Меню

Экологическая экспертиза для перевода земель

Письмо 05-12-44/29123 О проведении государственной экологической экспертизы при переводе земель / 05 12 44 29123

Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ
от 19 ноября 2015 г. № 05-12-44/29123
«О проведении государственной экологической экспертизы при переводе земель»

В Минприроды России поступило письмо Аппарата Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с переводом земель лесного фонда в категорию земель промышленности и иного специального назначения для размещения полигона твердых бытовых отходов, содержащее позицию об обязательности представления в составе документации для перевода земель заключения государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ) объекта, для размещения которого запрашивается земельный участок.

В связи с изложенным Минприроды России полагает необходимым отметить следующее.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее — Закон № 172-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Законом № 172-ФЗ, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 2 Закона № 172-ФЗ установлен состав документов, необходимых для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, согласно части 4 которой для принятия указанного решения, в частности, необходимо заключение ГЭЭ в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами.

Федеральным законом, регулирующим отношения в области экологической экспертизы, является Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее — Закон № 174-ФЗ), статьи 11 и 12 которого содержат исчерпывающий перечень объектов ГЭЭ федерального и регионального. уровней в соответствии с которым документация, обосновывающая перевод земель (в том числе лесного фонда) или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий, в перечень объектов ГЭЭ не входит.

При этом в соответствии с подпунктом 7.2 статьи 11 Закона № 174-ФЗ объектом ГЭЭ федерального уровня в том числе является проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I — V классов опасности.

В соответствии со статьей 18 закона № 174-ФЗ заключением ГЭЭ является документ, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды.

Лесным кодексом Российской Федерации (статья 21) предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для: осуществления работ по геологическому изучению недр; разработки месторождений полезных ископаемых; использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов; переработки древесины и иных лесных ресурсов; осуществления рекреационной деятельности; осуществления религиозной деятельности.

Таким образом, строительство, реконструкция полигона твердых бытовых отходов на землях лесного фонда не соответствует требованиям Лесного кодекса.

Обращаем внимание, что в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению ГЭЭ федерального уровня, утвержденным приказом Минприроды России от 06.05.2014 № 204 (пункт 61), положительное заключение, подготовленное экспертной комиссией ГЭЭ, должно содержать выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, установленным экологическим требованиям, а также о возможности реализации объекта экспертизы.

Принимая во внимание изложенное, а также позицию Аппарата Правительства Российской Федерации (копия письма прилагается), полагаем возможным при проведении ГЭЭ проектной документации на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I — V классов опасности, реализация которых предполагается на землях лесного фонда, при отсутствии иных оснований для подготовки отрицательного заключения ГЭЭ указывать в положительном заключении ГЭЭ о возможности реализации объекта экспертизы в случае перевода земель лесного фонда в земли промышленности и иного специального назначения.

Просим обеспечить единую правоприменительную практику территориальными органами Росприроднадзора.

Источник

Недвижимость бесплатные объявления

Комплекс находится в самом центре Брюсселя, между Гран Плас и гостиницей Шератон, состоит из трех соединенных друг с другом зданий, общей площадью 15 000 м2.

Четырехкомнатные апартаменты в самом центре Будапешта, возле пешеходной улицы Ваци, в красивом доме начала 20 века, стоящем прямо на набережной Дуная.

Жилой комплекс апартаментов «Гардения Хаузес» расположен в самом популярном туристическом городе Анталия, в то же время далеко от городской суеты .

Читайте также:  Охрана природы при эрозии земель

Новый порядок перевода земель

21 декабря 2004 года был принят Федеральный закон № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – pакон). Уже 5 января 2005 года pакон вступил в силу. Сегодня мы остановимся на тех нововведениях, которые установлены этим законом, и на проблемах, которые могут возникнуть при реализации этого закона на практике.

Возможность использования земельного участка в России тем или иным образом напрямую зависит от категории земель, к которой он отнесен. Категория земель может быть изменена. Однако до недавнего времени в федеральном законодательстве наблюдался пробел в регулировании процедуры изменения категорий земель. До конца 2004 года на федеральном уровне были определены только процедуры и условия перевода земель лесного фонда.

