Меню

Экономическая оценка земель этапы

Земельный кадастр. Экономическая оценка земли

Земельный кадастр— определенная система достоверных сведе­ний и документов о правовом положении, количестве, качестве и оценке земель. Формируется путем проведения специальных госу­дарственных мероприятий по учету, описанию и оценке земли.

Государственный земельный кадастр ведут в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, защиты прав соб­ственников, землепользователей и арендаторов и создания объек­тивной основы для установления цены на землю, земельного нало­га, арендной платы.

В процессе формирования кадастра земель сельскохозяйствен­ного назначения проводят следующие операции:

v государственную регистрацию землепользовании;

v количественный и качественный учет земель;

v оценку земель, которая включает бонитировку почв и экономи­ческую оценку.

Регистрацию осуществляют на основании решений соответству­ющих органов о предоставлении земель в собственность, во владе­ние, в пользование и аренду после уточнения границ участка в нату­ре, оформления и выдачи документов. Сведения о правовом поло­жении земельного участка записывают в государственную кадаст­ровую книгу земель; в ней содержатся также данные об объектах и субъектах земельной собственности, землепользования и аренды земель, о целевом назначении земельных угодий.

Количественный учет земель заключается в определении их на­личия и распределении по объектам земельной собственности и землепользователям, видам угодий (пашня, многолетние насажде­ния, сенокосы, пастбища).

Учет качества земель включает земельно-кадастровое районирова­ние, классификацию, характеристику по экологическим и технологи­ческим свойствам, группировку почв (черноземы обыкновенные, чер­ноземы выщелоченные, дерново-подзолистые, каштановые и т. д.).

При ведении учета земель устанавливается степень их ценности, выделяются нерационально используемые, нарушенные и мало­продуктивные земли, деградированные сельскохозяйственные уго­дья.

Земли сельскохозяйственного назначения оценивают с учетом их производительной способности, местоположения и других свойств.

Бонитировка — это сравнительная оценка почв по плодородию, проводимая при сопоставимых уровнях агротехники и интенсивно­сти земледелия. В качестве показателей при бонитировке использу­ют как урожайность сельскохозяйственных культур, так и наиболее устойчивые свойства почв, коррелирующие с ней: содержание фи­зической глины, гумуса, сумма поглощенных оснований, кислот­ность, смытость и другие. В результате рассчитывают совокупный балл по оценочным группам почв.

Экономическая оценка характеризует землю как средство произ­водства в сельском хозяйстве. Отличие ее от бонитировки состоит в том, что земля оценивается не как природное тело, а как средство производства, в неразрывной связи с экономическими его условия­ми. При экономической оценке земли учитывают не только каче­ственную характеристику почв — бонитет, но и условия производ­ства: число работников на 100 га площади, стоимость силовых и ра­бочих машин на 1 га, применение удобрений, количество осадков за вегетационный период и др.

Оценивают землю на основе массовых данных о фактической урожайности сельскохозяйственных культур и затратах на их про­изводство за длительный период (не менее 5 лет). Экономическая оценка земли выражается в баллах. За 1 балл принимают урожай­ность культур 0,5 ц корм, ед., или стоимость валовой продукции 10 руб.

Ведение государственного земельного кадастра на всех уровнях возлагается на соответствующие комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам.

Рациональное использование земельных ресурсов предполагает ведение их мониторинга. Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевре­менного выявления его изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Объектом мониторинга являются все земли Российской Федера­ции независимо от форм собственности, целевого назначения и ха­рактера использования.

Мониторинг позволяет выявить следующие процессы: эволюционные (связанные с естественно-историческими про­цессами развития); цикличные (суточные, сезонные, годовые и иные изменения природного характера); антропогенные (результаты человеческой деятельности); чрезвычайные ситуации (аварии, катастрофы, стихийные и эко­логические бедствия и др.).

Основными задачами мониторинга являются:

— своевременное выявление изменений состояния земельного фонда, их оценка, прогноз и выработка рекомендаций по предуп­реждению и устранению последствий негативных процессов;

— информационное обеспечение государственного земельного ка­дастра, контроль за использованием и охраной земель.

Содержание мониторинга земель составляют систематические наблюдения (съемки, обследования и изыскания) за состоянием зе­мель, выявление изменений и их оценка, наблюдение за процесса­ми, связанными с изменением плодородия почв (опустынивание, водная эрозия, потеря гумуса, ухудшение структуры почвы, забола­чивание и засоление), зарастанием и закустариванием сельскохо­зяйственных угодий, загрязнением земель пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами, другими токсичными веществами.

Читайте также:  Земля сатурн юпитер в порядке убывания

По результатам оценки состояния земель составляют оператив­ные сводки, доклады, научные прогнозы и рекомендации с соответ­ствующими тематическими картами, диаграммами и таблицами, характеризующими динамику и тенденции изменений, в особенно­сти имеющих негативный характер.

