Меню

Эди огнецвет земля с лазурными очами

Урок литературного чтения во 2 классе. Эди Огнецвет «Самое заветное желание»

Урок литературного чтения. Эди Огнецвет «Самое заветное желание».

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения во 2 классе. Эди Огнецвет «Самое заветное желание»»

Урок литературного чтения во 2 классе. Эди Огнецвет «Самое заветное желание»

1. Познакомить учащихся со стихотворениями Эди Огнецвет

2. Познакомить кратко с биографией писателя

3. Учить анализировать поэтические произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения.

3. Развивать речь учащихся, образное и логическое мышление, внимание к слову.

4. Воспринимать чувство долга, желание делать добро близким и окружающим людям.

Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения;

читать стихотворения выразительно;

находить в стихотворении те слова, которые помогают ответить на поставленные вопросы;

объяснять отдельные выражения в стихотворном тексте.

Учебное пособие для 3 класса. Презентация. Наглядные пособия. Карточки со стихами.

2.Вступительное слово учителя. Чтение стихотворения Эди Огнецвет учителем.

Я дoбpyю кнiгy
Як цyдa люблю.
Янa acвятляe
Людзeй i зямлю.
Э. Агняцвeт

Я начала свой урок со стихотворения Эди Огнецвет, потому что речь пойдет о……

Как вы думаете, если сейчас я прочитаю стихотворение на русском языке, вы его поймете также хорошо?

— Вот почему об этом спрашиваю: мне хочется узнать, нужно ли специально учиться, чтобы понимать стихи? Или достаточно знать язык, понимать смысл слов? (…)

Послушайте, как об этом говорят сами поэты:

«Я вам хочу открыть секрет,

Не каждый взрослый знает это:

Есть у стихов от нас секреты

«А что стихи таят в секрете?»-

«Как открывать секреты эти?».

Постановка темы и цели урока.

-Что таят в себе стихи? (секреты)

-Для чего нам нужно знать эти секреты? (помогут понимать стихи)

Тема урока «Самое заветное желание» Эди Огнецвет

Цель: открыть секрет названия стихотворения

научиться понимать в чем выражено заветное желание?

-Что для этого нужно делать на уроке?

Задачи: слушать, читать, сравнивать, делать выводы.

4. Первичное восприятие стихотворения.

-А как, по-вашему мнению, вы умеете слушать стихи?

-Давайте проверим. Поставим эксперимент. Я вам расскажу стихотворение, а потом задам 3 вопроса: 2 лёгких и один трудный.

-Если вы ответите на все три вопроса, будем считать, что вы умеете слушать стихи, а если не ответите, подумаем, чему вам нужно ещё учиться.

-Я прочту вам стихотворение «Заветное желание».

-В нём встретится 1 слово, которое вам может быть непонятно.

Очи – устаревшее, тоже, что и глаз.

Выражение: летят, что есть мочи – очень быстро, со всей силы.

А теперь давайте на минутку прервемся. Посмотрите направо на рисунки, которые вы подготовили к произведению. Затем налево в окно. За ним — прекрасное весеннее утро. Закройте глаза. Вспомните улыбку вашей мамы. Улыбнитесь в ответ. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу.

5. Изучение нового материала.

-Первым лёгким вопросом я проверю вашу память.

-Кто написал это стихотворение?
-Память у вас прекрасная.

-Ребята о чём стихотворение?

-Третьим вопросом проверю ваше внимание.

-Найдите в тексте и прочитайте слова, в которых выражено заветное желание:

-Значит, вы пока не открыли главного секрета. Ну ничего. Попробуем сделать это вместе.

— Вспомните, какие мудрые советы мы получили, путешествуя по произведениям?

— Выберите нужные слова и выражения: добрым, злым, неряхой, помогать старшим и малышам, уничтожать природу, любить животных, говорить правду, ссориться с друзьями, слушать старших.

— Передается из поколения в поколение, от человека к человеку самое важное на Земле. И пускай это самое важное желание согревает, объединяет всех людей на планете сегодня!

Чтение стихотворения учащимися.

–Какой поэтический секрет использует автор?

— просто и понятно рассказать вам маленьким читателям о серьезных вещах.

-Значит вы настоящие первооткрыватели секретов.

— А чтобы вы убедились в том, что действительно можете открывать секреты стихов, я приготовила для вас стихи. Каждый из вас сможет открыть секрет!

— Обратите внимание на тире: перед ним нужно сделать паузу.

7. Обобщение. Заключительное слово учителя.

Наш единственный и родной.

9. Итог урока. Д/з выр. чт., отв. на вопросы.

Источник

Эди Огнецвет (Беларусь.). САТИРИЧЕСКИЕ И ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ.