Частично пробел восполнялся законодательством субъектов Российской Федерации. Например, в Ленинградской области в конце 2003 года был принят Закон «О порядке перевода земель из одной категории в другую», а в апреле 2004 года был установлен перечень документов, прилагаемых к ходатайству о переводе. Аналогичные законы были приняты в Красноярском крае, в Астраханской, Ярославской и Владимирской областях и ряде других субъектов. Однако в большинстве регионов процедура перевода земель не отличалась прозрачностью. Зачастую все зависело от произвольных решений органов власти. Кроме того, действительность принятых решений о переводе земель во многих случаях можно было поставить под сомнение, поскольку они принимались органами власти, чья компетенция в принятии подобных решений не была однозначно закреплена в законодательстве.

Что же изменилось с принятием нового закона?

Инициатива перевода

Новый закон устанавливает процедуру перевода. Ее может инициировать любое заинтересованное лицо путем подачи ходатайства в компетентный орган власти. Безусловно, к заинтересованным лицам относятся все законные владельцы и пользователи земельных участков, включая собственников и арендаторов, а также государственные и муниципальные органы власти, чьи функции связаны с распоряжением земельными участками или охраной земель. Также к заинтересованным лицам могут быть отнесены и те компании, которые только обращаются с заявлением о предоставлении им земельного участка под строительство, если предоставление земельного участка под строительство требует изменения категории земель. В зависимости от конкретных обстоятельств заинтересованными могут быть признаны и другие лица.

Компетентные органы

В отношении земель, находящихся в частной собственности, а также государственных земель, прошедших разграничение, компетенция по переводу земель установлена ст. 8 Земельного кодекса РФ. Однако большинство государственных земель до сих пор не прошло разграничение.

Новый эакон определил компетенцию различных уровней власти по вопросу перевода земель до разграничения государственной собственности на землю. Правительство Российской Федерации наделено компетенцией по принятию решений о переводе в отношении следующих земель:

* земель или земельных участков, необходимых для федеральных нужд;

* земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель;

* земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель, которые заняты водными объектами, находящимися в федеральной собственности;

* земель особо охраняемых территорий и объектов федерального значения или земельных участков в составе таких земель;

* земель или земельных участков в составе таких земель для установления или изменения черты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

В остальных случаях до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель осуществляется исполнительными органами субъектов РФ. При этом субъекты РФ своим законодательством могут делегировать часть полномочий по принятию решений также органам местного самоуправления.

Необходимые документы

В тексте ходатайства обязательно должно быть указано обоснование перевода земельного участка. Также к ходатайству должен быть приложен целый ряд документов. Среди них: заключение государственной экологической экспертизы, согласие правообладателя земельного участка и расчеты потерь сельскохозяйственного производства и (или) потерь лесного хозяйства. Следует отметить, что по закону органы государственной власти субъектов РФ и правительство РФ вправе урегулировать содержание ходатайств по переводу земель в своих подзаконных нормативных актах.

Заключение государственной экологической экспертизы необходимо представить вместе с ходатайством в случае, «если ее проведение предусмотрено федеральными законами». Закон прямо устанавливает требование о проведении государственной экологической экспертизы только для перевода земель особо охраняемых территорий и объектов, для некоторых случаев перевода земель лесного фонда, а также для перевода земель водного фонда в связи с прекращением их использования по назначению. Иные случаи обязательного проведения государственной экологической экспертизы установлены прежде всего Федеральным законом «Об экологической экспертизе».

Согласие правообладателей земельного участка необходимо для перевода практически во всех случаях. Круг правообладателей, с которыми должно быть согласовано изменение категории земель, в законе не определен. На наш взгляд, это означает, что согласование могут потребовать не только лица, указанные в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) в качестве правообладателей, но и, например, собственники строений на земельном участке, права которых на земельный участок не оформлены, но существуют в силу закона.

Читайте также:  Освоение земли человеком расы

Согласование перевода с правообладателями не требуется только в двух случаях. Во-первых, когда исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей. Во-вторых, в связи с установлением или изменением черты поселений. В этом случае перевод земель осуществляется автоматически в связи с принятием решения об изменении границ поселения.

