Меню

Экономическое обоснование планирования использования земель

2.4. Обоснование основных направлений планирования рационального использования земель и их охраны

Комплексное, устойчивое, эффективное развитие территории Московской области является основополагающей целью землеустройства и иных систем мероприятий, направленных на преобразование земле- и природопользования.

Генеральные стратегические разработки прошлых лет в основном не реализованы. Предусматривалось существенное продвижение области по пути территориального развития, в частности:

‑ сельскохозяйственное производство снизилось до критического уровня, сократились урожайность сельскохозяйственных культур и кормовых угодий, поголовье животных;

‑ научное обеспечение оказалось в состоянии кризиса более тяжелого, чем падение промышленности и сельского хозяйства, других отраслей материального производства. Резко сократилась численность занятых в этой сфере;

‑ сохраняются диспропорции в уровне развития сферы обслуживания в городской и сельской местности, между коммерческими и социальными видами обслуживания населения;

‑ жилищный фонд области не достиг предусматриваемого показателя. Увеличение жилищного фонда происходило более медленными темпами по причине сокращения государственных инвестиций в жилищное строительство и активного перехода существующего индивидуального фонда в дачи, особенно в сельской местности.

Для обеспечения перехода от экстенсивного к интенсивному развитию необходимо провести коренную реорганизацию среды деятельности и проживания населения. Необходимы качественное улучшение отраслевых функциональных показателей и приведение их к современным нормативным требованиям, комплексное многоцелевое использование территории.

Землеустройство предполагает вариантность, альтернативность перспективных направлений в использовании земли. В связи с дефицитностью земли как природного ресурса с одной стороны, и наличием большого количества собственников на землю с другой, первоочередной задачей землеустройства субъекта Российской Федерации, требующей разработку вариантов развития, является перераспределение земель по категориям и угодьям на перспективу.

При решении данной задачи нами смоделировано два сценария развития экономики региона. По первому из них предполагается сохранить сложившуюся тенденцию увеличения закупок продовольствия из зарубежных стран и различных регионов России. При этом рост площадей поселений планируется за счет земель сельскохозяйственного назначения и активизации оборота земельных участков, в первую очередь, для градостроительных нужд.

По второму сценарию намечено интенсивное развитие поселений, увеличение плотности застройки в пределах их существующей городской черты и организация рационального использования земель в границах населенных пунктов. При этом рост потребности в продовольствии предполагается обеспечить за счет собственного производства путем повышения эффективности использования сельскохозяйственных угодий Московской области.

В настоящее время сложилась следующая ситуация с потреблением, производством и обеспечением продуктами питания в московском регионе (табл. 15). Общественные хозяйства Московской области и хозяйства населения обеспечивают собственные потребности в продуктах питания ориентировочно на 45 %, а также потребности Москвы на 17%, в то время как в советский период эти цифры были, соответственно, 85% и 60%.

Потребление, производство и обеспечение продуктами питания в

Московской области и г. Москве на 2006 год

№ п/п Наименование продукта питания Единица измерения Валовое

производство (все категории хозяйств)

Прибыль (+),

руб

Потребность Московской области Обеспечение Московской области за свой счет,% Потребность Москвы Обеспечение Москвы Московской областью, % Завезено продуктов питания в Московскую область и г. Москву на сумму, млн. руб Общие затраты (10-5), млн. руб
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1 Мясо

(всего)

тыс.тонн 173,5 -1050 331 38 510 9 25195 26245
2 Молоко тыс.тонн 994,3 +1074 1430 42 2420 16 26845 25771
3 Яйца млн.шт 1000 +194 1,0 40 2,5 24 9000 8806
4 Зерно (продовольственное) тыс.тонн 34 +14 1100 3,1 1200 17800 17786
5 Картофель тыс.тонн 847 +39 576 87 990 35 8033 7294
6 Овощи тыс.тонн 634 +152 668 63 1120 19 8770 6618
Итого +3123 45 17 95643 92520

Для покрытия потребности в продовольствии Московской области и городу Москве в 2006 году потребовалось привлечение 92,5 млрд. руб.

Рассмотрим обозначенные выше сценарии развития агропромышленного комплекса и, соответственно, необходимой площади земель сельскохозяйственного назначения.

По первому сценарию производство продуктов питания в Московской области к 2020 году остается на сегодняшнем уровне, следовательно, при увеличении численности населения г.

Второй сценарий отличается резким упором на развитие подмосковного сельского хозяйства. Планируется, что молоком, яйцом, картофелем и овощами область будет обеспечивать себя сама в полном объеме, обеспеченность в целом достигнет дореформенных показателей – 84%.

