пищу, и наскальные изображения предполагают, что они могли иметь какое-то религиозное значение.

Шаманизм

И у Селк’нама, и у Ямана были люди, исполнявшие роли шаманов . Сельк’намы верили, что их ксон ( IPA: [xon] ) обладает сверхъестественными способностями, например, управлять погодой и лечить. Фигура Ксона тоже появлялась в мифах. Ямана йекамуш ( [джекамух] ) соответствует Селкнам ксон .

И в племенах ямана, и в племенах селк’нам есть мифы о шамане, который использовал свою силу, проявленную в виде кита. В обоих примерах шаман «мечтал», достигая этого. Например, тело Селк’нам ксона лежало нетронутым, в то время как считалось, что он путешествовал и совершал чудесные дела (например, отомстил целой группе народов). Ямана йекамуш добился аналогичных достижений во сне: он убил кита и повел мертвое тело в произвольные места, а также превратился в кита. В другом мифе о Селк’нам , ксон мог использовать свою силу также для транспортировки китового мяса . Он мог использовать эту способность с большого расстояния и видеть все, что происходило во время транспортировки.

Как в племенах селкнам, так и в племенах ямана есть вера в то, что в древние времена женщины правили мужчинами, Ямана приписывает нынешнюю ситуацию успешному восстанию мужчин. У обоих племен есть много фестивалей, связанных с этой верой.

Отцовской Ona и композиционный группа общество Yahgan реагировали очень по- разному для европейцев и было высказано предположение , что это было связано с этими аспектами их культурной структуры.

Контакты между Яманой и Селк’намом

Принципиальные различия в языке, среде обитания и методах адаптации не способствовали контактам, хотя группы восточных яманов поддерживали обмен контактами с сельк’намом.

Все языки, на которых говорят огнеземельцы, вымерли, за исключением яганского языка и кавескара . Язык Selk’nam был связан с языком теуэльче и принадлежал к семье Чон языков. В онанском языке было более 30 000 слов.

Спекуляции об альтернативном происхождении

Наряду с перикусом из Нижней Калифорнии, огнеземельцы и патагонцы демонстрируют сильнейшие свидетельства частичного происхождения от палеоамериканского происхождения, предполагаемой ранней волны миграции в Америку, происходящей от австрало-меланезийского населения, в отличие от основного населения Америки. сибирского (с примесью Древнего Севера Евразии и Палео-Восточной Азии ) происхождения. Дополнительное доверие к этой идее придает исследования, предполагающие существование этнически отличного населения в других частях Южной Америки. Согласно археологу Рикардо Э. Латчам, кочевники-мореплаватели Патагонии ( Чонос , Кавескар, Яган) могут быть остатками более широко распространенных коренных народов, которые были вытеснены на юг «последовательными вторжениями» более северных племен.

Современная история

Название «Огненная Земля» может относиться к тому факту, что и у Сельк’нам, и у Ямана горел огонь перед их хижинами (или в хижине). Во времена Магеллана огнеземельцы были более многочисленными, и свет и дым их костров представляли впечатляющее зрелище, если смотреть с корабля или другого острова. Яманас также использовал огонь для отправки сообщений с помощью дымовых сигналов , например, если кит дрейфовал на берег. Большое количество мяса требовало уведомления многих людей, чтобы оно не гнило. Они могли также использовать дымовые сигналы в других случаях, но возможно, что Магеллан видел дым или огни природных явлений.

И Селькнамы, и Ямана были почти уничтожены болезнями, принесенными колонизацией, и, вероятно, стали более уязвимыми для болезней из-за крушения их основных запасов мяса (китов и тюленей) из-за действий европейского и американского флотов.

Источник