САТИРИЧЕСКИЕ И ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ.

БЕДНЫЙ САВКА.
Савка всё шалит и скачет.
Просишь в комнате прибрать –
Он согнётся, чуть не плача,
Будет охать и вздыхать:

— Подскочила аж до дрожи
Вдруг температура – страх!
Гляньте, в цыпках стала кожа
На руках и на ногах, –

Шею марлей он обвяжет:
— Ой, как больно. Ой, умру.
— Ты лежи, — сестрёнка скажет, —
Я в квартире приберу.

А когда в квартире чисто –
Парень, как бычок, здоров,
Пляшет он, с ним – стулья, миски,
И не нужно докторов!

— Ты купи, сынок, на ужин
Два пакета молока! –
Глядь – поникли плечи тут же,
Не узнаешь паренька:

— Три часа аж с половиной
Я урок учил, сидел,
Натрудился, как мужчина,
У меня навалом дел!

— Я пойду! – кричит сестричка. —
Братик, отдыхай, мой свет.

Работящая сестрица,
На вопрос мой дай ответ:
«Не пускает что трудиться
Савку? Лень? Иль, может, нет?»

БОКСЁР.
Дрожит земля,
Трясётся двор,
Идёт Егор-боксёр,
Колотит малышей – кошмар! –
Надутый, словно шар!

Идёт Егор –
Сигнал: «Беда»!
Малявки – кто куда!
Кто – в подворотню, кто за клён,
Пока не скрылся он.

— Скажи, Егор,
Ну, что с тобой?
Зачем такой разбой? –
Он покраснел, как помидор,
Стоит, молчит Егор.

Выходят дети:
— Что с тобой?
Зачем такой разбой? –
Вот мальчик – с шишкой-пузырём,
Девчушка – с синяком…

Вмиг окружён силач большой
Шумливою гурьбой!
Прижатый к стеночке, «боксёр»
Заплакал, как бобёр:

— Не буду больше, я не вру,
Гонять вас по двору! –
Что ж? Малыши не помнят зла:
— Пошли! –
Пошёл,
Пошла…

Вновь играми наполнен двор,
И думает Егор:
«Ты слово честное им дал –
Гляди, брат, чтоб сдержал!»

«СИЛАЧИ».
— За рога схватил быка я,
Хоть ужасно бился он!

— Я ж – с пути валун сдвигаю,
Хоть пятнадцать весит тонн!

— Я старушку в самом деле
На руках с квартал пронёс!

— Пароход столкнул я с мели,
И не в шутку, а всерьёз!

Я силён, меня нет круче –
Гну руками сталь и медь!

— Я – как богатырь могучий,
Чемпион, что твой медведь!

Галя это всё слыхала.
Куклам девочка сказала:
— Что ж, с такими молодцами
Станем сильными мы сами,
Во дворе тогда никто
Нас не тронет ни за что!

САВКА ЗА СТОЛОМ.
Лежат у тарелки и вилка, и нож,
Две чистые ложки лежат.
– Ну, и что ж?
Не буду я трогать их – пусть полежат.
Они ж ко мне не пристают и молчат! –
Хлебнул Савка борщ из тарелки – ой-ой! –
И мяса кусок ухватил он рукой.
Он пальцами ловит в стакане компот,
Он скатертью вытер и щёки, и рот.
Вдруг вилка сказала:
— За целый мой век
Попался впервые такой человек!
Тут ложка вскочила – и ну хохотать:
— Хи-хи! Ха-ха-ха! Дурачок он, видать!
Тут спрыгнули вместе они со стола –
Их сила любая сдержать не могла!
Нож, ложка и вилка уже у дверей.
Встревожился Савка:
— Постойте, э-гей!
Они же бегут, не желают вернуться:
— Хи-хи! Ха-ха-ха! – только ложки смеются.

КАК ЛЮДМИЛА В ГОСТИ ХОДИЛА.
У моей подружки Нины –
Именины!
Надо лучше наряжаться,
Необычно причесаться.
К юбке новенькой сперва
Я пришила кружева,
А на блузку – синий кант
И огромный красный бант.
Волосы я распустила,
И серёжки нацепила,
И все пуговки до блеска
Вычистила не по-детски.
Можно в гости. Но беда –
Для фасона нет зонта.
Выручил, на счастье, он –
Бабушкин старинный зонт.
Гости в сборе. И с поклоном
Захожу я церемонно.
Есть серёжки, и перчатки –
Круче выгляжу других.
Остальные ж (вот накладка!) –
В платьицах льняных простых.
Разговоры, шум, смешки…
Тут поднялся Нинкин брат,
Поглядел он сквозь очки –
Как профессор, в аккурат:
— Бантик справа, бантик слева,
Две серёжки – королева!
Очень мило! Очень мило!
Ты мартышка иль Людмила? –
Тихо он сказал тогда,
Я ж – сгорела со стыда!