Также возрастет обеспеченность подмосковными продуктами питания столицы до 45%. Таким образом, на покупку продовольствия придется потратить 57,1 млрд. руб. Исходя из величины сметной стоимости областных целевых программ Московской области по развитию аграрного сектора экономики, животноводства, птицеводства, повышению плодородия, рассчитанная стоимость капитальных вложений в увеличение интенсивности производства составит 51 млрд. руб. В итоге с учетом прибыли от реализации продуктов питания 8,1 млрд. руб общие затраты составят 100 млрд. руб, что на 6,5 млрд. руб меньше, чем при первом сценарии.

В постреформенный период в России, а в московском регионе особенно, наблюдается систематическое возрастание доли импортного продовольствия. На закупку продовольствия за границей затрачиваются валютные средства, поступающие от импорта нефти и газа. Фактически мы проедаем наши природные ресурсы, стимулируя при этом иностранного производителя.

Сценарии развития производства и обеспечения продуктами питания в

Московской области и г. Москве на 2020 год

№ сценария № п/п Наименование продукта питания Единица измерения Потребность обеспечение Московской областью в 2020 г, % Валовое производство Прибыль (+),

млн. руб

Капвложения в увеличение интенсивности производства, млн. руб План завоза продуктов питания в 2020 году в Московскую область и г.

Москву на сумму, млн.руб

Общие затраты (11-9+10), млн.руб
Московской области Москвы
собственных потребностей потребностей Москвы
1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
I 1 Мясо (всего) тыс.тонн 331 663 38 7 173,5 -1050 3000 27070 31120
2 Молоко тыс.тонн 1430 3120 42 13 994,3 +1074 3500 29445 31371
3 Яйца млн.шт 1000 3,2 40 19 1000 +194 3500 8680 11486
4 Зерно (продов.) тыс.тонн 1100 1550 3 34 +14 500 19160 19946
5 Картофель тыс.тонн 576 1277 87 27 847 +739 2000 8042 9303
6 Овощи тыс.тонн 668 1402 63 15 634 +2152 3500 10180 8028
Итого по I сц. 45 14 +3123 16000 93677 106554
II 1 Мясо (всего) тыс.тонн 331 663 80 30 463,7 -2806 11000 16439 30245
2 Молоко тыс.тонн 1430 3120 100 37 2581 +2788 11000 19690 27902
3 Яйца млн.шт 1,0 3,2 100 78 3500 +679 10000 1400 10721
4 Зерно (продов.) тыс.тонн 1100 1550 27 300 +123 6000 14160 20037
5 Картофель тыс.тонн 576 1277 100 70 1470 +1282 6000 2681 7399
6 Овощи тыс.тонн 668 1402 100 60 1509 +6072 7000 2805 3733
Итого по II сц. 84 46 +8138 51000 57175 100037
Экономический эффект при втором сценарии 6517

Данные таблиц 15 и 16 показывают, что Московская область – один из самых благополучных регионов России – не имеет продовольственного суверенитета – одного из элементов политического суверенитета.

Таким образом, очевидно, что дальнейшее развитие Московской области тесно связано с развитием собственного сельского хозяйства, максимально высоким уровнем обеспеченности продуктами питания собственного производства. Данный вариант развития предполагает увеличение поголовья крупного рогатого скота, свиней (в 2 раза), птицы (в 3,7 раза), повышение продуктивности коров, усиление кормовой базы.

Для полного обеспечения животных кормами требуется 2573 тыс. корм.ед концентратов и 1882 тыс. корм.ед прочих кормов (сено, зеленый корм, сенаж и т.д., табл. 17).

Потребность в кормовых ресурсах

№ п/п Виды

скота

План. поголовье, тыс. гол Потребность в корме, тыс. ц. корм.ед Имеющиеся

корма на 2006 г., тыс. ц. корм.ед

Дефицит

тыс. ц. к.ед.

Потребность в посевных площадях,

тыс. га

Имеющиеся посевные площади, тыс. га
концентраты проч. корма концентраты прочие корма концентраты прочие корма зерновые (фур.) проч. корм. культуры зерновые (фур.) проч. корм. культуры
1 КРС, в т.ч: 730,0 7250 14900 945 7810 6305 7090 242 489 48,0 392,0
1.1 коровы 360,0 5400 9720 674 5118 4726 4602 180 319 34,0 257,0
1.2 прочие 370,0 1850 5180 471 2692 1579 2488 62 170 24,0 135,0
2 свиньи 210,0 2520 1260 382 1100 2138 160 84 41 20,1 56,1
3 птица 38000 15960 2660 380 2530 15580 130 532 88 20,0 127,0
Итого 25730 18820 1707 11440 24023 5380 858 618 88,1 575,1

Концентраты в области на сегодняшний день выращиваются на площади 88 тыс. га, что составляет 221 т. к.ед. (9% от необходимого на перспективное поголовье). На удовлетворение потребностей в фуражном зерне потребуется 858 тыс. га. Учитывая опыт советского периода в структуре посевов (1986-1990 гг.), наиболее оптимальной площадью зерновых в условиях Московской области на перспективный период можно считать площадь на уровне 250 тыс. га, в том числе 100 тыс. га продовольственного зерна и 150 тыс. га фуражного при увеличении средней урожайности с 23 ц/га до 30 ц/га. Недостаток в продовольственном зерне (800 тыс. тонн) и в фуражном (1694 тыс. тонн) области придется закупать в других регионах страны.

