Меню

Экономические требования охране земель

Понятие, задачи и содержание охраны земель

Охрана земель — система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, и на воспроизводство и повышение плодородия почв.

Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к угодьям как сложным природным образованиям с учетом их законных и региональных особенностей.

Правовое регулирование отношений, возникающих при охране земель, проведении природоохранных и земле восстановительных мероприятий, осуществляется земельным, экологическим, природно-ресурсным законодательством, законодательством о сельском хозяйстве.

Цели охраны земель:

  1. предотвратить последствия вредных негативных воздействий на них;
  2. обеспечить улучшение и восстановление земель.

Регулирование охраны земли выстраивается в соответствии с общими принципами земельного законодательства, закрепленными ЗК РФ, такими как:

  1. учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы;
  2. приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве.

Согласно положениям ЗК РФ земля подлежит охране как главный природный объект — основа существования общества и всей экосистемы. Чтобы поддержать основные качества земли, разработаны и применяются различные мероприятия. Они связаны с мелиорацией, рекультивацией земель, охраной земли, в том числе от засорения или загрязнения, осуществлением иных действий. Требования по охране земель, порядок выполнения мероприятий по предупреждению нарушения или деградации земли составляют основу норм, регулирующих отношения данного круга.

Мероприятия по выявлению нарушенных земель, по их восстановлению и охране проводятся органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Содержание охраны земель. Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земель обязаны выполнять экологические требования по охране земель. ЗК РФ содержит широкий круг обязанностей, которые возлагаются на лиц, использующих земельные участки, к ним, в частности, относятся:

  1. сохранение почв и их плодородия;
  2. защита земель от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания и др.;
  3. защита сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-поразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, иных видов ухудшения состояния земель;
  4. ликвидация последствий загрязнения и захламления земель;
  5. сохранение достигнутого уровня мелиорации;
  6. рекультивация нарушенных земель, восстановление плодородия почв, своевременное вовлечение земель в оборот.

Источник

§ 3. Экономические меры государственного регулирования охраны земель

Земельное, бюджетное и налоговое законодательство предусматривает возможность позитивного и негативного экономического стимулирования охраны и рационального использования земель всеми субъектами земельных отношений.

Экономический механизм стимулирования охраны земель предусматривает:

— разработку федеральных, региональных и местных программ охраны земли;

— выделение специальных средств из бюджетов всех уровней;

— налоговые и финансовые льготы;

— освобождение землепользователей от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, а также зянятые лесонасаждениями, сооружениями, выполняющими почвозащитные функции;

— компенсацию убытков, причиненных снижением доходов в результате временной консервации земель, нарушения условий землепользования вследствие стихийных бедствий, передачи земельных участков под объекты природоохранного назначения;

— уменьшение налоговой базы для расчета налога на прибыль при осуществлении природоохранных мер, направленных на содержание и эксплуатацию очистных сооружений, захоронение экологически опасных отходов, восстановление плодородного слоя почвы при добыче полезных ископаемых (гл.

— финансирование деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов;

Читайте также:  Пропитка для дерева чтобы не гнило в земле

— финансирование мелиорации земель за счет средств федерального бюджета, выделяемых органу исполнительной власти, осуществляющему управление сельским хозяйством, средств бюджетов субъектов РФ, а также за счет средств собственников, владельцев и пользователей мелиорируемых земель, кредитов банков и других не запрещенных законом источников.

В федеральном бюджете Российской Федерации регулярно предусматривается выделение денежных средств на финансирование мероприятий по охране окружающей природной среды в целом и на реализацию отдельных программ в этой области.

Таким образом, общественные отношения, складывающиеся в области охраны земель, регулируются в первую очередь нормами земельного и экологического права. Поэтому охрана земель является одним из центральных комплексных, межотраслевых институтов земельного и экологического права.

Охрана земель направлена на рациональное использование, воспроизводство земли как компонента природной среды и природного ресурса, предотвращение ухудшения качественного состояния земель в результате негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и на ликвидацию ее последствий.

Мероприятия по охране земель обеспечиваются с помощью мер административного и экономического регулирования. К административным мерам относят установленные законодательством ограничения, разрешения, государственное принуждение, обязанности и т. д. Наиболее значимыми из них являются мелиорация, консервация, рекультивация, использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению. К экономическим мерам относятся стимулирование, прогнозирование и планирование, финансирование и т. д.

Контрольные вопросы и задания

1. Что понимается под содержанием охраны земель?

2. На каких принципах должна осуществляться деятельность хозяйствующих субъектов, оказывающая негативное воздействие на землю и окружающую среду?

3. Что понимается под рекультивацией земель?

4. Какие меры государственного регулирования охраны земель предусмотрены Федеральным законом от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»?

5. Какие мероприятия, реализуемые в сфере охраны земель, представляются вам наиболее эффективными и почему?

1. Боголюбов, С. А. Земельное право : учеб. для бакалавров / С. А. Боголюбов. — 5-е изд., перераб.

2. Земельное право : учеб. / под ред. Г. Е. Быстрова, Р. К. Гусева, А. В. Бабанова [и др.]. — Москва : ТК Велби : Проспект, 2008. —

1. Абдрахманов, Р. З. Оценка и учет экологической безопасности состояния земель — ключевое звено экологической безопасности окружающей среды / Р. З. Абдрахманов, Р. Б. Бигеева // Вестн. Росреестра. — 2012. — № 4. — С. 48—50.

2. Боголюбов, С. А. Экологический потенциал Конституции / С. А. Боголюбов // Журн. рос. права. — 2013. — № 10. — С. 5—13.

3. Веселков, И. В. Государственный контроль за использованием и охраной земель / И. В. Веселков // Вестн. Росреестра. — 2011. — № 3. — С. 67—70.