СУЕВЕРНЫЙ ФЕДОТ.
— В школу я, — сказал Федот, —
Поутру идти собрался.
Чёрный, как сапог, мне кот
У крылечка повстречался.

Отскочил я: это —
Скверная примета!

Чёрный кот зашёл за дом.
Я иду. И вновь – тревога!
Дед-сосед с пустым ведром
Переходит мне дорогу.

Я – назад, ведь это –
Скверная примета!

И пять раз назад я шёл!
Нет несчастней человека –
Глупых пять примет нашёл,
Как из каменного века.

Опоздал я в школу – это
Очень скверная примета!

Перевод с белорусского Максима Надточея.

Источник

Урок подготовки к написанию сочинения-рассуждения либо сочинения-описания на темы, посвящённые родному краю

ТЕМА: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения либо сочинения-описания на темы, посвящённые родному краю

подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения либо сочинения-описания на темы о родном крае, актуализировать знания учащихся о композиционном построении текстов разных типов ;

развивать устную и письменную речь школьников, формировать навыки выделения опорных слов в предложениях и текстах, орфографическую зоркость шестиклассников;

воспитывать у учащихся любовь к Родине.

ТИП УРОКА: урок развития устной и письменной речи учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, медиа-проектор, магнитофон, таблица «Типы речи».

У. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

У . Основная задача нашего урока: подготовиться к написанию сочинения-рассуждения или сочинения-описания на темы о родном крае.

Откройте тетради и запишите дату.

У. Что для вас понятие Родина?

У. Спасибо! Вы убедились: это понятие очень широко, слово Родина многозначно. Заглянем в словарь Ожегова. Запишите определение в тетрадь.

Родина, -ы, ж.
1. Отечество, родная страна.
Любовь к родине. Защита родины.
2. Место рождения, происхождения кого-нибудь, возникновения чего-нибудь.:
Москва – его родина. Индия – родина шахмат.

У. Давайте составим ассоциативный ряд к слову Родина. Назовите те слова, которые возникают у вас в памяти в связи с этим словом.

У. Подберите однокоренные слова к слову Родина.

Уч. Родинка, родители, родной, родня, родственники, народ, род.

У. Давайте попытаемся проникнуть в тайну названий.

1. Запишите данные слова и произведите их морфемный разбор.

2. Вдумайтесь в значение, сосредоточенное в корне. Каково оно?

Уч. Это что-то родное, близкое, свое по рождению, по духу.

У. Итак, мы видим, что Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего города, со всего, что с ними связано, т.е. с Малой Родины. Проведем небольшую экскурсию по самым красивым местам Беларуси. Задание : в ходе экскурсии и дальнейшей нашей работы на уроке вам необходимо записывать в тетрадь опорные слова или словосочетания о Беларуси.

(Учащиеся смотрят медиа-экскурсию по Беларуси.)

У. Эта тема находит отражение и в лирике. Благодаря поэзии, прозе, родина становится очарованием не только для глаз, но и для сердца. Послушайте стихотворение известных белорусских поэтов о Родине.

Эди Огнецвет «Земля с лазурными очами»
Земля с лазурными очами,
Раздолье речек и лугов.
Тут называют Васильками
Светлоголовых пареньков.
Звенят криницы, как цимбалы,
Тропинки светятся в лесах,
Поля, пригорки, перевалы –
Просторный шлях, далекий шлях!

Якуб Колас «Ручей»
Средь ольховых кустов,
Где поет соловей,
И шумит, и гремит
Среброзвонный ручей.
И склоняет, как мать,
Верба ветви над ним,
И глядится в окно
Пышным верхом своим.

Якуб Колас «На поле»
Мирно шепчутся колосья,
Качаются нивы,
Слышно гомон средь полосок
Звонкий и счастливый.
Сколько шуму в спелом жите
И певучей мощи!
Как привольно вы лежите
По пригоркам рощи!

Якуб Колас «Лес»
Глухо шепчет лес зеленый,
И шумит, он и шумит.
Долгий гул, неугомонный
Целый день над ним стоит.
Над землей сплелись осины,
И поет шатер живой …
Лес! О чем шумят вершины?
Что ты шепчешь, вековой?

Якуб Колас «Старые дубы»
По-над Неманом – рекою
Над водою чистой,
Вновь я слушаю весною
Шум дубов тенистых.
Ой, дубравушка родная,
Дубы вековые!
Снова, снова вас встречаю,
Силачи лесные.