Посевные площади под прочие корма в области имеются в достаточном количестве, требуется лишь небольшое увеличение с 575 тыс. га до 615 тыс. га. Главной задачей при этом будет увеличение урожайности многолетних и однолетних трав.

Посевных площадей картофеля (90,1 тыс. га) хватает для указанного выше обеспечения с учетом повышения урожайности со 110 до 163 ц/га, приблизив ее, таким образом, к средней урожайности в разрезе сельскохозяйственных предприятий.

Валовое производство овощей согласно второму варианту развития увеличивается в 2,3 раза и составит 1509 тыс. тонн. Таким образом, при росте урожайности овощей на 40% относительно 2004 года, требуемая посевная площадь составит 40,0 тыс. га.

В результате расчетов выявлено, что оптимальная расчетная посевная площадь составит 1010 тыс. га, что превышает показатель 2004 года на 186 тыс. га, а среднего показателя за 2000-2004 гг. на 118,4 тыс. га (табл. 18).

Анализ структуры сельскохозяйственных угодий показывает, что числящаяся по учету на 01.01.2007 г. площадь пашни (1079 тыс. га) покрывает расчетную площадь посевов сельскохозяйственных культур. Для того чтобы максимально полно использовать этот потенциал по данным исследований института МосНииПИземлеустройства в перспективе необходимо произвести культуртехнические работы на более чем 150 тыс. га земель, числящихся пашней, но фактически заброшенных или заросших.

Говоря об общей площади земель сельскохозяйственного назначения на перспективу, необходимо помнить, что они относятся к наиболее продуктивным землям, имеющих большую ценность для области, обеспечивающих возможность ведения сельскохозяйственного производства и устойчивость агроландшафта, осуществляют экологические функции для создания благоприятной природной среды.

Фактическая и оптимальная расчетная площадь основных групп сельскохозяйственных культур в Московской области по всем категориям хозяйств

Наименование культуры Фактическая в среднем Оптимальная расчетная Отклонения от оптимальной площади
1986-1990 2000-2006 1986-1990 2000-2006
тыс. га % тыс.га % тыс. га % тыс. га % тыс. га %
Посевная площадь, всего, в т.ч.: 1240,4 100,0 891,6 100,0 1010,0 100,0 +230,4 122,7 -118,4 88,2
Зерновые и зернобобовые 292,2 23,6 160,0 17,9 250,0 25,1 +42,2 116,9 -90,0 64,0
Картофель 114,6 9,2 94,2 10,6 90,0 5,9 +24,6 163,7 +4,2 104,6
Овощи 31,2 2,5 25,3 2,8 40,7 2,1 -9,5 76,6 -15,4 62,2
Кормовые культуры 783,3 63,1 606,1 68,0 620,3 66,9 +163 125,4 -14,2 96,7
Прочие 19,1 1,5 12,4 1,4 9,0 9,0 -10,1 -52,1 -3,4 -28,3

Поэтому в перспективе необходимо максимально остановить тенденцию сокращения земель сельскохозяйственного назначения (рис. 6).

За последние пять лет из земель сельскохозяйственного назначения выбыло 31,5 тыс. га, в среднем по 6,3 тыс. га за год. Предоставление этих земель для иных целей неизбежно продолжится и в дальнейшем, так как 40-километровая зона вокруг Москвы является очень привлекательной территорией для жилого и промышленного строительства. Но, по нашему мнению, на эти цели будет достаточно отводить не более 1 тыс. га в год.

Кроме того, в состав земель сельскохозяйственного назначения входят 10,2 тыс. га водных объектов (крупные озера и водохранилища), которые удовлетворяют не только сельскохозяйственные нужды, но и потребности населения в питьевой воде, бытовые, оздоровительные и другие потребности населения, промышленные, энергетические, транспортные и иные нужды. Эти земли необходимо перевести в состав водного фонда.

Рис. 6. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения для иных целей

Таким образом, планируемая площадь земель сельскохозяйственного назначения к 2020 году составит 1747,7 тыс. га.

Развитие социально-экономической ситуации в области тесно связано с интенсификацией использования земель поселений.

Разница между расчетной демографической емкостью территории г. Москвы в существующих границах, определяемой при рекомендуемой градостроительной реорганизации ее территории и достижении средней обеспеченности жильем 30-35 м 2 /чел. в пределах 9,5-10,0 млн. чел., и демографическим прогнозом увеличения численности населения столицы выдвигает задачу расселения на территории области 1,0-1,5 млн. москвичей.

Московская область также отличается высоким уровнем урбанизации. 5,2 млн. жителей (79,8%) – это горожане, проживающие в городах и поселках городского типа. Реализация принятой в области градостроительной политики, ориентированной на преимущественно малоэтажное новое жилищное строительство в условиях дефицита свободных городских территорий, требует либо проведения широкомасштабной реконструкции городских территорий, что в ближнесрочной перспективе экономически нереально; либо при осуществлении минимально необходимой реконструкции размещать часть населения за пределами существующих городских границ. В последнем случае при стабилизации численности городского населения на современном уровне для достижения средней обеспеченности жильем 30-35 м 2 /чел. из городских поселений центральной части области требуется расселить порядка 0,7 млн. чел.

В итоге возникает потребность в расселении на территории области вне существующих границ городских поселений 1,7-2,2 млн. человек. Для этого потребуются при средней плотности населения 40 чел./га 40-55 тыс. га.

В качестве основных территориальных ресурсов под обеспечение потребности могут рассматриваться свободные или реконструируемые территории в пределах существующих границ городских поселений, площадки и садово-товарищеских кооперативов, а также отведенные площадки малоэтажного строительства, которые в настоящее время используются москвичами и жителями области, главным образом, для сезонного проживания. Они при создании необходимых условий могут стать местами постоянного проживания.

Свободные или реконструируемые территории, в том числе с необходимым изменением функционального использования, в пределах существующих границ городских поселений представлены: низкоплотной индивидуальной и некапитальной малоэтажной застройкой, сверхнормативными и неэффективно используемыми промышленными, коммунально-складскими и спецтерриториями, землями сельскохозяйственного назначения, коллективными садами и дачами, а также «прочими» землями.

Ориентировочная оценка ресурсов свободных или реконструируемых территорий в ближних к Москве городских поселениях составляет 11,5 тыс. га. В случае освоения примерно половины этих ресурсов – 6 тыс. га без расширения границ городских поселений можно дополнительно расселить не менее 350 тыс. чел. Остальные площади следует рассматривать в качестве потенциальных ресурсов реконструкции на дальнюю перспективу.

В ходе проектных разработок в области было выявлено 48,7 тыс. га для размещения малоэтажного строительства, из них к настоящему времени застроено 30,1 тыс. га. В резерве остаются 18,6 тыс. га.

В центральной части области расположено 47,8 тыс. га садово-товарищеских кооперативов. Для большинства из них характерны преобладание некапитального жилищного фонда, практическое отсутствие культурно-бытового обслуживания, минимальное инженерное оборудование, неудовлетворительная транспортная доступность. Отмечается увеличение количества людей (в основном, пенсионного возраста), постоянно проживающих на своих участках до 7-8 месяцев в году. Низкий уровень обустройства садово-товарищеских кооперативов, с одной стороны, делает их конфликтными по отношению к природному комплексу, а с другой – не обеспечивает нормальных условий проживания людей в течение длительного периода времени.

В этой ситуации важны мероприятия: организация контроля за отводами земель под малоэтажное строительство с целью недопущения занятия особо охраняемых природных территорий, прекращение отводов земель под садово-товарищеские кооперативы в пределах центральной части области, инвентаризация площадок малоэтажного строительства, их дифференциация в соответствии с функциональным и градостроительным зонированием территории, составление кадастра строительных площадок.

На основе кадастра площадок выделятся наиболее благоприятные для расселения территории (по показателям концентрированного размещения, примыкания к городским землям, организации инженерного обустройства садово-товарищеских кооперативов, транспортной доступности и др.). Для них в первую очередь следует разработать проекты планировки и застройки.

Изменение налогообложения недвижимости (имущества и земельных участков) на основе комплексной градостроительной и экономической оценки городских земель и нормативной цены земли может привести к невозможности для части населения одновременно содержать два жилья – городское и загородное. Численность москвичей, которые потенциально могут выехать на постоянное место жительства в города и сельскую местность Подмосковья, будет определяться структурой населения по доходам, долей стоимости жилья в общих расходах, различиями стоимости московского и подмосковного, в том числе загородного, жилья.

Таким образом, при должной интенсификации использования земель поселений их площадь реально оставить в сегодняшних границах. Несмотря на это, отвод земель под жилищное строительство неизбежен, особенно в 40-километровой зоне вокруг Москвы. Поэтому необходимо предусмотреть ежегодный рост земель поселений в среднем 0,6-0,7 тыс. га, вследствие чего общая площадь возрастет к 2020 году с 503 тыс. га до 514 тыс. га.

