Меню

Экономическая эффективность мониторинга земель сельскохозяйственного назначения

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ

Виды эффективности

Принято считать, что термин «эффективность» появился первоначально в экономической литературе. В основе этого понятия лежит ограниченность ресурсов, желание экономить время, получать как можно больше продукции из доступных ресурсов. Иными словами, эффективность – это способность получать результат.

Уровень эффективности способен влиять на решение целого перечня социальных и экономических задач, например, таких как стремительный рост экономики, повышение уровня жизни населения, снижение инфляции, совершенствование условий труда и отдыха.

Оценка эффективности служит значимым звеном разработки проектных и плановых решений, которое позволяет определить уровень прогрессивности действующей структуры, плановых мероприятий или разрабатываемых проектов, и проводится с целью выбора более рационального варианта структуры или способа ее совершенствования [18].

Ближе к концу 21 века термин «эффективность» начинает утрачивать свое экономическое значение и употребляется для оценки различного рода действий.

Эффективность мониторинга можно разделить на экономическую, экологическую и социальную (рисунок 24).

Виды эффективности мониторинга земель
Экологическая эффективность
Социальная эффективность
Экономическая эффективность

Рисунок 24 — Виды эффективности мониторинга земель

В настоящее время не существует единой методики расчета эффективности ведения системы мониторинга земель сельскохозяйственного назначения. Важной задачей при таком расчете служит разработка критериев и показателей. Определение критерия эффективности можно проводить по схеме, разработанной С.А. Гальченко, к основным этапам которой относятся:

1. Формулировка цели и задачи анализа эффективности.

2. Определение видов эффективности.

3. Определение факторов, влияющих на экономическую эффективность.

4. Выбор методов и приемов определения эффективности.

5. Пилотная проверка определенной методологии исследования.

6. Проверка результатов исследования по определению эффективности.

7. Определение видов критериев эффективности.

8. Проверка исследования по оценке эффективности в соответствии с выбранными критериями на примере конкретных субъектов земельных отношений [33].

Критерий – это признак, на основе которого происходит классификация.

Выбор критерия эффективности на каждом территориальном уровне необходимо обосновать экономическими расчетами. Можно использовать метод экспертных оценок и математическую обработку информации о расходно-доходной части ведения мониторинга земель сельскохозяйственного назначения с помощью стандартного математического аппарата, а также построения математических моделей. Критерий как мерило экономической эффективности конкретизируется через показатели.

Для определения эффективности системы мониторинга земель сельскохозяйственного назначения можно использовать систему показателей или один показатель. Во втором случае результаты расчетов эффективности будут менее объективными. При определении экономической эффективности обязательным критерием является сопоставимость всех показателей во времени, по ценам и тарифным ставкам заработной платы, используемым при определении показателей; по элементам затрат.

Экологическая эффективность мероприятий по мониторингу земель первым делом проявляется в снижении антропогенной нагрузки на земли сельскохозяйственного назначения.

Экологическая эффективность мониторинга земель характеризуется уровнем использования земельных и природных ресурсов, их воспроизводством на основе информации о состоянии земель, степенью информации мониторинга на формирование экологического равновесного и устойчивого землепользования, совершенствование экологических условий жизни населения.

Экономическая эффективность затрат на природоохранную деятельность означает их результативность, иными словами соотношение между результатами и обеспечившими их затратами.

Природные кормовые угодья, составляющие более 70% земельного фонда Республики Калмыкия, являются естественными экосистемами Калмыкии и в значительной мере определяют ее экологическое состояние. По данным Прикаспийского НИИ аридного земледелия, на пастбищах Калмыкии продуктивность фитоценозов не превышает 120 корм. ед/га, а скорость снижения продуктивности достигает 1,0 – 1,5% ежегодно [13,14].

В то же время подобные изменения пастбищной продуктивности воздействуют на выход животноводческой продукции с единицы площади, значительно увеличивают в цене ведение пастбищного животноводства. Меняется ценность пастбищного угодья для некоторых групп животных, уменьшается продолжительность и количество циклов стравливания, сезон использования.

В конечном итоге в отдельные периоды наблюдалось снижение выхода валового продукта животноводства до 10% относительно предшествующих периодов, к примеру, выход валовой продукции животноводства в 2009 году составил 91,1% от аналогичного в 2008.

Экологический эффект подразделяется на первичный, промежуточный и конечный.

· Первичный эффект состоит в снижении негативного воздействия на окружающую среду и улучшение ее состояния, проявляется в снижении объема загрязнения и концентрации вредных веществ в почве, воде и воздухе до максимально предельных допустимых норм, увеличении площади пригодных к использованию земель.

· Промежуточный эффект проявляет себя в снижении загрязнения природной и антропогенной среды до минимально допустимых норм.