Источник

Задачи экономической оценки земель

Экономическая оценка земли является главной частью земельного кадастра. Под экономической оценкой земли понимается оценка качества земли, как главного средства с/х производства по экономическим показателям. Она заключается в определении экономического эффекта от использования разных по качеству земель путем учета различий производственного труда при сложившейся интенсивности земледелия. Экономическая оценка земель – оценка земли как природного ресурса и главного средства производства в с/х.Главная задача экономической оценки: определение степени совокупного влияния природного потенциала и объективных экономических условий использования земли на ее продуктивность и производительность общественного труда; установление сравнительной эффективности использования земли как средства производства. Ее реализация д.б. обеспечена решением частных задач: 1) измерение производительной способности различных типов земель путем установления базисных величин выхода продукции и затрат на ее производство; 2) комплексная, системная характеристика экономического плодородия земель при помощи научно обоснованной системы объективных экономических показателей. Оценка проводится общая и частная. Общаяоценка земель характеризует эффективность использования земли при достигнутом уровне земледелия. Частная оценка определяет степень эффективности возделывания конкретной с/х культуры.

Методы проектирования при ЗУ.

Сущность проектирования состоит в графическом построении на плановой основе границ участков, имеющих определенное местоположение и обоснованную площадь, составляющих территориальную основу для какого-либо производства. При проектировании: уточняется положение границ з/у; уточняются площади проектируемых участков; вычисляются необходимые геоданные для технически правильного расположения проектных границ на местности. Проектирование – действие, обратное вычислению площадей. Если при вычислении площадей определяется площадь фигур на плане, то при проектировании определяется положение проектных линий, ограничивающих фигуру на плане в соответствии с заданной площадью. Поэтому точность проектирования зависит от точности вычисления площадей. Проектирование ведется 2 основными методами: 1) по заданной площади и известным линейным значениям определяются др. неизвестные линейные величины; 2) метод последовательного приближения, когда приблизительно на глаз определяется границы участка, затем вычисляется его площадь и проектируется недостающая или избыточная площадь для получения заданной. В зависимости от требований к точности положения проектных границ площадей участка, их конфигурации, различают следующие способы проектирования: 1) аналитический – проектирование участков по линейным и угловым величинам, измеренным на местности или по координатам; 2) графический – проектирование участков по линейным величинам, измеренным на плане; 3) механический – проектирование участков планиметром; 4) графоаналитический; 5) графомеханический.

Функции УЗР.

Этапы процесса управления: 1)Сбор и анализ данных об объекте управления и управляемых процессов; 2) Выработка управленческих решений; 3)Реализация управленческих решений; 4) Контроль за функционированием процесса и его корректировка.Эти этапы в процессе управления объектами недвижимости оформляются в конкретные мероприятия или функции. Выделяют следующие функции: 1) прогнозирование и планирование использования и охраны земель; 2) организация ведения кадастра недвижимости (регистрация, учет и оценка земель недвижимости); 3) информационное обеспечение деятельности по управлению недвижимостью, посредством создания ГИС; 4) организация контроля за процессами перераспределения земель (изъятия и предоставления); 5) организация ЗУ и мониторинга земель; 6) осуществление государственного контроля за использованием и ОЗ; 7) решение земельных споров. Основная функция управления состоит в том, чтобы воздействовать на организационную систему. Разделяют непосредственное управление и опосредованное управление. Непосредственное управлениесвязано с созданием конкретных форм и условий ЗП, носит дискретный (const) характер (ведение ГКН, ЗУ, мониторинга, прогнозирования). К функциям непосредственно управления следует отнести такие этапы: сбор и анализ данных об объекте управления; выработка управленческого решения через зонирование территории, прогнозирование и планирование использования и ОЗ; реализация управленческого решения посредством контроля, финансирования мероприятий, экономического стимулирования и т.д.; контроль за функциональностью процесса и его корректировка посредством контроля земельного законодательства. Опосредованное управление осуществляется постоянно и проявляется по разному (изучение характера ЗО и состояния законодательства, принятие законодательных актов, разработка мероприятий по изменению системы ЗП).

Читайте также:  Моя планета земля рисунки природы

1. Земельная реформа 1991 года: сущность, задачи, содержание.