Исследования Совета по изучению производительных сил показывают, что в Московской области к 2015 году будет отмечен рост промышленного производства на 65 % по отношению к 2000 году. Отмеченные выше резервы земель промышленности, оценивающиеся около 16 тыс. га, а также имеющиеся земли запаса, пригодные для данных целей (10-25 тыс. га), позволяют удовлетворить намечаемый рост. Кроме того, потребуется 6-7 тыс. га для размещения ныне столичных промышленных предприятий, так как столица для своего развития, а это, прежде всего строительство жилого сектора, будет использовать внутренний резерв площадей, в том числе территории, занятые малоэффективными промышленными предприятиями. Уже сейчас активно идет процесс вывода с территории города рынков, магазинов, заводов и фабрик в область.

В структуре данной категории немалый удельный вес занимают водные объекты (4,3%, или 11,7 тыс. га). Из них 7,1 тыс. га занимают 8 крупных водохранилищ емкостью более 1 млн. м 3 . В целях поддержания оптимальных условий водопользования, создания благоприятной водной среды, данные территории необходимо перевести в категорию земель водного фонда.

Кроме того, к землям водного фонда можно отнести более половины водных объектов, числящихся в землях запаса. В результате формирования категории земель водного фонда ее площадь должна увеличится почти в два раза, и составить 48 тыс. га.

Доля земель особо охраняемых территорий и объектов прогнозируется на расчетный срок в размере 3,9 %, или 180 тыс. га. Увеличение произойдет за счет лесного фонда – 90 тыс. га и земель запаса – 25 тыс. га.

В качестве резерва расширения земель указанных выше категорий рассматриваются земли запаса и лесного фонда. Многократный рост площади земель запаса за 90-е годы обусловлен в основном особенностями реорганизации сельскохозяйственных предприятий, созданием областного и районных земельных фондов перераспределения, технологией учета их площади. С 2004 года уже пошел процесс сокращения земель запаса, административными решениями в категорию земель сельскохозяйственного назначения было переведено 31 тыс. га, в том числе 19 тыс. га сельскохозяйственных угодий, пригодных для ведения сельского хозяйства.

В качестве ближайшей задачи рассматривается сокращение площади земель запаса до уровня существовавшего на начало земельной реформы.

Учитывая вышеизложенные исследования по каждой категории земель, сложившуюся в последние годы ситуацию в области земельных отношений, потребности социально-экономического развития, разработан новый прогноз распределения земельного фонда по категориям на перспективные периоды (табл. 19).

За годы реформ процесс перевода земель из государственной собственности в собственность граждан и юридических лиц коснулся в основном двух категорий – земель сельскохозяйственного назначения и земель населенных пунктов.

Начиная с 1996 по 2006 год в целом по области в собственность граждан и юридических лиц перешло 135,6 тыс. га, или 3% земель области (приложение 7, рис. 7) и выражается формулой у=1939,2+0,0524х1 (множественный коэффициент корреляции R=0,96), где у – площадь земель частной собственности в целом по области, х1 – год.

Подобные зависимости по землям сельскохозяйственного назначения и поселений, соответственно, следующие: у=1906,7+0,0891х1 (R=0,96), у=1986,6+0,1264х1 (R=0,95).

Учитывая сложившуюся динамику распределения форм собственности на землю по категориям, составлен прогноз распределения земель по категориям и формам собственности на 2020 год (табл. 20), согласно которому доля земель государственной собственности снижается на 6% (около 250 тыс. га) в основном за счет земель сельскохозяйственного назначения и поселений (снижение на 7 и 14% соответственно).

Из земель сельскохозяйственного назначения государственной собственности в частную собственность в основном перейдут земли, которые при разграничении земель отойдут в собственность Московской области, а из земель населенных пунктов – в муниципальную собственность.

Прогноз распределения земельного фонда Московской области по категориям земель на перспективу

№№ п/п Категории земель Площадь фактическая, тыс. га Изменения по периодам, + , – Площадь прогнозная, тыс. га
1975 1985 1990 2006 1975-1985 в среднем за год 1985-1990 в среднем за год 1990-2006 в среднем за год 2010 2015 2020
1 Земли сельскохозяйственного назначения 2214,1 2151,6 1865,5 1772,9 –63,1 –6,3 –285,5 –47,6 –92,6 –6,17 1764,7 1756,8 1747,6
2 Земли поселений 226,2 233,3 394,6 502,9 +7,1 +0,7 +61,3 +10,2 +108,3 +7,2 507,1 511,3 514,2
3 Земли промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения 396,6 414,0 363,7 271,2 +17,4 +1,7 –50,3 –10,1 –92,5 –6,2 274,2 276,6 278,4
4 Земли особо охраняемых территорий и объектов 45,3 65,1 +45,3 +9,1 +19,8 +1,3 102,0 140,7 180,1
5 Земли лесного фонда 1821,2 1859,7 1846,5 1838,3 +38,5 +3,8 –13,2 –2,2 –8,2 –0,5 1809,1 1777,2 1747,9
6 Земли водного фонда 0,2 14,4 25,3 +0,2 +14,2 +2,4 +10,9 +0,7 31,2 39,5 48,4
7 Земли запаса 30,6 30,8 57,3 104,2 +0,2 +26,5 +4,4 +46,9 +3,1 91,6 77,8 63,3
Всего земель в области 4688,7 4689,6 4587,3 4579,9 +0,9 +0,1 -102,3 -17,1 -7,4 -0,5 4579,9 4579,9 4579,9

