Меню

Экономика использования охрана земель

Понятие и структура экономического механизма в сфере использования и охраны земель.

Одним из принципов земельного законодательства, установленных ст. 1 ЗК РФ, является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

1. Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В настоящее время Государственная Дума активно рассматривает вопрос о введении единого налога на недвижимость, заменяющего собой земельный налог и налог на имущество физических лиц. Однако отсутствие реестров с полными характеристиками объектов недвижимости на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, методик и специализированных структур по оценке недвижимости, правил расчета указанного налога не позволило ввести единый налог на недвижимость в указанные сроки.

Экономический механизм основывается на нескольких принципах, к основным из которых относятся:

1. Принцип платности землепользования;

2. Принцип научной обоснованности экономических методов регулирования.

По практике арбитражных судов платным является даже фактическое землепользование, в случае, когда землепользование осуществляется без правоустанавливающих документов.

Экономический механизм имеет 2 основные цели:

1. Пополнение бюджетов как источников финансирования мероприятий по охране земель

2. Повышение уровня правосознания правообладателей.

В структуру экономического механизма входят 3 основные элемента:

1. взимание платы за использование земель

2. Финансирование мероприятий по охране земель

3. Стимулирование субъектов хозяйственной деятельности

В последняя время в структуру включают оценку земли как недвижимого имущества.

Взимание платы за землю основывается на следующих принципах:

1. Принцип всеобщности и платы

2. Предоставления налоговых льгот, которые могут быть условными и безусловными

Условная льгота предоставляется субъектам в случаях если они осуществляют деятельность, направленную на охрану земель и их восстановление.

Безусловная льгота предоставляется субъектам в силу социального статуса.

Принцип научной обоснованности

Установление и порядок платежей за землю регулируются следующими нормативными правовыми актами: Налоговый кодекс РФ (глава 31 «Земельный налог»), Гражданский кодекс РФ (глава 34 «Аренда), Закон РФ «О плате за землю» в части, не противоречащей Налоговому кодексу РФ.

Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.

2. Правовое регулирование взимания земельного налога.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, состоящим из Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

1. Земельный налог устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

Статья 388. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

2. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Статья 389. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются земельные участки,расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

2. Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки из состава земель лесного фонда;

4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Статья 390. Налоговая база

1. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Статья 391. Порядок определения налоговой базы

1. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Читайте также:  Как тепло солнца доходит до нашей земли

2. Налогоплательщики – физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования)

4. Если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статья 392. Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности

1. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

2. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Статья 394. Налоговая ставка

1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Статья 395. Налоговые льготы

Освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

2) организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

4) религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

5) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

6) организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

7) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

9) организации — резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в пункте 11 настоящей статьи, — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;

Читайте также:  Участок для многодетных если есть земля в собственности

(в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 75-ФЗ, от 07.11.2011 N 305-ФЗ, от 30.11.2011 N 365-ФЗ)

10) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», — в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра «Сколково» и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом;

11) судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, — в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет.

Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54

«О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога»

Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

объект налогообложения возникнет только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован.

6. При разрешении вопроса о том, кто является плательщиком земельного налога в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, — собственники жилых и нежилых помещений в этом доме или товарищество собственников жилья, арбитражным судам необходимо учитывать, что факт создания товарищества собственников жилья сам по себе не означает, что названное товарищество становится плательщиком земельного налога вместо собственников жилых и нежилых помещений в данном доме.

7. Пунктами 1 и 2 статьи 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, которая устанавливается в соответствии с земельным законодательством.

Если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.

8. При рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога, арбитражным судам следует исходить из того, что неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 394 НК РФ.

Дата добавления: 2017-03-29 ; просмотров: 2041 ;

Источник

§ 3. Экономические меры государственного регулирования охраны земель

Земельное, бюджетное и налоговое законодательство предусматривает возможность позитивного и негативного экономического стимулирования охраны и рационального использования земель всеми субъектами земельных отношений.

Экономический механизм стимулирования охраны земель предусматривает:

— разработку федеральных, региональных и местных программ охраны земли;

— выделение специальных средств из бюджетов всех уровней;

— налоговые и финансовые льготы;

— освобождение землепользователей от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, а также зянятые лесонасаждениями, сооружениями, выполняющими почвозащитные функции;

— компенсацию убытков, причиненных снижением доходов в результате временной консервации земель, нарушения условий землепользования вследствие стихийных бедствий, передачи земельных участков под объекты природоохранного назначения;

— уменьшение налоговой базы для расчета налога на прибыль при осуществлении природоохранных мер, направленных на содержание и эксплуатацию очистных сооружений, захоронение экологически опасных отходов, восстановление плодородного слоя почвы при добыче полезных ископаемых (гл.