Земельная реформа – законодательно оформленный ряд переустройства земельного строя и ЗО, связанных с преобразованием форм собственности на землю, передачи земли от одних собственников к другим, соответствующе изменение форм территориального устройства в стране. Основные задачи земельной реформы: 1) ликвидация монополии госсобственности на землю; 2) реализация прав каждого гражданина на получение земли; 3) переход к ЗО рыночного типа; 4) передача функций по УЗР на местные органы власти; 5) обеспечение свободного развития всех разрешенных законом форм ЗВ и ЗП; 6) обеспечение важнейших приоритетов в области охраны окружающей среды, для обеспечения роста производства с/х продукции, повышения плодородия были разработаны меры экономического стимулирования. В основе экономического механизма реформы лежат следующие положения: 1) учет действия объективных экономических законов и процессов в обществе; 2) сочетание экономических интересов государства, предприятий, граждан; 3) экономическая защита земель от деградации; 4) приоритет природоохранных целей над производственными; 5) экономическое стимулирование рационального ЗП-ия; 6) экономическая эффективность всех существующих мероприятий. Республиканская программа проведения земельной реформы предполагала, как в Законе 1990 г. «О земельной реформе», проведение ее в 2 этапа. На 1 этапе осуществляется закрепление земель в федеральную собственность, уточнение административных границ, выявление потребности в земле граждан, предприятий организаций и учреждений, формирование спецфонда земель для последующего перераспределения, установление ставок земельного налога и цен на землю. На этом этапе осуществляется инвентаризация земли, поскольку необходимо получить информацию о наличии земель, пригодных для выполнения целей земельной реформы. На 2 этапе осуществляется передача и оформление закрепления земель в собственность, владение, пользование, в том числе в аренду гражданам, предприятиям и организациям. Был сформирован новый государственный земельный орган – Госкомзем по земельной реформе с его органами на местах. Технические объемы ЗУ работ по ЗР должны выполнять хозрасчетные ЗУ организации. В ходе ЗР должны использоваться необходимые сведения и документы ГКН и мониторинга земель. Важной мерой ЗР является установление справедливой платы за землю. Она введена Законом РФ от 11.10.91 г. «О плате за землю». Общие принципы платы за землю, принадлежащую государству, сводятся к следующим положениям: платность всех видов пользования землей, за исключением случаев, предусмотренных законодательством; зависимость размера платы за землю от качества и местоположения з/у; стимулирование собственников, ЗВ и ЗП за рациональное использование земель, рекреацию земли, проведение природоохранных мероприятий и др.; создание условий для выравнивания экономических возможностей производства на земле разного качества, равноправного развития всех форм хозяйствования на земле. Проведение ЗР – не разовое мероприятие, а совокупность правовых, экономических, технических, организационных мер, рассчитанных на длительный период. Источники денежных средств для проведения ЗР: 1) плата за землю; 2) компенсационные платежи за с/х угодья изымаемых для нес/х нужд; 3) отчисление от продажи земли; 4) от целевых госдотаций и отчислений от прибыли предприятий; 5) другие источники (пени, штрафы).

2. Понятия границ н/п, состав земель н/п.

В соответствии со ст. 83 ЗК РФ. Землями н/п признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития н/п. 2. Границы городских, сельских н/п отделяют земли н/п от земель иных категорий. Границы городских, сельских н/п не могут пересекать границы МО или выходить за их границы, а также пересекать границы з/у, предоставленных гражданам или ЮЛ. Городская черта внешняя граница земель города, которая отделяет его от земель др. категорий ЗФ. Городская черта определяется в порядке ЗУ с учетом сложившихся ЗВ и ЗП и перспектив развития города. Городская черта определяет местоположение и общий размер городских земель. Городская черта – граница города как административной единицы. В соответствии со ст. 85. В состав земель н/п могут входить з/у, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим ТЗ: 1) жилым – предназначены для застройки жил зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны м. предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки; 2) общественно-деловым – предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения; 3) производственным – для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами; 4) инженерных и транспортных инфраструктур – для застройки объектами ж/д, а/м, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры; 5) рекреационным – для отдыха граждан и туризма, в том числе з/у, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами; 6) с/х использования – занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями с/х назначения, используются в целях ведения с/х производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генпланами н/п и правилами ЗП и застройки; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным ТЗ. З/у общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, а/м дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных ТЗ и не подлежат приватизации. Границы ТЗ должны отвечать требованиям принадлежности каждого з/у только к одной зоне. Правилами ЗП и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой ТЗ индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования з/у. Градостроительный регламент ТЗ определяет основу правового режима з/у, равно как всего, что находится над и под поверхностью з/у и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками з/у, ЗП, ЗВ и арендаторами з/у независимо от форм собственности и иных прав на з/у.

Читайте также:  Другой земли не будет сочинение

3. Бонитировка почв: задачи, содержание.

Бонитировка почв – сравнительная оценка качества почв по плодородию при сопоставимых уровнях агротехники и интенсивности земледелия. Бонитировка устанавливает относительную пригодность почв по основным факторам естественного плодородия для возделывания с/х культур, обеспечивая выделение агропроизводственных групп почв, подлежащих экономической оценке. Сравнительная оценка почв строится на объективных признаках и свойствах, которые имеют ведущее значение в развитии и росте с/х культур. Следовательно, бонитировка является уточненной агрономической группировкой почв, где учет качества по естественному плодородию выражается в баллах при сопоставлении и уточнении их по средней многолетней урожайности основных с/х культур, а на естественных кормовых угодьях – по выходу сена и зеленой массы. Основная задача бонитировки состоит в определении относительного достоинства почв по их плодородию, т.е. установлении, во сколько раз одна почва лучше или хуже другой по своим естественным и устойчиво приобретенным свойствам. Объект бонитировки – почва, выраженная строго определенными таксономическими единицами, установленными по материалам детального почвенного обследования. В связи с этим бонитировку почв производят по почвенным разновидностям или группам почв, равноценным по хозяйственному достоинству, залегающим на одних и тех же элементах рельефа, сходным по условиям увлажнения и, вследствие этого, близким по агрофизическим, агрохимическим и др. естественным свойствам, влияющим на урожайность с/х культур.

Источник