Эти исключения означают, что владельцы, например, промышленного предприятия могут однажды узнать, что категория земельного участка под заводом была изменена и теперь относится к заповеднику или населенному пункту. Соответственно, продолжение производства на этом участке будет неправомерным. В этих случаях владельцы заводского здания и/или собственники и арендаторы земельного участка как правообладатели вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением целевого назначения земельного участка без их согласия в соответствии со статьей 57 Земельного кодекса РФ (в редакции закона). Однако механизмы реализации права на возмещение для этих случаев пока не установлены.

При переводе земель сельскохозяйственного назначения и земель лесного фонда прилагаются расчеты потерь сельскохозяйственного производства и (или) потерь лесного хозяйства. Порядок расчета вышеуказанных потерь определяется статьей 58 Земельного кодекса РФ и принятыми в соответствии с ней подзаконными нормативными актами.

Процедура перевода

Срок рассмотрения ходатайств на уровне правительства РФ не должен превышать 3 месяцев (если иное не будет прямо установлено нормативными актами на федеральном уровне). На уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований ходатайства о переводе должны рассматриваться в течение 2 месяцев. Если отказ в рассмотрении ходатайства связан с неправильной подачей документов заявителем (некомплектные или поданные в адрес неуполномоченного на рассмотрение государственного органа), то ходатайство должно быть возвращено заинтересованному лицу не позднее 30 дней с объяснением причин отказа в рассмотрении.

Положительное решение по результатам рассмотрения ходатайства оформляется актом о переводе земель (земельного участка), отрицательное решение – актом об отказе в переводе, которые должны быть направлены заинтересованному лицу, подавшему ходатайство, в течение 14 дней. Параллельно акт о переводе направляется в органы государственного земельного кадастра для внесения сведений о переводе земельного участка. Затем акт о переводе направляется в ЕГРП. Перевод земель (земельных участков) из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения записи о переводе (изменения категории) в ЕГРП. Для обработки документов в государственном земельном кадастре и ЕГРП закон устанавливает достаточно короткие сроки. Однако учитывая, что закон устанавливает сроки только для «направления» документов каждым из государственных органов, с момента принятия акта о переводе до момента внесения записи в ЕГРП может пройти около 2 месяцев.

Основания для отказа в переводе

Закон предусматривает основания для отказа в переводе и порядок обжалования решений об отказе. Помимо отрицательного заключения экологической экспертизы, основанием для отказа могут служить:

* Ограничения перевода земель или земельных участков из одной категории в другую либо запрет на такой перевод, установленные федеральными законами;

* Несоответствие испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной либо лесоустроительной документации.

Следует отметить, что все документы территориального планирования, послужившие основанием для отказа в переводе земель, должны быть приняты в установленном порядке и опубликованы. В противном случае они не могут считаться правомерным основанием для отказа. В настоящее время в большинстве регионов отсутствуют надлежащим образом утвержденные документы территориального планирования.

Акт об отказе может быть обжалован в суде в общем порядке.

Особенности изменения категории при изъятии земельных участков

При изъятии земельного участка, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд перевод этого земельного участка из состава земель одной категории в другую осуществляется после его изъятия (выкупа).

Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления должны осуществить перевод изъятого участка в определенную категорию использования до предоставления изъятого участка новому землепользователю.

Таким образом, землепользователь (собственник), у которого изымается земельный участок, не может быть принужден к освобождению земельного участка в связи с изменением категории земельного участка. Кроме того, государственный орган, осуществляющий изъятие, не вправе перекладывать процедуру изменения категории земельного участка на плечи на нового землепользователя.

Особенности перевода земель некоторых категорий

Законом установлены особенности для перевода земель каждой из категорий в другие категории. Остановимся подробнее на землях сельскохозяйственного назначения, которые часто являются наиболее привлекательными для застройки за пределами населенных пунктов. Закон установил целый ряд ограничений для перевода тех земель сельскохозяйственного назначения, которые признаются сельскохозяйственными угодьями, то есть пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые садами, виноградниками и другими многолетними насаждениями.

