Меню

Что такое земли сельхозназначения определение закон рф

Земли сельхозназначения – виды разрешенного использования в 2021 году

Будучи стратегическим объектом обеспечения жизнедеятельности граждан, а также базовой основой экономического и экологического благополучия страны в целом и каждого региона или муниципального образования в отдельности, земли сельхозназначения относятся к главным составляющим богатства и благосостояния страны.

Что такое земли сельхозназначения

Участки земли, которые располагаются вне пределов населённых пунктов и предназначены для сельскохозяйственных потребностей, в ст. 77 Земельного Кодекса РФ определяются как земли сельскохозяйственного назначения.

Кроме того, нормативные акты законодателя применяют категории земель сельхозназначения и земель сельхозиспользования. При этом под первыми подразумеваются земли, составляющие земельный фонд РФ и выделенные благодаря их целевому назначению в самостоятельную категорию.

Все мероприятия, которые осуществляются с землями обеих категорий, регламентируются ФЗ № 101 от 24.07.2002.

Отдельную категорию сельскохозяйственных угодий представляют залежные земли, которые приобретают этот статус с целью повышения их плодородия или в случаях, когда наблюдаются случаи почвенной эрозии, систематического загрязнения почвы или если произошла природная катастрофа.

Виды разрешённого использования земель сельхозназначения в 2021 году

Использование земельных участков сельскохозяйственного назначения на законодательном уровне разрешено в отношении:

  • участков, по которым проложены дороги, а также полосы отчуждения;
  • наделов, отведённых под хозяйственные строения;
  • земель, на которых расположены защищающие поля лесополосы и лесные участки для иных целей;
  • пастбищ;
  • сенокосов;
  • пашен;
  • залежных земель;
  • садов.

Также виды разрешённого использования сельскохозяйственных земель в 2021 году допускают:

  • разведение домашних животных и птицы;
  • создание рыбного хозяйства;
  • строительство жилого помещения для отдыха, возведение капитального дома, временных построек, объектов сельскохозяйственной инфраструктуры;
  • прокладку трубопроводов, линий электропередач, автострад, инженерных сооружений и коммуникаций.

Ст. 79 ЗК РФ в качестве наиболее ценных видов разрешённого использования земель сельхозназначения, подлежащих тщательной охране, обозначает территории:

  • пашен;
  • отведённые под виноградники, сады, кустарники;
  • залежных земель;
  • пастбищ;
  • сенокосов.

При этом продуктивные сельскохозяйственные участки, расположенные на землях, кадастровая стоимость которых выше средних цен в данном районе, считаются наиболее ценными составляющими земельного фонда.

Возможность постройки на земле сельхозназначения

Хотя ст. 78 ЗК РФ запрещает целенаправленное ИЖС на земельном участке сельхозназначения, тем не менее законодательно разрешено возведение зданий и сооружений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. Они могут быть использованы в интересах крестьянских, фермерских, подсобных и охотничьих хозяйств.

Кроме того, собственник земельного участка может получить разрешение на дачный дом и на возведение подсобных строений.

Чтобы построить дом или вспомогательные строения, необходимо, чтобы участок был официально предоставлен для ведения личного хозяйства с параллельным строительством индивидуальных помещений.

Для более плодотворного использования сельскохозяйственной земли при возведении жилого дома у гражданина, имеющего в собственности земельный участок, имеется возможность вступить в соответствующее сообщество.

Однако прежде, чем строить что-либо на земле, предназначенной для ведения сельского хозяйства, следует соблюсти следующие требования:

  1. Возведённое строение должно использоваться только для личного проживания собственника надела и членов его семьи. Строительство многоквартирного дома или гостиницы запрещено.
  2. Построенный дом должен быть в высоту не более 3 этажей.
  3. Земельная территория, где возводится строение, должна располагаться на площади садоводческого товарищества.

Штрафы за нецелевое использования участка

Поскольку земля является народным достоянием и представляет собой ценную и особо охраняемую собственность в любой её форме, она находится в сфере пристального внимания государства. Особенно это актуально в отношении сельскохозяйственных земель. Использование их не по назначению или, например, неиспользование пахотных земель посредством прекращения их обрабатывания, полива или мелиорации способно нанести им необратимый ущерб.

Чтобы предотвратить подобные коллизии, Гражданский кодекс РФ предусматривает для нарушителей меры воздействия в виде штрафов и принудительного прекращения права собственности на землю.

