Меню

Чтобы они могли защитить богатыри русскую землю

Конспект НОД «Русские богатыри — защитники Отечества»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях — защитниках земли русской.
Оживить представление о былинных героях — Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. Расширить знания детей об оружии богатырей.
Уточнить знания детей о защитниках Отечества, развивать логическое мышление, монологическую речь, умение делать выводы;

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к защитникам Отечества, чувство патриотизма.

Прививать интерес к физической культуре и желание заниматься спортом, вызвать желание быть похожим на сильных и смелых воинов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБДОО Ельниковский детский сад «Теремок» ОСП «Ельниковский детский сад №1 комбинированного вида»

Конспект занятия для старшей группы «Русские богатыри — защитники Отечества»

Воспитатель: Пономарева Ю.В.

Образовательные области : «социально-коммуникативное» , «речевое», «познавательное», «физическое», «художественно-эстетическое».

Задачи: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях — защитниках земли русской.
Оживить представление о былинных героях — Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. Расширить знания детей об оружии богатырей.
Уточнить знания детей о защитниках Отечества, развивать логическое мышление, монологическую речь, умение делать выводы;

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к защитникам Отечества, чувство патриотизма.

Прививать интерес к физической культуре и желание заниматься спортом, вызвать желание быть похожим на сильных и смелых воинов.

Активизировать слова : защитники, Отечество, героизм, отвага, богатырь, могучие, мужественные, кольчуга, доспехи, былины, меч, булава, палица, копьё, лук и стрелы, гусли.

Оборудование: иллюстрация В. Васнецова «Богатыри», канат, «камушки» из черного картона, иллюстрации богатырского и современного оружия, ноутбук с голосом героя, музыка «въезд на лошадях», мольберт с иллюстрациями разных видов войск Российской Армии.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций о Российской армии, картины «Богатыри» (В. Васнецов), ), чтение сказок и былин, заучивание пословиц о Родине.

Индивидуальная работа: учить правильно строить предложения Сашу, Ваню; отвечать на вопросы полным предложением Дашу, Алешу.

Дети заходят в зал с песней «Наша Родина сильна»

-К какому празднику готовится наша страна? День защитника Отечества .

— А как вы понимаете, что такое Отечество ? Это наша Родина.

— А наша Родина, какая? Прекрасная, огромная, большая, могучая, сильная.

“Все может родная земля — Может накормить хлебом, Напоить из родников, Удивить своей красотой. Но не может себя защитить”

— А от кого нужно защищать родную землю? (от врагов, от тех, кто хочет сделать плохо нашей Родине и нашим людям)

— Как вы думаете, кто может защитить родную Русскую землю? ( защитники , пограничники, моряки, танкисты, летчики, солдаты)

— А почему именно они? (они сильные, смелые, отважные ).

— Русские воины всегда отличались смелостью, ловкостью, находчивостью и выдержкой.

-Именно такие сильные, крепкие, выносливые должны быть солдаты- защитники . Ваши папы и дедушки, ведь они тоже защищали нашу Родину – служили в Армии. Когда вырастут наши мальчики, они тоже будут служить в армии и охранять нашу землю.

-Сейчас на страже наших границ стоят солдаты. А давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц и топкие болота. На этой земле жили славяне. Они своё государство, называли Русью. На Русь часто нападали враги, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Богатыри охраняли нашу Родину в древности от врагов, мимо них ни зверь не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт.

-Но что это? Закачалась вдруг земля — матушка. Завыли ветры буйные. На дубах орлы раскричались. Хочет напасть на землю русскую чудище. Что делать? Кто же нам поможет? (Богатыри)

Читайте также:  Почему происходит провал земли

-Посмотрите на картину художника Васнецова. Кто здесь изображен? (богатыри) (Показываю В. М. Васнецова «Богатыри»).

-Посмотрите, ребята, какие они были сильными, еще какими? ( могучими, мужественными , храбрыми)

-А откуда мы с вами узнали о богатырях? (из былин, русских сказок). Правильно ребята. О богатырях народ складывал песни- сказания, которые называются былинами. Они дошли до наших дней.

-Как зовут богатырей? ( Посередине на вороном коне Илья Муромец, слева на светло-сером коне Добрыня Никитич, с права на коне бурой масти Алёша Попович).

-Посмотрите, во что одеты богатыри ( сверкающие доспехи, шлем, шитые сапоги, кольчуга – имела вид рубашки, её воины надевали поверх одежды, чтобы защитить тело. Плели кольчугу из металлических колец),

-И какое у них оружие? (у Ильи Муромц а в од ной руке копье и щит , в другой булатная палица . Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен . Алёша Попович , держит в руках лук со стрелами . А на боку у него гусли. Во время отдыха играет и поет).

-Сегодня наша армия вооружена самым современным оружием и техникой. Какую военную технику вы знаете? (танки, самолеты, бронемашины). — А какое оружие (пушки, ракеты, пулеметы)

— А, вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?
-Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.
-Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю? Дорогу.