Читайте также:  Земля инь ба цзы значение

Во-первых, запрещен перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на 30% и более превышает кадастровую стоимость среднерайонного уровня. Тот же запрет действует в отношении иных земель сельхозугодий, которые нормативными актами субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых иным образом не допускается.

Во-вторых, законом отменены п. 2 и. п. 3 ст. 79 Земельного кодекса, которые устанавливали случаи, когда перевод сельскохозяйственных угодий считается допустимым.

Вместо этого для земель сельскохозяйственных угодий, земельных участков в составе таких земель, в отношении которых не действует запрет на перевод, закон установил перечень обстоятельств (изменение городской черты, необходимость проведения дороги или линии электропередач и др.), в связи с которыми перевод считается допустимым в исключительных случаях. Исключительность законом никак не определяется. Соответственно, исключительность того или иного случая будет оцениваться индивидуально при рассмотрении ходатайства о переводе. Такие формулировки закона, безусловно, влекут за собой возможность злоупотреблений лицами, которые рассматривают и принимают решения по ходатайствам о переводе.

Первоначальное отнесение земель к определенной категории

Закон установил, что все земельные участки должны быть отнесены к одной из предусмотренных Земельным кодексом категории земель. Категория земельных участков, в отношении которых в земельном кадастре отсутствуют сведения об их категории, устанавливается на основе правоустанавливающих документов (договоры, акты о предоставлении и т. д.) или документов, удостоверяющих права на землю (свидетельства и т. д.).

В случае если категория земель нигде не указана, должен быть принят нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории. Категория земельного участка определяется в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся. Одновременно закон содержит и другую норму: земельные участки, расположенные в черте поселений, подлежат отнесению к землям поселений, а вне черты поселений – к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка. К сожалению, закон не регулирует ситуацию, когда цель использования, для которой предоставлялся земельный участок, не соответствует его фактическому документально подтвержденному использованию.

Возможен ли перевод земель без перевода земельных участков?

В соответствии с Земельным кодексом, на категории подразделяются земли, а не земельные участки. В то же время закон регулирует перевод земель или перевод земельных участков. В ряде случаев закон различает эти две процедуры. Например, акт о переводе земельных участков должен содержать информацию о площади и кадастровых номерах, а акт о переводе земель – нет.

На практике может возникнуть множество неясностей, связанных с различием двух процедур. С одной стороны, закон не определяет содержание ходатайств о переводе земель, предоставляя полномочия по урегулированию данного вопроса различным органам власти подзаконными документами. С другой стороны, содержание ходатайств о переводе земельных участков и перечень прилагаемых к ним документов четко определен самим законом. Однозначного ответа на вопрос, могут ли устанавливаться дополнительные требования для перевода земельных участков подзаконными актами, закон не дает. В настоящее время также неясно, по какому принципу должны устанавливаться границы земель определенной категории, должны ли при этом учитываться границы земельных участков или нет. Главная проблема – юридическое оформление перевода земель. В соответствии с законом перевод земель или земельных участков считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи ЕГРП. Вместе с тем, в соответствии с законодательством, в ЕГРП могут вноситься лишь сведения о земельных участках, а не о землях в целом.

Представляется, что перевод земель из одной категории в другую безотносительно к отдельным земельным участкам будет проблематичным.

Иные открытые вопросы

Закон породил также целый ряд иных вопросов, которые будут разрешены практикой либо потребуют дополнительного нормативного регулирования.

Прежде всего это вопрос о роли органа власти, принимающего решение по ходатайству о переводе. Формулировки оснований для отказа в выдаче ходатайств можно толковать таким образом, что, помимо объективных критериев для принятия решений об отказе, компетентный орган оценивает ходатайство на предмет «исключительности случая» и наделен полномочием по толкованию «допустимости ограничений». В особенности это касается перевода земель сельскохозяйственных угодий.

Помимо прочего, законом не решен вопрос о правовом режиме земель, которые по объективным признакам могут быть отнесены сразу к нескольким категориям земель. Например, приоритетность отнесения земель к землям лесного или водного фонда перед отнесением к землям сельскохозяйственного назначения или землям поселений на практике часто порождает большие вопросы.

Источник