Меню

Экологическая ответственность за порчу земель

Прокурор разъясняет — Прокуратура Калужской области

Прокурор разъясняет

Земля является важнейшим природным ресурсом, неотъемлемым компонентом биосферы, необходимой для существования жизни, базисом любой деятельности человека.

Поэтому законодательство Российской Федерации содержит ряд положений, направленных на охрану земли от ухудшения ее качественного состояния. В их числе административная ответственность за порчу земель, предусмотренная статьей 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 1 указанной статьи КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы.

Самовольное снятие плодородного слоя почвы означает его отделение от поверхности земли без разрешения. Самовольное перемещение плодородного слоя почвы — это осуществленное без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы.

За совершение данного административного правонарушения предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Уничтожение плодородного слоя почвы может выражаться в таких действиях, как насыпка поверх него другого грунта, залив бетоном, асфальтом, приведение в негодность при заготовке и трелевке древесины, сносе плодородного слоя при строительстве, прокладке дорог; невыполнения мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта и т. п.

Порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие как к частичному или полному разрушению плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, так и частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижению природно — хозяйственной ценности земель. Порчей земель является ухудшение их качества в результате антропогенной деятельности, связанной с обращением опасных веществ и отходов, лишением плодородного слоя почвы, увеличением количества химических веществ или уровня радиации и т. п.

Совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Предметом посягательства могут быть любые земли, вне зависимости от их категории. Для привлечения к ответственности не имеет значение правовой титул на земельный участок. К ответственности за порчу земель может быть привлечено лицо, не обладающее никакими правами на земельный участок. Достаточными основаниями для привлечения к ответственности является наличие вреда, причиненного земле, и установление причинно — следственной связи между действиями нарушителя и наступившим вредом.

Следует отметить, что законодательство Российской Федерации предусматривает также уголовную ответственность за порчу земли. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, влекут уголовную ответственность по ч. 1 ст. 254 Уголовного кодекса РФ.

Указанные деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, влекут ответственность по ч. 2 ст. 254 УК РФ.

Деяния, предусмотренные частями первой и второй, повлекшие по неосторожности смерть человека, влекут ответственность по ч. 3 ст. 254 УК РФ. Максимальной мерой наказания за такое преступление предусмотрено лишение свободы на срок до 5 лет.

1 Изображения

Прокуратура
Калужской области

Прокуратура Калужской области

За порчу земель законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность

Земля является важнейшим природным ресурсом, неотъемлемым компонентом биосферы, необходимой для существования жизни, базисом любой деятельности человека.

Поэтому законодательство Российской Федерации содержит ряд положений, направленных на охрану земли от ухудшения ее качественного состояния. В их числе административная ответственность за порчу земель, предусмотренная статьей 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 1 указанной статьи КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы.

Самовольное снятие плодородного слоя почвы означает его отделение от поверхности земли без разрешения. Самовольное перемещение плодородного слоя почвы — это осуществленное без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы.

За совершение данного административного правонарушения предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Читайте также:  Рыночная стоимость земли в московской области это

Уничтожение плодородного слоя почвы может выражаться в таких действиях, как насыпка поверх него другого грунта, залив бетоном, асфальтом, приведение в негодность при заготовке и трелевке древесины, сносе плодородного слоя при строительстве, прокладке дорог; невыполнения мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта и т. п.

Порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие как к частичному или полному разрушению плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, так и частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижению природно — хозяйственной ценности земель. Порчей земель является ухудшение их качества в результате антропогенной деятельности, связанной с обращением опасных веществ и отходов, лишением плодородного слоя почвы, увеличением количества химических веществ или уровня радиации и т. п.

Совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Предметом посягательства могут быть любые земли, вне зависимости от их категории. Для привлечения к ответственности не имеет значение правовой титул на земельный участок. К ответственности за порчу земель может быть привлечено лицо, не обладающее никакими правами на земельный участок. Достаточными основаниями для привлечения к ответственности является наличие вреда, причиненного земле, и установление причинно — следственной связи между действиями нарушителя и наступившим вредом.

Следует отметить, что законодательство Российской Федерации предусматривает также уголовную ответственность за порчу земли. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, влекут уголовную ответственность по ч. 1 ст. 254 Уголовного кодекса РФ.