Рис. 7. Динамика распределения земель по формам собственности в разрезе категорий

Прогнозируемое увеличение земель водного фонда произойдет за счет водных объектов, полностью располагающихся в пределах области, которые в свою очередь, при разграничении будут отнесены к собственности Московской области. Таким образом, доля областных земель водного фонда превысит федеральные (48 и 44%).

Данный факт еще раз говорит, что в целях более эффективного и обоснованного распределения средств от продажи ныне государственных земель в собственность граждан и юридических лиц, необходимо проведение разграничения государственной собственности на землю.

Прогноз структуры распределения земель по категориям и формам собственности на 2020 год, %

№ п/п Категории земель Общая площадь В государственной собственности в том числе В собственности граждан и юридических лиц
В собственности Российской Федерации В собственности Московской области В муниципальной собственности
2006 2020 2006 2020 2006 2020 2006 2020 2006 2020 2006 2020
1 Земли сельскохозяйственного назначения 100 100 39 32 9 7 30 23 0,4 2 61 68
2 Земли поселений 100 100 75 61 5 4 1 1 69 56 25 39
3 Земли промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения 100 100 97 95 52 50 32 32 13 13 3 5
4 Земли особо охраняемых территорий и объектов 100 100 99 98 79 73 20 14 11 1 2
5 Земли лесного фонда 100 100 100 100 100
6 Земли водного фонда 100 100 100 83 44 17 48 8
7 Земли запаса 100 100 100 13 23 87 77
Итого 100 100 74 68 49 48 15 12 10 9 26 32
Относительно земель в государственной собственности 100 100 67 70 19 18 14 12 * *

Одним из основных резервов пополнения земель практически всех категорий землепользования могут быть числящиеся за уже несуществующими торфопредприятиями территории с выработанными торфяниками, занимающими свыше 3,5% общей площади области. Освоение и рациональное использование выработанных торфяников имеют важное значение для сохранения экологического равновесия и соответствуют одному из основных принципов устойчивого развития Московского региона, означающему ограничение возможности возникновения и последствий природных катастроф.

В 2001-2003 гг. автором в составе коллектива специалистов института МосНИиПиземлеустройства исследовались выработанные торфяники в Орехово-Зуевском, Сергиево-Посадском, Егорьевском и других районах.

Распределение земель выработанных торфяников по землепользователям Орехово-Зуевского района показано в таблице 21.

Распределение земель выработанных торфяников по

землепользователям Орехово-Зуевского района

N п/п Землепользователи Площадь, га
1 Сельскохозяйственные организации 10924,2
2 Предприятия лесного хозяйства 2455,4
3 Садоводческие товарищества 3752,8
4 Крестьянские (фермерские) хозяйства 222,8
5 Земли запаса 145,4
6 Предприятия железнодорожного транспорта 108,3
7 Поселения 1387,3
8 НИИ рыбного хозяйства 734,6
9 Торфопредприятия 9470,4
Всего 32559,0

Торфопредприятия лишь формально являются крупными землепользовате­лями участков с выработанными торфяниками, так как большая их часть уже не функционирует (из пяти ранее действующих торфопредприятий в районе оста­лось одно). Тем не менее, за ними закреплены значительные площади торфяных месторождений, подвергшихся выработке. Кроме того, сельскохозяйственными организациями используется только 46% переданных им площадей выработан­ных торфяников, лесными — 35%, прочими — 43%. По причине неудовлетворительного качества земель и их неустойчивости к экстремальным климатическим условиям задерживается и сама переда­ча земель торфопредприятиями другим организациям, поэтому к настоящему времени эффективно используется всего лишь 11-12% всей выработанной пло­щади месторождений торфа.

По итогам исследований было разработано несколько подходов по улучшению состояния и использования выработанных торфяников в Орехово-Зуевском районе [111]. Рассчитывалась стоимость реализации следующих подходов.

1. Устройство систем двухстороннего регулирования водного режима на территории садоводческих товариществ.

2. Переселение садоводческих товариществ с территорий торфяных выработок без компенсации за землю и постройки.

3. Переселение садоводческих товариществ с территорий торфяных выработок с компенсацией за землю и постройки.

4. Устройство систем двухстороннего регулирования водного режима на выработанных торфяниках, занимаемых крупными землепользователями (агрофирмами, лесхозами, торфопредприятиями, садоводческими товариществами).

