Меню

Эссе следуя советам лихачева земля родная

«Земля родная» Д.С.Лихачёва как духовное напутствие молодёжи. 7-й класс

Эпиграф к уроку:

«Человека создает земля. Без нее он ничто. Но и землю создает человек…»
(Д.С.Лихачёв)

Цели урока: знакомство с публицистическим очерком Д.С.Лихачёва «Земля родная»; развитие умений вдумчиво читать, анализировать произведения, делать выводы и создавать собственные тексты; воспитывать чувство уважения к истории и культуре Отечества.

Оборудование: презентация «Земля родная» Д.С.Лихачёва как духовное напутствие молодёжи»; электронная доска; распечатки глав очерка.

Методические приёмы: беседа по вопросам; анализ отдельных глав очерка; обсуждение домашних конспектов; выступления учащихся с сообщениями.

I. Организационный момент. Целеполагание.

  • Приветствие класса. Коллективное формулирование темы урока.
  • Целеполагание.
  • Определение задач на урок:

II. Актуализация опорных знаний

Беседа с учащимися по вопросам:

  1. В каком году написано произведение «Земля родная»? (1983 год)
  2. Определите жанр этого труда Д.С.Лихачёва. (Публицистический очерк)
  3. Что позволило отнести это произведение к публицистике? (Автор размышляет о разных сферах нашей жизни – взаимоотношениях, патриотизме, истинных ценностях, духовности и увлеченности своим делом.)

III. Изучение нового материала

1. «От автора»: объяснение смысла названия очерка и идеи произведения.

Как автор объясняет смысл названия очерка? («Я назвал свою книгу «Земля родная». Слово «земля» в русском языке имеет много значений. Это и почва, и страна, и народ (в последнем смысле говорится о Русской земле в «Слове о полку Игореве»), и весь земной шар. В названии моей книги слово «земля» может быть понято во всех этих смыслах»)

В чём, по мнению автора, состоит идея всех разделов книги «Земля родная»? («Человека создает земля. Без нее он ничто. Но и землю создает человек. От человека зависит ее сохранность, мир на земле, умножение ее богатств. От человека зависит создать условия, при которых будут сохраняться, расти и умножаться ценности культуры, когда все люди будут интеллектуально богатыми и интеллектуально здоровыми. Это идея всех разделов моей книги. О многом я пишу по-разному, в разных жанрах, в различной манере, даже на разном читательском уровне. Но все, о чем я пишу, я стремлюсь связать единой идеей любви к своей земле, к своей земле, к своей Земле…»)

2. «Слово к молодым» (беседа по домашним конспектам раздела).

Как автор определяет роль самого человека в собственной жизни? («Очень многое в том, чего человек достигает в жизни, какое он занимает в ней положение, что приносит другим и получает для себя, – зависит от него самого. Удача не приходит случайно. Она зависит от того, что человек считает в жизни удачей, как он сам себя оценивает, какую жизненную позицию избрал, какая, наконец, цель у него в жизни.»)

Какие цели советует Д.С.Лихачёв ставить перед собой? («У каждого человека, помимо небольших и «временных» личных целей, в жизни непременно должна быть одна большая личностная цель, и тогда риск неудач будет сведен до минимума. Если вы поставили себе надличностную цель, предположим, самую общую: приносить как можно больше пользы людям? Какие здесь «роковые» неудачи могут вам помешать выполнить эту свою большую жизненную задачу? К выполнению ее можно стремиться в любых обстоятельствах, а неудачи? «Нулевой результат», и только в отдельных случаях… Но в целом успех вам будет сопутствовать – успех и признание окружающих. И если в достижении этой задачи вам будет сопутствовать личный успех, то и счастье вам будет обеспечено.»)