-Правильно, дорогу. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:

Пойдёшь направо
Деньги и слава,
Пойдёшь налево
Друзей потеряешь и будешь не смелым.
Двинешься прямо
Ждет опасность и богатырская застава.

Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу? Дорогу, которая идет прямо.
Воспитатель с детьми идет по дороге и перед ними первое препятствие.
Голос: (Задание 1)
Для начала разомнитесь,
По верёвочке пройдитесь,
Соступать с неё нельзя
Пропасть вас там ждёт друзья.
(На полу разложен канат, по которому детям нужно пройти закрытыми глазами, руки на поясе).

Голос: (задание 2)
Вот преграда на пути
Её так просто не пройти
Надо быстро вспоминать
И пословицы сказать!
(Нужно сказать пословицы о смелости, отваге и Родине русских героев).

— Где смелость там и победа. — Герой — за Родину горой. — Смелый боец, в бою молодец. — Жить — Родине служить. — Если Армия сильна – непобедима и страна. — Дружно за мир стоять – войне не бывать. — Смелого — враг не возьмет. — Сам погибай, а товарища выручай.
— С родной земли умри, не сходи.

Голос: (задание 3)
Вот и речка на пути,
Не проехать, не пройти
Соловей — разбойник злой
Мост сломал здесь над рекой.
(Нужно перейти через реку по камушкам, перекладывая их).

Голос: (задание 4)
Здесь преграда, здесь Кощей,
Ест он много-много щей,
Чтобы дальше вам пройти
Нужно доказать, что вы богатыри.

Физкультминутка «Богатыри»
Богатырь- вот он каков: (Показывают силача.)

Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял, (Имитируют движения).

Метко палицу бросал, На границе стоял,
Зорко — зорко наблюдал, (Смотрим вдаль из-под руки).
Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)

Голос: (задание 5)
Все преграды покорились,
Дальше в путь вы все пустились,
Но, увы, не тут — то было,
Вихрем всё вдруг закружило!
Змей Горыныч трехголовый,
Повстречался на пути,
Тут спасенья не ищи!
Но ребята не зевай,
И оружие скорее выбирай!
(Нужно выбрать и назвать богатырское оружие из оружия современных воинов).

Читайте также:  Земля до разъединения материков

-Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как богатыри и узнали об их подвигах. Вы все хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными. И я хочу сделать вам каждому подарок — это рисунок богатыря. Его доспехи вы можете раскрасить.

-Для вас есть еще один подарок. Дети подготовительной группы исполнят танец богатырей.

Источник

Познавательная беседа «Богатыри — защитники земли русской»

Наталья Плахтеева
Познавательная беседа «Богатыри — защитники земли русской»

Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественно-эстетическое развитие»

Воспитывать в детях любовь к своей Родине, уважение к её истории, славным традициям, её отважным защитникам через знакомство с русскими народными сказками.

Программные задачи

— Познакомить детей с понятием «русский богатырь», с русской народной сказкой

«Никита Кожемяка», дать первоначальные представления о жанре старинных

— Способствовать развитию стремления защищать слабых.

— Воспитывать в детях отвагу, мужество, желание служить Отечеству,

содействовать воспитанию любви к Родине, поддерживать в детях

желание быть похожими на русских богатырей.

Используемые материалы:

— текст сказки «Никита Кожемяка»;

— мультимедийная презентация «Богатыри земли русской».

Воспитатель приветствует детей и спрашивает, знают ли они, какой праздник приближается?

Ответы детей.

Воспитатель. Молодцы, дети. Правильно, этот праздник называется «День защитника Отечества». А кто такие защитники?

Ответы детей.

Показ слайдов мультимедийной презентации о военнослужащих разных родов войск

Воспитатель. Молодцы, вы правильно говорите. Ребята, а вы знаете как давным-давно на Руси назывались защитники Отечества?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, в старину защитниками Руси были богатыри. Посмотрите репродукции картин Васнецова «Три богатыря», «Богатырь на распутье» на слайдах мультимедийной презентации «Богатыри земли русской», (воспитатель комментирует изображения):

«Богатыри — это люди особенные, наделённые невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо умением (лихо скакать на коне, метко стрелять из лука и т. д.). Их не страшат злые враги, не страшит даже смерть. Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились очень сильными, и победить их было невозможно. О храбрых богатырях сложены пословицы:

Не родом богатырь славен, а подвигом.

Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.

Воспитатель. Ребята, сейчас мы знаем о том, какими были богатыри на Руси из старинных сказаний, легенд, былин, сказок. А вы любите сказки о богатырях?

Ответы детей.

Воспитатель. А каких богатырей из русских народных сказок вы знаете?

Показ слайдов мультимедийной презентации с изображением богатырей:

Воспитатель. Ребята, я очень рада, что вы из сказок знаете, какими были эти отважные и мужественные люди.