У. Приятно, что тема Родины вдохновляет и молодёжь. Послушайте стихотворения, которые написала наша выпускница Миронова Марина.

Я люблю свою страну родную,

И ни на что её не променяю.

Вместе с ней люблю, живу я и взрослею,

Знаю, много выстрадать пришлось ей,

Ты прекрасна, моя Беларусь,

Как люблю я цветы собирать

На просторных твоих лугах

И под мирным небом стоять,

И не знать, что такое страх.

Беларусь – ты страна красоты!

Буду верить тебя и любить!

IV. Актуализация знаний учащихся о типах текста

У. Вспомните главную задачу нашего урока?

Уч. Подготовиться к написанию сочинения-описания или сочинения-рассуждения на темы о родном крае.

У. Вспомните с пятого класса, какой же тип текста мы называем описанием? Рассуждением? Давайте обратимся к сравнительной таблице на экране.

У. Давайте рассмотрим композиционное текста-описания и выделим его части.

Беларусь! Моя страна, я закрываю глаза, расправляю руки-крылья, вдыхаю полной грудью. Я хочу парить в пространстве моей страны.

Подо мной голубизна озер и рек, зелень пущ и лесов, цветастые ладошки лугов, купола церквушек, ниточки тропинок, линии дорог, деревушки и города. Это, конечно же, моя белая-белая Русь, моя Родина, моя земля, знакомая и неизведанная сторона — часть моего пространства. Я люблю тебя, Беларусь!

Беларусь. Как много это слово значит для нас — ее детей. Это и родные, знакомые с детства пейзажи, и добрые, трудолюбивые люди. Живем мы на этой чудесной, богатой земле и за ежедневными хлопотами не замечаем ее прелести, привыкаем ко всей этой красоте. Так давайте же, люди, беречь и любить свой родной уголок, потому что без любви к Родине человек теряет частицу себя.

Уч. Желтым цветом показан общий вид. Красным – описание деталей. Синим – впечатление от описываемого объекта, авторская оценка.

У. Давайте рассмотрим композиционное текста-рассуждения и выделим его части.

С чего начинается Родина? С ласковых солнечных лучей, которые утром раздвигают шторы, врываются в комнату и сулят погожий день.

А может, она начинается с семьи? С улыбки матери, со строгого взгляда отца, с озорной шутки старшего брата.

Или начало Родины в природе? В шелесте ласковых берёзовых ветвей, в журчании хрустального ручья, в золотых колосьях и душистом клевере.

Да, Родина для меня начинается с близких людей, которые всегда помогут и поддержат, с родных мест, которые радуют взгляд и вселяют надежду. Моя Родина – щедра и надёжна!

Уч. Желтым цветом выделен тезис. Красным – аргументы. Синим – вывод.

У. Ваши сочинения-описания могут содержать рассуждение или наоборот – сочинения-рассуждения содержать описание. Это не будет ошибкой. Итак, запишите темы в тетрадь.

Темы: «С чего начинается Родина?», «Беларусь моя», «Край белых аистов», «Земля с лазурными очами».

У. В течение урока вам необходимо было записывать опорные слова о Беларуси. Чтобы их правильно написать в ваших сочинениях, мы выполним следующее задание. Вы каждый выберете самое дорогое, самое удачное, близкое слово или словосочетание, из записанных вами, и будете диктовать его, а один ученик будет записывать на доске.

У. Чтобы в сочинениях не было тавтологии, т.е. повторения, необходимо заменять слово Родина синонимами. Обратите внимание на экран.

Уч. Беларусь, Родина, Отчизна, земля с лазурными очами, озёр голубых страна, родной край, край белых аистов.

У. Часто символом Беларуси называют аиста. Давайте посмотрим почему.

У. Что нового вы узнали на уроке? Понравился ли он вам? Что больше всего запомнилось?

VII. Итоги урока. Слово учителя.

У. Ребята, человек должен с детства помнить, на какой земле он родился, помнить, что у него есть обязанности перед этой великой красивейшей землей в мире, которую зовут Родиной. И она у человека одна.

Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней легкий ветерок,
Душистее цветы, там холмы зеленее,
Там сладостней звучит поток,
Там соловей поет звучнее,
Там все нас может восхищать,
Там все прекрасно, там все мило,
Там дни, как молнии, летят,
Там нет тоски унылой,
Там наше счастие живет,
Там только жизнью наслаждаться!

Дома вы напишете сочинение-описание или сочинение-рассуждение на выбранную тему на черновиках. На следующем уроке мы будем читать их, корректировать, если понадобиться и писать в тетради.

Источник

Читайте также:  Сравните обеспеченность отдельных регионов стран пахотными землями