Указанные деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, влекут ответственность по ч. 2 ст. 254 УК РФ.

Деяния, предусмотренные частями первой и второй, повлекшие по неосторожности смерть человека, влекут ответственность по ч. 3 ст. 254 УК РФ. Максимальной мерой наказания за такое преступление предусмотрено лишение свободы на срок до 5 лет.

Источник

Уголовная ответственность за порчу земли согласно ст. 254 УК РФ

1. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, — наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, — наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Особенности применения ст. 254 УК РФ

Касательно сложившейся ситуации с состоянием земель в Российской Федерации можно прийти к неутешительным выводам: государственный ресурс бездарно и стремительно теряет свою ценность, порча земли становится проблемой национального масштаба. Более того, применение правовых норм недостаточно для решения вопроса, уголовная ответственность за порчу земли применяется крайне редко.

Краткий обзор ситуации на сегодняшний день: приблизительно 15% площади государства загрязнены настолько, что представляют опасность для жизни и здоровья людей.Около 40% населения живут в районах с неблагополучной экологической средой.Объем затрат на охрану окружающей среды с 2003 года вырос приблизительно в пять раз (по данным Росстата).

Главным вопросом является то, насколько эффективно законодательство справляется с предотвращением такого рода правонарушений, какие «подводные камни» встречаются при использовании существующих законов.

Для грамотного правоприменения необходимо учитывать различные правовые акты и нормативы, устанавливающие требования к максимально допустимому содержанию вредных веществ, правила их эксплуатации.

Удобрения – вещества, созданные для подпитки растений, служащие для увеличения роста урожайности. Под ядохимикатами подразумеваются пестициды, химические вещества, служащие для истребления вредных насекомых, борьбы с заболеваниями растений, сорняками, вредителями.

Остальные опасные вещества подлежат государственной регистрации, включающей в себя:

  • наличие информации об их производстве;
  • описание применения;
  • указаниеноменклатуры;
  • описание свойств и поведенческиххарактеристик.
Читайте также:  Геологическая оболочка земли населенная живыми организмами называется

Если загрязнение произошло разновидностями веществ, не попадающими под определения и нормы (например, нефтепродукты), то применить наказаниепо ст.254 невозможно.

Внимательно следует отнестись к реализацииданной нормы вотношении использования пестицидов, так какправонарушениепопадает и под нормыАдминистративного кодекса. Деяние можно классифицировать по ч.2 ст.247 УК РФ, что осложняет применение ст.254: совершено одно правонарушение, а значит наказание возможно только по одной из норм, под которое оно попадает.

В связи с этим правоприменители часто сталкиваются с проблемой квалификации и конкуренции правовых норм, характерных для главы, посвящённой экологическим преступлениям.

Применяя ту или иную статью, эксперты руководствуются правилом: «Если правонарушение попадает под действие общей (например, ст.247) нормы и специальной (ст.254) нормы, то применяется специальная».

По поводу применения отталкиваются от полученных последствий: если при правонарушении был причинен вред здоровью людей или окружающей среде, то оно квалифицируется по ст.254.Также ведутся дискуссии по поводу того, что является объектом правонарушения.

Выделяют три мнения по этому вопросу:

  • экологическая безопасность земли;
  • общественные отношения, которые относятся к сфере охраны и рационального использования земли;
  • земля – компонент экосистемы.

Что касается субъекта: это граждане, достигнувшие 16-летия, нарушившие правила реализации прописанных в правовой норме видов деятельности, если при этом были выявлены указанные в законе последствия нарушения.

Если говорить конкретнее, то такое правонарушение может быть допущено работниками складов, на которых хранятся опасные вещества, транспортных компаний, осуществляющими их перевозку, сельхозработниками, частными лицами (фермерами).

Независимо от вида деятельности, профессиональной подготовки, информированности о правилах работы с указанными веществами, все граждане, имеющие дело с веществами, определёнными в законе, являются субъектами правонарушения, так как должны соблюдать установленные стандарты и правила.

Важный момент: если проведение хозяйственных мероприятий, связанных с опасными веществами, было порученогражданину, не обладающему соответствующими навыками, опытом, профессионализмом и квалификацией, который не мог знать о наступлении вредных последствий, то ответственность несёт лицо, поручившее ему данную работу.

Законодательство РФ о порче земли

Юридические основания экологической политики России представлены в Конституции в статье 42.

Другие нормативно-правовые акты, регулирующие экологическую безопасность в Российской Федерации:

  • федеральные законы: Федеральный закон №89-ФЗ от 24 июня 1998 года и др.;
  • кодексы: Земельный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ и Уголовный кодекс РФ.
  • постановления Правительства: Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р и др.;
  • санитарные нормы;
  • строительные нормы.

Проблема использования ст. 254

Эксперты отмечают узость применения данной статьи по следующим критериям:

  • не охватывает все виды взаимодействия и деятельности по отношению к вредным веществам, речь идёт только о хранении, правилах транспортировкии использовании;
  • подразумевает охрану только части природного ресурса – почвы;
  • указан довольно узкий круг вероятных источников воздействия на окружающую среду.

Если брать применение статьи в части наказания, то оно представляет из себя штрафные санкции (200 тыс. рублей, доход или з/п за 18 месяцев), устанавливаетотъем права заниматься определённой деятельностью, работать в конкретной должности на 2 или 3 года, привлечение к исправительным работам до2 лет.

Рассматривая практику применения, можно выявить следующее:

  1. Глобальное загрязнение объекта – почвы,производится, как правило, такими структурами и предприятиями, для которых не составляет труда выплатить сумму в 200 тысяч, соответственно штрафные санкции не предотвратят ущерб, наносимый почве.
  2. Отъём права занимать должность, относится только к людям, занимающимся деятельностью в рамках государственных/муниципальных структур, а значит, ответственность по данной статье ненаступает в случае, когда гражданин должности не занимает.

По комментарию экспертов, состав преступления не включает в себя степени причинения вреда здоровью людей как умышленно, так и по неосторожности. Соответственно, наказание имеет незначительную степень в сравнении с характером и наносимой опасностью обществу, а значит ужесточение наказания- необходимая мера.

Что показывает судебная практика?

По статье рассматривается не так много дел, потому что люди понимают свою ответственность за загрязнение и нарушение земли.

  1. Гражданин У. на своем участке земли за городом организовал свалку. Он свозил туда металлолом. Шины и прочие бытовые отходы. Соседи стали на него жаловаться, потому что это было опасно проникновением вредных веществ в землю и воду. Полиция возбудила дело, проверила У. и провела экспертизу по уровню вредных веществ в земле. Она показала, что концентрация очень высока. У. подвергли суду, ему выписали штраф и заставили ликвидировать свалку.
  2. Гражданка Е. работала на заводе по производству удобрений. Она отвечала за безопасность их хранения на складах. В силу невнимательности она пропустила момент, когда часть удобрений попала в открытую почву возле завода. Это привело к ее загрязнению. После проверки органами следствия было вынесено решение, что Е. виновна. Суд наказал ее штрафом.
  3. Гражданин Б. владел земельным участком, на котором выращивал картошку. Он пользовался удобрениями, чтобы растения росли быстрее. Но в один день переборщил с ними. Все растения погибли, почва стала неплодородной. Следствие возбудило против него дело, признало его виновным. По результатам судебного заседания Б. получил штраф и исправительные работы.
Читайте также:  Правовые функции государственного управления землями

Какие решения выносятся по статье 254?

Статья чаще носит обвинительный характер. В 2020 по ней проходило 2 дела. Оба по 1 части. В результате 1 человек получил штраф, второй – исправительные работы.

Статистика

Из статистики (довольно скудной) хорошо прослеживается низкая эффективность нормы вынесения обвинительных приговоров,то есть сложилось критическое положение в ситуации с охраной земли.

Причинами кризиса являются не только недостаточное обеспечение контроля по исполнению закона правоохранительными органами, но и несовершенство законодательства.

Это связано с неактуальностью многих правовых норм, отсутствием отработанного механизма их реализации в действительности, наличие законодательных актов, противоречащих друг другу, негативными изменениями в структуре природоохранных органов. Возможно законодателю следует обратиться к зарубежному опыту защиты окружающей среды и внести поправки согласно уже успешно реализуемым правовым нормам.