· Конечный эффект заключается в эффективности общественного производства и увеличения валового национального продукта страны.

Критерием экологической эффективности является предотвращение ухудшения природной и антропогенной среды, получение экологически чистой продукции, и как следствие – снижение заболеваемости населения и увеличение продолжительности жизни людей.

Читайте также:  Посев семян в переувлажненную землю

Абсолютный эколого-экономический эффект сожжет быть выражен через прирост валовой продукции, чистого дохода и прибыли за счет освоения, трансформации и улучшения земель, введения экологически целесообразной системы производства. Более того, этот эффект может быть выражен через снижение затрат на производство, экономию потерь живого и общественного труда, снижение себестоимости продукции, уменьшение износа основных фондов.

Социальная эффективность – эта своеобразная экономическая эффективность природоохранных затрат на предотвращение потерь чистой продукции вследствие заболеваемости, снижения выплат из фонда социального страхования, сокращения расходов общества на лечение трудящихся по причинам загрязнения окружающей среды и т.д. Иначе говоря, социальная эффективность – это та часть экономической эффективности, которая отражает результативность затрат, связанных с экологической нормализацией условий жизнедеятельности человека.

Показатель социальной эффективности определяется также, как и общая экономическая эффективность, отношением годового эффекта (в нашем случае — социального) к совокупным экологическим затратам.

Рассчитать социальный эффект природоохранных мероприятий довольно-таки сложно, т.к. на состояние здоровья человека помимо загрязнителей среды обитания влияют и другие факторы, поэтому трудно выделить «вклад» загрязнения в ухудшение здоровья людей. Однако, по экспертным оценкам, каждый занятый в общественном производстве человек болеет в среднем 10 дней в году по причинам, связанным с неблагоприятной экологической обстановкой.

Социальные эффекты и показатели социальной эффективности используются в качестве дополнительных к показателям экономического эффекта и эффективности и служат для определения фактического уровня и нормативов укрупненных показателей затрат, необходимых для достижения установленной величины снижения вредных выбросов и поддержания заданного состояния природной среды.

Эффективность природоохранной деятельности следует рассматривать как составную часть эффективности общественного производства. Практика показывает, что высокая экономическая эффективность производства с позиций предприятия не всегда является таковой с позиции общества, если она достигается ценой расточительного использования природных ресурсов и загрязнения природы. К сожалению, действовавший в нашем государстве хозяйственный механизм не создал заинтересованности предприятий в природоохранной деятельности. По свидетельству отечественного и зарубежного опыта, своевременные инвестиции в охрану природы и рациональное природопользование оказываются в несколько раз меньше тех затрат, которые несет общество при возмещении нанесенного ущерба (если он вообще может быть восполнен). Капитальные вложения на эти цели по некоторым оценкам окупаются в 1,3 раза быстрее, чем в целом по народному хозяйству. И более эффективным путем решения экологических проблем является использование ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий.

Источник

Экономическая эффективность ведения государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Калмыкия

Экономическая эффективность ведения государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения может быть определена как соотношение результативных показателей (дохода) и затрат на получение этого дохода (расходов). В связи с этим следует выделять доходные и затратные показатели.

1. Ежегодные поступления средств в бюджеты всех уровней, в том числе:

— земельный налог и арендная плата за земельные участки;

— плата за предоставление сведений из Единого государственного реестра земель (ЕГРЗ), Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), Государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства;

— средства, перечисленные на лицевой счет государственных организаций за проведение экспертизы землеустроительной документации;

— штрафы за нарушение земельного законодательства в частности земель сельскохозяйственного назначения.

2. Возмещение потерь сельскохозяйственного производства.

3. Возмещение убытков сельскохозяйственного производства, включая упущенную выгоду, в том числе за счет:

— изъятия земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения для государственных и муниципальных нужд;

— временного занятия земельных участков;

— ограничения прав собственников, землевладельцев и землепользователей, занимающихся сельскохозяйственным производством (плата за ограничения и обременения);

— изменения целевого назначения (вида разрешенного использования) земельного участка;

— ухудшения качества земель.

4. Ежегодные поступления от приватизации и продажи земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

1. Ежегодные расходы средств бюджета всех уровней на землеустроительные и кадастровые работы в том числе:

— проектно-изыскательские работы по землеустройству на землях сельскохозяйственного назначения;

— создание инфраструктуры пространственных данных;

— ведение кадастра объектов недвижимости и регистрации прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения;

— осуществление государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и кадастровой оценки таких земель.

2. Административно-управленческие расходы.

3. Расходы на содержание государственной и муниципальной земельной собственности.