Самой дорогостоящей оказалась реализация третьего подхода: его стоимость составила около 37 миллиардов рублей в текущих ценах. При расчете затрат на реализацию первого и второго подходов были получены примерно равные значения, составившие около 100 миллионов рублей. Таким образом, устройство на каждом товариществе мелиоративной системы двустороннего регулирования по затратам сопоставимо с подходом, связанным с переводом товариществ на другую территорию без выплаты компенсации за землю и постройки и, по сравнению с третьим подходом, потребует средств в 370 раз меньше. Однако осуществление второго подхода практически нереально: как показал опрос членов 80 садоводческих товариществ Орехово-Зуевского района, никто не согласился поменять свой участок с постройками и садом на место в чистом поле. Тотальное устройство систем двустороннего регулирования (четвертый подход) по всему Орехово-Зуевскому району обойдется примерно в 4 раза дороже, чем реализация первого подхода и более чем в 90 раз дешевле по сравнению со стоимости осуществления третьего подхода.

Из этого следует, что суждения о переводе землепользователей с территории выработанных торфяников не имеют под собой экономического основания и что гораздо целесообразнее и дешевле устраивать на выработанных торфяниках мелиоративные системы двустороннего регулирования.

Реализация этих планов сталкивается с серьезными проблемами, среди ко­торых выделяются [111]:

1. Плохая подготовка выработанных месторождений для передачи их в экс­плуатацию;

2. Отсутствие заинтересованности в освоении выработанных торфяников ввиду больших материальных затрат и трудностей при освоении;

3. Несоблюдение твердого порядка и ответственности за передачу и исполь­зование выработанных площадей;

4. Отсутствие необходимых научных рекомендаций и методических указа­ний по использованию выработанных торфяников в различных целях;

5. Отсутствие проектов использования, подготовки к освоению и методов освоения выработанных площадей, нет разработанных технических условий к выработанным площадям для передачи их землепользователям.

Однако, несмотря на тяжелое экономическое положение крупных сельхоз­производителей в настоящий момент, не следует упускать из хозяйственного оборота определенные высоко плодородные земли выработанных торфяников (пойменные низинные торфяники). Минимальные затраты на внесение удобре­ний могут многократно окупиться урожаем сельскохозяйственных культур. На менее качественных землях следует провести залужение и использовать впо­следствии как сенокосы.

Процесс развития г. Москвы и городов области сопровождался постоянным сокращением открытых природных пространств, занятых лесами и сельскохозяйственными угодьями, и ухудшением экологической ситуации. Особенно активно развивалась в прошлом градостроительные процессы в центре региона, где около 100 тыс. га было занято под застройку г. Москвы, примыкающих городов и поселков. Присоединение к Москве резервных территорий (1984 г.) ускорило урбанизацию пригородов.

Дальнейшее увеличение застроенных территорий в ближнем Подмосковье приведет к резкому усугублению градостроительной и экологической обстановки и дальнейшей утрате природных и историко-культурных ценностей.

Одной из самых действенных мер, призванных противостоять процессам деградации биоты, является организация особо охраняемых природных территорий. Однако, в условиях возрастающего техногенного давления разрозненные, часто очень малые по площади особо охраняемые территории не в состоянии стабилизировать экологическую ситуацию и сохранить имеющееся видовое разнообразие.

На современном этапе экономический и социальный прогресс территории неотделим от экологического развития, что подразумевает не только совершенствование технологий хозяйственной деятельности, но и ужесточение экологических ограничений.

Для сохранения экологического равновесия в районах наибольшего воздействия на природную среду со стороны Москвы и городских поселений области, наряду с развитием системы особо охраняемых территорий с жесткими режимами использования земель, необходимо восстановление нарушенных ландшафтов (речных долин, целостности лесных массивов). Это позволит перейти к системному формированию экологического каркаса территории с целью стабилизации и улучшения природного комплекса области, введения особого режима градостроительной и иной деятельности, допускающего ограниченное освоение территории с учетом интересов местного населения [62].

В целях предотвращения дальнейшего ухудшения природной среды экологический каркас должен охватывать всю занятую природными комплексами территорию области (рис. З).

К экологическому каркасу в соответствии с выполняемыми функциями следует относить:

— систему самостоятельных особо охраняемых территорий (ГПНП «Лосиный остров» и другие);

— крупные массивы лесов в пределах главных водоразделов территории, которые выполняют водорегулирующие и водоаккумулирующие функции;

— массивы лесов, обрамляющие особо охраняемые природные территории (заказники, памятники природы, заповедные лесные участки);

— намечаемые к организации природные парки, представляющие собой сравнительно новый вид особо охраняемых территорий, наиболее перспективный в условиях области;

2. Транзитные территории — участки, связывающие ключевые природные территории в единое природное пространство:

— участки, имеющие критическое значение для поддержания экологических связей между природными сообществами (собственно «экологические коридоры», ширину которых нельзя уменьшать без нарушения их связующих функций);

— прочие транзитные территории.