4. Попов, Н. В. Организация охраны окружающей среды и государственное управление природными ресурсами в Российской Федерации (федеральный и региональный уровень) / Н. В. Попов, С. Ю. Радченко // Вопр. гос. и муниципал. упр. — 2013. — № 4. — С. 75—98.

5. Сизов, А. П. Нормативно-правовое обеспечение управления и охраны земельных ресурсов и почв / А. П. Сизов // Использование и охрана природ. ресурсов в России. — 2012. — № 6. — С. 22—26.

6. Харьков, В. Актуальные вопросы законодательного обеспечения реализации государственной политики в сфере использования и охраны земельных ресурсов / В. Харьков // Хоз-во и право. — 2013. — № 8. — С. 122—128.

7. Хлуденева, Н. И. Правовое обеспечение экономического стимулирования в области охраны окружающей среды / Н. И. Хлуденева // Журн. рос. права. — 2013. — № 2. — С. 5—13.

Читайте также:  Вьетнамцы строят дом под землей

Нормативные правовые акты

1. Об охране окружающей среды : федер. закон от 10 янв. 2002 г. № 7-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2002. — № 2. — Ст. 133.

2. О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую : федер. закон от 21 дек. 2004 г. № 172-ФЗ // Там же. — 2004. — № 52 (ч. 1). — Ст. 5276.

3. О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации : федер. закон от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ // Там же. — 2001. — № 20. — Ст. 1972.

4. О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения : федер. закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1998. — № 29. — Ст. 3399.

5. О мелиорации земель : федер. закон от 10 янв. 1996 г. № 4-ФЗ // Там же. — 1996. — № 3. — Ст. 142.

6. О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами : федер. закон от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ // Там же. — Ст. 41.

Источник

Требования по охране почв и земель

Конкретные требования охраны земель (почв) сформулированы в ст. 13 Земельного кодекса РФ. Они представляют собой сложный комплекс мероприятий, которые обязаны выполнять в процессе хозяйственного использования земель все их правообла­датели: собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы. В составе этих мероприятий ст. 13 Кодекса называет:

— сохранение почв и их плодородия;

— защита земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, уплотнения, загрязнения радиоак­тивными и химическими веществами, захламления отходами производст­ва и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых проис­ходит деградация земель;

— защита сельскохозяйственных угодий и других земель от зараже­ния бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и бо­лезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель;

— ликвидация последствий загрязнения, в том числе биогенного за­грязнения, и захламления земель;

— сохранение достигнутого уровня мелиорации;

— рекультивация нарушенных земель, восстановление плодородия почв, своевременное вовлечение земель в оборот;

— сохранение плодородия почв и их использование при проведении работ, связанных с нарушением земель.

В целях усиления охраны сельскохозяйственных угодий издан Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

Статья в данного Закона предписывает, чтобы производство сельскохозяйственной продукции осуществлялось способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду, чтобы соблюдались стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.

Как правило, работы по охране земель и почв должны проводить ее правообладатели: собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы за свой счет. В случаях причинения вреда земле и почвам другими субъектами он возмещается за счет причинителей вреда. В необходимых случаях на помощь пользователям земли приходит государство, выделяя средства из бюджета, ибо не всегда возможно осуществить правоохранные меры только за счет субъектов права на землю, особенно когда требуются крупные затраты средств и труда.

Помимо названной целевой федеральной программы за счет республиканского и местного бюджетов разрабатываются республиканские и региональные программы охраны земель. Субъекты Российской Федерации и местные администрации принимают экологические программы, в которых предусматривается комплекс мероприятий по охране земель и почв, специальные программы по их охране. В этих программах намечаются конкретные работы по освоению новых земель, улучшению сельскохозяйственных угодий, повышению плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда, проведению работ по улучшению деградированных земель и земель, подлежащих консервации, и др. Такой широкий круг вопросов определяется с учетом местных, региональных условий. На местах могут предусматриваться и другие мероприятия, проводимые за счет бюджета.

Читайте также:  Назначение фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения

На охрану земель направляются поступающие в бюджет платежи за землю. Зачисляемые в бюджет, они расходуются на мероприятия по охране земель, материальное стимулирование субъектов, усиленно осуществляющих эти меры, что повышает их заинтересованность в рациональном использовании земель. Эти средства расходуются также на проведение землеустройства и социальное развитие территории, в чем также заинтересованы все собственники, владельцы, пользователи, арендаторы. На охрану земель направляются средства, полученные государством в счет возмещения потерь сельскохозяйственного производства, которыми распоряжаются местные администрации.

Особое внимание уделяется охране земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными сезонными пастбищами. Особенности охраны земель в районах Крайнего Севера состоят в том, что здесь в результате низких температур все биологические процессы в земле проходят медленно, столетиями, поэтому земля и вся природа легко ранимы. Здесь ограничивается использование тяжелого транспорта, ибо он портит поверхностный слой земли. Ограничиваются применение других технических средств, а также определенные приемы и методы об­работки почвы. Применяются и другие ограничения использования оленьих пастбищ.

Для обеспечения эффективной охраны земель разрабатываются, как уже было сказано и еще раз упоминается в ст. 13 ЗК РФ, федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.

Статья 13 ЗК РФ предусматривает также, чтобы внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещались в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям.

При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых устанавливается требование ст. 13, чтобы плодородный слой почвы снимался и использовался для улучшения малопродуктивных земель.

Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ. Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования.

В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством Рос­сийской Федерации.

В целях повышения заинтересованности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земельв порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.

Таково содержание правовых требований охраны земель (почв), предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации.

Почитать также тут: http://www.vuzlib.org/beta3/html/1/16140/16218/

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник