Меню

Эти люди сделали землю круглой

Как ярый сторонник теории заговора в XXI веке доказал, что Земля плоская и сбил с толку многих людей

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Так плоская или круглая?

Достаточно много людей на нашей планете всерьёз считают, что она плоская. Существует множество сообществ сторонников этой идеи. Они даже проводят «научные» конференции. Дэррил Марбл — один из таких людей. Он настолько свято верит в это, что взял с собой в самолёт спиртовой уровень, чтобы посмотреть, двигается ли пузырь. В своём видео на YouTube Дэррил утверждает, что, поскольку пузырь не двигался, планета не является сферой. Он даже привёл соответствующие подсчёты.

Естественно, многие люди от души посмеялись, увидев это «свидетельство». Даже спустя много времени с его публикации, они продолжают бурно реагировать на него.

«Я записал интервал времени длиной 23 минуты 45 секунд. По всем данным за это время самолёт пролетел немногим более 320 километров. Согласно математике кривизны земной поверхности, приведённой для объяснения модели земного шара, это должно было привести к компенсации кривизны в 8 километров. Как вы увидите, измеримой компенсации кривизны не было», — сказал Марбл.

Кто в это верит?

Чтобы узнать больше о том, почему так много людей верят в теории заговора, такие ​​как теория плоской Земли, нужно обратиться к науке. Например, Ли Макинтайр, научный сотрудник Центра философии и истории науки Бостонского университета, опубликовал несколько работ на эту тему.

Макинтайр говорит, что он посещал конференцию о плоской Земле ещё в 2018 году и даже слышал, как кто-то хвастался «экспериментом» с уровнем. Учёный сказал: «Их следует похвалить за то, что они на самом деле пытались проверить свою гипотезу. Но, конечно, они совершенно не понимают, как на самом деле работает наука. В частности, они игнорируют гравитационное притяжение. Один из их главных аргументов заключался в том, что если Земля будет вращаться, вода упадёт. Разве они не понимают, что гравитационное притяжение исходит из центра, основано на массе и действует также на воду?»

О плоскоземельцах и поклонниках различных теорий заговора также высказываются и ведущие психиатры. Например, Джозеф Пьер, клинический профессор психиатрии и доктор медицинских наук в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. По словам профессора, сторонники теории плоской Земли и аналогичные теоретики заговора могут попытаться убедить в своей правоте того, кто не знаком с экспериментом Марбла. Кроме того, нужно ведь заставить собеседника поверить в то, что каждая страна, имеющая космическую программу, её правительство и учёные, участвуют в неком мировом заговоре. Они изо всех сил стараются скрыть правду. Здесь наиболее уместным был бы вопрос о том, зачем это им всем надо?

Пьер рассказал, что его первоначальный интерес к теории о плоской Земле возник после того, как несколько лет назад баскетболист Кайри Ирвинг сделал несколько замечаний об этом. Впоследствии он отказался от своих слов, сказав, что имел в виду лишь недоверие к общепринятым догмам.

Профессор рассказал, что когда адептов этой теории начинают расспрашивать о причинах подобных убеждений, добиться ответа нереально. Некоторые просто выражают так свой внутренний протест. Есть же такие, кто искренне уверен, что Земля плоская. Пьер сравнил этих людей с теми, кого мы называем «верующими». Имеется ввиду в Бога. Есть люди просто религиозные, в силу традиций или воспитания, а есть действительно истово верующие. Последних никому не переубедить, они аргументированны, потому что знают истину.

Доказательства

Доктор Макинтайр говорит: «Если вам доведётся спорить с плоскоземельцем, лучше заранее спросить его, каких доказательств будет достаточно, чтобы доказать, что он неправ. Я лично задавал этот вопрос на FEIC (Международная конференция по плоской Земле) 2018, и это было очень показательно. Большинство из этих людей просто сказали «доказательство». Я же спросил «доказательство чего?» Они не смогли конкретизировать. Это очень ярко демонстрирует, что изначально их убеждения не основывались на каких-либо доказательствах».