А сейчас мы с вами отдохнём и поиграем в игру «Да — нет»

На Руси богатыри есть, им всегда хвала и честь? (Да)

Илья Муромец герой, он был самый молодой? (Нет)

Соловья он победи, из автомата подстрелил? (Нет)

Алёша Попович тоже герой он сильный, смелый, молодой? (Да)

Он в Киеве граде дружинником был и Карабаса победил (Нет)

На танках боролись богатыри с врагом? (Нет)

Они воевали с щитом и мечом? (Да)

Гордимся мы нашими богатырями,

хотим ли мы быть такими же сами (Да)

Слышится стук в дверь (Входит второй воспитатель в русском народном костюме)

Воспитатель. Ребята, сегодня у нас с вами необычный день — к нам пришла гостья из сказки.

Марья – царевна. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Марья-царевна. Я пришла к вам из сказки о русском богатыре Никите Кожемяке. Вы знаете такую сказку?

Ответы детей.

Марья – царевна. Меня к вам направил мой отец — царь Киевский. Он просил меня рассказать вам эту сказку. Ребята, хотите узнать, какая страшная беда случилась с жителями славного города Киева, и как русский богатырь защитил всех людей этого города?

Читайте также:  Франкфурт это какая земля

Ответы детей.

Марья – царевна рассказывает детям сказку и демонстрирует цветные иллюстрации к ней.

В конце рассказа Марья-царевна предлагает детям помочь Никите быстрее добраться домой — найти самую короткую дорогу с помощью изображения на карточках.

Дидактическое упражнение «Найди самую короткую дорогу»

Помочь детям найти самое короткое расстояние между двумя объектами.

Каждому ребёнку предлагается карточка с изображением двух персонажей (царь и Никита, находящихся на расстоянии друг от друга. Между ними начерчены три разноцветные дороги: извилистая, прямая, зигзагообразная.

Дети пальчиками «прошлись» по каждой дорожке и сказали, что «пальчики-ножки» не устали только на прямой дорожке.

Марья – царевна спрашивает у детей, дорога какого цвета самая короткая и какой она формы (прямая, извилистая, зигзаг)

Ответы детей.

Марья – царевна, обобщая детские рассуждения, подводит их к выводу, что самая короткая дорога между двумя объектами – прямая.

Молодцы, ребята, вы помогли Никите Кожемяке быстрее добраться домой.

Вот вы и узнали о русском богатыре Никите Кожемяке и его подвиге.

Вопросы детям.

— Почему Никита согласился идти биться со змеем?

— Что придумал он, чтобы змей его не съел?

— Обрадовались ли люди, узнав, что Никита победил змея?

— Куда вернулся Никита после победы над змеем?

Дружно встанем – раз, два, три –

Мы ладонь к глазам приставим,

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,

И направо, и ещё, через левое плечо.

Дружно встанем – раз, два, три –

Воспитатель. Марья – царевна, давай вместе с ребятами соберём богатыря на подвиг героический, сделаем доспехи — щит и меч!

Художественно-творческая деятельность.

Аппликация «Доспехи богатыря»

Марья – царевна хвалит красивые работы детей и собирается домой — в сказку к своему отцу – царю города Киева.

А детям на память о занятии читает наказ, который богатыри оставили нам, своим потомкам:

Любить и защищать свою Родину, беречь её.

Защищать слабых, бедных, стариков и детей.

Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.

Дети поблагодарили Марью-царевну за то, что она рассказала сказку о подвиге богатыря Никиты Кожемяки, и пригласили её к себе в гости ещё.

Беседа по теме «Минин и Пожарский — защитники земли русской». Цель: продолжать знакомить детей с историей нашей Родины на основе конкретных исторических событий и личностей; пробуждать интерес к жизни.

Конспект игры-путешествия в прошлое в старшей группе «Богатыри земли русской» Подготовила: воспитатель ГБДОУ детский сад №45 Пушкинского района СПб Регусевич Елена Викторовна Цель: обеспечить приобщение детей к героическому.

Конспект интегрированного занятия «Богатыри земли русской» Конспект интегрированного занятия для старшей группы Тема: «Богатыри Земли Русской» Программное содержание: Воспитывать патриотические.

Сценарий праздника «Богатыри земли русской» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Буратино» п. Пруды. Конспект занятия по теме: «Богатыри земли.

Конспект НОД для старшей группы «Богатыри земли русской» Цели: -Приобщать детей к истокам русской народной культуры. -Способствовать развитию у детей представлений о защитниках Родины (от богатырей.

НОД по патриотическому воспитанию «Богатыри земли русской» для детей 5–7 лет Непосредственно образовательная деятельность патриотическое воспитание. «Богатыри земли русской». Для детей от 5 до 7 лет Программное содержание:.

Конспект НОД в подготовительной группе «Богатыри земли русской» Цель: — формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях. Задачи: • Закрепить названия.

Проект «Богатыри земли русской» Возраст детей: подготовительная группа. Срок проекта: 1 месяц. Тип проекта: информационно-практико-ориентированный. Срок проекта: краткосрочный.

Развлечение «Богатыри земли русской» Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Викторина для детей подготовительной группы «Богатыри земли русской» Задачи:1. Формировать представление о героическом прошлом народа Древней Руси, о русских богатырях. 2. Оживить представление детей о былине,.

Источник