Найдите и зачитайте рассуждения автора о любви. В чём смысл этих рассуждений? («В жизни человека огромную роль играет любовь. Сперва это любовь к своим родителям, к своей семье. Потом это любовь к своей школе, к своему классу – классным товарищам и подругам; к своему селу или городу. Еще одна важнейшая ступень – любовь к своему народу, к своей стране. Любовь к своей стране и своему народу – это и есть то надличностное начало, которое по-настоящему освящает (делает святой) всю деятельность человека, приносит ему настоящее счастье, избавляет от неприятностей, мелких личных неудач.»)

Как автор определяет патриотизм и национализм? Почему они несовместимы?

  • Однако патриотизм не следует смешивать с национализмом. Патриотизм – это любовь к своему народу. Национализм – это пренебрежение, неуважение, ненависть к другим народам. По-настоящему, если вы вдумаетесь в то, что я сказал, – одно несовместимо с другим.
  • Если вы любите свой народ, вы поймете и другие народы, которые любят свою природу, свое искусство, свое прошлое.
  • Надо стремиться освоить культурные достижения всего мира, всех народов, населяющих нашу маленькую планету, и все культуры прошлого.
  • Надо развить в себе интеллектуальную гибкость, чтобы понимать достижения и уметь отделить фальшивку от подлинного и ценного.

3. «Об интеллигентности»: выборочное чтение и обсуждение главы.

Каково отношение автора к интеллигентности? Как он определяет интеллигентность? (Лихачев придает большое значение интеллигентности, считая, что она является основой для жизни в обществе. Интеллигентность заключается в добродушии, порядочности, умении жить в социуме, полностью отдавать себя любимому делу)

Как вы понимаете фрагмент главы: «Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, даже в привычке вести себя скромно за столом, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!)?

В чём заключается «социальный долг» любого человека? («Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры» [От лат. aura (дуновение ветерка)] доброжелательности вокруг него и к нему (обращенной к нему.»)

4. «Большое в малом» (беседа по вопросам).

Какова роль молодости в жизни человека? («В молодости формируется не только человек — формируется вся его жизнь, все его окружение. Если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и легче переносить радость»)

Найдите в тексте и зачитайте авторские напутствия, касающиеся отношению к молодости. В чём их смысл? («Храните молодость до глубокой старости. Храните молодость в своих старых, но приобретенных в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой «открытости к людям», непосредственности. Храните ее во всем и не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иным» и будете жить в другом мире.»)

Как автор объясняет смысл поговорки «Береги честь смолоду»? («И помните поговорку: «Береги честь смолоду». Уйти совсем от своей репутации, созданной в свои школьные годы, нельзя, а изменить ее можно, но очень трудно. Наша молодость — это и наша старость.»)

Какие задачи сформулировал Д.С.Лихачёв для молодёжи? (По мнению академика, одна из важнейших задач для каждого – правильное отношение к старшему поколению, накопленному ими опыту, знаниям, тому, что они сумели сделать для будущего. Задача молодых – сохранить всё достояние, передать будущему поколению. Основа для будущей благополучной жизни – молодые годы. Именно тогда закладывается фундамент для последующих лет. Важно в это время закалить свой характер, обзавестись друзьями и единомышленниками, найти дело всей своей жизни.)

5. «Искусство открывает нам большой мир!»

В чём величайшая ценность русской культуры? («Величайшая и ценнейшая черта русской культуры состояла в ее мощи и доброте, которой всегда обладает мощное, по-настоящему мощное начало. Именно поэтому русская культура смогла смело освоить, органически включить в себя начала греческие, скандинавские, угро-финские, тюркские и т. д. Русская культура — открытая культура, культура добрая и смелая, все принимающая и все творчески осмысливающая»)

Что пишет Д.С.Лихачёв о любви ко всему русскому? Зачитаем фрагмент текста и порассуждаем о его сути. («Будем любить все русское, исконно русское, будем любить, скажем, Вологду и фрески1 Дионисия, но будем неустанно учиться ценить и то, что давала и будет еще давать мировая прогрессивная культура и что таится нового в нас самих. Не будем бояться нового и не будем с порога отшибать все, что мы еще не поняли…»)

Какие достоинства русской культуры и искусства называет автор? Какова их роль в развитии творческой личности? («За разнообразие, богатство, сложность, «гостеприимство», широту и интернационализм нашей. культуры и искусства будем ценить и уважать то прекрасное дело, которое делают картинные галереи, знакомя нас с разным искусством, развивая наш вкус, нашу духовную восприимчивость…»).