Таким образом, экономическую эффективность ведения мониторинга земель сельскохозяйственного назначения (Эм) можно рассчитать по формуле 1:

Читайте также:  Какая земля нужна для посадки гортензии метельчатой

где ∑Пj – ежегодные поступления (доходы), а ∑pj – расходы бюджетов всех уровней на мероприятия по проведению мониторинга земель сельскохозяйственного назначения [33].

Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 14 сентября 2012 года № 338 была утверждена республиканская целевая программа «Внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов спутниковой деятельности в интересах социально-экономического и инновационного развития Республики Калмыкия на 2012-2014 годы».

В данной дипломной работе, как ранее было отмечено в третьей главе, мною будет предложено произвести расчет экономической эффективности ведения государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Калмыкия с применением данных дистанционного зондирования Земли.

Эффективность практического применения данных дистанционного зондирования для проведения мониторинга напрямую связана с затратами на получение и обработку космических снимков.

Для определения эффективности использования данных дистанционного зондирования была вычислена стоимость проведения работ с использованием материалов космической съемки и аэрофотосъемки. Стоимость 1 кв. км заказной съемки компанией СканЭкс типа Geo с разрешением 0,5 м составляет около 770 руб., для продукта типа GeoStereo – приблизительно 1496 руб. Цена аэрофотоснимка в большой степени зависит от соотношения площади объекта к времени подлета к объекту. Если объект очень удален, а площадь мала, то цена может быть весьма велика. Однако для удачного соотношения указанных факторов цена не должна превышать 700 руб. за 1 кв. км. При больших расстояниях подлета к объекту и сравнительно больших площадях цена может составлять около 1500 руб. за 1 кв. км и более.

Таким образом, в части стоимости космическая съемка уверенно конкурирует по стоимости в тех случаях, когда выполнение аэрофотоснимка сопряжено с переброской самолета к удаленным территориям, а площадь территории сравнительно мала (1-2 дня аэрофотосъемки). Кроме того, материалы космической съемки могут быть экономически выгодны, если это не съемка на заказ, а архивные снимки. На рисунке 25 показано сравнение затрат на приобретение и обработку космических снимков и аэрофотоснимков.

Рисунок 25 — Сравнение затрат на приобретение и обработку космических снимков и аэрофотоснимков

Результаты сравнения стоимости работ указывают на то, что применение аэрофотосъемки ограничивает высокая стоимость и низкая оперативность работ, космическая же съемка в большинстве случаев дает более низкую точность определения состояния земель, однако она более оперативна и доступна по цене (данные некоторых сенсоров бесплатны). Использование материалов космической съемки наиболее эффективно при выявлении изменений на больших территориях. В нашем случае площадь территории нуждающейся в космической съемке, т.е. земли сельскохозяйственного назначения, составляет 92% от общей площади Республики, а именно 6896,0 тыс. га. Общие затраты на проведение данного мероприятия на указанной площади составят 53 099 200 руб.

Как было выявлено ранее, в Республике Калмыкия по данным государственных статистических наблюдений на 1 января 2013 г. — 2756 крестьянским (фермерским) хозяйствам предоставлено земель 2415,3 тыс.га. Средняя площадь одного КФХ составляет 876,4 га. Именно эти объединения граждан напрямую зависят от состояния земель сельскохозяйственного назначения и заинтересованы в получении актуальной информации о их состоянии и использовании.

В связи с этим, в качестве дохода от проведенных мероприятий мною было предложено предоставлять платную информацию собственникам крестьянских (фермерских) хозяйств о состоянии земель сельскохозяйственного назначения в форме выписок. Стоимость одной выписки будет зависеть от площади хозяйства с расчетом 20 руб./га. В среднем каждому крестьянскому (фермерскому) хозяйству необходимо будет выплатить за выписку сумму в размере 17 527 рублей.

Таким образом, если предоставить информацию всем собственникам КФХ на общую площадь 2415,3 тыс.га., то суммарный доход с данной процедуры составит 48 306 тыс. руб., что практически в полной мере окупит затраты. Соотношение фактических затрат и ожидаемого дохода от проведенный мероприятий представлены на рисунке 26.

Рисунок 26 — Соотношение фактических затрат и ожидаемого дохода от проведенных мероприятий

Необходимо отметить, что для увеличения финансовых сборов, ежегодно поступающих в бюджет Республики Калмыкия в результате экспорта зерна, главным поставщиком которого на данный момент в республике являются КФХ, необходим переход к рациональному землепользованию и комплекс мероприятий по восстановлению и сохранению земель сельскохозяйственного назначения, что является практически невозможным без достоверной своевременной информации о состоянии таких земель, откуда делаем вывод, что предложение предоставления выписок является более чем актуальным в данной ситуации.