Существует также мнение о том, что некоторые плоскоземельцы пытаются нажиться на доверчивых людях. Хотя Макинтайр говорит, что, по его опыту, большинство из них истинно верующие. «Во-первых, где деньги? Даже основные спикеры или организаторы конференции не оказались богатыми людьми. Мы не говорим о том, что ExxonMobil дезинформирует об изменении климата, чтобы продолжать продавать нефть. Примерно через час общения с этими людьми я решил, что практически все они искренне верят в это. Некоторые из них более сильны в этой вере, чем другие, но я не встретил ни одного человека, который, казалось бы, просто троллит», — поделился своим опытом Макинтайр.

«Может, я наивен? Наверняка там есть тролли. Но я слышал, как многие плоскоземельцы рассказывали о том, что их бросили близкие, о том, что их отлучили от церкви, они потеряли работу из-за своих убеждений… Кто пойдёт на такое ради развлечения? Это хардкорные отрицатели науки. Как бы ни было трудно это принять, есть люди, которые искренне верят в плоскую Землю и готовы даже рисковать своей жизнью из-за этого! Один ракетчик разбился, пытаясь доказать, что Земля плоская. Они не притворяются. Они верят».

Читайте также:  Земли минимальная гравитационная сила

Сегодня многим людям нравится жаловаться на то, что достижения современности порождают такие проблемы, как множество теорий заговора. Но на самом деле человечество знакомо с подобной практикой с самых древних времён.

Почему так много поклонников теорий заговора

«Теории заговора существуют со времён древнеримского императора Нерона. Люди просто пытаются разобраться в окружающем мире, но не могут. Плоская Земля — ​​это обычная теория заговора. Все они стали чрезвычайно популярны, потому что эти убеждения подкрепляются одобрением сверстников. К тому же, теперь это легко доступно в Интернете. Практически все плоскоземельцы, которых я встречал, были убеждены видео с «доказательствами» Марбла на Youtube. Некоторые тогда пошли на конференцию. После этого они уже полностью были «в кроличьей норе»».

Макинтайр рассказал, что эти адепты затем пытаются обратить других, убедить их в своей правоте. «Важно помнить, что эти патологии человеческого разума существуют не только для защиты самих себя, но и для обращения в свою веру новых членов. Они опасны. Они заразны. Я бы хотел, чтобы Плоская Земля была худшей из них, но это не так. Это бедствие нашего времени. И дальше будет только хуже».

По поводу видео Марбла у Макинтайра единого мнения нет. Он не понимает, то ли тот искренне верит, что Земля плоская, то ли просто наживается с помощью этой теории заговора на своём канале YouTube. Возможно и то, и другое. Судя по темам, которые он публикует в социальных сетях, Дэррил твёрдо верит во многие теории заговора. Он также является активным членом сообщества Плоской Земли. Но я бы не стал отбрасывать мысль о том, что Марбл на самом деле является комиком или учёным. Он может сознательно проводить некий масштабный социальный эксперимент о вере в теории заговора и о том, как люди впитывают информацию в Интернете.

Если среднестатистического плоскоземельца спросить о том, почему они в это верят, они скажут вам, насколько важно думать самостоятельно. По крайней мере, в этом отношении они правы. Критическое мышление, способность делать выводы для себя — жизненно важный навык в мире, полном фейковых новостей, теорий заговора, плохо замаскированной пропаганды и кликбейта.

По иронии судьбы, в то время как некоторые теоретики заговора, такие как Марбл, делают свою работу, другие просто повторяют их «выводы». Люди просто не задумываются ни о чём, ничего не анализируют и не подвергают никакому сомнению. От их утверждений и «фактов» о том, что Земля плоская, просто голова кругом идёт. Поневоле многим придёт в голову мысль о том, что Интернет – это не очень хорошо.

Нельзя никого осуждать за попытку собрать для себя информацию. Только настоящий учёный принимает во внимание все факты и рассматривает все известные данные, а не только то, что подтверждает его теорию. Кроме того, учёные всё же более озабочены чистотой экспериментов, а не их яркостью и зрелищностью, как блогеры в Интернете.

Если вас интересуют теории заговора, прочтите нашу статью о том, как одну из них удалось победить: король Элвис спасает мир от эпидемии или как подростки и рок-н-ролл сделали вакцинацию модной.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Потому что круглая Земля

Даже люди, искушенные в истории авиации, открыли для себя неизвестные факты в биографиях известных людей. Для остальных фильм стал сплошной чередой невероятных событий. «Люди, сделавшие Землю круглой» — это экипажи самолетов Валерия Чкалова и Михаила Громова, без посадки перелетевших через Северный полюс в США. Пытался перелететь и экипаж Сигизмунда Леваневского, но его самолет погиб в Арктике при невыясненных обстоятельствах.