Как вы понимаете смысл цитаты: «Понимать математику – надо учиться. Понимать музыку – надо учиться. Понимать живопись – тоже надо учиться. »? (Пониманию искусства нужно учиться…)

6. «Учиться понимать»

«Искусство есть беседа…»

«Мне нравится слово, которым любил пользоваться, говоря о творчестве, Михаил Светлов: беседа. Искусство – это и есть, наверное, беседа: с людьми, с самим собой, со своей совестью и совестью мира, времени… Порой предмет беседы отвлеченно-вечен: любовь мужчины к женщине, просто некоего мужчины к некоей женщине. »

«О публицистичности искусства»

«Порой же беседа превращается в спор, нервическую полемику, стимулируемую острой и капризной, все время пульсирующей злободневностью. И тогда проявляются черты заостренной публицистичности искусства»

7. «Учиться говорить и писать»

Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, – качеств человека, который пользуется языком народа.

А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его «словами-плевками» говорит, он хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих, над всем смеется, ничего не боится. А на самом деле он потому и обзывает своими циничными выражениями и насмешливыми прозвищами те или иные предметы, людей, действия, что он трус и робок, неуверен в себе.

Как научиться красиво и правильно говорить? («Если научиться хорошо говорить, надо, постоянно обращая внимание на речь свою и других, записывая иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела…»)

Как научиться писать? («Чтобы научиться писать, – надо писать, писать письма, дневники. (Дневники следует вести с юных лет, потом они будут вам просто интересны, а в момент их написания вы не только учитесь писать – вы невольно отчитываетесь в своей жизни, обдумываете то, что с вами было и как вы поступили). Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде…»

8. Заключительное слово учителя.

Как вы понимаете выражение «экология культуры»? («Что мы называем экологией? Это наука о сохранности окружающего мира. А культура способна защитить человека от безнравственности, агрессии, лжи.»)

Д.С.Лихачёв призывает беречь памятники культуры: «Поэтому важно беречь памятники культуры: они, в некотором роде — защита от равнодушия к своей земле. Градостроительство должно быть основано на изучении истории данной местности. Если природа может самостоятельно залечить свои раны, нанесенные человеком, и быстро восстановиться, то с памятниками старины гораздо сложнее. Их потеря часто невосполнима.

Источник

Презентация по литературе «Д.С.Лихачев «Земля родная» (7 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Д.С.Лихачев «Земля родная» М.В.Глухова – учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2 ст. Воровсколесская, Ставропольский край

Цели урока: познакомиться с основными вехами биографии Д.С. Лихачева, провести анализ формы и содержания глав из книги «Земля родная»; развить умение анализировать публицистические произведения, развивать внимание, наблюдательность; умение высказывать оценочные суждения; воспитывать уважение к культурному наследию страны, любовь к родине.

За нашей спиною тысяча лет истории, Родина- это деды и прадеды, это все мы, ныне живущие, взрослые и дети, Родина — это и особый уголок, та заветная, родная земля, где мы родилась. Русская природа, русская история, русское искусство, русское слово связывают прошлое и настоящее, без чего невозможна живая связь поколений, связь времен. Опять за спиною родная земля, И снова чужая земля за рекою. Граница отчизны — не лес, не поля. Граница отчизны — граница покоя. Р.Гамзатов

Родная земля В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем, Наш горький сон она не бередит, Не кажется обетованным раем. Не делаем ее в душе своей Предметом купли и продажи, Хворая, бедствуя, немотствуя на ней, О ней не вспоминаем даже. Да, для нас это грязь на калошах, Да, для нас это хруст на зубах. И мы мелем, и месим, и крошим Тот ни в чем не замешанный прах. Но ложимся в нее и становимся ею, Оттого и зовем так свободно — своею. Анна Ахматова

Если скажут слово «родина», Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот, У реки берёзка-скромница И ромашковый бугор. А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор. В лужах первые кораблики, Где недавно был каток, И большой соседней фабрики Громкий, радостный гудок. Или степь от маков красная, Золотая целина. Родина бывает разная, Но у всех она одна! З.Александрова

-Почему наш урок начался со стихотворений о родине?