Читайте также:  Земля под пастбище как оформить

Рассчитаем эффективность использования данных дистанционного зондирования Земли с целью ведения мониторинга земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Калмыкия, по ранее выявленной формуле 1:

Эм = 48 306 000 / 53 099 200 = 0,91

Показатель эффективности составил 0,91, что почти достигло значения единицы, а это свидетельствует о том, что проводимые мероприятия близки к эффективным.

Помимо получения данных о состоянии земель дистанционное зондирование проводится в том числе и для получения данных об использовании земель сельскохозяйственного назначения, с целью выявления нарушений земельного законодательства, незаконного использования земель и т.д. Самовольное использование земель приводит к нарушению их качества, снижению плодородия почв и, как следствие, снижению продуктивности таких земель. С целью пресечения таких действий необходимо использовать точные и актуальные данные о нарушениях законодательства, полученные с помощью космической съемки, как одного из самых эффективных способов снижения экономического, социального и экологического ущерба от незаконного использования земель сельскохозяйственного назначения.

Государственный земельный контроль в Республике Калмыкия ведется комплексно и на достаточно высоком уровне. Земельный контроль проводится в отношении всех видов и категорий земельных участков как объектов гражданских прав, в сфере предупреждения и пресечения нарушений требований федерального законодательства.

В аппарате Управления Росреестра по Республике Калмыкия исполнение функции по осуществлению государственного земельного контроля обеспечивает структурное подразделение – отдел государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга земель, координацию деятельности которого осуществляет заместитель руководителя Управления Росреестра по Республике Калмыкия.

В целях расчета экономической эффективности содержания отдела по государственному земельному контролю по Республике Калмыкия необходимо учесть затраты на содержание отдела и доходы получаемые в результате деятельности отдела.

Данные по затратам на содержание отдела приведены в таблице 10. Исходя из ряда статей затрат на содержание отдела были рассчитаны общие затраты, которые составили 11 594 188,35 тыс. руб.

Таблица 10 — Расчет затрат на осуществление государственного земельного контроля Управлением Росреестра по Республике Калмыкия

Наименование статьи затрат КОСГУ Сумма, руб.
Заработная плата 7549834,3
Прочие выплаты 0,0
Начисление на выплаты по оплате труда
Услуги связи 10027,20
Транспортные услуги 0,0
Коммунальные услуги 47161,06
Арендная плата за пользование имуществом 0,0
Работы, услуги по содержанию имущества 344471,51
Прочие работы, услуги 0,0
Прочие расходы 0,0
Увеличение стоимости основных средств 0,0
Увеличение стоимости материальных запасов 1063410,48
ИТОГО 11594188,35

Доходы отдел получает в результате проведения государственного земельного контроля. В таблице 15 отражено соотношение проведенных проверок и выявленных нарушений, а также представлены рассчитанные показатели эффективности.

Исходя из данных, приведенных в таблице 11 можно сказать, что количество нарушений составляет около 17% всех проведенных проверок соблюдения земельного законодательства за указанный период времени. Рассчитанные показатели эффективности составляют более 0,16, что говорит о том, что на каждом пятом выезде было выявлено правонарушение, что свидетельствует о невысокой эффективности проводимой работы.

Таблица 11 — Соотношение проверок и нарушений за 2009-2012 г.г

Года Количество проведенных проверок. Количество выявленных нарушений. Показатель эффективности
0,17
0,16
0,16
0,19

Далее приведены данные об эффективности взимания штрафов за нарушения земельного законодательства (таблица 12). Более наглядно данные об эффективности взимания штрафов представлены на рисунке 27.

Таблица 12 — Эффективность взимания штрафов за нарушения земельного законодательства в Республике Калмыкия.

Год Наложено штрафов, тыс. руб. Взыскано штрафов, тыс. руб.
2009

204,8

179,3
166,6 133,3
157,0 111,9
407,3 258,4
Всего 935,7 682,9

Как видно из данных таблицы 12, в общем за рассматриваемый период было наложено штрафов на сумму порядка 935,7 тыс. руб., а взыскано 682,9 тыс. руб.

Рисунок 27 — Эффективность взимания штрафов за нарушения, 2009-2012 г.г.

Наиболее эффективно взимались наложенные штрафы в 2009 году, на этот период эффективность составила 87,5% взысканных штрафов от всех наложенных. Минимально от всех наложенных штрафов было взыскано в 2012 году, на данный период показатель составил 63,4% (рисунок 27).

В целом с 2009 по 2012 просматривается отрицательная динамика в отношении наложенных и взысканных штрафов, в 2012, вновь наметился спад в данном отношении. От результативности штрафных санкций напрямую зависит окупаемость затрат на содержание отдела земельного контроля.

В данный момент эффективность проводимых мероприятий по государственному земельному контролю понижается. По мнению автора, данные, полученные при проведении космической съемки помогут повысить их эффективность.

Источник