И если самые продвинутые еще вспомнят хоть что-то о Чкалове и Громове, то фамилии членов чкаловского и громовского экипажей — Юмашев, Филин, Спирин и Данилин — нам почти неизвестны.

А это были удивительные люди, прожившие яркую жизнь.

А еще это не только познавательное, но и безумно увлекательное кино. Многие факты могут стать вопросами для «Что? Где? Когда?» и других интеллектуальных шоу. Знатокам на засыпку: кто в Советском Союзе был первым обладателем личного самолета? Если не смотрели фильм, то ответ под силу разве что Анатолию Вассерману. А теперь знают все: правительство подарило самолеты У-2 экипажу Валерия Чкалова.

Или вот еще: с кем из советских людей дружила Марлен Дитрих? За счет чего летчики смогли облегчить самолет? Как выжили, когда у них закончился кислород.

О «людях, сделавших Землю круглой» — с автором и ведущим фильма Валдисом Пельшем.

Валдис Евгеньевич, фильм для кого-то был напоминанием о великих людях, для кого-то — абсолютным открытием. По вашим ощущениям, какое соотношение «знатоков» и «первооткрывателей»?

Валдис Пельш: Фильм делался в расчете на самую широкую аудиторию. Мы понимали, что нет в нашей стране человека, который не слышал бы о таких людях, как Громов и Чкалов. Но при этом понимали и то, что для многих людей знания ограничены фразой о том, что были какие-то летчики и куда-то там летали. Поэтому мы хотели рассказать их историю для широкой публики. Думаем, что достаточно раскрыли тему.

Рекордсмены-летчики 1930-х: атлеты, красавцы, супермены. Вопрос: а почему мы не видим таких среди современных летчиков? Они есть, но мы не знаем? Или «таких больше не делают»?

Читайте также:  Можно ли продать землю по старому свидетельству

Валдис Пельш: Не знаете — не значит, что таких нет. Лично я знаю достаточное количество таких летчиков.

Возвращаемся в 30-е. Летчики прилетели в Америку и стали там героями. То, что второму пилоту громовского экипажа Андрею Борисовичу Юмашеву предлагали роль в Голливуде и какой-то нереальный гонорар в миллион долларов.

Валдис Пельш: Отчего ж нереальный — прекрасный гонорар. Сегодня это соответствует 17 млн долларов.

Чудовищные деньги для советского человека. А это правда? Летчики любят прихвастнуть.

Валдис Пельш: Это правда. В Голливуде Громова, Юмашева и Данилина встречала Ширли Темпл, была их экскурсоводом. Ширли — самая яркая кинозвезда-ребенок Голливуда и самая юная обладательница «Оскара». Там у наших летчиков были встречи с продюсерами, Андрею Борисовичу на самом деле был предложен миллион долларов за роль в фильме. Отказался за неимением времени. У меня нет ощущения, что они привирали. Посмотрите на Юмашева: вылитый герой вестерна. Ему и предлагали сниматься в вестерне или в боевике.

В США прилетает советский самолет. И Америка ликует, в Нью-Йорке толпа носит их на руках. Летчиков принимает президент. Затем прилетает следующий: и опять триумф, салюты, митинги. А за ним летит еще один. Это для нас праздник. Но для Америки почему триумф? Разве не пощечина?

Валдис Пельш: Каждая великая нация умеет признавать достижения соседей. Должна уметь. Я думаю, можно провести аналогию: мы же сегодня признаем современные достижения американцев. Для нашей молодежи создатель Facebook Марк Цукерберг — это фигура большущей величины и значения. Признавать чужие достижения нормально, даже если вы конкуренты. Поэтому нет никакой проблемы в том, чтобы искренне радоваться успехам человека, который не является гражданином твоей страны. Особенно если он сделал нечто значимое, планетарного масштаба. Наши это сделали.

АНТ-25 — самолет для рекордов. А вот Леваневский летел в США на ДБ-А («Дальний бомбардировщик — Академия»). Можно сказать, что это была попытка наладить коммерческое сообщение между континентами. А можно рассматривать и как испытание советского экспериментального бомбардировщика.