3. Участки экологической реабилитации – нарушенные территории, где наиболее целесообразно восстановление природных территорий.

Крупные массивы лесов вблизи городов целесообразно перевести в лесопарковую часть зеленой зоны, ввести запрет на дробление лесных массивов новой дорожной сетью, осуществлять рекреационное использование территории без размещения стационарных объектов. Режим использования лесов, примыкающих к особо охраняемым территориям, должен согласовываться с требованиями паспортов охраняемых объектов. Для природных парков необходима разработка проектов, предусматривающих зонирование территории – выделение заповедных, буферных, рекреационных зон и т. д.

Значительная часть лесного фонда представлена нарушенными лесными массивами, расположенными вблизи населенных пунктов и дорог, с вторичной растительностью. Режим использования этих участков может быть двояким: расположенные на периферии ценных рекреационных массивов они могут быть использованы для размещения стационарных объектов рекреации, а вблизи населенных пунктов и между крупных магистралей – для активного зеленого строительства. Как опорные участки при проведении лесохозяйственных мероприятий, они повышают устойчивость и санитарно-гигиенические функции зеленых насаждений.

Московская область обладает значительным туристско-рекреационным потенциалом, характеризующимся разнообразием природных условий области, благоприятными климатическими условиями богатством и разнообразием животного и растительного мира, концентрацией памятников культурно-исторического наследия, широким развитием народных художественных промыслов и ремесел, высоким уровнем хозяйственной освоенности области, наличием 998-ми санаториев, пансионатов, домов отдыха и других объектов рекреации. Однако сегодня мощная в прошлом рекреационная система Подмосковья недостаточно полно выполняет свои функции. Наблюдается тенденция консервации учреждений отдыха, происходит изменение функционального использования земельных участков и строений – сдача под жилье, индивидуальную застройку, в аренду под производство, что приводит к сокращению ценных рекреационных территорий.

Существующий резерв лучших рекреационных территорий, занятых неработающими учреждениями отдыха, составляет около 5 тыс. га. Путем реконструкции и расширения, за счет внутренних резервов и перепрофилирования (учитывая конъюнктуру и обеспечивая доступность для всех слоёв населения с различным уровнем дохода) возможно восстановить до 500 объектов, дополнительно занять до 100 тыс. человек обслуживающего персонала.

На низком уровне находится и туризм – наиболее эффективный вид рекреационной деятельности и использования территории. Огромные ресурсы туризма Подмосковья (памятники истории, культуры, архитектуры) остаются омертвленными, сужается география туристских маршрутов, сокращаются территории и число объектов экскурсионного показа из-за ветхости и неподготовленности памятников.

Вместе с тем, территория ближнего Подмосковья располагает богатейшими рекреационными ресурсами: ландшафтными, водными, лесными, почти всеми типами лечебных минеральных вод и грязей, возможности которых достаточны для полного обеспечения населения не только Москвы и области, но и ближайших районов в лечении и оздоровлении. Только в центральных районах площадь, пригодная для активного использования в рекреационных целях, составляет около 200 тыс. га, примерно 13% территории.

В то же время потребность в стационарно-курортном лечении, оздоровлении и отдыхе не снижается. Сейчас в Подмосковье отдыхает до 5,5 млн. человек, как москвичей, так и жителей области (в том числе сезонное население составляет около 3 млн. человек). При этом 60% учреждений отдыха принадлежат Московским городским и федеральным ведомствам, около 55% коллективных садов и дач используются жителями Москвы. Рекреация, как и ряд других отраслей деятельности, тесно взаимоувязывает интересы Москвы и области в сфере землепользования и градостроительства. Восстановление и благоустройство рекреационных фондов и территорий необходимо решать совместными усилиями, что позволит более полно использовать природный и экономический потенциал, сохранив при том окружающую среду для последующих поколений.

Планируемые предложения по использованию земельных ресурсов области систематизированы в разрезе округов природно-сельскохозяйственного районирования и отображены на рисунке И.

Выделены рекомендуемые режимы использования земель, предложены организационно-хозяйственные мероприятия для определенных районов земель:

— выделены территории льготного режима предоставления для всех видов деятельности, связанных с реабилитацией нарушенных земель;

— определены территории сельскохозяйственного использования на основе наукоемких технологий;

— определены территории сельскохозяйственного производства пригородного типа, территории первоочередного инженерного обустройства;

— определены территории приоритетного сельскохозяйственного использования на основе общественных форм собственности;

— определены первоочередные узлы ускоренного развития градостроительной и промышленной деятельности в пределах существующих границ населенных пунктов;

Источник

Читайте также:  Передача земли в срочное пользование