Искренностью, любовью к родной земле, её прошлому, настоящему и будущему, к людям проникнуты главы книги Д.С. Лихачёва «Земля родная». Лихачёв — автор многочисленных исследований по древнерусской литературе, один из выдающихся учёных современности, литературовед, общественный деятель, знаток русского слова, Он очень много сделал для сохранения и развития культуры нашей страны.

Д.С. Лихачёв — человек, чьё имя известно на всех континентах, выдающийся знаток не только отечественной, но и мировой культуры, избранный почётным членом многих зарубежных академий, Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов. 2006 год был объявлен Президентом Российской Федерации Путиным Годом Лихачёва.

Лихачёв — человек, чьё имя вышло за пределы планеты Земля: 1З июля 1984 года имя «Лихачев» присвоено малой планете Солнечной системы NQ 2877 и занесено в Международный планетный каталог.

-В книге «Земля родная» речь идет прежде всего о духовных ценностях. Что же это такое? Духовные ценности — добрые обычаи, традиции, представления о добром и красивом, а также язык, литературные произведения, поднимающие человека над обыденностью и показывающие ему идеал. -Многие главы этой книги – как бы напутствие начинающим жить подросткам. И здесь Лихачёв продолжает лучше традиции русской литературы, заложенные еще в древности. В каком произведении мы встречались с наставлениями молодежи? Древнерусская литература. «Поучения Владимира Мономаха»

1.Ваша профессия и ваш патриотизм «Приносить как можно больше пользы людям!» Надо быть увлеченным своей профессией, своим делом, теми людьми, которым непосредственно оказываешь помощь (особенно это необходимо педагогу или врачу), и теми, которым приносишь помощь «издали», не видя их. Любовь к своей стране и своему народу – это и есть то надличностное начало, которое по-настоящему освящает (делает святой) всю деятельность человека, приносит ему настоящее счастье, избавляет от неприятностей, мелких личных неудач. -Почему Д.С.Лихачев объединил два понятия «профессия» и «патриотизм»?

2. Об интеллигентности -Как вы понимаете выражение «интеллигентный человек»? Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков. А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком. Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это отношение к миру и к людям. Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание окружающего – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить… Толкается в переполненном автобусе – слабый и нервный человек, измотанный, на все неправильно реагирующий. Ссорится с соседями – тоже человек, не умеющий жить. Эстетически невосприимчивый – тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других – это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим.

3. Не быть смешным -Когда человек выглядит смешным? -Что нужно делать, по вашему мнению, чтобы не выглядеть смешным? Не быть смешным – это не только умение себя вести, но и признак ума. Смешным можно быть во всем, даже в манере одеваться. В разговоре с другими умейте слушать, умейте помолчать, умейте редко и вовремя пошутить. Занимайте собой как можно меньше места, не старайтесь быть «душой общества». В своем поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим. И еще одно, и самое, может быть, важное: будьте правдивы. Стремящийся обмануть других прежде всего обманывается сам.

4. Искусство открывает нам большой мир! -Что такое искусство? -Какие произведения искусства вы знаете? Будем любить все русское, исконно русское, будем любить, скажем, Вологду и фрески Дионисия, но будем неустанно учиться ценить и то, что давала и будет еще давать мировая прогрессивная культура и что таится нового в нас самих. Не будем бояться нового и не будем с порога отшибать все, что мы еще не поняли. — В чем помогает нам искусство?

Источник

Читайте также:  Правила условий требований способов использования земель