Валдис Пельш: Дело в том, что у ДБ-А другая дальность, он должен был дозаправляться в Фэрбенксе. Это не попытка проложить четкий коммерческий рейс, это демонстрация возможностей коммерческого рейса. Мы говорили: обладаем не только рекордными самолетами, но и самолетами, которые способны доставить груз.

Сегодня Гонконгские авиалинии летают через Северный полюс в Нью-Йорк по маршрутам Громова и Чкалова. У них в салонах висят таблички, напоминающие об этом.

Стереотип: вторая половина 1930х — лютует НКВД, ищет шпионов. И в это же время наших летчиков отправляют в командировки в США. Как это сочетается?

Валдис Пельш: Так вот и сочетается. Репрессии — не стереотип, они были. Тот же Громов, когда ему предложили возглавить Летно-исследовательский институт, ответил, что прекрасно знает печальную судьбу своих предшественников. Юмашев был в расстрельных списках. Да, слава и огромная популярность давали им некую защиту. В то же время судьба некоторых, например, Филина, грустна. Хотя и они в свое время были очень популярны.

Никаких иллюзий наши летчики не испытывали, знали, что вокруг происходят жесткие вещи. Наверняка не знали причин и масштабов, но все видели. Не слепые.

И в то же время ни один летчик, которого отправили за границу, не стал невозвращенцем.

Валдис Пельш: Скажем так: это тема другого исследования. Я не возьмусь выступать в этой области в качестве эксперта. Но опять же, да, были репрессии, аресты, казни. Но при этом в стране был огромный патриотизм. Летчик — это всенародно обожаемый Герой, ему и в голову не могло прийти остаться в чужой стране.

Любопытный эпизод: Ворошилов дает Громову в Америку 7 тысяч долларов с наказом: оторвитесь там по полной. Так и было?

Валдис Пельш: Он им сказал: гульните там по полной. В смысле, отметьте это событие. В 1935 году никто в мире не осознавал реальной сложности такого полета. Можно сказать, это была попытка взять трансполярную пальму первенства нахрапом. Ворошилов действительно хотел, чтобы они в Америке оторвались и гульнули. Перелететь полюс — событие мирового значения.

В Кремле Леваневский оскорбил Туполева в присутствии Сталина, назвал вредителем. В 1937 году Туполева арестовывают. Эти вещи связаны?

Валдис Пельш: Да нет, конечно. К моменту ареста Туполева Леваневский уже погиб. ДБ-А пропал в августе 37-го, а Туполева посадили в октябре. Это было уже «общее загребалово». К тому же повод для ареста был смехотворен: его обвинили в работе на английскую и французскую разведки. Что полный бред. Если бы его хотели привязать к пропаже самолета Леваневского, то обвинили бы еще и во вредительстве. Но опять же, а как это можно сделать? Самолет, на котором пропал Леваневский с экипажем, не туполевский. Его создал конструктор Виктор Болховитинов.

О кино. Судьба как-то свела с американским летчиком. Он рассказал: фильм «Топ ган» Тони Скотта пилоты называют «мобилизационным». Молодые ребята захотели быть как Том Круз, и в летных школах взлетели конкурсы. Сегодня костяк ветеранов американских ВВС составляет поколение романтиков «Топ ган». Нам сегодня нужен свой «Топ ган»?

Читайте также:  Количество водяного пара в атмосфере земли

Валдис Пельш: Нам нужен не «Топ ган». Нам нужно выработать привычку к хорошему телевидению, к хорошему кино. К сожалению, то, что сейчас происходит на нашем телевидении и в нашем кино, не ведет к позитивным результатам. Уже лет через пять получим результат легкомысленного и бездумного заполнения эфира барахлом. И дело тут не в развлекательном уклоне телевидения. Есть хорошие развлекательные форматы, скажем, «Что? Где? Когда?», и не побоюсь обвинения в хвастовстве — «Угадай мелодию». А вот пустые программы и фильмы несут пустоту, забивают людям голову барахлом. И дальше будет гораздо хуже. Получим людей с формальным чувством патриотизма. Людей, которые не интересуются ничем, кроме потребления.

Вспомните, в 90-х годах все хотели делать мир лучше. Сейчас, мне кажется, мы перестали этого хотеть.

Что, кроме «В бой идут одни старики», можно считать хорошим кино? И «Экипаж» Лебедева какое оставил впечатление?