Административный кодекс

Другим нормативно-правовым документом, обеспечивающим охрану почвы, выступает КоАП РФ. Статья 8.6. включает ответственность за порчу, захламление, засорение и загрязнение земель, а также за самовольное снятие и перемещение плодородного слоя земли.

  • для граждан – штраф в размере до 3 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от пяти до 10 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от тридцати до 50 тысяч рублей.

Снижение плодородности почвы в результате нарушения правил работы с агрохимическими веществами.

  • для граждан – административный штраф размером до 3 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – до 10 тысяч рублей;
  • для предпринимателей (без создания юридического лица) – от 20 до 40 тысяч рублей или приостановление любой коммерческой деятельности на срок до 90 суток;
  • для юридических лиц – от 40 до 80 тысяч рублей или приостановление любой деятельности сроком до 90 суток.

Справка. Комментарий к статье 8.6. КоАП РФ поясняет, что к плодородным слоям земли относится чернозем. А плодородность земель сельскохозяйственного назначения определяется способностью почвы удовлетворять потребности растений в минеральных веществах, воде, воздухе и тепле.

Другой комментарий к статье 254 Уголовного Кодекса РФ

1. Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения по охране земли от противоправных действий, ухудшающих ее качество.

Предметом преступления является земля, т.е. земная поверхность на глубине ее почвенного слоя.

2. Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в нарушении правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании, транспортировке. Подобные нарушения должны иметь своим следствием отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности людей. Речь, следовательно, идет об антропогенном физико-химическом, биологическом изменении качества земной поверхности на глубине ее почвенного слоя в связи с превышением в ней ПДК опасных вредных веществ.

Характеризуя объективную сторону состава преступления, закон говорит об «отравлении», «загрязнении» или «иной порче земли».

Под загрязнением земли понимается ухудшение в результате антропогенной деятельности (включая аварии) качества земель, в том числе лишенных плодородного слоя почвы (карьеры, каменистые поверхности и т.д.), характеризующееся увеличением (появлением) химических веществ или уровня радиации по сравнению с их ранее существовавшими значениями (фоновыми или на начало сравниваемого периода).

Загрязнение земель применяемыми в сельском и лесном хозяйстве средствами химизации характеризуется их увеличением свыше предельно или ориентировочно допустимых концентраций в почве.

Под порчей земли понимается частичное или полное разрушение плодородного слоя почвы в результате умышленных или неосторожных действий, а также вследствие непринятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами.

3. Обязательным общественно опасным последствием порчи земли должно быть причинение вреда здоровью человека (см. комментарий к ст. 247 УК).

Субъективная сторона преступления, на наш взгляд, характеризуется неосторожной виной по отношению к последствиям противоправных действий. Вместе с тем само нарушение может быть допущено умышленно

5. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет, вменяемое.

6. Если те же деяния, включая последствия, совершены в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (см. комментарий к ст. 247 УК), то содеянное образует квалифицированный состав рассматриваемого преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 254 УК.

7. Часть 3 ст. 254 УК в качестве особо тяжкого последствия данного преступления предусматривает причинение по неосторожности смерти человека (см. комментарий к ст. 247 УК).

Субъективная сторона

Отношение нарушителя к содеянному может быть различным. Так лицо умышленно срезает слой почвы, если желает продать его или разместить на другом участке.

Засорение части земельного участка отходами, приведшее к ухудшению характеристик плодородного слоя, может быть в форме неосторожности. Виновный безразлично относится к потенциалу участка, хотя обязан принять меры для сохранения его плодородных функций.

Форма вины влияет лишь при назначении наказания. Также не освобождает от ответственности незнание правил обращения с плодородной почвой.

Дополнительно к нарушителю могут применяться иные формы ответственности. Так на основании статьи 45 ЗК РФ прекращается право пожизненного наследуемого владения. Местные органы власти имеют право предъявить иск для возмещения нарушителем стоимости работ по рекультивации почвы.

Землепользователь обязан безусловно соблюдать правила обращения с плодородным грунтом. При необходимости её переноса нужно обращаться за согласованием в подразделение Минприроды.

Источник