Ст. 284 ГК РФ предусматривает изъятие земельного надела, не использующегося по целевому назначению, а ст. 285 ГК РФ подразумевает изъятие земли из-за использования её с нарушением законодательства Российской Федерации.

Если подобные нарушения наблюдаются на протяжении 3 лет, изъятие соответствующих земельных участков неизбежно.

Читайте также:  Поняття завдання та зміст охорони земель

За нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения ст. 8.8 КоАП РФ устанавливает следующие штрафные санкции:

  • для физических лиц – от 0,5% до 1% кадастровой стоимости земли при минимуме штрафа в 10 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – от 1% до 1,5% кадастровой стоимости земли при минимуме штрафа в 20 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – от 1,5% до 2% кадастровой стоимости земли при минимуме штрафа в 100 тыс. руб.

Когда кадастровая стоимость земельного надела не определена, то штрафные санкции составляют:

  • для граждан – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – от 20 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

Если в ходе нецелевого использования земли был нанесён вред экологии, то штрафные санкции назначаются по максимуму.

Как перевести землю сельхозназначения в другую категорию

Перевод участков из категории земель земли сельскохозяйственного назначения в территорию населённых пунктов может быть инициирован со стороны:

  • собственника надела;
  • местных управляющих органов;
  • правообладателя постройки, которая находится на спорном участке;
  • прочих заинтересованных лиц.

Чтобы перевести сельскохозяйственные земли под нужды индивидуального жилищного строительства, следует составить заявление в адрес местных управляющих органов, которые имеют полномочия для решения этого вопроса. В ходатайстве необходимо указать:

  • кадастровый номер надела;
  • официально присвоенный кадастровый номер участка;
  • наименование существующей земельной категории и той, в которую требуется её перевести;
  • объяснение причины, по которой производится замена земельной категории;
  • документ, подтверждающий полномочия владельца участка.

После рассмотрения поданного заявления и принятия по нему положительного заключения исполнительный орган выдаёт решение о переводе надела в ИЖС, ЛПХ или в дачное строительство. Это решение должно состоять из:

  • аргументированного объяснения необходимости перевода;
  • описания территории;
  • обозначения площади и границ участка;
  • кадастрового номера.

Как выделить земельный участок СНХ в водоохранной зоне

Водоохранная зона страны находится под государственным контролем, который осуществляется посредством:

  • органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • государственного органа, который специально уполномочен управлять использованием и охраной водного фонда;
  • государственного органа, специально уполномоченного охранять окружающую природную среду.

Ст. 112 Водного кодекса РФ устанавливает, что участки земли в пределах водоохранных зон выделяются гражданам и юридическим лицам согласно положениям земельного законодательства Российской Федерации в процессе согласования со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.

Практически процедура выделения земельных участков в водоохранных зонах пребывает под контролем органов Роскомвода.

Налог на земли сельскохозяйственного назначения

Владельцы земельных участков имеют статус их собственника независимо от того, физическим или юридическим лицом они являются. Налоговая база сельскохозяйственных земельных участков базируется на их кадастровой стоимости, которая устанавливается ст. 390 НК РФ. При этом расчёт размера налога сопрягается с кадастровой стоимостью, установленной на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В 2021 г. налог на земли сельскохозяйственного назначения высчитывается на базе коэффициента, составляющего 0,3%. В процессе определения величины налога необходимо перемножить такие данные:

  • собственно сам коэффициент 0,3%;
  • площадь участка земли;
  • цена за 1 кв. м. в соответствии с кадастровой стоимостью.

Физическим лицам нет необходимости в самостоятельном расчёте величины налога: эту работу осуществляет налоговая инспекция, которая оформляет полученный результат в квитанции с указанием необходимых реквизитов и точной суммы налога.

Коренные народы Севера, Дальнего Востока и Сибири полностью освобождаются от налогов на земли сельхозназначения. Для инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны, участников боевых действий, ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС и некоторых других категорий граждан РФ установлены льготы, составляющие 10 тыс. руб., на которые уменьшается налоговая база.