Валдис Пельш: «Экипаж» я не смотрел. Что касается «В бой идут одни старики», то это фильм для своего времени. Для того, чтобы мы могли разговаривать на одном языке с подрастающим поколением, — надо создавать стоящее телевидение.

Вот АНТ-25 летит на Камчатку, при взлете обрываются тросы шасси. Бортинженер Евгений Стоман пытается исправить ситуацию. Во время съемок вы на себе испытали то, что он проделал в полете.

Валдис Пельш: Не согласен совершенно! Я не испытал и десятой доли того, что испытал Стоман. Потому что Стоман висел с ломом в руках три часа, по пояс высунувшись из крыла. И у Стомана не было парашюта. Он знал, что если совершит неверное движение, то упадет и разобьется. А у меня парашют был.

Одно дело, когда к прыжку готовятся, совсем другое — когда все происходит внезапно. Это риск иного уровня. Вам начальство не говорит: парень, не увлекайся! Ты нам пригодишься.

Валдис Пельш: Я сам определяю, какие вещи я буду делать, а какие нет. И сам определяю степень риска. Я знал, что моя система собрана, в ее надежности был уверен.

Напомним, что Валдис Пельш — многократный рекордсмен России, кандидат в мастера спорта по прыжкам с парашютом, планерист.

Валдис Пельш: Не планерист. Участник рекордов — да, российских и европейских. Был один мировой.

Представим на минуту, что на машине времени Валдис Пельш попадает в 30-е. Партия и правительство доверяют вам лететь в экипаже Чкалова или Громова. Но все идет по руслу «альтернативной истории», и неизвестно, чем завершится полет. Риск, учитывая уровень той матчасти, чудовищный. Рискнули бы? И будь возможность выбора — какой экипаж, кстати, выбрали бы?

Валдис Пельш: Положим, в громовский экипаж меня бы не взяли. Потому что туда брали только лучших. В чкаловский — может быть. Хотя с точки зрения с кем лететь, я выбрал бы, конечно, Михаила Михайловича Громова, рекорд-то он установил. У чкаловского экипажа только пальма первенства.

Хотя по полетам вслепую не было равных Байдукову. А Байдуков был в чкаловском экипаже.

О риске. Надо понимать, что у летчиков свои представления о риске. Если риск оправдан, то он является абсолютно приемлемой имманентой летчика. То есть присущий его природе.

. И еще о Громове. Есть история, которая не вошла в фильм: на заводах North American нашим дали полетать на новых бомбардировщиках В-25 «Митчелл». Громов, облетав машину, спросил у конструктора: а как будете решать вопрос стыковки фюзеляжа с крылом? Конструктор был изумлен: а как вы узнали, что у нас там проблемы? А Громов просто почувствовал. У него было потрясающее чутье. Только хороший летчик чувствует, что с машиной что-то произошло, раньше, чем это покажут приборы. Громов так и реагировал, в этом его уникальность. Так что с точки зрения шкурной безопасности, я напросился бы в экипаж к Михаилу Михайловичу.

Экипаж Михаила Громова отказался брать в полет через Северный полюс надувную лодку, часть теплой одежды, охотничьи ружья — на этом сэкономил 250 кг веса. Взял больше горючего. Расчеты показали, что каждый дополнительный 1 кг топлива — это увеличение дальности полета АНТ-25 на 3 км.

Борясь за каждый килограмм, летчики облазили весь самолет и откусили кусачками концы всех болтов, выступающих над гайками.

Горючего Громову хватило бы и до Панамы, но получил приказ сесть в США. Фермер — хозяин пастбища, на котором приземлился АНТ-25, выпросил у наших остатки бензина, разлил его по пузырькам и продал как сувениры.

В 37-м, когда Чкалов возвращался на лайнере «Нормандия» из Америки в Европу, плывшая на этом судне звезда кино Марлен Дитрих попросила у Чкалова автограф. Во время плавания их часто видели вместе. Валерий Чкалов прожил всего 34 года: погиб при испытаниях самолета И-180 в декабре 1938 года.

Михаил Громов — участник и Гражданской, и Великой Отечественной войн. Работал до 1955-го — начальником управления летной службы гражданской авиации. С 1959 по1961 год — председатель Федерации тяжелой атлетики. Умер в 1985 году, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Источник