— финансирование деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов;

— финансирование мелиорации земель за счет средств федерального бюджета, выделяемых органу исполнительной власти, осуществляющему управление сельским хозяйством, средств бюджетов субъектов РФ, а также за счет средств собственников, владельцев и пользователей мелиорируемых земель, кредитов банков и других не запрещенных законом источников.

В федеральном бюджете Российской Федерации регулярно предусматривается выделение денежных средств на финансирование мероприятий по охране окружающей природной среды в целом и на реализацию отдельных программ в этой области.

Таким образом, общественные отношения, складывающиеся в области охраны земель, регулируются в первую очередь нормами земельного и экологического права. Поэтому охрана земель является одним из центральных комплексных, межотраслевых институтов земельного и экологического права.

Читайте также:  Период обращения земли вокруг оси мира называется

Охрана земель направлена на рациональное использование, воспроизводство земли как компонента природной среды и природного ресурса, предотвращение ухудшения качественного состояния земель в результате негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и на ликвидацию ее последствий.

Мероприятия по охране земель обеспечиваются с помощью мер административного и экономического регулирования. К административным мерам относят установленные законодательством ограничения, разрешения, государственное принуждение, обязанности и т. д. Наиболее значимыми из них являются мелиорация, консервация, рекультивация, использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению. К экономическим мерам относятся стимулирование, прогнозирование и планирование, финансирование и т. д.

Контрольные вопросы и задания

1. Что понимается под содержанием охраны земель?

2. На каких принципах должна осуществляться деятельность хозяйствующих субъектов, оказывающая негативное воздействие на землю и окружающую среду?

3. Что понимается под рекультивацией земель?

4. Какие меры государственного регулирования охраны земель предусмотрены Федеральным законом от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»?

5. Какие мероприятия, реализуемые в сфере охраны земель, представляются вам наиболее эффективными и почему?

1. Боголюбов, С. А. Земельное право : учеб. для бакалавров / С. А. Боголюбов. — 5-е изд., перераб.

2. Земельное право : учеб. / под ред. Г. Е. Быстрова, Р. К. Гусева, А. В. Бабанова [и др.]. — Москва : ТК Велби : Проспект, 2008. —

1. Абдрахманов, Р. З. Оценка и учет экологической безопасности состояния земель — ключевое звено экологической безопасности окружающей среды / Р. З. Абдрахманов, Р. Б. Бигеева // Вестн. Росреестра. — 2012. — № 4. — С. 48—50.

2. Боголюбов, С. А. Экологический потенциал Конституции / С. А. Боголюбов // Журн. рос. права. — 2013. — № 10. — С. 5—13.

3. Веселков, И. В. Государственный контроль за использованием и охраной земель / И. В. Веселков // Вестн. Росреестра. — 2011. — № 3. — С. 67—70.

4. Попов, Н. В. Организация охраны окружающей среды и государственное управление природными ресурсами в Российской Федерации (федеральный и региональный уровень) / Н. В. Попов, С. Ю. Радченко // Вопр. гос. и муниципал. упр. — 2013. — № 4. — С. 75—98.

5. Сизов, А. П. Нормативно-правовое обеспечение управления и охраны земельных ресурсов и почв / А. П. Сизов // Использование и охрана природ. ресурсов в России. — 2012. — № 6. — С. 22—26.

6. Харьков, В. Актуальные вопросы законодательного обеспечения реализации государственной политики в сфере использования и охраны земельных ресурсов / В. Харьков // Хоз-во и право. — 2013. — № 8. — С. 122—128.

7. Хлуденева, Н. И. Правовое обеспечение экономического стимулирования в области охраны окружающей среды / Н. И. Хлуденева // Журн. рос. права. — 2013. — № 2. — С. 5—13.

Нормативные правовые акты

1. Об охране окружающей среды : федер. закон от 10 янв. 2002 г. № 7-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2002. — № 2. — Ст. 133.

2. О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую : федер. закон от 21 дек. 2004 г. № 172-ФЗ // Там же. — 2004. — № 52 (ч. 1). — Ст. 5276.

3. О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации : федер. закон от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ // Там же. — 2001. — № 20. — Ст. 1972.

4. О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения : федер. закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1998. — № 29. — Ст. 3399.

5. О мелиорации земель : федер. закон от 10 янв. 1996 г. № 4-ФЗ // Там же. — 1996. — № 3. — Ст. 142.

6. О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами : федер. закон от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ // Там же. — Ст. 41.

Источник