Источник

Статья 77. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

Статья 77. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

1. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Читайте также:  Что добавить в землю при посадке жимолости

2. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Судебная практика и законодательство — Земельный кодекс РФ. Статья 77. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства и приведенные участвующими в деле лицами доводы в соответствии с правилами статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, руководствуясь пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», статьями 20, 77, 78 Земельного кодекса РФ, статьями 22 — 34 Земельного кодекса РФ, действовавших на момент принятия оспариваемого постановления, статьями 268, 269 Гражданского кодекса РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление администрации Новосибирского района Новосибирской области от 21.01.2015 N 92-апа о предоставлении МКУ «Земельное бюро» в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка с кадастровым номером 54:19:164801:188 соответствует действующему законодательству и не нарушает прав товарищества.

Отменяя судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд округа, руководствуясь статьями 387, 389, 394 Налогового кодекса, статьями 7, 33, 77, 78, 81, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», Федерального закона от 03.08.1995 N 123-ФЗ «О племенном животноводстве», принимая во внимание Положения о земельном налоге, утвержденные решением Череповецкой городской Думы от 26.10.2010 N 177, исходил из того, что спорный земельный участок предоставлен обществу в собственность из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «эксплуатация комплекса зданий» для целей эксплуатации ипподрома и конюшни, и для сельскохозяйственной деятельности (животноводство) не использовался.

При рассмотрении настоящего спора суды руководствовались положениями статей 388, 394 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации, и, оценив обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, пришли к выводу, что спорный земельный участок не использовался в проверяемый период для сельскохозяйственного производства, тогда как факт использования налогоплательщиком указанного земельного участка для вышеуказанных целей имеет существенное значение для установления наличия у него права на применение пониженной ставки земельного налога.

Отказывая обществу в удовлетворении требований, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 387, 394 Налогового кодекса, статей 33, 77, 78, 81 Земельного кодекса, статей 1, 4 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее — Закон N 66-ФЗ), пришли к выводу о законности оспариваемых решений налоговых органов с учетом отсутствия оснований для применения обществом пониженной ставки земельного налога.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 7, 77, 78, 81 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 387, 394 Налогового кодекса, статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее — Закон N 66-ФЗ), исходил из недоказанности обществом использования земельных участков в сельскохозяйственной деятельности и признал оспариваемые решения законными, с чем согласились суды апелляционной инстанции и округа.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе договор аренды, кадастровую выписку земельного участка, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 39.8, 77, 79 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон N 101-ФЗ) в редакции Федерального закона от 02.12.2013 N 327-ФЗ, статьей 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признали незаконным отказ в государственной регистрации договора аренды и обязали Управление Росреестра зарегистрировать данный договор.

Читайте также:  Три аршина земли читать

Отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции, не принимая какого-либо решения по существу спора, указал на необходимость надлежащей оценки судом первой инстанции фактических обстоятельств по делу и вынесения обоснованного решения с учетом применения и толкования статей 1, 3, 7, 8, 77, 79 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 18 — 21 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положений Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Суд при вынесении решения руководствовался статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 6, 7, 77, 101 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ и исходил из того, что в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кооператив не представил надлежащие доказательства наличия у него права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком.

Таким образом, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и согласуются с предписаниями пункта 4 части 1 статьи 8, статей 77 — 79 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 2, 3, 4, 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», статей 1, 9, 18, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующих спорное правоотношение.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 7, 27, 77, 83, 84 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», установив, что испрашиваемый земельный участок по сведениям государственного кадастрового учета относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», пришли к выводу о том, что право заявителя на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 23:30:0201010:3 не может быть реализовано на основании пункта 4 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения в связи с включением данного участка в границы населенного пункта.

Учреждение обращает внимание, что согласно статьи 77 Земельного кодекса к землям сельскохозяйственного назначения кроме сельскохозяйственных угодий (пашен, сенокосов, пастбищ, залежей, земель, занятых многолетними насаждениями) также относятся земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Между тем на назначении садовых земельных участков, находящихся на землях населенных пунктов, отразилось принятие Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно его статье 85 в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к определенным территориальным зонам, в частности жилой зоне и зоне сельскохозяйственного использования (пункт 1), причем земельные участки в населенных пунктах в составе зоны сельскохозяйственного использования (в отличие от земель сельскохозяйственного назначения, предоставляемых, как указано в статье 77, для нужд сельского хозяйства) используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (пункт 11).

Таким образом, на основании норм Земельного кодекса земельные участки, занятые водными объектами, могут также входить не только в состав земель водного фонда, но других категорий земель, например в состав земель населенных пунктов или земель сельскохозяйственного назначения (статьи 85, 77 Земельного кодекса).

Источник